Менеджмент как наука и практика управления процессуальный системный и ситуационный подходы

Обновлено: 02.07.2024

В рамках управленческой науки, которая представляет собой основу современного менеджмента, наряду с направлением, которое отражает кибернетический и количественный подходы принято выделять направление, в рамках которого, производство, являясь социальной системой, исследуется с точки зрения следующих подходов: системного, процессного и ситуационного.

В рамках системного подхода, организация рассматривается в качестве системы, которая состоит из некоторых взаимосвязанных элементов.

Системная теория прошла долгий путь развития. Изначально она была использована в технике и в точных науках, а в рамках управленческой области начала применяться начиная с 1950-х годов, что считается существенным достижением управленческой науки.

Основу семейного подхода составляет общая теория систем, основоположник которой – Л. Фон Берталанфи (1901-1971). Впервые, идею о наличии общих закономерностей Л. фон Берталанфи высказал в 1937 году на философском семинаре в университете Чикаго, однако впервые его публикации на эту тему появились уже после войны. В 1961 году в Лондоне состоялся первый международный симпозиум по системам.

В качестве исходной позиции системного подхода выступает понятие цели. Наличие конкретной цели является первым и важнейшим признаком организации, по которой эта организация отличается от других систем, которые ее окружают. В этих условиях, задачей управления является обеспечение комплексного процесса достижения целей, которые стоят перед системой.

В рамках системного подхода предполагается, что каждый из элементов, который входит в систему обладает собственными целями. При этом, сущность системного подхода заключается в обеспечении повышения эффективности работы организации в целом.

Особенностями системного подходя выступают:

  1. Достижение самых высоких результатов с наименьшими затратами средствами использования инструментов сравнительного анализа, а также выбора стратегии достижения поставленной цели.
  2. Точная формулировка целей и определение их в иерархическом порядке.
  3. Комплексная и широкая оценка всех возможных результатов деятельности, совместно с использованием количественных интерпретаций целей, а также определением средств и методов их достижения.

Система представляет собой определенную целостность, которая состоит из взаимодополняющих частей, каждая из которой вносит свой вклад в характеристики целого. Нарушения любых частей системы приводят к сбоям в ее работе в целом. В системе управления все организации принято рассматривать в качестве системы.

Системы могут разделяться на два отдельных вида: закрытые и открытые. Закрытые системы обладают относительной независимостью от окружающей среды, тогда как открытые системы находятся под воздействием факторов внешней среды.
В теории социальных систем организация рассматривается в качестве открытой системы, как многоцелевое и многофакторное образование.

В качестве основных элементов системы выступают структура, задачи, цели, технология, техника и люди. В социальной системе человек рассматривается в качестве социально ориентированного и направляемого существа, которое обладает большим количеством потребностей, воздействующих на сферу производства, и также подвергаются ответному влиянию с ее стороны.

Все элементы системы объединены двусторонними и многосторонними связями, которые вызывают изменения в поведении людей в организации – организационной системе, которая направлена на достижение поставленных целей. Осуществление связей в системе реализуется через важнейшие связующие процессы, среди которых равновесие, коммуникации, а также принятие управленческих решений.

За счет коммуникации происходит обеспечение обмена информацией. За счет равновесия обеспечивается приспособление организации к условиям, которые постоянно изменяются, а также достигается соответствие между установками и потребностями человека с требованиями организации. Процессы принятия решений управляют системой и регулируют ее.

В рамках управления особую значимость приобретает понятие подсистемы. Организация представляет собой систему нескольких взаимосвязанных подсистем. Так, производственные организации обладают технической и социальной подсистемой, которые могут включать в себя более мелкие подсистемы.

Так как они все обладают определенной взаимосвязью, неправильные формы функционирования даже одной подсистемы (например, работника или отдела) оказывает воздействие на всю систему в целостности.

В теории социальных систем подчеркивается, что потребности человека не совпадают с потребностями организации. Данная теория обладает некоторыми отличиями во взглядах на конфликты между организацией и человеком, в сравнении с предшествующими школами. Предшествующие школы данный конфликт рассматривали в качестве отклонения от нормального хода событий, которые возможно преодолеть благодаря материальным стимулам, либо гармонизации труда.

С позиции социальных систем, конфликт представляет собой нормальное состояние функционирования организации. В этих условиях, задачей управления является не устранение конфликта, а нахождение оптимальных способов его разрешения.

В теории социальных систем большое внимание уделяется формализации различных процедур и укрепление дисциплины труда, совместно с регламентацией повседневных процессов. Данная теория занимается подробным исследованием проблем децентрализации и централизации управления.

Процессы управления в организации называются централизованными в том случае, если высшее руководство закрепляет за собой большую часть полномочий и функций, децентрализованное управление характеризуется тем, что в нем функции и полномочия распределены между нижними уровнями управления.

Соотношение уровня децентрализации и централизации управления в организации определяется уровнем делегирования высшим руководящим звеном собственных полномочий нижестоящим управленческим звеньям в области принятия решений в важных областях: определение цен, управление конкурентоспособностью, внедрение инноваций, маркетинг.

В число собственных прерогатив и обязанностей высшее руководство включает решение таких вопросов, как определение общих целей и задач организации, ее стратегии и финансовой политики, совместно с реализацией контроля за стратегическими планами и расходами предприятия.

Децентрализованные управленческие структуры имеют большое число сторонников. Управленческая практика большого количества организаций также говорит о том, что децентрализация является эффективной.

Широко известным является процесс создания децентрализованной организации на примере General Motors под руководством Альфреда П. Слоуна в 20-х годах XX века. Позже эта проблема заинтересовала П. Дукера, который исследовал практику децентрализации во многих компаниях – General Motors, General Electric, Sire Dupot и прочих. Исследователь пришел к выводу о том, что важнейшим правилом для любого предприятия является вовлечение наименьшего числа управленческих уровней, а также создание кратчайшей цепи команд.

У децентрализации наблюдается большое количество существенных преимуществ. Она предлагает для нижестоящих управленческих уровней широкие полномочия, что повышает уровень объективности принятия решений, позволяет сокращать сроки их формирования, запрос на делопроизводство, а также освобождает руководителей от необходимости выполнять большие объемы задач.

Важно выделить также и значительные недостатки децентрализации. Так, зачастую, работки более низших уровней не могут понять, а иногда и не осведомлены о задачах, целях и стратегии организации, что снижает уровень обоснованности принимаемых организационных решений.

Децентрализация может способствовать ослаблению контроля за работой более низших подразделений, что также может отражаться на эффективности работы всей организации.

Децентрализацию нельзя рассматривать отдельно от централизации, которая позволяет повышать уровень обоснованности решений, которые принимаются высшим руководящим звеном организации, которое обладает необходимыми знаниями и опытом в сфере управления и, в частности, в области проблем принятия решений.

Особенности процессного подхода

Впервые, процессный подход, как теория управления был предложен административной (классической) управленческой школой, которая описала и сформулировала функции управления в качестве независимых друг от друга единиц.
Этот подход, с позиции управленческой науки, рассматривает управленческие функции в качестве взаимосвязанных единиц. М. Х. Мескон предложил следующее определение процессного подхода:

Процессный подход в управлении – это подход, который основывается на теории, в рамках которой управление представляет собой непрерывную серию взаимосвязанных функций, либо действий.

Автор теории процессного подхода является Л. Файоль, который говорил о том, что управление является предсказыванием и планированием, организацией и распорядительством, координацией и контролем.

Позднее, разными авторами предлагались различные классификации функций управления. Например, М. Х. Мескон говорит о том, что управленческий процесс включает в себя четыре взаимосвязанных функции: организации, контроля, мотивации и планирования. Данные функции объединяются связующими процессами принятия решений и коммуникации.

Лидерство (либо руководство) принято рассматривать в качестве самостоятельной деятельности, которая нацелена на достижение организационных целей. Процессный подход базируется на том положении, что все управленческие функции обладают определенной взаимосвязью.

Ситуационный подход и его специфика

Ситуационный подход был разработан в конце 60-х годов XX века и был связан с процессным и системным подходами. Он нацелен на расширение сферы их использования на практике. Данный подход принято называть ситуационным мышлением о проблемах организации и о способах их решения.

Первым трудом в области ситуационного подхода принято считать труд английских исследователей Г. Сталкена и Т. Бернса, которое было проведено на 20-ти предприятиях, которые производили различные типы продуктов. Работа данных организаций была рассмотрена в контексте меняющихся и стабильных условий.

Ситуация – это определенная совокупность переменных, обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в конкретный период времени. Благодаря рассмотрению конкретной ситуации руководитель может подбирать лучшие методы и способы достижения целей организации, которые соответствуют непосредственно этой ситуации.

Эффективность работы предприятия зависит от большого количества различных факторов, в которых содержатся внешние и внутренние составляющие.

В качестве основных внутренних переменных организации можно выделить ситуационные факторы, которые действуют внутри организации. К их числу принято относить задачи, цели, технику, структуру, людей и технологии. Формирование внутренних переменных происходит под влиянием управленческих решений, которые принимаются непосредственно создателями организации.

Следует однако отметить, что для современных условий учет исключительно внутренних факторов не является достаточным. Работающие организации подвергаются существенному воздействию факторов внешней среды (лимитирующих или стимулирующих), которые могут оказывать существенное воздействие на внутренние организационные изменения.

Необходимость учета воздействия внешней среды на работу организации отражается в научных исследованиях, которые появились в 50-х годах XX века.

Благодаря ситуационному подходу происходит расширение взгляда на организацию, как управленческую систему, которая подвергается воздействию как внешних, так и внутренних факторов.

Своевременный мониторинг и реагирование на перемены, происходящие во внешней среде, имеют особую актуальность в современных реалиях. Эффективность работы предприятия, а также и ее существования в некоторых случаях зависят от того, насколько оно в состоянии быстро адаптироваться к изменениям окружающей среды, динамический уровень которой постоянно растет.

На рисунке 1 и рисунке 2 представлены особенности эволюции управленческого мышления в XX веке.

Рисунок 1 – особенности эволюции управленческого мышления в XX веке
​​​​​​​
Рисунок 2 – особенности эволюции управленческого мышления в XX веке

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций.

Процессный подход, рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:

1.Где мы находимся в настоящее время?

2. Куда хотим двигаться?

3. Как мы собираемся сделать это?

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Организация. Организовывать – значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.

Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Мотивация, т. е. создание внутреннего побуждения к действиям. Для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

Контроль. Контроль – это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов – это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект – это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, – стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий – пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

Связующие процессы

Четыре функции управления – планирование, организация, мотивация и контроль – имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

Приниятие решений – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Основным требованием для принятия эффективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

Коммуникация – это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Системный подход – это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих – это способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются Социотехническими системами. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимосвязаны.

Существуют два основных вида систем: Закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей системы. Часы – знакомый пример закрытой системы.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой проницаемые границы системы. Такая система не является само обеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающий извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

Подсистемы. Крупные составляющие сложный систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом.

Модель организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильны и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Ситуационные переменные. Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зависит от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя будет полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникает необходимости прибегать к догадкам или методу “проб и ошибок” для определения наиболее подходящего решения организационных проблем.

Во второй половине XX в. в менеджменте сложились и получили большое распространение такие подходы к управлению, как процессный (с конца 50-х гг.), системный (с середины 70-хгг.) и ситуационный (80-е гг.) Подход – это методология принятия управленческих решений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др.

Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. Б результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.

Прежде чем принимать управленческие решения по сложным объемным вопросам, связанными с развитием организации, менеджеры должны четко представлять себе, что любая организация – это система, и, управляя ею, надо знать ее свойства.

Система – некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Все организации являются системами. Существует 2 основных типа систем организации: закрытые и открытые системы.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему.

Открытая система характеризуется взаимодействием и зависимостью от внешней среды. Как правило, все действующие организации открытые.

Каждая система распадается на крупные составляющие (части). Эти части называются подсистемами. В организации в качестве подсистем можно рассматривать:

· техническую (производственную) подсистему,

Функциональные подсистемы: отделы и цеха в составе предприятия.

Понимание того, что организации – сложные открытые системы, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Школа научного управления занималась производственной подсистемой, школа административного управления занималась управляющей подсистемой, школа человеческих отношений занималась социальной подсистемой. Они стремились сосредоточить внимание на одной из подсистем, и ни одна из школ серьезно не рассматривала вопросы влияния на организацию внешней среды. Эти вопросы рассматривались позже.


Выходы – готовая продукция (услуги), востребованные на рынке.

Стоимость выходов должна быть больше стоимости входов.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД.

Системный под ход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением, функционирующие в одной и той же внешней среде, значительно отличаются своими финансовыми результатами.

Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация.

Ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые оказывают наибольшее влияние на организацию в данный момент времени.

Суть подхода заключается в умении менеджера увязать конкретные методы и приемы управления с конкретной ситуацией для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно:

· Есть набор факторов (переменных), которые влияют на деятельность организации. Менеджер должен быть знаком с этим набором. Эти переменные делятся на: внутренние (кадры, технология, структура и т.д.), и на внешние (поставщики, конкуренты, государственные законы, и т.д.).

· Надо оценить конкретную ситуацию, в которой нужно принимать конкретное решение, т.е. оценить влияние всех переменных в данный момент времени. Часть переменных требует расчета. Часть переменных принимается как влияющие незначительно т.е. постоянными.

· Есть традиционные методы принятия управленческих решений. Менеджер о них должен знать. Используя их, грамотно интропритировать сложившуюся ситуацию, сделать анализ, принять управленческое решение.

Используя этот подход, менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от принятого решения или выбранного пути. Менеджер должен уметь выбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект в конкретной ситуации, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем. Важно оценивать и социальные последствия от принятого решения, а не только экономические.

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД.

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.

Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.

Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.

В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:

· основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;

· обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и ДР.);

· управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.

Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.

Наиболее распространенными в современных теоретических и научно-практических исследованиях являются следующие подходы к управлению:

  • процессный
  • системный
  • ситуационный
  • холистический
  • синергетический.

1. Процессный подход. Процессное управление – это подход к управлению, который рассматривает деятельность организации как совокупность процессов, предпринимаемых для достижения организационных целей. Руководитель, использующий данный подход, пытается спроектировать организационные процессы, действия, которые определяют качество и производительность. Процессный подход является основополагающей базой всех иных современных подходов к управлению.

Рассмотрение организации в качестве совокупности бизнес-процессов позволяет сосредоточить внимание на конечной продукции и потребителе, что ведет к лучшему удовлетворению потребителей и поддержанию конкурентоспособности. Управление процессами через владельцев процессов приводит к концентрации ответственности и точности при контроле ресурсов и работ. Целостный подход снижает риск сосредоточения внимания руководства организации на ее конкретных функциях в ущерб вниманию к сложным системным проблемам взаимодействия организации с внешней средой.

Процессный подход ведет к упрощению многоуровневых иерархических организационных структур, обеспечивает большую ориентацию организации на потребителя. За счет сокращения иерархических уровней организационной структуры процессный подход позволяет упростить обмен информацией между различными подразделениями. Переход к процессному подходу позволяет устранить обособленность подразделений и должностных лиц, акцентировать внимание менеджмента на их взаимодействии.

Процессный подход характеризуется большей способностью к совершенствованию системы управления, что крайне важно в условиях растущей конкуренции, с которой постоянно сталкиваются организации, и расширяет возможности организаций в развитии бизнеса.

Одним из ключевых преимуществ процессного подхода является его направленность на конечный результат, повышение результативности и эффективности предприятия в достижении поставленных целей. При этом делегирование полномочий по определению ответственных исполнителей и создание условий для постоянного развития и совершенствования бизнес-процессов, а также сокращение ненужных операций позволяет достичь высоких показателей рентабельности и роста конкурентоспособности.

Приоритетными направлениями совершенствования бизнес-процессов является внедрение автоматизированных систем, инвестирование в развитие технологий и оборудования. Такой подход позволяет достичь высокого качества продукции и максимального удовлетворения интересов потребителей. Следует подчеркнуть также гибкость и адаптивность предприятия к изменениям во внешней среде при применении процессного подхода к управлению.

Наряду с многочисленными преимуществами процессного подхода можно выделить также и некоторые его недостатки. Во-первых, придание приоритетного значения развитию технологий приводит к уменьшению внимания или даже игнорированию развития других сфер и направлений деятельности предприятия. В частности, при данном подходе недостаточно внимания уделяется работниками предприятия, их мотивации, что может служить причиной снижения производительности труда.

Помимо этого, одним из ограничений для применения процессного подхода является сложность его внедрения. Для обеспечения эффективности данного подхода необходимо четкое разграничение ответственности в отношении каждого бизнес-процесса, однозначность поставленных конечных целей, разработка и закрепление показателей оценки эффективности бизнес-процессов, внедрение внутренних стандартов качества, а также понимание и готовность работников предприятия к новым технологиям управления.

2. Системный подход. В рамках системного подхода к управлению организация рассматривается как система, элементы которой взаимосвязаны между собой, что позволяет эффективно управлять всей системой на основе отлаженной работы каждого из элементов. Системный подход в управлении базируется на общей теории систем, согласно которой:

  • исследования отдельных частей целого не позволяет сформировать полное представление о целом;
  • потеря функциональности любой части целого может привести к потере работоспособности всей системы.

Системный подход в теории управления определяет организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение единой конечной цели к которым относят общие ценности, стратегическую ориентацию, структуру, стиль управления, состав сотрудников, совокупность теоретических знаний и практического опыта. Сущность системного подхода к управлению заключается в следующем:

  • формулировка целей и установление их иерархии до начала любой деятельности, связанной с управлением;
  • получение максимального эффекта, то есть достижения поставленных целей путем сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления выбора;
  • количественная оценка целей и средств их достижения, основанная на всесторонней оценке всех возможных и планируемых результатов деятельности.

Системный подход в управлении предполагает соблюдение основных законов системы, а именно:

Таким образом, системный подход позволяет исследовать функционирование, развитие, структуру целого (объекта), установить свойства его элементов, проследить взаимодействия и взаимосвязи между ними. Согласно системному подходу эффективность целого зависит от эффективности всех его частей, а не отдельных элементов с высокой эффективностью.

Системный подход облегчает тщательное изучение проблемы в каждой подсистеме, и общесистемные решения могут быть разработаны и реализованы более эффективно, если процессный подход терпит неудачу. Однако этот подход также подвергается критике за то, что он не предоставляет конкретных методов и инструментов решения проблем и поэтому считается абстрактным и расплывчатым

3. Ситуационный подход. Ключевая идея данного подхода заключается в том, что не существует одного наилучшего способа решения управленческой проблемы, поэтому выбор методов и инструментов управления должен определяться сложившимися обстоятельствами в конкретной ситуации. Ситуационный подход в управлении рассматривает конкретные ситуации, а именно: выделение факторов, которые создали определенную ситуацию и являются наиболее влиятельными, определение недостатков и преимуществ, ограничений и последствий ситуации, избрание специфических приемов и методов управления для конкретной ситуации. Использование данного подхода к управлению способствует более эффективному достижению целей, особенно на крупных предприятиях, с большим количеством задач.

Отличием ситуационного подхода от других подходов можно считать тот факт, что он предполагает не только определение факторов, которые способствовали возникновению определенной ситуации, но и установление их приоритетности, силы воздействия, исследования возможных последствий и угроз. Основной же задачей менеджера в ситуационном подходе определяется выбор на основе проведенного анализа конкретных методов управления и принятия соответствующих управленческих решений в соответствии с особенностями ситуации.

Фактически, эффективность принимаемых управленческих решений при ситуационном подходе зависит от профессионализма менеджеров и правильности понимания ими ситуации. Для достижения положительных результатов управленческой деятельности при применении ситуационного подхода руководители предприятия или его структурных подразделений должны не только правильно трактовать ситуацию и факторы, ее вызвали, но и владеть всем арсеналом методов и инструментов управленческой деятельности, понимать их преимущества и недостатки, и осуществлять оптимальный выбор из всех возможных вариантов управленческих действий.

Ситуационный подход, так же как и системный, способен обеспечивать высокую адаптивность предприятия к внешним изменениям, поскольку способствует сбалансированию системы, приведению в соответствие отдельных частей целого и их сочетанию. Рассматривая предприятие как целостную систему, данный подход имеет безусловные преимущества, в то же время недостатком является абсолютизация влияния внешнего окружения на эффективность хозяйственной деятельности предприятия, в то время как управление подчиняется конкретным ситуациям, однако не контролирует их.

4. Холистический подход. В современной теории и практике управления приобретает популярность холистический подход к управлению. Распространение понятия холистического управления связано с использованием принципа холизма, который предусматривает философскую позицию относительно соотношения целого и его отдельных частей, согласно которому целое всегда больше, чем сумма его частей.

Для лучшего понимания сущности холистического управления целесообразно выделить ключевые его отличия от традиционной концепции управления. Прежде всего, холистическое управление направлено на привлечение к принятию решений всех участников процесса, в то время, когда традиционное управления характеризуется более жесткой иерархией и подчинением форм управления. Во-вторых, в холистическому управлении важное место занимает обратную связь и акцентирование внимания на каждом элементе. В-третьих, если традиционное управление направлено в большей мере на манипуляцию субъектов управления, то холистическое предусматривает полное взаимопонимания между всеми участниками, является единым целым и слаженно работают для достижения общей цели. В-четвертых, холистическое управления является более прогрессивной формой управления, поскольку целостно изучает социальное пространство организации, включающее в себя потребителей, собственников (акционеров) предприятия, работников, посредников и тому подобное.

Холистическое управления по сравнению с традиционным подходом является более полным, сбалансированным и последовательным, поскольку при таком управлении не существует неважных аспектов, даже если они кажутся незначительными.

Анализ литературных источников предоставляет возможность определить основные принципы холистического управления:

1. Управленческие решения принимаются на паритетных началах.

2. Существует эффективная обратная связь между всеми участниками.

3. Возможность принимать решения при осуществлении отдельных процессов.

4. Децентрализация управления.

5. Стимулирование активности каждого участника и тому подобное.

Таким образом, ключевым аспектом холистического подхода к управлению является согласованность интересов и удовлетворения потребностей всех субъектов управления, а именно: потребителей, общества в целом, собственников (акционеров) предприятия, работников, посредников, партнеров. Холистическое управление способно обеспечить дополнительные конкурентные преимущества и существенно повысить эффективность функционирования предприятий, поскольку направлено на решение конкретных задач и разработку конкретных мероприятий, которые будут способствовать инновационной активности, с одной стороны, и высокому уровню взаимодействия между всеми субъектами такого управления, с другой стороны.

О применении данного подхода к управлению в маркетинге Вы можете прочитать в нашей статье Концепция холистического маркетинга.

Сущность синергетического подхода к управлению организацией как системой заключается в том, что он ориентирован не на внешние параметры, не на цели и ожидания субъекта управленческой деятельности, а на внутренние свойства системы, ее собственные законы эволюции и самоорганизации.

В широком смысле синергетический менеджмент, или концепция организованной синергии в управлении предприятиями, – это система научно обоснованных представлений о закономерности развития предприятий как сложных открытых нелинейных неравновесных производственно-экономических систем путем формирования и функционирования механизмов их внутренней самоорганизации.

В узком понимании синергетический менеджмент рассматривает условия и факторы положительного синергетического взаимодействия отдельных элементов и подсистем с возникновением кооперативных эффектов на разных уровнях и в различных сферах деятельности предприятий для ускоренного роста их эффективности.

Анализ научных источников позволяет выделить следующие ключевые преимущества применения синергетического подхода к управлению:

2. Сотрудничество и самоуправление, которые лежат в основе синергетического подхода, создают условия для проявления активности отдельных элементов организации как социальной системы.

3. Совмещение управления и самоуправления активизирует ресурсы горизонтальных управленческих уровней, инновационный и творческий потенциал для достижения целей развития организации.

4. Открытость организационной системы, с одной стороны, позволяет внешним факторам, влиять на ее устойчивость, а с другой стороны, использовать внешние ресурсы для стимулирования внутреннего потенциала и усиления синергетического эффекта.

Определяющим фактором успешного внедрения синергетического управления (впрочем, как и любой другой организационно-управленческой инновации) является готовность сотрудников перейти на новые принципы работы. Такая готовность предполагает высокую квалификацию персонала, способного на личностную и коллективную самоорганизацию, и наличие мотивирующих факторов.

Синергетический подход следует рассматривать как развитие системного подхода относительно сложных систем управления. По убеждению ряда исследователей, учет синергетических закономерностей позволяет изменить традиционные представления об управлении, согласно которым эффект от управленческого воздействия линейно зависит от величины приложенных усилий. С точки зрения управленческой деятельности наиболее важными являются следующие закономерности: развитие сложных организационных систем целесообразно осуществлять на основе выявления их собственных тенденций развития и использования их для достижения поставленных целей; в периоды нестабильности даже незначительные управленческие воздействия могут существенно влиять на развитие всего предприятия.

Таким образом, синергетический менеджмент нельзя считать полноценной альтернативой традиционной системе менеджмента. Это скорее новое управленческое мышление, которое основано на понимании современных мировоззренческих позиций о системно-синергетических закономерностях развития сложных систем, и реализуется в формировании новой управленческой методологии и применении системы соответствующего методического инструментария.

Каждый из вышерассмотренных подходов имеет практическое применение. Нередко в управлении предприятием параллельно применяют два подхода. В последние десятилетия особую популярность имел процессный подход к управлению. Интерес практиков к применению этого подхода был обусловлен, в том числе и тем, что именно процессно-ориентированный подход является обязательным условием при внедрении сертификации качества продукции. Однако в последнее время все больше внимания обращается к использованию системного подхода и более прогрессивных подходов – холистического и синергетического.

Рассмотренные подходы к управлению являются результатом эволюции теории и практики менеджмента и отражают трансформацию научных взглядов под воздействием технологического развития производства. При этомосновы современных подходов к управлению менеджмента были заложены еще в начале прошлого века. Менеджмент формировался для решения ключевых проблем эффективности – обеспечение того, чтобы квалифицированные сотрудники согласованно, добросовестно, компетентно и результативно выполняли повторяющуюся работу по производству сложной продукции в значительном количестве. Оптимальным решением для этих проблем являлась бюрократия, ее иерархическая структура, цели, которые спускаются сверху вниз, четкое распределение ролей и тщательно проработанные правила и процедуры.

Однако в современных условиях организациям приходится работать в условиях непрерывных изменений и растущей взаимозависимости, им необходимо своевременно меняться, чтобы удержаться на плаву, искать пути стимулирования сотрудников к проявлению инициативы и творчества, пытаться учитывать интересы все большего числа заинтересованных сторон. Принципы стандартизации, специализации, иерархии, контроля и первостепенной важности интересов собственников организации, очевидно, являются недостаточными для решения указанных задач. В связи с этим, возникает необходимость изменения основных парадигм и подходов к управлению. Скорость технологических и продуктовых инноваций, динамичность внешней среды, в которой действуют современные организации, диктует новые требования к гибкости стратегий развития, потребительский выбор определяет необходимость управления глубинными мотивами поведения людей, развитие информационных технологий требует от компаний максимальной информационной прозрачности их систем управления и так далее. Очевидно, что дальнейшее развитие теории и практики управления должно ответить на новые вызовы в условиях стремительного развития современного общества.

Читайте также: