В каком произведении босха в основу сюжета положены канонические темы сотворения мира рая и ада

Обновлено: 17.05.2024

Что мы знаем о художнике под псевдонимом Иероним Босх, современнике Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело? Нидерландский художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Жил, примерно, в 1450-1516 годы. А что еще? Портал Москва 24 подготовил статью о жизни загадочного художника.

Ерун Антонисон ван Акен – он же Иероним Босх, родился приблизительно в 1450 году на территории современной Голландии в семье потомственных живописцев, где и получил первые уроки ремесла. Став самостоятельным автором, художник берет себе псевдоним Босх – сокращенное название города Хертогенбос (Ден-Бос или просто Бос), в котором он родился. О жизни Иеронима Босха нам известно мало, однако данные о том, когда и где умер художник существуют. 9 августа 1516 года состоялось отпевание в Соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.

Босх создавал свои заколдованные миры в очень непростое время: пророчества о конце света в 1500 году и растерянность людей после несостоявшегося страшного суда, колдовство, охота на ведьм, религиозность и ересь. Все это могло отразиться на его творчестве, а не являться лишь результатом его безумной фантасмагории. Глубокая религиозная вера и возможное проникновение в тайны мироздания выразились в столь откровенных работах автора.

В качестве еще одной теории, связанной с гениальным воображением художника является предположение о влиянии простого ржаного хлеба на сознание Босха. В средние века спорынья (род грибка) поражала рожь, вызывая галлюцинации и даже эпидемии пищевого токсикоза. Возможно, именно в такие моменты Босх и видел свои фантастические миры.

Какие сюжеты мы можем увидеть в его картинах? Безусловно, это первоначальная душевная чистота, греховность жизни людей и будущие наказания, выраженные в адских муках. Количество странных и страшных персонажей и предметов поражает, завораживает зрителя.

Картины Босха можно узнать с первого взгляда, а царственно как бы над всем остальным стоит триптих "Сад земных наслаждений", достигающий в ширину почти 4 метра. Сюжет этой истории, так или иначе, знаком каждому. Левая створка алтаря-триптиха отсылает нас к третьему дню сотворения мира и человека, то есть к созданию Эдема.

Но продолжение мы знаем, люди вкусили запретный плод и были изгнаны из рая, перенося нас на центральную часть триптиха, а именно в Сад земных наслаждений. Здесь уже мы видим полное буйство похоти и полнейшей вакханалии. Беспечные грешники придаются различным утехам в ложном раю. Человечество сделало выбор в пользу греха, и поэтому оно обречено на попадание в ад.

Третья часть триптиха показывает нам страшный, тёмный, полный войны мир, где за каждый грех своя ужасная плата и нет никакого намека на спасение. Такая работа прошла "церковную цензуру" того времени, так как воспринималась как хороший назидательный урок для всех людей.

Рассмотрим несколько предложенных толкований некоторых символов "Сада земных наслаждений": Сова – один из самых часто встречаемых образов у Босха. Хотя до конца нет уверенности, в каком ключе стоит трактовать этот символ. Сова может быть как положительным, так и отрицательным или нейтральным героем. Существует предположение, что сова - это воплощение Князя Тьмы (Дьявола или Сатаны), который наблюдает за людьми, попавшими в его ловушки.

Птиц в "Саду земных наслаждений" огромное множество, нидерландское слово "vogel" в переводе значит "птица", а в устаревшем значении данное слово использовалось для обозначения "полового акта".

Клубника во времена Босха считалась манящим плодом, хотя и не обладала насыщенным вкусом, таким образом, символизируя земные соблазны и удовольствия.

Музыкальные инструменты – это орудия пыток на правой стороне триптиха. В музыкальном аду одного из грешников распяли на арфе, другого придавило лютней (старинный струнный музыкальный инструмент).

Уши с ножом пронзенные стрелой трактуются по-разному, например, как ассоциация с человеческой глухотой и безразличием или же, как греховность сплетен и клеветы.

Мы попросили рассказать о творчестве Босха искусствоведа, лектора, преподавателя теории и истории изобразительного искусства Наталью Востикову: "Босх является современником Леонардо да Винчи, но сложно найти что-то более непохожее друг на друга, чем их картины. В живописи Босха много отсылок к алхимии и астрологии, часть образов связана с нидерландским фольклором, и мы далеко не все можем трактовать".

По ее словам, работы Босха и его образы пользовались большой популярностью у современников, его часто копировали или подражали его манере. В 17 веке о Босхе упоминали как о еретике и насмешнике над церковью, но его картины высоко ценились Филиппом II Испанским, которого называли "наикатоличнейшим из всех королей". Благодаря сюрреалистам – Сальвадору Дали и Андре Бретону – Босх стал популярен в культуре 20 и уже 21 века, сейчас к его образам часто обращаются художники-неосюрреалисты.

В настоящее время сохранилось всего 24 картины и 20 рисунков, которые признаны произведениями Иеронима Босха. Мир фантазий по Босху еще долго будут изучать и пытаться расшифровать, а мы надеемся, что смогли заинтересовать Вас творчеством этого великого художника.

Трансляцию проекта "Москва онлайн" о смыслах, которые спрятаны в картинах Босха, вы можете увидеть в прямом эфире 16 октября в 20:00.

Что мы знаем о художнике под псевдонимом Иероним Босх, современнике Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело? Нидерландский художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Жил, примерно, в 1450-1516 годы. А что еще? Портал Москва 24 подготовил статью о жизни загадочного художника.


Ерун Антонисон ван Акен – он же Иероним Босх, родился приблизительно в 1450 году на территории современной Голландии в семье потомственных живописцев, где и получил первые уроки ремесла.
Став самостоятельным автором, художник берет себе псевдоним Босх – сокращенное название города Хертогенбос (Ден-Бос или просто Бос), в котором он родился. О жизни Иеронима Босха нам известно мало, однако данные о том, когда и где умер художник существуют. 9 августа 1516 года состоялось отпевание в Соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.

Босх создавал свои заколдованные миры в очень непростое время: пророчества о конце света в 1500 году и растерянность людей после несостоявшегося страшного суда, колдовство, охота на ведьм, религиозность и ересь. Все это могло отразиться на его творчестве, а не являться лишь результатом его безумной фантасмагории. Глубокая религиозная вера и возможное проникновение в тайны мироздания выразились в столь откровенных работах автора.

В качестве еще одной теории, связанной с гениальным воображением художника является предположение о влиянии простого ржаного хлеба на сознание Босха. В средние века спорынья (род грибка) поражала рожь, вызывая галлюцинации и даже эпидемии пищевого токсикоза. Возможно, именно в такие моменты Босх и видел свои фантастические миры.

Какие сюжеты мы можем увидеть в его картинах? Безусловно, это первоначальная душевная чистота, греховность жизни людей и будущие наказания, выраженные в адских муках. Количество странных и страшных персонажей и предметов поражает, завораживает зрителя.

Картины Босха можно узнать с первого взгляда, а царственно как бы над всем остальным стоит триптих "Сад земных наслаждений", достигающий в ширину почти 4 метра. Сюжет этой истории, так или иначе, знаком каждому. Левая створка алтаря-триптиха отсылает нас к третьему дню сотворения мира и человека, то есть к созданию Эдема.

Но продолжение мы знаем, люди вкусили запретный плод и были изгнаны из рая, перенося нас на центральную часть триптиха, а именно в Сад земных наслаждений. Здесь уже мы видим полное буйство похоти и полнейшей вакханалии. Беспечные грешники придаются различным утехам в ложном раю. Человечество сделало выбор в пользу греха, и поэтому оно обречено на попадание в ад.


Третья часть триптиха показывает нам страшный, тёмный, полный войны мир, где за каждый грех своя ужасная плата и нет никакого намека на спасение. Такая работа прошла "церковную цензуру" того времени, так как воспринималась как хороший назидательный урок для всех людей.

Рассмотрим несколько предложенных толкований некоторых символов "Сада земных наслаждений":
Сова – один из самых часто встречаемых образов у Босха. Хотя до конца нет уверенности, в каком ключе стоит трактовать этот символ. Сова может быть как положительным, так и отрицательным или нейтральным героем. Существует предположение, что сова - это воплощение Князя Тьмы (Дьявола или Сатаны), который наблюдает за людьми, попавшими в его ловушки.


Птиц в "Саду земных наслаждений" огромное множество, нидерландское слово "vogel" в переводе значит "птица", а в устаревшем значении данное слово использовалось для обозначения "полового акта".


Клубника во времена Босха считалась манящим плодом, хотя и не обладала насыщенным вкусом, таким образом, символизируя земные соблазны и удовольствия.


Музыкальные инструменты – это орудия пыток на правой стороне триптиха. В музыкальном аду одного из грешников распяли на арфе, другого придавило лютней (старинный струнный музыкальный инструмент).


Уши с ножом пронзенные стрелой трактуются по-разному, например, как ассоциация с человеческой глухотой и безразличием или же, как греховность сплетен и клеветы.


Мы попросили рассказать о творчестве Босха искусствоведа, лектора, преподавателя теории и истории изобразительного искусства Наталью Востикову: "Босх является современником Леонардо да Винчи, но сложно найти что-то более непохожее друг на друга, чем их картины. В живописи Босха много отсылок к алхимии и астрологии, часть образов связана с нидерландским фольклором, и мы далеко не все можем трактовать".

По ее словам, работы Босха и его образы пользовались большой популярностью у современников, его часто копировали или подражали его манере. В 17 веке о Босхе упоминали как о еретике и насмешнике над церковью, но его картины высоко ценились Филиппом II Испанским, которого называли "наикатоличнейшим из всех королей". Благодаря сюрреалистам – Сальвадору Дали и Андре Бретону – Босх стал популярен в культуре 20 и уже 21 века, сейчас к его образам часто обращаются художники-неосюрреалисты.

В настоящее время сохранилось всего 24 картины и 20 рисунков, которые признаны произведениями Иеронима Босха. Мир фантазий по Босху еще долго будут изучать и пытаться расшифровать, а мы надеемся, что смогли заинтересовать Вас творчеством этого великого художника.


Босх (Ерун Антонисон ван Акен) родился в 1453 году во времена турецкого вторжения в Боснию. Ни одна из его картин не датирована, но стилистические и другие признаки указывают, что произведения в характерной для автора творческой манере были выполнены в период с 1500 по 1516 год (год смерти художника).В 1477 году, когда Босх был еще очень молод, к власти в Нидерландах пришли Габсбургские правители, заменившие герцогов Бургундских. В этот период искусство находится под постоянным патронажем Римской церкви, которая вкладывает в него большие средства, однако не делает почти ничего, чтобы провести столь необходимые церковные реформы. Спустя приблизительно пятнадцать месяцев после смерти Босха, Мартин Лютер инициировал Реформацию, вывесив свои 95 тезисов на дверях церкви Всех Святых в Виттенберге.

Босх был благонадежным христианином. Он преуспевал и вел достойную размеренную жизнь. До 1500 года художник носил фамилию ван Акен. Многие члены его семьи, включая дедушку, отца, дядей и брата, были художниками. Но никто из них, кроме Босха, никогда не был известен за пределами родного города. К 1462 году отец Босха Антониус ван Акен накопил достаточно денег, чтобы купить каменный дом с садом на главной площади Хертогенбоса.

В июне 1481 года Босх женился. Его жена Алейте Гойартс ван ден Меервенне была богатой женщиной. Нет сведении о том, что у них были дети, однако имеется множество документов, связанных с имущественными вопросами. Сохранились также свидетельства о вступлении Босха в респектабельное религиозное общество Братство Богоматери. Он стал членом Братства в 1486—1487 годах. Согласно архивным документам, живописец выполнял различные заказы, в том числе по оформлению обрядовых таинств и написанию створок алтаря для капеллы Братства в соборе Святого Иоанна (картины утеряны), а также для других церквей. Братство Богоматери существует и сегодня, оно расположено в новом здании позади собора. Его нынешние члены редко упоминают своего знаменитого предшественника, и, кажется, они совсем не гордятся близостью с Босхом, Такое отношение вызвано тем, что они не считают художника искренним приверженцем Братства, каким он когда-то хотел казаться.


Иоанн Креститель в пустыне (1504-1505)

Но вопреки мнению Братства Богоматери, большинство современных искусствоведов полагают, что Босх был обычным христианином.Внешние факты его жизни, подтверждающие это, позволяют говорить о соответствии иконографии его картин церковным канонам. Верующий христианин всегда сможет найти аргументы в поддержку своей точки зрения, и все же творчество Босха никогда в полной мере не было каноническим. Жизнь художника могла бы показаться обычной, но только не его работы!

Полотна Босха уникальны в своей эксцентричности. Искусствоведы по-разному трактуют эту характерную особенность его творчества, а некоторые предпочитают и вовсе не замечать ее. Гротескные причудливые образы его произведений иногда рассматриваются как результат чрезмерной впечатлительности или психотической навязчивой идеи о грехе и колдовстве, распространенной накануне Реформации, или, напротив, — как результат глубокого знания христианских текстов и проповедей.

Некоторые исследователи пытаются объяснить причудливые образы картин Босха установленными церковными канонами, и в ряде случаев их объяснения выглядят убедительно, но всю структуру его символики они охватить не могут, оставляя многочисленные пробелы.

Годы жизни Босха пришлись на исторический период, непосредственно предшествующий Реформации, а его творческая деятельность совпала по времени с итальянским Высоким Возрождением. Однако стилистика его произведений остается в русле готического искусства Северной Европы. Ренессанс (направление в искусстве, вдохновленное античными образцами, методами и приемами) достиг Нидерландов примерно к 1516 году, то есть году смерти Босха. Творчество художников севера Европы развивалось вне итальянского влияния, находя собственные пластические приемы и средства выразительности для создания образов средневекового христианства.

Картины Босха выполнены в голландском стиле, и на первый взгляд их иконография соответствует традиционным канонам. Символика его произведений говорит о доскональном знании художником североевропейской культурной традиции, еще не испытавшей на себе влияния Ренессанса.

Его вероятная поездка в Венецию (приблизительно в 1500 году) была обусловлена особыми причинами. В Венеции он предположительно встречался с великими художниками Возрождения Леонардо да Винчи и Джорджоне, можно заметить взаимовлияние их творческих стилей. Но это не сделало Босха художником Высокого Возрождения. Его творческое кредо и менталитет сформировались в условиях поздней нидерландской готики, и путешествие в Италию не могло этого изменить.


Искушение св.Антония (ок.1510)

Современники Босха иногда писали образы святых, искушаемых дьяволом, или сцены наказания в аду, но эти изображения не противоречили церковной догме о главенстве Бога на земле. Другая фольклорная традиция, воспринятая церковью, также существовала наряду с этим традиционным искусством. Примеры тому встречаются на полях манускриптов рукописей или среди архитектурного орнамента готических соборов. Эти произведения были своего рода буффонадой по отношению к более серьезному религиозному искусству. Их шуты, черти и сценки повседневной жизни дразнили духовенство и нарушали согласие церкви и общества, но они никогда не заходили настолько далеко, чтобы стать агрессивными. В творчестве Босха, несомненно, есть что-то общее с фольклорной традицией, однако, его произведения гораздо более непокорные и гневные, чем народное искусство. Стиль Босха очень своеобразен. Он прибегал к традиции, но также создавал оригинальные образы, абсолютно новые для западноевропейского искусства. Подтекст этих образов говорит об их антиклерикальной направленности и о дуализме художника.

Живописная манера Босха оказала огромное влияние на развитие нидерландского искусства. Примерно в 1560 году знаток творчества Босха дон Фелипе де Гевара, продавший Филиппу Второму несколько картин из своей коллекции, написал в комментарии, что странным произведениям Босха часто подражали и что некоторые художники даже подписывались его именем. В двадцатом веке историки искусства обнаружили ряд подделок, проведя определение авторства в рентгеновских лучах.

У Босха было много последователей, но не следует думать, что все они были лишь подражателями. Он оказал значительное влияние на живопись шестнадцатого столетия, особенно в Нидерландах. Языки пламени, чудовища и маленькие фигурки людей, которые часто встречаются в картинах Босха, были восприняты с большим интересом. Эти изображения использовались представителями стиля маньеризма. Питер Брейгель Старший считается самым известным последователем Босха, но есть и многие другие. Они обращались к символике Босха, не понимая ее значения. Вместе с тем живопись Босха хранит в себе закодированные послания, которые еще предстоит разгадать…



Босх(bosch) Хиеронимус (настоящее имя Хиеронимус ван Акен) (ок. 1450—60, Хертогенбос – 1516, там же), великий нидерландский живописец, один из основоположников пейзажной и жанровой живописи. В качестве псевдонима выбрал усечённое название родного города – Хертогенбоса (область Брабант, юг Нидерландов), где прожил всю жизнь. Наследие Босха, творившего на переломе от Средневековья к эпохе Северного Возрождения, загадочно и оригинально. Народные сатирические и нравоучительные мотивы причудливо сочетаются в его картинах с философской притчей, изощрённой средневековой фантастикой и мрачными демоническими образами. Босх щедро черпает своих героев из пословиц, поговорок, притч, площадного театра, поэтому символика его картин, понятная людям 15–16 вв., недоступна для современного зрителя. Учёные безуспешно ищут ключ к разгадке его произведений. В Босхе видят то алхимика, то члена тайной еретической секты, то гениального мыслителя, искавшего вдохновение в трудах мистиков более раннего времени, то объясняют его причудливые образы влиянием галлюциногенов. Но все это лишь не имеющие подтверждения предположения, слишком уж необычны и фантастичны образы Босха.


Святой Иоанн Креститель в пустыне


Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года.
Распятие с донаторами

Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Символика Босха настолько разнообразна, что невозможно подобрать один общий ключ к его картинам.
Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках — от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям отнести художника к самым разным религиозным и философским направлениям.

Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. На его картинах Люцифер принимает мириады обличий: это традиционные черти с рогами, крыльями и хвостом, насекомые, полулюди - полуживотные, существа с частью тела, превращенной в символический предмет, антропоморфные машины, уродцы без туловища с одной огромной головой на ножках, восходящие к античным гротескным образам. Часто демоны изображаются с музыкальными инструментами, в основном духовыми, которые порой становятся частью их анатомии, превращаясь в нос - флейту или нос-трубу. Наконец, зеркало, традиционно дьявольский атрибут, связанный с магическими ритуалами, у Босха становится орудием искушения в жизни и осмеяния после смерти.

Каждая работа Босха воссоздает мир, сущность которого, возможно, была понятна образованной части его современников, живших теми же идеями, которыми проникнуто творчество художника. Мы же можем только догадываться об истоках его фантастических образов.

Два монстра

Две ведьмы

Улей и ведьмы

Человек-дерево

Черепаха с черепом на панцире и крылатый демон

Читайте также: