В каком году российская федерация подписала болонскую декларацию

Обновлено: 02.07.2024

Болонским принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Инициаторами Болонского процесса выступили в 1998 году министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании. Инициатива была поддержана другими странами, и в июне 1999 года министрами образования 29 европейских стран была подписана декларация "Зона европейского высшего образования", иначе Болонская декларация. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В настоящее время Болонский процесс объединяет 45 стран.

Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять всё лучшее, что есть у партнёров, за счёт повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т. д., в результате чего единая Европа приобретёт большую привлекательность на мировом "образовательном рынке".

Для обеспечения "гармонизации", в свою очередь, системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счёт широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчёту систем образовательных кредитов (зачётных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимного признания академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т. д.

Цели процесса:

· построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства,

· формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы,

· повышение престижности в мире европейской высшей школы,

· обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние,

· достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования,

· повышение качества образования,

· повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в рамках которых университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Российская Федерация в Болонском процессе

В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ В. М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Болонский процесс позволит увеличить мобильность студентов и преподавателей, предоставляя возможность во время обучения менять страну и университет для пополнения своих знаний. Российская высшая школа выгодно отличается фундаментальным характером образовательных программ. Для того, чтобы использовать это преимущество и привлекать студентов из других стран, необходимо участвовать в построении общеевропейской системы.

Перед высшими учебными заведениями России, готовыми реализовать принципы Болонской декларации, стояли следующие задачи:

· во-первых, проведение глубокого анализа собственных образовательных программ с точки зрения их гибкости, совместимости с европейским рынком труда, сопоставимости осваиваемых умений и навыков и присваиваемых квалификаций;

· во-вторых, создание максимальных возможностей для свободной мобильности студентов преподавателей и выпускников, что предполагает и более углубленное изучение иностранных языков;

· в-третьих, университеты должны разработать однородную структуру образовательных программ и дисциплин, а также ввести накопительную систему трудоёмкости зачётных единиц, основанную на ECTS (European Credit Transfer System), и договориться о принципах признания зачётных единиц, полученных в другом вузе.

Также предстоит обеспечить реализацию многих программ не только на национальных, но и на основных мировых языках. Выбор вузами специальностей и квалификаций должен быть ориентирован на их дальнейшее эффективное использование на рынке труда не только России, но и всей Европе.

За последние годы значительно расширилось количество вузов, использующих модульно-рейтинговую систему организации учебного процесса на основе зачётных единиц трудоёмкости учебных дисциплин, разработана методика расчёта зачётных единиц с учётом российской системы образования. Она непростая - это не только замена количества часов на зачётные единицы, это ещё и другая, асинхронная или нелинейная организация учебного процесса, когда студент сам по определённым правилам выстраивает траекторию набираемых курсов и, соответственно, зачётных единиц на каждую дисциплину.

Также в настоящее время Минобрнауки РФ рассматривает вопрос о внедрении в перспективе приложения к диплому (Diploma Supplement) на всей территории Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", дата введения двухуровневой системы образования в России повсеместно - 1 сентября 2009 года. Сегодняшнюю пятилетнюю систему подготовки специалистов сменяют два уровня образования - бакалавриат (четыре года обучения) и магистратура (два года). На первом уровне высшее учебное заведение обеспечивает базовую подготовку, достаточную для практической деятельности. Магистратура - это углубленное и специализированное обучение с ориентацией на научно-исследовательскую и преподавательскую работу. Причём уже бакалавриат даёт законченное высшее образование. Предполагается, что выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на должности, для которых предусмотрено законченное высшее образование.

Модернизация высшего профессионального образования в направлении Болонского процесса проходила быстрыми темпами.


Единое учебное пространство

Под Болонским процессом принято понимать стандартизацию образовательных программ в европейских странах. Официально он начался 19 июня 1999 года, когда представители министерств образования 29 государств подписали Болонскую декларацию, объявлявшую о создании Зоны европейского высшего образования.

В рамках соглашения страны должны были принять ряд серьезных структурных изменений национальных систем образования. Перейти к трехступенчатой концепции получения степеней (бакалавриат–магистратура–докторантура), в обязательном порядке указывать учебные дисциплины в приложении к диплому, разработанному ЮНЕСКО, ввести общепонятные квалификации и единые зачетные единицы — ECTS (European Credit Transfer System).

Студенты на экзамене

Студенты на экзамене

За счет накопительной системы ECTS осуществляется важнейшая цель Болонского процесса — повышение академической мобильности студентов. Так как учебные предметы и программы в вузах разных странах стали сопоставимы, учащиеся получили возможность проводить каждый семестр в другом университете. Пройденные дисциплины при переходе просто перезачитывались.

Замминистра науки и высшего образования Марина Боровская — о разделении министерств, перспективах возвращения распределительной системы и чтении эмоджи

Для Европы это одновременно привело и к культурному обмену, и, главное, к повышению конкурентоспособности самого европейского рынка образовательных услуг на фоне лидеров в этой области — США и Австралии.

Еще одним важным направлением развития новой системы образования стал акцент на повышение ее гибкости. Студенту позволили самостоятельно моделировать учебный процесс, выбирая интересные для себя дисциплины.

Постепенно к Болонскому процессу присоединялось все больше стран. В 2003 году среди них оказалась и Россия. Несмотря на то, что с этого момента прошло уже более 15 лет, однозначной оценки этого решения у экспертов нет до сих пор.

Первые опыты

Чаще всего Болонский процесс в России связывают исключительно с двухуровневой системой обучения, которая вытеснила существовавшую с советских времен модель. Переход закрепил в качестве стандарта формы бакалавриата и магистратуры, но неформально такая практика существовала и раньше.

Абитуриент во время подачи документов в приемную комиссию Российского государственного гуманитарного университета

Абитуриент во время подачи документов в приемную комиссию Российского государственного гуманитарного университета

Впервые двухступенчатая структура образования стала применяться в России еще в начале 1990-х годов. Закон об образовании 1992 года сделал возможным существование одновременно и традиционного специалитета, то есть программ с длительным сроком обучения, и бакалавриата с магистратурой.

Появившийся бакалавриат взял на себя именно профессиональное направление. На этом этапе предполагается подготовка специалистов с широким кругом знаний в определенной области и навыками решения практических задач. Магистратура же добавляет к этому глубину и академичность. В обоих случаях главная задача заключается в подготовке выпускника к рынку труда.

Гибридный подход



Сторонники раздельного обучения мальчиков и девочек апеллируют к непонятно чьим традиционным ценностям

Правда, в таком случае есть опасения, что диплом специалиста в будущем перестанет котироваться в Европе, поскольку точного понимания, с кем отождествлять таких студентов — с европейскими магистрами или бакалаврами, — нет.

На лекции в Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана

На лекции в Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана

Удел элиты

Помимо сокращения сроков обучения, опасение российской профессуры вызывает и изменение роли высшего образования как такового. Его первая ступень стала все больше напоминать техникум, полагают эксперты. Не помогает и магистратура, которая на деле часто повторяет программу бакалавриата.

Профессор института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС и руководитель Мастерской концептуального мышления Андрей Теслинов

Профессор института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС и руководитель Мастерской концептуального мышления Андрей Теслинов

Окно в Европу

В качестве успеха Болонского процесса почти все эксперты признают, что мобильность студентов действительно повысилась. По крайней мере внутри страны. Единые учебные стандарты упростили перевод из одного российского вуза в другой. Расширились и возможности международного сотрудничества.

Абитуриенты во время подачи документов в приемную комиссию МГТУ им. Баумана

Абитуриенты во время подачи документов в приемную комиссию МГТУ им. Баумана

Плюсы повышения академической мобильности студентов неоспоримы. Это и обмен опытом, и улучшение знания языка, и знакомство с новой культурой. Правда, список котируемых за рубежом вузов пока невелик, поэтому студенты из Европы приезжают в Россию не в таком большом количестве, как того хотелось бы отечественным университетам. Тем не менее, по словам ректора МГТУ им. Н. Э. Баумана, к 2024 году отечественные учебные заведения предполагают увеличить чисто иностранных студентов в два раз.

На разных учебных заведениях изменения сказались по-разному. Кто-то уже смог приспособиться к новым условиям, кому-то этот долгий путь только предстоит. Главное, по мнению педагогического сообщества, не превращать реформу в профанацию. Стандартизация должна проходить с учетом особенностей разных вузов, разных областей наук, с учетом новых тенденций и предыдущего опыта, а не сводиться к формальному калькированию европейских наработок.

Болонским принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Инициаторами Болонского процесса выступили в 1998 году министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании. Инициатива была поддержана другими странами, и в июне 1999 года министрами образования 29 европейских стран была подписана декларация "Зона европейского высшего образования", иначе Болонская декларация. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В настоящее время Болонский процесс объединяет 45 стран.

Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять всё лучшее, что есть у партнёров, за счёт повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т. д., в результате чего единая Европа приобретёт большую привлекательность на мировом "образовательном рынке".

Для обеспечения "гармонизации", в свою очередь, системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счёт широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчёту систем образовательных кредитов (зачётных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимного признания академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т. д.

Цели процесса:

· построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства,

· формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы,

· повышение престижности в мире европейской высшей школы,

· обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние,

· достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования,

· повышение качества образования,

· повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в рамках которых университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Российская Федерация в Болонском процессе

В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ В. М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Болонский процесс позволит увеличить мобильность студентов и преподавателей, предоставляя возможность во время обучения менять страну и университет для пополнения своих знаний. Российская высшая школа выгодно отличается фундаментальным характером образовательных программ. Для того, чтобы использовать это преимущество и привлекать студентов из других стран, необходимо участвовать в построении общеевропейской системы.

Перед высшими учебными заведениями России, готовыми реализовать принципы Болонской декларации, стояли следующие задачи:

· во-первых, проведение глубокого анализа собственных образовательных программ с точки зрения их гибкости, совместимости с европейским рынком труда, сопоставимости осваиваемых умений и навыков и присваиваемых квалификаций;

· во-вторых, создание максимальных возможностей для свободной мобильности студентов преподавателей и выпускников, что предполагает и более углубленное изучение иностранных языков;

· в-третьих, университеты должны разработать однородную структуру образовательных программ и дисциплин, а также ввести накопительную систему трудоёмкости зачётных единиц, основанную на ECTS (European Credit Transfer System), и договориться о принципах признания зачётных единиц, полученных в другом вузе.

Также предстоит обеспечить реализацию многих программ не только на национальных, но и на основных мировых языках. Выбор вузами специальностей и квалификаций должен быть ориентирован на их дальнейшее эффективное использование на рынке труда не только России, но и всей Европе.

За последние годы значительно расширилось количество вузов, использующих модульно-рейтинговую систему организации учебного процесса на основе зачётных единиц трудоёмкости учебных дисциплин, разработана методика расчёта зачётных единиц с учётом российской системы образования. Она непростая - это не только замена количества часов на зачётные единицы, это ещё и другая, асинхронная или нелинейная организация учебного процесса, когда студент сам по определённым правилам выстраивает траекторию набираемых курсов и, соответственно, зачётных единиц на каждую дисциплину.

Также в настоящее время Минобрнауки РФ рассматривает вопрос о внедрении в перспективе приложения к диплому (Diploma Supplement) на всей территории Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", дата введения двухуровневой системы образования в России повсеместно - 1 сентября 2009 года. Сегодняшнюю пятилетнюю систему подготовки специалистов сменяют два уровня образования - бакалавриат (четыре года обучения) и магистратура (два года). На первом уровне высшее учебное заведение обеспечивает базовую подготовку, достаточную для практической деятельности. Магистратура - это углубленное и специализированное обучение с ориентацией на научно-исследовательскую и преподавательскую работу. Причём уже бакалавриат даёт законченное высшее образование. Предполагается, что выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на должности, для которых предусмотрено законченное высшее образование.

Модернизация высшего профессионального образования в направлении Болонского процесса проходила быстрыми темпами.

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация[1].

Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:

· введение двухуровневого обучения;

Выдавать документы (Приложения к дипломам) единого образца, создавать соглашения о конвертируемости дипломов

· введение кредитной системы; (Кредиты или зачетные баллы даются студенту за все виды работ: аудиторные часы, часы на самостоятельную подготовку, творческие работы, письменные и устные формы контроля. Кредиты включают и оценки за сданный курс. Болонскими соглашениями предусмотрена единая система выдачи кредитов (ECTS). В этой системе необходимо набрать 180 - 240 кредитов для получения степени бакалавра и 90 - 120 для получения степени магистра. Один кредит соответствует 25 - 30 часам аудиторных занятий и самостоятельной подготовки. Каждый год студент вместе с тьютором (преподавателем-куратором курса или группы) выбирает траекторию образования.)

· контроль качества образования;

· обеспечение трудоустройства выпускников;

· обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Направление студентов в другие страны для получения магистерского образования.

Высшее образование в России обладает одной принципиальной особенностью, какой нет ни в Европе, ни в Америке – это сосредоточение элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Это создает принципиальную проблему подготовки специалистов современного уровня в регионах. Низкий уровень мобильности, связанный с низким уровнем доходов населения, противоречит одному из ключевых направлений развития, обозначенных в Болонской Декларации.

В связи с новыми экономическими условиями в России прекратилось приоритетное финансирование вузов.

Участие в Болонском процессе не означает унификации систем высшего образования. Оно обозначает стремление к сопоставимости систем образования, к тому, чтобы сделать более динамичным и отвечающим потребностям времени и рынок труда, и систему высшего образования.

Среди задач Болонского процесса основной для России считается переход на двухуровневую систему. Введение двухуровневой системы предусматривает:

§ первую ступень - бакалавр (не менее трех лет);

§ вторую ступень - магистр (два года).

Первая ступень заключается в том, что обучение должно быть продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первой ступени, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня.

Вторая ступень должна вести к получению степени магистра и/ или степени доктора (Ph.D), как это принято во многих европейских странах.

С введением двухступенчатой системы возникает искусственное различие в параллельных программах. Поэтому в процессе адаптации повсеместно реализовывалась своеобразная эклектичная система со следующими особенностями:

§ одинаковая подготовка на первых четырех курсах и по специальности, и по направлению;

§ почти все выпускники-бакалавры поступают на пятый курс;

§ в магистратуру поступают как бакалавры, так и дипломированные специалисты (на второй курс), то есть выпускники формально того же уровня, что и магистры.

Эта трехуровневая система оказалась гибкой, так как сохраняет традиционные элементы (5 лет) и обеспечивает стыковку с европейской системой (бакалавры - магистры).

Нельзя допустить, чтобы переход на бакалавриат означал высшее образование для бедных в три года. Россия не должна отказываться от принципа фундаментальности нашего образования, который выгодно отличает нашу систему образования. В этом смысле многое зависит от учебного плана, а не от того, сколько лет мы на него отводим. В советский период расцвета нашей системы образования студенты в реальности учились в целом менее 5 лет. Поэтому, чтобы дальше сохранить и развивать наше фундаментальное образование, надо пересмотреть программы, учебные планы и методические ресурсы, рассмотреть возможности интенсификации и оптимизации учебного процесса.

Введение трёхлетнего или четырёхлетнего бакалавриата как первого уровня высшего образования не является попыткой сэкономить на высшем образовании, о чём нередко сокрушаются критики Болонской системы в России. Те бакалавры, что пожелают или в силу объективных причин будут вынуждены остановиться на этом уровне, сделают это по сугубо прагматическим соображениям. Если случится так, что чисто гипотетически сто процентов бакалавров окажутся готовыми учиться дальше, на магистра, российская система высшего образования должна быть готова финансировать их обучение.

Сопоставление образовательных программ осуществляется при помощи кредитной системы, которая уже давно применяется в западноевропейских и американских университетах. Кредитная система делает прозрачными, а главное, - сопоставимыми учебные программы, что позволяет повышать академическую мобильность студентов. Кредиты - важная составляющая общеевропейской системы образования в рамках Болонского процесса. В соответствии с этим принципом для каждой учебной дисциплины в зависимости от объема работы, ее значимости с точки зрения освоения будущей профессии эксперты определяют кредитный балл, оценку. В случае успешного освоения каждой дисциплины студент "набирает" кредиты, общая сумма которых позволяет ему получить степень бакалавра или магистра.

Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы в разных вузах, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая семинары, лекции, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. В европейской системе перезачета кредитов 60 кредитов по объему нагрузки представляют один академический год, 30 - семестр, 20 - триместр. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, кафедр, ведущих подготовку. Информация должна включать также полный план по данному уровню подготовки и сведения об административных процедурах для регистрации на программу.

Достижению большей совместимости и сравнимости систем высшего образования способствует и принятие системы понятных и сопоставимых степеней. В настоящее время существуют значительные расхождения в системах научных степеней. В Европе их три, в России четыре: бакалавр, магистр, кандидат и доктор.

Несмотря на неоднозначные оценки европейского образовательного пространства и неоднородность отечественного высшего образования, очевидно, что развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации систем высшего образования стран-участников и может быть взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Участие России в этом процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.

Если говорить о развитии российской системы высшего образования в контексте Болоньи, стоит попытаться выделить те потенциальные выгоды, которые присутствуют в нём для России.

1. Благодаря болонским нововведениям, российское образование станет адекватнее реальным вызовам глобализации. Вместе с остальными европейскими странами Россия будет полноправно участвовать в создании транснациональной общеевропейской системы образования.

2. В России действительно достаточно эффективная и вполне конкурентоспособная система высшего образования. Если российская система образования подтвердит свой статус конкурентоспособной, способной быть открытой для программ обучения зарубежных студентов и преподавателей, то ее выгода и влияние на международное образование будет расти. Если же выявятся недостатки, надо будет без промедления осуществлять действительно необходимые реформы в сфере образования.

3. В рамках Болонского процесса появится возможность по-новому решить общие вопросы о роли и месте высшего образования в современном обществе, о его рациональных масштабах, о желательной пропорции граждан с высшим образованием в населении страны, о реальных потребностях общества в выпускниках вузов с дипломами бакалавра и магистра. Как прогнозируют европейцы, в ходе болонских реформ роль университетов в обществе возрастёт.

4. В русле ожидаемого роста конкурентоспособности европейского высшего образования возрастёт конкурентоспособность и российской высшей школы. В силу европейского признания российское высшее образование станет более привлекательным для иностранных студентов. Россия получит дополнительный шанс побеждать конкурентов в борьбе за иностранных студентов. Наряду с европейскими университетами российские вузы смогут "привлекать таланты со всего мира".

5. Болонский процесс поможет российской педагогической общественности по-новому определить роль и место министерства образования в системе высшего образования, перенять опыт европейских вузов, которые взаимодействуют со своими министерствами образования, сохраняя вузовскую автономию и соблюдая разумную подотчётность государственным структурам. Он будет способствовать утверждению новых форм аттестации: помимо нередко формальной государственной станет применяться ещё и корпоративная, гораздо более взыскательная, обеспечивающая признание успешности работы конкретного вуза со стороны профессионального сообщества.

6. Естественным образом продолжит эволюционировать содержание высшего образования. В едином европейском пространстве высшего образования появится возможность определить общие для европейских стран, в том числе и для России, требования к квалификациям, создать общеевропейские предметные объединения вузов (сети вузов по направлениям подготовки), адаптировать учебные планы к требованиям современного общества.

7. По мнению авторов Болонского процесса, европейские студенты должны получать такие квалификации, которые дадут им возможность эффективно учиться дальше (после бакалавриата в магистратуре и потом в докторантуре) и работать по всей Европе. Болонский процесс позволит на основе мягкого консенсуса "найти общий знаменатель европейского образования". Вместе с другими странами-участниками Россия станет разрабатывать сопоставимые квалификации по направлениям подготовки для всей Европы.

8. Престижность высшего образования в стране будет расти, в частности, под влиянием возможности найти высокооплачиваемую работу в Европе по специальности – у молодёжи появится дополнительный стимул для обучения в вузе. К тому же во время обучения в вузах Европы по программам мобильности российские студенты смогут воочию познакомиться с реальными условиями жизни и работы на Западе, что в большей степени позволит им избежать ошибок, принимая решение о поиске работы за рубежом.

9. Заметно увеличатся масштабы и поднимется качество владения российскими студентами и преподавателями иностранными языками. Пребывание представителей российских вузов в языковой среде в ходе реализации программ академической мобильности, часто среди носителей языка, сделает их лингвистические навыки гораздо более прагматичными. Это, несомненно, в конечном счёте, окажет влияние и на методические системы преподавания иностранных языков в России, до сих пор, пусть и в имплицитной форме, испытывающие на себе влияние последствий семидесятилетней жизни за железным занавесом. Студенты напрямую получат доступ к самому актуальному лексико-грамматическому пласту изучаемых иностранных языков.

10. Несомненной выгодой от Болонского процесса станет пропаганда российской культуры - значительно большее число европейцев получат возможность изучить русский язык, познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования, которые будут органично распространяться среди иностранных студентов и преподавателей, прибывающих в Россию по программам академической мобильности.

11. Возрастёт общий культурный уровень страны. Академическая мобильность значительно увеличит возможности российских студентов, преподавателей и администраторов вузов по ознакомлению с культурными ценностями европейских стран. Во время пребывания за рубежом российские студенты познакомятся с национально-культурными особенностями, памятниками культуры.

12. Россия всё в большей степени станет ощущать себя полноценной и полноправной европейской страной. Благодаря Болонскому процессу университеты России вместе с университетами других европейских стран смогут участвовать "в обогащении понятия европейской гражданственности", исходить из общих европейских ценностей, развивать культурное измерение Европы. У российских граждан начнёт формироваться психология гражданина Европы, которому свойственна веротерпимость, широта идеологических воззрений, понимание естественного многообразия национальных культур и традиций и их уважение. Будут подрываться идейные основы межнациональной розни, агрессивности на национальной почве.

Читайте также: