В каком ряду у всех словосочетаний вид связи согласование безоблачное

Обновлено: 18.05.2024

разработка занятия по синтаксису. Акцентируется внимание на типы связи в словосочетании, тем самым проверяя и систематизируя знания обучающихся при подготовке к экзамену.

Сафаралеева Роза Галиахметовна , 05.09.2019

Содержимое разработки

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Цель занятий по русскому языку - закрепить и углубить лингвистические знания, научиться применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. На уроках мы повторяем пройденное, закрепляем и углубляем знания обо всех уровнях языка. В тестах ЕГЭ большое внимание уделяется теории языка. Начнём повторение с синтаксиса. Тема сегодняшнего урока звучит так:

Синтаксис и культура речи. Словосочетание.

Типы связи слов в словосочетаниях.

Запись темы урока в тетради.

- Определите цели нашего урока, исходя из темы.

Вспомним, что изучает синтаксис.

Ответ ученика.

-Синтаксис изучает словосочетание и предложение.

3. Закрепление и систематизация знаний учащихся по теме урока.

Примечание: (на столах у учащихся лежит раздаточный материал: правило-подсказка, задания, образец выполнения заданий).

Учащийся комментирует свой ответ по образцу, данному учителем.

Задание № 1:

определите тип связи слов в данных словосочетаниях:

в соседней комнате (согласование), ответил резко (примыкание), хлынет потоками (управление), театральный занавес (согласование), внезапно замаячившего (примыкание), украдкой зевая (примыкание), мое сердце (согласование), глубоко несчастлив (примыкание), связанный словом (управление), помогать отцу (управление), очень нежно (примыкание), морской берег (согласование), перельется через край (управление).

Образец ответа № 1:

словосочетание всей истории.

Главное слово истории (от него можно задать вопрос какой? (всей); это вопрос согласования.

Зависимое слово – местоимение.

Оба слова склоняются: всеми историями

Следовательно, тип связи – согласование.

Образец ответа № 2:

словосочетание пришедшее из галактик

Есть предлог – это управление.

Зависимое слово – существительное; его форма не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: пришедшим из галактик, пришедшему из галактик.

Образец ответа № 3:

словосочетание наполняясь одновременно

Зависимое слово – наречие, следовательно, это примыкание.

Задание № 2

Выберите из данных примеров только словосочетания.

Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа, бороться и искать.

- Почему не являются словосочетаниями некоторые примеры?

Ответ ученика. Около дома - это существительное с предлогом, кто следующий, скоро зима- это предложения, состоящие только из грамматической основы, бороться и искать- это однородные члены.

- Делаем вывод, что не все слова образуют словосочетания.

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:

1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой;

2) сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака;

3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;

4) составные словоформы: будет писать, более прочный;

5) ряды однородных членов: молоко и хлеб, найти и прочитать.

Задание № 3:

Прочитайте текст и решите задание ЕГЭ (В 3) (тексты с заданиями распечатаны)

(1) Странники не понимали, откуда появился этот всадник. (2) Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. (3) Куда, в какие края спешил русский богатырь? (4) 0 каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (5) 0 чем думал он сейчас? (6) Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики - родители и молодая жена-красавица — всё осталось где-то в прошлом. (7) Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали.

(8) Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу.

(9) А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось.

1. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

2. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

3. Укажите тип связи в словосочетании (НА) КОТОРОМ СКАКАЛ (2 предложение).

4. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

5. Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

6. Укажите тип связи в словосочетании (В) КАКИЕ КРАЛ (3 предложение).

7. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

8. Укажите тип связи в словосочетании ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ (4 предложение).

9. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

10. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Ответы: 1. Откуда появился; 2. Этот всадник; 3. Управление;

4. Издалека казался; 5. Куда спешил; 6. Согласование; 7. (о) каких бедах;

8. Управление; 9. Стремительно помчался; 10. О чем думал

Примечание: правильные ответы проецируются на интерактивную доску через мультимедийный проектор. Учащиеся осуществляют самопроверку.

4. Слово учителя.

В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами управления - выбором нужной падежной формой и подходящего предлога. Действительно, перед нами встаёт вопрос, как правильнее сказать: предостеречь от кого? (чего?) или предостеречь против кого? (чего?). В чем смысловое различие между сочетаниями удостоить чего? – удостоить чем?

Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже. Например, глагол тормозить требует после себя Винительного падежа, а глагол препятствовать – Дательного.

Пример: плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперед.

плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперед.

Рассмотрим трудные случаи управления слов в словосочетании (использование мультимедийной презентации, слайд 4-5).

(раздаточный материал. Теория.).

Задание № 4.

Дополните до словосочетаний. Определите способ связи.

Заплатить (за что?) за проезд в автобусе – оплатить (что?) проезд в автобусе.

Полон (чего?) впечатлений – наполнен (чем ?) фруктами.

Вера (во что?) в успех – уверенность (в чем?) в своих силах .

Упрекать (в чем?) в бесконечности – попрекать (чем?) куском

Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне – тревожиться (за что? за кого?) за здоровье сына

Доволен (чем?) результатом – рад (чему?) приезду.

Предостеречь (от чего?) от ошибок – предупредить (о чем?) о поездке

Удивляться (чему?) мужеству твоему – восхищаться (чем?) восходом солнца.

Итак, что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов?

Ответ ученика.

основные значения падежей и предлогов,

лексическое значение слов.

6.Подведение итогов урока:

Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?

7. Домашнее задание:

-Дополните до словосочетаний, определите типы связи слов в словосочетании.

- решение тестовых заданий ( подготовка к ЕГЭ ) . Вариант 1-6 задание В3

Светлана Крапивина

ВИДЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ,

Как вы знаете, в словосочетании одно слово главное, а второе – зависимое. Т.е. зависимое слово ПОДЧИНЯЕТСЯ главному. Поэтому связь слов в словосочетании называют ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ.
Существует три вида подчинительной связи слов в словосочетании: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И ПРИМЫКАНИЕ. Особенности каждого из них в общем-то понятны из названия.

СОГЛАСОВАНИЕ - это такой вид подчинительной связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово употребляется в ТЕХ ЖЕ ФОРМАХ ПАДЕЖА, числа и рода, что и главное. ( Иногда - только падежа, этого достаточно.)(Согласуется прилагательное и причастие в полной форме, местоимения, заменяющие прилагательное, числительные)

УПРАВЛЕНИЕ - это такой вид подчинительной связи слов в словосочетании, при котором главное слово управляет зависимым, т.е. ТРЕБУЕТ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЗАВИСИМОГО В ОПРЕДЕЛЁННОМ ПАДЕЖЕ. (Управляются прежде всего имена существительные, а кроме того, слова любых частей речи, изменяющиеся по падежам, если они заменяют собой существительное (прежде всего - местоимения, заменяющие существительные).

ПРИМЫКАНИЕ - это такой вид подчинительной связи слов в словосочетании, при котором НЕИЗМЕНЯЕМОЕ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО (наречие, деепричастие, инфинитив, простая сравнительная степень прилагательного) присоединяется к главному ТОЛЬКО ПО СМЫСЛУ.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ?

1. Вид связи определяется ПО ЗАВИСИМОМУ СЛОВУ. Т.е. прежде всего вы должны НАЙТИ ГЛАВНОЕ И ЗАВИСИМОЕ СЛОВО. (От главного к зависимому ставится смысловой вопрос. По этому вопросу определять вид связи не следует.)
2. Дальше смотрим на ЗАВИСИМОЕ слово.
1) Если зависимое слово не изменяется, то связь — только смысловая. Это ПРИМЫКАНИЕ. Примыкают НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА: наречия, деепричастия, инфинитивы, притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ (которые имеют только одну форму, т.е. являются неизменяемыми словами), простая форма сравнительной степени прилагательного:

ОДНАЖДЫ встретил, стремление ВЫЖИТЬ, шёл ПОДПРЫГИВАЯ, ТАК
старался, УЖЕ уходите, ИХ ответы, ЕГО мнение, ЕЁ внешность, стала ВЕСЕЛЕЕ
(выделены зависимые слова).

3.Если зависимое слово изменяется по падежам и главное может потребовать
употребления его в определённом падеже, т.е. управляет зависимым словом, - это УПРАВЛЕНИЕ.
Управляются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ и слова, их заменяющие:

объехал (что?) ПОЛМИРА, поговорит (с кем?) с ТОБОЙ, смотрел (на кого?) на ТАНЦУЮЩИХ, слушался (кого?) СТАРШИХ, книга ("кого?" - не слишком красиво, конечно. )КАТИ, разговор (с кем?) с УЧИТЕЛЕМ, отдашь (кому?)МНЕ, справился (с кем?) с СЕМЕРЫМИ
От главного слова к управляемому зависимому можно поставить падежный вопрос (правда, в случае с Катей он звучит не вполне корректно))).

4. Если зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное, то оно СОГЛАСУЕТСЯ с ним. Вид связи — СОГЛАСОВАНИЕ. Самый простой способ убедиться в том, что перед нами именно согласование,- изменить ПО ПАДЕЖАМ главное слово. Если вместе с ним изменится зависимое, значит так оно и есть.))

ТАНЦУЮЩИЕ пары — ТАНЦУЮЩИХ пар - ТАНЦУЮЩИМ парам
ОБА друга — ОБОИМ друзьям - ОБОИХ друзей
ОДИННАДЦАТЫЙ класс — в ОДИННАДЦАТОМ классе
КАКОЙ-ТО человек — КАКИМ-ТО человеком — КАКОГО-ТО человека

И СОВСЕМ ПРИМИТИВНО:
1. Определяю главное слово.
2. Смотрю на ЗАВИСИМОЕ СЛОВО (главное меня больше не волнует: тип связи определяется по зависимому!)
1) прилагательное или слово, которое изменяется, как прилагательное, - СОГЛАСОВАНИЕ. (При изменении главного по падежам зависимое тоже меняется по падежам)
2) существительное или слово, его заменяющее, – УПРАВЛЕНИЕ.
3) наречие, деепричастие, инфинитив, простая сравнительная степень прилагательного или местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ, если они отвечают на вопрос: ЧЕЙ? (т.е. неизменяемые слова!) - ПРИМЫКАНИЕ
(проще уже невозможно)

Читайте также: