В каком примере все три сервиса осуществляют деятельность через платформенную занятость

Обновлено: 02.07.2024

Об авторе: Дмитрий Анатольевич Журавлев – научный руководитель Института региональных проблем.

Во всем мире сегодня активно развивается платформенная занятость. Это новый тренд, который становится востребованным также и среди российских граждан, признают в Минтруде. Платформенная занятость – это такой тип занятости, когда те или иные интернет-сервисы и площадки не выступают в качестве работодателя и продавца услуги напрямую, но оказывают содействие обеим сторонам как в получении услуги, так и в ее исполнении. Через интернет-площадки люди находят работу, создают коллективы, выполняют задачи. Такой тип занятости становится сегодня одним из перспективных направлений развития рынка труда.

Для России с ее огромными пространствами этот опыт также крайне важен: житель российской провинции в рамках платформенной занятости получает возможность работать с платформами как столичными, так и мировыми.

Но все-таки какую пользу экономике и людям несут такие платформы? Или это просто новая игрушка человечества?

Во-первых, платформенная экономика способствует росту занятости, а получение доходов через платформы в целом снижает уровень безработицы. Так, по данным Бюро статистики труда США, платформенная занятость пожирает безработицу. Там на каждый 1% роста безработицы платформенная экономика отвечает ростом предложения рабочих мест на 15%. 90% новых рабочих мест в США создала именно платформенная экономика. В КНР эта экономика обеспечивает треть прироста рабочих мест. И для России с ее дорогими коммуникациями платформенная экономика могла бы стать огромным подспорьем – способом найти работу вне пределов своего региона, не выезжая из него.

Во-вторых, платформенная экономика способствует росту наукоемких производств, поскольку позволяет использовать труд высококвалифицированных специалистов, живущих в любой точке мира, и тем самым предотвращать утечку мозгов: чтобы работать в самом передовом проекте, не нужно уезжать из своей страны. Только в рамках одной германской платформы Twago работает 90 тыс. IT-специалистов. А в КНР компания Weichai Power разработала всемирную платформу, которая дала возможность проводить совместные исследования в области создания новых двигателей, что позволило ускорить исследования на треть. Для России такие платформы не просто востребованы, а жизненно необходимы. А конкуренция мировых и российских платформ за молодых ученых даст этим ученым дополнительные возможности развития.

В-третьих, платформы дают возможность для образования. А это, в свою очередь, создает дополнительный социальный лифт. Большое число работников цифровых платформ могут работать неполную неделю или еще как-либо варьировать свою занятость. Таким образом, работа приносит деньги и дает время для образования. 25% опрошенных работников платформ в Великобритании и 20% в США указали в качестве причины своей работы на платформах получение образования. Для России с ее небогатым населением и недешевым образованием работающий студент – это уже не исключение, а зачастую правило. Таким образом, интернет-площадки позволят студентам совмещать работу и учебу, так как дают возможность более свободно оперировать своим временем. При этом через платформы студент может сразу окунуться в профессиональную среду.

В-четвертых, платформы как дистанционный механизм расширяют возможности для работы людей, имеющих социальные и медицинские ограничения и не могущих работать полный день: это молодые мамы, инвалиды, трудоспособные пенсионеры, студенты очных отделений вузов. В Великобритании в возрастной группе 50+ за счет платформ обеспечивается рост занятости на 20–35%. В России, где дополнительный заработок пенсионеров и инвалидов не роскошь, а необходимость, а безбарьерная среда в большинстве случаев только создается, платформенная занятость является важнейшим социальным явлением.

В-пятых, платформы дают дополнительную возможность получения работы низкоквалифицированным работникам и тем самым дают средства для повышения их квалификации. В Финляндии к 2030 году более 23% официантов, продавцов, бухгалтеров будут наниматься через платформы. В России мы тоже постоянно сталкиваемся с ростом такой занятости, например, когда едем в такси, заказанные через платформы.

И наконец, в-шестых, платформы предоставляют доступ к большему числу потенциальных работодателей для соискателя работы. Это принципиально меняет позиции соискателя и тем самым увеличивает возможности специалистов по наиболее выгодной продаже своих навыков. Работник, имея много предложений и возможность принять их сразу, несколько уравнивается на рынке с работодателем, так как выбор производится не между работой и безработицей, а между разными видами работ. И поэтому можно и отказать работодателю и найти для себя наиболее выгодный вариант, работодатель же вынужден искать и уговаривать. Для России, где позиции работодателя на рынке заведомо сильнее позиции работника, такие возможности платформ имеют огромное значение. В таких условиях работодатель будет скорее держаться за работника.

Основной вопрос относительно платформенной занятости сегодня – нуждается ли такой тип взаимодействия работников и компаний в дополнительном государственном регулировании и каким должно быть это регулирование? Мировой опыт здесь различен. В США платформы пока никак не регулируются, но и не поддерживаются. В КНР, наоборот, выработана детальная стратегия развития цифровой экономики, в том числе и платформенной. Там государство создало даже некие третейские суды – специальные онлайн-инструменты при больших платформах для разрешения неизбежно возникающих противоречий между участниками отношений. России, похоже, нужен средний путь. Совсем без регулирования мы не обойдемся, потому что платформы для нас дело новое: многие правила игры здесь нужно создавать и приучать к их исполнению. Но и тотальное регулирование вряд ли необходимо. Платформы ценны как рыночные механизмы и своего рода трудовые ярмарки. Но здесь еще работать и работать.

В России растет количество людей, работающих через онлайн-платформы – таксисты, курьеры, репетиторы и другие представители сферы услуг. Они обладают большей самостоятельностью и свободой по сравнению с сотрудниками традиционной схемы занятости, но остаются незащищенными с точки зрения социальных гарантий. На площадке Центра стратегических разработок (ЦСР) представители бизнеса и эксперты обсудили, как можно обеспечить платформенных занятых соцгарантиями и какое будущее ждет этот формат работы. Подводим итоги дискуссии.

Работа с платформами

Платформенная занятость предполагает гибкий формат работы. Здесь человек не является наемным сотрудником, а выступает посредником между онлайн-платформой и получателем услуги. Зачастую исполнители оформляются как самозанятые или индивидуальные предприниматели. Для многих из них такой способ заработка становится основным источником дохода.

Количество самозанятых в России растет и к 2030 г. может достигнуть 11 млн человек, заявил на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) глава Минтруда России Антон Котяков. По данным ведомства, самозанятые активно работают с главными цифровыми платформами в России.

Согласно исследованию ЦСР, 68% всех платформенных занятых нашей страны являются гражданами РФ. Среди иностранцев большую долю составляют граждане Таджикистана, Казахстана и Армении. Средний возраст – около 30 лет. С платформами они работают не более 2,5 года, уделяя этому в среднем 27 часов в неделю. Это меньше, чем стандартная 40-часовая рабочая неделя.

Заработок платформенных занятых в большинстве городов выше, чем средняя зарплата по региону. Исключение составляют только жители Москвы и Санкт-Петербурга. В некоторых городах наблюдается разница более чем в два раза в пользу тех, кто работает с онлайн-площадками. В среднем час работы платформенных занятых стоит порядка 408 руб.

В таком сотрудничестве люди видят главный плюс – высокий уровень независимости, включая самостоятельный выбор задач, управление своей нагрузкой и возможность удаленной работы.

Но есть и фактор, снижающий удовлетворенность от сотрудничества с компаниями, – отсутствие социальных гарантий, таких как страховки, оплачиваемые отпуска и больничные. Об этой проблеме ранее также говорил глава Минтруда.

Опрос ЦСР подтвердил, что платформенные занятые хотели бы иметь ДМС, ежегодный оплачиваемый отпуск, декретный отпуск и выплаты в связи с травматизмом. К менее предпочтительным гарантиям респонденты отнесли пенсионные выплаты и больничный.

Заинтересовать платформы и сотрудников

Вопрос о том, какие социальные гарантии и риски исполнителей возьмет на себя платформа, пока остается открытым.

В свою очередь сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo Алексей Гридирим рассказал, что в компании больше года назад внедрили медицинские страховки, а также страхование ответственности исполнителя. При этом, по его словам, платформа не планирует останавливаться на достигнутом и уже думает о том, какие еще продукты необходимо создать для сотрудничающих с ней людей.

GR-директор онлайн-школы по изучению английского языка SkyEng Макар Гончаров считает, что при определении потребностей работников в соцгарантиях необходимо исходить из сферы предоставляемых услуг. Он объяснил, что в его компании, например, у педагогов проблема отпусков не стоит остро.

Также у сотрудников нет ДМС, при этом для всех желающих исполнителей SkyEng предоставляет скидки на услуги в частных клиниках. Проблемными не считаются и вопросы о больничных и декретных отпусках. По словам Гончарова, преподаватели сами выбирают необходимую нагрузку и планируют свой день.

Тезис о гетерогенности платформенной экономики поддержала заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.

Кто в ответе за пенсию

Среди основных причин отказа от взносов респонденты назвали отсутствие достаточного количества средств для этого (20%), еще 20% считают, что пенсия не важна, 16% – надеются, что в будущем взносы за них будет платить работодатель.

По мнению представителя ФНС, единственный вариант – делать взносы добровольно. Пока у людей не появится четкое понимание, для чего они платят, ощущение справедливости взноса и корреляции между уплачиваемыми сейчас суммами и получаемым потом обеспечением – добровольно платить не будут, считает Бударин. Если же сделать такие взносы принудительными, то, по его мнению, платформенные занятые уйдут в тень.

Новый формат

Аналогичное мнение ранее высказывал министр труда и соцзащиты. По словам Котякова, отношения исполнителей с платформами не идут и не будет идти по стандартному сценарию. В этом сегменте есть свои особенности, на которые необходимо ориентироваться, подчеркнул он.

По мнению Бударина, важно находить способы заинтересовать как платформу, так и занятых на ней исполнителей, чтобы люди шли в удобную для себя среду. Также важно создавать условия для уплаты налогов и приобретения социальных и пенсионных гарантий.

Результаты исследования, проведенного ЦСР, будут использованы при разработке рекомендаций по совершенствованию регулирования платформенной занятости в РФ.

Кинокритик Егор Беликов опросил российские видеосервисы и составил список самых популярных отечественных онлайн-сериалов

Наши проекты

Контакты

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

В России стремительно растет число платформенных занятых - тех, кто работает через приложения и различные онлайн-платформы. Это курьеры, таксисты, репетиторы и другие представители сферы услуг. По разным оценкам, к 2030 году число платформенных занятых в России составит от 5 до 15 млн человек.

Платформенная занятость - это относительно новый сегмент рынка труда, когда человек не является наемным работником, а выступает посредником между онлайн-платформой и конечным получателем услуги. Как правило, такие работники оформляются как самозанятые или ИП, а некоторые и вовсе работают без оформления - "в тени". Однако в любом случае платформенный занятый трудится без всяких социальных гарантий и, по сути, является абсолютно не защищенным. У таких работников нет ни оплачиваемых больничных, ни отпусков, они никак не застрахованы от различных рисков, связанных с их профессиональной деятельностью.

Совершенно очевидно, что новый растущий сегмент рынка труда нуждается в регулировании. Это понимают и государственные органы, и бизнес, и сами работники. Так, согласно исследованию "Платформенная занятость в России-2021", которое презентовал Центр стратегических разработок в рамках первого заседания рабочей группы по регулированию платформенной занятости в России, отсутствие социальных гарантий является одной из основных причин прекращения сотрудничества с платформой. Согласно проведенному опросу, платформенные занятые хотели бы иметь ежегодный оплачиваемый отпуск, декретный отпуск, ДМС и выплаты в связи с травматизмом. Абсолютное большинство платформенных занятых (84%) не реже одного раза в год не могут выйти на работу по причине болезни. Из них 32% приостанавливают работу и живут на сбережения, 22% приостанавливают работу и берут в долг, 18% приостанавливают работу и живут на средства другого члена семьи, еще 18% выходят на работу больными.

Эксперты считают, что поскольку государство не предоставляет платформенным занятым социальные гарантии, эти обязанности должны быть поделены между платформами (представителями бизнеса) и работниками.

"Мы полагаем, что расходы на социальные гарантии могут осуществляться платформенными занятыми самостоятельно, но в то же время платформы должны быть вправе полностью или частично им эти расходы компенсировать на основании двух критериев, которые они могут разработать, - отметил руководитель направления "Налоговая политика" Центра стратегических разработок Левон Айрапетян. - Например, международная практика подсказывает, что распространены критерии - это лояльность и рейтинг. Если человек преимущественно работает на какой-то одной платформе и должным образом оказывает услуги, то он получает полную или частичную компенсацию расходов на социальные гарантии от платформы".

Еще один болевой вопрос - должны ли быть социальные гарантии обязательными или могут быть добровольными.

"Мы полагаем, что платформы должны предоставлять платформенным занятым инфраструктуру, при помощи которой платформенный занятый сможет добровольно приобрести только нужные ему страховые продукты, - считает Левон Айрапетян. - Также платформы должны информировать платформенных занятых о том, какие варианты страховых продуктов ему доступны, зачем они нужны, что он получит, если решит ими пользоваться и что будет, если он от них откажется".

По словам экспертов объем социальных гарантий платформенных занятых должен быть меньше, чем у традиционных работников по найму, но больше, чем он есть сейчас у тех, кто трудится как самозанятый или ИП. Однако объем тех или иных социальных гарантий не должен повлиять на природу отношений между платформенным занятым и работником. Отношения между ними должны по-прежнему регулироваться лишь такими факторами, как степень контроля за выполнением услуг, распределение ответственности, заказов, дача распоряжений и прочее. Также набор социальных гарантий не должен быть одинаковым для всех, а иметь возможность "затачиваться" под нужды каждого конкретного работника.

"Состав платформенных занятых весьма разнородный и мы не можем подходить к ним с одинаковых позиций, - считает директор по корпоративным отношениям и связям с госорганами компании Яндекс.Такси Антон Петраков. - Поэтому подход, который создавал бы жесткие рамки, жесткое регулирование, связанное, в том числе, с социальными гарантиями, просто не подходит".

Среди платформенных занятых есть немалое количество тех, кто работает без оформления, "в серую", не платя налогов. И это еще один важный вопрос, который требует решения. По мнению экспертов, путей решения проблемы может быть несколько. Один из них - законодательно установить требование о том, что платформа вправе напрямую привлекать в качестве платформенных занятых только самозанятых, ИП и наемных сотрудников, а также установить расширенный формат сотрудничества платформ с ФНС России. В частности, законодательно установить обязательную систему информационного обмена между платформами и ФНС России, в которой будут содержаться данные о режиме налогообложения каждого платформенного занятого, данные о его доходах, данные о суммах, удержанных посредником из доходов платформенных занятых в качестве своего вознаграждения. Также экспертами предлагается законодательно установить обязанность платформ отказываться от сотрудничества с платформенными занятыми, которые не платят налоги и никак не оформлены.

Вопрос пенсии для работников платформ также остается открытым. Самозанятый (а это львиная доля тех, кто трудится в платформенной сфере) может увеличивать свой трудовой стаж только в том случае, если делает добровольные пенсионные взносы.

"Совершать пенсионные взносы сейчас проще, чем когда бы то ни было, - говорит заместитель руководителя ФНС России Андрей Бударин. - Для этого существует специальное приложение, это вопрос буквально пары кликов".

Однако, по словам эксперта, самозанятые не спешат делать подобные отчисления. Это подтверждают и цифры.

Так по данным исследования "Платформенная занятость в Росии-2021", 77% самозанятых, работающих в платформенной сфере, не осуществляют добровольные пенсионные взносы. По словам заместителя ФНС России, по их данным этот процент даже еще больше.

Опрос, проведенный среди платформенных занятых, показал, что основными причинами отказа от добровольных взносов в Пенсионный Фонд России является отсутствие достаточного количества средств для этого (20%), еще 20% считают, что пенсия не важна, 16% надеются, что в будущем взносы за них будет платить работодатель.

По словам заместителя ФНС России Андрея Бударина, недостаточная информированность и отсутствие четкой политики в этом вопросе порождает недоверие к существующей пенсионной системе и, как следствие, ведет к нежеланию делать добровольные отчисления в ПФР.

"Пока у людей не появится четкое понимание того, зачем делать эти взносы, пока не появится ощущение справедливости этих взносов (корреляции между уплачиваемой сейчас суммой и получаемым потом обеспечением), добровольно люди платить не будут, а мы должны иметь ввиду только добровольный подход в этом вопросе, т.к. никакие принудительные инструменты работать не будут, люди просто уйдут "в тень", - подчеркнул Андрей Бударин.

Представитель ФНС также предупредил о возникновении новых форм отношений.

"Мы должны просто подготовиться к тому, что границы традиционных трудовых отношений будут размываться, - подчеркнул Андрей Бударин. - И пытаться любыми способами платформенную занятость или любые аналогичные формы занятости загонять в формат трудовых отношений мне кажется утопией".

Платформенная занятость - это новый вид трудовых отношений, который сейчас переживает этап своего становления. И вопросы, которые возникают в отношении его регулирования совершенно нормальны. По мнению экспертов, решение этих вопросов не должно перекладываться лишь на одну сторону, это должен быть симбиоз мнений, учитывающий интересы разных сторон.

Курьеров и водителей — в штат! Евросоюз собирается отрегулировать

В Евросоюзе собрались законодательно отрегулировать так называемую "платформенную занятость" — то есть трудовые права работников, сотрудничающих с сервисами посредством специальных приложений. Таким образом более 4 млн. человек, обслуживающих сервисы доставки еды и агрегаторы такси, могут быть переведены в категорию штатных сотрудников. Цифровые платформы в свою очередь угрожают массовым закрытием рабочих мест в случае принятия закона.

Термин "платформенная занятость" появился не так давно. Технологические компании сотрудничают с курьерами или таксистами с помощью специальных приложений, передавая им заказы и начисляя оплату за их выполнение. Такие работники не являются штатными сотрудниками данных компаний, соответственно им недоступны социальные гарантии, уволить их могут даже не одним днем – одной минутой, просто заблокировав вход в приложение.

Технологические компании объясняют то, что не берут сотрудников в штат, заботой о самих же работниках — тем якобы предоставляется полная свобода в выборе рабочего графика, сотрудничестве с несколькими сервисами и т.п. Однако Еврокомиссия считает, что таким образом сервисы нарушают трудовые права людей, лишая их социальных гарантий, минимальной заработной платы и соблюдения трудового законодательства в их отношении.

Законопроект, как ожидается, будет обнародован в ближайшие дни. Журналисты Bloomberg ознакомились с проектом и выяснили следующее.

Новые правила гарантируют, что любой работник, чей труд контролируется цифровой платформой, может по умолчанию считать себя штатным сотрудником, независимо от того, как он называется в своем контракте и есть ли у него этот контракт.

Если технологическая компания решит заявить, что он не является наемным работником, именно на нее ляжет юридическое обязательство доказать это.

Законодательство устанавливает пять критериев, по которым сотрудник будет считаться наемным работником данного сервиса:

  • установление фиксированной оплаты труда работников,
  • установление стандартов внешнего вида и поведения,
  • постоянный контроль качества работы,
  • ограничение возможности принимать или отказываться от заказов,
  • ограничение возможности создания клиентской базы.

Выполнение хотя бы двух пунктов из пяти — признак наемного труда.

Согласно приблизительным подсчетам авторов законопроекта, до 4,1 миллиона курьеров и таксистов таких компаний, как Uber, Deliveroo и Bolt, могут быть переведены в категорию штатных сотрудников. Еще 3,8 млн человек останутся в статусе самозанятых.

Цифровые платформы выступили категорически против предложения комиссии, которое, по их утверждению, приведет к массовым потерям рабочих мест.

Новый закон принесет огромные финансовые издержки – более €4,5 млрд в год. Также они пригрозили, что вынуждены будут поднять тарифы, а это скажется на спросе и падении зарплат самих курьеров и таксистов.

В пример они приводят Испанию, где законодательно принудили сервисы по доставке еды взять в штат своих курьеров. В результате страну покинул сервис Deliveroo, а другие приложения по доставке продуктов питания подняли тарифы и сократили рабочие места.

Еврокомиссия в пояснительной записке к законопроекту написала, что в случае его принятия действительно имеются потенциальные риски. В частности, невозможно предугадать количество сокращенных рабочих мест, также изменения в правилах могут "негативно повлиять" на определенные условия труда работников. Правила также, вероятно, увеличат тарифы на доставку еды и поездки на такси, поскольку цифровые платформы будут перекладывать возросшие затраты на пользователей.

Тем не менее, в Еврокомиссии считают, что законопроект — наиболее эффективный способ улучшить условия для работников и помочь им получить доступ к социальным гарантиям.

Государства-члены ЕС при этом могли бы ежегодно получать около €4 млрд в виде новых налоговых поступлений и взносов на социальное обеспечение.

Отметим, что Еврокомиссии при принятии законопроекта потребуется заручиться поддержкой стран, входящих в Евросоюз, а также Европарламента. Но, судя по тенденциям, закон будет поддержан.

Между тем, в РФ технологические компании также ссылаются на принципы "платформенной занятости", когда не берут курьеров в штат.

Пример тому — недавнее интервью операционного директора Delivery Club Артема Ишонина, который уверен, что трудовой договор будет только мешать курьерам. По его словам, "платформенная занятость" — это новый сегмент рынка труда, он дополняет традиционные формы занятости доступной и гибкой возможностью найти подработку.

На данный момент российские законодатели не планируют регулировать "платформенную занятость", подобных законопроектов не создано. Однако они постоянно следят за законодательными новшествами в ЕС и стараются перенимать те, которые можно адаптировать для нашей страны. Тем более, если это касается трудовых прав и соцгарантий.

Поэтому принятие закона о регулировании "платформенной занятости" в ЕС может дать определенный сигнал российским технологическим компаниям, что экономить на соцгарантиях для курьеров и таксистов больше не получится.

Читайте также: