В каком случае речь идет о предоставлении услуги

Обновлено: 02.07.2024

Договор – очень важный документ для любой компании, потому его составлению нужно уделять особое внимание. Любая допущенная ошибка или неточность могут привести к убыткам или другим видам ущерба, вызвать спор с клиентами или контрагентами.

В данной статье мы расскажем, как происходит составление договора на оказание услуг, каким нюансам следует уделить особое внимание и как не допустить распространённых ошибок.

Почему важно чтобы договор был юридически грамотным?

Договор для компании – это не только перечень оказываемых услуг и указание соответствующей платы за них, в первую очередь это гарантия финансовой и другой безопасности. Всегда существует риск того, что вторая сторона сделки не выполнит взятые на себя обязанности или выполнит их не в полной мере, и грамотный договор должен предусматривать все подобные сценарии и ответственность за них. К примеру, если в договоре не указать санкции для клиентов компании за непогашение задолженности, они смогут не оплачивать оказанные услуги, и взыскать с них задолженность, неустойку или другую компенсацию будет крайне сложно.

Еще одна важная особенность: каждый пункт договора (особенно это касается ключевых условий – объём услуг, размер и порядок оплаты, сроки, контроль качества услуг и т.д.) должен иметь четкую и однозначную трактовку. Путаница и неоднозначность в пунктах обязательно приведут к возникновению споров: каждая сторона может понять условия сделки по-своему. Юридически грамотный договор никогда не содержит в себе спорных положений, а значит, минимизирует возможность возникновения споров и упростит их разрешение, даже если конфликт возникнет.

Хороший договор, кроме ответственности сторон, предусматривает также механизмы разрешения спорных ситуаций – путем переговоров, медиации, судебного иска. Этим можно обезопасить себя от внезапных исков – как минимум, будет время подготовиться. Если в процессе принимает участие юрист по разработке договора , он обязательно учтет пожелания клиента и отобразит это в тексте. Это важно даже в тех случаях, когда вы на 100% уверены в контрагенте и его честности: ситуации бывают различные, и даже давние партнеры иногда могут подвести. Потому лучше перестраховаться и предусмотреть эти моменты в договоре.

Правила составления договора на оказание услуг

Согласно Гражданскому кодексу, договор на оказание услуг может распространяться на разнообразные услуги – образовательные, телекоммуникационные, туристические, юридические, медицинские, информационные и т.д. По своему характеру договор может быть возмездным (клиент обязуется оплатить оказанные услуги) или безвозмездным (услуги оказывают бесплатно). Одно из основных требований к тексту документа – он должен включать все существенные условия, а именно:

  • предмет договора – название и описание предоставляемой в его рамках услуги. Описание должно быть максимально полным и подробным, содержать детальный перечень работ, чтобы клиент мог составить расширенное представление о том, что он получает, заключив сделку. Важно избегать размытых формулировок, а также фактических неточностей;
  • временные рамки действия договора – дата, с которой документ вступает в силу и до которой действует. Без указания сроков договор будет считаться незаключенным – невозможно определить, были ли оказаны услуги;
  • стороны договора – требования к составлению договора на оказание услуг включают обязательное и подробное указание тех, кто его заключает, как исполнителя, так и заказчика. В текст документа заносится наименование компании или ФИО, если речь идёт о физическом лице, контактные данные, сведения о регистрации;
  • размер и порядок оплаты – для возмездных договоров это является обязательной частью документа. Прописывается полная стоимость оказанных услуг, механизм оплаты (сразу полная сумма, помесячно, в виде подписки, в кредит и т.д.). Обязательно указывается валюта оплаты, также может использоваться бартерная форма взаиморасчетов.

Кроме того, по договоренности между сторонами другие положения можно указать как существенные условия. Информация об этом указывается в тексте документа.

Порядок составления договора на оказание услуг обычно следующий:

  • стороны сделки, сведения о них;
  • описание предоставляемых услуг (предмет договора);
  • сроки предоставления услуг;
  • цена, механизм оплаты;
  • механизм и критерии оценки качества предоставленных услуг;
  • права и обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение условий договора, срыв сроков, отказ от оплаты и другие подобные действия;
  • алгоритм разрешения споров, если они возникнут;
  • дата, место подписания документа.

Иногда составляется также дополнительное соглашение как дополнение к основному договору, в котором могут указываться конкретные условия сотрудничества, если по каким-либо причинам их нецелесообразно указывать в теле контракта. Также допсоглашение может продлевать срок действия основного договора, если он устраивает обе стороны и нет необходимости его перезаключать. Договор составляется в письменной форме, его государственная регистрация не обязательна. К договору могут прилагаться дополнительные документы (например, лицензия на выполнение определенных работ), если это требуется.

Какие еще есть требования к составлению договора на оказание услуг?

Сегодня очень распространено использование типовых договоров: из интернета или другого источника берется готовый шаблон, в нем меняются стороны, стоимость работ и их характер, и в таком виде сделки заключатся. Однако этот подход в корне неверен: шаблон не может учитывать все нюансы деятельности вашей компании, характер оказываемых услуг, а часто еще и содержит грубые ошибки. В результате можно столкнуться с серьёзными проблемами, которые обойдутся для компании финансовыми и репутационными потерями.

Самый грамотный подход – доверить составление договора опытному юристу, специалисту в этой области. Юрист по разработке договоров вначале выяснит все тонкости и нюансы работы клиента, и только после этого предложит текст договора, соответствующий всем требованиям. Кроме того, можно быть уверенным в том, что документ не будет содержать ошибок и неточностей, что снизит риски конфликтных ситуаций и защитит от претензий.

Составление договора на оказание услуг – очень важная и ответственная миссия для любой компании. Чтобы уберечься от возможных проблем и рисков, связанных с неточностями в документе, рекомендуется избегать готовых шаблонов и доверять только профессиональным юристам в данной области .

Новые правила оказания платных образовательных услуг

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 утверждены новые Правила оказания платных образовательных услуг (далее – Правила № 1441), вступающие в силу 01.01.2021. Рассмотрим положения данного документа и выясним, чем они отличаются от действующих правил.

С изданием новых правил с 2021 года утрачивают силу [1] действующие Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 (далее – Правила № 706).

Сразу оговоримся, что положения новых и действующих правил практически совпадают. В качестве новшеств стоит отметить добавление общих положений о порядке определения стоимости платных услуг, а также уточнение условий, включаемых в договор об оказании платных образовательных услуг.

Общие принципы оказания услуг.

Под платными образовательными услугами понимается осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Организации, ведущие образовательную деятельность за счет бюджетных средств, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (п. 3, 4 Правил № 1441 и Правил № 706).

Отказ заказчика от предлагаемых ему дополнительных платных образовательных услуг, не предусмотренных в ранее заключенном сторонами договоре, не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг по ранее заключенному договору (п. 6 Правил № 1441). Стоит отметить, что в новых правилах данная норма сформулирована более конкретно и точно, по сравнению с аналогичной нормой, приведенной в п. 5 Правил № 706.

В качестве заказчика может выступать физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора.

Согласно п. 7 Правил № 1441 образовательная организация обязана обеспечить заказчику и обучающемуся оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора. В Правилах № 706 (п. 6) такая обязанность прописана лишь по отношению к заказчику.

Стоимость образовательных услуг.

Пунктом 5 Правил № 1441 предусмотрено, что порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, в части предоставления платных образовательных услуг разрабатывается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения. К примеру, Минпросвещения для своих подведомственных учреждений утвердило такой порядок Приказом от 09.12.2019 № 675, Минобрнауки – Приказом от 12.02.2019 № 6н.

Что касается остальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, они сами правомочны определять стоимость оказываемых ими платных образовательных услуг.

Указанные положения являются новыми. Помимо них, в Правилах № 1441 сохранены действующие положения об особенностях увеличения и снижения стоимости образовательных услуг, а именно:

  1. Образовательная организация вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости данных услуг за счет собственных средств, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и обучающегося (п. 8 Правил № 1441, п. 7 Правил № 706).
  2. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (п. 9 Правил № 1441, п. 8 Правил № 706).

Договор об образовании и его существенные условия.

Речь идет о договоре, заключаемом при приеме на обучение. Такой договор составляется в простой письменной форме.

Требования к содержанию подобного договора прописаны в п. 13 Правил № 1441. Перечисленные в данном пункте обязательные условия договора несколько уточнены по сравнению с аналогичными условиями, описанными в действующих правилах (п. 12 Правил № 706). В частности, к существенным условиям договора добавлены контактные данные законного представителя обучающегося (например, такие данные нужны, когда обучающимся является несовершеннолетний).

Приведем полный перечень сведений, подлежащих включению в договор об образовании в соответствии с новыми правилами:

– полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя [2] – юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя – индивидуального предпринимателя;

– место нахождения или место жительства исполнителя;

– наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон (при наличии) заказчика и (или) законного представителя обучающегося;

– место нахождения или место жительства заказчика и (или) законного представителя обучающегося;

– фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

– фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указываются в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору, при наличии);

– права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

– полная стоимость образовательных услуг по договору, порядок их оплаты;

– сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии), если иное не предусмотрено законодательством РФ;

– вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности);

– сроки освоения образовательной программы или части образовательной программы по договору (продолжительность обучения по договору);

– вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

– порядок изменения и расторжения договора;

– другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение (далее – поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством РФ об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению (п. 14 Правил № 1441, п. 13 Правил № 706).

Примерные формы договоров об образовании утверждают министерства, курирующие соответствующий уровень образования:

– по договорам об образовании по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, дополнительным общеобразовательным программам примерные формы утверждаются Минпросвещения;

– по договорам о высшем образовании – Минобрнауки;

– по договорам о дополнительном профессиональном образовании – Минобрнауки по согласованию с Минпросвещения.

Информационная открытость образовательной организации.

Информирование должно быть обеспечено в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 12 Правил № 1441, п. 11 Правил № 706).

Информационная открытость образовательных организаций обеспечивается, в частности, посредством размещения информации на своих официальных сайтах в Интернете.

Сведения, указанные в договоре об образовании, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации на дату заключения договора (п. 16 Правил № 1441, п. 15 Правил № 706).

Ответственность исполнителя и заказчика.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об образовании исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную таким договором и законодательством РФ.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора (п. 19 Правил № 1441, п. 18 Правил № 706).

Недостаток платных образовательных услуг – несоответствие платных образовательных услуг обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказание их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы).

Существенный недостаток платных образовательных услуг – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения.

При нарушении сроков оказания платных образовательных услуг (сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточных сроков оказания платной образовательной услуги) либо в случае, если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут оказаны в срок, заказчик вправе по своему выбору (п. 20 Правил № 1441, п. 19 Правил № 706):

а) назначить новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить их оказание;

б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

Кроме того, заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

Исполнитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в следующих случаях (п. 22 Правил № 1441, п. 21 Правил № 706):

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

С 2021 года вступят в силу новые правила оказания платных образовательных услуг – Правила № 1441 и будут действовать до конца 2026 года. Они придут на смену действующим правилам – Правилам № 706.

Большинство положений новых и старых правил совпадают. В новых правилах добавлены нормы, касающиеся порядка определения стоимости образовательных услуг, а также уточнены отдельные положения, связанные с заключением договора об образовании.

[2] Здесь и далее под исполнителем следует понимать организацию, осуществляющую образовательную деятельность и предоставляющую платные образовательные услуги обучающемуся (к организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, ведущие образовательную деятельность).

Фото

Любая услуга в конечном итоге направлена на обретение ее заказчиком конкретного материального или информационного результата. Если он достигнут не полностью или вовсе не получено желаемое, значит речь идет о некачественно предоставленной услуге.

Документальное оформление оказания услуг

Исходя из своеобразности услуги как нематериального предмета, потребитель в первую очередь сам заинтересован в оформлении правоотношений на ее оказание.

Договором должны быть охвачены все аспекты:

  • перечень заявленных услуг;
  • объем;
  • качественные характеристики;
  • стоимость;
  • сроки исполнения;
  • порядок рассмотрения споров.

Внимание! Юридически грамотно составленный договора - залог полноценной защиты своих прав при оказании услуг ненадлежащего качества.

Положениями законодательства, защищающего права потребителя, за последним закреплена возможность предъявлять требования исполнителю на этапе получения услуги и по ее окончанию, на протяжении срока гарантии и до достижения двух лет со дня принятия, а риэлтерские - в течение пяти лет (ст. 29).

При неопровержимых доказательствах некачественного оказания услуг, с поставщика не снимается ответственность и в случае, если срок гарантии не оговорен (п. 4 ст. 29).

Что делать, если услуга не отвечает заявленным требованиям?

Вначале пробуйте решить вопрос мирным путем. Для этого составляем претензию - главное условие, при котором потребитель может отстоять свои права в случае их нарушения.

Претензионное письмо предъявляется в случаях, если:

- исполнителем нарушен срок оказания услуги;

- исполнитель предоставил некачественную услугу и, в итоге, заказчик не получил ожидаемого результата.

Содержание претензии зависит от конкретных жалоб потерпевшего, поэтому составляется в произвольной форме. Тем не менее, рекомендуется выдерживать при ее составлении определенные правила:

- в заглавной части указать название документа и номер договора услуг;

- в вводной - данные сторон (ф.и.о., наименование юридического лица, фактический и юридический адрес, адрес местожительства);

- в описательной части дать основную информацию о договоре и перечислить конкретные нарушения сделки. Этой части нужно уделить особое внимание, подкрепить ссылками на пункты договора и законы, фото- или видеоматериалами, выводами специалистов в определенной области и иными аргументами, подтверждающими некачественное предоставление услуг;

- изложить свои требования.

Законодательство, защищающее права потребителей (п. 1 ст. 29) позволяет потребовать:

  • безоплатного устранения недостатков;
  • соотносительного уменьшения стоимости;
  • покрытия расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами;
  • безвозмездного изготовления иной вещи из единородного материала такого же качества;
  • повторного исполнения (имеется в виду услуга материального происхождения).

Учтите! При повторном выполнении потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь.

Письмо подписывается, датируется и отправляется по месту предоставления некачественной услуги или по адресу, указанному в договоре.

Обратите внимание! Исполнитель от уплаты неустойки за просрочку оказания услуги не освобождается, даже если им удовлетворено требование безвозмездного устранения изъянов или повторного оказания.

Сроки устранения недостатков и возмещения убытков указываются заказчиком в тексте претензии с учетом достаточности и разумности.

Куда жаловаться на некачественные услуги?

Если исполнитель игнорирует ваш протест, за вас заступятся:

  • Роспотребнадзор – главный защищающий потребителя орган, полномочный на проведение проверки деятельности исполнителя услуг и принятия в отношении него секционных мер.
  • Органы правопорядка и прокуратура. Обращаемся к ним, если деянием исполнителя получателю услуги нанесен вред здоровью или жизни. Среди прочего, этим органам подведомственно принятие решения по факту мошенничества при ситуации, когда, к примеру, исполнитель умышленно отказывается от договорных обязательств (ст.159 УК).

Обращение в суд

Исполнитель не согласен с вашей претензией и отказался от мирного разрешения ситуации? В этом случае конфликт можно передать на разрешение суда и есть возможность взыскать с виновного материальный ущерб и моральный вред, а также потребовать неустойку.

Составлять исковое заявление в соответствии с требованиями процессуального законодательства, с указанием в нем:

  • данных истца и ответчика;
  • цены иска (сумма морального вреда в цену иска не включается);
  • информации о договоре;
  • описания оказанных услуг;
  • перечня недостатков;
  • доказательств оказания услуг ненадлежащего качества;
  • исковые требования.

Потребитель может выбрать куда подавать иск:

  • по месту фактического расположения организации или месту жительства предпринимателя;
  • по месту жительства истца;
  • по месту заключения или исполнения договора.

Что делать при оказании ненадлежащего качества коммунальных услуг?

С этого момента, в течение двух часов, сотрудники организации обязаны провести обследование помещения и результаты занести в акт установленного образца. Вместе с актом собственником заполняется заявление о перерасчете за некачественно оказанную коммунальную услугу.

Если поставщик отказывается оформить документ, жители могут это сделать самостоятельно. В таком случае акт подписывается двумя потребителями, председателем совета многоквартирного дома и передается в управляющую компанию.

Важно! Акт составляется отдельно на каждый день предоставления некачественной услуги.

В случае правомерности требования перерасчет должен быть произведен в срок не позднее 5 рабочих дней. Результаты отображаются в квитанции к оплате за следующий месяц.

Договор оказания услуг с агентством недвижимости

Положениями закона защищающего потребителя (ст. 28 ФЗ), в случае некачественного оказания услуг риелтором, заказчик вправе:

  • установить для выполнения услуги другой срок;
  • поручить ее предоставление третьему лицу за приемлемую цену и потребовать от виновного компенсации понесенных им расходов;
  • потребовать уменьшить цену;
  • отказаться исполнять договор.

Рассмотренные требования потребителя не подлежат удовлетворению, если риелтор докажет, что нарушил сроки вследствие действия непреодолимой силы или в этом виновен потребитель (п. 6 ст. 28 ФЗ).

При нежелании потребителя исполнить договор риелтор не может требовать компенсации своих затрат, произведенных на оказание услуги, а также платы за оказанную услугу, за исключением случая, если потребитель принял оказанную услугу (п. 4 ст. 28 ФЗ).

Имейте в виду! В случае некачественного оказания услуг риелтором,в части нарушения установленных сроков их оказания, потребителю за каждый день просрочки уплачивается пеня в размере 3% от цены оказания услуги.

Помимо нарушения сроков, потребители часто страдают от ненадлежащего качества услуг риэлтерских компаний, выражающихся в предоставлении недостоверной информации. За это законодателем предусмотрена ответственность.

Аннулирование договора за некачественное оказание услуг риелторами осуществляется по общепринятым правилам расторжения соглашений.

Решение суда очевидно и всего лишь дублирует существующие законодательные нормы.

Агент по недвижимости при одностороннем расторжении договора его заказчиком сможет получить компенсировать только те расходы, которые он фактически понес. Включение в договор оказания услуг положений о выплате неустойки - ограничение права стороны на односторонний отказ от исполнения договора, противоречащий положениям гражданского законодательства.

Защита своих законных прав - процесс вовсе не простой, а временами и продолжительный. Юридически грамотное общение с организацией, правильно составленные и оформленные документы – все это залог успешного разрешения возникшей проблемы. Шансы на успех выше, если этим вопросом занимается специалист в области права.

Прокуратура является надзорным и правозащитным органом. Органы прокуратуры не занимаются предоставлением каких-либо государственных услуг, льгот и гарантий, а надзирают за соблюдением законодательства и прав граждан при их предоставлении. Прокуратура не осуществляет надзор за гражданами, разрешение жалоб на действия граждан находится в компетенции контролирующих и правоохранительных органов.

Мы разрешаем обращения (жалобы, заявления) граждан, предпринимателей и организаций о нарушении закона, их прав, свобод и законных интересов со стороны государственных органов, в т.ч. органов власти, контролирующих и правоохранительных органов, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц. В орган прокуратуры можно обратиться с любым таким обращением.

Какие существуют требования к письменному обращению и что бывает в случае их несоблюдения?

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает куда и к кому обращается, свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, излагает суть обращения, ставит личную подпись и дату. Содержание обращения следует излагать с приведением подробных сведений о лице, допустившем нарушение, месте и времени обстоятельствах совершения обжалуемых действий и т.д.

Обращение может быть подано письменно либо направлено в электронном виде через размещенную на нашем сайте интернет-приемную, по электронной почте и посредством сайта Госуслуг. В таком случае обращение обязательно должно содержать адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ. Гражданин вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Последствия несоблюдения требований к порядку подачи обращений и их оформлению могут быть разными, все этого регламентировано приказом Генерального прокурора № 45.

К примеру, если в обращении не указаны фамилия гражданина или адрес ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, обращение подлежит направлению в государственный орган в рамках его компетенции.

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные.

В случае, если текст письменного обращения в силу неразборчивости подчерка или непоследовательности изложения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению куда-либо на рассмотрение, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

По какой причине обращения иногда перенаправляются в другие органы?

Ежегодно в органы прокуратуры республики поступает более 2 0 тысяч обращений, из которых большая половина рассматривается самими прокурорами, а треть обращений направляется по подведомственности в уполномоченные органы и организации.

Помимо органов прокуратуры есть другие органы, которые осуществляют контроль (надзор) за исполнением законодательства в конкретной сфере. К примеру, Роспотребнадзор осуществляет контрольные полномочия в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, Государственная инспекция труда осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства, органы внутренних дел выявляют, пресекают и предотвращают преступления, следят за правопорядком и т.д.

Т.е. в случае, если гражданин или организация обращаются со своей проблемой впервые, то обращение подлежит рассмотрению уполномоченным контролирующим или правоохранительным органом в соответствии с их компетенцией.

Решение о перенаправлении обращения в другой орган и организацию по подведомственности принимается прокурорами строго в соответствии с требованиями ведомственных приказов, которые запрещают подмену контролирующих органов.

А какие ещё обращения и в какие органы чаще всего перенаправляются?

Анализ поступающих обращений показал, что чаще всего перенаправляются по подведомственности обращения по трудовым, жилищным вопросам и по вопросам исполнения судебных решений.

Таким образом, в случае, если гражданин или организация только столкнулися с нарушением закона и своих прав им целесообразно обращаться непосредственно в орган, в компетенцию которого входит разрешение его вопроса. Во все названные органы имеется возможность подать обращение через их официальный сайт или через личный кабинет на сайте Госуслуг.

Это позволит избежать временных затрат на пересылку обращения и обеспечит своевременное начало разрешения обращения по существу уполномоченными должностными лицами.

В случае несогласия с ответом руководителя или правоохранительного контролирующего органа его следует обжаловать в прокурору или в суд.

По какой причине обращения, адресованные в прокуратуру республики, порой перенаправляются в прокуратуру района?

Это тоже требование приказа. В соответствии с организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ обращения, решения по которым не принимал нижестоящий прокурор, в 7-дневный срок направляются ему с одновременным уведомлением заявителя.

В тех же случаях, когда речь идёт о несогласии ответами руководителей республиканских органов государственной власти, министерств и ведомства, федеральных территориальных органов, а также о несогласии с ответами самих прокуроров городов и районов, тогда обращения остаются на разрешении в аппарате прокуратуры республики.

Какие сроки предусмотрены законодательством для разрешения обращений? Иными словами – когда заявителю ждать ответ?

Общий срок разрешения обращения гражданина или организации (проведения проверки и дачи ответа) составляет 30 дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлён не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением об этом заявителя.

В случае если для ответа гражданина не требуется проведение проверки и даётся разъяснение правового характера, то ответ направляется в 15-дневный срок.

Как часто обратившиеся в органы прокуратуры лица получают положительный результат?

При разрешении обращения граждан и организаций в органах прокуратуры должна проводиться полная и объективная проверка по всем доводам заявителей. При установлении в ходе такой поверки нарушений законодательства прокуроры принимают комплекс мер прокурорского реагирования с целью восстановления нарушенных прав заявителей и привлечения к ответственности виновных лиц.

Из 9,9 тысяч разрешенных в 2019 году обращений удовлетворено 2 241, т.е. каждое 4. В ходе проверок по этим обращениям выявлено свыше 8 тыс. нарушений законов, в целях устранения которых прокурорами принято 6959 актов реагирования.

В 1 полугодии 2020 года число удовлетворённых жалоб незначительно увеличилось и составило 1091 (1039), их доля от 6 296 (4561) разрешённых составила 17% (23%),

Например, прокуратура республики в ходе проверки по обращениям местных жителей установила, что в результате недостаточного бюджетного финансирования спортсменам, победившим в международных и иных соревнованиях, не выплачены поощрения за 2018 год на сумму 31,4 млн. рублей, а предусмотренных в этих целях на 2019 год средств недостаточно. Органами исполнительной власти республики должные меры по увеличению объемов бюджетных ассигнований не приняты. По внесенному в Правительство РС(Я) представлению перед спортсменами в полном объеме погашена задолженность за 2018 год и произведены выплаты за 2019 год на общую сумму более 50 млн. рублей.

В текущем году по заявлениям граждан проведена результативная проверка по факту умерщвления безнадзорных животных в пункте передержки, по результатам которой в связи с выявленными нарушениями законодательства принят комплекс мер прокурорского реагирования, в т.ч. в отношении начальника Управления ветеринарии г. Якутска возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Срок предоставления ответа на обращение граждан — 30 дней. Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 или иным законодательным актом может быть установлено иное.

Общие сроки ответа на письменное обращение граждан установлены в ФЗ 59 от 02.05.2006. В ч. 4 ст. 1 указано, что этот закон обязателен для всех организаций, исполняющих публично значимые функции, и их должностных лиц. В ч. 2 сказано, что если другими законами установлены другие периоды рассмотрения, они имеют преимущество, по сравнению с нормами ФЗ 59. Правила предоставления ответа могут быть конкретизированы в Административных регламентах.

Чтобы правильно составить обращение и быстрее получить ответ, используйте бесплатно материалы и образцы КонсультантПлюс.

Что говорит закон

Предельный срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, иные организации — 30 дней с момента регистрации документа. Направление ответа за его пределами является нарушением. Есть особенности по рассмотрению устных и письменных заявлений, нюансы в расчетах.

Многими нормативными документами периоды предоставления информации и сведений значительно сокращены. Так, согласно правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением правительства РФ № 491 от 13.08.2006, исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан предоставить собственнику жилого помещения перечень оказываемых услуг не позднее 5 рабочих дней с момента запроса.

Сроки рассмотрения обращений граждан

На устные заявления

Ст. 13 ФЗ 59 регламентирует порядок личного приема заявителей, но в ней конкретно срок ответа на заявления граждан, сделанное в устной форме, не установлен. В ч. 3 указано, что непосредственно во время приема даются ответы на вопросы, которые не требуют дополнительной подготовки специалиста. В остальных случаях составляется письменный ответ в стандартном порядке.

  • на очевидные вопросы — в течение приема в устной форме;
  • на более сложные вопросы — 30 дней в письменном виде.

Если в ходе личного визита сформулировано письменное заявление, оно рассматривается в стандартном порядке.

На письменные запросы

Порядок предоставления ответа на письменное заявление в законе четко регламентирован и включает следующие этапы:

  1. Сначала производится регистрация заявления, на что дается не более 3 дней.
  2. Затем производится рассмотрение в течение месяца, 30 дней, в исключительных случаях этот период продлевается руководителем еще на месяц. Исполнитель в обязательном порядке направляет промежуточный ответ на обращение гражданина с указанием на продление процесса рассмотрения.
  3. Если в ходе подготовки ответа установлено, что вопросы в запросе не входят в компетенцию организации, она перенаправляет его в уполномоченный госорган с обязательным уведомлением заявителя.

Получается, что указанные в законе 30 дней на практике составляют 33 дня или 46 дней (30 дней рассмотрения плюс 6 дней на регистрацию в обеих организациях). С учетом возможных пересылки и продления, а также регистрации ответ на вопрос, каков максимальный срок исполнения обращений граждан, — 73 дня (30 дней на рассмотрение плюс 30 с учетом продления, 7 дней на пересылку, плюс 6 дней на регистрацию). И все эти периоды не включают почтовую пересылку.

Когда можно не отвечать

В соответствии со ст. 11, срок ответа на обращения граждан в организацию не имеет значения в следующих случаях:

  • в тексте содержатся нецензурные слова, оскорбления и т. п.;
  • текст не поддается прочтению;
  • суть предложения или жалобы не поддается установлению;
  • пояснения по сути заявления есть в свободном доступе;
  • подробные пояснения невозможны без разглашения государственной тайны;
  • запрос не подписан, то есть он анонимный (по ст. 7 ФЗ 59, письменное заявление подписывается в обязательном порядке с указанием фамилии, имени и отчества).

Рассмотрение таких запросов не производится, о чем отдельно сообщается заявителю, если есть информация о заявителе и адресе и она читаема (кроме первого случая, такое заявление допускается игнорировать).

Ответственность за нарушения

По КоАП РФ нарушение сроков ответа на обращение граждан является наказуемым деянием. В соответствии со ст. 5.59, в таком случае государственный орган, орган местного самоуправления, другие организации, выполняющие общественно значимые публичные функции, их должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Сумма материального взыскания составляет от 5000 до 10 000 рублей.

В законе дан конкретный ответ на вопрос, сколько рассматриваются обращения граждан, — 30 дней, но в процедуре есть нюансы, которые влияют на итоговый период рассмотрения.

Читайте также: