В какой уфас подавать жалобу на организатора торгов по банкротству

Обновлено: 28.06.2024

ФАС России — государственная структура, которая занимается надзором за деятельностью монополий, проведением госзакупок, следит за соблюдением норм права о защите конкуренции и рекламе. Правомочна обращаться в судебные органы, рассматривать дела о нарушении антимонопольных законов, принимать решения и проч.

Внесудебный и судебный порядок обжалования

Акт Федеральной антимонопольной службы можно оспаривать в ведомственном или судебном порядке.

В первом случае заявление рассматривается самим ведомством, во втором – арбитражным судом.

Выбирая орган для обжалования решения ФАС, следует учитывать:

  1. Досудебный порядок обжалования не обязателен.
  2. Ведомственный способ обжалования подходит не для всех актов.
  3. Само ведомство не часто склоняется к необходимости отменять решения сотрудников, поэтому получив отрицательный результат, скорее всего, нужно будет обращаться в суд.
  4. Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания.
  5. Контролирующий орган, в отличие от судебного, не может восстановить пропущенный срок.

Срок для обжалования решений ФАС России

При несогласии с постановлением особое внимание следует обращать на сроки. Подать жалобу на решения УФАС следует в течение трёх месяцев.

Жалоба в федеральный антимонопольный орган на решение, нарушающее единообразие в применении норм антимонопольного законодательства, должна быть подана в федеральный орган в течение месяца. Акт, принятый коллегиальным органом антимонопольной службы по жалобе, может быть обжалован в судебный орган в месячный срок с момента вступления в силу.

Пропущенный срок не будет основанием для отказа принять заявление. Если есть доказательства уважительности причин, из-за которых обжалование не состоялось в срок, можно ходатайствовать перед судом о восстановлении срока.

Досудебный (ведомственный) порядок обжалования

К достоинствам этого способа защиты прав можно отнести упрощенный порядок и экономию времени. Однако по эффективности он уступает судебному.

Если выбран ведомственный порядок защиты интересов организации, жалоба подается в территориальный орган ФАС. При этом исполнение требований предписания не приостанавливается.

В ведомственном порядке можно оспаривать:

  1. Несоблюдение срока публикации в ЕИС данных о принятой жалобе, или дате и месте её разрешения.
  2. Несоблюдение сроков, установленных для регистрации и рассмотрения жалоб.
  3. Нарушающий контрактное законодательство отказ в разрешении жалобы.

Не получится оспорить в административном порядке:

  1. Нарушения по уже заключённым сторонами контрактам.
  2. Нарушение комиссией порядка оценки и сопоставления заявок.
  3. Нарушения, которые уже были предметом рассмотрения судом с вынесением решения.
  4. Случаи, когда жалоба уже рассматривалась контролирующим органом и по ней было принято постановление.

Как обращаться

Письменное заявление следует подать в территориальный орган, который принял решение.

Установлены разные способы, чтобы передать обращение:

  • через приемную ведомства;
  • почтовой связью;
  • МФЦ;
  • на сайте ФАС (через электронную приемную);
  • Госуслуги.

В жалобе следует написать:

  • наименование органа ФАС либо фамилию и должность лица, принявшего решение;
  • наименование заявителя;
  • его адрес, контактные данные (телефон, имейл);
  • причины обжалования;
  • поставить подпись и дату.

Непременно следует указать на нарушения Регламента, которые помогут признать обращение обоснованным.

Если заявление подписывает представитель организации, необходимо приложить копию доверенности. Приобщение остальных документов остается на усмотрение заявителя.

Антимонопольный орган должен разрешить дело и принять решение в тридцатидневный срок. Если потребуется проверка, руководитель вправе продлить рассмотрение оспариваемого акта до тридцати дней, уведомив заявителя об увеличении срока.

Если обжаловалось решение госслужащего территориального органа, решение принимает руководитель соответствующего органа.

Копия решения в течение трёх рабочих дней должна быть отправлена заявителю.

Ведомственная апелляция

Ненормативный акт, составленный комиссией, может быть обжалован в месячный срок в коллегиальный орган ФАС России. Правда, обжаловаться в апелляционную инстанцию могут исключительно решения, которые нарушают единообразное применение норм о конкуренции.

Не рассматриваются в вышестоящем коллегиальном органе жалобы на решения, принятые по законодательству о рекламе, о конкуренции, о контрактной системе.

Нельзя применять досудебный порядок для обжалования решений и предписаний ФАС России и её коллегиальных органов. Для такого обжалования следует обращаться с заявлением в суд.

Как обжаловать решение ФАС в арбитражный суд

Что может обжаловаться

В судебном порядке можно оспаривать не только действия и бездействие должностных лиц, решения и предписания комиссий, но и коллегиальных органов антимонопольной службы.

Правила обращения в суд

Заявление о несоответствии решения контролирующего органа нормативному правовому акту придется оплатить пошлиной: 300 рублей для физических лиц и 3 000 рублей – для организаций.

Обжалование решений ФАС в суде приостанавливает его действие, пока постановление суда не вступит в законную силу.

Заявление направляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика.

Какие требования надо учесть

Заявление должно быть грамотным, понятным, обоснованным нормами права и оформлено письменно. Его структура включает следующие части:

  1. Вводную, в которой указывается наименование суда, сторон, их реквизиты (наименование лица, подающего заявление, ИНН, адреса, контакты).
  2. Описательную. В ней раскрываются обстоятельства дела.
  3. Мотивировочную. Содержит описание незаконных решений и действий их юридическую оценку со ссылкой на нормы закона, доказательства.
  4. Просительную, в которой указываются требования.

Чтобы заявление, направляемое в арбитражный суд, было принято, его следует писать с учетом условий, изложенных в части 1 и 2 статьи 125 АПК РФ.

Несоблюдение требований может привести к оставлению заявления без движения, или, что хуже, к отказу в удовлетворении требований. Избежать проблем можно, поручив составление заявления нашим юристам, которые знают, как всё сделать правильно.

Необходимые документы:

  • квитанция оплаты госпошлины;
  • почтовая квитанция, доказывающая направление копии заявления госоргану;
  • выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • подтверждающие полномочия лица, которое заявление подписало;
  • доверенность;
  • копия обжалуемого решения;
  • доказательства.

Как рассматриваются жалобы

Дела по обжалованию неправомерных решений ФАС в суде рассматриваются по правилам искового производства, с некоторыми особенностями. В частности, бремя доказывания законности принятого решения лежит на органе власти. Рассмотрение дела из публичных правоотношений не должно длиться более трёх месяцев.

Однако на практике надеяться на этот принцип не стоит: без активной позиции заявителя дело можно проиграть.

Решение может быть обжаловано в апелляционный арбитражный суд в течение месяца со дня принятия.

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ — это документ, в котором участник процедуры оспаривает решения госзаказчика или электронной площадки, проводившей тендер. Самые частые причины обращений — нарушение правил проведения закупок и ограничение конкуренции.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Кто жалуется в ФАС

Федеральный закон о контрактной системе в главе 6 устанавливает порядок, в котором участник закупки обжалует решения организатора закупки и оператора площадки, на которой она проводится. Глава не содержит способов обжалования решений госзаказчиков закупок или поставщиков на этапе исполнения контракта.

Если госзаказчик считает незаконными действия участника, он отклоняет его заявку. Если нарушения исходят от контрагента на этапе исполнения, заказчику следует обратиться к нему с претензией, получить сатисфакцию за счет обеспечения контракта или обратиться в суд. По правилам подготовка жалобы в ФАС на этом этапе не предусмотрена, кроме одного случая: если поставщик не исполнил обязательства, из-за чего заказчик вынужден отказаться в одностороннем порядке от контракта, информация о ситуации доводится до УФАС заказчиком. А тот, в свою очередь, рассматривает вопрос о внесении организации-контрагента в реестр недобросовестных поставщиков.

Эксперты КонсультантПлюс каждый месяц делают обзор резонансных жалоб участников закупок. Используйте эти инструкции бесплатно, чтобы решить, есть смысл жаловаться или нет.

Как подать обращение в УФАС

Вот инструкция, как подать заявление в ФАС по 44-ФЗ для поставщика:

  1. Определить основания для обжалования.
  2. Собрать доказательную базу.
  3. Составить обращение.
  4. Подать обращение.

Шаг 1. Определяем основания для обжалования

Первое, что делает участник перед подачей обращения, — определяет:

  • какие права нарушены;
  • какими действиями заказчика или оператора площадки нарушены права;
  • не истек ли еще срок обжалования действий виновного лица.

Основания и сроки на жалобу в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ перечислены в ч. 4 ст. 105 44-ФЗ, оператора электронной площадки — в ч. 5 ст. 105 44-ФЗ. Жалоба на госзаказчика подается в связи с:

  • содержанием опубликованной закупочной документации заказчика — до момента окончания подачи заявок;
  • нарушениями, допущенными при рассмотрении заявок, — в течение пяти рабочих дней с момента публикации протокола рассмотрения;
  • нарушениями, допущенными при заключении контракта, — до его заключения;
  • нарушениями условий соглашения — подается жалоба поставщика в УФАС на несвоевременную оплату после проведения претензионной работы.

Контрактное законодательство разъясняет, кто может подать жалобу в ФАС на действия и решения закупочной комиссии: участник обжалуемого тендера. Оспаривают решения, которые приняты после окончания подачи заявок или в ходе заключения контракта только лица, которых эти нарушения касаются напрямую: участник закупки и компания, с которой заключается контракт. Обжаловать положение закупочной документации вправе любое лицо независимо от того, участвует оно в закупке или нет.

Жалоба на оператора электронной площадки в связи с его ошибками при аккредитации участника подается в течение месяца с момента нарушения.

В случае пропуска срока обжалование действий заказчика или оператора производится через суд.

Шаг 2. Собираем доказательную базу

Помните, что в обращении заявитель подробно излагает, какие действия или решения госзаказчика или оператора не являются законными, подкрепив выводы документами. Для аргументации используются:

  • Закон о контрактной системе, 135-ФЗ и другие федеральные законы;
  • подзаконные акты: постановления правительства, приказы, распоряжения;
  • разъяснительные письма Минфина, Минэкономразвития, ФАС;
  • арбитражная практика: решения и постановления судов;
  • решения УФАС, особенно убедительны для комиссии решения, которые вынесены в том же УФАС их коллегами или комиссией.

Шаг № 3. Составляем обращение

Инструкция, как правильно написать жалобу в ФАС по 44-ФЗ при обжаловании тендера:

  • первая часть обращения — вводная, в ней излагается формальная информация: наименование УФАС, в который направляется документ, наименования заявителя и лица, на которого он жалуется, их адреса, электронные адреса, телефоны, ИНН и ОГРН, номер и предмет закупки, наименование ресурса, на котором она опубликована;
  • основная часть — аргументирующая. Заявитель излагает подробно, какие действия он считает незаконными, и приводит доказательства;
  • в финальной части необходимо подытожить сказанное и указать требования, которые предъявляет заявитель, —например, провести проверку, приостановить процедуру, выдать предписание об устранении нарушений.

Заявитель подает обращение в связи с конкретными действиями или бездействием заказчика. Но каждое обращение в УФАС — это повод для полной внеплановой проверки документации, поэтому, даже если претензии заявителя необоснованны, это не страхует госзаказчика от приостановления закупки или выявления нарушений.

Это образец жалобы по административному правонарушению по 44-ФЗ, используйте шаблон в работе:

Исх. № 1/21 от 09.06.2021

В Управление Федеральной антимонопольной

службы по Московской области

Карамышевская наб., д. 44, г. Москва, 123423

Адрес места нахождения и почтовый адрес:

ул. Победы, д. 1, г. Пермь, 000000

Адрес места нахождения и почтовый адрес:

п-т Идеальный, д. 2, г. Зеленогорск,

Московская область, 000000

Жалоба на действия заказчика

Пунктом 4.2 проекта контракта, включенного в документацию об Аукционе, установлено, что оплата за выполненные работы производится в течение 45 дней с момента подписания заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ.

  1. Копия извещения о закупке № XXXXXXXXXXX21XXXXXX.
  2. Проект государственного контракта.
  3. Доверенность на подписание жалобы от 08.06.2021 № 15.

А это образец жалобы в УФАС по 44-ФЗ при ограничении конкуренции:

Образец жалобы в ФАС

Шаг № 4. Подаем обращение

  • непосредственно в УФАС — заявитель лично подает документ в канцелярию нужного УФАС;
  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в электронном виде.

Обращение подписывается уполномоченным лицом. Прилагаются бумаги, которые подтверждают полномочия подписанта.

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Заказчики и операторы торгов нередко допускают ошибки, нарушают права участников или злоупотребляют своими правами. Органом, уполномоченным рассматривать жалобы участников системы госзакупок, является ФАС России (Федеральная антимонопольная служба). Разбираемся, на что и как может пожаловаться участник торгов, а главное, — как добиться положительного решения.


Участники контрактной системы по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут иметь различный статус. От этого непосредственно зависят возможность, основания и порядок обращения с жалобой в ФАС.

Под участниками торгов в контексте возможности обращения в ФАС понимаются организации или ИП, которые:

  1. Намерены подать заявку на участие в конкретной закупке, но из-за нарушений со стороны оператора электронной площадки (ЭТП) или заказчика не могут этого сделать — их права ограничены ещё на этапе самой возможности принять участие в торгах.
  2. Подали заявку на участие в конкретной закупке, но из-за допущенных нарушений их прав и интересов не смогли победить в торгах.
  3. Являются победителями торгов или следующими за ними участниками, с которыми заказчик должен заключить контракт (договор), но не сделал этого из-за неправомерного отказа или иного нарушения.

Компании или ИП, которые уже заключили контракт с заказчиком, формально уже участниками закупки не являются. Они имеют статус исполнителя (подрядчика, поставщика). Но за ними сохраняется право обжалования незаконных действий заказчика. Сделать это можно, в зависимости от нарушения, либо в суде, либо первоначально в ФАС, а затем в суде.

Обратиться с жалобой в ФАС могут и другие заинтересованные лица. Например, нередко закупка обжалуется лицами, которые не имеют к ней никакого отношения, — прокуратурой или физическими лицами, организациями или ИП, которые усматривают в закупке нарушение закона.

Основания подачи жалобы в ФАС

Поводом для подачи жалобы может стать любое нарушение закона, положения о закупке и (или) закупочной документации, которое при этом ущемляет права и законные интересы участника торгов. Нарушителем может быть не только заказчик или электронная площадка, но и другой участник торгов, который, например, манипулирует ситуацией или нарушает правила конкуренции, в том числе вступает в сговор с заказчиком или другими участниками торгов.

ФАС выделяет несколько типичных ситуаций, которые приводят к нарушениям:

  • размещение информации в ЕИС (системе госзакупок);
  • порядок выбора способа проведения закупки и определения победителя торгов;
  • порядок подачи заявки и отбора участников;
  • условия и требования, указанные в закупочной документации, которые влекут ограничение количества участников;
  • заключение контракта — нарушение установленного порядка, одностороннее изменение условий, неправомерный отказ от сделки, заключение контракта с нарушением положений закупочной документации и условий закупки.

Основной предмет обжалования:

  1. Закупочная документация, условия закупки.
  2. Представленный проект контракта.
  3. Действия или бездействие заказчика, которые нарушают установленный законом или закупочной документацией порядок, в том числе установленные для тех или иных процедур и мероприятий сроки.
  4. Действия или бездействие оператора электронной торговой площадки, что обычно связано с техническими проблемами на ЭТП, демонстрацией недостоверной информации, сбоями в работе, нарушениями регламента — порядка и сроков совершения определённых действий и операций.
  5. Действия других участников закупок, которые, как правило, связаны с попытками демпинга или использования других схем недобросовестной конкуренции для победы на торгах.

Как подготовить и подать жалобу в ФАС

Перед составлением жалобы нужно определить, к какой категории она относится, какой порядок обращения нужно выполнить, в какой орган и в какие сроки необходимо обратиться.

ФАС разделяет жалобы в сфере госзакупок на две категории: нарушения 44-ФЗ и нарушения 223-ФЗ. Кроме того, предлагает два альтернативных способа подачи жалобы — бумажный и электронный формат. При этом обращается внимание, что предпочтительным является второй вариант — он намного быстрее, а значит, обеспечивает быстрое рассмотрение и принятие решения.

В случае нарушений, допущенных при проведении закупок в рамках 44-ФЗ, ФАС рекомендует обязательно указывать в жалобе:

  1. Всю известную информацию о нарушителе (наименование или ФИО, местонахождение или место проживания, почтовый и электронный адреса, прочие известные контакты).
  2. Полную информацию о лице, подающем жалобу, — по тому же принципу, что в отношении нарушителя.
  3. Информацию о закупке (реквизиты и сведения из ЕИС), которая стала поводом для обращения.
  4. Конкретные действия (или бездействие), которые заявитель считает нарушением — в чём они выражаются, какие права и интересы нарушают.
  5. Доводы, подтверждающие нарушение, а также документы, которые свидетельствуют о нарушении (они должны быть приложены к жалобе).
  6. Перечень приложений.
  7. Дату составления жалобы и подпись заявителя.

Жалобы на действия электронной площадки рассматриваются только в центральном аппарате ФАС России.

Обязательно нужно соблюсти сроки обжалования — они зависят от характера нарушения и предусмотренной процедуры его обжалования. Сроки могут составлять всего несколько дней (обычно 10 дней), а в ряде случаев привязаны к периодам времени между определёнными событиями, например подачей заявок и вскрытием конвертов или подведением итогов.

Если срок обжалования в ФАС истёк, обратиться можно только в суд.

Обжаловать действия (бездействие) оператора ЭТП, во-первых, можно только в центральном аппарате ФАС, во-вторых, если речь идет об отказе в аккредитации, срок подачи жалобы составляет 30 дней.

Центральный аппарат ФАС рассматривает жалобы в рамках закупок, которые проводят федеральные органы власти. Региональный уровень — компетенция территориальных управлений ФАС.

При нарушениях в рамках закупок по 223-ФЗ существует специфика обжалования:

  1. Правила обжалования установлены в законе о защите конкуренции (№135-ФЗ от 26.07.2005 года, статья 18.1).
  2. Обжалование закупочной документации возможно только до завершения этапа подачи заявок на участие в торгах.
  3. После завершения срока подачи заявок жалоба на заказчика, организатора торгов, оператора ЭТП возможна только со стороны участника этих торгов и не позже 10 дней после подведения итогов закупки или со дня размещения таких сведений в ЕИС.
  4. Жалобы, связанные с незаключением договора, признанием закупки несостоявшейся либо связанные с такими условиями подаются в течение трёх месяцев после подведения итогов торгов или размещения сведений о них в ЕИС.

Порядок урегулирования споров может быть указан в положении о закупке, в таком случае перед подачей жалобы в ФАС рекомендуется первоначально соблюсти такой порядок с учётом сроков обжалования.

ФАС и УФАС, как правило, рассматривают жалобы в течение пяти дней и ещё в течение трёх дней выносят решение. В случае несогласия решение обжалуется в судебном порядке.

Самый простой, удобный и быстрый вариант подачи жалобы — направление электронного документа и приложенных к жалобе письменных доказательств, преобразованных в электронную форму. Такую жалобу подписывают электронной подписью и направляют на адрес электронной почты ФАС или через портал Госуслуги.

При электронной подаче любой жалобы не будет ошибкой её направление в центральный аппарат ФАС. Если жалобу должно рассматривать региональное управление, ФАС самостоятельно перенаправит жалобу туда по электронным каналам связи в порядке внутриведомственного взаимодействия.

__.__.20__г., ТУ Росимущества в сети интернет на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов по адресу torgi.gov опубликовано извещение №_______ о проведении открытого аукциона, по реализации имущества должников.)

Земельный участок площадью ______ кв.м., кадастровый номер ___________, расположенный по адресу: _______, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Должник __ФИО__ (Далее Лот № 1)

В соответствии с п. 2.6 Соглашения ФССП России N 0001/13, Росимущества N 01-12/65 от 30.04.2015 "О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество", извещение о проведении торгов должно быть опубликовано Росимуществом (его территориальным органом, специализированной организацией) в печатных средствах массовой информации, распространяемых, в том числе, по месту нахождения реализуемого имущества, и размещено на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov в сети "Интернет" не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.

То есть первоисточником содержащим сведения о предстоящих торгах в частности извещения, является сайт torgi.gov.

Дата окончания приема заявок указано __.__.20__г., время окончания приема заявок не обозначено, следовательно подлежит применению правила исчисления сроков предусмотренные главой 11 ГК РФ. В частности п. 1 ст. 194 ГК РФ, предусмотрено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Принимая во внимание указанные в извещении сроки и место проведения торгов, с целью участия в торгах по продаже Лота № 1, мною подана заявка на аккредитацию на электронной площадке ЭТП.

То есть фактически заявки принимались до 23 часов 59 минут 59 секунд __.__.20__г., а __.__.20__г., заявки не принимались, что является нарушением порядка проведения торгов опубликованном на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.

Следует так же учесть, что мною уплачен задаток, что также является подтверждением намерения участвовать в торгах.

В соответствии с п. 4 ст. 448 ГК РФ, участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.

Задаток, вносимый участником торгов, имеет целью подтвердить серьезность намерения участвовать в торгах, обеспечительная функция задатка используется в отношениях между организатором торгов и их победителем. Внесение участником торгов задатка свидетельствует о намерения и права участвовать в торгах по продаже арестованного имущества.

Согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ, извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Во исполнении указанной нормы в извещении ТУ Росимущества №_____ указан срок направления заявок с __.__.20__г., по __.__.20__г. При этом фактически заявки принимались с __.__.20__г., по __.__.20__г.

Оценка соблюдения срока подачи заявок на участие в торгах должна производиться исходя из цели его установления, направленной, в том числе, на защиту конкуренции, и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в аукционе всех желающих, обеспечиваемой организатором торгов в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством.

Соблюдение правил проведения торгов в указанной части призвано обеспечить возможность совершения потенциальным участником аукциона, как действий по подаче заявки, так и необходимых действий, предшествующих подаче заявки и сопутствующих ей, ввиду чего такой срок должен неукоснительно соблюдаться.

Цель проведения торгов - обеспечение конкуренции покупателей и получения наибольшей цены за продаваемое арестованное имущество. Не возможность участников подать заявку в связи с уменьшением срока принятия заявок, повлияли на результаты торгов, тем самым создав препятствия реализации целей и задач проведения торгов и аукционов по реализации имущества по наибольшей цене, и подлежат отмене.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", прошу признать жалобу Фамилия И.О., обоснованной.

Читайте также: