Чему учит мать провожая сына в тайгу почему звучит фраза мал еще таежные законы переиначивать

Обновлено: 02.07.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Для начала проверим ваши знания. Я буду вам задавать вопросы, а вы должны выбрать правильный вариант ответа. ПРОВЕРКА. ПОХВАЛА (слайд 7).

(слайд 9) В.П.Астафьев ушел из жизни в начале нашего века, в 2001 году. Таких, как он, называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный прежде всего к себе человек. Герои его книг – простые люди. А еще постоянный герой произведений В.П.Астафьева – природа.

Для того чтобы сформулировать тему нашего урока, вам нужно отгадать загадки. Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной. Он беззащитный и в то же время сильный. Он сын и одновременно хозяин. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он совершает ошибку и исправляет ее (Васютка). (слайд 10)

Она величественна и похожа на океан. Она щедра и сурова. Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России (тайга). (слайд 11)

Давайте сформулируем тему нашего урока и запишем её в тетрадях. (слайд 12)

Основная тема многих рассказов Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, изменить. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

- Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?

- От кого Васютка научился таежным законам?

- Почему Васютка разговаривает в тайге вслух?

- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

- Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо? (Отца и деда, потому что они оказали на мальчика большое влияние)

- Что он сделал в первую очередь? (Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек)

- В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать? (Не взял соль, мало хлеба)

- Какие черты характера обнаружились в мальчике?

- Почему Васютка упорно искал лиственные деревья среди хвойных?

- Подметили ли вы, что необходимо охотнику, чтобы выжить в лесу. Почему заряды в тайге берегли, по-хозяйски называя их припасами?

- Как природа подсказала мальчику о близости Енисея? (Скопление белой рыбы, вынесенная по течению тушка утки.)

- Кому благодарен Васютка за свое спасение? Почему называет реку Енисеюшко?

- Какие качества помогли выжить мальчику?

Итоговый вопрос: Что помогло Васютке выжить в трудных условиях?

Знание законов тайги помогли мальчику выжить: в лесу он нашел и пищу, и кров, и тепло. Можно сказать, что природа – это открытая книга ! Но открывается она не всем, нужно уметь её читать. Давайте запишем этот важный вывод в тетрадь. Вывод: человек и природа находятся в неразрывной связи

ФИЗМИНУТКА (слайд 15)

- Почему тайга напомнила Васютке море?

- Какие слова использует автор при описании тайги?

- Какое впечатление производит этот пейзаж на вас?

- А как вы думаете, можно назвать природу величественным храмом? Что такое храм? (словарная работа: храм - святое место, куда приходят люди очищать душу) Вот и Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным, очищается, становится мудрее. Действительно, красота природы подобна великолепию храма. Природа – это величественный храм

- Почему собственное отражение в Енисее удивило Васютку? Главный герой изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за пять неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд 16)

Ребята, а как бы вы повели себя, если бы заблудились в лесу? (слайд 17)

Итоговый урок по рассказу В.П.Астафьева

3. Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Личностные: 1.Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

2. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

I . Вводно-мотивационный этап.

- 24 июля 2017 года случилось несчастье. В тайге Красноярского края пропала девочка. 7 дней ее искали, 7 тяжелейших дней она блуждала по тайге. Давайте с вами посмотрим видеорепортаж новостей о девочке.

Просмотр видео о спасении 14летней девочки, которая выжила в тайге . (3 минуты)

- Как девочка могла выжить в тайге? (ответы уч-ся)

- Как бы вы себя повели, оказавшись в подобной ситуации?

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами. (ответы уч-ся)

- Маленькой песчинке легко затеряться в океане? Так же легко человеку заблудиться в тайге и погибнуть. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Как вы понимаете это высказывание?

- Что же помогло герою рассказа Астафьева выжить, не погибнуть в тайге? - Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке.

II . Операционно-содержательный этап.

– Проследим, как она раскрывается в тексте.

-Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно?

-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? (Знакома, не раз бывал, следил за затесями)

- Сколько дней провел Васютка в тайге?

-Пять дней провел Васютка в тайге, как он прожил эти дни и как выжил, мы узнаем проследив за его путешествием.

1. Исследовательская работа в группах

- С какой птицей встретился? Что узнали о повадках этой птицы? (Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)

-Какую пользу приносит эта птица? (Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)

-Почему Васютка не стал в неё стрелять?

-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?

-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел?

-Как обычно проходит охота на глухаря?

-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)

- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?

-Страшно ли было Васютке? Почему? (Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

- Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? (Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

- Как Васютка провёл первую ночь в тайге.

- Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)

- Как мальчик приготовил себе еду?

- В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?

-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)

- О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?

- Какие черты характера обнаружились в мальчике?

-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой?

- Как и почему Васютка относится к окружающей его природе? ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).

-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? Какие слова использованы при описании тайги? Как чувствует себя мальчик в этот момент?

- Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?

-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?

-Чем отличалась 3-я ночь?

-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных?

-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.

- В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).

- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)

-Кому благодарен Васютка за своё спасение?

-Почему называет реку Енисеюшко?

- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?

- Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

2. Выступление групп.

Физкультминутка

- Представьте, что вы маленький орешек, упавший с кедра и попавший в почву.

( присесть на корточки, сжаться в комочек)

Маленькому орешку холодно, он сжимается, чтоб согреться.

(мышечное напряжение, глаза зажмуреня)

Весной солнечные лучи согрели землю и орешек отогрелся, расправил свои плечи.

Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти.

У него появились корешки

( встать на ноги, открыть глаза)

и первые стебельки

( поднять полусогнутые в локтях руки над головой).

Солнышко так согрело росток, появившийся из орешка, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими веточками.

(Вытянуться вверх, подняться на цыпочки, помахать кистями рук.)

И вот однажды на ростке расцвел цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветам

(улыбнуться учителя и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).

А потом наступила осень и на месте цветка образовались новые орешки, которые великий кедр снова сбросило в почву.

(движение руками, будто стряхиваешь воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения)

Так выросла величественная и похожая на океан тайга.

3. Работа с таблицей

Готовиться основательно к походу в тайгу

Обозначать особыми приметами дорогу

Не тратить попусту порох и дробь, бережно относиться к тайге

Знать повадки зверей и птиц

Уметь развести костёр, приготовить пищу, устроиться на ночлег

Не терять присутствия духа

Знать таёжные приметы

Итоговый вопрос: что помогло Васютке выжить в трудных условиях?

- Давайте запишем этот важный вывод в тетрадь. (Дети по ходу урока записывают в тетрадь основные выводы)

Законы тайги:

1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.

3. Не стреляй попусту, береги драгоценный припас!

4. Возьми с собой в лес собаку!

5. Запомни: удача не всегда приводит к счастью!

6. Не убивай птицу, зверя ради удовольствия!

4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.

5. Уметь ориентироваться по сторонам света.

6. Слушай и запоминай народные приметы!

7. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.

8. Не терять веры в свои силы.

4. Составить синквейн по образу главного героя

1. Тема называется одним словом ( обычно существительным), наприме, Васютка

2. Описание темы в 2 словах, 2 прилагательных

3. Описание действий в рамках этой темы,3 глагола

4. Фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме ( предложение из 4 слов)

5. Синоним из 1 слова, который повторяет суть темы

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

Заблудился, не отчаялся, нашел выход, борется, обрадовался, всплакнул

Васютка – маленький покоритель тайги. Тайга хлипких не любит.

III . Рефлексивно-оценочный этап.

-Чему можно поучиться у Васютки?

-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя узнали?

- Пригодится ли вам это в будущем?

Ò Сегодня я узнал(а)…

Ò Было интересно…

Ò Урок дал мне для жизни…

Ò Своей работой на уроке я…

Ò Мое настроение…

Домашнее задание:

Написать сочинение - рассуждение на тему " Как Васютка выжил в тайге".

- Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес? Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?

Составьте и запишите "Памятку идущему в лес" и "Если ты заблудился в лесу".


Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.

2). Что беспокоило рыбаков?

3). Зачем Васютка отправился в тайгу?

Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.

4). Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?

Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.

5). Каков старинный порядок?

“ Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”.

Это афоризм – краткое изречение, очень точно выражающее какую-либо оригинальную мысль.

6). Почему Васютка спокойно шёл по тайге?

Следил за пометками на деревьях.

Беседа по тексту произведения: 7). а). С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется? (Кедровка.) б). Что узнали о повадках кедровки? “ Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”. в). Какую пользу приносит эта птичка? Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра. 8). Какое видение заставило Васютку забыть о сборе шишек? Большая черная птица – глухарь. 9). Как обычно проходит охота на глухаря? “… глухаря часто берут с собакой…”

Беседа по тексту произведения:

7). а). С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется?

б). Что узнали о повадках кедровки?

“ Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”.

в). Какую пользу приносит эта птичка? Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра.

8). Какое видение заставило Васютку забыть о сборе шишек?

Большая черная птица – глухарь.

9). Как обычно проходит охота на глухаря?

“… глухаря часто берут с собакой…”

Беседа по тексту произведения: 11). В какой момент Васютка понял, что заблудился? “ .. где же затеси. ” 12). Как вы думаете, страшно ли было Васютке? Да, Ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход. 13). Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился? “ Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки” (СЛАЙД 9).

Беседа по тексту произведения:

11). В какой момент Васютка понял, что заблудился?

12). Как вы думаете, страшно ли было Васютке?

Да, Ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход.

13). Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?

“ Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки” (СЛАЙД 9).

Итак, надо “взять себя в руки”. • развести огонь; • собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки; • запастись на ночь дровами; • хоть хочется плакать, но надо приготовить еду; • поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.

Итак, надо “взять себя в руки”.

Беседа по тексту произведения:

14). Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути?

• пробираться через сухой валежник;

• “ почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень - выворотень”;

• ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.

15). В чём увидел мальчик своё спасение?

В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”.

16). Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?

Чувство радости, восторга. Докажите словами текста.

17). Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? Много рыбы. “В озере – белая рыба!” (Сиг, чир, пелядь)

17). Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? Много рыбы. “В озере – белая рыба!” (Сиг, чир, пелядь)

Беседа по тексту произведения: 18). Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья. 19). Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой? • наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре; • умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги; • умение ориентироваться.

Беседа по тексту произведения:

18). Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?

Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.

19). Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

• наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;

• умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;

Вам понравился этот рассказ? Интересен и богат язык произведения.

Вам понравился этот рассказ?

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

  • неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;
  • раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая.

Почему же так назван рассказ? Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния. - В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”. Какое из этих названий вам нравится больше? Почему?

Почему же так назван рассказ?

Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?

Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

Какой Васютка?

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка Василий -

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка Василий -"Царственный" (греч. ). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя: раскрыть черты характера Васютки; проанализировать мотивы его поведения в лесу; подумать над значимостью лесного озера для спасения мальчика; обсудить смысл названия рассказа; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь определить значение картин природы в рассказе; дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).

II. Анализ текста по вопросам:

1. Отчего было скучно Васютке в избе?

2. Что заставило его собирать орехи для рыбаков?

4. Почему Васютка разговаривает в тайге вслух?

5. Только ли охотничий азарт заставляет Васютку идти за глухарем?

6. Что насторожило Васютку после удачной охоты?

7. Подметили ли вы, что необходимо охотнику, чтобы выжить в лесу. Почему заряды в тайге берегли, по-хозяйски называя их припасами?

9. Почему Васютка упорно искал лиственные деревья среди хвойных?

10. Как природа подсказала мальчику о близости Енисея? (Скопление белой рыбы, вынесенная по течению тушка утки.)

12. Какие качества помогли выжить мальчику?

Задание: Докажите эпизодами из текста, что Васютка — любящий сын, совестливый человек, уважительный работник.

13. Васютка нашел озеро с большими рыбными запасами, сообщил о нем людям. О каком качестве характера можно говорить после такого поступка?

III. Устное рисование.

Задание: нарисуйте устно портрет Васютки.

(Пример. Читая рассказ, я познакомилась с коренастым сибирячком, одетым в серую поношенную телогрейку, на голове его красовалась потертая фуражка. Сапожки были мальчику впору. Большие темно-серые глаза умно смотрели из-под рыженьких вихров, по щечкам разбежался природный румянец.)

Бородулин, В. И. Российский энциклопедический словарь [Текст] / В. И. Бородулин [и др.]. — М.: БРЭ, 2000.

Еремина, О. А. Уроки литературы в 5 классе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.prosv.ru

Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.

Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим. [Текст]: дидактические материалы. 5 кл. / В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 2011.

Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский. М.: Просвещение, 2004.

Коровина, В. Я. На подступах к риторике [Текст] / В. Я. Коровина. — М., 1996.

Литература. 5 класс [Текст]: рабочая программа по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. Г. В. Цветкова. — Волгоград: Учитель, 2012.

Тимофеев, С. И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С. И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974.

Читайте также: