В каком году был положен асфальт

Обновлено: 16.05.2024


Асфа́льт (от греч. άσφαλτος — горная смола) — смесь битумов (60-75 % в природном горном асфальте, 13-60 % — в искусственном) с минеральными материалами: гравием и песком (щебнем или гравием, песком и минеральным порошком в искусственном асфальте). Применяют для устройства покрытий на автомобильных дорогах, как кровельный, гидро- и электроизоляционный материал, для приготовления замазок, клеев, лаков и др. Асфальт наивысшего качества используется в живописи и при создании литографий.

Асфальт может быть природного и искусственного происхождения. Часто словом асфальт называют асфальтобетон — искусственный каменный материал, который получается в результате уплотнения асфальтобетонных смесей. Классический асфальтобетон состоит из щебня, песка, минерального порошка (филера) и битумного вяжущего (битум, полимерно-битумное вяжущее; ранее использовался дёготь, однако он в настоящее время не применяется).

Содержание

Природный асфальт



Эксперимент, иллюстрирующий вязкость асфальта: кусок асфальта был помещен в воронку в 1927 г. и оставлен, к 2007 г. значительная часть асфальта перетекла в стакан

В древности крупнейшим источником асфальта служило Мёртвое море, вплоть до конца XIX века именуемое Асфальтовым. Когда-то глыбы асфальта в большом количестве всплывали прямо на поверхность со дна моря. В последний раз такой случай был зафиксирован в 60-е годы XX века, причем вес куска был более 1 тонны.

Ассирийцы, финикийцы и египтяне широко использовали гидроизоляционные и связующие свойства асфальта при строительстве зданий и кораблей. Кроме того, египтяне использовали его при мумификации.

Авиценна в своём трактате "Канон врачебной науки" при описании лечебных свойств мумиё упоминает также и асфальт (кафр ал-йахуд, т.е. битум иудейский).

Первые попытки промышленного использования асфальтов Пич-Лейка предприняли испанцы в конце XVIII в., однако только в 1850 г. начинается масштабное освоение богатств Асфальтового озера. В 1888 г. была основана The Trinidad Lake Asphalt Company, которая до сих пор осуществляет добычу природного асфальта. В 1978 г. она была преобразована в национальную государственную компанию Lake Asphalt of Trinidad and Tobago, Ltd. В 1990-х гг. ежегодная добыча компании составляла примерно 200 тыс. т. В настоящее время Пич-Лейк является самым значительным коммерческим месторождением в мире, хотя добыча несколько упала. Около 80 % добычи направляется на экспорт. Стоимость экспорта, например, в 1999 г. составила 30 млн дол.

Поскольку запасы асфальтов в Пич-Лейк оцениваются в 6-10 млн т, при современном уровне добычи их хватит не меньше, чем на 400 лет.

Кроме Пич-Лейк, на о-ве Тринидад выявлено ещё 15 месторождений природных асфальтов. Их суммарные геологические запасы составляют 180 млн т, прогнозные ресурсы — 10,5 млн т.

Сирийский асфальт

Сирийский асфа́льт, добываемый на берегах и со дна Мёртвого моря, является асфальтом наиболее высокого качества. Он тверд, хрупок и почти не содержит минеральных примесей. Благодаря своей высокой чистоте используется для создания живописных красок и лаков.

Старые мастера использовали сирийский асфальт в качестве краски и для лессировок. Фламандские и голландские живописцы XVII века соединяли асфальт с шеллаком, быстро сохнувшим маслом и воском, получая прозрачную краску красивого золотисто-коричневого тона.

При соединении с другими красками сирийский асфальт просачивается наверх, вызывая почернение и растрескивание красочного слоя — кракелюры.

Сирийский асфальт также используется в различных техниках печати гравюр.

Используя свойство асфальта окисляться на свету, делаясь менее растворимым, в 1816 г. Жозеф Ньепс начал свои опыты по гелиографии, что позднее привело к изобретению фотографии. В 1826 г. с помощью камеры–обскуры Жозеф Ньепс получил на металлической пластине, покрытой тонким слоем сирийского асфальта, вид из окна своей мастерской.

Искусственный асфальт



Иску́сственный асфа́льт или асфальтобето́нная смесь — это строительный материал в виде уплотнённой смеси щебня, песка, минерального порошка и битума. Различают горячий, содержащий вязкий битум, укладываемый и уплотняемый при температуре не ниже 120 °C; тёплый — с мало-вязким битумом и температурой уплотнения 40-80 °C; холодный — с жидким битумом, уплотняемый при низкой температуре окружающего воздуха, но не ниже 10 °C. Асфальтобетон применяют для покрытий дорог, аэродромов, площадок и пр. Также используются модифицирующие добавки, в том числе, которые являются продуктом переработки автомобильных покрышек.

История

Первоначально в XIX веке улицы городов мостились камнями (булыжная мостовая). Начиная с середины XIX века во Франции, Швейцарии и США и ряде других стран дорожное покрытие начинают делать из битумно-минеральных смесей. В 1876 г. впервые в США применили литой асфальт, приготовленный с использованием нефтяных битумов. Впервые асфальтобетонное покрытие было применено для покрытия тротуаров Королевского моста в Париже в 30-х годах XIX столетия. В начале 30-х годов во Франции в департаменте Эн асфальтом были покрыты тротуары на мосту Моран через реку Рону в Лионе. Бурно развивающаяся дорожная сеть требовала новых типов дорожных покрытий, которые можно было так же быстро сооружать, как и земляное полотно.



Летом 1839 г. в Санкт-Петербурге были покрыты тротуары на протяжении 45,5 погонных сажень шириной 5 футов (97,08 × 1,52 м) и часть моста длиной 8,5 и шириной 6,5 футов (2,59 × 1,98 м) у дамбы Тучкова моста. Первым в России наладившим изготовление асфальта был инженер И. Ф. Буттац. Стоимость 1 м² покрытия обходилась в 14 руб. Впервые русский асфальт стали добывать на Сызранском заводе в 1873 г. (на правом берегу Волги выше Сызрани на 20 км).

В 1876 году городская дума Москвы ассигновала 50 тысяч рублей на проведение эксперимента по устройству асфальтобетонного покрытия. На Тверской улице построили несколько участков из нового материала.

Асфальтовая краска

Асфальто-битумный лак

Технический лак, в отличие от художественных красок. Представляет собой раствор асфальта с различными добавками в богатых ароматикой растворителях типа бензина. Добавками могут служить канифоль (адгезивная и загущающая), касторовое масло (пластификатор), могут варьироваться используемые сорта битума и количество минеральной пыли, также используют в смеси с алюминиевой пудрой. Благодаря аморфной битумной основе длительное время сохраняет эластичность. Водо- и кислотостоек, однако на свету быстро окисляется, твердея, теряя водостойкость и трескаясь. Термостойкость невелика, до 100-130°С в зависимости от марки. Применяется для защиты металлоконструкций, асбоцементных труб, как травильная маска (офорт, любительское изготовление простых печатных плат, маркировка инструмента [2] ). До распространения в 1960-70х годах синтетических лаков широко использовался в электротехнике для пропитки моточных изделий и волокнистой изоляции. Аналогичным лаком покрывались пластины в гелиографии Ньепса [3] .

Асфальт в культуре

"По сути, новый роман – это непрерывное кружение на месте: нельзя уйти – всегда возвращаешься туда же, нельзя взлететь – все равно упрешься руками в асфальт". [4]

Я получил письмо от себя себе,
Я получил чистый лист, он зовет к тебе.
Я не знаю, кто из вас мог бы мне помочь.
Двадцать четыре круга прочь, двадцать четыре круга прочь,
Я - асфальт.

Предположительно, данная песня была посвящена некоему начальнику автодорожной службы, который дружил с участниками группы и всячески им помогал (по словам Андрея Тропилло, этот человек ассоциировал себя с асфальтом и считал, что текст написан про него [5] ).

Примечания

  1. ↑Асфальтовая краска // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. ↑Асфальто-битумный лак - Большая энциклопедия нефти и газа
  3. ↑Луи Дагер и Жозеф Ньепс. Их жизнь и открытия в связи с историей развития фотографии
  4. ↑О романе "Асфальт" на сайте Евгения Гришковца
  5. ↑Андрей Тропилло. Трагедия не может быть попсовой…

См. также

Ссылки

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

  • Каустобиолиты
  • Строительные материалы
  • Нефтепродукты
  • Дороги

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Асфальт" в других словарях:

асфальт — а м. asphalte m.; гр. вторичное заимствование. 1. Минеральная смола. Сл. 18. Твердые смолы суть янтарь, агат, асфальт и каменной уголь. Карамзин ДВ 12 32. Она <Франция> находит посреди себя медь, железо, антимонию, манганезу, соль различных … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Асфальт — – (асфальд, горная смола, горный воск, горный деготь, жидовская смола, жидовский клей, земляная сера, земляная смола, земляной деготь, иудейская смола). Вещество, близкое смолам; использовалось для гидроизоляции и в твердых дорожных… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

АСФАЛЬТ — (горная, иудейская смола) твердая, чернокоричневая смола, легко плавится и распускается в скипидаре; употр. для мощения улиц, на лаки и краски; встречается залежами (бер. Мертвого моря, близ Сызрани, на Тринидаде, в Бельгии и др.). Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

АСФАЛЬТ — АСФАЛЬТ, окси битум, смолистый минерал черного или черно бурого цвета, представляет собой естественно образовавшиеся, в одних случаях из катабитумов (напр., из нефти вследствие испарения, окисления и конденсации), в других непосредственно из… … Большая медицинская энциклопедия

АСФАЛЬТ — (от греческого asphaltos горная смола), твердая легкоплавкая черная масса; содержит 60 75% (природный асфальт) или 13 60% (искусственный асфальт) битумов. Применяют для устройства дорог, как кровельный, гидро и электроизоляционный материал, для… … Современная энциклопедия

Асфальт — (от греческого asphaltos горная смола), твердая легкоплавкая черная масса; содержит 60 75% (природный асфальт) или 13 60% (искусственный асфальт) битумов. Применяют для устройства дорог, как кровельный, гидро и электроизоляционный материал, для… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

асфальт — одежда для (трасс, дорог, магистралей, улиц), битум, битюм, албанит, бейерлит Словарь русских синонимов. асфальт сущ., кол во синонимов: 16 • албанит (1) • … Словарь синонимов

АСФАЛЬТ — Тротуарович. Жарг. угол., лаг. Презр. Заключённый, не имеющий отношения к преступной среде, плохо приспособленный к тюремно лагерной жизни. ББИ, 20; Росси, т.1, 19; ББ, 20; Балдаев, 1, 19. Асфальт шевелится. Жарг. мол. Шутл. О походке пьяного… … Большой словарь русских поговорок

Асфальт — – искусственное или природное органическое вяжущее. Асфальт применяется главным образом для строительства дорог, а также для устройства полов в промышленных зданиях … Словарь строителя

асфальт — жол. Асфальтталған, асфальт төселген жол … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі

АСФАЛЬТ — (от греч. asphaltos горная смола) смесь битумов (60 75% в природном и 13 60% в искусственном) с минеральными веществами (известняком, песчаником и др.). Применяют в смеси с песком, гравием, щебнем для устройства дорог, как кровельный, гидро и… … Большой Энциклопедический словарь

История московских мостовых: от дерева до плитки

00

Всё лето Москву копали, к осени вместо асфальта на многих центральных улицах появилась плитка, и это очередное крупное событие в истории московских мостовых. Когда-то также появилась булыжная мостовая вместо дерева, потом брусчатка вместо булыжной, а потом и асфальт. Когда, где и как? Мы решили подробно разобраться и проследить историю появления разных типов мощения с момента основания Москвы.

Все виды мощения в Москве с самых ранних и до наших дней —>

Первые мостовые были деревянными и появились в 12 веке, вскоре после строительства первой крепости в Москве. Устроены они были, конечно же, внутри крепости, поскольку за её пределами ещё и города-то не было.
За пределами Кремля первые улицы покрыли деревянной мостовой в 14 веке. Причём, наличие мостовой отражалось и в названиях: Большая Тверская мостовая улица, Большая Никитская мостовая улица.

16v_tver


Деревянная мостовая 16-17 веков, раскрытая в ходе реконструкции Тверской улицы в 2016 году. Фото отсюда

Со временем деревянные мостовые загрязнялись, зарастали землёй и следующие устраивались уже поверх слоя грунта. Судя по данным археологических раскопок, подобные прослойки достигали 50 сантиметров.

17v_sigiz


Фрагмент Сигизмундова плана 1618 года. Показана мощёная деревом Чертольская улица – нынешние Волхонка и Пречистенка.

17v_suhov


Москва 17 века. Башни Белого города. Реконструкция реставратора Сухова. Примерно так могли выглядеть улицы, мощёные деревом.

17v_vasn


Одна из кремлёвских улиц на реконструкции Апполинария Васнецова. Здесь художник изобразил тип деревянной мостовой с продольными досками, которыми сверху обшивались брёвна.

Первая каменная мостовая Москвы появилась в Кремле, в 1643 году. Мастер Михаил Ермолин выложил камнем территорию Патриаршего двора, за что получил хорошие по тем временам деньги – 4 рубля.

Тем не менее, ещё в середине 18 века большинство московских улиц было выложено деревом, многие из этих мостовых сохранились до пожара 1812 года.

1843_karl_bodry


Булыжная мостовая в Кривоколенном переулке на картине Карла Бодри, 1843 г.

Вплоть до введения муниципального управления в 1860-е годы следить за мостовыми и обновлять их должны были домовладельцы. Далеко не у всех хозяев были на это деньги, поэтому в 1823 году учредили капитал, из которого предоставлялись ссуды малоимущим домовладельцам.
Можно представить себе, как обязанность содержания мостовых обывателями сказывалась на их качестве. Один обновил, а его сосед отложил это дело. Один сделал качественно, другой – тяп-ляп. Покрытие улиц становилось всё более неровным, дыры и ухабы стали обычным делом.

Ещё одна беда до середины 19 века – несовершенная технология укладки камня. В большинстве случаев булыжник мостили без подложки, прямо на землю. В результате приходилось менять покрытие несколько раз в год. Только в некоторых местах делали подушку: сначала клали брёвна и доски, сверху посыпали щебёнкой, мусором, углём и золой, потом добавляли прослойку земли, и только после этого сверху клали камень. Но и это далеко не всегда спасало.

1879_ver


Картина художника Петра Верещагина, 1879 г. На проезжей части булыжная мостовая, а тротуар вдоль края набережной сложен из каменных плит, скорее всего, из песчаника.

Деньги из городского бюджета на мостовые начали выделять в 1860-е годы, окончательно на содержание города дороги перешли только в 1874 году. Но это касалось только проезжих частей улиц, тротуары по-прежнему должны были укладывать и чинить хозяева владений.

1890-e_kreml


Мостовая из песчаника в Кремле на Соборной площади.

1904-06_kreml


Тротуар из песчаника в Кремле, 1900-е годы.

1890-е_pods


1890-е годы. Подсосенский переулок. Проезжая часть из булыжника и тротуары из плит песчаника. Бордюра как такогого нет.

1913_presn


Пресненская застава, 1910-е годы. Площадь целиком замощена булыжником.

1900-e_zima


В 19 веке уже в конце октября Москву засыпало снегом, и телеги меняли на сани. До советского времени каждую зиму действовало предписание не счищать снег с момента его выпадения и до 22 марта. За зиму накапливалось до 50 см уплотнённого снега на проезжей части. Лишний снег счищали на обочины в сугробы. Во време оттепелей снег из этих сугробов разбрасывали по оголённой мостовой. Тротуары чистили, и они оказывались гораздо ниже проезжей части. Так что на санях можно было свалиться на тротуар, если подъехать слишком близко к краю дороги.

1900-e+petr


1900-е. Петровка зимой.

К 2016 году единственное место в Москве, где сохраняется булыжная мостовая — Крутицкое подворье.

IMG_0221


Крутицкая улица

В 1870-е годы стало понятно, что на одном булыжнике далеко не уедешь, он казался уже сильно устаревшим типом покрытия, особенно для главных улиц. Всё больше и больше популярности в крупных городах мира набирало невиданное ранее новшество – асфальт.

1910-e


Асфальт на Никольской улице, 1910-е годы.

Городская дума выделила в 1876 году 50000 рублей на эксперименты с новыми видами покрытия. В том же году на Тверской улице появились 5 пробных участков разной мостовой.

Первый участок – прессованные асфальтовые кирпичи, второй – прессованные асфальтовые шестигранные шашки, третий – литой Сызранский асфальт, четвёртый – прессованный Сессельский асфальт и пятый – деревянная торцовая мостовая по системе Никольсона.
Лучше всего себя зарекомендовал литой Сызранский асфальт и, что неожиданно – деревянная торцовая мостовая.

1913_asf


Асфальт на Тверской улице, 1876 год. В Малом Гнездниковском переулке ещё оставалась булыжная мостовая.

К 1896 году площадь асфальтовых мостовых в Москве достигает 5505 квадратных саженей (2,5 гектара). Но по большей части это небольшие участки вдоль частных владений, уложенных на средства богатых предпринимателей. Причем, некоторые домовладельцы укладывали вдоль своих домов асфальт, чтобы заглушить шум от железных колёс и лошадиных подков.

1900_il


1900-е годы. Биржевая площадь. Проезжая часть Ильинки выложена булыжником, а слева пешеходный переход, закатанный в асфальт.

В начале 20 века асфальт получал всё большее распространение. В 1912-1914 годах 57% площади новых мостовых уложили из гранитной брусчатки, 18% — асфальтом и 22% — булыжником.
К этому же времени Петровка от Театральной площади до Столешникова переулка уже была закатана в асфальт, как и сам Столешников переулок.

1915_petr4


Проезжая часть и тротуар из асфальта. Петровка, 1915 год.

Бордюрный камень всё ещё оставался редкостью, края тротуаров выкладывали булыжником. Тротуары на центральных улицах были заасфальтированы, у некоторых владений ещё оставались из крупных плит песчаника.

1907-10_tver


Тверская. 1900-е годы. Проезжая часть из булыжника, асфальт на этом участке улицы пока что только на тротуарах.

1927_asf2


1927 год. Укладка асфальта в начале Тверской.

Удивительно, но в 1928 году ещё можно было проехать по дереву:

Сейчас сложно поверить, но в конце 1920-х и представить не могли асфальт всюду:

Не прошло и полвека, как всю Москву, действительно, залили в асфальт.

Брусчатка появляется в 1870-е годы, как один из типов экспериментальных мостовых, наряду с асфальтом.

1913_tvyam


1913 год. Вся 1-я Тверская улица, от Триумфальной площади до Тверской заставы была вымощена брусчаткой.

К настоящему времени в Москве осталось несколько улиц с мостовыми из брусчатки, уложенной в конце 19 или в начале 20 века.

1980-e_kuzn


Брусчатка на Кузнецком мосту, сохранившаяся до сих пор. Фотография 1980-х годов.

1981_slus_bar


Брусчатка на Баррикадной улице, фотография А. Слюсарева, 1981 г.

2010-e_bar


Брусчатка на Баррикадной улице, 2010-е годы.

2010-t_komiss


Брусчатка 1927 года на Комиссариатском мосту неподалеку от Новокузнецкой

1910-e_kras


Красная площадь, 1910-е. Дорожка из асфальта посреди булыжника.

1925_kras


1925 год. Мостовая Красной площади всё ещё булыжная.

1930_kras2


1930 год. Укладка брусчатки на Красной площади.

1930_kras


Новая брусчатка вдоль Средних торговых рядов, 1930 год.

В 1974 году брусчатку полностью обновили и уложили на бетонное основание. Эта брусчатка сделана из сверхпрочной магматической горной породы габбро.

1974_kras


1974 год, реконструкция Красной площади.

В качестве экспериментов в первой трети 20 века некоторые улицы и площади Москвы решено было замостить клинкерным кирпичом. Это голландское изобретение: сверхпрочный кирпич из специального вида глины, обжигающейся до полного запекания при температуре 1200 градусов. Мостовые из клинкерного кирпича укладываются ёлочкой.

1932_klin1

1932_klin


В 2015 году при реконструкции Пушечной улицы раскрыто полностью сохранившееся покрытие из клинкерного кирпича.

1932_klin2


Этой мостовой грозило полное уничтожение.

1932_klin4


Но к счастью, фрагмент проезжей части переложили на тротуар, теперь это местная достопримечательность.

Публикация подготовлена Александром Ивановым

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Среда, ноября 30, 2016 в 16:22 в теме: ГОРОД, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

Читайте также: