В каких странах международное право выше национального

Обновлено: 25.06.2024

Принятие поправок в Конституцию РФ в июле 2020 года существенным образом изменило содержание основного закона. Разберемся, можно ли утверждать, что теперь российские законы стали главнее международных законов и договоров?

📖 Изменения в Конституции

На этапе обсуждения поправок в Конституцию нередко можно было услышать, что после изменений национальное право станет более важным, нежели международные договоры, в которых Россия участвует. Подобная позиция существует и сегодня, и демонстрируется она в том числе и некоторыми представителями политических элит.

Изменения коснулись статьи 125 Конституции РФ, которая освещает полномочия Конституционного суда Российской Федерации. Пункт 5.1.б в рассматриваемой статье появился по результатам референдума и расширил имевшиеся ранее полномочия Конституционного суда. Отныне этот высший судебный орган, если в его адрес поступило соответствующее указание от каких-либо государственных органов, обязан не просто провести проверку поступившего иностранного нормативного акта, но и оценить, насколько этот нормативный акт противоречит основному закону Российского государства. Если будет выявлено ключевое противоречие, а сам иностранный нормативный акт накладывает на Россию определенные обязанности, то Конституционный суд определяет возможность его исполнения.

✨ В каких случаях будет работать приоритет национального права, а в каких – международного

Российская Федерация участвует во многих международных договорах, а также ратифицировала (то есть разрешила к действию) международные конвенции, резолюции и договоренности в разных отраслях права.

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ такие международные нормативные акты могут применяться на территории государства в том случае, если они не противоречат законодательству, которое действует сейчас в России. Этот вопрос может подниматься только в отношении тех нормативных актов международного уровня, которые уже были ратифицированы.

Если зафиксирован прямой конфликт между национальным и международным нормативным правовым актом, то будет отдан приоритет именно национальному праву. Определение наличия конфликта будет происходить на основе анализа тех норм международного и российского права, в которых заподозрен конфликт.

В случае если явный конфликт между международным документом и российским законом проследить сложно, решением этого вопроса будет заниматься Конституционный суд – в соответствии с его новыми полномочиями, появившимися после внесения поправок в июле 2020 года.

А также Конституционный суд на основе указанных поправок проводит теперь анализ имеющихся норм права международного и национального уровней на предмет их соответствия друг другу и на предмет наличия конфликта между ними.

Как вы считаете, необходимо ли ввести полноценный приоритет российского национального права над международным?

Да, потому что тогда мы сможем опираться именно на национальное право и международные суды нам уже будут не указ Нет, потому что иначе у нас не останется никаких механизмов для защиты своих прав Не уверен(а), что что-то нужно менять – у нас логично выстроенная правовая система, которая не требует ничего другого Мне все равно Затрудняюсь с ответом

👩‍⚖️ Возможность россиян обращаться за защитой прав в международные судебные органы

Все нормативные акты, которые действуют сегодня в России, предусматривают разные механизмы защиты интересов и прав населения государства. Сюда входят и международные механизмы, например, Европейский суд по правам человека. После изменений, внесенных в Конституцию по итогам референдума, данное право сохранилось за гражданами государства в полном объеме.

А вот относительно исполнения вынесенного судебного акта международного судебного органа появилось изменение: теперь, если вынесенное судебное решение находится в конфликте с российским правом и накладывает на РФ какие-то обязательства, то Конституционный суд принимает решение о том, может ли такой судебный акт быть исполнен. Подобное правило действует только в том случае, если вынесенное судебное решение международного суда не просто накладывает обязательства на РФ, но и ограничивает в своих правах либо ограниченный круг лиц (например, членов одной семьи), либо неограниченный круг лиц (например, проживающих в одном регионе).

⚡ Сохранила ли Россия за собой участие в деятельности международных судебных инстанций

Изменения, внесенные в Конституцию РФ, стали началом трансформационного процесса, проводимого в российской правовой системе. Тем не менее положение России не изменилось в части участия в иностранных коллегиальных органов, действие которых направлено на разрешение правовых споров.

❗ Влияние поправки на судебную и законодательную системы РФ и на жизнь простых россиян

В Конституцию РФ были внесены поправки о передаче Конституционному суду полномочий о необходимости контроля за соблюдением интересов России, как государства, и ее населения в случае вынесения в адрес РФ какого-либо правового акта, который прямо противоречит российскому законодательству. Если вынесенный международный правовой акт не противоречит тем нормам права, которые существуют и применяются в Российской Федерации (в первую очередь, Конституции, как основному закону), то применяется международный акт.

Поправка в ст. 79 Конституции о возможности неисполнения Россией решений международных органов, вероятно, нужна для того, чтобы убедить граждан не обращаться в Европейский Суд и сэкономить бюджетные миллионы или защитить вновь обретенные территории Крыма

Обновленная Конституция лишит граждан РФ международного механизма защиты прав?

1 июля пройдет голосование по поправкам в Конституцию, которые вызвали много споров. Одна из наиболее обсуждаемых из них – поправка о возможности неисполнения Россией решений международных органов, в частности Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ).

Сейчас активно обсуждается последнее предложение, которым и предлагается дополнить ст. 79. Оно привлекло внимание даже Венецианской комиссии – консультативного органа по конституционному праву при Совете Европы. Комиссия напомнила, что Россия взяла на себя обязательство исполнять решения ЕСПЧ после вступления в Совет Европы и ратификации Европейской конвенции по правам человека. Эксперты комиссии рекомендовали изменить или полностью отказаться от предложенной поправки.

Так будет ли Россия учитывать заключение комиссии или сможет отказаться от исполнения отдельных решений ЕСПЧ со ссылкой на ст. 79 Конституции?

Верховенство Конституции РФ или мир во всем мире

Никто не меняет правила по ходу игры. Международные договоры могут предусматривать оговорки, но их делают до, а не после подписания международного соглашения. Так, в 1998 г. при ратификации Европейской конвенции Россия сделала оговорку, в соответствии с которой положения п. 3 и 4 ст. 5 Конвенции не могли препятствовать применению статей Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулировавших порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Указанная оговорка действовала до принятия в 2001 г. нового Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Смысл международного сотрудничества и международных договоров заключается в том, что страна сознательно отказывается от части собственного суверенитета в пользу органов международного права. Возможно, кто-то не знает или не помнит, для чего создавались Европейская конвенция и Европейский Суд, гарантирующий ее соблюдение. Это как раз то, за что миллионы солдат отдали свои жизни; то, за что мы чтим наших ветеранов. Цель Конвенции – обеспечить мирное сосуществование стран и не допустить Третьей мировой войны. Наблюдая за тем, как развязываются вооруженные конфликты и какие трагические масштабы войны приобрели в ХХ в., государства пришли к выводу о необходимости взаимного контроля и сознательного отказа от части суверенитета, чтобы не допустить появления очередного военного монстра взамен поверженной фашистской Германии. Потому при подготовке Европейской конвенции было внимательно просчитано, нарушение каких прав ведет к взращиванию агрессивных идей и созданию тоталитарного государства.

Ограничение права на свободу, искоренение права на свободу собраний и подавление тех, чьи взгляды противоречат мнению большинства, отсутствие справедливого и независимого суда, честных выборов – все это ведет к сосредоточению власти в одних руках, мобилизации военных механизмов и подавлению неугодных. Так строится мощное, хорошо управляемое, непредсказуемое в своих законодательных инициативах и агрессивное государство, опасное для других стран.

Европейская конвенция стала не только средством защиты прав и свобод человека, но прежде всего инструментом поддержания мира на земле.

Почему Европейский Суд важен для граждан РФ?

ЕСПЧ – механизм защиты прав человека, органично включенный в российскую систему права с 1998 г. Этот международный суд находится в Страсбурге и уполномочен рассматривать жалобы граждан и организаций на нарушение их прав. Решения Европейского Суда являются основанием для пересмотра приговоров и решений по гражданским делам национальных судов, если установлено, что при вынесении такого приговора или решения была нарушена Европейская конвенция. Порядок исполнения решений ЕСПЧ, подразумевающий отмену или изменение обжалованного в Европейский Суд судебного акта, не отличается от порядка исполнения постановлений Конституционного Суда РФ, которые также являются основанием для пересмотра судебных решений, и прямо предусмотрен в каждом процессуальном кодексе (п. 4 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 350 КАС РФ, п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ).

Пострадавшим ЕСПЧ присуждает компенсации, которые выплачивает из своего бюджета государство, допустившее нарушение, – обычно от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч евро.

Но что наиболее важно – Европейский Суд влияет на совершенствование российского законодательства. Государственная Дума РФ ежегодно принимает несколько законов, основанных на его решениях, чтобы исключить нарушение прав человека, защищаемых Европейской конвенцией. Каждый год Министерство юстиции РФ представляет президенту доклад по мониторингу исполнения решений ЕСПЧ, в котором указывается, какие изменения в законодательство РФ были внесены на основании этих решений. С учетом собранных данных даются поручения, например:

Европейский Суд – это не чуждый и враждебный элемент, вмешивающийся во внутренние дела страны, а важная, неотделимая часть национальной системы права. Статья 15 Конституции РФ, в том числе ее новой редакции, предусматривает, что при наличии противоречия меду международными и российскими нормами права применяются международные. Эти главенствующие нормы конституционного права остаются неизменными.

Чем ЕСПЧ невыгоден России и останется ли он эффективным средством правовой защиты?

Европейский Суд является эффективным механизмом защиты прав. Именно поэтому он стал популярен, особенно в России. Желание добиться справедливости или просто пересмотра не устраивающего человека решения российского суда, а иногда стремление получить несколько десятков тысяч евро привели к тому, что российские граждане начали обращаться в ЕСПЧ массово, по поводу и без. Это повлекло миллиардные расходы казны РФ, выплачивающей гражданам компенсации на основании решений Европейского Суда.

Потому Россия внимательно отслеживает практику ЕСПЧ по наиболее болезненным направлениям и принимает законы, позволяющие человеку получить возмещение за нарушение Конвенции в России. Так было с нарушениями сроков судебных разбирательств: теперь компенсацию за это можно получить в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, не обращаясь в ЕСПЧ. А 27 декабря 2019 г. в России был принят Федеральный закон № 494, устанавливающий порядок компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей.

Таким образом, конституционная поправка об отступлении от безусловного исполнения решений международных органов при их противоречии Конституции РФ может оказаться инструментом одноразового применения. Между тем ЕСПЧ останется эффективным средством правовой защиты для граждан и организаций в тех случаях, когда на национальном уровне таких средств не нашлось или они не сработали.

Не везде за рубежом действует водительское удостоверение, которое выдают в России.

В некоторых странах с российскими правами и машину в прокат не оформишь, да и на собственной машине могут остановить и оштрафовать. Чтобы не терять деньги на штрафы и время на разбирательства, можно заранее оформить международное водительское удостоверение. Я расскажу, кому и когда оно потребуется, а в каких случаях можно без него обойтись.

Что такое международные водительские права

На самом деле международное водительское удостоверение — это не совсем удостоверение, а просто официально заверенный перевод национального водительского удостоверения на несколько языков. Самостоятельно оно не работает и применяется только совместно с российскими правами.

Отличия от национальных. Национальное водительское удостоверение — документ, который обязательно должен быть у любого водителя и в любой стране мира. Оно подтверждает, что человек имеет право управлять транспортом соответствующей категории: от мопедов до грузовиков. Водительские права каждый водитель должен иметь при себе.

Каждые 10 лет национальное водительское удостоверение следует менять. Если этого своевременно не сделать и сесть за руль, могут оштрафовать на сумму от 5000 Р до 15 000 Р .

Права на управление автомобилем можно лишиться — например, если ездить пьяным, оставить место ДТП и за многое другое. Полный перечень оснований, по которым могут лишить прав, можно посмотреть в статьях 12.1, 12.2, 12.5, 12.9, 12.10, 12.21.2, 12.26 КоАП РФ.

С международным водительским удостоверением все по-другому .

Возить его при себе водитель постоянно не обязан, и иметь тоже не обязан — оно оформляется по желанию. Сотрудники ГИБДД не могут требовать международное удостоверение у водителя. А если международное удостоверение есть, а национального у водителя нет, управлять автомобилем водитель не может ни в России, ни за рубежом.

При этом международное удостоверение тесно связано с национальным. Закончился срок действия у национального — международное тоже перестает действовать, нужно получать новое.

Какие сведения содержит международное водительское удостоверение

Международные права не похожи на обычные. Если национальное водительское удостоверение — это карточка размером с банковскую, то международные права — книжка формата A6, или 148 × 105 мм . Делают его на бумаге, ламинировать нельзя.

На внутренней странице первого листа обложки — условия, при которых действует МВУ. Для движения в РФ оно недействительно, зато действует на территории других государств — но вместе с национальным водительским удостоверением. А если переехать на постоянное место жительства в другую страну, оно теряет свою силу.

На лицевой странице первого листа обложки — дата выдачи, срок действия, место выдачи, номер национального водительского удостоверения, печать и подпись сотрудника ГИБДД

Следующие страницы — это список стран, в которых можно пользоваться международным водительским удостоверением, и список категорий с отметками, какими категориями автотранспорта имеет право управлять водитель.

Еще там указываются ограничения права на управление транспортными средствами или отдельными подкатегориями — например, что водитель, ослепший только на один глаз, может управлять автомобилем только с акустической парковочной системой или в очках либо контактных линзах. Информацию об ограничениях вносят на основании данных из национального водительского удостоверения.

На последней странице — личные данные владельца.

Информация о разрешенных категориях и ограничениях важна для полиции зарубежных государств — поэтому в МВУ есть ее перевод

Здесь указаны фамилия и имя владельца, а также есть его фотография и информация о категориях автотранспорта, к управлению которыми допущен владелец

Эти записи тоже на русском — чтобы владелец не забыл, в какой стране он может использовать удостоверение

Документы, регламентирующие ПДД за рубежом

Основной документ, который регламентирует дорожное движение за рубежом, — это правила дорожного движения страны, по территории которой передвигается человек за рулем автомобиля. Они могут отличаться не только от российских, но даже от ПДД соседних стран.

А еще есть правовые акты международного уровня. Они устанавливают общие требования для стран, которые их подписали, и касаются правил дорожного движения, требований к автотранспортным средствам, водителям, регистрационным номерам автомобилей. Также в них есть образцы международного и национального водительских удостоверений.

Основных правовых актов несколько.

    Она была принята на Конференции ООН по дорожному и автомобильному транспорту в Женеве 19 сентября 1949 г. Ее приняли в Вене 8 ноября 1968 года.

Венская конвенция о дорожном движении — самая выгодная для российских водителей. В странах, которые ее подписали, можно управлять автомобилем на основании только российских национальных водительских удостоверений. Главное, чтобы они были нового образца — именно такие в России выдают после 1 марта 2011 года.

Если вы получали водительское удостоверение после этой даты и собираетесь ехать в страну, подписавшую Венскую конвенцию, международное водительское удостоверение вам получать не требуется. Достаточно российских прав.

Женевская конвенция о дорожном движении национальные водительские удостоверения тоже признает — но только в случае, если есть и международное водительское удостоверение.

Нужно ли получать международные водительские права

Если есть российское удостоверение нового образца, такое удостоверение полностью соответствует требованиям Венской конвенции, и с ним можно управлять автомобилем за рубежом в странах-участницах конвенции.

А дальше у водителей бывают разные ситуации. Чаще всего для решения всех вопросов на дороге вполне достаточно российского водительского удостоверения. Но иногда бывают ситуации, когда на дорогах за рубежом с таким удостоверением возникают проблемы — например, полиция отказывается оформлять ДТП или прокатная контора не оформляет автомобиль в аренду.

Если есть национальные права старого образца, то есть выданные ранее 1 марта 2011 года, для управления автомобилем за границей с ними могут возникнуть проблемы. Есть водители, которые успешно использовали их за рубежом, и даже брали автомобили напрокат — но гарантий, что это получится у всех, нет никаких. В любом случае лучше в такой ситуации получить международное ВУ.

Срок действия любого водительского удостоверения — 10 лет. Я допускаю, что в 2020 году некоторые водители еще пользуются правами старого образца — срок действия еще не вышел. Но в любом случае их придется заменить не позднее 1 марта 2021 года.

Если возникла необходимость получить МВУ, а на руках права старого образца — я рекомендую обменять их на новые, и одновременно получить международное удостоверение. Это поможет сэкономить на госпошлине — за счет того, что если срок российских прав заканчивается через месяц, вместе с ним закончится и срок МВУ. И придется вновь платить госпошлину за получение. Если обменять оба удостоверения одновременно, срок их действия будет максимальным — 10 лет для обычных прав и 3 года для МВУ.

В каких странах нужны МВУ. Список стран, присоединившихся к Венской конвенции 1968 года, приведен в самом международном водительском удостоверении. Эти страны признают и российское водительское удостоверение нового образца, и международное водительское удостоверение, которое выдают в РФ. Кроме России к ним относятся:

Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Гайана, Гана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Ирак, Иран, Испания, Италия, Кабо-Верде, Казахстан, Катар, Кения, Киргизия, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Либерия, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Молдавия, Монако, Монголия, Нидерланды, Нигер, Нигерия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Румыния, Сан-Марино , Саудовская Аравия, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Тайвань, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР.

Есть страны, подписавшие Женевскую конвенцию. В этих странах можно управлять автомобилем только по международным ВУ, национальные там не признают. К ним относятся:

Австралия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Белиз, Бенин, Ботсвана, Ватикан, Гаити, Гамбия, Гватемала, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика, Египет, Западное Самоа, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Камбоджа, Канада, Кипр, Киргизия, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Новая Каледония, Папуа — Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Свазиленд, Сингапур, Сирия, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Люция , США, Сьерра-Леоне, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Фиджи, Французская Полинезия, Ямайка, Япония.

Страны, которых в этом списке нет, никаких конвенций не подписывали и никаких водительских удостоверений, за исключением собственных, не признают. Если хотите водить автомобиль в таких странах — придется уточнять, где и как сдать на местные права. К ним относятся страны вроде Тувалу и другие островные государства.

Вот так, например, на сайте представлена информация о дорожном движении в Ирландии. Российские водительские удостоверения, по данным МИД, здесь действуют. Так тоже бывает — во многих странах, подписавших только Женевскую конвенцию, можно ездить с национальными удостоверениями — правда, на свой страх и риск

Но это теория, а на практике, как всегда, все сложнее. Даже в странах, которые подписали Венскую конвенцию, международное водительское удостоверение может пригодиться. Если дорожная полиция усомнится, что у вас подлинное российское водительское удостоверение — доказать что-либо будет сложно. А конторы по прокату и страховые компании за рубежом вообще никаких международных конвенций не подписывали — а значит, без международного водительского удостоверения и в страховке могут отказать, и автомобиль в аренду не дадут.

Перед тем как ехать в другую страну, прочитайте несколько статей о том, какие права там спрашивают и как проще всего арендовать машину. Возможно, в этом вам поможет подборка статей о жизни в других странах.


В четверг председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, выступая с лекцией перед участникам 5-го Петербургского международного юридического форума, взял и сказал, что, оказывается, в Российской Конституции четко записано положение о приоритете национального права.

«Я хочу изложить свою правовую позицию по данному вопросу. Которая, отмечу, в целом согласуется с позицией ряда моих коллег из Конституционных судов Европы.

Я считаю, что участие России в различных международных Конвенциях и Соглашениях глобального и регионального уровня никак не означает делегирования на этот уровень той или иной части государственного суверенитета России. Членство в ООН подразумевает объединение, а не делегирование суверенитетов. ООН создавалась именно на основе идеи объединенных наций (United Nations) и объединенных суверенитетов (joint Sovereignties, "pooling" Sovereignties).

Соответственно, участие России в международных Соглашениях и Конвенциях означает лишь то, что Россия добровольно возлагает на себя обязательства, перечисленные в этих международных документах. И оставляет за собой суверенное право окончательных решений в соответствии с Конституцией Российской Федерации в случае спорных моментов или правовых коллизий.

Подчеркну, что положение о приоритете национального права четко записано в российской Конституции. Так, в соответствии с частью 1 статьи 15 нашей Конституции, Конституция России имеет высшую юридическую силу в системе правовых актов. Но одновременно в части 4 той же статьи 15 Конституции РФ записано, что составной частью правовой системы России являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Что в тех случаях, когда международным договором России предусмотрены иные нормы, чем закрепленные в национальном законе, применяются нормы международного договора. И это обстоятельство нередко рассматривается как коллизия в нашем Основном Законе.

Другие, что подобный перекос есть только в нашей Конституции, которую фактически писали западные кураторы, и нам необходимо ее срочно менять.

Сомнений о второстепенности национального права ни у кого даже не возникало.

[ Еще раз на пальцах ] 1.Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

2.Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3.Но заключение Российской Федерацией договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом о международных договорах Российской Федерации.

4.Он устанавливает, что "Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции Российской Федерации, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации или пересмотра ее положений в установленном порядке"

5.Поэтому, если международные нормы противоречат Конституции, то см. п. 1

Да и это всем, имеющим отношение к Конституционному праву, всегда было известно, однако публично заявлено только сейчас…

А что же раньше сам Зорькин и вообще судьи Конституционного суда говорили об этом? Почему только сейчас?

Валерий Дмитриевич не вчера пришел в Конституционный суд. Он его возглавил в 1991 году. Зорькин был в числе тех, кто разрабатывал Конституцию. Человек он совсем не робкого десятка, всегда имел собственную позицию. Неоднократно признавал указы президента страны Бориса Ельцина неконституционными. В период конституционного кризиса 1992—1993 годов активно участвовал в переговорах представителей ветвей власти. После октябрьских событий 1993 года 6 октября под давлением ушёл в отставку.

21 марта 2003 года вновь был избран председателем Конституционного суда. В этой должности состоит по сей день.

Нельзя сказать, что раньше Зорькин трактовал положения Конституции о приоритете отраслей права по- другому. В работе национальное право он всегда и ставил выше международного, а публично об этом просто не говорил.

А вот средства массовой информации частенько слова Зорькина, мягко говоря, перевирали.

Например, после доклада Зорькина на международной научной конференции, посвященной 65-летию Нюрнбергского процесса в Санкт-Петербурге в 2011 году, где он ни слова не говорил о том, что в России приоритет международного права над национальным, СМИ написали следующее:

Что это, непрофессионализм или нашей элите просто очень хотелось, чтобы так было на самом деле?

Ну ладно журналисты… А что же другие судьи?

С 1997 по 2003 годы председателем Конституционного суда был Марат Баглай.
Ещё в 1996 году, до того как он стал председателем, им был написан учебник по Конституционному праву. Вот выдержка оттуда.


Черным по белому. Приоритет международного права. Так подраздел и называется. Написал его будущий председатель Конституционного суда.

По поводу включения данного принципа в Конституции США, ФРГ, Франции и многих других государств, ложь откровенная!

Не буду занимать время, можете поверить, что то же самое и со многими другими государствами. Кто сомневается, может проверить сам. Вот сайт с тексами конституций разных стран.

А вот выдержка из учебника Баглая версии 2006 года, уже после отставки.


Опять якобы аналогия с рядом зарубежных конституций, ну и в 2006 году элита еще вовсю мечтает о ЕС (Баглай даже об этом пишет без сослагательного наклонения).

Нет, далее в учебниках Баглая вся процедура принятия международных принципов, норм, договоров в России честно описана, так, как она есть. Но называется все это, почему-то, приоритет международного права.

В сети можно найти много предложений от разных юристов, какие поправки нужно внести в Конституцию, чтобы вернуть приоритет национального права.

А вот что было написано в последней Конституции СССР 1977 года:

Как видите, тоже можно начать трактовать по-разному.

Однако, ни у одного юриста и мысли не возникало, что в СССР международные нормы выше национальных.

Сдается мне, что дело не только в том, что и как написано в Конституции, дело в силе государства, уверенности, ощущении своей правоты.

Обратите внимание, как трактовка Конституции вписывается в контекст времени.
Начало 90-х – еще идет политическая борьба, в результате которой побеждает Ельцин. Зорькина отправляют в отставку.

С 1997 по 2003 годы Конституционным судом руководит Марат Баглай. Сами понимаете, что это за время. Соотвественно, откровенная ложь в учебниках.

Когда Путин набирает силу, в 2003 году на должность председателя суда возвращается Зорькин. Сначала долгое молчание о приоритете отраслей права. И только сейчас он ставит точку. Случайность?

Думаю, нет. Сегодня, когда Россия совершает цивилизационный поворот, за политикой подтягивается и право.

Поворот не может быть только политическим. Нужно работать на изменения и в других отраслях.

Приоритет российского права над международным: как на самом деле будет работать эта поправка к Конституции

1 июля россияне большинством голосов поддержали внесение более чем 200 поправок к Конституции страны. Поправки касаются самых разных сфер деятельности, но одна из них с самого начала казалась спорной – якобы поправки отменяют приоритет международного права над российским. Так ли это на самом деле и как эта поправка будет работать на практике, нашим читателям рассказал политолог Артем Косоруков.

В чем суть поправки?

Учитывая это, нельзя говорить о существовании верховенства российского права над международным, о чем ошибочно высказывались некоторые российские политики и государственные деятели, но вполне допустимо говорить о приоритетности исполнения норм международных договоров, подписанных и ратифицированных Россией, в отношении норм российской системы права (при наличии несоответствия между ними).

В чем будет приоритет Конституции?

В этой связи корректнее говорить о том, что конституционные поправки лишь усилили акцент на необходимости соблюдения требований Конституции РФ, даже несмотря на то, что сохраняется приоритет международного права (но не всего международного права, а только той части его нормативно-правового содержания, подписанного и ратифицированного Россией, которое не противоречит российской Конституции).

В этой связи, представляются вполне обоснованными предложения Председателя Государственной Думы В.В. Володина проверить все подписанные со стороны Российской Федерации международные соглашения и договоры на предмет соответствия Конституции и проинформировать зарубежных подписантов о том, что в процессе их исполнения Россия будет строго придерживаться своей Конституции, при этом Конституционный Суд РФ может вынести решение об их неисполнении в случае несоответствия Конституции России.

При этом возникает вполне очевидный вопрос, имеющий для нашей страны важное международно-политическое значение: в каких случаях будет необходимо добиваться переподписания международных договоров в соответствии с требованиями российской Конституции, насколько это выгодно нашей стране, являющейся универсальным правопреемником СССР, а в каких случаях России будет необходимо выходить из или денонсировать противоречащие Конституции РФ международные договоры с ее участием.

Для рядового гражданина вопросы соотношения российского и международного права в большинстве случаев не имеют принципиального значения, причем столкнувшись с какой-либо правовой коллизией, гражданин РФ будет рад тому, что требования Конституции РФ не могут быть нарушены в отношении него ни при каких международно-правовых обстоятельствах, а российское государство будет защищать его права всеми доступными способами.

Что Россия примет, а что нет?

Россия безусловно признает важность участия в деятельности международных судебных инстанций, например, Международного арбитражного суда Стокгольма или Апелляционного суда Всемирной торговой организации, однако в отношении отечественных контрагентов наша страна, согласно последним поправкам, позволит применять только те нормы, которые не противоречат Конституции РФ.

Нормы и решения Международного суда ООН также будут имплементироваться в России только в той мере, в которой они не противоречат Конституции РФ, например, по искам Украины не стоит ожидать их положительной имплементации со стороны России, так как они уже сейчас противоречат конституционным требованиям о территориальной целостности России.

Если взглянуть на международный опыт, то следует отметить, что в США с момента их образования установлен фактический приоритет национального права над международным, однако в случае США это связано с защитой прав и свобод американских граждан, правовые гарантии которых появились в Конституции США в 1787 г. – в эпоху абсолютных монархий и задолго до подписания ключевых международно-правовых документов в XX веке (но даже в наше время Верховный суд США не рассматривает международные нормы как обязательные к исполнению).

В случае с ЕС речь идет о приоритете европейского права над национальным правом государств-членов, что с момента образования Европейского объединения угля и стали в 1952 г. связано с необходимостью развития экономической и административной интеграции на базе разработки и принятия государствами-членами норм европейского (международного) права.

Однако в Германии – лидере европейской интеграции, международные договоры и соглашения, которые должны быть ратификации Бундестагом, рассматриваются как равные национальному праву.

Читайте также: