В каком году была принята хартия ограничившая права короля 1831 1815

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема. Франция в 1815—1847 гг.

Основные знания: период Реставрации Бурбонов; причины и резуль­таты Июльской революции 1830 г.; конституционный процесс; особенности социально-экономического и по­литического развития Франции; власть финансовой аристократии.

Основные термины и понятия: Реставрация; конституционная Хар­тия; конституционная монархия; финансовая аристо­кратия; Июльская монархия.

Основные даты и события: 4 июня 1814 г.— принятие конститу­ционной Хартии; 1815—1830 гг.— период Реставра­ции Бурбонов во Франции; 27—29 июля 1830 г.—

Июльская революция; 1830 г.— принятие новой кон­ституционной Хартии; 1830—1848 гг.— период Июль­ской монархии во Франции.

Личность в истории: Людовик XVIII; Карл X; Луи-Филипп Орлеан­ский.

Оборудование: учебник, карта, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся

III. Мотивационный аспект

IV. Изучение нового материала

1. Реставрация Бурбонов.

2. Июльская революция 1830 г. и установление власти финансовой аристо­кратии.

3. Социально-экономическое и политическое развитие Франции.

V. Закрепление новых знаний учащихся

VII. Домашнее задание

Беседа на повторение.

1. Докажите, что в первой половине XIX в. в экономике Англии произошли структурные изменения.

2. Раскройте содержание и последствия парламентской реформы 1832 г.

3. В чем заключался смысл чартистского движения и каковы его результаты?

Рассмотрение хода исторических событий: борьба различных по­литических сил, невозможность политического компромисса, соци­альные взрывы (восстания рабочих) — позволяют понять суть полити­ческой нестабильности во Франции, приведшей к революции 1848 г.

Постановка проблемного задания урока.

Почему Францию преследовала полоса революционных потрясений?

1. Реставрация Бурбонов .

Рассказ учителя

Учитель напоминает учащимся, что после падения власти Напо­леона I во Франции произошло восстановление власти династии Бур­бонов. На французский престол взошел король Людовик XVIII, ко­торый издал новую конституцию — Хартию 1814 г.

Коллективная работа по заданию

Учащимся предлагается заслушать и законспектировать основ­ные положения Хартии 1814 г.:

1. Сохранение демократических свобод.

2. Гарантия неприкосновенности частной собственности.

3. Священность и неприкосновенность короля.

4. Исполнительная власть в руках короля.

5. Право короля на законодательную инициативу.

6. Увеличение имущественного и возрастного избирательного ценза.

7. Уменьшение числа лиц, имеющих право быть избранными.

Работа с историческим документом

Учитель предлагает учащимся проработать отрывок из документа, выполнить задания к нему.

Из конституционной хартии Людовика XVIII

. Современное состояние королевства требовало издания конститу­ционной хартии. Самым дорогим. является то, чтобы все французы жили между собой, как братья, и чтобы никогда ни одно горькое во­споминание не смущало бы больше спокойствие.

Французы равны перед законом, каковы бы ни были их титулы и чины.

Личная свобода их одинаково гарантирована: никто не может быть подвергнут преследованию или задержанию иначе, как в преду­смотренных законом случаях.

Французы имеют право обнародовать и печатать свои мнения, сообразуясь с законами.

Особа короля неприкосновенна и священна. Его министры ответ­ственны. Исполнительная власть принадлежит исключительно королю.

Король есть верховный глава государства.

Законодательная власть осуществляется совместно королем, па­латой пэров и палатой депутатов от департаментов.

Закон предлагается королем.

Палаты могут. просить короля предложить закон. и указать, каково должно быть его содержание.

Палата депутатов состоит из депутатов, избираемых коллегия­ми выборщиков.

Никакой депутат не может быть допущен в палату, если он не имеет 40 лет и не платит тысячу франков прямых налогов.

Избиратели, участвующие в выборах депутатов, должны платить прямые налоги в размере 300 франков и иметь не менее 30 лет от роду.

Задания к документу

1. Какова цель издания Хартии?

2. Можно ли утверждать, что Хартия носит демократический характер?

3. Объясните, какая форма государственного правления утвер­ждалась во Франции.

4. Раскройте принцип нового избирательного права, которое уста­навливалось в стране. В чем заключалась его ограниченность?

Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркивает, что период Рестав­рации по форме правления называют конституционной монархией.

Работа над формированием понятий и терминов

Учитель раскрывает содержание понятия конституционная мо­нархия .

Рассказ учителя

Политический режим периода Реставрации во Франции характе­ризуют мероприятия, проведенные королем. Именно они способство­вали отступлению от завоеваний Великой французской революции конца XVIII в. Среди этих мероприятий были следующие:

1. Поощрение возвращения во Францию дворян-эмигрантов.

2. Возврат титулов прежнему дворянству.

3. Возвращение иезуитов в страну.

4. Аресты, суды и казни сторонников бывшего политического ре­жима.

5. Проведение чисток в армии и государственных учреждениях.

Беседа

1. Какие политические силы вернулись к власти?

2. Какие мероприятия Людовика XVIII способствовали этому?

Коллективная работа по заданию

Почему во Франции невозможно было восстановить старые фео­дальные порядки? Ответ аргументируйте.

В ответах учащихся должно прозвучать следующее: решения Вен­ского конгресса обязывали Людовика XVIII ввести конституцию, не посягать на основы общественного строя, утвердившегося в период революции и империи Наполеона. Страны-победители боялись новой революции, а самому Людовику XVIII, убежденному в божествен­ном происхождении своей власти и в законности своих прав, не хо­телось лишаться трона. К гражданскому миру стремились и круп­ные землевладельцы и верхушка буржуазии.

2. Июльская революция 1830 г. и установление власти финан­совой аристократии.

Рассказ учителя

При объяснение этого вопроса учителю следует раскрыть перед учащимися такие ключевые моменты:

б) злоупотребления властью короля Карла X (возмещение убыт­ков дворянам за земли, утраченные в годы революции; закон о свя­тотатстве; роспуск Национальной гвардии и палаты депутатов);

в) три революционных дня в Париже (при наличии резерва вре­мени можно предложить учащимся работу по анализу историческо­го документа).

Работа с историческим документом.

Учащиеся анализируют фрагмент документа

Очевидец об июльском вооруженном восстании 1830 г.

С самого утра все население Парижа было в движении; отряды из

предместий. отправлялись в путь. Вооруженные граждане заняли ратушу, другие овладели башней Нотр -Дам, прикрепили к ней трехцветное знамя и ударили в набат. Все было готово к бою: весь порох и свинец, которые нашлись у торговцев, были захвачены.

. регулярный бой происходил во всех районах Парижа. Основным театром нападения и защиты была городская ратуша.

Жители. полные рвения, решившие победить или погибнуть, рас­положились в домах, на крышах и непрерывно стреляли в войска, проходившие по улицам.

. Народ. атаковал казармы жандармерии. Сначала атакующие были отбиты, но наконец им удалось захватить. все, что в ней нахо­дилось, было сгружено на улице и предоставлено пламени. Никто ни­чего себе не присвоил, добросовестность доходила до того, что в огонь бросали серебро и деньги.

Задания к документу.

1. Где началась революция?

2. Какие факты свидетельствуют о том, что народ выступил про­тив политики Бурбонов?

3. Продолжите данный исторический документ, представив себя его автором.

Ты мог быть лучшим королем,

Ты не хотел.— Ты полагал

Народ унизить под ярмом.

Но ты французов не узнал!

Есть суд земной и для царей.

Провозгласил он твой конец.

С дрожащей головы твоей

Ты в бегстве уронил венец.

И загорелся страшный бой,

И знамя вольности, как дух,

Идет пред гордою толпой.

И звук один наполнил слух;

И брызнула в Париже кровь.

О! Чем заплатишь ты, тиран,

За эту праведную кровь,

За кровь людей, за кровь граждан.

Рассказ учителя

Далее учитель знакомит учащихся с содержанием Хартии 1830 г. и предлагает записать ее пункты:

1) провозглашение демократических свобод;

2) неприкосновенность частной собственности;

3) король правит по приглашению народа;

4) утрата королем права издавать законы;

5) снижение имущественного и возрастного цензов;

6) увеличение числа избирателей;

7) увеличение числа лиц, имеющих право быть избранными.

Коллективная работа по заданию

Сравните конституционные хартии 1814 и 1830 гг. по следующим критериям:

б) почему это стало возможным;

в) в чем заключались различия этих конституционных документов;

г) с чем это связано.

Учитель обобщает ответы учащихся и еще раз подчеркивает, что Хартия 1830 г. закрепила во Франции власть финансовой и промыш­ленной буржуазии.

Работа над формированием понятий и терминов.

Учитель раскрывает содержание понятия финансовая аристо­кратия и предлагает учащимся записать его в тетради (словари).

3. Социально-экономическое и политическое развитие Фран­ции. Самостоятельная работа по учебнику.

Учащимся предлагается проработать соответствующий текст учеб­ника.

Беседа на закрепление.

1. Что может свидетельствовать о ходе промышленного перево­рота во Франции?

(О ходе промышленного переворота во Франции свидетельству­ют: появление механических прялок; применение паровых машин; рост фабрик; замена оборудования на новое в металлургии, маши­ностроении; строительство электрического телеграфа; сооружение железных дорог.)

2. Какие ведущие отрасли промышленности вы можете перечи­слить?

3. Что, на ваш взгляд, мешало развитию капиталистического про­изводства в стране?

(Развитию капиталистического производства мешали: засилие мел­ких мастерских ремесленного типа; преобладание ручного труда; деятельность финансовой аристократии (финансовые спекуляции, предоставление кредитов под большие проценты); высокие пошли­ны на ввозимое сырье.)

Работа с историческим документом .

Учащиеся прорабатывают текст документа .

Развитие французской промышленности

. Англия представлялась французам. страной недосягаемых тех­нических чудес. . Во всех отраслях промышленности громадную рас­пространенность (получили) машины. Всюду в угольных районах па­ровые машины везут уголь!

. Движение вагонов по рельсам, но при помощи лошадей, а не пара началось во Франции в 1822 г. на линии в 28 километров. В 1826— 1828 гг. открылись еще две небольшие линии. Но это нововведение. касалось. исключительно перевозки угля.

. В. белении хлопчатобумажных тканей французы совсем не поль­зовались сложнейшими и очень дорогими машинами, которые в Ан­глии были. в полном ходу.

. Отсутствие машин — недостаток свободных капиталов во француз­ской промышленности. Машины выписывались из Англии. Но обхо­дились эти. машины французам необычайно дорого.

Развитие французского машиностроения тормозилось недостатком квалифицированных рабочих. технической отсталостью французской черной металлургии, в которую новые методы производства. внедря­лись крайне медленными темпами. Первый завод по производству железа на каменном угле был пущен во Франции лишь в 1820 г.

Задание к документу .

1. Выделите основные причины промышленного отставания Фран­ции от Англии.

2. Предложите меры, которые необходимо было предпринять для ликвидации промышленного отставания Франции от Англии.

Рассказ учителя

Во Франции постепенно нарастало недовольство режимом Июль­ской монархии, так как в основе ее политики лежало обогащение финансовой и промышленной буржуазии.

Условия труда рабочих становились все тяжелее, широко исполь­зовался женский и детский труд, а первый экономический кризис зо Франции в 1827—1831 гг. обусловил увеличение масштабов без­работицы. Подобное положение не могло не привести к массовым выступлениям, ярким примером которых стали восстания лионских ткачей 1831 и 1834 гг.

В это же время происходило распространение идей утопического социализма Сен-Симона и Фурье.

Во Франции, в отличие от Англии, правительственная политика не была гибкой. Так, если в Англии правительства вигов и тори стре­мились учитывать интересы различных слоев населения, то во Фран­ции ни политика дворянской аристократии Бурбонов, ни политика финансовой и промышленной буржуазии времен Июльской монар­хии не учитывали интересов различных слоев населения. Этим объя­сняется назревание в стране к концу 40-х годов XIX в. новой рево­люции.

Учащимся следует усвоить тот факт, что во Франции политиче­ская нестабильность была результатом непродуманной политики ко­роля и правящей верхушки.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Среди приведенных утверждений имеются истинные и ложные. Истинное утверждение учащиеся отмечают знаком (+), а ложное — (-).

1. Реставрация Бурбонов произошла после Июльской революции 1830 г. (-)

2. В период Реставрации во Франции происходил возврат к ста­рым феодальным порядкам.(-)

3. Хартия 1814 г. закрепляла конституционную монархию во Франции. (+)

4. Антиконституционные акты короля Карла Х послужили пово­дом к началу Июльской революции. ( + )

6. Период Июльской революции — это время бурного экономи­ческого развития Франции и засилия финансовой аристократии. ( + )

7. Франция значительно обгоняла Англию по темпам промыш­ленного развития. (-)

VI. ИТОГИ УРОКА

В результате проведенного урока учащиеся должны уяснить сле­дующие моменты:

— Реставрация Бурбонов усилила политическую и социально- экономическую нестабильность во Франции;

— Июльская революция 1830 г. стала следствием нерешенности социально-политических проблем;

— власть финансовой аристократии привела Францию к очеред­ному росту революционных выступлений.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Какое из государств Латинской Америки первым получило независимость

  • Гаити
  • Мексика
  • Боливия
  • Бразилия
Вопрос 2

Как называется движение в поддержку парламентской реформы в Англии в XIX веке ?

  • аболиционизм
  • луддизм
  • чартизм
  • кальвинизм
Вопрос 3

К основным чертам экономического развития Италии относится

  • завершение промышленного переворота
  • преобладание сельского хозяйства в экономике страны
  • сохранение внутренних таможен
  • промышленный север и аграрный юг
  • сильная экономическая роль дожей
Вопрос 4

В каком году была принята Хартия, ограничившая права короля?

Вопрос 5

В каком году во всех странах Европы произошли революции, не приведшие к созданию национальных государств?

Вопрос 6

Соотнесите страну и политического деятеля

  • США
  • Франция
  • Германия
  • Италия
  • Мексика
Вопрос 7

К общим чертам развития Англии и Франции относятся:

  • медленные темпы промышленного переворота, обусловленные внутренними таможнями
  • активная борьба за политические реформы, в первую очередь избирательную реформу
  • длительный революционный процесс
  • развитие государства, как " мастерской мира"
  • быстрые темпы промышленного переворота, начавшегося с разницей в два-три десятилетия, в зависимости от отрасли промышленности
  • бесправие третьего сословия
Вопрос 8

Укажите даты начала и окончания Гражданской войны в США

  • 1861-1865
  • 1862-1863
  • 1851-1879
  • 1865-1871
Вопрос 9

Процесс объединения Германии завершился в

Вопрос 10

О какой личности идет речь в данном источнике

  • Вильгельм I
  • Отто фон Бисмарк
  • Фердинанд Лассаль
  • Хельмут фон Мольтке
Вопрос 11

Что такое "Реконструкция Юга"

  • жесткая политика по отмене рабства в южных штатах
  • программа перевода экономики южных штатов на капиталистические рельсы
  • переселенческая программа для фермеров на юг США
  • наделение негров гражданскими правами
Вопрос 12

О каком событии идет речь?

Шерман успешно выполнил приказ главнокомандующего. Его армия к началу декабря прорвалась к Атлантике. Участникам похода удалось взять порт Саванну.

  • Франко-прусская война
  • Гражданская война в США
  • объединение Италии
  • Революция 1848 г.
Вопрос 13

О каком событии идет речь?

После разгрома французских войск у Седана накал военных действий стал ослабевать, хотя окончательный мирный договор был подписан во Франкфурте только 10 мая 1871г.

  • Освободительная революция в Латинской Америке
  • Франко-прусская война.
  • Воссоединение Италии
  • "Весна народов" 1848 года
Вопрос 14

Установите соответствие между политическим деятелем и идеологией

  • Марксизм
  • Национализм
  • Либерализм
  • Консерватизм
  • Социализм
Вопрос 15

Первой страной, завершившей промышленный переворот, была:

  • Великобритания
  • Франция
  • Германия
  • Италия
Вопрос 16

Создателем первой паровой машины является

  • Д. Харгривс
  • Дж. Уатт
  • Д. Кей
  • С. Кромптон
Вопрос 17

Основная сельскохозяйственная культура Юга США XIX века

  • кукуруза
  • сахарный тростник
  • хлопок
  • кофе
Вопрос 18

Высшее представительное учреждение в Германии называлось:

  • ландтаг;
  • рейхстаг;
  • бундестаг;
  • рейхсрат.
Вопрос 19

Основные парламентские группировки в Английском парламенте XVIII века

  • лейбористы и чартисты
  • консерваторы и либералы
  • республиканцы и демократы
  • тори и виги
Вопрос 20

Ликвидация феодальных порядков, ускорение развития науки и техники, создание крупных промышленных центров это

  • научно техническая революция
  • промышленный переворот
  • модернизация
  • органическая эволюция
Вопрос 21

Выберите основные достижения промышленного переворота

  • рост социальной напряженности
  • формирование единого рынка
  • появление наемного труда в сельском хозяйстве
  • формирование клааса пролетариев
  • усложнение социальной структуры
  • рост городов
  • формирование "гнилых местечек"
Вопрос 22

Что являлось одной из причин Гражданской войны в США?

  • Желание освободить негров от рабства
  • Борьба за независимость от Англии
  • Создание партии республиканцев
  • Борьба за расширение территории за счет Мексики
Вопрос 23

Согласно "Доктрине Монро" США.

  • оказывали экономическую помощь странам Европы
  • оказывали военную поддержку Латинской Америке
  • активно продвигали свою продукцию на международные рынки
  • не вмешивались в дела других стран
Вопрос 24

Правительство созданное в Париже против аристократов, буржуазии и германских войск, на правах равенства.

Читайте также: