В какую сторону на заднем ходу при выключенном двигателе уклоняется корма при перекладке руля влево

Обновлено: 19.05.2024

Движение автомобиля задним ходом целесообразно рассматривать не как самостоятельное перемещение, а как часть целого, общего процесса движения.

Это и въезд или выезд с места стоянки, и как способ развернуться в ограниченном пространстве, и как способ заехать в узкое место или способ обеспечить удобный выезд, а также во многих других случаях, когда перемещение задним ходом целесообразно.

Первое, с чем вы столкнетесь, когда начнете движение на автомобиле задним ходом, это ощущение того, что автомобиль едет не туда, куда хочется, и что он все время норовит свернуть в сторону.

При обычном движении вперед рулят передние колеса, задние колеса своего положения относительно поперечной оси не меняют.

Процесс поворота автомобиля кратко изложен в статье Управление автомобилем. Часть 9. Парковка — там есть схема поворота и изменение габаритной ширины автомобиля в процессе поворота.

Для общего понятия физики поворота еще есть смысл ознакомиться с материалом статьи Как автомобиль поворачивает.

Как научиться ездить задним ходом

Для того, чтобы поехать назад, а также для выполнения поворотов направо и налево во время движения задним ходом понадобится занять соответствующую позу за рулем. Перед вами задача не только ехать назад, а еще и видеть, куда вы едете.

Для этих целей есть два способа посадки. Первый способ – это обычная посадка, при которой вы держите руль двумя руками, и ориентируетесь по зеркалам заднего вида. Способ вполне приемлемый, но требует умения использовать зеркала.

Второй способ – посадка вполоборота, когда вы вращаете руль одной рукой и смотрите назад через заднее стекло. Процесс вращения руля в этой позе рассмотрен в статье Управление автомобилем. Часть 2. Руление.

Используя второй способ, можно наклониться таким образом, чтобы голова располагалась посередине, между спинками сидений, и взгляд был направлен в заднее стекло по осевой линии автомобиля. При такой посадке траектория движения контролируется лучше всего.

Для успешного выполнения поворотов во время движения автомобиля задним ходом потребуется запомнить несколько правил.

  • Двигаться на автомобиле задним ходом следует с минимально возможной скоростью;
  • Автомобиль поворачивает в ту же сторону, куда поворачивается рулевое колесо. Это значит, если, двигаясь задним ходом, вращаете руль вправо — автомобиль поворачивает направо назад, если вращаете руль влево — автомобиль, соответственно, будет поворачивать налево назад;
  • Поворачивать руль желательно одной рукой. При движении назад прямо и направо руль вращает левая рука, правая при этом опирается на спинку правого сиденья. При движении назад налево, руль вращает правая рука, корпус повернут влево, а левая рука упирается локтем в спинку или размещается на спинке вашего сиденья;
  • Смотреть нужно на ту точку, где хотите оказаться через несколько мгновений, одновременно вращением рулевого колеса направляя багажник автомобиля на нужную траекторию;
  • При завершении поворота возвращать руль в положение прямо нужно чуть раньше, чем автомобиль выйдет на прямую линию.

Для начала рекомендуется на свободной площадке научиться объезжать задним ходом условные углы прямоугольника. Сначала с поворотами направо, затем с поворотами налево.

Схема движения задним ходом

На дорогах общего пользования помимо техники движения задним ходом (чтобы ни с кем не столкнуться) ПДД требуют перед началом маневров включать соответствующие указатели поворотов:

  • Движение назад-вправо: включаете указатель правого поворота;
  • Движение назад-влево: включаете указатель левого поворота.

Ниже будет рассмотрен один небольшой пример, в котором движение задним ходом используется наиболее часто.

Разворот задним ходом

Бывает необходимость развернуться на участке, но наличие свободного места не всегда позволяет сделать это с одного захода. Например, на небольшой территории, в тесном проулке или в узком гаражном проезде.

В таких ситуациях наиболее подходящим маневром будет разворот в три приема, одним из элементов которого является движение задним ходом. Разворот таким способом входит в число экзаменационных упражнений в ГИБДД.

Схема разворота в 3 приема

Представьте, что ваш автомобиль стоит у правого края дороги, и вам необходимо развернуться. Ширина дороги должна быть больше длины вашего автомобиля, иначе вы не сможете выполнить разворот.

Необходимо помнить, что на стоящем автомобиле повернуть рулевое колесо довольно трудно (если нет усилителя), поэтому начинать вращать его есть смысл во время старта, когда колеса уже покатились.

Можно воспользоваться следующим планом действий.

  1. Включаете первую передачу, начинаете движение, и сразу быстро поворачиваете руль влево до упора. Движетесь по дуге к левой стороне дороги.
  2. Когда автомобиль начнет приближаться к левому краю дороги, выжимаете сцепление и сразу, пока колеса еще немного катятся, поворачиваете руль вправо до упора или на сколько получится. Доехав до края дороги, останавливаетесь. Теперь вы готовы к движению назад.
  3. Включаете заднюю передачу и начинаете движение назад, одновременно доворачивая руль вправо, если не получилось это сделать перед самой остановкой.
  4. Как только автомобиль отъедет назад на достаточное расстояние, выжимаете сцепление и, опять же, пока колеса катятся, быстро вращаете руль, и поворачиваете передние колеса влево. Останавливаете машину.
  5. Теперь включаете первую передачу и начинаете движение вперед, но уже в обратную сторону. Разворот окончен.

Рассмотренная выше схема является только техникой выполнения разворота. На дороге еще придется наблюдать дорожную обстановку — смотреть в зеркала и крутить головой, и обязательно подавать сигналы поворота.

Что и как делать в таких случаях описано в статьях Выезд с парковки задним ходом и Задний ход на парковке.

Но, все это пригодится потом, когда водительское удостоверение уже будет в кармане, а до тех пор есть смысл тренироваться, т.е. практиковаться в безопасном месте. Впрочем, продолжать тренироваться можно и нужно, даже имея ВУ.

Перечисленные упражнения очень хорошо развивают способность чувствовать автомобиль.

Еще можно добавить, что заезд задним ходом в условный (или настоящий) гараж, является хорошей тренировкой для большинства способов постановки автомобиля на стоянку (парковку).

Зато потом, в самостоятельной практике, вы сможете без опасений заехать задним ходом в любой проулок.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 24.07.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Отход кормой (рис. 270):

а) Отдаются швартовные концы кроме носовых продольного и шпринга; руль перекладывается в сторону причала, концы туго обтягиваются и дается малый передний ход.
6) Корма отходит от причала;"Стоп машина", руль прямо.
в) Отдаются носовой продольный; дается задний ход и отдается шпринг; маневрирование.
На базах (сооружениях) для стоянки маломерных судов выход за ее пределы, как правило, разрешается для малых плавсредств только на веслах, чтобы не создавать волнения на акватории.
Подход к берегу. Этот маневр на внутренних водоемах называется привалом и на маломерном судне выполняется часто. Для безопасного подхода судоводитель должен правильно выбрать место привала. Желательно, чтобы берег был пологим, чистым от препятствий и песчаным. Когда подход к месту стоянки осуществляется в незнакомом месте, необходимо двигаться с минимальной скоростью, промеряя наметкой глубину и характер грунта. На реке движение к берегу следует начинать против течения и затем маневрировать так, чтобы нос коснулся грунта под углом к берегу близким к 90°, на водохранилище и на озере - против ветра. На мелководье при подходе к берегу на мотолодке мотор должен быть поднят.
Примерная схема подхода катера к необорудованному берегу изображена на рис. 271, а на рис. 272 показан подход к берегу при волнении.
При подходе к берегу на сильном прибое (как правило это вынужденный маневр) груз и пассажиров следует переместить ближе к корме, с кормы отдать плавучий якорь, либо якорь или груз, который будет волочиться по дну. Необходимо стремиться держать судно (корму) перпендикулярно волне, а при подходе к судну каждой крупной волны уменьшать или останавливать ход. Когда до берега остается небольшое расстояние и очередной гребень волны начинает подходить к носу .судна и поднимать его, следует дать ход вперед, стараясь не отставать от волны. Неудачно выполненный маневр в последний момент подхода к побережью, может привести к нежелательным последствиям (сильный удар днищем; разворот судна лагом к волне и захлестывание лодки водой и т.п.), поэтому все пассажиры должны быть в спасательных жиле-

http://www.boatyard.ru/html/3-11_files/image020.jpg

тах, заранее получить инструктаж и четко знать свои действия в зависимости от обстановки. На мелких плавсредствах, как только нос коснется грунта всем следует быстро выпрыгнуть в воду и руками вытащить лодку или катер как можно дальше на берег.
Следует помнить, что в условиях сильного ветра и волнения подход к берегу опасен, особенно в незнакомом месте.
Стоянка у берега. Распространенным способом стоянки маломерного судна у необорудованного берега является его закрепление с помощью концов, протянутых с кормы к вдавленному (зарытому) на берегу якорю. При наличии деревьев и крепких кустов швартовные концы крепятся за них.
При значительных колебаниях уровня воды судно можно поставить на две растяжки - носовую и кормовую (рис.273 - 275). Это дает возможность судну "отыгрывать" на волне и предотвратить его обсыхание.
Отход (отвал) от берега. Подготовив судно к плаванию отход осуществляется следующим образом. Пассажиры размещаются ближе к корме (чтобы поднять нос) и дается задний ход. Если судно не сдвигается, то путем перекладки руля и реверсирования судно раскачивается. Через некоторое время грунт под днищем подмывается и судно начнет движение задним ходом, корма выводится на более глубокое место и двигатель переключается на максимальный задний ход.
На небольших катерах и мотолодках отход от берега осуществляется с помощью весла, отпорного крюка, а при необходимости и с участием пассажиров.
Во время значительного волнения отвал задним ходом, особенно на моторных лодках, опасен, т.к. помимо возможности повредить винт, не исключено, что при движении к волне кормой мотор и судно могут быть захлестнуты водой. В этом случае благоразумнее отвалить от берега с поднятым мотором, затем на глубине его опустить и начать движение. При сильном ветре не исключено, что перед опусканием мотора придется стать на якорь, чтобы лодку не навалило на берег.
Подход к другому судну. Техника выполнения этого маневра близка швартовке к причалу, однако в зависимости от метеоусловий и типа судна, к которому необходимо причалить, требуется более отточенное искусство. Швартоваться следует к другому судну только после его полной остановки. К судну средних и больших размеров подход осуществляется, как правило, в его средней части с подветренного борта. Это позволяет остановить катер (мотолодку) за несколько" метров до места швартовки, расположить его (ее) параллельно дрейфующему судну и регулировать положение так, чтобы соприкосновение произошло в районе заранее опущенных кранцев.
При швартовке к другому маломерному судну, наиболее часто оба судна некоторое время на малом ходу двигаются параллельными курсами, постепенно приближаясь друг к другу и сбрасывая скорость. Подход к стоящему на якоре или лежащему в дрейфе другому катеру (моторной лодке, яхте) должен производиться с учетом течения (которое может развернуть судно), ветра и волнения. Маневрирование следует согласовать с судоводителем другого судна и быть предельно осторожным и внимательным, чтобы не повредить суда и не нанести травм людям, находящимся на борту. Швартовка, как правило, обеспечивается подачей только носового швартова, чтобы в любой момент его можно было отдать и отойти от борта. Пассажиров необходимо проинструктировать, чтобы они находились на штатных местах и не держались руками за борт, который обращен в сторону другого судна.
Снятие судна с мели. В случае посадки судна на мель, следует учитывать то обстоятельство, что за судном движется придонная волна, которая обгоняя остановившееся судно, приподнимает его и при своевременно (практически сразу же после остановки судна) данном ходе назад может способствовать снятию судна с мели. В том случае, если судно не сошло с мели, делаются промеры глубины вокруг судна. По результатам промеров определяется большая глубина, в сторону которой и снимается судно с мели.
При посадке на мель носовой частью попеременно дается передний и задний ход с одновременной перекладкой руля с борта на борт. После раскачки судна дается полный ход назад с прямым положением руля. При этом целесообразно создать дифферент на корму, путем перемещения груза и пассажиров.

http://www.boatyard.ru/html/3-11_files/image022.jpg

При посадке на мель одним бортом создается крен на противоположный борт.
В зависимости от степени посадки на мель и условий (температура воды, сила ветра, волнение, течение, глубина, тип судна) используются шесты, багры, весла, надувные резиновые катки для
подкладки под киль, завозные якоря для отдачи на глубине, троса для крепления на берегу, разгрузка судна для уменьшения осадки, другие мелкосидящие маломерные катера и мотолодки в качестве буксира.
После снятия с мели необходимо тщательно осмотреть корпус судна, установить и по возможности устранить полученные повреждения, убедиться в отсутствии поступления воды внутрь.
Буксировка. Буксировка одним маломерным судном другого осуществляется в вынужденных случаях, когда нет другой возможности оказать помощь. На практике используются два способа буксировки в кильватер и под бортом.
Буксировка в кильватер осуществляется на тросе длиной от 10 до 15 метров. Способ крепления троса на судах выбирается в зависимости от наличия на них швартовых устройств, но он должен находится в диаметральной плоскости судов. На большинстве маломерных судов киповой планки не предусмотрено, поэтому трос следует пропустить через петлю (рис. 276).
В зависимости от наличия на буксировщике швартовых устройств, способы крепления на нем 6 yксирного троса могут быть различными (рис. 277).

Движение на буксирующем судне нужно начинать медленно и плавно, чтобы избежать резкого рыв­ка. Когда слабины троса остается немного, следует застопорить ход и лишь при натяжении троса начать движение на минимальной скорости, постепенно увеличивая обороты. На небольших судах убрать слабину троса можно отходя друг от друга на веслах. Если слабину не выбрать, то трос можно намотать на винт или порвать его.
Во время буксировки нельзя резко поворачивать и изменять режим работы двигателя, трос должен быть постоянно натянут и не опускаться в воду.
Если на буксируемом судне оставлен судоводитель, то он должен находиться в спасательном жилете и при помощи руля удерживать судно на курсе в кильватер буксировщику. На поворотах судоводитель буксируемого судна перекладывает руль на 10-20° (на циркуляции до 30°) в наружную сторону поворота.
На волнении длина буксирного троса регулируется так, чтобы оба судна одновременно проходили по гребням или впадинам волны. Если на буксируемом судне поврежден корпус, то необходимо принять меры для повышения плавучести судна, течь должна быть обязательно ликвидирована.
В ночное время буксировка чрезвычайно опасна и во избежание аварии от нее следует воздержаться.
Буксировка под бортом (лагом) может осуществляться в тихую погоду и на сравнительно небольшие расстояния. Суда крепятся друг к другу (счаливаются) так, чтобы корма буксируемого судна была смещена вперед вдоль буксировщика на треть его корпуса (рис. 278). Это повышает управляемость во время букси­ровки. Во избежание повреждения корпусов между ними закладываются мягкие кранцы.

Буксируемое судно во время движения будет стре­миться повернуть буксировщик в свою сторону, т.к. сопротивление встречного потока воды с этой стороны уве­личивается более, чем в 2 раза. Поэтому руль на буксировщике следует держать отклоненным к противоположному от места швартовки борту.
При необходимости развернуться на обратный курс, это осуществляется путем перекладки руля буксировщика на борт, с которого находится буксируемое судно. Диаметр циркуляции при этом будет минимальным.
Постановка на якорь. Для постановки на якорь следует выбирать защищенные от сильных ветров и волнения места без течения или с ровным течением и песчаным дном, на ракушечнике, гальке, каменистом грунте якорь держит хуже.
К месту якорной стоянки следует подходить на небольшой скорости против течения. После погашения инерции переднего хода, когда судно остановилось и начало движение назад (под действием течения) отдается якорь.
Если якорный канат (цепь) натянулся, а затем появилась слабина, значит, якорь "забрал" грунт. Если канат попеременно то ослабевает, то натягивается - означает, что якорь ползет (не держит). В этом случае следует потравить канат, т.е. увеличить его длину. Если и это не поможет, то по якорному канату (цепи) на скобе с тонким линем рекомендуется опустить балласт (груз) до середины вытравленного каната (рис. 279).

Длина якорного каната зависит от скорости течения, направления ветра, близости берегов и отмелей. При сильном течении длина вытравленного каната доходит до десятикратной глубины. Когда якорь "забрал" конец каната на судне (дректов) крепится за кнехт, а если это цепь, то она крепится стопором.
Становиться на якорь запрещается у мостов, на порогах, в местах прокладки подводных переходов, при наличии запрещающих знаков и других местах, указанных в местных бассейновых правилах.

Съемка с якоря(рис. 280). Этот маневр начинается с выборки якорного каната после прогрева двигателя. Перед отрывом якоря от грунта при необходимости дается передний ход, который обеспечивает удержание судна от сноса течением. При этом необходимо следить, чтобы якорь не ушел под корму и канат не намотался на винт.
Если якорь засел в грунте, его вырывают, маневрируя на малом ходу.

http://www.boatyard.ru/html/3-11_files/image030.jpg

Циркуляция судна

Понятие об управляемости. Способность судна удерживаться на заданном курсе и изменять направление движения под. действием управляющего устройства называется управляемостью .

Таким образом, управляемость характеризуется двумя свойствами - устойчивостью на курсе и поворотливостью. Она зависит от конструкции судна, его загрузки и скорости, а также от воздействия на судно внешних факторов: ветра, течения, волнения моря, глубины и др.

Действие любого фактора, ведущее к потере скорости, ухудшает управляемость судна. Поворотливость зависит главным образом от отношений длины судна к его ширине и осадки к длине судна: с увеличением этих соотношений поворотливость ухудшается, так как увеличивается сопротивление боковому движению судна по криволинейной траектории.

Действие руля на судно. Предположим, что судно движется вперед по инерции, а ветер, течение и волнение моря отсутствуют.

рис. 66 Действие руля на переднем ходу

Действие руля на переднем ходу

При положении руля в ДП (рис. 66, а) перо руля симметрично обтекается встречным потоком воды, поэтому судно продолжает прямолинейное движение. При руле, переложенном на некоторый угол вправо (рис. 66, б) или влево (рис. 66, в) перо руля будет испытывать избыточное давление Р справа или слева от набегающих на него струй воды. Для пояснения действия гидродинамического давления Р на судно приложим к центру тяжести судна G вспомогательные силы P1 и Р2, параллельные Р, равные между собой, но противоположно направленные.

Силы Р и P1 образуют пару сил с моментом, который поворачивает судно вправо или влево, т. е. в сторону перекладки руля. Разложив силу P2 на составляющие F и Q. Составляющая F, направленная в корму, показывает, что движение судна будет замедляться, а составляющая Q - на снос судна с курса влево или вправо. Таким образом, при отклонении руля от ДП судно теряет скорость, поворачивается в сторону перекладки руля и дрейфует в сторону, обратную перекладке.

При руле, переложенном на борт, снижение скорости может достигать 20% первоначальной, а дрейф - двойной ширины судна. Одновременно судно кренится первоначально в сторону перекладки руля, а при дальнейшем повороте - на противоположный борт.

Аналогично можно показать, что в результате перекладки руля при движении судна назад также имеет место потеря скорости, но судно будет поворачиваться в сторону, обратную перекладке руля, и дрейфовать в сторону перекладки. Влияние работы винта на управляемость судна.

Изучение поведения одновинтовых судов при совместной работе руля и винта правого или левого вращения (шага) приводит к выводу, что в любом случае разворот судна в сторону шага винта осуществляется быстрее, чем в обратную.

Циркуляция судна. Если вывести руль из ДП движущегося вперед судна на какой-то угол и удерживать его в этом положении, то судно сначала сдрейфует в сторону, противоположную перекладке руля, а затем начнет плавно поворачиваться в сторону перекладки. При этом центр тяжести судна будет перемещаться по криволинейной траектории, называемой циркуляцией (рис. 67).

Основные элементы циркуляции характеризуют поворотливость судна. К ним относятся: тактический диаметр циркуляции Dц — расстояние между линиями курсов до начала поворота и после поворота на 180°;

рис. 67 Циркуляция судна

Циркуляция судна

Период циркуляции — промежуток времени, в течение которого судно совершает поворот на 360°. Время поворота судна на 180° называется полупериодом циркуляции.
Тактический диаметр циркуляции и ее период определяют практическим путем при различных углах перекладки руля (обычно через каждые 10°) в грузу и в балласте на малом, среднем и полном ходу. Элементами циркуляции также являются: диаметр установившейся циркуляции D - диаметр окружности, вид которой принимает циркуляция после поворота судна на 120-180°; угол дрейфа на циркуляции а - угол между ДП судна и касательной к траектории; угол крена на циркуляции и др. Ц

Циркуляция судна учитывается при изменении курса в стесненных навигационных условиях, в узкостях, при переходе со створа на створ и т. д. Влияние внешних факторов на управляемость судна. Большое влияние на управляемость оказывают ветер, волнение, мелководье и узкости.

Влияние ветра зависит от его силы и направления относительно ДП, от площади парусности судна и расположения надстроек и рубок. Волнение по направлению в основном совпадает с направлением ветра и как бы усиливает влияние последнего на судно, вызывая качку, которая значительно ухудшает поворотливость судна, так как часть руля и винта периодически оголяется, в результате чего снижается скорость и увеличивается рыскание судна. Наибольшей величины рыскание достигает при ветровых волнах от курсовых углов 120 - 180° при скорости судна, близкой к скорости бега волн. В этом случае угол рыскания может достигать 30 - 40° и более.

Влияние ветра и волнения на груженое судно будет значительно меньше, чем на судно, идущее в балласте.

Влияние мелководья проявляется в рыскании судна , и для удержания его на курсе требуется частая перекладка руля.

При расхождении со встречными судами на мелководье следует учитывать то обстоятельство, что при приближении к местам с большими глубинами судно уклоняется в сторону большей глубины.

Влияние узкости проявляется в снижении скорости, которое особенно заметно при плавании на мелководье. В этом случае потеря скорости может достигать 25 - 30%, вследствие чего значительно ухудшается поворотливость судна.

В процессе движения по криволи­нейной траектории на корпусе судна происходит перераспределение гид­родинамических сил сопротивления воды вследствие того, что струи воды набегают на наружный борт под некоторым углом к корпусу, образуя силы,которые принято называть позиционными.

Для улучшения управляемости судна на заднем ходу рекомен­дуется иметь специальные устройства, более эффективные, чем рули.

При управлении одновинтовым судном на ограниченном водном пространстве используют силы, возникающие от работы винта.

Если при разворачивании судна в узкости места для циркуля­ции недостаточно, производят следующие маневры

2) если вперед продвигаться нельзя, то после непродолжитель­ной работы двигателем вперед следует дать задний ход.

Под действием сил корма будет уклоняться влевои судно станет разворачиваться носом вправо.

При благоприятных метеорологических усло­виях лучше и легче производить разворот при винте правого вра­щения и в правую сторону носом.


Криволинейная траектория, которую описывает центр тяжести судна при перекладке руля на некоторый угол и последующем удержании его в этом положении, называется циркуляцией.
Различают три периода циркуляции: маневренный, эволюционный и период установившейся циркуляции.
Маневренный период циркуляции определяется началом и концом перекладки руля, т.е. по времени совпадает с продолжительностью перекладки руля. В этот период судно продолжает двигаться практически прямолинейно. Эволюционный период циркуляции начинается с момента окончания перекладки руля и заканчивается, когда элементы движения примут установившийся характер, т.е. перестанут изменяться во времени. Период установившейся циркуляции начинается с момента окончания эволюционного периода и длится все время, пока руль судна находится в переложенном положении.
Циркуляция судна характеризуется следующими элементами:
Диаметр установившейся циркуляции Дц - диаметр окружности, описываемой судном в установившийся период циркуляции, который начинается после поворота судна на 90-180°;
Тактический диаметp циркуляции Дт - кратчайшее расстояние между положением диаметральной плоскоскости судна в начале поворота и после изменения первоначального курса на 180°;
Выдвиг l1 расстояние, на которое смещается судново время маневра пока не изменит курс на 90°;
Прямое смещение l2 - расстояние от первоначального курса судна до точки положения судна в момент поворота а на 90°;
Обратное cмещение l3 - наибольшее расстояние, на которое смещается судно от линии первоначального курса в сторону противоположную повороту.(влево в нашем случе)
Для морских транспортных судов Дт составляет 4-6 длин судна. Кроме указанных элементов к характеристикам циркуляции относят:
- период установившейся циркуляции Т - время поворота судна на 360°;
- угловую скорость вращения судна на установившейся циркуляции

В качестве важного критерия управляемости судна на тихой воде используется зависимость относительной кривизны траекторииот угла перекладки руляпри установившейся циркуляции.


Графическое изображение этой зависимости называют диаграммой управляемости. На рисунке 3.1 приведен пример диаграммы управляемости для судна, обладающего собственной устойчивостью на курсе.

Если судно обладает симметричной управляемостью вправо и влево, то кривая проходит через начало координат.

Если жеуправляемость несимметрична, что часто встречается у одновинтовых судов, то кривая оказывается смещенной вправо или влево а точка пересечения кривой с горизонтальной осью указывает требуемое положение руля, при котором обеспечивается прямолинейное движение судна.


На рис. 3.2 показана диаграмма управляемости судна, не обладающего собственной устойчивостью на курсе.

Такое судно имеет свойство вписываться в самопроизвольную циркуляцию при прямом положении руля.Для того, чтобы прекратить самопроизвольную циркуляцию, например, вправо, необходимо переложить руль влево на угол - для прекращения левой циркуляции необходима перекладка руля вправо на угол .

Такие углы перекладки руля называются предельными углами обратной поворотливости. При перекладках руля на указанные углы направление поворота меняется на обратное.

Изложенное выше показывает, что диаграмма управляемости дает информацию не только о поворотливости, характеризуемой кривизной траектории, но также и об устойчивости на курсе.

Работа винта или винтов также влияет на поворотливость судна,

В одних случаях помогая работе руля, в других — препятствуя ей.

В некоторых случаях можно управлять судном только при помощи работы винтов, например, на судах с двумя, тремя и четырьмя пробными винтами.

На промысловые и транспортные суда рыбной промышленности обычно устанавливают один гребной винт, который, как правило, имеет правый шаг.

У крупных ледоколов и других специальных судов ставят по три гребных винта и только у очень больших пассажирских судов или у специальных баз можно встретить четыре гребных винта.

На всех перечисленных судах обычно устанавливают четырех лопастные винты.

Гребной винт служит движителем судна и при вращении в водной среде создает толкающее усилие, которое сообщает судну поступательное движение вперед.

Работа гребного винта на ходу отклоняет судно в ту или другую сторону при руле, поставленном прямо. В какую сторону будет уклоняться судно, зависит от обводов его подводной части, направления движения судна (вперед или назад) и шага винта.

Шагом винта называется линейное расстояние, проходимое ступицей винта за один оборот винта в воде без скольжения. Шаг винта может быть правым или левым.
правым, когда винт на переднем ходу будет вращаться по часовой стрелке, левым, когда винт на переднем ходу будет вращаться против часовой стрелки.

При вращении гребного винтамощная струя воды, отбрасывая его лопастями, устремляется спиральным потоком от винта и направляется на перо руля или на кормовые обводы судна в зависимости от хода судна вперед или назад.

Испытывая разное сопротивление воды, лопасти винта, будучи связаны с кормой судна, будут отклонять ее отпрямолинейного движения и отбрасывать в ту или другую сторону.

На двухвинтовых судах обычно устанавливают винты двух разных шагов, чем стараются компенсировать их вредное влияние.

Винты могут вращаться как наружу, так и внутрь.
При вращении винтов внутрь, Наоборот, левый винт имеет правый шаг, а правый винт — левый шаг.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

DELETED

Маломерные суда имеют различные конструктивные формы, обводы и размеры корпуса, виды и количество двигателей, винтов, формы и площади рулей и другие элементы. В связи с этим судоводителю при управлении и маневрировании на конкретном судне необходимы знания маневренных элементов этого судна, а также достаточный опыт плавания и умение практически применять полученные знания. Только при этих условиях обеспечивается безопасность эксплуатации катера, мотолодки или другого типа маломерного судна.

DELETED

Судоводителю следует опытным путем установить:
1. Скорости судна при различных режимах работы двигателя (малый, средний и полный ход).
2. Диаметры циркуляции при различных углах перекладки руля и скорости.
3. Расстояния, которые судно проходит:
а) до полной остановки после остановки двигателя с полного хода (среднего хода, малого хода);
б) до полной остановки, если с полного (среднего, малого) хода вперед дать задний ход;
в) до полной остановки, если с заднего хода дать передний ход (полный, средний, малый). 4. В какую сторону покатится нос (корма), если:
а) стоящему судну дать передний (задний) ход при различных положениях руля (прямо, право на борт, лево на борт); -
б) с переднего хода дать задний ход при различных положениях руля (прямо, право на борт, лево на борт);
в) с заднего хода дать передний ход при различных положениях руля (прямо, право на борт, лево на борт).
Эти сведения рекомендуется (особенно начинающему судоводителю) оформить в табличной форме и использовать их до приобретения достаточного практического опыта, когда маневрирование судном будет производиться уверенно с четким пониманием как поведет себя судно в том или ином случае и какие действия необходимо предпринять, чтобы получить желаемый результат от маневра.

DELETED

DELETED

Швартовка к причалу в простых условиях
Этот маневр судоводителю приходится совершать довольно часто. При этом необходимо учитывать какого вращения винт установлен на судне. На рис. 266 схематично изображен подход судна с винтом правого вращения.
При подходе левым бортом судно с винтом правого вращения направляется к пирсу (причалу) под углом 20-30° и не доходя до намеченного места швартовки (А), в зависимости от инерции и имеющегося хода, руль ставится в положение "прямо" и дается задний ход. Движение вперед погасится, а корма уйдет влево к причалу. Остается подать и закрепить швартовые концы.
При подходе правым бортом судно следует удерживать параллельно причалу на малом ходу. На расстоянии, обеспечивающем погашение инерции переднего хода, двигатель останавливается ("стоп") и, подойдя к намеченному месту (В) проводится швартовка. Если не удалось правильно рассчитать погашение инерции и судно "проскакивает" место швартовки, то необходимо положить руль "право" и дать задний ход. Инерция будет погашена, а корму не отбросит.
При подходе к причалу ,с винтом левого вращения левым бортом судно удерживается параллельно причалу, если возникает необходимость погасить инерцию дается задний ход и руль перекладывается "лево", что обеспечит остановку судна параллельно причалу. Подходя на этом же судне правым бортом, курсовой угол на точку швартовки составляет 20-30° при прямом руле. В нужный момент дается задний ход и корма подойдет к причалу.

DELETED

Швартовка к причалу при ветре (течении).
Швартоваться в условиях ветренной погоды сложнее, чем в штиль. Отсутствие опыта осуществлять этот маневр при сильном ветре, неред ко приводит к удару судна о причал, что может повредить корпус, либо вызвать другие негативные последствия.
Из положения I судоводитель рассчитывает скорость и курс движения к причалу с учетом сноса (дрейфа) под действием ветра таким образом, чтобы судно остановилось параллельно причалу в положении II на расстоянии 2-3 ширины корпуса судна. При этом в наиболее сложных условиях нередко приходится подрабатывать двигателем "вперед", "назад" и перекладывать руль, заранее прогнозируя поведение судна (уклонение носа или кормы).
Из положения II судно под действием ветра сдрейфует к месту стоянки III. Удар о стенку причала предотвращается путем использования кранцев и отпорных крюков.

DELETED

Швартовка при отжимном ветре происходит под более тупым углом к причалу. В положении 2 крепится нос судна, затем подтягивается корма. Маневрирование при подходе к причалу в случае действия прижимного или отжимного течения производится аналогично.
Навыки швартовки рекомендуется приобретать с использованием поставленной на якорь резиновой лодки. Тренировка подхода к ней различными способами безопасна и судоводитель довольно быстро осваивает технику швартовых операций. Для этих целей можно использовать небольшой деревянный плот, щит или бревно. Находясь на плаву и не имея большого веса, эти предметы не очень опасны при случайных ударах судна о них на небольших скоростях. После приобретения достаточных навыков на тренировках, можно решиться на самостоятельный подход к стационарному причалу, желательно в присутствии опытного судоводителя (либо инструктора) на борту.
Следует знать, что техника маневрирования при швартовых операциях на разных типах маломерных судов имеет свои особенности. Поэтому управляя незнакомым судном, маневрирование необходимо осуществлять предельно осторожно, т.к. судоводитель заранее не может предвидеть как поведет себя это судно в том или ином случае.

DELETED

Стоянка у причала. Безопасность стоянки у причала обеспечивается надежностью и правильным расположением швартовных канатов и наличием на причале швартовных устройств (кнехты, тумбы, палы, рымы, обухи и т.д.).
Наиболее крепкие швартовы располагают в направлении действия наибольших нагрузок, испытываемых судном от ветра, течения, волн и др. факторов. Если причал не оборудован стационарными кранцами, то во избежание повреждения корпуса или судовых устройств, судоводитель должен обеспечить наличие мягких кранцев между стенкой причала и бортом судна.
На рис. приведены названия швартовных концов в зависимости от их расположения при стоянке у причала лагом. В зависимости от условий судоводитель самостоятельно решает сколько и какие швартовы должны быть поданы с судна на причал.
Отход от причала. Этот маневр на маломерном судне выполняется намного легче, чем швартовка. Подготовив судно к плаванию, принимается решение о способе отхода. С учетом ветра и течения отдаются швартовы, при необходимости отпорным крюком отбивается нос от причала, убираются кранцы и дается малый ход вперед с использованием руля. Аналогично производится отход и задним ходом, только сначала от причала отбивается корма.
На более крупных катерах отход от причала производится в следующем порядке:
Отход носом :
а) Отдаются швартовные концы кроме кормовых шпринга и продольного; задерживая шпринг и выбирая кормовой продольный, нос судна отводится от причала.
б) Руль перекладывается в сторону причала, обтягивается шпринг и дается малый ход назад; Нос катится влево;"Стоп машина".
в) Отдаются кормовые швартовы; дается передний ход; перекладка руля в зависимости от вида вращения винта, ветра, течения и других условий.

DELETED

Отход кормой.
а) Отдаются швартовные концы кроме носовых продольного и шпринга; руль перекладывается в сторону причала, концы туго обтягиваются и дается малый передний ход.
6) Корма отходит от причала;"Стоп машина", руль прямо.
в) Отдаются носовой продольный; дается задний ход и отдается шпринг; маневрирование.
На базах (сооружениях) для стоянки маломерных судов выход за ее пределы, как правило, разрешается для малых плавсредств только на веслах, чтобы не создавать волнения на акватории.

DELETED

Подход к берегу. Этот маневр на внутренних водоемах называется привалом и на маломерном судне выполняется часто. Для безопасного подхода судоводитель должен правильно выбрать место привала. Желательно, чтобы берег был пологим, чистым от препятствий и песчаным. Когда подход к месту стоянки осуществляется в незнакомом месте, необходимо двигаться с минимальной скоростью, промеряя наметкой глубину и характер грунта. На реке движение к берегу следует начинать против течения и затем маневрировать так, чтобы нос коснулся грунта под углом к берегу близким к 90°, на водохранилище и на озере - против ветра. На мелководье при подходе к берегу на мотолодке мотор должен быть поднят.

DELETED

Стоянка у берега. Распространенным способом стоянки маломерного судна у необорудованного берега является его закрепление с помощью концов, протянутых с кормы к вдавленному (зарытому) на берегу якорю. При наличии деревьев и крепких кустов швартовные концы крепятся за них.
При значительных колебаниях уровня воды судно можно поставить на две растяжки - носовую и кормовую . Это дает возможность судну "отыгрывать" на волне и предотвратить его обсыхание

DELETED

Отход (отвал) от берега. Подготовив судно к плаванию отход осуществляется следующим образом. Пассажиры размещаются ближе к корме (чтобы поднять нос) и дается задний ход. Если судно не сдвигается, то путем перекладки руля и реверсирования судно раскачивается. Через некоторое время грунт под днищем подмывается и судно начнет движение задним ходом, корма выводится на более глубокое место и двигатель переключается на максимальный задний ход.
На небольших катерах и мотолодках отход от берега осуществляется с помощью весла, отпорного крюка, а при необходимости и с участием пассажиров.
Во время значительного волнения отвал задним ходом, особенно на моторных лодках, опасен, т.к. помимо возможности повредить винт, не исключено, что при движении к волне кормой мотор и судно могут быть захлестнуты водой. В этом случае благоразумнее отвалить от берега с поднятым мотором, затем на глубине его опустить и начать движение. При сильном ветре не исключено, что перед опусканием мотора придется стать на якорь, чтобы лодку не навалило на берег.

DELETED

Подход к другому судну. Техника выполнения этого маневра близка швартовке к причалу, однако в зависимости от метеоусловий и типа судна, к которому необходимо причалить, требуется более отточенное искусство. Швартоваться следует к другому судну только после его полной остановки. К судну средних и больших размеров подход осуществляется, как правило, в его средней части с подветренного борта. Это позволяет остановить катер (мотолодку) за несколько" метров до места швартовки, расположить его (ее) параллельно дрейфующему судну и регулировать положение так, чтобы соприкосновение произошло в районе заранее опущенных кранцев.
При швартовке к другому маломерному судну, наиболее часто оба судна некоторое время на малом ходу двигаются параллельными курсами, постепенно приближаясь друг к другу и сбрасывая скорость. Подход к стоящему на якоре или лежащему в дрейфе другому катеру (моторной лодке, яхте) должен производиться с учетом течения (которое может развернуть судно), ветра и волнения. Маневрирование следует согласовать с судоводителем другого судна и быть предельно осторожным и внимательным, чтобы не повредить суда и не нанести травм людям, находящимся на борту. Швартовка, как правило, обеспечивается подачей только носового швартова, чтобы в любой момент его можно было отдать и отойти от борта. Пассажиров необходимо проинструктировать, чтобы они находились на штатных местах и не держались руками за борт, который обращен в сторону другого судна.

DELETED

Снятие судна с мели. В случае посадки судна на мель, следует учитывать то обстоятельство, что за судном движется придонная волна, которая обгоняя остановившееся судно, приподнимает его и при своевременно (практически сразу же после остановки судна) данном ходе назад может способствовать снятию судна с мели. В том случае, если судно не сошло с мели, делаются промеры глубины вокруг судна. По результатам промеров определяется большая глубина, в сторону которой и снимается судно с мели.
При посадке на мель носовой частью попеременно дается передний и задний ход с одновременной перекладкой руля с борта на борт. После раскачки судна дается полный ход назад с прямым положением руля. При этом целесообразно создать дифферент на корму, путем перемещения груза и пассажиров. При посадке на мель одним бортом создается крен на противоположный борт.
В зависимости от степени посадки на мель и условий (температура воды, сила ветра, волнение, течение, глубина, тип судна) используются шесты, багры, весла, надувные резиновые катки для
подкладки под киль, завозные якоря для отдачи на глубине, троса для крепления на берегу, разгрузка судна для уменьшения осадки, другие мелкосидящие маломерные катера и мотолодки в качестве буксира.
После снятия с мели необходимо тщательно осмотреть корпус судна, установить и по возможности устранить полученные повреждения, убедиться в отсутствии поступления воды внутрь.

DELETED

Буксировка. Буксировка одним маломерным судном другого осуществляется в вынужденных случаях, когда нет другой возможности оказать помощь. На практике используются два способа буксировки в кильватер и под бортом.
Буксировка в кильватер осуществляется на тросе длиной от 10 до 15 метров. Способ крепления троса на судах выбирается в зависимости от наличия на них швартовых устройств, но он должен находится в диаметральной плоскости судов. На большинстве маломерных судов киповой планки не предусмотрено, поэтому трос следует пропустить через петлю .
В зависимости от наличия на буксировщике швартовых устройств, способы крепления на нем 6 yксирного троса могут быть различными.

DELETED

Движение на буксирующем судне нужно начинать медленно и плавно, чтобы избежать резкого рыв­ка. Когда слабины троса остается немного, следует застопорить ход и лишь при натяжении троса начать движение на минимальной скорости, постепенно увеличивая обороты. На небольших судах убрать слабину троса можно отходя друг от друга на веслах. Если слабину не выбрать, то трос можно намотать на винт или порвать его.
Во время буксировки нельзя резко поворачивать и изменять режим работы двигателя, трос должен быть постоянно натянут и не опускаться в воду.
Если на буксируемом судне оставлен судоводитель, то он должен находиться в спасательном жилете и при помощи руля удерживать судно на курсе в кильватер буксировщику. На поворотах судоводитель буксируемого судна перекладывает руль на 10-20° (на циркуляции до 30°) в наружную сторону поворота.
На волнении длина буксирного троса регулируется так, чтобы оба судна одновременно проходили по гребням или впадинам волны. Если на буксируемом судне поврежден корпус, то необходимо принять меры для повышения плавучести судна, течь должна быть обязательно ликвидирована.
В ночное время буксировка чрезвычайно опасна и во избежание аварии от нее следует воздержаться.
Буксировка под бортом (лагом) может осуществляться в тихую погоду и на сравнительно небольшие расстояния. Суда крепятся друг к другу (счаливаются) так, чтобы корма буксируемого судна была смещена вперед вдоль буксировщика на треть его корпуса (рис. 278). Это повышает управляемость во время букси­ровки. Во избежание повреждения корпусов между ними закладываются мягкие кранцы.
Буксируемое судно во время движения будет стре­миться повернуть буксировщик в свою сторону, т.к. сопротивление встречного потока воды с этой стороны уве­личивается более, чем в 2 раза. Поэтому руль на буксировщике следует держать отклоненным к противоположному от места швартовки борту.
При необходимости развернуться на обратный курс, это осуществляется путем перекладки руля буксировщика на борт, с которого находится буксируемое судно. Диаметр циркуляции при этом будет минимальным.

DELETED

Постановка на якорь. Для постановки на якорь следует выбирать защищенные от сильных ветров и волнения места без течения или с ровным течением и песчаным дном, на ракушечнике, гальке, каменистом грунте якорь держит хуже.
К месту якорной стоянки следует подходить на небольшой скорости против течения. После погашения инерции переднего хода, когда судно остановилось и начало движение назад (под действием течения) отдается якорь.
Если якорный канат (цепь) натянулся, а затем появилась слабина, значит, якорь "забрал" грунт. Если канат попеременно то ослабевает, то натягивается - означает, что якорь ползет (не держит). В этом случае следует потравить канат, т.е. увеличить его длину. Если и это не поможет, то по якорному канату (цепи) на скобе с тонким линем рекомендуется опустить балласт (груз) до середины вытравленного каната .

Длина якорного каната зависит от скорости течения, направления ветра, близости берегов и отмелей. При сильном течении длина вытравленного каната доходит до десятикратной глубины. Когда якорь "забрал" конец каната на судне (дректов) крепится за кнехт, а если это цепь, то она крепится стопором.
Становиться на якорь запрещается у мостов, на порогах, в местах прокладки подводных переходов, при наличии запрещающих знаков и других местах, указанных в местных бассейновых правилах.

DELETED

Съемка с якоря. Этот маневр начинается с выборки якорного каната после прогрева двигателя. Перед отрывом якоря от грунта при необходимости дается передний ход, который обеспечивает удержание судна от сноса течением. При этом необходимо следить, чтобы якорь не ушел под корму и канат не намотался на винт.
Если якорь засел в грунте, его вырывают, маневрируя на малом ходу.

DELETED

Читайте также: