В каком предложении можно выделить словосочетание с подчинительной связью согласование росинки

Обновлено: 17.05.2024

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Начинаем исследование второстепенных членов предложения, выявляемых на основе словосочетаний.

Урок 20. Словосочетания в составе предложения. Словосочетания простые и сложные; синтаксически свободные и синтаксически несвободные Виды грамматической подчинительной связи между компонентами простых словосочетаний: согласование, управление, примыкание. Части речи, которыми выражены компоненты словосочетаний

I. Чтобы разбирать словосочетания и устанавливать по ним второстепенные члены предложения, необходимо научиться выделять словосочетания в предложении. Рассмотрим предложение
Вчера на тропинке сада серый кот с пушистым хвостом гонял мышь.

Попытаемся на основании двух условий, обозначенных в определении словосочетания - смысловой сочетаемости и подчинительной связи между главным и зависимым компонентом, - выявить в этом предложении словосочетания.

Итак, грамматическая основа данного предложения кот гонял.

Далее из соединённых подчинительной связью самостоятельных частей речи у нас получатся сочетания:

кот (какой?, с чем?) с хвостом;

с хвостом (каким?) пушистым;

кот (какой?) серый;

гонял (кого?) мышь;

гонял (когда?) вчера;

гонял (где?, на чём?) на тропинке;

на тропинке (какой?, чего?) сада.

Все ли из представленных сочетаний слов словосочетания?

Помня о том, что словосочетания компонуются на основе логической связи, можно сделать вывод, что первое сочетание кот с хвостом не словосочетание. Действительно, лексическое значение слова кот уже вмещает в себя понятие животного с шерстью, когтями, усами и, естественно, хвостом. А вот с точки зрения реализации грамматических значений существительное кот, стоящее в именительном падеже, допускает соединение с зависимой формой существительного в творительном падеже с хвостом (сравните, например, другие слова в подобной грамматической ситуации: мальчик с мячом, женщина с ведром и т. д.).

Второе сочетание с хвостом пушистым будет словосочетанием. Здесь налицо выполнение всех требований: и по смыслу хвост может быть пушистым, и грамматически зависимое прилагательное употреблено в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (Определите род, число и падеж обоих компонентов.)

Какой можно сделать вывод? По смыслу и грамматически всё словосочетание с хвостом пушистым будет определять слово кот. В результате возникает словосочетание кот (какой?) с пушистым хвостом. Такие нечленимые с точки зрения смысла словосочетания, когда от главного слова ставится вопрос ко всей группе зависимых компонентов, называются сложными.

Задание. Определите, какие из следующих словосочетаний относятся к сложным: ехать по железной дороге, любоваться горными вершинами, слон с длинным хоботом, спать в мягкой постели.

Следующее сочетание из нашего столбика кот серый - словосочетание: и по смыслу эти слова соотносятся, и грамматически существительное согласуется с данным прилагательным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже.

Четвёртое сочетание гонял мышь тоже словосочетание: есть и смысловая связь компонентов, и грамматическая - глагол часто имеет при себе зависимое существительное в винительном падеже (ср.: читать книгу, смотреть фильм и т. д.).

Словосочетания, подобные разобранным третьему и четвёртому, состоящие только из двух компонентов - главного и зависимого, - называются простыми.

ВАЖНО! Определять, какое - простое или сложное - перед вами словосочетание, нужно только исходя из контекста. Так, наше сложное словосочетание кот с пушистым хвостом может делиться на два простых, если в зависимой группе появятся своё главное слово и свой зависимый компонент. Это возможно в таком, например, контексте: По дорожке бежали два кота. Один куцый, а другой - кот с пушистым хвостом. Здесь хвост - определяющий признак, по которому один кот отличается от другого. Следовательно, выделенная группа будет члениться на словосочетания кот (какой?, с чем?) с хвостом и с хвостом (каким?) пушистым.

Задание. Посмотрите на оставшиеся три сочетания слов в нашем предложении и, руководствуясь рассуждениями, приведёнными выше, определите, относятся ли они к простым словосочетаниям.

Нет сомнений, что вы отнесли все три оставшихся сочетания к словосочетаниям. Обратите, однако, внимание, что в последних двух словосочетаниях допускается постановка двух вопросов между компонентами. Первый вопрос определяет смысловые отношения и называется логическим - он указывает на то, каким членом предложения выступает зависимая часть речи (об этом следующие занятия); второй вопрос называется грамматическим - по нему устанавливается падеж зависимого существительного и тип синтаксической связи между компонентами (об этом ниже).

Таким образом, в нашем предложении из представленных сочетаний шесть словосочетаний:

1) кот (какой?) с пушистым хвостом;

2) кот (какой?) серый;

3) гонял (кого?) мышь;

4) гонял (когда?) вчера;

5) гонял (где?, на чём?) на тропинке;

6) на тропинке (какой?, чего?) сада.

Все разобранные простые словосочетания (2-6) синтаксически свободны. Это значит, что их компоненты способны вступать в лексическую связь с широким кругом слов: гонять можно мышь, мяч, шайбу и т. д., соответственно, мышь можно преследовать, ловить, пугать и т. д. Эти словосочетания противостоят синтаксически несвободным, в которых лексическая самостоятельность компонентов ослаблена и главное слово логически тесно связано с зависимым. К синтаксически несвободным словосочетаниям относятся уже упоминаемые нами два ученика, несколько человек, ряд вопросов и т. п. Особо выделяются среди синтаксически несвободных словосочетаний особые лексические единицы - фразеологические обороты (бежать во все лопатки и т. д.).

II. В соответствии с логическими и грамматическими отношениями между компонентами простых словосочетаний различаются три вида синтаксической подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Иногда грамматические отношения не совпадают с логическими - именно в таких случаях к зависимому компоненту допускается постановка двух вопросов: логического и грамматического, из которых грамматический как раз и указывает на синтаксическую связь.

Рассмотрим все три вида подчинительной связи на основе простых словосочетаний из нашего предложения
Вчера на тропинке сада серый кот с пушистым хвостом гонял мышь:

кот (какой?) серый;

гонял (кого?) мышь;

гонял (когда?) вчера;

гонял (где?, на чём?) на тропинке;

на тропинке (какой?, чего?) сада.

1. Согласование - вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в форме рода, числа и падежа.

Опираясь на морфологию, можно сделать вывод, что при такой связи главное слово всегда имя существительное, зависимое - часть речи, изменяемая вместе с существительным, а именно: имя прилагательное в полной форме или часть речи, грамматически изменяющаяся как прилагательное.

В нашем примере согласованием соединены компоненты кот (какой?) серый (кота серого, котом серым и т. д.).

Рассмотрите также примеры других словосочетаний, где зависимые компоненты - части речи, изменяющиеся по принципу имён прилагательных.

Причастие: поезд (какой?) движущийся.

Не перебегайте улицу перед движущимся (каким?) поездом;

Местоимение: игрушка (какая?) своя.

Катя очень дорожила своей (чьей?) игрушкой;

Порядковое числительное: класс (какой?) второй.

Миша учится во втором (каком?) классе.

В представленных примерах зависимое слово согласуется с главным во всех грамматических формах - рода, числа и падежа. Такое согласование называется полным.

Из примеров видно, что при полном согласовании изменяют свою грамматическую форму оба компонента словосочетания.

Существует также неполное согласование, когда зависимое слово согласуется с главным не во всех грамматических формах, а только в некоторых, например в падеже: И. п. дерево (какое?) дуб, Р. п. дерева дуба и т. д. Зависимый компонент при неполном согласовании выражается именем существительным.

2. Управление - вид подчинительной связи, при которой лексико-грамматические свойства главного слова словосочетания предопределяют наличие при нём зависимого компонента в грамматической форме существительного в косвенном падеже.

Из определения вытекает, что в качестве зависимого компонента при управлении всегда выступает существительное в косвенном падеже (а также любая часть речи, употреблённая в значении существительного).

По главному слову различают следующие виды управления.

1) глагольное, когда главное слово:

а) глагол - примеры из нашего предложения гонял (кого?) мышь (гоняю мышь, гоняешь мышь, гоняем мышь и т. д.) и гонял (где?, на чём?) на тропинке (гоняю на тропинке, гоняешь на тропинке и т. д.);

б) форма глагола причастие: говорящий (что?) правду.

Я знаю мальчика, всегда говорящего правду;

в) форма глагола деепричастие: двигаясь (куда?, к чему?) к лесу.

Отряд быстро шёл, двигаясь к лесу;

2) именное, когда главное слово:

а) имя существительное - пример из нашего предложения на тропинке (какой?, чего?) сада (тропинкой сада, у тропинки сада и т. д.);

б) краткая форма имени прилагательного: полон (чего?) радости.

Сегодня наш дом полон радости;

в) количественное числительное в именительном и винительном падеже: шесть (чего?) книг.

Я взял в библиотеке шесть книг;

3) наречное, когда главное слово наречие: далеко (от чего?) от дома.

Малыш отошёл далеко от дома.

Из примеров видно, что при управлении грамматическая форма главного слова может изменяться, а зависимый компонент (существительное или заменяющая его часть речи) при этом остаётся в форме косвенного падежа.

3. Примыкание - вид подчинительной связи, при которой зависимость подчинённого слова только смысловая.

Из определения понятно, что зависимым компонентом в этом случае выступают неизменяемые части речи:

1) наречие: из нашего примера гонял (когда?) вчера;

2) деепричастие: делать (как?, каким образом?) не задумываясь.

Я часто делаю дело не задумываясь;

3) неизменяемое прилагательное: платье (какое?) беж.

Женщина была в красивом платье беж;

1) У Пети появилось желание (какое? что сделать?) учиться.

2) Все меня просили (что?, что сделать?) спеть.

3) Уставший отец отправился (куда? что делать?) спать.

В качестве главного слова при примыкании могут выступать:

1) глагол: из нашего предложения гонял (когда?) вчера (гоняю вчера, гоняешь вчера и т. д.);

2) существительное: плащ (как?) нараспашку (плаща нараспашку, плащом нараспашку и т. д.).

В автобус вошёл пассажир в плаще нараспашку;

3) прилагательное: заботливый (каким образом?) всегда (заботливого всегда, заботливому всегда и т. д.).

У всегда заботливых родителей дети под приглядом;

4) числительное: третий (где?) справа (третьего справа, третьему справа и т. д.).

На третьем справа месте сидел мой знакомый;

5) наречие: рано (когда?) утром.

Семья рано утром собралась на дачу.

Из примеров видно, что при примыкании грамматическая форма главного компонента может изменяться, а форма зависимого компонента остаётся без изменения.

Задание. В нашем предложении есть, как вы помните, сложное словосочетание кот с пушистым хвостом. Словосочетание представляет собой лексическое целое, однако его компоненты связаны между собой грамматической связью: кот (с чем?) с хвостом и с хвостом (каким?) пушистым. Определите в каждом случае тип связи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в восьмом классе по теме "Синтаксис. Виды подчинительной связи в словосочетании".Данный урок разработан с целью повторения,обобщения и систематизации знаний по разделу "Синтаксис".А именно повторение видов подчинительной связи в словосочетании:согласования,управления,примыкания.Материал данного урока расчитан на групповую работу,имеется приложение в виде заданий.

Конспект урока русского языка в 8 классе

Цель : повторение, обобщение и систематизация изученного материала.

Задачи урока:

1. Образовательная: закрепить знания о словосочетании, строение словосочетания, виды и способы подчинительной связи в словосочетаниях.

2. Развивающая: умение определять способы подчинительной связи, перестраивать словосочетания со связью согласование в словосочетания со связью управление и наоборот; словосочетания со связью примыкание в словосочетания со связью управление и наоборот;

Развивать мыслительную деятельность, умение анализировать, делать выводы и применять теоретические знания для выполнения тестовых заданий ВОУДа ,ЕНТ.

3. Воспитательная: воспитывать культуру общения ,чувство взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Методы: словесный , практический, интерактивный

Формы: индивидуальная, в группах

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал ,оценочные карточки(фигуры).

I.Организационный момент.

Сегодня вы будете работать в группах. Попрошу участников каждой группы выбрать наблюдателей. Работу мы будем оценивать в целом всей группы, об этом я попросила гостей, они нам помогут. А вы , ребята, оцените каждый сам себя в конце урока. Наблюдатели, ваша задача следить за работой каждого в группе и за объективностью выставления оценок.

II.Психологический настрой.

Ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила зима.
– Сегодня утро доброе, погода хорошая, такая , какую вы любите: мороз и солнце, день чудесный.
– Может быть, потому что скоро март?
Да, все, что вы сказали, верно: и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада и гостям. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке …

Спасибо, садитесь на места. Итак, мы начинаем работать.

Тему урока вы узнаете, ребята, из ключевых слов, которые у вас на столах. Ключевые слова: управлять, согласен и примыкать. А так же подсказкой послужит эпиграф урока.

III.Проверка теоретических знаний о словосочетании

1.Мозговой штурм.

Продолжите предложения…

В каком разделе русского языка изучают словосочетание?(синтаксис).

Словосочетание – это… (соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи).

Словосочетание состоит… (главного и зависимого слова).

Между словами в словосочетании есть … (грамматическая и смысловая связь).

Словосочетаниями не считаются сочетания слов с … (сочинительной связью),словосочетаниями не могут быть: грамматическая основа предложения ,однородные члены предложения, сочетания служебного и знаменательного слов.

Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительно связи, а именно… (согласование, управление, примыкание).

Согласование – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное).

Управление – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже).

Примыкание – это… (такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу).

Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, обозначьте главное слово крестиком: яркой внешности, правда о случившемся, при тебе, быстро бежать, купаться в море, совершенно верно, я не уверен, вера в человека, очень красивый, книги и ручки.

У скольких сочетаний слов не выделили главного и зависимого слова? Почему?

3.Самостоятельная работа в группах.

Выпишите словосочетания со связью управление.

Выпишите словосочетания со связью согласование.

Выпишите словосочетания со связью примыкание.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.

Самопроверка

Согласование: большое желание, успешная сдача, отличные успехи, успешный труд, высокая цель

Управление: выразить желание, учиться в колледже, поступить в техникум, использовать возможность, сдать экзамен

Примыкание: желание учиться, возможность поступить, стремление добиться, закончить досрочно, говорил улыбаясь.

Критерии оценки

4.Запишите все словосочетания из данных предложений в таблицу в соответствии с видом подчинительной связи.

1.Недавно прошёл лёд, и река широко отблескивала жёлтой водой. 2. Была ранняя весна. 3. На сирени уже зазеленели почки.

1. словосочетание с подчинительной связью согласование

3. зазеленели на сирени

2. словосочетание с подчинительной связью управление

5. недавно прошёл

3. словосочетание с подчинительной связью примыкание

6. широко отблескивала

8. зазеленели почки

4. грамматическая основа

11. река отблескивала

IV.Физминутка.

Вставайте,ребята,выходите из-за парт.Вы устали?

А сейчас мы отдохнём: руки в стороны разведём, и присядем, и притопнем, и друг другу подмигнём! Молодцы!

- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

-Сколько гостей у нас на уроке?

- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

- Какой сегодня день недели?(пятница)

-Семь бед-…(один ответ)

-Терпение и труд всё…(перетрут).

Ребята, какие словосочетания называются синонимичными?

Например: компьютерная игра- игра на компьютере.

5.Подберите синонимичные словосочетания.

Лесной запах – запах леса

Бронзовая статуя – статуя из бронзы

Мраморный памятник – памятник из мрамора

Горный воздух – воздух гор

Солнечный город – город солнца

Костюм для тренировки – тренировочный костюм

Парк при море – приморский парк

Гостиница при вокзале – привокзальная гостиница

Сумка для хозяйства – хозяйственная сумка

Ветер с севера – северный ветер

Держаться с достоинством – держаться достойно

Рассказывать с увлечением – рассказывать увлеченно

Читальный зал-зал для чтения

Спектакль для детей- детский спектакль

Железный болт-болт из железа.(слайд)

6.Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.

Задание для всех групп.

Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок, деревенский житель.

Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом, приходить без наказания, колеблясь без звука.

Управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом, корку хлеба, лучи солнца, лай собаки.(слайд)

Управление: дом из камня, шапка отца, повадки лисы, ребенок с улыбкой, житель деревни

Примыкание: отзываться восторженно, сделать умышленно, безнаказанно приходить, беззвучно колеблясь

Согласование: послеобеденное время, предрассветный туман, хлебную корку, солнечные лучи, собачий лай.(слайд)

7.Укажите все ли словосочетания, выписанные из текста, являются словосочетаниями. Исправьте также ошибки в определении способов подчинительной связи между словами. Выпишите оставшиеся словосочетания из текста ,определите способы связи.

1.Забежал однажды – примыкание.

Чей-то пёс, большой пёс – согласование.

Пёс забежал, залез и задремал – согласование.

Домик няни –примыкание.

Залез под печку – управление.

Сладко задремал – примыкание.

V.Закрепление.

8.Тестовые задания:

1.Найдите строку со способом согласование:

А)осенняя погода, думать о лете, писать красиво

Б)встретить друга, говорить по-английски ,летящая птица

В)верный друг, нарисованная картина, грибной дождь.

2.Найдите строку со способом управление:

А)лингвистическая сказка, сырая земля, против грусти

Б)дом сестры, хранитель очага, уверенность в себе

В)степной ручей, гранитные плиты, мечтать о прекрасном

3.Найдите строку со способом примыкание:

А)великие произведения, веление времени, хорошо сшиты

Б)говорить не спеша, работать ответственно, глядеть искоса

В)гранатовый сок, нешуточные страсти, обманутый сын.

4.Какие сочетания слов не являются словосочетанием:

А)лес и горы, грянул гром, уже рассвело

Б)дружный класс, зимние каникулы, устал писать

В)приветный взор, читать стихи, согласен выполнять.

5.Найдите лишнее в характеристике словосочетания:

А) сочинительная и подчинительная связь

Б )виды подчинительной связи

В) грамматическая основа

VI.Рефлексия

Ребята, соотнесите своё настроение с картинками на доске. У всех хорошее настроение ,какой картинке оно соответствует?

Слово ученикам(самооценивание).

Слово гостям.

VII.Домашнее задание

Написать лингвистическую сказку про словосочетание. Спасибо за урок!

Выпишите словосочетания со связью управление.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.

Выпишите словосочетания со связью согласование.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.

Выпишите словосочетания со связью примыкание.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.

Подчинительная связь — это грам­ма­ти­че­ская и смыс­ло­вая зави­си­мость одно­го сло­ва или пред­ло­же­ния по отно­ше­нию к дру­го­му.

При каж­дом само­сто­я­тель­ном сло­ве могут быть зави­си­мые сло­ва, состав­ля­ю­щие сло­во­со­че­та­ние с под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го, в кото­ром выде­ля­ют глав­ную и зави­си­мую часть.

Как определить подчинительную связь?

  • рисо­вать кар­ти­ну;
  • рисо­вать крас­ка­ми;
  • рисо­вать быст­ро.

В соста­ве этих син­так­си­че­ских еди­ниц име­ет­ся глав­ное сло­во и зави­си­мое. Причём глав­ное сло­во сво­и­ми лек­си­че­ски­ми и грам­ма­ти­че­ски­ми свой­ства­ми дик­ту­ет какую-то связь с зави­си­мым сло­вом, пред­опре­де­ля­ет его выбор. От глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му мож­но задать вопрос:

  • писать (что?) пись­мо ;
  • любо­вать­ся (чем?) пей­за­жем ;
  • склон­ный (к чему?) к ана­ли­зу .

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях нали­цо грам­ма­ти­че­ская зави­си­мость одно­го (под­чи­нен­но­го) сло­ва от дру­го­го (глав­но­го). Такая зави­си­мость назы­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Подчинительная связь выра­жа­ет отно­ше­ние меж­ду син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны­ми сло­ва­ми или пред­ло­же­ни­я­ми, одно из кото­рых высту­па­ет как глав­ное, дру­гое — как зави­си­мое.

Сравним сле­ду­ю­щие син­так­си­че­ские еди­ни­цы:

За сте­ной этой ночью бушу­ет силь­ный ветер.

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Подчинительная связь в словосочетаниях

В сло­во­со­че­та­ни­ях состав­ля­ю­щие его ком­по­нен­ты могут быть свя­за­ны с помо­щью одно­го из трех видов под­чи­ни­тель­ной свя­зи:

Согласование — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет такую же фор­му рода, чис­ла и паде­жа, что и глав­ное.

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Например:

  • крас­ное солн­це ;
  • босо­но­гая дев­чон­ка ;
  • зеле­ное поле ;
  • осен­ние дожди ;
  • твой това­рищ ;
  • вто­рая раке­та ;
  • до тре­тьих пету­хов ;
  • что-то серое ;
  • на зато­нув­шем кораб­ле ;
  • сре­ди спе­ю­щей пше­ни­цы ;
  • у древ­них раз­ва­лин .

Управление — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой упо­треб­ле­ние суще­стви­тель­ных (место­име­ний) в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа (с пред­ло­гом или без него) пред­опре­де­ле­но зна­че­ни­ем глав­но­го сло­ва.

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

1. В роли глав­но­го сло­ва высту­па­ет гла­гол:

  • нести сум­ку ;
  • открыть дверь ;
  • слыть чуда­ком ;
  • раз­мыш­лять над про­бле­мой ;
  • обра­до­вать­ся успе­ху ;
  • оби­деть­ся на шут­ку ;
  • под­толк­нуть к заня­ти­ям спор­том ;
  • пре­ду­пре­дить об опас­но­сти ;
  • сомне­вать­ся в пра­виль­но­сти реше­ния ;

2. Главным ком­по­нен­том сло­во­со­че­та­ния явля­ет­ся имя суще­стви­тель­ное:

  • тень дере­ва ;
  • мост через реку ;
  • аль­тер­на­ти­ва поезд­ке ;
  • выбор меж­ду семьей и карье­рой ;
  • бес­по­кой­ство о детях ;
  • коман­ду­ю­щий арми­ей ;
  • тос­ка по нас .

3. Главным сло­вом явля­ет­ся чис­ли­тель­ное:

  • три топо­ля ;
  • три­на­дцать стра­ниц ;
  • трое дру­зей ;
  • шесте­ро малы­шей ;
  • оба уче­ни­ка .

4. В роли глав­но­го сло­ва упо­треб­ля­ет­ся наре­чие:

  • пра­вее дома ;
  • выше кры­ши ;
  • сле­ва от построй­ки ;
  • наедине с мате­рью ;
  • невда­ле­ке от леса .

Примыкание — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой зави­си­мое неиз­ме­ня­е­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву, выра­жен­но­му гла­го­лом, име­нем или наре­чи­ем.

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Например:

  • идти напря­мую ;
  • схва­тить­ся вру­ко­паш­ную ;
  • идти враз­вал­ку ;
  • наткнуть­ся сосле­пу ;
  • отве­тить сго­ря­ча ;
  • цвет беж ;
  • крас­ка инди­го ;
  • юбка плис­се ;
  • девоч­ка повы­ше ;
  • пояс под­лин­нее ;
  • жела­ние при­сесть ;
  • идти не спе­ша ;
  • гово­рит не пере­ста­вая ;
  • её род­ные ;
  • его рубаш­ка ;
  • их дом .

Подчинительная связь в предложении

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, в соста­ве кото­ро­го одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — под­чи­нен­ным. Части тако­го пред­ло­же­ния соеди­не­ны под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми (что, что­бы, как, как буд­то, пока, с тех пор как, слов­но, точ­но, толь­ко и пр.) или союз­ны­ми сло­ва­ми (кто, что, какой, кото­рый, сколь­ко, чей, где, отку­да, куда и пр.)

Как пра­ви­ло, от все­го глав­но­го пред­ло­же­ния или одно­го сло­ва в нём зада­ет­ся вопрос к зави­си­мой части.

Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы

Необходимо было выяс­нить, (что?) что же в сущ­но­сти про­ис­хо­дит (Жюль Верн. Властелин мира).

Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был про­шло­год­ний кле­вер (Л. Н. Толстой. Война и мир).

Алиса фырк­ну­ла и тут же закаш­ля­лась, (с какой целью?) что­бы при­крыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).

Рассказать же сюжет затруд­ня­юсь, (поче­му?) ибо, по прав­де, ниче­го в нем не пони­маю (Ф. М. Достоевский. Бесы).

Сложноподчиненные пред­ло­же­ния могут содер­жать в сво­ем соста­ве несколь­ко зави­си­мых частей, и тогда в них воз­ни­ка­ют отно­ше­ния после­до­ва­тель­но­го, одно­род­но­го и неод­но­род­но­го (парал­лель­но­го) под­чи­не­ния.

Цели и задачи урока: актуализировать сведения о словосочетании, способах связи слов в словосочетании; ликвидировать пробелы в умении определять вид подчинительной связи; потренировать в выполнении заданий ГИА преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.

Задание 1: Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями.

Солнечные день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, цвета беж,тянуть канитель, открывая дверь, выбраться в гости, правильно и аккуратно, урок окончен, бить баклуши, стакан молока, более важный, идти не оглядываясь; яйца всмятку; доволен результатами, альбом или тетрадь, будем играть, книга интересна, четверо друзей, в течение недели, слово в слово, наименее подготовленный, некто в красном.

– Какие сочетания вы не выделили? Почему?

– Давайте вспомним определение словосочетания (учащиеся дают определение)

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Подчинительные словосочетания состоят из главного и зависимого слов, в сочинительных словосочетаниях объединяются равноправные слова: вода и воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня.

Задание 2. Найдите ошибки в определении типа словосочетания по главному слову. Подчеркните эти словосочетания:

Летний день, исполненный мастером, второй по росту

Кто-то чужой, ваше право, нечто странное

Любуясь красотами, уважать старших, умелый в работе

Неожиданно быстро, где-то далеко, задело кого-то

– Назовите способы подчинительной связи между словами в словосочетании. Дайте определение каждому из них

(Согласование, управление, примыкание)

Согласование – такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: солнечный день

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: солнечный день, солнечным днем, о солнечном дне

Управление – такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: подъехать (к чему?) к станции, стакан (чего?) молока

При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: стакан молока, в стакане молока, стаканом молока и т.д

Примыкание – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: идти не оглядываясь; яйца всмятку; цвета беж и т.п.

Задание 3. В каких словосочетаниях неверно определен способ подчинительной связи?

Согласование: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, листья дуба, сельские жители.

Управление: говорить о делах, отзываться с восторгом, сделать умышленно, посоветовать другу, встретиться с братом.

Примыкание: рычать по-звериному, сегодня вечером, откровенное признание, говорить громко, поступать по-дружески.

Задание 4. Укажите номера словосочетаний, в которых нет грамматических ошибок в управлении.

  1. Беспокоиться о друге.
  2. Оплачивать за проезд.
  3. Предостеречь от ошибки.
  4. Различать звуки от букв.
  5. Отчет за проделанную работу.
  6. Порицать недостойное поведение.
  7. Рецензия о прочитанной книге.
  8. Уделять внимание на учебу.
  9. Удостоить наградой.

Задание 5. Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи.

  1. Во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев.
  2. Было последнее утро растянувшегося на два месяца затишья.
  3. Я взял наугад толстую книгу в потрескавшемся чёрном переплёте.

Задание 6. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

  1. Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание)
  2. Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).
  3. Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).
  4. В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).
  5. Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).
  6. Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).

Задание 7. Преобразуйте словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.

1.Словосочетание ПРИВЕТОМ ДРУГА из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Его душа была согрета приветом друга.

2. Словосочетание ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

Над Старгородом летний вечер.

3. Словосочетание БЕСШУМНО ПАРИЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

Над камышовыми зарослями, распластав широко крылья, бесшумно парили болотные луни.

4.Словосочетание В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Рядом с молодым спортсменом сидел пожилой солидный человек в соломенной шляпе и очках.

5. Словосочетание ХРЕБТЫ ГОР из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ .

Внизу широко раскинулась долина,за ней в бледно-сиреневой дымке тянулись вдаль соседние хребты гор.

6. Словосочетание С НЕЖНОСТЬЮ СМОТРИТ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Динка с нежностью смотрит на спящую сестру, потом снова на пустынную ночную улицу.

7. Словосочетание БРЕЗЕНТОВЫЙ МЕШОК из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Австриец устало тащил на плечах брезентовый мешок.

Подведение итогов:

– Довольны ли вы своей работой на уроке?

– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?

– Какие мысли вы вынесли с урока?

– Согласны ли вы со словами: “Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию только в составе предложения”?

Читайте также: