В каком источнике права впервые появилась такая категория дел как преступления против государства

Обновлено: 02.07.2024

История развития российского уголовного законодательства об ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (государственные преступления)

Наименование этих преступлений как направленных против основ конституционного строя и безопасности государства для российского уголовного права является достаточно молодым. Строго юридически оно связывается с УК РФ 1996 г. Однако, разумеется, что это название возникло не на пустом месте. И в российском дореволюционном (до октября 1917 г.), и в советском уголовном законодательстве эти преступления именовались как государственные, а в уголовно-правовой доктрине и как государственные, и как политические (т.е. связанные с посягательствами на основы государственной власти). В принципе, и современные преступления такого рода (даже при их другом официальном наименовании в УК РФ) можно именовать (разумеется, неофициально, в доктринальном смысле) по-старому, как государственные преступления.

В 1904 г. ст. 244-248 были отменены и исключены из Уложения.

В 1904 г. ст. 251-252 1 были отменены и исключены из Уложения.

К ним относились:

Положение о революционных военных трибуналах, принятое Декретом ВЦИК 20 ноября 1919 г., выделяло преступные деяния контрреволюционного характера, совершенные военнослужащими. Положение о революционных трибунатах (Декрет ВЦИК от 18 марта 1920 г.) разграничивало дата о контрреволюционных деяниях и дела о крупной спекуляции, о крупных должностных преступлениях, о явном дискредитировании власти советскими работниками, о дезертирстве. Последние хотя и оставались в подсудности революционных трибуналов, однако контрреволюционными преступлениями не признавались.

Что касается определения понятия контрреволюционных преступлений и их видов, то в основном и главном они в УК РСФСР 1926 г. соответствуют таковым, данным в прежнем Кодексе (с учетом более поздних поправок). Новым составом контрреволюционных преступлений является использование религиозных предрассудков с целью свержения рабоче-крестьянской власти или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям (ст. 58 14 УК РСФСР 1926 г.).

«1. Следствие по этим делам заканчивать в срок не более десяти дней.

2. Обвинительное заключение вручать обвиняемым за один сутки до рассмотрения дела в суде.

3. Дела слушать без участия сторон.

4. Кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать.

Чудовищным репрессиям подверглись представители всех социальных слоев советского общества. В числе их — крупные партийные и государственных деятели, выдающиеся военачальники и рядовые военнослужащие, знаменитые ученые и рядовые научные сотрудники, представители творческой интеллигенции (писатели, журналисты, артисты, режиссеры и другие театральные деятели), священнослужители, рабочие, служащие, крестьяне. Приведем лишь статистические данные об осужденных по делам о контрреволюционной деятельности военными трибуналами и Военной коллегией ВС СССР за 1935 г. (год, когда политический террор только-только набирал силу). Социальное положение осужденных за контрреволюционные преступления было следующим: кулаки — 1,8%, единоличники — 19,7%, колхозники — 43,0%, рабочие — 13,1%, служащие — 15,3%, прочие — 0,2%.

В литературных и специальных источниках приводятся разные цифры количества репрессированных, и точные данные на этот счет вряд ли возможно получить. Нас же убеждает анализ статистических и других данных, сделанный В. Кудрявцевым и А. Трусовым. По их подсчетам, общее число осужденных за политические преступления в судебном и внесудебном порядке составляет примерно 6 млн. 105 тыс. человек (из них лиц, приговоренных к высшей мере наказания, — около 1 млн. 165 тыс. человек). При этом авторы подчеркивают, что их подсчеты дают лишь предположительные результаты 1 См.: Кудрявцев В., Трусов Л. Политическая юстиция в СССР. С. 316. Цифры о числе расстрелянных почти совпадают с данными А. Рогинского — 1,1 млн. человек. См.: Мемориал. 30 октября. М., 1995. С. 2. .

К первым были отнесены: измена Родине, 2) шпионаж, 3) террористический акт, 4) террористический акт против представителя иностранного государства, 5) диверсия, 6) вредительство, 7) антисоветская пропаганда и агитация, 8) пропаганда войны, 9) организационная деятельность, направленная к совершению особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации, 10) особо опасные государственные преступления против другого государства трудящихся.

Законом РСФСР от 25 июля 1962 г. глава УК РСФСР 1960 г. об ответственности за государственные преступления была дополнена ст. 77 1 (действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений), ст. 88 1 (недонесение о государственных преступлениях) и ст. 88 2 (укрывательство государственных преступлений).

При общей либерализации ответственности за государственные преступления (сокращение перечня особо опасных, снижение наказания за их совершение и некоторые другие послабления по сравнению с предыдущим законодательством) и Закон об уголовной ответственности за государственные преступления, и УК РСФСР 1960 г. сохраняли прежний подход к определению круга государственных преступлений. Особенно это относилось к иным государственным преступлениям. Фактически таковыми можно считать лишь некоторые из них (нарушение национального и расового равноправия; разглашение государственной тайны; утрата документов, содержащих государственную тайну; в определенной мере недонесение о государственных преступлениях и укрывательство государственных преступлений). Все остальные посягают на иные объекты и по своей юридической природе представляют хозяйственно- экономические преступления, преступления против общественной безопасности, транспортные преступления, преступления против правосудия, против порядка управления.

Понятно, что в пору перестройки и демократического обновления общества такой уголовно-правовой запрет должен был быть отменен, так как вступал в резкое противоречие с гласностью, развитием демократии, идеей построения правового государства. Вот почему законодатель вместо указанной расплывчатой формулировки сформулировал совсем иной состав — публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя. В соответствии с этим основанием уголовной ответственности выступают уже не политические или иные взгляды людей, вкусы и интересы читателей, а конкретное общественно опасное действие, запрещенное уголовным законом. Кстати сказать, действия, направленные к насильственному изменению конституционного строя и захвату власти, строго наказываются в развитых демократических государствах (в том числе Франции, ФРГ, США).

Читайте также: