В каком возрасте обучающийся в шаолине может претендовать на звание шифу

Обновлено: 28.06.2024

Алексею Карпову 31 год, он из Санкт-Петербурга. Его биография – цепляющая история, как жить не по шаблону, а следовать внутреннему чувству:

• Раз в полгода он возвращается в Россию. Недавно к нему в Китай приехал отец: жил две недели, тренировался у мастера и проникся атмосферой Шаолиня.

• Сейчас Карпов учится в магистратуре философского факультета университета в Пекине, ведет онлайн-проекты, организует тренировки и экскурсии в Шаолинь и занимается в школе мастера Ши Янчена. Карпов – первый посвященный иностранный ученик мастера Ши Янчена, иностранный тренер школы шаолиньского стиля для подростков в округе Синтай провинции Хэбэй и первое лицо иностранных учеников кунг-фу академии мастера Цань в уезде Синьми провинции Хэнань.

• Прадед Карпова по материнской линии – китаец. Он жил в Красноярске и попал под репрессии. В 1938 году его расстреляли, а через 50 лет реабилитировали. Обращение к корням подтолкнуло Карпова к переезду в Китай.

Дедушка никогда не видел своего отца. Прабабушка по национальности – татарка, поэтому со стороны мамы русских там нет вообще. В 2015 году появилось какое-то ощущение, что если ничего не сделать, то это останется непонятной историей: правда или вымысел. Нет ничего: ни фотографий, ни документов. У детей прадеда даже не указано, кто их отец. И нет доказательств, что они его дети.

Единственный способ не потерять корни – окунуться в культуру Китая. Возможно, кровь потянула.


Алексей с родителями

– Когда приехал в Китай, искал какие-то сведения о прадеде?

– В Китае это сложно. Было бы легко, если бы я знал его имя на китайском языке. Почему у них история в пять тысяч лет? Потому что они все записывают и хранят. У меня нет ни его имени, ни иероглифов. Со слов дочери моего прадеда, его имя произносится как Тя Чан Си. Эти три слога в мартирологе мы нашли. По описанию все подходит, потому что он там один такой. Год рождения тоже подходит. Других вариантов, кто это может быть, у нас нет.

Его имя на русском языке в Китае ничего не значит. Мы произносим и записываем имена не так, как это происходит в Китае. В Китае записываются фамилия и имя, а у нас – имя и фамилия. Когда китаец представляется, он начинает с фамилии.

Иногда китайские имена меняли местами: сначала писали имя, потом – фамилию. Когда мы говорим Тя Чан Си, непонятно, что здесь имя, а что – фамилия. Если Си – фамилия, то она совпадает с фамилией сегодняшнего правителя Китая [Си Цзиньпин].

– Ты учишься в магистратуре в Пекине. Ка-а-ак?

– Я поступил только в сентябре. Это очень легко. Есть специальный сайт. Китайское правительство спонсирует и выделяет стипендии иностранным студентам. Есть несколько вариантов стипендий. Главный – когда все оплачивает правительство: учеба, проживание, ежемесячная стипендия. Вообще ни за что не плачу.

Чтобы ее получить, даже экзамены сдавать не нужно. Основная сложность – попросить преподавателей из университета, который уже закончил, написать рекомендательное письмо. Это письмо необходимо перевести хотя бы на английский язык и разослать. Никаких экзаменов нет.


Моя цель – поступление в университет, чтобы учить китайский язык. В сравнении с другими иностранцами я говорю неплохо. Но не хватает словарного запаса, грамотности. Если делать большую работу с китайцами, неграмотность не помогает.

Университет хороший. Люди хорошие. Все удобно и обустроено. Еда хорошая. Не нужно тратить время на готовку, можно дешево кушать. Не нужно тратить время на стирку. Простые бытовые вещи, но очень облегчают жизнь.

Китайцы говорят, что китайская культура – большая рыба: она никогда не плавает сверху и не плещется на воде, находится в глубине, ее никто не видит. Китайская культура – глубокая, ее можно снимать слой за слоем и открывать новое. Даже на уровне иероглифов. На первом уровне изучения языка иероглиф означает что-то простое. Через 10 лет окажется, что у него очень много смыслов.

– Учеба сильно отличается от нашей?

– Кажется, что намного сложнее, но и намного проще. Наверное, просто по-другому.

Во-первых, американский тип. Я учился в Санкт-Петербурге. Там есть корпуса, есть общаги – все это в разных местах. Здесь же есть кампусы: все в одном месте и живут, и учатся. Студгородок.

Во-вторых, все постоянно учатся. Библиотека используется как читальный зал. Столы все забронированы. В 7 утра библиотека открывается, в 10 вечера – закрывается. Всегда битком набита. Кого куда ни позовешь, все говорят, что учатся. Даже если не так много пар, как у меня.

– В моем вузе учится много китайцев: они сидят с переводчиками, ничего не понимают, но их заставляют учиться. Объясни, как европейцу переместиться в другую среду и не потеряться?

– Моя культура обогащена изначально. Китайцу оказаться за рубежом – вообще шок. Иметь друга-китайца в Европе – считай, что избранный. Может, не все китайцы согласятся с моей формулировкой.


Жизнь в Шаолине: подъем в 5 утра, часы тренировок и работа с оружием, запрет на телефоны

– Есть ли какой-то отбор, чтобы попасть в Шаолинь?

Сначала я занимался в московской школе [2014 год, школа мастера Ши Янбина]. Вместе с ними поехал в Шаолинь. Это центр притяжения определенной энергии. Для футболистов такое место – футбольное поле, для практикующих боевые виды искусств – Шаолинь. Никакой магии здесь нет. Вся магия – заниматься каждый день по несколько лет без остановки и выходных.

Попасть в Шаолинь может каждый. Мы приходим, находим мастера, просим за отдельную плату примкнуть к школе. В первый месяц это стоит 800-1000 долларов. В зависимости от места: чем ближе к Шаолиню – тем дороже. В Шаолине – самое дорогое.

В Шаолине тренируются только туристы. Даже сами монахи больше тренируются не в Шаолине. Там очень много туристов, поэтому мало места для тренировок. Это больше аттракцион. Настоящие тренировки проходят за его стенами.

– Нет такого, что принимают. С любого возраста можно. Это как приехать покататься на сноуборде. Купил билет и пошел кататься с инструктором. Примерно такая штука. Только опыт получаем не как на сноуборде.


Помнишь фильм про Рокки? Он тренировался в деревне, поднимал бревна, возил тележку с грузом, а его напарник занимался в спортивном зале, оборудованном по высоким стандартам. Тут то же самое: в большом городе мы тренируемся в специальном зале, где есть коврики, сменная обувь. Тренируемся ровно 60 минут три раза в неделю.

В школе мы живем в тренировке. Тренировка всегда. Четыре-пять лет потренироваться иностранцу – жизнь не будет прежней. В тело придет опыт, который нигде больше не получить.

– Жизнь в Шаолине – почти армия?

– Можно так сказать. Главное сравнение с армией – режим и дисциплина. Но в армии совершеннолетние, а здесь все до 18 лет. С 6 до 16 в основном. Нет такого, что все приехали из разных мест на год. Все живут по несколько лет разных возрастов. Многие из одних и тех же деревень, поэтому друг друга знают и дружат.

– У тебя есть какие-то обязанности?

– Не опаздывать. Учиться усердно. Тот, кто не учится усердно, нехороший ученик. Быть дисциплинированным – заправлять за собой кровать и не опаздывать со звонком.

– Случались ли драки между учениками?

– Было. Замахивались. Но я не видел. Драка в школе – сурово. Особенно если старший ударяет младшего, просто потому что у него больше сил – сильное нарушение.

– Самое жесткое наказание в школе.

– Их нужно увидеть. На словах не описать. Нужно ощущение. Я на наказания не попадался. У меня другие цели. Они дети, а я уже очень давно не ребенок. Есть место, в котором свои правила. Эти правила нужно соблюдать. Дети этого не понимают. Установка: если ребенок получил двойку, я бью его ремнем – такого нет.

Ребята не убрали за собой после обеда, не договорились. Все ушли, и стол остался грязным. Мастер их позвал. Они прыгали вшестером со столом в руках. Туда и обратно. Они думали, что один раз пропрыгают – и все. Пропрыгали три-четыре раза. Понятно, что они оказались без ног. Можно ли назвать это наказанием?

– Вполне.

– Да. Но они прыгали и накачали себе ноги. Разве это наказание? И ребята благодарны мастеру. Тут же, а не через 10 лет. Завтра они так не сделают, потому что ноги будут болеть три дня. Не от пощечины и не от ремня.


Еще наказание. У нас нельзя использовать мобильные телефоны, потому что все семьи разные, доходы разные. Чтобы дети не мерились телефонами, не делили людей на хороших и плохих по дюймам диагонали экрана, их запрещают. Нужно позвонить – приходи в офис и звони домой. Телефоны на входе отдают. Бывает, что родители втихаря передают ребенку телефон. Но родители не понимают, что на самом деле не помогают.

– Каждый день занятия начинаются в пять утра. Почему так рано?

– Потому что солнце встает. Солнце встает и не спрашивает, хочется выспаться или не хочется. Если я хочу спать с утра, значит, я поздно лег.

Тренировки не ад. Есть поле, его нужно вспахать, чтобы посадить овощи. Разве скажешь, насколько это трудно? Да, это трудно, но по-другому никак. Овощи же должны расти, мы хотим кушать.

– Сколько у тебя было травм?


мастер Ши Янчен

– Кунг-фу – это рукопашные бои, но и овладение оружием. Чем владеешь ты?

– Все зависит от опыта. Я брал в руки и тренировался с палкой, мечом, трехзвенной цепью, копьем, мечом со щитом. Но не думаю, что пока каким-то овладел. Или овладел всеми сразу. Смотря с кем сравнивать.

Считается, что палка – шаолиньский гунь – мама всех оружий. Практика с оружием начинается с палки. Одним из самых сложных считается почему-то копье. Ему уделяется особое внимание, среди оружий оно какое-то мистическое. Кажется простым, но и сложным. Ведет себя и как палка, и как плеть.

Оружие – интересная штука. Когда мы тренируемся без оружия, то овладеваем телом как инструментом. Когда берем в руку оружие, с мастерством продлеваем свое тело. Получается, овладев оружием, мы чувствуем его так же, как и свое тело.

– Есть любимое оружие?

– Наверное, нет. Раньше любил палку, но разлюбил.

– Монахи и ученики бреют головы. Дома ты тоже бреешься или отращиваешь волосы?

Монахи следуют заповедям и живут в монастыре. Есть послушники, монахи в миру. Ученики монахов имеют буддистское имя. В нем можно прочитать поколение. Первый иероглиф означает, что буддист. Второе – поколение. Третье – слово, с которым ты ассоциируешься у мастера.

– Стереотип или нет, что монахи Шаолиня – жесткие бойцы?

– Я думаю, исторически бойцы брали имя Шаолиня, чтобы быть более известными. Как марка. И необязательно, что они проводили все время в монастыре.

Не все монахи владеют боевыми искусствами в совершенстве. Есть те, кто только медитирует. Даже те, кто занимается боевыми искусствами, не владеют ими в совершенстве.


– Чем кормят в Шаолине?

– В плане еды мне все нравится, хотя знаю, что многие иностранцы не любят китайскую кухню. Считают, что там много масла, что нет обычного холодного салата. Сложно найти вегетарианскую еду, потому что везде много мяса.

В основе еды – пшеничная или рисовая похлебка на завтрак и ужин, рис или лапша – на обед. Все это снаряжается тушеными овощами. У нас общий стол. 4-6 человек за столом. В центре – тушеные овощи. У каждого индивидуальная тарелка с похлебкой или рисом/лапшой.

– Мясо?

– Бывает в макаронах немного. Бывает в тушеных овощах. Его не так часто дают, скорее, потому что оно дорогое.

– Набор продуктов каждый раз один и тот же?

– Не могу так сказать. Но, наверное, однообразен. На третьей неделе это чувствуешь, но не у всех. К нам приезжали русские и европейцы. Большинству нравится. Сладкое мы едим на выходных, когда куда-то идем.

Когда живешь в маленьком городе, рис всегда очень вкусный. Я ем рис у нас, и он не сравнится с тем, что есть в Китае.

– Чего сильно не хватает из еды?

– Всем иностранцам в Китае не хватает сладкого, потому что в китайской кухне отдельные десерты не приняты, как у нас. При готовке они добавляют немного сахара в еду, поэтому восполняют этим его нехватку. Не хватает вкусного шоколада, ватрушек, чего-нибудь с повидлом. Часто вспоминаю про творог. Самое интересное, что особенно нечего найти, если с собой не привезти.


– Что для Китая Шаолинь, кроме массового скапливания туристов?

Визуальный навык, как головой разламывают металлические прутья, как иголка пролетает сквозь стекло – это все не фокусы, а отработанные техники. Это все реально.

– После приезда в Китай первое, что ты сделал – научился считать. За сколько времени выучил китайский язык?

– Мне кажется, я не знаю, выучил ли я базу. Не знаю, где она заканчивается. Не считаю, что китайский язык сложный. Проще, чем русский. Китайский язык кажется сложнее, потому что у него другой способ восприятия и передачи. В этом его сложность. Сам язык совсем не сложный, а в изучении очень интересный.

– Что самое тяжелое? Знаю, что в китайском языке очень важно правильно и четко произносить слова, иначе просто не поймут.

– Китайский язык – звуковой, тоновый. Китайцы говорят тонами. Это не проблема. Такое есть во многих иероглифических языках. Есть слоги, есть тоны. На нулевом курсе мы сразу начали говорить. Нам просто поправляли произношение.

Неловкие ситуации из-за языка случаются постоянно. Особенно у новичков. Мы что-нибудь говорим, а китайцы улыбаются и кивают головой, что поняли. Хотя понятно, что мы сказали что-то другое. Нужно пожить и побыть со стороны китайца, чтобы понять, что говорят приезжие.


– Русских в Китае много?

– В университете есть целое комьюнити. У русских есть такая черта: за границей мы друг друга не любим. Нет причин не любить русского. Почему-то по умолчанию человек ведет себя так, как я не хотел бы, чтобы он себя вел со мной. Ощущение, что русский бьет себя в грудь, кричит матом – мне неудобно с ним стоять. Мне хочется, чтобы вне России мы любили, уважали, поддерживали друг друга. Так происходит с любыми малыми народами, которые приезжают в другую страну. Они объединяются.

Как сказать красиво? Мы русскоговорящие.


Мудрость китайской ментальности − единение и подчинение потоку

– Ты говорил, что принцип семейственности и уважения друг к другу – один из главных в Китае. Несколько примеров проявления этого.

– Да, сыновья почтительность. Это основа конфуцианства. Уважение к старшим, к родителям: сначала к отцу, потом – к матери. Вся культура Китая на этом стоит. Помнишь же какие-нибудь фильмы про боевые искусства? Мастер заходит в тренировочный зал, идет к стойке, кланяется, ставит свечку мастеру или отцу.

Мы кланяемся богу, Иисусу – у нас это религия. Мы молимся всевышнему, трансцедентальному. Вера нам помогает. А они кланяются тем, от кого научились, кто передал им знания, на кого они полагались при жизни, кто дал им жизнь физически реальную. В конфуцианстве, даосизме это религия, по-русски – философия.

Уважение к старшим проявляется везде. Обычно дети слушают, куда поступить, куда идти на работу. В 25-30 мы можем работать в другом городе и созваниваться с родителями. Китайцы заботятся, отправляют деньги даже с первой зарплаты. Хотя плохой пример…

Встретить Новый год в Китае без родителей вообще нереально. Это праздник с родителями. Здесь лепят пельмени за одним столом. Лепка пельменей в Новый год – знаковое действие: есть процесс, который всех объединяет. В России нет ощущения, что Новый год – праздник с родителями. У многих из окружения пропадает ощущение праздника.

– Что есть в китайцах, чего нет в нас?

Китайцев так много, что у них нет времени ждать, пока кто-то завяжет шнурок. Они просто обходят молча. Они следуют потоку, как вода. Вода просто обтекает камни. Даже если я стою на входе в метро с большой сумкой. Никто слова не скажет. Нет, они не терпят. Просто у них нет мысли, что я делаю что-то неправильно. Пространство общее. Я человек, я гость – они, скорее, даже уступят.


– Жизнь до и после Китая: что кардинально поменялось?

– Я точно поменялся. Ощущения от тела поменялись значительно. Когда я просто стою, я чувствую, что стою. Когда иду – чувствую, что иду. Что двигается, что не двигается, как двигается. Я тренируюсь, когда стою в очереди. Двигаю телом, чтобы почувствовать инь и ян. Всего этого не было.

– Человек, который изменил тебя больше всего.

Например, заходишь в парк. Есть тропинки, есть трава, есть заборы. А есть тропинки, которые вытоптали люди через забор. Почему так? Большинству людей здесь идти удобно. Это и есть фэн-шуй. Потому что это место сбалансировано – поток концентрируется там. Эту тропинку я вижу в своем теле, сами тропинки мы можем переделывать.


– Китай и Шаолинь для тебя – временная история? Что дальше?

– Они уже не временные. Китай и Шаолинь – основы, на которых я стою. Они не будут в прошлом никогда, даже если я сюда больше не вернусь. Я всегда буду отражать это в себе.

Я бы хотел быть полезным между Россией и Китаем, помогать в налаживании отношений. Чтобы мы учились у китайцев, а китайцы – у нас. У Китая есть большое уважение, что партия Китая научилась у СССР методам, которые вывели страну на новый экономический уровень. Но кто знал, что для этого нужно работать и проявлять усидчивость.

Я думаю, пока мы не ударимся об дно, нас не переубедить, но проблема для русских в том, что дна для нас не существует. Мы в этом смысле безлимитные, потому что можем раствориться среди других культур и принести новые культуры к нам, поэтому момент удара бесконечно оттягивается.

Ушу — старинный вид восточных единоборств, который очень популярен в современном мире. Спортсмены, практикующие этот вид борьбы, проходят через множество долгих и упорных тренировок. Благодаря многолетним занятиям боец сможет достичь мастерства в этом боевом искусстве. Опытные бойцы получают степени мастерства (цзи и даны) и носят пояса соответствующего цвета.

Общие сведения о мастерских степенях в ушу

Несколько раз в год можно сдавать экзамен, чтобы получить более высокую степень мастерства. Во время аттестации спортсмены демонстрируют свои навыки в парных и одиночных выступлениях. Нужно не только уметь выполнять упражнения, но и знать, как называется каждое движение. В зависимости от уровня сложности упражнений бойцу присваивается соответствующая степень мастерства, которая называется дуань. Тогда он получает право носить пояс подходящего цвета. Всего в ушу 6 цветных поясов.


В ушу есть три начальных уровня, которые называются Панда. Каждый уровень делится на несколько ступеней. Постоянно тренируясь и преодолевая ступень за ступенью, спортсмены получают пояса разных цветов.

Степени мастерства в ушу:

  1. Панда 1 — включает в себя три ступени. Обладателю первой ступени присваивается белый пояс. На второй ступени боец получает бело-синий пояс, а на третьей — синий. Ученики осваивают основные удары руками и стойки.
  2. Панда 2 — спортсмены разучивают базовую технику, удары руками и ногами, а также тренируются работать в паре. Здесь тоже есть три ступени, которым соответствуют сине-зелёный, зелёный и красно-зелёный пояса.
  3. Панда 3 — спортсмены совершенствуют свои навыки, разрабатывают все стойки и передвижения, все удары руками и ногами, все приёмы, много тренируются в паре. Здесь тоже различаются три ступени и три пояса: красный, красно-жёлтый и жёлтый.

Цвета поясов в ушу соответствуют 5 первичным элементам:

  • белый — металл;
  • зелёный — дерево;
  • синий — вода;
  • красный — огонь;
  • жёлтый — земля.

После уровня Панда идут более высокие степени мастерства, которые называются Орёл, Тигр и Дракон.

Ученические разряды в ушу — ЦЗИ

В ушу принята строгая система квалификаций, которая делится на 2 главных ступени — ученическую (цзи) и мастерскую (дан).

Ученики проходят через 6 уровней цзи:

  1. Белый пояс — начинающий, боец занимается ушу 3 месяца, 6 цзи;
  2. Жёлтый — 1 год занятий, 5 цзи;
  3. Красный — 2 года, 4 цзи;
  4. Зелёный — 3 года тренировок, 3 цзи;
  5. Синий — 4 года, 2 цзи;
  6. Коричневый — 4 года занятий, участие в чемпионатах, 1 цзи.

Обладатели синего и коричневого поясов (1 и 2 цзи) имеют право выступать на соревнованиях. Это участие важно для их последующей аттестации на более высокие ступени.

Аттестация на пояса от белого до коричневого

Каждый аттестационный экзамен состоит из трёх частей.


Спортсмен обязательно должен сдать каждую из них:

Белый

Чтобы получить белый пояс, необходимо сдать комплекс базовых упражнений и приёмов. Необходимо правильно выполнить упражнения бусин (стойки), жоугун (упражнения для гибкости) и буфа (передвижения).

Базовые приёмы для начального уровня:

  • 10 приседаний;
  • 5 отжиманий на ладони;
  • кувырки вперёд;
  • 10 раз разогнуть тело из лежачего положения в сидячее и обратно;
  • круговые махи ногами из внутренней стороны в наружную (ноги необходимо поднимать выше пояса и сохранять равновесие);

После демонстрации основных упражнений по общей физической подготовке нужно выполнить 5 базовых стоек ушу:

  • Сюйбу — присесть на воображаемый стул. Одна нога будет опорной, её стопа плотно прижата к полу и слегка наклонена вперёд на 45°. Бедро опорной ноги должно быть параллельно полу. На опорную ногу направлен почти весь вес спортсмена. Вторая нога немного вытянута вперёд, стопа касается пола только мыском.
  • Мабу — поставить ноги широко и присесть (широкая буква П). Бёдра параллельны полу. Таз нужно держать прямо. Стопы должны быть параллельны друг другу.
  • Дулибу (тиси) — высоко поднять колено одной ноги и плотно прижать её к туловищу. Носок поднятой ноги нужно вытянуть.
  • Гунбу — повернуться в сторону и присесть на одну ногу, вытянув вторую назад. Колено и мысок передней (согнутой) ноги направлены вперёд. Стопа второй (вытянутой) ноги должна быть прижата к полу и направлена вперёд по диагонали.
  • Пубу — сесть на одну ногу, а вторую вытянуть в сторону. Обе стопы прижаты к полу.


Экзаменаторы смотрят на координацию движений спортсмена и на устойчивость положения.

Затем бойцы должны показать комплекс приёмов (базовых движений и ударов ногами и руками):

  • 10 отжиманий на ладонях;
  • 15 приседаний;
  • левой ногой сделать 2 круговых маха наружу, а правой — столько махов, сколько возможно;
  • сделать подряд 2 кувырка вперёд и 2 кувырка назад;
  • сгибать и разгибать тело из положения лёжа в положение сидя и обратно;
  • из стойки пубу сделать по 5 перекатов в двух направлениях (влево и вправо).

После этого необходимо показать основные удары из базовых стоек:

  • паоцюань — короткий взрывной кулак;
  • чанцюань — длинный кулак, похожий на хлыст;
  • дэнтуй — таранящее движение ногами;
  • чуайтуй — удары ногами в разные стороны.

Вслед за демонстрацией базовой техники спортсмен должен повторить эти приёмы на скорость. После этого он показывает основные удары, блоки и стойки:

После этого нужно показать три малые дорожки:

  • блок корпусом из стойки мабу;
  • атака длинным кулаком и стойка гунбу;
  • короткий кулак и стойка мабу;
  • дэнтуй ногой и стойка мабу;
  • из позы мабу блок рукой;
  • из гунбу сделать три пронизывающих удара рукой;
  • чуайтуй ногами и стойка мабу;
  • из мабу запирающий блок корпусом;
  • гунбу и блок правой рукой наверх;
  • несколько длинных и коротких ударов кулаками;
  • чуайтуй ногами;
  • даотитуй ногой с разворота;
  • короткий кулак и стойка динбу;
  • стойка мабу направо.


Затем спортсмен показывает малый одиночный комплекс Таолу без оружия:

Аттестационный экзамен на белый пояс сдаётся после трёх месяцев интенсивных занятий ушу.

Зелёный

Затем надо продемонстрировать комплекс Юнфа цюаньшу в паре:

  • инструктор выступает в роли противника;
  • нападающий делает прямой удар по голове аттестуемому;
  • прямой удар по туловищу;
  • дэнтуй по телу;
  • аттестуемый защищается блоками и показывает приёмы контратаки;
  • затем демонстрирует круговые удары руками в голову соперника;
  • прямые удары ногами;
  • круговые удары ногами;
  • захваты противника.

Комплекс захватов и контрзахватов называется Цинна. За успешное прохождение базовых и прикладных приёмов спортсмен может получить цветные нашивки на пояс.

Синий

Спортсмен должен разбить три доски: две длинным кулаком и одну коротким. На ломание каждой доски даётся по 2 попытки.

Сначала надо сдать Таолу цюаньшу без противника и набрать, как минимум, 6 очков из максимальных 10. После этого боец переходит к Юнфа цюаньшу с соперником (инструктором) и демонстрирует множество разных ударов, блоков, захватов, обхватов.


После этого надо пройти этап Саньшоу — парный бой в защитной одежде. Надо выполнить 2 боя, каждый из которых продолжается 2 минуты. Зачёт ставится, если аттестуемый выиграл оба боя у другого обладателя зелёного пояса или один бой у обладателя синего пояса.

Красный

Спортсмен должен в течение 1 минуты уклоняться от ударов шестом, которые наносит соперник. Если этот пункт успешно пройдет, экзамен продолжается. Боец демонстрирует стилевой Таолу цюаньшу без партнёра и оружия. Он должен получить 7 очков.

Затем выполняется Дуилянь цюаньшу в паре — бой с применением различных сложных приёмов. Надо набрать не меньше 7 очков.

После этого боец показывает комплекс приёмов с короткой палкой Бянь. Набрав не меньше 6 очков, он переходит к следующему упражнению — Дуилянь вместе с противником. Получив 6 очков, бойцы демонстрируют бой Саньшоу (2 боя по 2 минуты). Аттестуемый должен дважды победить обладателя синего пояса или один раз победить обладателя красного пояса.

Коричневый

Претендующий на коричневый пояс должен ударом кулака или ладони потушить свечу. Потом проходит Таолу цюаньшу без оружия, требуется получить 8 очков. Следом идёт Дуилянь цюаньшу в паре (надо набрать минимум 8 очков). После этого аттестуемый должен показать упражнения Таолу с палкой Бянь и заслужить 7 очков.

После этого надо продемонстрировать Дуилянь с оружием и заработать 7 очков. Потом — Таолу с шестом Гунь (7 баллов минимально). Затем — снова Дуилянь с шестом Гунь в качестве оружия (заработать 7 баллов).

Затем спортсмен обязать показать бой с мечом Дао с применением обеих техник — Таолу и Дуилянь. За каждый комплекс надо получить минимум 7 баллов. Затем — Дуилянь с ножом (7 очков). Экзамен завершается парным боем с применением разных типов оружия: палки, шеста, меча, ножа. Противник должен обладать коричневым или чёрным поясом.

Получение мастерских степеней — ДАН

Спортсмены, заслужившие хотя бы первый дан, получают чёрный пояс и звание мастера спорта. Они участвуют в соревнованиях, как правило, в Чемпионате России.

Мастерские ступени (даны):

  • 1 дан — 5 лет упорных занятий, 3-е место на региональных чемпионатах или 10-е место на Чемпионате России по многоборью;
  • 2 дан — 6 лет тренировок, 1-е место на региональных соревнованиях или 6-е место в многоборье на Чемпионате России;
  • 3 дан — 6 лет занятий ушу, 3-е место на Чемпионате России в многоборье или сдача нормативов для мастера спорта международного класса;
  • 4 дан — заслуженный мастер спорта или заслуженный тренер России носит чёрный пояс с золотой нашитой полоской.

За особенные заслуги в области ушу спорстсмен может получить 5–8 даны. Присваивать столь высокие даны имеет право только Президиум федерации ушу России.

Помимо практических упражнений и теоретических вопросов, спортсмен, претендующий на чёрный пояс должен сдать реферат по истории стилей, теории и методике преподавания ушу. Для получения 1 дана надо написать 10 страниц, для 2 дана — 20 страниц, для 3 дана — 30 страниц.


Чёрный шёлковый пояс длиной 2 м и шириной 10 см должен быть повязан поверх костюма. Длинный конец пояса свешивается на правую сторону у мужчин и на левую у женщин.

Аттестация на черный пояс

Обладатели коричневого пояса, которые участвовали в нескольких серьёзных чемпионатах или несколько лет работали инструкторами по ушу, могут претендовать на чёрный пояс. На аттестационном экзамене проверяются теоретические и практические знания и навыки по всем предыдущим ступеням — от белого пояса до коричневого включительно. Необходимо также знать методики преподавания ушу на всех ученических уровнях.

Ушу — чрезвычайно популярен не только среди профессиональных спортсменов, но и среди любителей. Этим видом восточных боевых искусств занимаются дети и взрослые. Приёмы ушу предназначены для спортивных соревнований, но помогут и при самообороне.

wushu sanda Belarus

Завершился 14 Международный Турнир по УШУ Саньда.


Международный турнир по УШУ Саньда


5 ВРАГОВ НА ПУТИ ПОСТИЖЕНИЯ ГУНФУ


Семинар по искусству боя на Ринге с Jarkko Jussila

Di Guoyong

Мастер Ди Гоюн

Wushu belarus juges

Прошел Открытый Кубок РБ по УШУ

Открытый кубок РБ по УШУ 19-21.10.2018

Татьяна Ивашко- мастер кунг фу

Татьяна Ивашко

Leonenko Denis

Денис Леоненко

Кунг фу бабушка

Вся жизнь – КУНГ-ФУ


Приглашаем в Тибет


Мицзуцюань. Кулак потерянного следа


Воинская мораль УДЭ. Уважение.

Фото спортсменов Таолу

Чемпионат Республики Беларусь по УШУ


Правильное питание

Артишевский Максим

Артишевский Максим

Искусство быть собой, познать свои силу и обрести гармонию в душе

Что дают тренировки УШУ детям

На тренировке по Багуачжан

Тренировки со школой Wudeschool

Занятия с детьми, изучение детского ушу со школой Wudeschool

Популярное

Энергия Ци, что это такое?


Приветствие в УШУ


Как становятся монахом Шаолиня


Саньда – уникальный вид китайского спортивного поединка


Что такое УШУ? Серьезный разбор темы…



В чем польза практики Цигун

children wushu

Что дают тренировки УШУ детям

Бадуаньцзинь – 8 кусков парчи. Прекрасный комплекс Цигун для всех!

Кунг фу бабушка

Вся жизнь – КУНГ-ФУ

Sanda

О саньда, история и отличительные черты китайского бокса

wudeschool team

Открытый Чемпионат Литвы по УШУ (Кунг фу)

Важное

Цигун, Медитация и оздоровительная гимнастика

Ушу саньда – уникальное боевое искусство

Самопознание

Путешествия

Здоровье и красота

Гунфу Ча, искусство чаепития

Внутренние стили УШУ


Как становятся монахом Шаолиня

Интервью с монахом Ши Янцзы:

Фотография монаха шаолиня

Как становятся монахом Шаолиня?

Ши Янцзы: Довольно трудно стать монахом. Когда мне было пятнадцать лет, я пришел в Шаолинь, но я не смог сразу стать монахом, это не легко, так что вы должны очень этого захотеть. Сделать это трудно, потому что у монахов нет никакой причины поверить и принять вас только потому, что вы однажды появились здесь. Если хотите, чтобы Наставник Шаолиня принял вас, это займет время. Вы должны доказать монахам, что вы — хороший человек.

А сколько прошло времени прежде, чем Вас приняли?

Ши Янцзы: Мне повезло. Я был принят спустя шестнадцать месяцев. Первое время вы живёте в монастыре, вы не монах — послушник Шаолиня. Вы можете носить одежду монахов, но когда Шифу узнает вас действительно хорошо, он проверит вас, и затем возможно позволит стать монахом.

Почему Вы решили стать монахом?

Ши Янцзы: Когда я был ребенком, я любил спортивные состязания, боевые искусства. Моя мать — Буддист, так что в целом она была не против, но подобно всем матерям волновалась, что я собрался в монахи в таком молодом возрасте. Сначала она пробовала убедить меня не идти, но у меня ещё три сестры и четыре брата в моем семействе, так что я хотел идти и получить опыт, и я знал, что я хотел. Я сказал ей, что если мне не позволят уйти, тогда я не буду ничего делать (смеётся). Я попросил её поверить мне, и позволить мне идти.

Ваши родители счастливы теперь, когда вы оказались в Великобритании?

Ши Янцзы: Да, они очень счастливы, но успех не в наличии благополучной жизни, если в вашем кармане что-то гремит и вы богаты, но в вашей душе пустота, это не имеет смысла. Подобно, если вы богаты, но не здоровы, это тоже не хорошо. Для меня понимание отношений с другими людьми и вселенной так же важно, как и здоровье, сила тела, энергия. Это часть буддийской философии.

Ваша мать волновалась, что выбранная жизнь будет трудна для вас? Судя по тому, что мы видели и слышали о Шаолине, путь может казаться весьма серьёзным испытанием. Это действительно необходимо?

Ши Янцзы: Достижения технического прогресса не имеют значения для практики кунг-фу, так как кунгфу — это обучение вашего тела и сознания. Вы должны быть упорны, потому что обучение кунг-фу требует большой работы и настойчивости. Я обычно не говорю об этом (смеется) моим ученикам, если они имеют сильное желание, то продолжают заниматься. Вы должны также учиться у хорошего мастера, который мог бы преподать вам кунгфу. Это действительно важно.

Ши Янцзы: Это случается очень редко, потому что мастер выбирает учеников очень тщательно. Когда он видит вас впервые, он — уже на 70 % уверенный, являетесь ли вы тем кем нужно или нет. Впоследствии он проведет некоторое время с вами, и затем он будет знать на 100 %. Именно поэтому всё настолько строго. Мастер не хочет тратить впустую энергию или время. Если он преподает вам, то вы должны усваивать, иначе он не хороший мастер. Именно поэтому не легко стать монахом. Нужно всё сделать, чтобы мастер знал и доверял вам, вы должны открыть ваше сердце и быть честными, так что нужно учиться и иметь хороший характер.

Сколько времени занимает путь от ученика к подлинному монаху?

Ши Янцзы: Это зависит от ученика, нет никаких точных правил, сколько времени должно пройти. Как усердно вы трудитесь, как быстро вы меняетесь и заслуживаете доверие мастера — это ваша проблема, мастер только ждет. Это как яблоко: весной и летом мы все ждём, но осенью мы можем есть, никто не хочет есть прежде, чем плод созреет. Когда вы готовы, он сообщит вам. Вы можете узнать это только через опыт. Монах не только сидит в горах и созерцает, монахи понимают все. Он может не путешествовать в Лондон, но он знает, что основные вещи там те же самые, Буддизм позволяет знать ему это.

Хотя у многих именно такой образ размышляющего монаха, блаженного, неосведомленного о мире вне храма.

Ши Янцзы: Чтобы понять кое-что, вы должны почувствовать это лично. Я могу сообщить вам, что этот чай на вкус действительно хорош, но вы все еще не можете знать его вкус. Не лучше ли, если вы попробуете его сами? Вы не можете понять вкус на слух, вы должны использовать ваш язык и испытывать это непосредственно. Кунг-фу, как и Чань в целом, учит нас пробовать и делать — это живая практика. Если вы только читаете книги, смотрите часами фильмы, вы только изучаете, а не делаете, это — не реально, это ничто.

Буддийская философия учит, что вы можете создавать среду вокруг вас вашими личными действиями.

Ши Янцзы: Если вы помещаете хорошее семя в землю, вырастет тоже хорошее. Если вы делаете хорошие вещи, тогда добрая воля прибывает в вас, но для Чань Буддистов это не окончательная цель, это только маленький аспект. Большая цель состоит в том, что вы делаете что-то хорошее и не хотите ничего взамен, просто это не имеет значения, только делаете и всё. Видите что старушка падает — просто помогите ей. Если вы делали это только потому, что хотели что-то выгадать, — это эгоистично. Чань, идущий от вашего сердца, — это подлинное. Если вы понимаете Буддизм, то должны использовать это, чтобы развить ваше сознание, не нужно чтобы вами управлял некий закон, вы должны быть естественны.

Что монахи думают о многочисленных фильмах о них?

Ши Янцзы: Когда вы смотрите фильм, если вы знакомы с кунг-фу, то знаете, что реально, а что является спецэффектами, но идея, которую они пробуют показать, главным образом правильна. Кунг-фу не используется для борьбы, основная задача состоит в том, чтобы сделать ваше тело сильным, дать здоровье и энергию для практики Буддизма и помогать людям. В храме мастер может спросить вас, почему вы изучаете боевые искусства и если скажите, что хотите бороться, и у вас нет терпения, и характер не важный, тогда обучение не будет возможным для вас. Если ваш интерес только лишь внешний, и вы при этом не хороший человек, то никто не станет учить вас. В Китае это типичная вещь, хороший преподаватель никогда не возьмет в ученики плохого человека.

Есть опасение, что со всеми туристическими поездками в Храм традиция будет потеряна, и подлинное искусство Шаолиня уйдёт.

Ши Янцзы: Я так не думаю. Мой шифу — Настоятель Шаолиня Ши Юнсинь имеет хороший план, гарантирующий Шаолиню продолжение культурной традиции. Вокруг Храма будет что-то вроде естественного парка. Так что я думаю, что будет не хуже. Храм Шаолинь очень известен в мире и он только один. По этой причине туристы хотят посетить его, и наши двери открыты в течение дневного времени.

Настоятель посылает монахов в мир, что является причиной этого?

Расскажите поподробней о вашем опыте?

Ши Янцзы: В Китае я выиграл двенадцать соревнований, это были и маленькие провинциальные соревнования, но также и восемь национальных соревнований. Так же два раза участвовал в международных, и оба раза побеждал. Я очень много и тяжело тренировался и делал быстрый прогресс. После того, как я начал обучаться, уже через три месяца пошел на городские соревнования и стал чемпионом, побил двух человек, опыт которых был около пяти лет. Благодаря этому, в Храме я стал известен своим саньшоу.

А это действительно важно для Шаолиня?

Ши Янцзы: Важно то, что для вас важно. Для жизни в Шаолине всё это не имеет значения. Я изучил саньшоу и цигун, узнал три или четыре метода, стальную голову, стальную руку… Эти методы очень полезны в реальной борьбе.. Я стал монахом в 1989, а принят в Храм в 1985 году. Когда я пошел на мое первое соревнование, я чувствовал, что возможно мой мастер не будет приветствовать это, но я хотел получить опыт реальной борьбы. Я не выбрал борьбу, которая была бы неправильна! Соревнование было дружеское мероприятие, и со своими правилами, я хотел стать чемпионом, только для того, что бы совершенствовать то, чему учился. Всё-таки сердце боевых искусств — саньшоу, свободная борьба.. Выступив на соревнованиях, я подтвердил свой опыт и получил полезный навык. То чему я научился в Храме Шаолинь, в течение многих лет, было проверено. Это заставляет меня чувствовать, что я не потратил впустую мои годы. А вообще это похоже на бутылку, если она полупустая, вы будете слышать плеск внутри, когда её трясёшь, если она полная, вы не услышите ничего, если вы хороши, то не должны кричать об этом, сообщая каждому, что вы — лучший.

Вы упомянули о ваших навыках в цигуне, как вы развиваете внутреннюю энергию?

Ши Янцзы: В Китае есть различные стили цигун. Некоторые — только для здоровья, другие активно используются в практике кунг-фу. В Шаолине есть семьдесят два способа цигуна, в кунг-фу ци используется для увеличения силы и защитных свойств тела. Чтобы обучиться этому нужно узнать различные типы дыхания и многое др., но некоторые люди не верят в цигун. Ваше тело похоже на фабрику, продукция которой жизнь. Как это происходит? Первая наиболее важная вещь — дыхание, потому что вы нуждаетесь в воздухе, другая — ци, она имеет разные проявления, и важно увеличивать и направлять её. Например, когда вы ударяете кулаком, то не должны вдыхать, вы выдыхаете. Когда практикуете, нужно вдыхать и выдыхать очень медленно, накапливать энергию, и затем быстро, чтобы использовать эту энергию. Упражняться медленно, но использовать быстро.

Насколько важно состояние ума при упражнениях цигун?

Существуют ли способы передачи ци?

Ши Янцзы: Много людей не верят в эту технику, потому что не могут объяснить. Вы должны поверить в это, потому что ци это ваша составляющая. Используется мысль чтобы управлять этой энергией. В Храме мой мастер научил меня некоторым лекарственным снадобьям, которые применяются в практике цигун, а так же различным методам лечебного массажа. Я недавно помог человеку, у которого были проблемы с горлом и мое воздействие с помощью ци имело очень быструю реакцию, теперь он может глотать и говорить.

Почему монахи используют камни в тренировках?

Некоторые люди считают, что Шаолинь кунг-фу теперь просто современный вид ушу, как вы ответили бы на это?

Каковы перспективы развития Шаолинь кунг-фу на Западе?

Насколько важно это развитие?

Какое у вас мнение о иностранных учениках?

Какова ваша долгосрочная цель?

Ши Янцзы: Есть планы построить в Лондоне Дхарма-центр. Мы имеем некоторую возможность, и я надеюсь, что скоро (возможно лето), я приглашу вас на открытие. Это будет постоянно работающий центр, где мы надеемся заниматься благотворительностью, преподавать Буддизм, Китайскую культуру, боевые искусства, живопись, и Китайский язык. А так же цигун, это будет настоящий культурный центр.

Школа боевых искусств Shaolin Tagou в провинции Хэнань. Январь 2018 год

Усердно учитесь, терпите лишения и упорно тренируйтесь, набирайтесь знаний, укрепляйте тело, воспитывайте волю и характер — так говорят в самой большой в мире школе боевых искусств, кузнице китайских чемпионов, расположившейся по соседству с Шаолиньским монастырем у подножья священной горы Суншань в провинции Хэнань.

Школу традиционного китайского ушу "Шаолинь Тагоу" (Shaolin Tagou) основал в 1978 году мастер в седьмом поколении, ученик-мирянин Шаолиньского монастыря Лю Баошань. За 39 лет обычная школа превратилась в целую империю: тысячи квадратных метров территории, спортивные залы и тренировочные базы, 35 тысяч учеников и 900 тренеров. Здесь обучают теперь не только традиционному ушу, но и таким дисциплинам, как бокс, тхэквондо, смешанные боевые искусства, шаолиньский футбол и боевая хореография для кино. Ученики гастролируют с яркими шоу не только по Китаю, но и по всему миру. Выпускники пополняют ряды китайской полиции, армии и спецслужб.

Школа боевых искусств Shaolin Tagou в провинции Хэнань. Январь 2018 год

Как Джеки Чан

Ушу является особенностью школы, а просвещение — основой, утверждают в "Тагоу". Ученики с начальных и до старших классов обучаются общеобразовательным предметам. Детей принимают с пяти-шести лет, а верхнего порога нет — сюда могут приехать люди и старше тридцати. Обучение в школе платное. У каждого школьника своя история. Для кого-то это погоня за мечтой, а для кого-то — "исправительная колония".

Один из таких учеников — 11-летний Лю Юньшэ. "Я поступил в эту школу в 2014 году. Мне очень нравилось заниматься ушу. Я смотрел очень много фильмов о кунфу, например с Джеки Чаном, поэтому родители и согласились привести меня. Когда хочется сдаться, я себе говорю, что нужно быть как Джеки Чан", — рассказал Лю Юньшэ.

Не меньшим почетом у учеников пользуются звезды кино и мастера боевых искусств Джет Ли и Брюс Ли.

У восьмилетней Ли Мэнжань совсем другая история. За девочкой просто некому было присматривать, потому что ее родители работали. "Я в школе уже три года. Меня отдали сюда, потому что раньше, когда я ходила в садик, нужно было, чтобы кто-то меня отводил и приводил. Иногда никого не было, поэтому просили других людей — родители были очень заняты", — рассказала девочка.

Восемнадцатилетняя Цюань Линь оказалась в школе за непослушание и буйный характер. "Я учусь в школе уже девять лет. Дома все время дралась и была непослушной, поэтому мама привезла меня сюда сначала для физического развития и для работы над характером, но потом со временем мне понравилось, и я сама уже не захотела уезжать", — говорит, улыбаясь, Цюань Линь.

Плавильный котел

Cвященник Николай Спамбетов

Дисциплина в школе как в армии: подъем в 5:30 под звуки военного марша, зарядка, завтрак, тренировка, уроки по общеобразовательным предметам, обед, тренировка, уроки, ужин, тренировка, отбой. Никаких сотовых телефонов и компьютерных игр. Общаться с родителями можно только по специальному стационарному телефону. Домой школьники ездят, как правило, только один раз в году.

"По выходным мы встаем в восемь утра, убираемся, потом у нас свободное время, обед, отдых. В четыре часа — общешкольное собрание, после его завершения мы идем ужинать. Вечером обычно какая-нибудь развлекательная программа", — рассказывает 15-летняя Ян Жофань, которая в школе уже семь лет.

Учеников можно узнать в любой толпе: они одеты в красные мастерки, черные спортивные штаны и знаменитые кеды Feiyue. Школьники живут примерно по 10-20 человек в комнате в общежитиях без отопления. Одежду стирают самостоятельно в обычных тазиках. Совсем маленьким помогают учителя и друзья постарше, но, немного повзрослев, они начинают делать все самостоятельно.

Господин Фэн Вэйфэн сравнивает школу с плавильным котлом. "Эта школа как плавильная печь, как горнило, непослушание — лишь временное явление. Столько послушных детей, здесь такая атмосфера, и они заражаются этим. Есть и такие, которые действительно не выдерживают и уходят", — рассказывает он.

"Нельзя сказать, что, однажды поступив в нашу школу, вы уже не сможете ее покинуть. Есть и те, кто убегает. Вернув их обратно, мы воспитываем убеждением, объясняем им трудности человеческой жизни, напутствуем, помогаем, проявляем заботу и любовь", — говорит Фэн Вэйфэн.

По словам учеников, которые провели в школе уже много лет, трудно было в самом начале, но потом они привыкли к режиму. Главное, говорят они, иметь упорство и терпение, нельзя останавливаться на полпути.

"Когда только начали заниматься, было очень больно делать растяжку, еще и интенсивные силовые тренировки, после которых ноги очень сильно болят. Я часто плакала, но никогда не думала о том, чтобы сдаться", — рассказывает Цюань Линь, которая в этом году собирается поступить в университет физической культуры и стать тренером.

Чжан Цзи, который также оказался в школе из-за своего непослушного характера, говорит, что у него было желание уйти после двух-трех лет обучения.

"Сейчас я уже привык к такому образованию. Сначала было очень непривычно, особенно рано вставать. Мне казалось, что я не смогу выдержать такой трудный режим, очень хотелось домой. Было время, когда я не особенно хорошо занимался, тренер меня часто ругал, я даже думал бросить, но потом под наставлением тренера постепенно привык", — говорит 15-летний Чжан Цинь, мечтающий стать профессиональным спортсменом.

Тренер Чжан Ху, который сам в школе уже 23 года, из них 13 — в качестве наставника, говорит, что самое сложное для него как тренера, когда ученики, практикующие ушу много лет, вынуждены бросать занятия из-за травмы или семейных обстоятельств.

Школа боевых искусств Shaolin Tagou в провинции Хэнань. Январь 2018 год

Бить или не бить?

Представитель школы Фэн Вэйфэн, отвечая на вопрос, бьют ли школьников за проступки, заверил, что это строго запрещено, хотя, по его словам, раньше в Китае в школах боевых искусств телесные наказания были нормой.

"У нас есть строгое требование: не применять телесные наказания в отношении учащихся. У современных родителей совсем другое отношение к этому. Да, ребенок может плохо учиться, но бить его за это нельзя. В прошлые годы в школах ушу — вы знаете, у нас здесь в Дэнфэне их так много — телесное наказание было обычным делом. И вообще, был такой традиционный способ воспитания в китайских школах, поэтому иногда получить палкой пару раз по мягкому месту и вытерпеть способен каждый. Но теперь вы не можете просто так ударить ребенка и остаться безнаказанным. Если такое произойдет, его родители подадут на вас в суд. Сейчас закон очень силен", — говорит он.

По воспоминаниям выпускников, которые давно уже окончили школу, им иногда доставались удары шестом для занятий ушу. Еще одно ненавистное ученикам наказание за провинность — переписывание иероглифов по многу раз. "Лучше бы били, чем заставляли писать столько иероглифов", — вспоминает, смеясь, один из бывших учеников школы.

"Тех, кто совершает ошибки, сначала вразумляют, наставляют, потом критикуют, но не бьют", — говорит 15-летняя Юэ Фанфэй.

Боевой монах Шаолиньского монастыря, мастер Ши Яньчжуан тоже считает, что с учениками необходимо проявлять строгость.

"Способы контроля и управления у всех разные, у каждого есть свои особенности. Строгость — тоже хорошо. Нельзя не быть строгими с учениками. Если в школе, где учатся несколько десятков тысяч человек, не будет системы, ничего не получится", — говорит мастер.

По словам тренеров, представителей школы, выпускников и нынешних учащихся, несмотря такое количество юношей, владеющих боевыми искусствами, драки между учениками — явление крайне редкое. "Практически не бывает. Если хотят драться, пускай выходят на поединок, найдут себе судью — и пусть дерутся сколько хотят", — говорит, смеясь господин Фэн Вэйфэн.

Согласно правилам школы, тренеры живут вместе с учениками в одном общежитии. За каждым тренером закреплены 40-50 школьников. Он, как правило, живет либо в соседней комнате с ними, либо в комнате напротив. "Тренеры живут с подопечными в общежитии, едят вместе с ними, поэтому они знают обо всех трениях и разногласиях. Учащиеся очень боятся тренеров и очень их уважают и не осмеливаются на такие поступки", — рассказывает он.

Тренер художественной группы школы, гастролирующей с выступлениями по всему миру и представленной самыми лучшими учениками, говорит, что отношения между одноклассниками очень хорошие, хотя временами и возникают ссоры.

Мальчики направо, девочки налево

Тренер школы боевых искусств Шаолиня 20-летняя Сима Азими занимается на вершине холма в Кабуле, Афганистан. Три года до этого Азими изучала боевые искусства в Иране

Из 35 тысяч учеников школы лишь около трех тысяч — девочки. Обучение раздельное: девочки и мальчики учатся в разных группах и редко пересекаются.

Как рассказывает Юэ Фанфэй, которая учится в школе уже семь лет, родители сначала не хотели отдавать ее в школу боевых искусств, потому что она "все-таки девочка".

"Эта школа очень известная. Я увидела выступление их учеников по телевизору на новогоднем концерте и захотела приехать. Родители сначала не соглашались, я все-таки девочка, но мне самой очень нравилось. Я каждый день тренировалась дома, бегала, и они все-таки согласились", — вспоминает Юэ Фанфэй.

Школьницы говорят, что занятия боевыми искусствами делают их смелее, отважнее и никакие трудности им не страшны.

"Ушу для меня — это полжизни. Я с детства тут занимаюсь. После обучения ушу девочки становятся более смелыми, открытыми. Если мы сталкиваемся с трудностями, мы не убегаем от них, а решаем. Да, мы себя называем "пацанками". По сравнению с обычными девочками мы, наверное, сильнее, мы просто так не отступаем", — говорит Юэ Фанфэй.

По словам представителя школы Фэн Вэйфэна, мальчики и девочки в школе редко находятся вместе, а открытые "истории любви" в школе не разрешены.

"У нас юноши и девушки занимаются в раздельных группах. Есть отдельные мужские и женские общежития. Конечно, может, и есть у них тайная любовь, но отрыто такого явления нет", — пояснил он.

"Мы с девочками — ученицами школы просто обычные друзья, нет какой-то влюбленности", — говорит 15-летний Чжан Цинь.


Мастер Ши Янбин – воин-монах 34-го поколения Шаолиньского монастыря. В Россию он приехал в 2006 году по направлению настоятеля Шаолиня – Ши Юнсина. К тому времени Ши Янбин объездил множество стран, преподавал в США, Австралии, Арабских Эмиратах. Сам мастер отмечает, что не думал оставаться в Москве надолго, но так сложилась судьба. В столице он живет уже почти 10 лет и основал здесь собственную школу, где проводит занятия по кунг-фу, цигун и тайцзи-цюань.

Немного о шаольньском кунг-фу:

Традиция кунг-фу монастыря Шаолинь мало соотносится с понятием боевых искусств в вопросах победы над противниками или в контексте военного дела. Так же мало общего у спортивного ушу и традиционного шаолиньского кунг-фу. Монастырь никогда не был университетом боевых искусств или кузницей профессиональных бойцов.

С древних времен боевые искусства монахи Шаолиня использовали для постижения Чань – внутреннего спокойствия. Поэтому тренировки, медитации и молитвы неразрывно связаны в традиции монастырского кунг-фу.

На занятиях ученики изучают и отрабатывают специальные таолу (комплексы, строгую последовательность боевых движений), двигаясь от базовых стоек и ударов к более сложным последовательностям и работе с оружием.

Краткая информация о цигун и тайцзицюань:

Цигун – комплексы упражнений и дыхательных техник, которые помогают человеку накапливать и перераспределять свою энергию, которую в Китае называют "ци". Фактически ци – это движущая сила, наполняющая все во вселенной. В Древнем Китае считали, что без умения управлять своей энергией нельзя преуспеть в повседневных делах.

Чтобы научиться чувствовать и управлять ци, появились комплексы упражнений под общим названием "цигун".

Тайцзицюань – внутреннее китайское боевое искусство. Последователи таких стилей достигают победы над противником без применения грубой силы. Вместо этого боец полагается на свою внутреннюю силу и умение контролировать и направлять потоки энергии ци.

Вопреки расхожему убеждению, что боевые искусства – это чисто мужское занятие, в школе мастера Ши Янбина обучаются и мужчины и женщины. На занятия приходят люди всех возрастов. Детей принимают в школу с четырех лет.

Ученики зовут Ши Янбина "Шифу". Если дословно переводить иероглифы, из которых состоит это обращение, то получится "учитель-отец". Сам мастер часто говорит, что школа – это тоже семья, и наставник должен быть как отец для своих учеников.

Во время занятий Ши Янбин уделяет внимание не только физическим нагрузкам, но и воспитанию духа, передаче традиций Шаолиньского монастыря.


В школе мастера отмечают традиционные буддистские праздники. Ученики вместе со своим наставником проводят праздничные службы в дни рождения Будды и Дамо – первого патриарха Чань-буддизма. Не обходится также и без празднования китайского Нового года.

Кроме того, раз в год у всех, кто посещает занятия, появляется возможность поехать на летние сборы в Китай и обучаться у монахов прямо на территории монастыря Шаолинь.

Немного о Шаолине:

Название монастыря переводится как "Молодой лес" или "Растущий лес".

Монастырь был основан в Суншаньских горах в 495 году н.э., во времена правления династии Северная Вэй.

Согласно легенде, комплексам цигун и кунг-фу монахов обучил первый патриарх чань-буддизма Бодхидхарма (в Китае его называют Путидамо или Дамо), который останавливался в монастыре 530-х годах. Он же передал монахам свои познания о Чань – внутреннем спокойствии и ясности ума.

В 1928 году военачальник Ши Юсань поджег монастырь Шаолинь. Были уничтожены уникальные письменные источники, а сам монастырь почти полвека после этого провел в руинах. После Второй мировой войны на развалинах Шаолиня жило всего семь монахов.

С большим трудом властям Китая удалось возродить монастырь. Немало помог в этом и кинематограф: после выхода в 1982 году на экраны художественного фильма "Храм Шаолиня" по Китаю прокатилась волна популярности монастыря и туда пришло много новых молодых послушников.

В 1986 году настоятелем монастыря стал монах Синчжэн, который с 1951 года на общественных началах исполнял должность хранителя монастыря, однако в 1987 году он скончался.

После его смерти на всеобщем голосовании чань-буддистского сообщества был выбран новый глава монастыря – Ши Юнсин.

Сейчас Шаолинь без преувеличения считается одним из главных центров изучения ушу и цигун в Китае и сокровищницей национальной культуры.


Мастер Ши Янбин: В первую очередь люди приходят в школу ради традиций боевых искусств Шаолиня и древней культуры Китая. Многие традиции сохранились до наших дней, потому что действительно способны помочь на жизненном пути.

Самое главное в шаолиньских практиках – любовь. Нужно любить людей, любить жизнь. Сердце должно быть большим, как море.

Еще ученики нашей школы должны помнить, что жизнь меняется каждый день и даже каждую минуту. Не будет всегда хорошо, и не будет всегда плохо. Я хочу, чтобы прежде всего они работали над пониманием этого, а уже на втором месте – комплексы кунг-фу, которые мы изучаем.

Заниматься кунг-фу и цигун можно для укрепления здоровья, для достижения спокойствия и для самообороны.

В самом начале обучения все должно быть легким: движения, дыхание и мысли. Когда человек начинает понемногу усваивать базовые комплексы и упражнения, можно двигаться дальше.


Важное место в наших занятиях занимает медитация. После нее мысли становятся ясными. Человек начинает лучше понимать, кто он такой и что ему следует делать.

Заниматься медитацией можно всем. Не важно, какие у человека проблемы, связаны ли они с духом или со здоровьем. Медитация помогает исправлять и то и другое.

И здесь главное обрести правильный настрой. Подготовить нужно все: уши, рот, глаза. Как готовить к медитации уши? Поменьше слушать, как люди жалуются и ругают что-то. Если человек не может выкинуть такие речи из головы, то жить становится сложно. Появляется много беспокойных мыслей. В результате пытаешься медитировать, а вместо этого думаешь о том, как плохо сложился твой день сегодня. Это мешает.


Как готовить к медитации рот? Во-первых, нужно правильно питаться. Еда должна быть легкой, лучше всего есть растительную пищу. Она хорошо усваивается и не вызывает тяжести в желудке. Во-вторых, меньше разговаривать на неинтересные темы. Например, обсуждать внешность других людей. Если человек не уделяет много внимания подобным вещам, он становится спокойнее.

Ну и конечно, нужно уменьшить количество суеты вокруг себя: реже смотреть кино, телевизор, играть, употреблять алкоголь. Есть много всего, чему не стоит уделять свое время.

Выбираю ли я своих учеников? Нет. Нельзя посмотреть на человека и сказать, будет он хорошо заниматься или нет. В Шаолине учат принимать людей такими, какие они есть. Это как дерево – оно растет так, как может.


К тому же каждый китаец верит в судьбу. Поэтому люди, попавшие в школу, сами решают, могут они остаться и продолжать обучение или нет. И даже если у человека нет возможности приходить сюда на занятия, можно отрабатывать дома те движения, которые удалось запомнить. Появится время – можно будет вернуться в школу.

Когда я вел первые занятия в России, мне было легко, потому что был очень хороший переводчик. Все ученики легко меня понимали. А потом я сам начал учить русский.

Сначала цифры: когда я ехал куда-то и у меня было свободное время, я следил за номерами машин. Я смотрел на множество автомобилей и проговаривал их номера. Водитель говорил, правильно я их называю или нет.

Потом понемногу начал учить слова: "рука", "нога", "здравствуйте". Я и сейчас продолжаю изучать язык.

Я считаю, что между российскими и китайскими учениками нет большой разницы. Главное, чтобы мастер обладал спокойствием. Не важно, откуда твой ученик – из России или другой страны. Если тебя не понимают, плохо занимаются – это вопрос к мастеру.


И сам я люблю спокойных и отзывчивых учеников. Мне не нравится, когда люди слишком много думают о себе. Я люблю людей с большим сердцем.

В мире нужно и давать, и брать. Нельзя только брать. Во время занятий цигун я рассказываю ученикам, что на выдохе нужно отдать старую энергию, выкинуть прошлый вдох. И только потом можно начать собирать новую энергию. Мне нравится, когда ученики это понимают.

Во время наших выездных семинаров я часто бывают в Подмосковье. Мне там очень нравится. Особенно красивы широкие поля, где только трава и деревья. Этого в Китае очень мало: если где-то есть чуть-чуть земли, там сразу появляются дома или поля с картошкой и кукурузой. А здесь так не делают.

Настроение человека во многом зависит от того, где он живет. Если место просторное, то и душа широкая. Когда ты живешь в тесноте, то и мысли твои становятся маленькими.

Поэтому я думаю, что у русских людей большое сердце благодаря их земле, природе и простору.

Читайте также: