В какой срок контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу

Обновлено: 16.05.2024

Что можно обжаловать

Кто уполномочен рассматривать обращение

Контрольные органы, в которые подается жалоба 44 ФЗ:

  • Федеральная антимонопольная служба – если обжалуются закупки, обеспечивающие нужды федерального уровня, муниципалитета, субъектов РФ;
  • центральный аппарат Антимонопольной службы – обжалование действий операторов ЭТП;
  • уполномоченный орган местного самоуправления, контролирующий сферу госзакупок – если закупки обеспечивают муниципальные нужды;
  • исполнительный орган власти субъекта РФ, уполномоченный контролировать сферу госзакупок – если закупки обеспечивают нужды субъекта федерации или муниципалитета.

Обжалование действий заказчика по 44 ФЗ осуществляется в территориальных органах УФАС, а электронных торговых площадок – в федеральном органе ФАС. Если жалоба будет ошибочно подана не в ту структуру, сотрудники сами передадут ее в нужное отделение в течение рабочего дня. Для составления и подачи жалобы целесообразно воспользоваться услугами юриста по вопросам государственных закупок. Это гарантия защиты от ошибок, способ сэкономить время и усилия.


Составление жалобы 44 ФЗ

Законом предусмотрена свободная письменная форма. Однако есть перечень сведений, которые обязательно отражает жалоба 44 ФЗ:

  • идентифицирующие данные лица, действия которого обжалуются – название, контакты, адрес;
  • идентифицирующие данные заявителя, его контактные средства связи;
  • наименование, номер, способ проведения закупки;
  • подробное и аргументированное описание обжалуемых действий, изложение доказательств, доводов;
  • доверенность на представителя или иные доказательства наличия у него полномочий;
  • перечень приложений.

В конце жалобы необходимо указать ожидаемый результат. Это может быть отмена закупки, внесение изменений в документацию, отмена протокола проведения аукциона или рассмотрения заявок, приостановление определения поставщика. Документ подписывается лично заявителем или его законным представителем. Приветствуется логичность и последовательность изложения. У хаотичного и слишком эмоционального текста меньше шансов быть рассмотренным по существу. Прилагаются документы, подтверждающие обоснованность действий заказчика.

Способы подачи документа


Рассмотрение жалобы

Обжалование действий заказчика по 44 ФЗ предполагает, что в течение двух дней контрольный орган принимает решение о рассмотрении обращения. Делается публикация в ЕИС, уведомляется заявитель, электронная торговая площадка и заказчик. На усмотрение ФАС возможен запрет заключения контракта до момента, пока жалоба не будет рассмотрена. На процедуру отводится три рабочих дня. В этот срок у ЭТП и госзаказчика запрашивается необходимая информация и документы. По итогу контрольный орган может признать, что жалоба 44 ФЗ обоснована полностью или частично или не обоснована. В первом случае выносится предписание об исправлении нарушений, например об отмене протоколов, проведении закупки заново, отмене всей закупки или возврате процедуры на какой-либо этап. Во втором случае торги будут продолжаться без изменений. О любом решении размещается публикация в ЕИС и уведомляются стороны спора. Закон позволяет обжаловать результаты в суде в течение последующих трех месяцев.

Задачи и функции контрольного органа

Право на возражение

Почему могут отклонить жалобу

Рассмотрение обращения об обжаловании действий заказчика по 44 ФЗ невозможно, если жалоба подана с нарушением требований к ее содержанию и форме, а также если отсутствуют подтверждения полномочий законного представителя или лица, который подписал обращение. Жалоба отклоняется в случае нарушения сроков ее подачи или установления факта, что заявитель состоит в Реестре недобросовестных поставщиков. Обращение не будет рассмотрено, если по аналогичным основаниям между теми же субъектами уже был спор, урегулированный решением суда или ФАС, а также если другой субъект подал такое обращение раньше заявителя и уже имеется решение. Заявитель вправе обжаловать действия и бездействия заказчика после устранения замечаний, если срок обращения с жалобой не истечет. Альтернативный вариант – оспаривание результатов в суде. У заявителя есть право самостоятельно отозвать жалобу, если решение по существу еще не принято. Однако повторное обжалование по этой же закупке невозможно.

Сроки обжалования

Для тех, кто вправе обжаловать действия или бездействие заказчика, ориентиром служат такие сроки:

  • жалоба на документацию закупки – до завершения приема заявок;
  • оспаривание нарушения процедуры торгов – 5 дней с даты их проведения на площадке;
  • жалоба на аккредитацию на площадке – 30 дней с момента, когда совершены такие действия;
  • обжалование действий заказчика при заключении контракта, рассмотрении заявок и запросов котировок, вторых частей конкурсных заявок – до момента заключения контракта.

Информация в реестре жалоб

Заявитель направляет жалобу в антимонопольный орган согласно гл.6 ФЗ №44 [1] , Приказу ФАС России № 72714 от 19.11.2014 года. Обращения, квалифицированные как жалоба на нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в течение 5 рабочих дней с момента их регистрации (в случае надлежащего оформления жалобы) [2] .

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов [3] .

Форма жалобы :

Подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ

Подписывается квалифицированной электронной цифровой подписью.

Жалоба гражданина, не являющегося участником торгов, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок направляется и рассматривается в соответствии с ФЗ №59 "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" в течение 30 дней. Заверять жалобу квалифицированной электронной цифровой подписью не требуется.

Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

1) жалоба не соответствует требованиям, установленным ст.105 ФЗ №44;

*пример: жалоба заявителя содержит указание на несколько закупок, что противоречит п. 3 ч. 8 ст. 105 ФЗ №44, поскольку необходимо делать ссылку на одну процедуру, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке (см. Решение УФАС по Челябинской области № 074/06/99-2555/2020 от 05.11.2020))

2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

*пример: жалоба участника закупки подписана учредителем общества (без оформления соответствующего правоустанавливающего документа), который не вправе без доверенности действовать от имени организации, поскольку право совершать действия от имени общества без доверенности, в том числе представлять его интересы и совершать сделки, есть у единоличного исполнительного органа общества – генерального директора (ст.40 Закона от 08.02.1998г. №14-ФЗ). Учредитель законным представителем общества признается только при наличии доверенности, несмотря на то, что организация была создана при его участии (см. Решение УФАС по Ярославской области №7981/05-02 от 04.08.2020)).

3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного ст.105 ФЗ №44;

*пример: участник закупки направил жалобу в УФАС 10.01.2020 позже даты заключения контракта от 09.01.2020г. ( см. Решение УФАС по Республике Алтай по делу № 6-К/20 ОТ 14.01.2020)) ;

4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок;

*пример: в жалобе участника оспариваются действия конкурсной комиссии муниципального заказчика по рассмотрению заявок участников закупки, в том числе при проведении процедуры оценки вторых частей заявок участников конкурса. Однако инициатор обращения не учитывал, тот факт, что ранее антимонопольный орган вынес решение по обращению другого участника по аналогичным доводам о правомерности действий заказчика (см. Письмо УФАС по Новгородской области №1621/03 от 01.04.2021));

5) жалоба подана участником закупки, информация о котором, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа такого участника закупки - юридического лица, включена в соответствии с Законом №44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае установления заказчиком требования в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 ФЗ №44.

*пример: заказчик установил требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица. Комиссией УФАС установлено, что около года назад в ЕИС размещена информация о включении сведений об инициаторе жалобы в названный реестр (см. Решение УФАС по Оренбургской области по делу № 056/06/64-495/2020 от 14.09.2019).

Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении обращения сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения.

Инициатор обращения вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать обращение повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.

ФАС и ее территориальные органы

В случае подачи участником закупки в ФАС России жалобы, подлежащей рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такую жалобу в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу [5] .

В случае подачи участником закупки в территориальный орган жалобы, подлежащей рассмотрению в ФАС России или в другом территориальном органе, такая жалоба передается для рассмотрения по существу соответственно в ФАС России или соответствующий территориальный орган.

ФАС России вправе рассматривать любую жалобу, поданную в территориальный орган. Для этого в территориальный орган, в который поступила такая жалоба, ФАС России направляет соответствующее уведомление, после получения которого территориальный орган немедленно направляет копию жалобы в ФАС России по факсу и (или) по электронной почте.

В случае, если ФАС России принята к рассмотрению жалоба, подлежащая рассмотрению в территориальном органе, ФАС России в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы информирует о принятом решении соответствующий территориальный орган [6] .

После поступления жалобы в ФАС (ее территориальное подразделение)

После подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в ЕИС информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет:

  • участнику закупки, подавшему жалобу;
  • заказчику;
  • оператору электронной площадки;
  • оператору специализированной электронной площадки;
  • в уполномоченный орган;
  • уполномоченное учреждение;
  • специализированную организацию;
  • комиссию по осуществлению закупки.

Действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы. В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация не размещается в ЕИС.

Контрольный орган в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки указанные информацию и документы.

Вышеназванные лица обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке [7] .

Отложение и приостановление рассмотрения дела

Комиссия ФАС вправе отложить рассмотрение дела:

  • по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на заседание комиссии по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами (например, в связи с необходимостью участия представителя стороны в другом заседании);
  • в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств (к примеру, получение документа занимает определенное количество времени);
  • для привлечения к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела, других лиц, участие которых в деле, по мнению комиссии, необходимо (к примеру, привлечение к участию в деле субподрядчика, выполнявшего работы по договору с подрядчиком);
  • в иных предусмотренных настоящей главой случаях (например, при технических неполадках при рассмотрении дела посредством видеосвязи у одной из сторон).

Комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

  • если в ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) ответчика по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело;
  • если в качестве ответчика по делу привлекается лицо, ранее участвовавшее в деле в ином статусе (лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах дела, заявитель);
  • принятия заключения об обстоятельствах дела.

Комиссия может приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае и на срок:

  • рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • проведения экспертизы.

Приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу

Согласно ст. 106 ФЗ №44 контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным.

При принятии решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.

В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.

Значение предписаний ФАС при разблокировке заключения контракта:

  • если по результатам рассмотрения жалобы не выдано предписаниеоб устранении выявленных нарушений, то приостановление заключения контракта прекращается комиссией территориального органа по контролю в сфере закупок сразу же после оглашения резолютивной части решения по жалобе;
  • е сли по результатам рассмотрения жалобы выдано предписание об устранении выявленных нарушений при продолжении закупки, то приостановление заключения контракта прекращается комиссией территориального органа по контролю в сфере закупок сразу же после оглашения резолютивной части решения;
  • если по результатам рассмотрения жалобы выдано предписание о возврате закупки на предыдущие этап/этапы, то приостановление заключения контракта прекращается ответственным должностным лицом территориального органа ФАС России после исполнения субъектами контроля выданного предписания [8] .

По итогам рассмотрения дела органами ФАС жалоба может быть признана:

- обоснованной/частично обоснованной (комиссия ФАС полностью/частично соглашается с доводами инициатора жалобы; при необходимости выносит предписание об устранении допущенных нарушений с указанием о неправомерности действия/бездействия организатора торгов с ссылкой на нормы права (к примеру, внести заказчику изменения в документацию, отменить полностью закупочную процедуру и провести ее заново и др.);

-необоснованной (процесс проведения закупки продолжается без изменений, требования заявителя остаются без удовлетворения)

Решение изготавливается в полном объеме в течение 3 рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок. Согласно ст. 106 ФЗ №44 решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия [9] .

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что антимонопольный орган предпринимает все необходимые действия при поступлении жалобы, для того чтобы все участники дела были своевременно оповещены о ходе рассмотрения обращения. При этом инициатор жалобы не обязан направлять копию жалобы лицу, чьи действия (бездействия) ему кажутся незаконными.

[1] глава 6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

[2] сроки подачи жалобы см. в ст.105 ФЗ №44

[4] необходимость электронной подписи на жалобах, направляемых в ФАС в электронном виде, подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 28.10.2019 № 306-ЭС19-18792 по делу № А65-39067/2018

[5] при этом ФАС России вправе рассмотреть любую жалобу, подлежащую рассмотрению территориальным органом.

[6] см. Приказ ФАС России № 72714 от 19.11.2014 года

[7] представление информации и документов не требуется в случае их размещения в соответствии с ФЗ №44 на официальном сайте (см. ст. 106 ФЗ №44)

[8] См. Письмо ФАС России от 23.10.2018 N ИА/85436/18 По вопросам приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу

[9] Обжалование решения ФАС осуществляется согласно гл. 24 АПК РФ

Ст. 106 44-ФЗ в последней действующей редакции от 12 мая 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 106. Рассмотрение жалобы по существу

1. После подачи жалобы и принятия её к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в единой информационной системе информацию о поступлении жалобы и её содержании, а также направляет участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, её содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы. В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация не размещается в единой информационной системе.

3. Контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.

При этом контрольный орган в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки указанные информацию и документы.

4. Не допускается запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов (в том числе органов государственной власти), органов местного самоуправления либо органов, подведомственных государственным органам (в том числе органам государственной власти) или органам местного самоуправления. В таком случае контрольный орган в сфере закупок запрашивает такую информацию и документы самостоятельно. Рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе.

5. Заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, её члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке.

5.1. Представление информации и документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные частью 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.

6. Рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.

7. Контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключён до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключён в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.

8. По результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трёх рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются участнику закупки, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.

9. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев с даты его принятия.

10. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, рассматривались жалобы на одни и те же действия (бездействие) субъектов контроля, выполняется решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, рассматривались жалобы на одни и те же действия (бездействие) субъектов контроля, выполняется решение, принятое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.


В закупках по 44-ФЗ, к сожалению, встречаются ситуации, когда заказчик нарушает действующие положения закона. Причины могут быть разными, но в случае прямого нарушения Ваших законных интересов не стоит молчать – время обращаться в ФАС.

На что можно жаловаться и какие сроки


1. Положения документации.

При составлении тендерной документации, заказчик может как случайно, так и преднамеренно, указать неправомерные требования. Это могут быть как нереалистичные характеристики предмета закупки или сроки исполнения, так и избыточный перечень прикрепляемой документации.

Подать жалобу в ФАС на подобные требования может любая компания до окончания срока подачи заявок.

2. Действия или бездействия заказчика, закупочной комиссии.

Незаконное отклонение заявки, нарушение сроков размещения или содержания протокола рассмотрения заявки и прочие нарушения процедуры проведения закупки.

Обратиться в ФАС может кто угодно, но до окончания срока подачи заявок. Обжалование действий или бездействий, произошедших после окончания приёма заявок, может осуществляться только теми участниками, которые подали заявку и не позднее 5 дней с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов или протокола рассмотрения и оценки заявок.

3. Действия или бездействия заказчика при рассмотрении вторых частей заявок.

Здесь так же может произойти необоснованное отклонение, нарушение сроков или содержания, а также присвоение победы участнику, чья заявка не соответствует законным требованиям.

В таком случае, жалоба в ФАС подаётся участниками и не позднее момента заключения контракта.

4. Действия или бездействия заказчика на этапе заключения контракта.

К таким жалобам относятся ситуации, когда заказчик, например, отказался принимать протокол разногласий на проект контракта или допустил в нём ошибки. Сюда же можно отнести и неправомерный отказ от заключения контракта.

Подать жалобу в ФАС можно также, как и в предыдущем варианте, вплоть до заключения контракта.

5. Действия или бездействия со стороны ЭТП

Довольно редко встречаются ситуации, когда подавать жалобу на торговую площадку оправдано. Но прецеденты были, поэтому такой вариант также стоит включить в список. Жалобы подаются, как правило, либо на технические ошибки со стороны ЭТП, либо на отказ оператора зарегистрировать участника.

Подать жалобу в ФАС необходимо в течение 30 дней с момента происшествия.

Куда жаловаться и кому


Мы не просто так обозначали, что ограниченные сроки подачи жалобы установлены именно при обращении в ФАС. Ведь решить вопрос можно не только с помощью контролирующего органа.

Официально, обжалование можно провести двумя способами – обращением в упомянутое ведомство и через Арбитражный суд.

При разбирательствах в судебном порядке временные ограничения размываются. Поэтому, если не удалось вовремя обратиться в ФАС, то есть ещё один вариант.

Мы же, в свою очередь, рекомендуем всё делать вовремя и в случае необходимости решать вопрос именно через антимонопольную службу. Дело в том, что судебное разбирательство может затянуться на несколько месяцев, в то время как ФАС рассмотрит жалобу максимум за 14 дней.

Кроме того, в разных ситуациях имеет значение в какой именно орган обращаться. Так, например, при жалобе на заказчика это будет территориальное отделение УФАС, а в случае обжалования действий оператора ЭТП – федеральный ФАС.

Как составить и подать жалобу


Жалоба оформляется, фактически, в свободной форме, но есть ряд требований, чтобы её приняли. Полный перечень необходимой информации указан в ч. 8 ст. 105 закона 44-ФЗ.

  • Информация о том, на кого подаётся жалоба: наименование, адрес, почтовый индекс и контактные данные.
  • Информация о том, кто подаёт жалобу (заявитель): наименование и место нахождения для юридического лица, ФИО и место жительства для физического лица, почтовый индекс, электронная почта и контактные данные.
  • Информация о закупке: номер закупки, наименование и способ проведения.
  • Информация о нарушении: подробное описание ситуации, доводы и доказательства.
  • Подтверждающие документы: подтверждающие документы и их перечень.

Рекомендуем подкреплять свою позицию сведениями из практики других региональных ФАС. Жалобы, в которых участники указывают на множество прецедентов, чаще признаются обоснованными.

Также, в конце можно указать, какого результата вы ожидаете – отменить проведение закупки, признать недействительным протокол или заключенный контракт.

Советы


1. Пользуйтесь независимым регистратором.

Эта программа отслеживает и записывает действия участников закупок при проведении тех или иных действий. С её помощью, в случае конфликтной ситуации, можно доказать свою позицию, ведь записываемые данные защищены и признаются контролирующим органом как весомый аргумент.

2. Пользуйтесь услугами профессионалов.

В Тендерплане работают опытнейшие юристы с большим стажем участия в закупках. Они с лёгкостью помогут и подскажут, как поступить в сложившейся ситуации, а также предложат конкретный план дальнейших действий!

3. Пользуйтесь подачей жалобы в ЕИС.

При подаче жалобы через ЕИС заполняется специальная форма. Большая часть требуемой информации подтягивается автоматически, что позволяет избежать ошибок. Кроме того, система проверяет внесенную информацию и сообщит, если что-то заполнено неверно.

Последний способ, на самом деле, очень удобный, хоть и непривычный. Определенно стоит начать им пользоваться, ведь по намеченным планам, уже с начала 2022 года все жалобы будут подаваться исключительно через ЕИС.

Читайте также: