В какое время чаще совершаются угоны транспортных средств

Обновлено: 02.07.2024

Как работают разные организованные группировки угонщиков, почему не угоняют Volvo, какова типичная схема увода машины из двора, куда деваются ворованные авто и что делать, если машину останавливает ДПС. Некоторыми секретами поделился угонщик, ныне отбывающий срок.

С каждым годом машины угоняют всё чаще. Если пару лет назад угонщиков интересовали только авто премиальных марок (берем в расчет мегаполисы, так как в регионах лидером угонов всегда была и будет отечественная Лада), то в последнее время их интерес распространился и на бюджетный сегмент автомобилей. И это понятно: кризис, рост доллара, подорожание запчастей…

Соответственно, угон популярных недорогих автомобилей и сбыт их в разобранном виде – это неплохой "бизнес", что и подтверждают статистики угонов за последние месяцы. На условиях анонимности мне довелось пообщаться с угонщиком.

Началось всё с того, что я как-то с утра, сев в свой автомобиль и поехав на службу, увидел на остановке общественного транспорта своего соседа. Остановился и предложил подвезти до ближайшего метро. На мой вопрос: "Юра, а чего пешком-то?", сосед с грустью в голосе ответил: "Угнали мою Импрезу…". За 20-минутную поездку до метро Юра поведал мне историю угонов двух своих авто (вот это карма!).

В 2012 году он купил новенькую Honda Accord в кредит. Кредит оформил потребительский и полис КАСКО оформил только на первый год эксплуатации. А в 2013 году, когда закончилась страховка, автомобиль ночью из двора дома угнали. Заявил в органы, вывесил в Интернете объявления, искал во всех близлежащих дворах, но всё безуспешно. Звонили несколько раз мошенники с предложением выкупа, но то, что это были именно мошенники, он понял сразу.

Depositphotos_32735407_original.jpg

В назначенный день приезжает мужчина бандитской наружности, передает Юре деньги взамен на документы и Договор купли-продажи. Но самое удивительное, что ведь не боятся – лично звонят и приезжают, имеют наглость диктовать свои условия. А еще – что поразило – этот "бандит" нахваливал Юре его же Хонду: "Отличная машинка, тьфу-тьфу-тьфу. Год езжу на ней, вообще проблем нет".

Выплатив полностью кредит за Хонду, Юра покупает опять в кредит (но уже автокредит) Subaru Impreza, но спустя полгода и ее угоняют. На этот раз угнали дерзко, нагло, с кучей свидетелей. Юра с семьей улетел в отпуск, а Субару осталась ждать их у дома на парковке. Перед отъездом вытащил аккумулятор из авто. Время 6 утра, угонщики, проклиная водителя Субару, грузят ее на эвакуатор и, выезжая с парковки, не могут поделить дорогу с водителем маршрутки. Никто не хочет уступать, но угонщики начинают угрожать маршрутчику неславянской внешности физической расправой. Происходит словесный конфликт, автомобили разъезжаются. В маршрутке куча свидетелей, ехавших с утра на работу, но ни они, ни обруганный водитель маршрутки не смогли описать внешность угонщиков. В настоящее время Юра оформляет документы для страховой, так как Subaru Impreza, в отличие от Honda Accord, была застрахована.

Вся эта история, рассказанная соседом, меня очень сильно вдохновила на то, чтобы более подробно изучить принципы действия противоугонных систем, их эффективность, понять, каким образом взламывают "нашпигованные охраной" автомобили премиум класса. Ведь на месте Юры легко мог оказаться и я. В моей семье два автомобиля, которые я очень люблю, и их угон для меня был бы настоящим стрессом.

К слову сказать, работаю я в Федеральной службе исполнения наказаний, что и подтолкнуло меня узнать все нюансы непосредственно от тех, кто занимается угонами. При проверке одной Исправительной колонии, я поинтересовался у сотрудников: "А есть ли в вашем учреждении лица, отбывающие наказание за угон автомобиля?". На что получил ответ: "Есть у нас тут один персонаж, только по другой статье сидит. По оперативной информации, он в Питере угнал не один десяток машин. Месяц назад заглючила сигнализация у нашей служебной Лады Гранты, заблокировались замки дверей, а ключи в салоне авто остались. Как вскрыть, не стекло же бить? Вызываем Японца (таково прозвище осужденного автоугонщика), так он за 20 секунд вскрыл Гранту. Мы сами не поняли, как он это сделал".

Depositphotos_64899777_original.jpg

Я понял, что это именно тот, кто мне нужен. Через 10 минут передо мной стоял ничем не приметный мужчина среднего телосложения, на вид 35-37 лет. Скорее похож на программиста, чем на уголовника. Я ему объяснил, что не собираюсь допрашивать его, а хочу поговорить с ним по душам. Он, посомневавшись пару минут, согласился побеседовать со мной. И вот такое у нас с ним получилось интервью.

– За что тебе дали прозвище "Японец"? Ты же славянской внешности.

– Я специалист по японским иномаркам, хотя и "немцев" влегкую вскрою. Вообще без разницы, какой "конь".

– "Японцев" угнать легче, чем "немцев"?

– Нет, конечно. Всё зависит от количества и качества противоугонок.

– Были случаи, когда попытка угона провалилась?

– Было пару раз. На Крузаке 200-м стоял замок капота, долго отгибали капот, а время – деньги. Пришлось бросить. Но через месяц мы его всё равно увели. Второй случай – это Камри, там такси спугнуло, рядом тормознуло.

– В обоих случаях фигурирует марка Toyota. Как вы выбираете жертву?

– Кого уводить, зависит от заказов. Больше всего заказов на Тойота и Мазда. Хотя в последнее время и Лансеры с Фокусами в почете.

– А кто заказывает-то?

– По-разному бывает. Если ушел Cayenne или X6, то это индивидуальный заказ. Перебиваются номера, и катается в другом регионе человек на нем и беды не знает. Если Фокус увели, то это на запчасти, найти машину вообще не вариант. Заказчики – торгаши запчастями. Есть в Питере очень крупная контора по продаже запчастей, только в городе несколько магазинов. Так вот они-то и есть основные заказчики.

Depositphotos_10917506_original.jpg

– А что за контора?

– Без комментариев. (Смеется.)

– Получается, что если есть заказ на твое авто, то вы в любом случае его угоните, какие бы охранные системы на нем ни стояли?

– Не всегда. Один "Гелик" две недели пасли, никак не подобраться. Там хозяина водитель возил – всегда рядом с автомобилем был, а ночевал "Гелик" за забором. Плюнули, увели такой же с соседнего района.

– Сколько вас в команде человек? Что за люди?

– Много. У каждого есть свои обязанности, кто-то отвечает за шухер и прикрытие, кто-то вскрывает и заводит "коня", кто-то гонит, кто-то сопровождает, кто-то разбирает, кто-то работает с заказчиками, кто-то перегоняет в другой регион под заказ. Это целая система. У нас жесткая дисциплина, многие с высшим образованием. Алкоголиков и наркоманов среди нас нет.

– А у тебя какое образование? Не всегда же занимался угонами?

– У меня незаконченное высшее. Отчислили на 4-м курсе питерского "технаря". Пять лет проработал в нескольких официальных дилерах по продажам автомобилей, устанавливал сигнализации. Но денег там платят мало, а кушать хочется.

– И много в Питере вас таких организованных команд угонщиков?

– Не считал. Знаю, есть кавказская команда, но они работают по принципу "лохотрона".

– Что за принцип "лохотрона"?

– Это когда уводят "коня" у жертвы путем обмана. Украсть ключи с брелоком из кармана в торговом центре проще простого. Ведь жертвы цепляют на одно кольцо и ключи, и брелок от сигналки, и даже метку иммобилайзера. Выходит жертва с авоськами, а "коня"-то и нет. Руку в карман – и ключей тоже.

Depositphotos_45879387_original.jpg

– Так в чем же именно заключается хитрость? Это же обычные карманники, только их цель – автомобиль.

– Да это самый простой способ я рассказал. Есть еще много. Например, привязанные к выхлопной трубе консервные банки на веревке. Правда, это уже старо как мир. Жертва заводит авто, трогается, слышит металлический скрежет сзади автомобиля. Выходит посмотреть, начинает матерясь отвязывать эти банки. В это время в его "коня" садится "конокрад" (так угонщики иногда называют самих себя) и уезжает. Авто-то ведь заведено, ключи в замке зажигания.

Похожая схема: садится в авто, допустим, девушка, заводит его. Мимо проходит парень в капюшоне и демонстративно смачно клеит на заднее правое стекло автомобиля бумажку с жирной надписью "ДУРА" и быстро уходит. Девушка выходит из авто и начинает отклеивать эту бумажку. В это время ее автомобиль с "конокрадом" за рулем уезжает.

Вот способ поинтереснее: едет жертва по безлюдной дороге в городе, а на ее пути стоит шатаясь какой-то пьяный тип. Жертва сигналит, орет, а тип мало того что не уходит с дороги, но начинает падать на капот автомобиля. Жертва не выдерживает, выходит и начинает уводить пьяного на обочину. "Конокрад" тут как тут, авто в одну сторону, пьяный тип сразу трезвеет и бежит в другую. Там, за углом, его уже ждет другой автомобиль с напарником. На безлюдной дороге остается только жертва без автомобиля, ключей, документов и, скорее всего, даже без мобилы.

– Почему без мобилы? Необязательно же телефон держать в авто, у меня постоянно он в кармане.

– Если телефон в кармане, то его вытащит тип, который "косит" под пьяного, чтобы жертва сразу ментам не позвонила. С документами на авто то же самое.

Depositphotos_8153736_original.jpg

– А еще способы есть?

– Да полно. Допустим, стоит авто с жертвой на светофоре. Мимо проходит пацан лет 10 и стучит в окно к жертве: "Дядя, открой окошко". Жертва открывает окно и тут же получает в лицо плевок от ребенка. Матерясь вылезает из авто и пускается вдогонку за ребенком. В это время "конокрад" на его авто уезжает. Пацан предварительно за это дело получил пачку сигарет либо пиво, либо тюбик клея – у кого какие вкусы.

– Выходит, эта кавказская группировка специализируется только на так называемом лохотроне? Технические средства для угона вообще не применяет?

– Почему же? Применяет, конечно. Всё зависит от конкретной ситуации. Например, зимним утром выходит жертва к своему авто, заводит его и, пока авто прогревается, сметает с авто снег. Заинтересованные ребята сидят недалеко в своем авто. Они уже считали код сигнализации автомобиля жертвы. И успешно на расстоянии блокируют двери авто жертвы.

Авто заведено, ключи в замке зажигания, а двери закрыты. Обычно и сумка с документами тоже в закрытом автомобиле. Жертва в панике, но быстро успокаивается, так как вспоминает, что дома есть запасной комплект ключей. С мыслями "с кем не бывает, заглючила сигналка, слава богу, есть второй комплект", уходит домой за ключами. Ребята, разблокировав авто, со всеми автодокументами жертвы спокойно уезжают.

– Эта схема, получается, действует только зимой, летом ведь машину никто не прогревает?

Depositphotos_52109323_original.jpg

– Это ты мне рассказал про методы кавказцев, а какие методы у вашей команды?

– Мы, в отличие от кавказцев, "интеллектуалы". У нас целый технический комплекс по вскрытию и угону, стоимость которого составляет несколько тысяч евро. Но все эти "примочки" уже давно себя окупили.

Схема следующая. Если автомобиль дорогой, выслеживаем его несколько дней. Бьем по колесам, чтобы сработала сигнализация. Смотрим за реакцией владельцев. Кстати, понять, какой марки стоит "сигналка" у "терпилы", можно по антенне. Утром в районе 4-5 часов подъезжает пара наших экипажей. В это время обычно спят все, даже поздно шатающиеся подростки и прочие алкаши.

Вскрываем автомобиль с помощью код-граббера. Сигнал запеленговали и считали заблаговременно. Далее – дело техники. Если есть спутниковая система, то глушим ее. Механические замки АКПП, капота и прочие штуки тоже нейтрализуются элементарно. На всё про всё – не более 15 минут. Обычно большинство жертв "навороченные" противоугонки ставит прямо в салоне официального дилера их любимого и дорогого автомобиля. А те не парятся с их установкой и ставят их всегда в одни и те же места, не заботясь о скрытности.

– А если всё-таки сотрудники ДПС остановят именно угнанный автомобиль?

– Угнанный автомобиль ни при каких обстоятельствах не остановится, ведь у него раскурочена вся передняя панель. Сразу понятно, что здесь "пахнет жареным". Если начнется погоня, то нам боевики с перестрелками не нужны. Угнанный авто вырубает фары, заворачивает во дворы и там теряется. Авто это мы кидаем во дворах и забываем про него. Если вдруг непредвиденная ситуация, то у человека, управляющего угнанным автомобилем, всегда на такой случай с собой большая сумма наличных денег – около 2 миллионов рублей. Обычно такой разговор происходит: сотруднику правоохранительных органов предлагают сначала один миллион, потом (если пошел в отказ) – два.

– Ну не все же продажные. Вдруг попадется честный сотрудник?

– Тут просто надо сказать: "Ты не возьмешь, твое начальство возьмет, и меня завтра уже выпустят. А тебя дураком честным будут до пенсии называть!". В итоге все берут.

Чтобы иметь представление о том, какое количество автомобилей в России ежегодно подвергается автоугонам, необходимо рассмотреть официальную статистику от МВД и ГИБДД. Причем сделать это как по отношению к маркам, так и к тем регионам, в которых этот тип преступления фиксируется чаще всего.


Количество угонов

Что касается количества раскрытых преступлений по автокражам, то выявлено нарушений и установлены преступники в 392 случаях. Рассматривая статистику угона машин, необходимо рассмотреть какие из них являются самыми угоняемыми, а какие реже всего подвергаются краже.

Бюджетный сегмент

Так, в бюджетном сегменте статистика угонов автомобилей за 2018 по данным сайта Угона.Нет год выглядит следующим образом:

  • Ладу угоняли 5655 раз. Что составляет 27% всех украденных транспортных средств.
  • Kia подвергалась угону 1832 раза.
  • Daewoo nexia 196 раз. Это около 1,3%.


Средний сегмент

Что касается среднего сегмента, то наиболее популярными с точки зрения статистики угоняемых машин в этой ценовой категории являются:

  • Hyundai Solaris – 1265 случаев. Всего на данный бренд приходится 1879 краж, что составляет 9% от общего числа.
  • Kia угоняли 976 раз. Это 4,5%.
  • Toyota – 695 раза, что составляет 3,5%.
  • Ford a была отнята у своих собственников 463 раз. Это 3,2%.
  • Renault– 282 раз, это 2,6%.


Премиум сегмент

В премиум сегменте ситуация выглядит следующим образом:

  • Наиболее популярный с точки зрения краж – Lexus LX. На это авто пришлось 162 кражи.
  • Mercedes E-класса не сильно отстал от своего предшественника. За 2019 год было украдено 160 таких автомобилей.
  • Bmw 5 серии крали 117 раз.
  • А вот BMW X5 немногим меньше, 113 угонов.
  • Lexus RX – 110 раз.


Помимо этих топ-5 наиболее привлекательных для преступников автомобилей из премиального сегмента, также часто угоняли BMW третьей серии, Mercedes C-класса, Infiniti FX, Land Rover Range Rover, Land Rover Discovery, Mercedes C-класса, Lexus, БМВ 7 серии Lexus NX, Audi A6 и A4, Mercedes GL и M классов, Porsche Cayenne и BMW X6. По каждой из этих машин количество варьировалось от 97 до 38 в соответствии с убыванием списка.

Показатели

Рассматривая все показатели, важно знать марки и модели тех авто, которые крадут чаще всего и как с ними поступают похитители в дальнейшем. Помимо этого, интересно узнать те статистические показатели, которые имеются по годам, чтобы отследить, куда двигается криминогенная обстановка с угонами автомобилей в России.

По годам

Рассматривая данные Росстата по годам, цифры краж выглядят следующим образом:

  • В 2014 году количество угонов составило 39.253 единицы.
  • На 2015 год пришлось 36.203 краж.
  • К 2016 их стало 33.859.
  • В 2017 уменьшилось до 26.441.
  • В 2018 – 21.112 хозяев лишилось своих авто.


Как видим, количество угонов сокращается уверенными темпами, хотя все еще и остается довольно высоким. А вот раскрываемость не всегда утешает хозяев авто. Так как практически 2/3 преступлений остаются нераскрытыми.

По регионам

По регионам наиболее неблагополучно выглядят следующие города и области:

  • Москва, Санкт-Петербург и Центральный Федеральный округ в целом. На них приходится более 1/3 всех краж.
  • Северо-Западный федеральный округ – это 21,8%.
  • В Сибирском ФО – 10,8%.
  • В Приволжском ФО – 8,6%.
  • В Южном ФО всего наблюдается 7,8%.
  • Уральский ФО демонстрирует – 7,6%.
  • Дальневосточный ФО показывает меньший показатель в 5,3%. Является одним из наиболее благополучных регионов с точки зрения совершения этого типа преступления.
  • Северо-Кавказский ФО 1,6%.


Что касается статистических данных о городах России, то наиболее тяжело обстановка с угонами выглядит в следующих мегаполисах и крупных населенных пунктах:

  • Возглавляет рейтинг, как это ни странно, именно Санкт-Петербург. Он обогнал в этом плане Москву. От общего количества украденных машин именно в этом мегаполисе было угнано 0,28 %.
  • На втором месте идет Кемерово – 0,27%.
  • Третий город по неблагополучию с точки зрения сохранности личного транспортного средства – Москва с показателем в 0,24%.
  • Четвертым в рейтинге идут Мурманск и Новосибирск. Здесь угоняют от 0,22% до 0,21%.
  • Пятое место делят между собой Владивосток и Оренбург – по 0,19%.
  • Незначительно отстает Новгород – 0,18%.
  • За ним следует Самара. В этом городе угоняют приблизительно 0,11% от всех авто.
  • С существенным отрывом от Самары следует. Тут воруют около 0,07% всех автотранспортных средств.

По маркам и моделям

Что касается наиболее популярных марок, то статистика по угонам разных моделей дает следующие данные:


Динамика

Что касается изменяемости ситуации, то, стоит отметить, что ситуация за последние 5 лет существенно улучшилась. Так, например, по сравнению с 2014 годом количество краж автомобилей разных классов уменьшилось приблизительно на 40%. Единственное, что нужно учитывать, так это то, что грядущий финансовый кризис, который затронет не только Россию, но и другие страны. Он может несколько подкорректировать в худшую сторону эти показатели.

Прогноз

По прогнозным данным, в ближайшие 2021 и 2022 года количество украденных авто снизится приблизительно на 3-5%. Но, с учетом того факта, что все же обстановка в мире не ухудшится значительно.

Кто и как угоняет автомобили? Интервью с угонщиком Авто, Угон машины, Эксплуатация авто, Противоугонная система, Длиннопост

Олег (имя изменено) — профессиональный угонщик автомобилей. Он утверждает, что уже "завязал", но криминальное прошлое не проходит бесследно — остаются связи, знания и опыт. Некоторые его друзья до сих пор в "бизнесе", и об угоне автомобилей Олег знает все. Мы встретились с ним и попросили рассказать, как сейчас живут автомобильные воры и можно ли хоть как-то защититься от них.

— Много ли сейчас автомобильных угонщиков?

— Этот криминальный бизнес уже умирает. Сейчас угонами занимаются в основном одиночки, которые пока еще не попались, либо организованные преступные группировки, которым покровительствуют или которыми управляют коррумпированные сотрудники правоохранительных органов. Именно они чаще всего набирают молодых и неопытных, которые выполняют всю грязную работу и через несколько месяцев садятся в тюрьму.

Ведь угон автомобиля на сегодняшний день не представляет никакой сложности, и виноваты во всем комфорт и технологии. В машинах появились такие вещи, как кнопка запуска двигателя и бесключевой доступ в салон. Сейчас это есть даже в дешевых иномарках и уж тем более у всех дорогих моделей. С точки зрения защиты автомобиля от угона это плохо, но людям наплевать, они любят пользоваться такими "благами". А угонщики получили в свое распоряжение универсальные устройства, позволяющие угнать автомобиль без специальных знаний.

— И как они это делают?

— Есть три способа угона: "рука", "бутерброд" и "диагно?за". Это я их так называю, например, "руку" еще часто зовут "удочкой". Это самый распространенный и простой способ. Есть два чемодана с двусторонней связью, напичканных электроникой. Когда нужно попасть внутрь машины и завести ее, один человек должен оказаться рядом с водителем, другой — с автомобилем. Представь себе парковку возле супермаркета: владелец машины с бесключевым доступом выходит, закрывает ее касанием пальца и отправляется за покупками. В это время один из нас идет за ним, а второй встает возле водительской двери и через какое-то время начинает дергать за ручку или нажимать кнопку отпирания замков.

Схема угона автомобиля при помощи устройств перехвата сигналов:

Машина тут же посылает сигнал на ключ, и в это время чемодан, скажем, номер один перехватывает весь радиоэфир, все волны и частоты, что есть в округе, и передает их на чемодан номер два. Тот, находясь рядом с владельцем, отсылает абсолютно все сигналы, и один из этих сигналов, тот, что от машины, попадает на ключ. В общем, происходит постоянный обмен радиоволнами, благодаря чему угонщик отпирает дверь автомобиля. Точно таким же способом при помощи кнопки запускается двигатель — и дело сделано. Даже если на машине стоит какая-то сигнализация, она выключается при помощи метки в ключе, дезактивируется за счет этих чемоданов.

Кто и как угоняет автомобили? Интервью с угонщиком Авто, Угон машины, Эксплуатация авто, Противоугонная система, Длиннопост

Устройство для угона автомобилей:

Кстати, устройства эти довольно тяжелые, да еще и излучают радиацию. Это сильно подсаживает здоровье, но жажда легкой наживы все равно пересиливает. Владелец никогда не поймет, что его преследует какой-то человек с рюкзаком или сумкой, выбирающий огурцы в соседнем торговом ряду. Сигналы улавливаются на расстоянии до 50 метров, поэтому угонщику достаточно встать за дверью квартиры владельца, пока тот мирно спит, и если ключ от машины лежит где-нибудь в коридоре, наутро хозяин своего автомобиля не увидит.

Код-грабберами (устройствами для перехвата сигнала и угона автомобилей. — Прим. ред.) сейчас заводят только старые машины, например, с автозапуском. Код-граббер привязан даже не к марке или модели машины, а к конкретному типу противоугонного устройства, установленному в ней. "Рука" многофункциональна: современными девайсами угонщик может вскрыть и завести практически любое авто.

Кто и как угоняет автомобили? Интервью с угонщиком Авто, Угон машины, Эксплуатация авто, Противоугонная система, Длиннопост

Устройство для угона автомобилей Toyota:

"Бутерброд" — это когда у угонщика есть несколько блоков управления двигателем для нужной модели, которые для удобства транспортировки скреплены изолентой. Или блок управления двигателем и еще какие-то микросхемы для установки в автомобиль. Угонщик вскрывает капот или одну из дверей, заменяет один блок другим и заводит машину принесенным заранее ключом.

Еще можно завести автомобиль через диагностические разъемы и CAN-шину. Чаще всего нужный разъем находится в двери водителя, где высверливается отверстие, и туда подключаются блоки. Штатные сигнализации отключаются примерно за минуту, затем через другие разъемы заводится машина, но уйти на это может от 10 до 30 минут, пока пропишется новый ключ.

Кто и как угоняет автомобили? Интервью с угонщиком Авто, Угон машины, Эксплуатация авто, Противоугонная система, Длиннопост

Двумя последними способами в основном угоняют технически устаревшие автомобили, где нет всей этой модной электроники. Да, есть дедовские способы вскрытия машин — при помощи проворота личинки замка, линейкой и так далее, но с современным автопромом все силовые методы бессмысленны.

Кто и как угоняет автомобили? Интервью с угонщиком Авто, Угон машины, Эксплуатация авто, Противоугонная система, Длиннопост

— То есть современный автопром сам отдает автомобили в руки угонщиков?

— Угнать машину при помощи "чемоданов" может любой школьник, поэтому проблема сейчас в другом: как уехать на этой машине так, чтобы не поймали. Все крупные города России опутаны сетью видеокамер. Чаще всего угонщик не знает, где хозяин оставит автомобиль. Даже если вору повезло, и владелец припарковался в зоне, где камер нет, к машине надо сначала как-то подойти или подъехать.

В Татарстане есть исследовательский центр МВД, лет десять назад он разработал методику борьбы с разного рода преступлениями при помощи видеокамер и GSM-трекинга. Вот у тебя телефон, он постоянно переключается с одной сотовой вышки на другую, и тот, кому ты нужен, видит все твои перемещения. В месте угона машины появлялись сотни, возможно, тысячи других телефонов, но методика позволяет отсеять все ненужные данные, оставив десять номеров, которые попадают под подозрение. Отследить десяток адресов проще, чем ездить наугад по всему городу и проверять полулегальные сервисы и гаражные кооперативы. То же самое с камерами: они есть везде — в подъездах, на фонарных столбах, домах, в троллейбусах, автобусах, метро и даже машинах такси. А если в такси нет камеры, то его снимет другая камера. Вычислят и поймают, если где-то эти записи не сотрут.

Дорогие машины могут быть опутаны сетью так называемых GSM-маяков — маленьких сим-карт, стоят они по сто долларов максимум. Хороший установщик противоугонных систем установит эти маяки по всему автомобилю, и на их поиск и обезвреживание у угонщиков просто не хватит сил и времени. Есть специальные локаторы, которые улавливают сигналы маяков, но даже они не помогают: маяки выключены до поры до времени. Чтобы их отыскать, даже в специальном гараже, где глушатся все сигналы связи, нужно разобрать машину до винтика. Никто этого делать не будет. "Жить" эта метка в машине может долгие годы, питаясь от маленькой батарейки, а потом вдруг активируется буквально на несколько секунд, получит сигнал тревоги по SMS и передаст ответный сигнал о своем примерном местонахождении.

— Но машины все равно угоняют?

— Конечно, угоняют. Жизнь современного угонщика скоротечна: через три-шесть месяцев он садится в тюрьму. Чаще всего это молодежь, люди, которые даже не разбираются в угонах. Когда "рука" только появлялась, комплект мог стоить от 80 до 100 тысяч долларов, сейчас все это сильно подешевело — до 15-20 тысяч. Конечно, если ты не знаешь никого в этом бизнесе, то купить чемоданчики дешевле 50 тысяч вряд ли получится, но цена тут не имеет особого значения.

Весь бизнес сейчас работает так: нечистые на руки полицейские или бывшие сотрудники органов находят молодых людей, вручают им нужные технические средства, и те угоняют свой первый дорогой внедорожник. Новичок рад, он смог заработать первые несколько тысяч долларов, но даже не подозревает, что его уже взяли на карандаш те же люди, что привлекли в этот бизнес. До какого-то времени угонщики работают, а на них собирается необходимый материал.

— Я слышал, что многие машины угоняют для того, чтобы потом разобрать на запчасти.

— Много лет назад бизнес по разбору запчастей процветал, были трудности с доставкой, долго приходилось ждать ту или иную деталь. Все давно кончилось, теперь это развитая сеть, цены стали приемлемее. Неактуально. Остались только узконаправленные "фарщики", "бамперщики". Они воруют фары, бамперы, рули, подушки безопасности у дорогих моделей машин: в основном те детали, которые легко украсть.

Дешевые автомобили чаще всего воруют "под доноров". Покупают разбитую машину за бесценок, угоняют точно такую же и из разбитой собирают новую при помощи узлов от угнанной. В итоге все VIN-номера остаются "чистыми", но себестоимость такого автомобиля существенно снижается. По статистике угонов, самые популярные — Hyundai Solaris, Kia Rio, Lada, Toyota RAV4, Camry. Они же наиболее востребованы среди покупателей. Но чаще эти люди ленятся, просто вываривают элементы с VIN-номерами и заменяют их на угнанном автомобиле — так быстрее и дешевле. А потом продают автомобиль уже как новый.

Дорогие модели чаще вывозят за рубеж. В основном в страны СНГ, но сегодня наиболее актуальное направление для угонщиков — Сирия. Да-да, много машин, особенно больших американских внедорожников, уходит именно туда. Спрос настолько большой, что часто практикуются псевдоугоны. Кто-то, связанный с этим бизнесом, покупает, скажем, новый Lexus или Cadillac в автосалоне, неспешно находит все противоугонные "жучки", кладет их в багажник и ездит с ними некоторое время. Охранная компания ничего не подозревает, а потом этот внедорожник грузится в контейнер и отправляется в Сирию. Грузят прямо в Москве или другом городе, потом контейнер опечатывается и открывается только в месте назначения. Во время транспортировки, перемещения с поезда на паром и обратно никто не имеет права его открывать — частный груз, коммерческая тайна. На входе и выходе все проплачено. "Хозяин" автомобиля заявляет об угоне, получает страховую выплату по каско, а потом и навар с заказчиков. Само собой, найти такую машину уже никто не сможет.

Кто и как угоняет автомобили? Интервью с угонщиком Авто, Угон машины, Эксплуатация авто, Противоугонная система, Длиннопост

— Есть какие-то способы защитить автомобиль от угона?

— Есть, но люди — лентяи и не пользуются ими. Например, есть такие сигнализации, когда нужно не только завести машину, но и набрать некий код, чтобы она не заглохла через пару минут прямо на дороге. Как правило, код состоит из нескольких манипуляций: приоткрыть окно, нажать кнопку, закрыть окно и так далее. Узнать алгоритм невозможно, а отключать такую защиту угонщики не будут — зачем, если рядом стоит точно такой же автомобиль. Очень часто те немногие владельцы, которые согласились на установку такой защиты, отказываются от нее через какое-то время — устают каждый раз так заводить автомобиль, приезжают в сервис и отключают функцию. Даже простой механический блокиратор коробки может в итоге стать наиболее действенной защитой от угона. А ведь есть еще такие системы, которые блокируют педаль тормоза в нажатом положении, даже самый простой "костыль", которым закрепляют руль, может спасти. Любой угонщик, столкнувшись с дополнительной проблемой, скорее всего, бросит машину, пойдет на соседнюю парковку и угонит там точно такой же автомобиль.

Кстати, в свое время я вместе с "коллегами" из Польши и Украины участвовал в разработке устройства, которое смогло бы обмануть спутниковые системы слежения. Например, в некой "Газели" стоит передатчик, который отсылает данные о своем местоположении. В угнанной машине к противоугонной спутниковой системе подключается второе устройство, которое посылает в охранную компанию ложные координаты. В итоге полиция преследует "Газель", а твой Porsche Cayenne спокойно уезжает. Сейчас самый продвинутый угонщик — это программист, который сможет придумать еще более совершенное устройство.

Практически ежедневно сводки новостей пестрят статистикой об угонах автомобилей.

Совершаются такие преступления и несовершеннолетними, и молодежью.

Причем, перелистывая уголовные дела, можно увидеть, что ими угоняются не только автомобили.

Имел место случай угона несовершеннолетними маломерного водного судна – катамарана, но такие случаи являются скорее исключением.

В данном случае несовершеннолетние заранее готовились к совершению преступления, на место преступления пришли с ножовкой, которой распилили трос. Подростки знали о том, что в данное время никто не дает катамараны на прокат.

Статистика свидетельствует, что такие преступления, как правило, совершают мальчики.

Часто угоны совершаются в группе, в том числе, с несовершеннолетними или в их присутствии (когда желание покататься на транспортном средстве возникает у всех).

Давай подробнее разберем эти моменты.

Для начала нужно понять, что же такое угон.

Согласно ст.214 Уголовного кодекса Республики Беларусь, угон – это неправомерное завладение транспортным средством или маломерным судном и поездка на нем без цели хищения.

Из этого определения угона видно, в каких случаях наступает ответственности и за что:

  1. уголовно наказуемым считается угон транспортного средства или маломерного водного судна. Под транспортным средством в данном случае понимается механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также шасси транспортного средства и самоходная машина. Маломерные суда - суда длиной не более 20 метров с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, в том числе суда с подвесными двигателями и гидроциклы;
  2. неправомерность завладения ими – это когда транспортное средство и (или) маломерное водное судно переходят в твое временное пользование без согласия их собственника, законного владельца или иного управомоченного лица;
  3. угон предполагает совершение поездки на транспортном средстве или маломерном водном судне. Под поездкой обычно понимают перемещение в пространстве. Перемещение возможно как путем приведения двигателя в рабочее состояние, так и путем буксировки, толкания вручную, перевозки на другом транспортном средстве и т.п. Последние действия могут рассматриваться даже как покушение на угон, если лицо хотело совершить поездку.

Действия Б. были квалифицированы как покушение на угон, т.е. ч.1 ст.14, ч.1 ст.214 УК;

  1. важным моментом является отсутствие цели хищения этого транспортного средства или маломерного водного судна. То есть оно необходимо виновному лишь для временного пользования и не более того. Хищение транспортного средства рассматривается уже как гораздо более тяжкое преступление и квалифицируется по другой статье Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Не рассматриваются в качестве угона, например, перемещение автомобиля на небольшое расстояние для обеспечения возможности проезда для другого транспортного средства.

Эти причины ни в коем случае не будут являться оправданием совершенных деяний, и ответственность за преступление неизбежна.

Помни, что ответственность за совершение угона наступает уже с 14 лет!

Какое же наказание предусмотрено за совершение угона.

Наказание за совершение угона может быть различным в зависимости от совершенных действий и от твоего возраста.

Если ты не достиг 18 лет, то угон наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Если тебе уже есть 18 лет, то наказание за угон более строгое - штраф, или исправительные работы на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на тот же срок.

Если ты не достиг 18 лет и совершил угон повторно, либо с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, или с угрозой его применения, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере, то можешь быть наказан ограничением свободы на срок от двух до трех лет или лишением свободы на срок от двух до трех лет.

Если тебе уже есть 18 лет, и ты совершил вышеуказанные действия, то можешь быть наказан ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет.

Если ты не достиг 18 лет и совершил угон или угон повторно, либо с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, или с угрозой его применения, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере, и еще при этом применил насилие, опасное для жизни или здоровья, или угрожал его применением, то ты можешь быть наказан лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Если тебе уже есть 18 лет, и ты совершил вышеуказанные действия, то можешь быть наказан лишением свободы на срок от трех до десяти лет!

В завершение недавний пример из практики, когда желание покататься на чужом автомобиле привело к печальным последствиям и стоило учащемуся одного из минских лицеев ограничения его свободы.

Приговором суда Д. был осужден по ч.1 ст.317-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь (управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения) и ч.1 ст.214 Уголовного кодекса Республики Беларусь (угон транспортного средства) к 1 году 6 месяцам ограничения свободы с лишением права заниматься определенной деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 5 лет со штрафом 2300 рублей.

Угон автомобиля

К сожалению, угоны автомобилей в России происходят довольно часто. Ежегодно публикуется статистика об угоне нескольких тысяч автомобилей, поэтому игнорировать данное явление нельзя.

Сегодня будут рассмотрены наказания за угон, кражу и другие противозаконные действия с транспортным средством. Вы узнаете:

Чем отличается угон автомобиля от кражи

Рассмотрим две статьи из Уголовного кодекса Российской федерации:

  • Статья 158. Кража.
  • Статья 166. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.

Каждая из этих статьей может быть отнесена к завладению транспортным средством, однако наказания по этим статьям различаются. Поэтому прежде чем переходить к их рассмотрению, нужно понять, чем отличается угон автомобиля от кражи:

Угон - неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.

Кража - тайное хищение чужого имущества.

Т.е. кража предусматривает хищение имущества, а угон не предусматривает хищения. Осталось разобраться с тем, что такое хищение. Обратимся к примечанию к статье 158 УК РФ:

1. Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Итак, если злоумышленник завладел автомобилем с целью его продажи, продажи на запчасти или использования в личных целях, то это кража. Если же цель злоумышленника состояла в том, чтобы добраться куда-то, т.е. "покататься", то это угон.

Обратите внимание, выше рассмотрена ситуация, в которой автомобиль угоняется тайно, т.е. владелец при этом не присутствует. На практике иногда можно встретить случаи грабежа (открытого хищения имущества - статья 161 УК РФ) и разбоя (нападения с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, - статья 162 УК РФ). Наказания за эти преступления также будут рассмотрены ниже.

Наказание за угон автомобиля в 2022 году

ПреступлениеСтатья УКНаказание
Угонч. 1 ст. 166Штраф до 120 000 рублей, или
штраф в размере заработной платы за период до 1 года, или
принудительные работы на срок до 5 лет, или
арест на срок до 6 месяцев, или
лишение свободы до 5 лет.
Угон группой лиц по предварительному сговору
или угон с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья
ч. 2 ст. 166Штраф до 200 000 рублей, или
штраф в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или
принудительные работы на срок до 5 лет, или
лишение свободы до 7 лет.
Угон, совершенный организованной группой, или
угон, причинивший особо крупный ущерб (более 1 миллиона рублей)
ч. 3 ст. 166Лишение свободы до 10 лет.
Угон с применением насилия, опасного для жизни или здоровьяч. 4 ст. 166Лишение свободы до 12 лет.

Наказание за кражу транспортного средства

ПреступлениеСтатья УКНаказание
Кража, то есть тайное хищение чужого имуществач. 1 ст. 158Штраф до 80 000 рублей, или
штраф в размере заработной платы за период до 6 месяцев, или
обязательные работы на срок до 360 часов, или
исправительные работы на срок до 1 года, или
ограничение свободы на срок до 2 лет, или
принудительные работы на срок до 2 лет, или
арест на срок до 4 месяцев, или
лишение свободы до 2 лет.
Кража группой лиц по предварительному сговору или
кража с причинением значительного ущерба гражданину (определяется с учетом имущественного положения, но не может составлять менее пяти тысяч рублей)
ч. 2 ст. 158Штраф до 200 000 рублей, или
штраф в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или
обязательные работы на срок до 480 часов, или
исправительные работы на срок до 2 лет, или
принудительные работы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового, или
лишение свободы до 5 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
Кража в крупном размере (более 250 000 рублей)ч. 3 ст. 158Штраф от 100 000 до 500 000 рублей, или
штраф в размере заработной платы за период от 1 года до 3 лет, или
принудительные работы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 18 месяцев или без такового, или
лишение свободы до 6 лет со штрафом до 80 000 рублей или в размере заработной платы за период до 6 месяцев или без такового и с ограничением свободы на срок до 18 месяцев или без такового.
Кража совершенная организованной группой, или
кража в особо крупном размере (более 1 миллиона рублей)
ч. 4 ст. 158Лишение свободы до 10 лет со штрафом до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.

Наказание за грабеж

ПреступлениеСтатья УКНаказание
Грабеж, то есть открытое хищение чужого имуществач. 1 ст. 161Обязательные работы на срок до 480 часов, или
исправительные работы на срок до 2 лет, или
ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет, или
принудительные работы на срок до 4 лет, или
арест на срок до 6 месяцев, или
лишение свободы до 4 лет.
Грабеж группой лиц по предварительному сговору, или
грабеж с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, или
грабеж в крупном размере (более 250 000 рублей)
ч. 2 ст. 161Принудительные работы на срок до 5 лет, или
лишение свободы до 7 лет со штрафом до 10 000 рублей или в размере заработной платы за период до 1 месяца или без такового и с ограничением свободы на срок до 18 месяцев или без такового.
Грабеж, совершенный организованной группой, или
грабеж в особо крупном размере (более 1 миллиона рублей)
ч. 3 ст. 161Лишение свободы от 6 лет до 12 лет со штрафом до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.

Наказание за разбой

ПреступлениеСтатья УКНаказание
Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилияч. 1 ст. 162Принудительные работы на срок до 5 лет, или
лишение свободы до 8 лет со штрафом до 500 000 рублей или в размере заработной платы за период до 3 лет или без такового.
Разбой группой лиц по предварительному сговору, или
разбой с применением оружия
ч. 2 ст. 162Лишение свободы до 10 лет со штрафом до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.
Разбой в крупном размере (более 250 000 рублей)ч. 3 ст. 162Лишение свободы от 7 лет до 12 лет со штрафом до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.
Разбой, совершенный организованной группой, или
разбой в особо крупном размере (до 1 миллиона рублей), или
разбой с причинением тяжкого вреда здоровью
ч. 4 ст. 162Лишение свободы от 8 лет до 15 лет со штрафом до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.

Какое наказание можно получить за угон

Выше приведены подробные таблицы, наказания в которых варьируются в очень широких пределах (от штрафа до 80 000 рублей до лишения свободы на 15 лет). Рассмотрим несколько примеров, чтобы понять, какое наказание может грозить угонщику.

Угон автомобиля стоимостью 50 000 рублей. Например, угон 15-20 летнего автомобиля отечественного производства. Подобные автомобили нередко угоняют подростки с целью "покататься". Угон при этом совершается тайно.

Наказание в данном случае предусмотрено частью 1 статьи 166 УК РФ - до 5 лет лишения свободы.

Угон автомобиля стоимостью 500 000 рублей. Например, угон 5-7 летнего автомобиля. Подобные автомобили обычно угоняют для того, чтобы продать их на запчасти. Угон совершается тайно.

В данном случае речь идет о краже автомобиля, т.к. злоумышленник впоследствии планирует его перепродажу. Стоимость автомобиля более 250 000 рублей, т.е. это крупный размер кражи. Наказание предусмотрено частью 3 статьи 158 УК РФ - до 6 лет лишения свободы.

Угон автомобиля стоимостью 1 200 000 рублей. Например, угон 1-2 летнего автомобиля. Новые автомобили обычно угоняют для перепродажи. Чаще всего угон совершается тайно.

В данном случае речь вновь идет о краже автомобиля, однако стоимость автомобиля позволяет отнести кражу к особо крупной. Наказание предусмотрено частью 4 статьи 158 УК РФ - до 10 лет лишения свободы.

В представленных выше примерах рассмотрены 3 распространенных варианта угона. Даже за угон недорого автомобиля преступник может попасть за решетку. Тем не менее такое наказание останавливает далеко не всех, поэтому рекомендую внимательно относиться к защите автомобиля от угона. Например, если на парковке Вам что-то кажется подозрительным, то просто переставьте автомобиль в другое место. Лучше избежать попытки угона автомобиля, чем впоследствии пытаться найти злоумышленника.

Читайте также: