В каких случаях требуется согласование проведения смр с дирекция жкх и б района

Обновлено: 30.06.2024

– Елена Анатольевна, в последнее время в сфере столичного жилищно-коммунального хозяйства произошли существенные перемены. Как они отразились на деятельности Дирекции ЖКХиБ ЗАО?

– На что сегодня направлена деятельность отдела ремонта дорожного хозяйства Дирекции ЖКХиБ Западного округа?

Дирекция выполняет согласование проектов по реконструкции и строительству новых объектов, их приемку после аварийных ремонтных работ. Мы участвуем в совещаниях, заседаниях, выездных комиссионных приемках, касающихся улично-дорожной сети. Также в наши обязанности входит контроль над гарантийными объектами после текущего ремонта асфальтобетонного покрытия.

– Какие работы планируется сделать в этом направлении в текущем году?

– В прошлом году в ЗАО было благоустроено несколько замечательных мест для отдыха на свежем воздухе. Появятся ли в ЗАО новые пешеходные зоны?

– Какие задачи сегодня стоят перед отделом капитального ремонта Дирекции ЖКХиБ ЗАО? Много ли жилых зданий нуждается в проведении ремонтных работ?

– В текущем году выполняется выборочный капитальный ремонт в 143 жилых многоквартирных домах, расположенных в Западном округе. Титульные списки объектов выборочного капитального ремонта согласованы с Мосжилинспекцией и утверждены Советом депутатов округа. Объем работ запланирован довольно большой. В двух зданиях будет проведен ремонт системы центрального отопления, на шести объектах будет заменена канализация, 126 домов нуждаются в замене кровли. Еще в нескольких зданиях ремонтируются системы холодного и горячего водоснабжения.

Хочу отметить, что в прошлом году был выполнен выборочный капитальный ремонт на 200 объектах, и мы не получили ни одного замечания. Это говорит о том, что наша дирекция сотрудничает с высококвалифицированными, надежными подрядными организациями.

– На ваш взгляд, москвичи сегодня стали активнее участвовать в жизни города?

– Мне кажется, что сейчас безразличных людей нет. Жители ЗАО очень активные, благодаря им не просто быстро исправляются какие-либо недочеты, а предупреждается возникновение аварийных ситуаций. Нам нередко даже предлагают свои очень интересные проекты благоустройства парков, пешеходных зон.

– Режим работы в сфере ЖКХ весьма интенсивный, нагрузка на каждого сотрудника большая. Пожалуйста, скажите несколько слов о коллективе Дирекции ЖКХиБ ЗАО.

– У нас сложилась отличная команда профессионалов высокого уровня, обладающих глубокими знаниями своего дела. Хочу, например, особенно отметить Наталью Михайловну Салунину, чья успешная работа отмечена благодарностями и почетной грамотой Мэра Москвы. Назову лишь некоторые из ее инициатив. Натальей Михайловной впервые в городе была внедрена новая объединенная система диспетчерской связи с лифтовым оборудованием в районе Внуково, что дало возможность быстродействия в устранении возникающих неполадок. При реализации программы капитального ремонта жилых домов она создала систему оперативного сбора информации для принятия экстренных решений на объектах. В результате была исключена необходимость привлечения сторонних организаций, отлажена бесперебойная работа систем жизнеобеспечения. Под руководством Натальи Михайловны Салуниной разработаны и внесены изменения и дополнения в перечень продукции, применяемой при проведении капитального ремонта жилых домов. Это имеет очень большое значение: получена возможность использования материалов отечественного производства, в том числе и московских предприятий, по своим характеристикам не уступающих лучшим зарубежным аналогам.

Кроме того, Наталья Михайловна разработала программу обеспечения доступности социальной среды ЗАО для людей с ограниченными возможностями.

– Работу в сфере жилищно-коммунального хозяйства спокойной и простой не назовешь. Вы уже трудитесь в этой области не один год. Елена Анатольевна, чем она вас привлекает?

– Я думаю, любая работа приносит удовлетворение, если видишь результат. Мне уже трудно представить себе жизнь без общения с жителями, решения их проблем – больших или маленьких… Конечно, очень приятно слышать слова благодарности от людей. Ведь мы работаем именно для них.

ремонт в квартире

Дома из старого жилфонда чаще всего не отличаются комфортностью расположения комнат и коммуникаций, поэтому перед их владельцами возникает вопрос капремонта в квартирах. При серьезных изменениях схемы помещения обязательно нужно учитывать, какая перепланировка не требует согласования, а какие строительно-ремонтные работы обязательно необходимо узаконивать.

Работы, которые можно делать без разрешения

Серьезная перепланировка, изменяющая план помещения в столице, обязательно требует согласования с представителями Мосжилинспекции. Любой снос или возведение стен и элементов зонирования, проемы в конструкциях несущего типа, перемещение газовых плит или сантехники должны проводиться только после получения соответствующего разрешения. Но не все коррективы в помещении требуют обращения в Мосжилинспекцию. Существуют отдельные виды перепланировки, не нуждающиеся в узаконивании. Согласно жилищному законодательству Российской Федерации все ремонтные изменения, не влияющие на техническую схему жилого помещения, не нужно согласовывать с Мосжилинспекцией.

Критерии, по которым можно понять, что согласование с Мосжилинспекцией не требуется

  • внутриквартирные перегородки не затрагиваются;
  • конструкция проемов окон и дверей не изменяется;
  • двери не переносятся в другое место и располагаются согласно плану БТИ;
  • напольное покрытие не изменяется.

Примеры работ, которые не нужно согласовывать

  • замена электропроводки, не требующая штробления;
  • монтаж трубопровода для ванной или туалета;
  • выравнивание стен под поклейку обоев или нанесение краски;
  • монтаж новых оконных рам или дверей;
  • демонтаж старой ванны, раковины или унитаза;
  • любая косметическая отделка комнаты.

Работы, которые на практике можно не согласовывать

  • монтаж или снятие шкафов встроенного типа;
  • демонтаж остекления на лоджии или балконе;
  • установка остекления на лоджии или балконе.

Работы, которые можно сделать по эскизу

Ремонтные работы могут быть согласованны как по проектным документам, так и по эскизам. Данный способ значительно бюджетнее, но он используется только для определенных разновидностей планировочных работ. Проектную документацию разрабатывают специальные организации, состоящие в СРО и владеющие допусками. Это обширный пакет документации, к которому прикрепляется технический вывод о безопасности несущих элементов строения. Стоимость пакета – от 23 000 рублей. Эскиз ремонтных работ выглядит значительно скромнее. При наличии определенных навыков владелец жилого помещения может начертить его самостоятельно. Если нет желания выполнить эскиз самостоятельно, то его также можно оформить в проектных учреждениях. Он обойдется в 5000 рублей.

Критерии, по которым можно понять, что можно согласовать перепланировку по эскизу

  • сантехника, кухонная мойка и газовая плита размещаются на первоначальных местах;
  • несущая конструкция не затрагивается;
  • напольное покрытие не заменяется другим.

Памятка по согласованию

дверной проем

Владельцам квартир следует помнить, что все перепланировки, которые затрагивают несущие стены, трубы, вентиляционные каналы и влияют на план помещения, выданный БТИ, проводятся только по согласованию проекта. Обычные, незначительные ремонтные изменения можно проводить самостоятельно, без обращения в государственные органы. Если вы сомневаетесь, можно ли самостоятельно изменять планировку квартиры, лучше всего предварительно проконсультироваться в проектном учреждении. Специалисты подскажут, какие работы требуют законодательного разрешения и какой пакет документов для этого нужно оформить. Такие консультации абсолютно бесплатны.

Примеры работ, которые можно согласовать по эскизу

  • обустройство гардеробной комнаты;
  • присоединение спальни к другой комнате;
  • разделение большой комнаты на две небольшие;
  • увеличение дверных проемов;
  • перенесение умывальника внутри ванной комнаты;
  • замена старого напольного покрытия новым паркетом или ламинатом.

Порядок согласования наиболее распространенных ремонтных работ

" data-lang="default" data-override="" data-merged="[]" data-responsive-mode="0" data-from-history="0" >
Не требуют согласования Согласование по эскизу Согласование по проекту
Покраска или поклейка обоев Перенос унитаза или ванной в санузле Объединение ванной и унитаза в один санузел
Замена проводов Установка арки в ненесущих стенках Монтаж пола с подогревом
Замена сантехнического трубопровода Монтаж новых проемов в ненесущих стенках Обустройство новых проемов в несущих стенках
Монтаж новых окон и дверей Снос ненесущих перегородок для объединения комнат Замены газовых плит электроприборами

Перепланировка квартир может проводиться как по проектной документации, так и без нее. Перед выполнением ремонтных работ желательно проконсультироваться в проектном учреждении и уточнить, какую документацию необходимо подготовить для согласования изменений с Московской жилинспекцией и какие работы можно осуществлять без предварительного узаконивания.

Совмин постановлением № 726 изменил и дополнил ряд постановлений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Градостроительные проекты, проектная документация

С 19.01.2021 вступают в силу изменения и дополнения, связанные с порядком разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации (далее – ПД), утвержденным постановлением № 1476 (далее – Положение № 1476).

Усилятся меры по защите недвижимых материальных историко-культурных ценностей, которые находятся в границах (на территории) проектирования :

– при разработке градостроительных проектов общего планирования должны быть предусмотрены мероприятия по разработке проектов зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, если соответствующие проекты не утверждены;

– в период разработки градостроительной документации детального планирования должно быть обеспечено установление зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, режимов содержания и использования при их отсутствии.

На заметку
Выполнение научно-исследовательских и проектных работ на материальных историко-культурных ценностях возможно только после получения разрешения Минкультуры .

Установлено, что на интернет-сайтах местных Советов депутатов базового территориального уровня, местных исполкомов обязательно должны быть размещены :

– градостроительные проекты (утверждаемая часть);

– решение об утверждении градостроительных проектов;

– графические материалы, за исключением материалов, которые содержат служебную информацию ограниченного распространения или государственные секреты.

Определено, что не требуется разрешительная документация местного исполкома в отношении проектной документации на капитальный ремонт и техническую модернизацию объектов .

Внимание!
Данное правило введено Декретом № 7 с 26.02.2018. Норма приведена в соответствие с документом .

Установлено, что в проектной документации необходимо приводить указания по производству СМР, а также делать ссылки на ТНПА, специальные технические условия (при их наличии), расчеты, результаты исследований и испытаний по определению прочностных и пожаротехнических характеристик и других показателей, которые применялись при разработке ПД .

На заметку
Это необходимо в целях подтверждения соответствия принятых проектных решений установленным требованиям безопасности и обоснования принятых проектных решений .

Заключение госэкспертизы по ПД утрачивает силу, если производство СМР на объектах строительства не начато в течение 2 лет после его получения . При наличии такой неактуальной ПД заказчику, застройщику необходимо будет по выбору :

– разработать ПД на строительство объекта в порядке, установленном для впервые проектируемых объектов;

– внести изменения в разработанную ПД в части приведения ее в соответствие с требованиями НПА, в том числе обязательных для соблюдения ТНПА.

На заметку
В последнем случае заказчик, застройщик должен обеспечить внесение изменений в разработанную предпроектную (предынвестиционную) документацию, ранее полученную разрешительную документацию и исходные данные по объекту. Внесение изменений подлежат утверждению в установленном порядке .

Изменен порядок согласования ПД. После разработки, а также до прохождения госэкпертиз и утверждения ПД необходимо согласовать с уполномоченным структурным подразделением местного исполкома. Цель – оценить соответствие разработанной ПД требованиям утвержденной градостроительной документации, а также выданной разрешительной документации. До 19.01.2021 такое согласование не требуется .

Расширен перечень случаев, когда внесение изменений в утвержденную ПД подлежит утверждению. Помимо перечисленных в Законе об архитектурной деятельности, к таким случаям относятся изменения функционального назначения объекта или его части, изменение проектной мощности, вместимости объекта и прочие .

Скорректирована норма, касающаяся замены разрешительного порядка производства СМР на уведомительный, который ранее был введен нормами Декрета № 7 .

Уточнен порядок утверждения и согласования ПД при финансировании строительства с привлечением бюджетных и иных приравненных средств. Установлено, что ПД утверждается заказчиком, застройщиком по согласованию с определенными органами. Например, с районными, городскими исполкомами – при финансировании объекта за счет средств районных (городских) бюджетов .

Госэкспертиза

С 19.01.2021 вносятся также изменения в Положение о порядке проведения госэкспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденное постановлением № 791 (далее – Положение № 791).

В соответствии с Указом № 26 скорректирована норма, позволяющая не проводить госэкспертизу ПД на каждый пусковой комплекс, если ПД прошла госэкспертизу и утверждена в установленном порядке . Вместе с тем установлено, что госэкспертиза на пусковые комплексы также не проводится в случаях их выделения, исключения, изменения количества разработчиком ПД по заданию заказчика, застройщика из состава архитектурного проекта или строительного проекта при одностадийном проектировании.

На заметку
До 19.01.2021 предусмотрен лишь случай выделения пускового комплекса .

Установлено, что повторная госэкспертиза ПД с внесенными изменениями проводится лишь в отношении измененных проектных решений .

На заметку
До 19.01.2021 повторная госэкспертиза проводится в порядке, установленном для вновь разработанной документации .

Если же необходимо изменить утвержденную ПД по объекту, который находится в стадии строительства, заключение госэкспертизы, выданное с учетом рассмотрения (при необходимости) проектных решений, которые содержатся в строительном проекте, – основание для повторного утверждения ПД . Данное правило существовало и ранее . При этом исключена норма, согласно которой заявитель (юрлицо или ИП) обязан представлять в этом случае пояснительную записку с информацией о степени завершенности объекта строительства, характеристикой и обоснованием проектных решений, выполненных с отступлением от утвержденной ПД, сопоставительные ведомости изменения проектных решений и изменения сметной стоимости с приложением документов, на основании которых внесены изменения .

Внимание!
Исключение нормы о представлении необходимых документов не исключило обязанность их представить, поскольку она закреплена в едином перечне административных процедур. С 19.01.2021 такие документы необходимо представить при повторной госэкспертизе (не только при необходимости внесения изменений в утвержденную ПД по объектам, находящимися в стадии строительства) .

Расширены требования, на соответствие которым проводится основная оценка соответствия. В частности, при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, помимо прочего, необходимо соблюдать и выполнять требования строительных норм .

Изменен перечень ПД на объекты строительства, госэкспертиза которой не является обязательной (объекты финансируются без привлечения бюджетных средств). Установлено, что к таким документам относится смета (сметная документация), разработанная в составе ПД (за исключением жилых домов) .

На заметку
До 19.01.2021 не является обязательной госэкспертиза сметы (сметной документации) на ремонт, реконструкцию трубопроводов тепловых, водопроводных и канализационных сетей по существующим трассам с применением современных материалов .

Уточнены задачи и функции Минстройархитектуры

С 19.12.2020 произошли некоторые изменения в деятельности Минстройархитектуры согласно постановлению № 973 .

Определено два перечня организаций, которые находятся в подчинении (управлении) Минстройархитектуры:

– перечень госорганизаций, подчиненных Минстройархитектуры ;

На заметку
Перечень госорганизаций остался прежним .

– перечень хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Минстройархитектуры .

Помимо указанных организаций в систему Минстройархитектуры входят, как и ранее, организации – участницы холдингов (дочерних компаний холдингов), созданных по решению Минстройархитектуры, управляющей компанией которых является республиканское унитарное предприятие, подчиненное Минстройархитектуры .

Расширен перечень функций Минстройархитектуры, которое, помимо прочего, утверждает СН и СП .

На заметку
В частности, постановлениями № 59, 64, 69, 74 Минстройархитектуры утвердило уже ряд СН.

Уточнено, что к задачам Минстройархитектуры относятся не только разработка и госполитика в области промышленности строительных материалов, но также изделий и конструкций .

Кто согласовывает смету, а кто утверждает?

Вопрос по согласованию и утверждению сметной документации достаточно прост, но при этом постоянно ставит в тупик большинство начинающих участников строительного процесса. Для понимания всех нюансов рекомендуем прочитать статью по этому вопросу полностью.

Какими документами определяется, кто согласовывает смету, а кто утверждает?

    В своей практике большинство специалистов сметного дела сталкиваются с вопросом о том, кто согласовывает смету, а кто ее утверждает. Более того, данную проблему встречают и другие специалисты, связанные со строительной областью.

    Решение этого вопроса крайне важно для ввода проектной и сметной документации в производство работ. Ведь без наличия соответствующих подписей не представляется возможным начать выполнение работ. Кроме того, произвести оплату выполненных работ без необходимых завизированных документов также крайне затруднительно.

    В связи с этим о том, кто утверждает сметы — заказчик или подрядчик, следует задуматься еще до формирования пакета документов на тот или иной объект. Тот же вопрос актуален и для согласовывающей стороны.

    В целом, чаще всего ответы на этот вопрос содержатся в договоре подряда или контракте на выполнение работ. Обычно стороной, которая занимается согласованием сметной документации, выступает подрядная организация, а уже согласованную смету утверждает заказчик.

    Однако для тех организаций, которые впервые работают с тем или иным заказчиком, или для тех, кто имеет небольшой опыт в согласовании и утверждении сметной документации, данный вопрос может вызвать затруднения. У сметчиков нашей компании возможно получить консультацию по данной проблеме, а также по всем интересующим вопросам, касающимся составления сметной документации на разные виды работ.

    Если говорить о законодательных документах, которые могут помочь в понимании того, кто утверждает смету, то рекомендуется обращаться к Гражданскому и Градостроительному Кодексам РФ. В указанных сводах законов можно найти множество полезной информации не только о процедуре согласования сметной и проектной документации, но и ответы на многие другие вопросы, которые возникают перед специалистами строительной сферы.

    При обращении к Гражданскому кодексу для решения рассматриваемого вопроса рекомендуется внимательно изучить тексты статей 759 и 760. Статья 759 касается исходных данных для проектно-изыскательских работ. Однако и утверждение сметной документации входит в комплекс данного типа, ведь на основании проектных решений составляются сметы.

    Если обратиться к Гражданскому Кодексу РФ, то наибольшее количество информации, касающейся утверждения и согласования сметной документации, можно обнаружить в тексте статьи 48. Указанная статья рассматривает вопросы архитектурно-строительного проектирования в целом, и тему проектно-сметной документации в том числе.

    Таким образом, при ответе на вопрос о том, кто согласовывает и кто утверждает смету — подрядчик или заказчик, в тексте упомянутой выше статьи можно узнать, что проектная документации утверждается техническим заказчиком или застройщиком, а также региональным оператором или лицом, на котором лежит ответственность за эксплуатацию здания. А значит, по аналогии с проектной документацией, может быть утверждена и смета, составленная на ее основании.

    Рисунок 1. Согласование и утверждение локального сметного расчета

Кто составляет смету: заказчик или подрядчик?

    В связи с утверждением и согласованием документации на объект кажется логичным возникновение вопроса о том, кто составляет смету — заказчик или подрядчик. На самом деле, данный вопрос лишь косвенно связан с утверждением сметной документации на большинство объектов и разные виды работ.

    Дело в том, что составлением сметной документации на производство того или иного вида работ может заниматься любая из организаций, участвующих в процессе. Иногда подрядчик получает пакет документов, включающих в себя проектно-сметную документацию, от заказчика или застройщика.

    При этом сметы могут быть составлены специалистами этих организаций или сметчиками других компаний, специализирующихся на разработке сметных форм. Например, к нам часто поступают заказы на формирование сметной документации от различных компаний и физических лиц, однако наши сметчики не занимаются решением вопроса о том, кто подписывает смету в каждом отдельном случае. При этом получить консультацию по данной теме у наших специалистов возможно.

    Помимо того, смета может быть составлена проектной организацией в процессе производства проектных и изыскательских работ. В таком случае вся проектно-сметная документация утверждается между заказчиком и проектной организацией, однако при ее передаче в производство работ происходит согласование и утверждение уже между исполнителем и заказчиком.

    Таким образом, при возникновении вопроса о том, кто утверждает смету, а кто подписывает по закону, важно опираться именно на законодательные акты. Кроме того, чаще всего ответ на этот вопрос кроется в пакете документов к контракту на производство работ. Именно в договоре или приложениях к нему чаще всего обозначается алгоритм утверждения всех документов на объект, и смет на разные виды работ в том числе.

    Кроме того, следует отметить, что не всегда в строительно-монтажных работах на одном объекте занято всего две организации — подрядчик и заказчик. Зачастую можно столкнуться с тем, что и в роли подрядной организации, и в роли заказчика выступают несколько компаний. В таких случаях процедура утверждения сметных форм может иметь разные алгоритмы.

    О том, как правильно подписывать смету, если в строительстве участвует несколько исполнителей, обычно можно уточнить у организации генподрядчика, заказчика, застройщика и т.д. Как правило, для таких случаев всегда есть уже разработанный алгоритм согласования сметной документации.

    Часто случается такое, что каждый подрядчик составляет смету на производство именно тех работ, которые планирует выполнить на этом объекте, и утверждает ее у заказчика. Таким образом, у заказчика оказывается несколько смет на один и тот же объект, но согласованы они бывают разными подрядчиками.

    Если между подрядной организацией и заказчиком существует еще ступень в виде генерального подрядчика, то, как правило, утверждением подрядных смет занимается именно он. А в дальнейшем все сметы либо отдельно, либо в составе одного документа утверждаются между генподрядчиком и заказчиком.

    Тот же самый принцип действует, если в строительстве участвует несколько субподрядных организаций у одного подрядчика. Однако такое положение вещей не всегда применимо ко всем объектам. Поэтому о том, как правильно подписывать смету в каждом отдельном случае, необходимо узнавать в индивидуальном порядке.

    Рисунок 2. Согласование и утверждение локального ресурсного сметного расчета

Что еще необходимо для согласования и утверждения сметы?

    Как правило, прежде чем понять, кто согласует, а кто утверждает смету, необходимо получить информацию о том, что еще нужно для этого. Как можно понять из написанного выше, разработка и создание сметной документации — это сложный процесс, в котором есть множество нюансов и тонкостей, связанных не только с количеством сторон, участвующих в строительном процессе.

    Помимо того, что смета должна быть кем-то составлена, ее должен кто-то проверить. Обычно в роли составляющей и проверяющей стороны выступают специалисты сметного дела, которые ставят свои визы в соответствующих полях в документе. Однако в данных полях может стоять и подпись организации, которая занимает ту или иную сторону, а также подписи прочих ответственных лиц.

    Некоторым организациям достаточно и того, чтобы сметная форма была завизирована только составившими и проверившими сметчиками. В других случаях, список лиц, чьи подписи необходимы для согласования и утверждения, может быть гораздо шире. В их число могут входить кураторы, производители работ, начальники цехов, бухгалтера, главные инженеры и т.д.

Сколько времени необходимо для утверждения сметы?

    Назвать определенные сроки согласования для всех сметных форм не представляется возможным. Связано это с множеством факторов и, прежде всего, от того, кто согласовывает смету, а кто утверждает.

    Как было отмечено выше, для согласования сметной документации может потребоваться достаточно большое количество подписей. Поэтому и сроки утверждения зависят от того, как быстро эти подписи будут собраны.

    Следует отметить, что иногда число таких лиц может измеряться десятками. Кроме того, у некоторых организаций есть регламентированные сроки подписания сметной документации. Например, согласование сметы у одного ответственного лица в одной организации может занимать от нескольких дней до нескольких недель. Очевидно, что все это влияет на общий срок утверждения сметы.

Подведение итогов

    Несмотря на то, что вопрос о том, кто утверждает смету, является не совсем проблемой специалиста сметного дела, все же косвенно его касается практически каждый сметчик. Поэтому знание регламента и алгоритма процесса утверждения сметной документации будет не лишним для любого специалиста в строительной области.

    Наши сметчики обладают достаточным навыком составления сметных форм различной сложности и на разные виды объектов. Кроме того, с ними всегда можно посоветоваться и получить ответы на интересующие вопросы, связанные с оформлением и утверждением сметной документации.

    P.S. Наш клиент Павел Колесников обратился к нам за разработкой сметной документации на электромонтажные работы. Смета нужна была ему для прохождения тендера на одной из площадок электронных торгов.

    После того, как совместно с нашими сметчиками была составлена сметная форма, и торги успешно завершились в пользу Павла, от нашего клиента требовалось предоставить пакет документов Заказчику. При этом данный пакет включал в себя и смету, которая должна была быть подписана множеством лиц перед утверждением.

    У нашего клиента не было опыта в утверждении сметной формы с таким количеством подписей, до этого он не сталкивался с вопросом, кто подписывает смету, помимо руководителей организаций. Поэтому Павел и не подозревал о том, что смета должна быть завизирована не только всеми указанными лицами, но и предоставлена заказчику на утверждение в определенный срок.

    Благодаря этому, наш клиент вовремя сдал всю необходимую документацию на объект и приступил к выполнению работ. Кроме того, он узнал много нового для себя, что пригодилось ему в будущем.

Читайте также: