В каком году впервые был сформулирован принцип законности напишите только число например 2015

Обновлено: 02.07.2024

В этой связи можно выделить два типа аспектов:
1. Внутренние отражают функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности. К их числу относятся определения законности как принципа, как метода государственного руководства, как режима, как состояния.

2. Внешние определяют место и роль законности в системе ценностей, которые используются для познания и объяснения окружающей действительности.
На наш взгляд, к внешним аспектам, определяющим сущность и содержание данного понятия, можно отнести следующие: социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический и юридический.

Социально-экономический аспект определяет объективную природу законности, формирует условия и предпосылки ее становления и развития как самостоятельного явления политико-правовой действительности, исключает возможность субъективно-идеалистического истолкования идеи и принципов законности. Он как бы материализует идею законности на практике.

Исследование политико-идеологического аспекта имеет принципиальное значение для понимания законности как закономерности общественного развития. Он обусловливает мировоззренческую основу теории законности. В качестве примера можно привести диаметрально противоположную оценку, данную различными учеными-юристами, событиям августа – сентября 1991 г. и октября 1993 г.

Исходя из этой посылки, можно дать следующее определение. Законность – обусловленная закономерностями общественного развития политико-правовая форма, обеспечивающая процесс движения общества к состоянию правомерности путем разрешения противоречий между политико-экономической целесообразностью и ценностями права, выраженными в действующем законодательстве.

Духовные устои народа всегда имели непреходящее значение. Не является исключением и современное состояние правовой мысли. В этом плане законность – одна из универсальных категорий теории государства и права, которая способна аккумулировать в своем содержании социально-экономические, политико-идеологические, нравственные и собственно юридические ценности посредством реализации идеи справедливости.
Одним из условий претворения в жизнь идеи справедливости, заключенной в содержании законности, выступает категория долга как следствие проявления определенного уровня правового сознания, выраженного в действующем законодательстве в виде юридической обязанности, что способствует формированию системы требований, предъявляемых обществом к поведению своих граждан в интересах их же собственного благополучия.
Таким образом, с нравственной точки зрения законность – юридическая форма выражения идеи справедливости путем формирования у индивида потребности строгого следования предписаниям права.

С учетом изложенного можно дать краткую характеристику собственно юридического содержания проблемы законности, которая, как правило, начинается с анализа правовых предпосылок и условий зарождения и развития данного политико-правового явления. К ним можно отнести следующие:
1. Наличие государствообразующих органов, выполняющих право-творческую и правоохранительную функции.

2. Действующая система правовых предписаний, отражающих закономерности развития общества, направленная на упорядочение общественных отношений и обеспечение соответствующего состояния правопорядка.

3. Достижение обществом определенного уровня правовой культуры и правосознания, позволяющего ставить задачу по формированию идеи законности и претворению ее в жизнь.
Главное в любой теоретической конструкции – определение сущности исследуемого явления. В нашем случае мы исходим из предпосылки, что сущностью законности является требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми участниками правовых отношений.

Но здесь возникает проблема: как толковать и осуществлять данную правовую установку.
На наш взгляд, ее нельзя понимать буквально, так как это приведет к отождествлению понятий законности и реализации права. В данном случае указанное выше системообразующее требование выражает движение к цели – достижение законопослушания со стороны всех субъектов общественных отношений. Поэтому законность характеризует не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например формирование правового государства и гражданского общества.

2. Системообразующее требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, выражающее цели и потребности государственного и общественного развития.

3. Цель – формирование правового государства и движение к состоянию правомерности. Она достигается в процессе реализации требования точного соблюдения действующего законодательства.

4. Нормативная основа законности – право, без которого она немыслима.

5. Мотивационная деятельность человека в пределах концепции законности. Данный элемент является связующим звеном во всей теоретической конструкции. Именно посредством целенаправленного поведения субъектов общественных отношений происходит материализация идей законности.

6. Средства, способы, приемы претворения в жизнь идей и принципов законности.

На основе всех этих элементов можно сформулировать существенные признаки законности:
• Причинно-следственная обусловленность законности политико-правовыми процессами, происходящими в обществе и государстве.

• Всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения.

• Объективный характер законности.

• Эффективное пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправные деяния.

• Осуществление государственных функций по охране законности в соответствии с предписаниями действующего законодательства.

Исходя из этого законность можно определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений.

В качестве самостоятельного элемента законности выступает требование точного и неуклонного соблюдения действующего законодательства. Именно нормативные правовые акты фиксируют круг субъектов законности, а также вид и меру наказания на основании квалифицирующих признаков совершенного правонарушения. Субъектам принадлежит еще одна функция – определять пределы действия законности.

Что касается вопроса о том, что считать нарушением законности, то, как нам представляется, здесь следует согласиться с мнением Н.В. Вит-рука, который полагает, что не всякое нарушение закона есть нарушение законности. Но аргументация авторской позиции основана не на особенностях субъектов законности, а на логико-семантической интерпретации категории законности.

В качестве подтверждения сделанных выводов относительно содержания понятия законности могут быть использованы ее принципы. Принципы – это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов. Они обусловлены закономерностями общественного развития.
С этой точки зрения принципы законности опосредованно регулируют социальные отношения и выражают устоявшиеся в обществе взгляды на содержание нормативно-правовых актов, а следовательно, на необходимость их строгого соблюдения и исполнения всеми участниками правовых отношений.

В юридической литературе приводится различное количество принципов законности. На наш взгляд, наиболее адекватно отражают суть рассматриваемого явления следующие:

• гарантированность основных прав и свобод граждан;

• неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;

• недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

• взаимосвязь законности и культурности.

Для претворения в жизнь принципа единой законности в стране должны сложиться соответствующие социально-экономические и политико-юридические предпосылки. Наиболее важными из них являются такие, как надлежащие материальные условия, которые бы значительно улучшили жизненный уровень населения Российской Федерации, авторитетная легитимная государственная власть, реализующая в своей деятельности идеи и принципы законности, динамичная политическая и правовая системы общества. Именно степень общности этих условий и институтов определяет единство законности и ее эффективность.

Содержание данного принципа составляет также всеобщность и общеобязательность требований соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми субъектами правовых отношений, единообразное толкование юридических критериев оценки поведения субъектов и их равенства перед законом.

Значение принципа единства законности состоит в выравнивании правового регулирования социальных отношений независимо от видов нормативно-правовых актов, участников правоотношений и характера объектов воздействия. Фактически речь идет о стремлении достичь равенства в субъектно-объектном и пространственно-временном измерениях. От успешного претворения его в жизнь зависит реальное состояние законности.

Гарантированность основных прав и свобод человека – один из важнейших принципов не только законности, но и Права. Его роль в решении задачи по повышению уровня законности обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией в повседневной действительности. Кроме того, надо принимать во внимание и то обстоятельство, что эта сфера отношений является предметом политической и идеологической борьбы как внутри страны, так и на международной арене.
Социальную основу этого принципа составляет идея всеобщей защиты индивида и необходимости обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей. На теоретико-эмпирическом уровне задача состоит в том, чтобы найти разумное сочетание частных и публичных интересов во взаимоотношениях типа: человек – общество – гражданин – государство; определить пределы их правового регулирования. При этом важно учитывать весь спектр вопросов – национальных, демографических, экономических, политико-идеологических и собственно юридических.

Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение подчеркивает юридическую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных институтов по обеспечению правопорядка в стране. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватно содеянному наказание. Причем государство применяет меры принуждения и строго индивидуальном порядке на основании фактических доказательств и сообразно действующему законодательству, решая при этом и воспитательные задачи.

Существенное значение для понимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления. А для участников отношений в соответствии с нормами права предоставляет возможность принять наиболее целесообразное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона.
Для такого утверждения существуют конкретные предпосылки: динамизм развития социальных процессов опережает их законодательное упорядочение; наличие пробелов в праве; коллизионность норм права; не всегда отвечающий требованиям времени профессионализм работников правоохранительных органов; политическая нестабильность в стране и др.

Нравственная природа законности наиболее концентрированное выражение находит в ее взаимосвязи с культурой. Законность не может ни развиваться, ни функционировать без опоры на достижения в духовной сфере. Общая и правовая культура – это морально-этическая основа законности. Но и законность, в свою очередь, является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.

Это означает, что преступлением признается лишь такое деяние, которое получило отражение в нормах УК, закреплено в виде статьи Особенной части. Все иные деяния, сколько бы общественно опасны они ни были, но не будучи включенными в УК, не могут признаваться преступлениями. Названное положение, которое служит одним из аспектов реализации принципа законности, означает далее, что наказания, как и другие последствия совершения общественно опасного деяния, также должны быть предусмотрены только Уголовным законом. Этот вопрос в УК разрешен ст.44, содержащей исчерпывающий перечень наказаний, подлежащих применению судом. Никто не может применить иное наказание, нежели то которое предусмотрено в законодательном перечне.

Наряду с конкретными видами наказания в УК включены принудительные меры медицинского характера (гл.15), применение которых составляет последствие общественно опасного деяния или преступления. В главе 15 Общей части УК указанны не только разновидности принудительных мер, но и порядок их исполнения, а также основания и условия их назначения. Никакой государственный орган не в праве применить иные принудительные меры или изменить условия их применения в противоречии с УК. Принцип законности реализуется и в обязательном (императивном) порядке толкования уголовного закона[4].

Официальное разъяснение уголовного закона может давать только орган, уполномоченный его принимать. В современных условиях это Государственная Дума Федерального собрания. В этом плане принцип законности обеспечивает единообразное понимание уголовно-правовых норм и не позволяет создавать их иным правоприменительным органам. Так, постановлением пленумов Верховного суда РФ не могут порождать правовых норм и не должны положенного им судебного, но не легального толкования уголовного закона. Если все же это происходит (что, к сожалению, бывает), следователь, дознаватель, другой правоприменитель имеет полное право, исходя из принципов законности, не руководствоваться такими разъяснениями в своей практической деятельности.




Безусловно, такая трактовка явно противоречит понятию соучастия, донного законодателем в ст.32 Уголовного кодекса, из которой следует, что соучастники могут быть лишь лица- субъекты преступления. Следовательно, с достаточно обоснованными аргументами я могу сказать что: Широко толкуя признак соучастия правоприменитель (в данном случае судебная инстанция государства) вышла за предназначенные ей рамки, сопрягая уголовно правовую функцию соучастия с широким пониманием группы в социологии.

Такое положение, несомненно, противоречит принципу законности и не должно быть допустимо, за исключением тех случаев, когда закон диктует необходимость относительно широко, но всё же в определенных рамках толковать правовую норму. Это относится к оценочным признакам уголовного закона и к ч.2 ст.61 УК РФ, которая предлагает правоприменителю достаточно широкие возможности правоприменения. Конкретным проявлениям принципа законности являются институты освобождения от уголовной ответственности и наказания. Правоприменитель не может создавать других условий для освобождения, кроме тех, которые указаны в законе.

Помимо этого в статье 15 Конституции РФ сформулировано также положение, которое нашло отражение в ч.2 ст.1 УК РФ: в случае противоречия российского уголовного закона общепризнанным нормам международного права приоритет отдается последним. Это важное требование принципа законности способствует максимальному сближению различных правовых систем и позволяет России еще глубже интегрироваться в мировой социально- экономический процесс, соединяет государства и дает возможность разрешать возникающие конфликты и противоречия мирным путём. Наконец, очень важен для реализации принципа законности запрет аналогии. Аналогия в данном случае означает наказуемость деяния, не предусмотренного в уголовном кодексе.

Согласно норме статьи 381 УК в военное время или в боевой обстановке может действовать не Уголовный кодекс, а иное законодательство - законодательство военного времени. Исключения из общего принципа законности вовсе не колеблют его универсальный статус. Более того – подчеркивают незыблемость принятых законоустановлений, верность принципам международного общежития и стремление государства максимально обезопасить своих граждан от преступных посягательств с учетом соответствующей обстановке совершения противоправных деяний.


2.2 Принцип равенства граждан перед законом

Внесение сюда других обстоятельств, определенным образом характеризующих гражданина, означает, что в формулировке закона нельзя предусмотреть все возможные положения, все многообразие случаев, которые не следует учитывать как препятствия равенству граждан по отношению к закону. Если субъект характеризуется чем-то еще, что не вошло в перечень ст.4 УК РФ, то такие данные также нужно расценивать в качестве подобных, и они не могут служить препятствием реализации закрепленного принципа. Кроме того, равенство граждан перед законом требует, чтобы все лица привлекались к уголовной ответственности в том случае, если будет доказано, что они совершили преступление.

При этом никто не может быть осужден только за то, что принадлежит к какой – либо расе или исповедует ту или иную религию. Более того, уголовный кодекс устанавливает ответственность за отдельные отступления от принципа равенства перед законом. Так, в ст.136 УК РФ предусмотрено привлечение виновных в нарушении равноправия граждан в зависимости от пола, расы и т.д. Нарушение равноправия граждан, основывающиеся на их национальной, расовой или религиозной принадлежности влечет ответственность по ст.282 УК, нарушение прав граждан на свободу совести и вероисповеданий – по ст.148 УК РФ. Принцип равенства граждан перед законом означает вместе с тем, что никто, признанный виновным в совершении преступления, не может быть освобожден от уголовной ответственности только лишь на основании занимаемого положения, принадлежности к расе, национальности и т.п. Такое освобождение возможно лишь по основаниям, указанным в законе[6].

Причем эти основания освобождения от уголовной ответственности также равнозначны для всех категорий граждан. Равенство граждан перед законом не следует понимать как элементарную уравнивалку. Равенство граждан перед законом означает лишь то, что субъект, совершивший преступление кто бы он ни был и как бы он ни характеризовался, какое бы положение ни занимал и к какой бы партии ни принадлежал, обязан понести ответственность. Что касается объема самой ответственности, т.е. размера и вида наказания, назначаемого судом, то в этом случае правоприменитель исходит из других принципов – принципа справедливости и принципа гуманизма. При этом учитываются различные обстоятельства как объективного свойства – почему субъект совершил преступление, так и субъективного – какова его психика. Принцип равенства граждан перед законом базируется на так называемом юридическом равенстве, которое предлагает необходимость обеспечения равной для всех граждан, независимо ни от каких обстоятельств, обязанности нести уголовную ответственность.

Такое юридическое равенство обеспечивается главным образом тем обстоятельством, что законом признается в качестве единственного основания привлечения к уголовной ответственности наличие в совершенном деянии состава преступления (ст.8 УК РФ). Совокупность признаков состава преступления, конкретизированных в законе, выступает тем единым знаменателем, который обеспечивает практическую реализацию данного законодательного принципа. Особенная часть уголовного закона предусматривает в ряде случаев повышенную уголовную ответственность так называемого специального субъекта преступления. Например, должностные лица несут более строгую ответственность за аналогичные преступления, чем иные граждане.

Иллюстрацией ст.188 УК РФ, где устанавливающая уголовную ответственность за контрабанду. Первая часть данной статьи, предусматривающая простой состав, устанавливает в качестве наказания лишение свободы на срок до пяти лет, а третья часть статьи, где квалифицирующим обстоятельством названо совершение контрабанды должностным лицом, определяет наказание лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с возможной конфискацией имущества. Повышенная ответственность должностных лиц, других специальных субъектов не нарушает принципа равенства граждан перед законом. Напротив, это ещё в большей мере иллюстрирует справедливость данного принципа. Должностным лицам предоставлены большие права, нежели другим гражданам.

Первое исключение заключается в применении пожизненного лишения свободы и смертной казни к женщинам без различия возраста, к мужчинам в возрасте до 18 лет, а также перешедшими возрастной порог в 65 лет. Это исключение закреплено соответственно в ч.2 ст.57 УК и ч.2 ст.59 УК РФ. Второе исключение содержится в нормах ст.60 УК РФ. Исключение статьи 60 УК РФ покоится на иных основаниях, нежели положения первого исключения из анализируемого принципа. В данном случае я говорю о том что, во-первых, об учете негативной криминальной заряженности лица, с учетом которой наказание должно быть назначено максимально строгое, даба обезопасить общество от криминального влияния такого субъекта и, и во- вторых, о необходимости, принимать во внимание позитивны социальные характеристики субъекта преступления, а также его психофизиологические особенности, спровоцировавшие во многом криминальную разрядку.

В этой связи можно выделить два типа аспектов:
1. Внутренние отражают функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности. К их числу относятся определения законности как принципа, как метода государственного руководства, как режима, как состояния.

2. Внешние определяют место и роль законности в системе ценностей, которые используются для познания и объяснения окружающей действительности.
На наш взгляд, к внешним аспектам, определяющим сущность и содержание данного понятия, можно отнести следующие: социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический и юридический.

Социально-экономический аспект определяет объективную природу законности, формирует условия и предпосылки ее становления и развития как самостоятельного явления политико-правовой действительности, исключает возможность субъективно-идеалистического истолкования идеи и принципов законности. Он как бы материализует идею законности на практике.

Исследование политико-идеологического аспекта имеет принципиальное значение для понимания законности как закономерности общественного развития. Он обусловливает мировоззренческую основу теории законности. В качестве примера можно привести диаметрально противоположную оценку, данную различными учеными-юристами, событиям августа – сентября 1991 г. и октября 1993 г.

Исходя из этой посылки, можно дать следующее определение. Законность – обусловленная закономерностями общественного развития политико-правовая форма, обеспечивающая процесс движения общества к состоянию правомерности путем разрешения противоречий между политико-экономической целесообразностью и ценностями права, выраженными в действующем законодательстве.

Духовные устои народа всегда имели непреходящее значение. Не является исключением и современное состояние правовой мысли. В этом плане законность – одна из универсальных категорий теории государства и права, которая способна аккумулировать в своем содержании социально-экономические, политико-идеологические, нравственные и собственно юридические ценности посредством реализации идеи справедливости.
Одним из условий претворения в жизнь идеи справедливости, заключенной в содержании законности, выступает категория долга как следствие проявления определенного уровня правового сознания, выраженного в действующем законодательстве в виде юридической обязанности, что способствует формированию системы требований, предъявляемых обществом к поведению своих граждан в интересах их же собственного благополучия.
Таким образом, с нравственной точки зрения законность – юридическая форма выражения идеи справедливости путем формирования у индивида потребности строгого следования предписаниям права.

С учетом изложенного можно дать краткую характеристику собственно юридического содержания проблемы законности, которая, как правило, начинается с анализа правовых предпосылок и условий зарождения и развития данного политико-правового явления. К ним можно отнести следующие:
1. Наличие государствообразующих органов, выполняющих право-творческую и правоохранительную функции.

2. Действующая система правовых предписаний, отражающих закономерности развития общества, направленная на упорядочение общественных отношений и обеспечение соответствующего состояния правопорядка.

3. Достижение обществом определенного уровня правовой культуры и правосознания, позволяющего ставить задачу по формированию идеи законности и претворению ее в жизнь.
Главное в любой теоретической конструкции – определение сущности исследуемого явления. В нашем случае мы исходим из предпосылки, что сущностью законности является требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми участниками правовых отношений.

Но здесь возникает проблема: как толковать и осуществлять данную правовую установку.
На наш взгляд, ее нельзя понимать буквально, так как это приведет к отождествлению понятий законности и реализации права. В данном случае указанное выше системообразующее требование выражает движение к цели – достижение законопослушания со стороны всех субъектов общественных отношений. Поэтому законность характеризует не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например формирование правового государства и гражданского общества.

2. Системообразующее требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, выражающее цели и потребности государственного и общественного развития.

3. Цель – формирование правового государства и движение к состоянию правомерности. Она достигается в процессе реализации требования точного соблюдения действующего законодательства.

4. Нормативная основа законности – право, без которого она немыслима.

5. Мотивационная деятельность человека в пределах концепции законности. Данный элемент является связующим звеном во всей теоретической конструкции. Именно посредством целенаправленного поведения субъектов общественных отношений происходит материализация идей законности.

6. Средства, способы, приемы претворения в жизнь идей и принципов законности.

На основе всех этих элементов можно сформулировать существенные признаки законности:
• Причинно-следственная обусловленность законности политико-правовыми процессами, происходящими в обществе и государстве.

• Всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения.

• Объективный характер законности.

• Эффективное пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправные деяния.

• Осуществление государственных функций по охране законности в соответствии с предписаниями действующего законодательства.

Исходя из этого законность можно определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений.

В качестве самостоятельного элемента законности выступает требование точного и неуклонного соблюдения действующего законодательства. Именно нормативные правовые акты фиксируют круг субъектов законности, а также вид и меру наказания на основании квалифицирующих признаков совершенного правонарушения. Субъектам принадлежит еще одна функция – определять пределы действия законности.

Что касается вопроса о том, что считать нарушением законности, то, как нам представляется, здесь следует согласиться с мнением Н.В. Вит-рука, который полагает, что не всякое нарушение закона есть нарушение законности. Но аргументация авторской позиции основана не на особенностях субъектов законности, а на логико-семантической интерпретации категории законности.

В качестве подтверждения сделанных выводов относительно содержания понятия законности могут быть использованы ее принципы. Принципы – это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов. Они обусловлены закономерностями общественного развития.
С этой точки зрения принципы законности опосредованно регулируют социальные отношения и выражают устоявшиеся в обществе взгляды на содержание нормативно-правовых актов, а следовательно, на необходимость их строгого соблюдения и исполнения всеми участниками правовых отношений.

В юридической литературе приводится различное количество принципов законности. На наш взгляд, наиболее адекватно отражают суть рассматриваемого явления следующие:

• гарантированность основных прав и свобод граждан;

• неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;

• недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

• взаимосвязь законности и культурности.

Для претворения в жизнь принципа единой законности в стране должны сложиться соответствующие социально-экономические и политико-юридические предпосылки. Наиболее важными из них являются такие, как надлежащие материальные условия, которые бы значительно улучшили жизненный уровень населения Российской Федерации, авторитетная легитимная государственная власть, реализующая в своей деятельности идеи и принципы законности, динамичная политическая и правовая системы общества. Именно степень общности этих условий и институтов определяет единство законности и ее эффективность.

Содержание данного принципа составляет также всеобщность и общеобязательность требований соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми субъектами правовых отношений, единообразное толкование юридических критериев оценки поведения субъектов и их равенства перед законом.

Значение принципа единства законности состоит в выравнивании правового регулирования социальных отношений независимо от видов нормативно-правовых актов, участников правоотношений и характера объектов воздействия. Фактически речь идет о стремлении достичь равенства в субъектно-объектном и пространственно-временном измерениях. От успешного претворения его в жизнь зависит реальное состояние законности.

Гарантированность основных прав и свобод человека – один из важнейших принципов не только законности, но и Права. Его роль в решении задачи по повышению уровня законности обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией в повседневной действительности. Кроме того, надо принимать во внимание и то обстоятельство, что эта сфера отношений является предметом политической и идеологической борьбы как внутри страны, так и на международной арене.
Социальную основу этого принципа составляет идея всеобщей защиты индивида и необходимости обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей. На теоретико-эмпирическом уровне задача состоит в том, чтобы найти разумное сочетание частных и публичных интересов во взаимоотношениях типа: человек – общество – гражданин – государство; определить пределы их правового регулирования. При этом важно учитывать весь спектр вопросов – национальных, демографических, экономических, политико-идеологических и собственно юридических.

Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение подчеркивает юридическую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных институтов по обеспечению правопорядка в стране. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватно содеянному наказание. Причем государство применяет меры принуждения и строго индивидуальном порядке на основании фактических доказательств и сообразно действующему законодательству, решая при этом и воспитательные задачи.

Существенное значение для понимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления. А для участников отношений в соответствии с нормами права предоставляет возможность принять наиболее целесообразное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона.
Для такого утверждения существуют конкретные предпосылки: динамизм развития социальных процессов опережает их законодательное упорядочение; наличие пробелов в праве; коллизионность норм права; не всегда отвечающий требованиям времени профессионализм работников правоохранительных органов; политическая нестабильность в стране и др.

Нравственная природа законности наиболее концентрированное выражение находит в ее взаимосвязи с культурой. Законность не может ни развиваться, ни функционировать без опоры на достижения в духовной сфере. Общая и правовая культура – это морально-этическая основа законности. Но и законность, в свою очередь, является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.

означает, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ, а применение уголовного закона по аналогии не допускается (ст. 3 УК РФ).

уголовно-правовой принцип, в соответствии с которым преступность и наказуемость деяния, иные уголовно-правовые последствия определяются только уголовным законом. Не допускается применение уголовного закона по аналогии.

один из основополагающих принципов уголовного законодательства в РФ (ст. 3 УК РФ). В соответствии с этим принципом: 1) преступность деяния, а т.ж. его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ; 2) применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Найдено схем по теме — 9

Найдено научных статей по теме — 15

Законность как конституционный принцип

Излагаются подходы к определению содержания принципа конституционной законности. Рассматривается роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении конституционной законности.

Понятие и содержание принципа законности

В статье автором раскрывается понятие и содержание принципа законности. Рассматриваются материально-правовые и процессуальные аспекты законности в современном праве.

Понятие и содержание принципа законности

В статье автором раскрывается понятие и содержание принципа законности. Рассматриваются материально-правовые и процессуальные аспекты законности в современном праве.

Принцип законности в науке гражданского процесса

Общеправовой принцип законности: понятие и сущность

В статье автором раскрывается понятие и сущность одного из важнейших общеправовых принципов - принципа законности.

Принцип конституционной законности и его реализация

Конституционная законность является важнейшим принципом правовой системы России, закрепляемым в Конституции Российской Федерации.

Принцип законности в гражданском процессуальном праве

На основе совершенных достижений юридической науки российские и зарубежные правоведы рассматривают принципы права, отражающие достижения правовой мысли, закономерности развития общества, имеющие значение для обеспечения прав челов

Принцип законности и правомерности в гражданском обществе

Принцип законности в контексте правового ограничения власти

Оценивается роль принципа законности в установлении пределов государственной власти. Легитимность власти связывается с правовым характером государства.

К вопросу о принципе законности в административном процессе

В статье речь идет о принципе законности как одном из главных принципов в административно-правовом регулировании.

О ПРИНЦИПАХ ЗАКОННОСТИ И РАВЕНСТВА ОСУЖДЕННЫХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ

правовое положение лиц, отбывающих наказание, основывается на конституционном статусе граждан России, поэтому и ограничения прав осужденных должны устанавливаться законом.

Конфискация имущества в свете принципов законности и гуманизма

Нормативное определение принципа законности необходимо уточнить

В статье предпринята попытка рассмотрения аналогии в истории российского уголовного законодательства как одного из способов преодоления пробелов.

Законность — основной принцип конституционного судопроизводства

Уголовный кодекс Франции как Гарант соблюдения принципа законности

В настоящей статье анализируются положения Уголовного Кодекса Франции, который был принят в 1992 г. и действует с 1994 г.

Найдено книг по теме — 2

Похожие термины:

Принципы законности

это исходные начала, императивные требования, лежащие в основе реализации юридических правил поведения, обусловленных процессами формирования и функционирования правовой системы. Выделяют след

Законность (принцип)

это требование точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов, иных нормативно-правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, негосударственными организациями и гр

ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

закреплен во всеобщей декларации прав человека. Принцип строгого и точного соблюдения законов, как осужденными, так и должностными лицами органов и учреждений, исполняющими наказания. Верховенст

Правопорядок - установленный в обществе порядок отношений, урегулированных нормами права, и основанный на их точном соблюдении, на принципах законности. Правопорядок охраняется государством.

Законность:

  • 1) точное и неуклонное исполнение законом; по Конституциям России и Татарстана является принципом государственной деятельности и одной из основных обязанностей граждан;
  • 2) режим, при котором закон господствует в любой общественно-значимой деятельности; законность - непременный элемент демократии.

Законность в России и Татарстане обязаны соблюдать все без исключения граждане, должностные лица, государственные и общественные организации. Высший надзор за законностью осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры субъектов федерации, в их числе прокурор Республики Татарстан, а также городов и районов.

Ни одно развитое общество не может существовать без твердого исполнения законов. Что толку для общества, если законы не будут исполняться? Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) по этому поводу очень метко заметил: "Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались". Точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми без исключения лицами называется законностью.

Законность похожа на плотину, которая сдерживает от произвола и беззакония. Древнегреческий философ Гераклит (конец 6 и начало 5 в. до н.э.) отмечал: "Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену". Стоит появиться маленькой трещине, через которую это беззаконие промоет себе путь, как погибнет вся плотина, она пойдет новыми трещинами, и ее снесет мощный поток. Законность прочна, пока в ней нет трещин и отверстий. Много веков назад французский король Франциск I произнес слова, которые стали ныне уже ныне знаменитыми: "Fiat justitia et pereat mundus!" Перевод звучит на первый взгляд странно: "Пусть торжествует правосудие, даже если погибнет мир!" Для чего торжествовать правосудию, если погиб мир? Дня кого тогда торжествовать? Эти слова, на наш взгляд, надо понимать так: если будет торжествовать правосудие и закон, то мир, наоборот, не погибнет.

Самая высокая благородная цель не может достигаться незаконными средствами.

Древнегреческий философ Сократ (470/469—399 гг. до н.э.) преподал нам урок абсолютного совпадения провозглашаемых принципов и их практического воплощения.

. На склоне лет Сократ был обвинен в безбожии (отрицании богов Олимпа, самого Зевса). На суде он вел себя независимо и с достоинством. Афинский суд приговорил философа к смертной казни. Его друг Критон накануне казни посетил его в тюрьме и предложил ему бежать, так как осудил его несправедливо. Но Сократ, мудрый и правдивый человек считал, что это было бы бесчестно: лучше подчиниться чужой несправедливости, чем совершать ее самому. И о ответил: ". Если бы, чуть только собрались мы отсюда удрать. вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: ''Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пытаешься совершить, погубить . Законы и все Государство? Или, по-твоему, еще может стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, но по воле частных лиц становятся недействительными и отменяются?" Сократ отказался от побега. Позднее приговор в отношении Сократа был признан неправильным. Но было уже поздно.

Может быть, Сократ не любил жизнь? Нет! Накануне казни попросил сидящего здесь же какого-то музыкант научить его играть на лире одну песню. Тот спросил недоуменно: "К чему, раз ты все равно умрешь?" Сократ ответил: "Чтобы знать ее перед смертью".

Смерть Сократа была свидетельством не тупого законопослушания, а стала одной из форм борьбы за справедливость Сбежать и тем превратить приговор в ничто, сделать его недействительным. Это средство низкое и недостойно человека, значит, им нельзя и пользоваться. Достигнуть высокой цели можно лишь правыми средствами.

На законность опирается существующий правопорядок.

Правопорядок - состояние упорядоченности отношений в обществе, урегулированных нравом, когда законы действуют, механизм правового регулирования функционирует без сбоев. Правопорядок - результат осуществления законности, претворения в жизнь требования неукоснительного соблюдения и исполнения юридических норм всеми субъектами права (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Правопорядок существует там, где реально, практически осуществляется режим законности. Правопорядок - результат действия законности, он выражает степень осуществления ее требований.

Законность, как явление правовой жизни, основывается на определенных принципах.

Законность - точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами правоотношений.

Основные принципы законности:

  • верховенство закона, т. е. соответствие всех нормативных актов Конституции и законам (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации);
  • единство законности на территории государства, единообразное понимание и применение законов на всей территории государства;
  • равенство граждан перед законом, проявляющееся в равенстве общего конституционною правового статуса гражданина - совокупности его конституционных прав, свобод и обязанностей (ч. 1 ст. 6 и ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Средства, при помощи которых обеспечивается полное и последовательное проведение в жизнь требований законности, Называются гарантиями законности (и, соответственно, правопорядка). Гарантии можно разделить на экономические, политические, духовные и специально-юридические. Многие гарантии указаны в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Читайте также: