В какой мере открытие и первоначальное завладение создает право на территорию

Обновлено: 17.05.2024

В современном международном праве существуют территориальные нормы, они являются общепризнанными и способствуют сохранению и укреплению международного мира. С точки зрения правового режима территории можно разделить на:

суверенные территории одного государства;

суверенные территории с международным режимом (открытое море, воздушное пространство, дно моря за пределами континентального шельфа);

территории, имеющие правовой режим смешанного типа (исключительная экономическая зона, континентальный шельф).

Государственная территория

Государственная территория – часть земной поверхности, включая сушу, недра, воздушное, водное пространство, которая является суверенной частью определенного государства.

Сухопутная территория включает в себя сушу с ее недрами, находящуюся в пределах установленных границ, а также прибрежные острова и анклавы. В ряде стран государственной территорией является арктический сектор, все земли и острова, входящие в его состав. Недра, находящиеся под землей и водой на территории государства, обладают полным и исключительным суверенитетом государства. Данное право находит подтверждение в основных конституционно-правовых документах государств и международных актах.

К водным государственным территориям относятся внутренние воды: реки, озера, заливы, бухты, порты, а также территориальные воды, имеющие особый режим. Специальный режим имеют поверхность и недра континентального шельфа и экономические зоны. Территориальные воды примыкают к берегам государства, сюда же относятся и острова. В пределах экономической зоны разрешается свободный проход судов всех стран, однако государство, которому принадлежат территориальные воды, обладает преимущественным правом на разведку и освоение морских недр и морепродуктов.

Воздушной государственной территорией является пространство, находящееся над сушей и водной частью страны. Воздушное пространство отделяется от других стран границами, которые признаны нормами международного права.

К территории государства относятся морские суда, воздушные и космические корабли под флагом государства, трубопроводы, посольства.

Территория государства, его величина, конфигурация, природные особенности выступают фактором долговременного действия, но в разные периоды развития их роль различна.

Анклавы

Анклав – территориальная часть государства, которая находится отдельно от основной части страны, окруженная со всех сторон другими государствами. Если у этой территории имеется выход к морю, то она называется полуанклавом.

Эксклав – несамостоятельный регион, отделенный территориально от материнского государства и полностью окруженный одной или несколькими странами.

Одна и та же территория одновременно может быть анклавом и эксклавом.

В мире много таких мест. В Беларуси на территории Гомельской области находится населенный пункт Саньково-Медвежье. Административно он относится к Брянской области РФ. Для России эта территория считается эксклавом, для Беларуси – анклавом. Аляска является полуэксклавом США и полуанклавом Канады. Мелилья и Сеута имеют выход к Средиземному морю и являются полуанклавами для Марокко и полуэксклавами для Испании.

Наличие такой обособленной территории в международном праве предполагает особые правовые отношения. Чтобы попасть в анклав, необходимо пересечь территорию другого государства. Также необходимо решать важные проблемы, обеспечивать жизнедеятельность анклава. Все вопросы решаются, как правило, заключением соглашений и договоров между заинтересованными сторонами. Право доступа государства к своему анклаву реализуется путем подписания специального соглашения с государством, на территории которого находится анклав.

Правовой режим анклава определяется национальным законодательством или международными нормами.

Теории правовой природы государственной территории

Существует несколько точек зрения на правовую природу территории государства. Наиболее распространены объектная теория и теория пространственного предела власти государства. Сторонники объектной теории утверждают, что территория – это объект обладания. Это исторический взгляд на территорию, берущий свое начало в эпохе феодализма, когда собственность на землю рассматривалась как источник власти.

Юрист В.А. Незабитовский выдвинул другую теорию, выступая против приравнивания территории государства к объекту обладания. Территориальное верховенство – это право государства осуществлять власть над людьми, которые живут в этом государстве. Государственная территория является пространственной сферой осуществления государственного верховенства. В границах территории действует власть государства, которая обладает исключительным суверенитетом. Поэтому территорию можно с полным правом отнести к одному из основных признаков суверенного государства.

Суверенитет РФ согласно ст. 4 Конституции распространяется на всю территорию страны, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Государство устанавливает административно-территориальное деление, организует государственную власть и управление на основании территориального признака. В компетенцию государства входит определение и изменение государственной территории, вопросы гражданства, нахождения иностранных граждан на территории страны, охрана и оборона территории.

Нормы международного права говорят о неприкосновенности территориальной целостности и независимости государств.

Правомерное изменение территории государства

Существуют правомерные способы изменения государственной территории, установленные международным правом.

Возможно образование нового государства путем проведения референдума или в результате плебисцита.

Плебисцит (референдум) – опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает.

Возможно отторжение территории как санкция за агрессию, за развязывание войны. После окончания Второй мировой войны районы бывшей Восточной Пруссии были переданы Советскому Союзу и Польше. Развязывание войны – международное преступление, поэтому агрессор лишается части своей территории. Это мера, направленная на недопущение повторения агрессии.

Международное право предусматривает аренду, продажу, цессию государственной территории.

Аренда территории – предоставление права пользования частью территории государства другому государству. Аренда территории носит временный, договорной характер.

Государство, которое арендует территорию, может пользоваться определенными правами, тем самым ограничивая права государства-арендодателя. Договор заключается с учетом интересов обеих сторон. Территория, которая арендуется, не может быть использована в целях подрыва суверенитета или безопасности государства-арендодателя. Часто на арендованных территориях создаются военные базы. В международных правовых нормах сказано, что государство, предоставляющее свою территорию в аренду, сохраняет суверенитет над ней, но на практике это положение становится юридической фикцией. Государства полностью контролируют арендуемую территорию (кубинская база Гуантанамо, Диего-Гарсиа).

Примером продажи территории может служить продажа Аляски Россией США в 1867 году.

Цессия – уступка территории, ее дарение, передача, обмен части территории по взаимному соглашению между государствами.

Так в 1951 году СССР и Польша обменялись участками государственных территорий, в 1954 году между СССР и Ираном был заключен подобный договор об обмене во взаимных интересах. В 1968 году произошел обмен территориями между Францией и Люксембургом в целях уточнения границы.

Если возникают спорные территориальные вопросы, в международном праве предусмотрено мирное урегулирование. Территории, приобретенные при помощи силы или угрозы силой, не являются законными и не признаются международным сообществом.

Важнейшие принципы международного права. Территория как необходимый признак государства. База знаний по теме "Территория и другие пространства в международном праве". Правовые основания и способы территориальных изменений, юридический статус острова.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.02.2009
Размер файла 14,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Территория и другие пространства в международном праве

  • Международные отношения представляют собой конкретные связи между государствами по поводу обмена материальными и духовными ценностями, существующие на данный момент.
  • Территория является одним из необходимых признаков государства. На протяжении всей истории велись непрерывные войны за территорию. Защита территории - одна из главных задач государства. В современном международном праве утвердились такие важнейшие принципы, как неприменение силы, территориальная целостность, нерушимость границ.
  • Развитие науки и техники дали возможность широко использовать пространства и ресурсы, лежащие за пределами государственных границ. Они приобрели большое значение для экономики, транспорта, связи и безопасности, что обусловило развитие международно-правового регулирования в соответствующих областях.

Изучающие международное право должны иметь отчетливое представление о таких отраслях, как международное морское, воздушное и космическое право.

В международном праве территория - это некоторое пространство с её объектами наземного, воздушного и водного качества со своими особенностями.

2. Территориальные изменения

  • Условие: Современное международное право допускает изменение государственной территории. Также при этом допускаются правовые основания и используются способы территориальных изменений.
  • Территория государства, безусловно, может изменяться под воздействием или вследствие следующих факторов:

1) Территориальное деление государство вследствие внутренних противоречий и конфликтов

2) Объединения государства с другим государством

3) Вследствие освободительной борьбы или военных действий

5) обмена государственными территориями по соглашению сторон (в 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей территории);

6) применение мер ответственности за агрессию (отторжение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР);

7) цессии - уступки права на территорию (в настоящее время не используется);

8) аренда территории - это временное предоставление одним государством другому государству права пользоваться на договорных началах частью своей территории (аренда США кубинской базы в Гуантанамо сроком на 99 лет; Диего-Гарсиа - сроком на 50 лет). Жарикова О.А. Правовое положение судна в открытом море (юрисдикционный аспект) // Правоведение. 2008. 3.

3. Представленная задача

Условие задачи: В ходе морского плавания по Тихому океану на собственной яхте гражданин России обнаружил остров, не обозначенный на картах. Гражданин обратился за консультацией с просьбой пояснить:

1) каков правовой статус ранее неизвестной территории;

2) может ли гражданин России присвоить эту территорию;

3) под чьей юрисдикцией будет находиться указанная территория его собственной, России либо иной;

4) какие действия необходимо предпринять для установления суверенитета над указанной территорией?

Суверенитет - принцип функционирования государственной власти, предполагающий исключительное право государства устанавливать законы, определять права и обязанности граждан (верховенство государственной власти). Принцип суверенитета подразумевает также самостоятельность государства как субъекта принятия решений в международных отношениях (независимость государственной власти). Жарикова О.А. Правовое положение судна в открытом море (юрисдикционный аспект) // Правоведение. 2008. 3.

Таким образом для принятия суверенитета территории необходимо наличие свойства полной независимости данной территории от других государств, для чего необходимо заключить некоторые международные соглашения.

Список использованной литературы

Теоретические источники/ учебная литература

2. Барциц И. Границы Российской Федерации: актуальные вопросы // Власть. 2004. 10. - с. 22-32.

4. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. Гл. 8, 19, 20, 21.

5. Вахитов И.В. Кипрская проблема: тенденции к разрешению // Московский журнал международного права. 2004. 1. - с. 36-44.

7. Жарикова О.А. Правовое положение судна в открытом море (юрисдикционный аспект) // Правоведение. 2008. 3.Нормативно - правовые акты

2. Международное публичное право: Сборник документов: в 2-х тт. - М., 2005. Т.2. С. 352-371.

Подобные документы

Понятие и виды территорий в международном праве. Особенности определения территории государства, приобретения и изменения в этой области. Правовое обеспечение территориальных споров. Демаркация государственной границы. Международные реки и каналы.

курсовая работа [32,6 K], добавлен 08.03.2015

Виды территорий и их классификация. Юридический статус государственной территории в международном праве. Правовой статус территории со смешанным режимом (архипелаг Шпицбергена). Вопрос о статусе международных территорий (общее наследие человечества).

реферат [38,8 K], добавлен 08.03.2015

Государственная территория как географические пространства, на которые распространяется суверенитет государства, ограниченные государственной границей, ее правовой статус и отражение в Конституции Беларуси. Правовое положение государственной границы.

курсовая работа [34,1 K], добавлен 22.02.2011

Понятие территорий в международном праве, их сущность, классификация и правовые режимы. Проблематика международной правосубъектности. Международно-правовое признание, его определение, сущность, доктрины, формы, стороны, способы и юридические последствия.

контрольная работа [20,6 K], добавлен 30.11.2009

Возрастание роли территориальных проблем в международных отношениях на современном этапе. Понятие, состав, статус государственных территорий, международных пространств. Правовой режим государственных границ. Закон РФ "О государственной границе РФ".

реферат [25,1 K], добавлен 04.01.2010

Территория в доктрине и практике международного права, проблема юридической классификации территорий. Правовой статус водного пространства как части государственной территории. Ограничения относительно содержания правил, применяемых к иностранным судам.

контрольная работа [22,8 K], добавлен 08.11.2010

Определение правового статуса международных и смешанных территорий в международном праве. Правовое регулирование территориальных вопросов в унитарных и федеративных государствах. Виды и способы разрешения территориальных споров между государствами.

Государственная территория – пространства, в пределах которых государства осуществляют верховенство. Территория государства включает в себя сушу с ее недрами, водное и воздушное пространство.

Такое понимание территории является традиционным для договорной практики.

В состав государственной территории входят:

- сухопутная территория (поверхность суши), включая острова;

- водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море;

- воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.

Согласно Конституции, территория РФ "включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними" .

Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне.

В определении объема прав государства в отношении шельфа и экономической зоны главная роль принадлежит международному праву, а не праву внутреннему. Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Важной частью государственной территории, источником природных богатств являются недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр неограниченна и теоретически распространяется до центра Земли.

К внутренним водам относятся определенные морские воды, а именно:

- воды заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат данному государству;

- воды заливов, бухт, лиманов и проливов, исторически принадлежащих данному государству

- воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат данному государству.

Воздушная территория представляет собой воздушное пространство в пределах государственных границ. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Высотный предел воздушной территории не установлен. В литературе высказывается мнение, что он достигает 100 - 110 км. Высотный предел воздушного пространства, находящегося под государственным суверенитетом, отделяет его от космического пространства, подчиненного международному режиму.

Территориальное верховенство - важнейшее свойство государственного суверенитета, которое означает высшую, полную и исключительную власть государства на своей территории.

Территориальное верховенство включает высшую власть (imperium) и суверенное владение (dominium). Последнее отлично от гражданского права собственности (также dominium). Оно состоит в праве распоряжаться государственной территорией и ее ресурсами, включая передачу той или иной части иностранному государству. Гражданское право собственности существует в рамках установленного государством закона. Приобретение права собственности на земельный участок не исключает его из государственной территории, даже если собственником становится иностранное государство. Поскольку государство осуществляет исключительную власть в пределах своей территории, постольку оно несет и соответствующую ответственность за все, что на ней происходит. Оно обязано обеспечить законные интересы и права иностранных государств и их граждан. В противном случае наступает его международно-правовая ответственность. Суверенитет и международно-правовая ответственность - взаимосвязанные явления. Деятельность, осуществляемая в пределах государственной территории, в том числе и не запрещенная международным правом, не должна наносить ущерб другим государствам.

Способы приобретения и утраты государственной территории.

Правовой титул представляет собой юридический факт (договор, односторонний акт, событие или действие), служащий в качестве правового основания распространения суверенитета государства на определенную территорию. Установление правового титула является главной задачей международных судов, разрешающих территориальные споры. В основном эта задача встает при определении принадлежности территорий, изначально не входящих в состав государства. Основными способами приобретения государственной территории, создающими правовые титулы, являются: оккупация, приобретение по праву давности, цессия, завоевание, приращение.

Способы приобретения государственной территории можно поделить на договорные (цессия) и недоговорные (все остальные); первоначальные (оккупация, приращение) и производные (цессия, завоевание, давность).

1. Оккупация возможна только в отношении res nullius (terra nullius), то есть ничейной земли (территории, не принадлежащей ни одному государству). В настоящее время ничейной может считаться только необитаемая территория. Если территория населена, но не имеет государственного устройства, должен быть реализован принцип права наций на самоопределение. При оккупации ничейной территории недостаточно простого провозглашения суверенитета в ее отношении. Помимо этого, необходимо осуществление постоянного и эффективного контроля над данной территорией. Такой контроль может проявляться в принятии законов в отношении данной территории, осуществлении текущего управления делами данной территории; распространении юрисдикции на ее население и прочем. В каждом конкретном случае необходимо оценивать весь комплекс обстоятельств.

2. Мирное и продолжительное владение территорией, принадлежащей другому государству, при наличии некоторых условий может создавать титул, основанный на давности. Для создания титула необходимо чтобы владение территорией осуществлялось от имени суверена (a titre de souverain), было неоспариваемым, непрерывным и открытым, причем его продолжительность зависит от конкретных обстоятельств дела.

3. До недавнего времени цессия, то есть уступка территории по договору, осуществлялась в виде купли-продажи либо в виде безвозмездной передачи (например, продажа Россией США в 1867 году Аляски; продажа Данией США в 1917 году некоторых из Виргинских островов.; безвозмездная передача Австрией Италии в 1866 году Венеции и тому подобное).

В XX веке в основном встречаются две разновидности цессии: цессия на основании мирных договоров и цессия с целью выравнивания границ. Во втором случае в целях более эффективного управления осуществляется обмен незначительными по площади территориями (Договор между СССР и Польшей 1951 года, Соглашение между СССР и Ираном 1954 году). Современное международное право требует, чтобы при осуществлении цессии соблюдались принцип равноправия и самоопределения народов, принцип неприменения силы, а также адекватно решались вопросы гражданства. Воздушное пространство, территориальные воды, недра не могут быть самостоятельными объектами цессии, они переходят только вместе с сухопутной территорией.

4.Завоевание выступает в качестве самостоятельного основания приобретения государственной территории в том случае, если окончание войны не сопровождается заключением мирного договора (приобретение Россией Курильских островов после окончания войны с Японией). В настоящее время завоевание не является правомерным способом приобретения государственной территории.

5. Приращение естественным путем (аккреция). Под приращением понимается увеличение территории государства за счет естественных природных процессов (нанос почвы, обмеление, вулканическая активность и тому подобное).

Если вследствие естественных процессов сухопутная территория образуется за пределами территории какого-либо государства, она должна рассматриваться как terra nullius.

6. В качестве правовых титулов также выделяются:

♦ Титул, основанный на смежности территорий. Концепция принадлежности или смежности использовалась европейскими государствами для распространения своей власти на неконтролируемые территории, прилегающие к контролируемой территории. Как правило, международные суды отказывались учитывать соответствующую аргументацию при определении принадлежности сухопутных территорий. Концепция смежности иногда выдвигается в качестве основы делимитации Арктики.

♦ Титул, основанный на решении международной организа­ции, международного органа (например, международно­го суда) или международного правительства de facto (адъюдикация). Примерами могут быть решения государств- победителей по территориальным вопросам, отраженные в Версальском договоре 1919 года и в мирных договорах с Германией и Италией, заключенных после Второй мировой войны. Адъюдикация может подтверждать уже существующий правовой титул. В некоторых случаях, однако, она может рассматриваться в качестве самостоятельного правового титула, что имеет место, когда международный суд, иной международный орган или международная организация принимают решение о передаче территории, в отношении которой правовой титул не установлен либо утрачен. Речь идет о правообразующих (преобразовательных) решениях.

Основания утраты государственной территории обратны основаниям ее приобретения. К их числу можно отнести: отказ (дериликция); утрата в силу давности; утрата вследствие естественных процессов (исчезновение косы Тузла в Керченском проливе в результате ее размыва в 1925 году); уступка другому государству; завоевание другим государством.

Утрата государственной территории может также произойти в результате сецессии, то есть отделения части государственной территории и образования нового государства. Некоторые границы в Африке и других регионах установлены без учета расселения этносов, в соответствии с бывшим колониальным делением, что может стимулировать процессы, имеющие своим результатом сецессию.

Вопросы, касающиеся приобретения государственной территории, всегда относились к числу важнейших, сложных и особо деликатных международных проблем, протяжении всей истории человечества приводили к кровавым столкновениям и войнам между государствами, острых межнациональных конфликтов даже в рамках одного государства. Острота этих вопросов выявляется и в настоящее время, например на территориях бывшего Союза ССР и Югославии, в Анголе, Руанде.

Следует отметить, что современное международное право признает только законные способы приобретения территорий. Хотя понятие правомерности таких способов, как и выработка самих способов, прошли период эволюционного развития.

В международном праве издавна сложилось, что государство владеет территорией, если:

- Осуществляет над ней государственную власть;

- Организует на ней хозяйственную деятельность;

- Сообщает другим о присоединении этой территории (нотификуе территорию).

В этот же период появляется еще один начальный способ приобретения государственной территории - в результате увеличения территории заключается в установлении государством суверенитета над вновь образованными новыми участками суши (чаще всего островами), появление которых связано с природными катаклизмами (землетрясение, извержение вулкана). В настоящее время увеличение территории в большинстве случаев связано с целенаправленной деятельностью человека, направленной на увеличение территории государства (намыв новых участков территории в море, строительство искусственных островов и т.д.).

В процессе исторического развития на смену начальном присвоению земель пришли производные способы приобретения государственной территории, значение которых состояло в переходе территории одного государства в состав территории другого. Такой переход мог осуществляться как на договорной, так и на внедоговорной основе. Такой градацией практически было положено начало классификации законных и незаконных способов приобретения территории.

Договорным способов приобретения государственной территории принадлежат цессия, обмен, дарения территории, в том числе по брачному контракту между царствующими лицами, а также продажа территории.

Цессия (уступка территории) - передача территории одного государства другому по соглашению между ними. Исторически цессия является односторонней сделкой заинтересованных государств на территориальную смену. Раньше государство уступала частью своей территории под определенным давлением и практически без всякой компенсации. Позже цессия стала осуществляться на возмездных началах, то есть сопровождаться компенсацией в денежной или иной форме. Кроме того, цессия требует заключения между соответствующими государствами международного договора, который должен отвечать всем основным принципам современного международного права. Примером цессии может служить уступка в 1867 году Россией США Аляски (1519 тыс. кв. Км, для сравнения: площадь Украины составляет 603,7 тыс. кв. км) за 7,2 млн. долларов. Есть примеры цессии и в более позднее практике межгосударственных отношений. Так, в 1946 году СССР вступил Афганистана часть водной территории Амударьи, а годом позже Финляндия цесувала СССР за 700 млн. финляндских марок 176 кв. км своей территории в районе гидроэлектростанции Янискоски и плотины Нискакоски на реке Паатсо-Йоки.

Международному праву известна двойная цессия или обмен территориями. Так, в 1951 году СССР и Польша на основе соглашения обменялись участками своих территорий в районах Люблинский воеводства ПНР и Дрогобычской (ныне Львовской) области УССР, поэтому что население этих территорий исторически тяготело к смежным районам СССР и Польши. В 1999 году принято решение об обмене территориями между Одесской областью Украины и Молдавией

(Район села Паланка), в результате которого Молдавия получает доступ к реке Дунай и отдает принадлежащую ей участок, проходящий по территории Украины.

Одним из видов договорной уступки является плебисцит - всенародное голосование по вопрос о территориальных изменения (государственной принадлежности определенной территории). Плебисцит может проводиться как на основании внутригосударственного акта, так и соответствии с международным договором. В зависимости от этого его проведения может поручатися государственному органу или международной организации. Плебисцит впервые был проведен в период Великой французской революции 1789-1894 годов. По итогам Первой мировой войны, в соответствии с решениями Парижской мирной конференции 1919-1920 годов была проведена целая серия плебисцитов. В 1944 году Исландия на основе плебисцита вышла Датского королевства и стала независимым государством. На основании плебисцита, проведенного в 1967 году, был решен территориальный спор между Испанией и Великобританией относительно Гибралтара.

В современной международной практике также случаи вхождения одного государства к состав какого-либо другого государства, отделение от любого государства с созданием собственной государственности. Так, на основании волеизъявления населения в 1990 году произошло объединение ФРГ и ГДР в единое германское государство ФРГ, в 1965 году Сингапур вышел из состава Федерации Малайзии и образовал самостоятельное государство - член ООН.

Следует отметить, что реализация принципа самоопределения народов возможна только в тесной взаимосвязи с другими основными принципами международного права. Итак, при его реализации не должен быть нарушен принцип территориальной целостности государств. Время на практике очень трудно достичь гармоничного сочетания этих принципов. Проблема Чечни в России, Приднестровья в Молдавии, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Тибета в Китае является ярким тому подтверждением.

Договорным способов приобретения государственной территории относится продажа территории. Так, например, США в 1803 году купили у Франции Луизиану, в 1916 году - в Дании группу Антильских островов.

К правомерным способов территориальных изменений современная международная доктрина относит отторжения части территории государства-агрессора в качестве санкции. Такая мера применяется к конкретной государства не только как форма ответственности за развязанную агрессию против другого государства или государств, но и в качестве превентивной меры, направленной на предотвращение агрессии с территорий, отрываются, в будущем. Такая практика имела место после Второй мировой войны, когда соответствии с решениями Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года в Германии была оторвана северная часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом и передана СССР, - в настоящее время город Калининград и одноименная область в составе Российской Федерации, а южная часть Восточной Пруссии была передана Польше; за Мирным Договором Италией 1947 года Греции на правах полного суверенитета были переданы Додеканезьки острова, а Югославии - остров Пелагоза и прилегающие островки.

Различают сервитуты положительного характера, которые заключались в обязанности государства допускать на своей территории действие власти другого государства (например, право прохода или проезда, право пользования водоемом другим государством) и сервитуты негативного характера - под ними понимается обязанность государства воздерживаться от определенных действий на своей территории (наиболее показательным примером является демилитаризованных и нейтрализованные зоны).

Практически этот срок ныне применяется к праву транзита или пролета через определенную зону, к праву прохода некоторыми реками и к праву аренды государственной территории. Под арендой в международном праве понимают временное пользование одним государством части территории другого государства для целей, не противоречащих основным принципам международного права, и не связанных с установлением политического господства на данной территории. Договор международной аренды отличается от других видов временного пользования территории тем, что:

- Он заключается на определенный срок и является возмездным;

- Он имеет сугубо целевой характер использования арендуемой территории, и поэтому она не может быть использована в других целях, кроме указанных в договоре (строительство и эксплуатация транспортных путей, создание свободных экономических зон, размещение научных объектов и т.д.);

- Цели, закрепленные в договоре, не могут противоречить основным принципам международного права

- В международном договоре об аренде оговаривается, что суверенитет над арендуемой территории сохраняется за государством-арендодателя или такое положение именно следует из содержания данного договора. Примером международно-правовой аренды территории

может служить Договор между СССР и Финляндией о передаче в аренду Финляндии советской части Сайменский канал и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 года.

Кондоминиум - это совместное владение двух и более государств определенной территорией, на которую распространяется

их суверенитет. В настоящее время кондоминиумы практически не встречаются, когда они были единственным компромиссным мерой для удовлетворения притязаний нескольких государств на право владения определенной территорией. Поэтому правовой основой создания кондоминиумов было соглашение между заинтересованными государствами, что определяло характер и пределы административной власти каждой из них. Например, на основании Венского договора 1864 земля Шлезвиг-Гольштейн и Лауэнбург находились под кондоминиумом Австрии и Пруссии с 1864 по 1866 годы, на основе соглашения между Бельгией и Пруссией, заключенного в начале XIX века, был образован кондоминиум в Морени, что, просуществовав более ста лет, прекратил свое существование в 1919 году в соответствии с Версальского мирного договора, который признал полный суверенитет Бельгии над этой территорией.

В современный период существует единственная сухопутная государственная территория общего пользования - согласно Парижского договора о Шпицберген (архипелаг Свальбард) от 9 февраля 1920 года, он, с одной стороны, является суверенным частью Королевства Норвегии, а с другой - на нем действует режим совместного пользования.

Наконец, международному праву известны некоторые другие правомерные средства приобретения государственной территории, в частности, на основании решения арбитража или суда в случае мирного разрешения территориального спора. Таким способом является адьюдикация - передача части территории одного государства другому на основании решения судебного органа. Она будет считаться правомерным только в том случае, если, во-первых, при обращении в судебный орган спорящих должны в совокупности достаточные правовые основания на владение территорией оспаривается и, во-вторых, если обе государства признают над собой юрисдикцию данного суда.

В настоящее время является общепризнанным, что высшим и основным принципом правомерного разграничение государственной территории является выбор самого народа, проживающего на данной территории, и принцип самоопределения народов и наций, что, как правило, осуществляется и проводится в жизнь мирным путем, а в некоторых случаях, допустимых международным правом, и посредством применения силы (при борьбе колониальных и зависимых народов за свое национальное освобождение и образование собственной государственности, при борьбе против иностранной оккупации или вторжения).

Читайте также: