В каких случаях выдается дубликат листка нетрудоспособности

Обновлено: 02.07.2024

После перенесённого заболевания человеку на руки выдаётся больничный лист, на основании которого будут произведены соответствующие начисления и выплата пособия. В документе прописывается причина нетрудоспособности, длительность болезни или нахождения больного в стационаре. Все дни нетрудоспособности должны быть оплачены работодателем согласно действующему законодательству РФ.

Что такое дубликат больничного, как он заполняется, кто его выдает и при каких обстоятельствах предоставляется, расскажем более детально.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Что это означает и зачем нужен документ?

Согласно закону ФЗ №255 (о выплате больничных), компенсацию по перенесённому заболеванию можно получить на основании предоставленного листка нетрудоспособности. Денежная компенсация будет начислена после выздоровления вместе с заработной платой. Лист нетрудоспособности трудящийся может предоставить в отдел начислений в течение шести месяцев со дня фактического выздоровления.

Ошибки в больничных листах недопустимы. Этот момент разъяснён в Приказе №624н. Наличие ошибок является основанием для оформления и выдачи дубликата листка временной нетрудоспособности.

По запросу трудящегося или сотрудника компании в медицинском учреждении производится выдача дубликата больничного листа. Изготавливают дубликат на таком же бланке.

Главным отличием оригинала от дубликата является отметка в форме галочки на первой стороне документа.

Допускается проставление трёх меток:

Каждая отметка ставится в соответствующем месте. В дубликате не отражаются данные о периоде обращения к доктору, а срок нетрудоспособности указывается в одной строке. Дату выдачи дубликата ставят фактическую, а не день, когда был выдан оригинал.

В каких случаях выдается?

При утере листка нетрудоспособности работником

Далее поговорим о том, можно ли получить листок повторно, если он утерян, и как это сделать. Если трудящийся потерял листок нетрудоспособности, то ему необходимо обратиться с просьбой о выдаче дублированной формы в поликлинику, в которой он был под наблюдением.

Однако сделать это возможно лишь тогда, когда с места работы будет получена справка о том, что документ не был получен работодателем. Эту справку необходимо предоставить в медучреждение, где после этого будет собрана медицинская комиссия.

Справка: члены комиссии устанавливают номер ранее выданного листа нетрудоспособности, а также все данные, которые в нём отражались. Вся информация передаётся лечащему доктору, а далее врачом выдаётся дублирующий документ.

При исправлении мед. организацией

Если больничный оформлен с исправлениями и ошибочными данными, то он считается недействительным. Следовательно, взамен такого документа должен быть выдан дубликат.

Лист нетрудоспособности считается ничтожным, если в нём обнаружены следующие ошибочные данные:

  1. Название предприятия указано в кавычках.
  2. Сокращённо написана должность лечащего доктора.
  3. Указана не существующая аббревиатура организации, где трудится сотрудник (произвольная форма).
  4. Инициалы лечащего врача перенесены на новую строчку.

Допускается единственная ошибка со стороны медучреждения – это неточность, связанная с правильным наименованием места работы пациента. Это поле врач может оставить свободным, а работодатель позже самостоятельно заполнит данные.

Если больничный заполнен с ошибками, то сотрудники ФСС его не примут и, соответственно, не оплатят. Если руководство получит от трудящегося некорректно заполненный документ, необходимо поступить следующим образом:

  1. Обратиться в региональный отдел Фонда социального страхования.
  2. Получить консультацию у сотрудников социальной службы.

Если уполномоченные лица ФСС подтвердят, что документ является испорченным и принятие его невозможным, то работодателю необходимо обратиться в медицинскую организацию для получения дубликата. Этими вопросами занимаются бухгалтера или специалисты по начислению заработной платы.

Важно. Трудящийся может самостоятельно сделать запрос о выдаче дублирующего документа по личной инициативе. Заставить работника наниматель не имеет права.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки:

  • Неверно указано ФИО больного.
  • Дата рождения.
  • Некорректно вписан период нетрудоспособности.

При технических помарках выдача дубликата не производится. К таким недочётам можно отнести:

  • Лишние пробелы.
  • Занесение прописных букв.
  • Выходы за пределы границ полей.

В одном листке нетрудоспособности можно прописывать только 30 дней периода заболевания. Если месяц прошёл, а человек не выздоравливает, то врачебная комиссия принимает решение о продлении и выписывает новый бланк документа. При длительном лечении в продолжение второго листка может выписываться третий и далее.

Ниже вы можете посмотреть полезное видео о возможных ошибках и исправлениях при оформлении листка нетрудоспособности и об их последствиях:

Взамен испорченного

Если при продлении документа испорчен только один бланк, то замене подлежит только этот лист. То есть дубликат будет выдан только на тот лист, который признали ничтожным.

При утере, порче или исправлениях со стороны работодателя

Если больничный лист исчез уже на предприятии, и виноват в этом работодатель, то формируется специальная комиссия, которая обязана выяснить обстоятельства пропажи документа.

К таким причинам можно отнести:

  1. Халатное отношение ответственных лиц при принятии документа.
  2. Форс-мажорные обстоятельства.

Справка: если пропажа больничного листа связана с аварией на производстве или стихийным бедствием, комиссия обязана выявить причину и составить необходимую документацию.

После выявления причин комиссия и представители специальных служб должны составить справку, которая подтвердит обстоятельства пропажи. При этом должны быть составлены следующие документы:

  • При краже предоставляется справка из ОВД.
  • При затоплении должен быть акт из коммунальных служб.
  • Когда больничный лист исчез после пожара, необходима справка из органов пожарной безопасности.
  • При стихийных бедствиях – уведомление из органов МЧС.

Чрезвычайные ситуации, вследствие которых больничный лист был утерян или уничтожен, являются достаточным основанием для обращения утерявшей его компании в медицинское учреждение с целью получения дубликата. После окончания расследования члены комиссии составляют акт о ЧС, который подписывает руководитель предприятия. С ним сотруднику организации необходимо явиться в медицинское учреждение для получения дубликата.

Поскольку лист нетрудоспособности является первичной документацией, срок его хранения на предприятии составляет пять лет.

Утеря больничного листа ответственными лицами компании считается серьёзным нарушением российского законодательства. В такой ситуации работодатель обязан выплатить трудящемуся все денежные средства, которые полагаются сотруднику в качестве компенсации по утерянному документу.

Сделать запрос на дубликат больничного листа организация не сможет, потому что медучреждение откажет из-за недостаточных оснований. Следовательно, ФСС не произведёт соответствующие выплаты, а фирма понесёт все расходы, связанные с выплатой пособия работнику.

Принуждать работника к обращению в поликлинику за выдачей дубликата работодатель не имеет права.

Пошаговая инструкция, как получить

Дублирующий документ может быть выдан на основании письменного заявления больного. Дубликат выдаётся исключительно застрахованному лицу.

Документы

Для получения дубликата необходимы следующие документы:

  1. Общегражданский паспорт больного.
  2. Заявление, заполненное в письменном виде.

Некоторое время назад необходимо было предоставлять требование с места работы больного с информацией о том, что пособие по больничному листу не было получено. На сегодня это действие отменено.

Заявление

Заявление формируется в свободной форме. В документе обязательно указывается причина выдачи дублирующего бланка. Если больничный лист не был утерян, то оригинал испорченного бланка в обязательном порядке должен быть сдан.

Когда лист нетрудоспособности был утерян на предприятии, где трудится больной, а причиной являются форс-мажорные обстоятельства, заявление формируется на специальной форме бланка, разработанной работодателем. Документ адресуется на имя главврача медучреждения, в котором наблюдался больной.

Правила выдачи медучреждением

Листы нетрудоспособности, а также дубликаты к ним всегда изготавливаются по установленной форме, в соответствии с нормами действующего законодательства. Заполняя больничные листы, ответственное лицо должно учитывать следующие требования:

  • Использование только русского языка.
  • Шрифт должен быть печатным.
  • Использование чернил только чёрного цвета.
  • Записи производятся только в соответствующих клетках, выходить за которые нельзя.
  • Заполнять данные следует с первой ячейки.
  • Штамп проставляется строго в отведённом месте.
  • Печать не должна попадать на другие клетки.
  • Оттиск печати должен содержать чёткое наименование медучреждения.

Если есть возможность, то документ лучше формировать при помощи ПК. После печати документа в свободные поля ставятся прочерки.

Важно. Оригинал больничного листа отличается от его дубликата лишь названием. В специальном поле ставится галочка (подлинник или дубликат).

Для оригиналов и дубликатов используется единая установленная форма. Однако существуют некоторые отличия в заполнении, к ним можно отнести:

Образец дубликата больничного листа представлен ниже:


Подводя итоги, отметим, что оригинал больничного листа практически ничем не отличается от его дубликата. Разница состоит лишь в названии типа документа и в некоторых нюансах заполнения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Что делать, если при оформлении листка нетрудоспособности медицинским работником были допущены ошибки?

При наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат.

Может ли лечащий врач единолично продлевать больничный по временной нетрудоспособности, продолжающейся более 15 календарных дней, в промежутках между решениями врачебной комиссии?

При оформлении листка нетрудоспособности по решению врачебной комиссии, в том числе за прошедшее время, в графах "Должность врача" и "Фамилия и инициалы врача или идентификационный номер" указываются фамилия, инициалы и должность лечащего врача, фамилия и инициалы председателя врачебной комиссии после каждого случая, рассматриваемого на врачебной комиссии

В период между решениями врачебной комиссии единолично лечащий врач не может продлить листок нетрудоспособности (что не отменяет его права вести наблюдение больного).

Неполное или неверное название организации-работодателя, записанное со слов работника, ошибкой не является, т.к.организация идентифицируется по регистрационному номеру страхователя.

Женщина поступила в родильный дом в родах. Отпуск по беременности и родам не оформляла. На сколько дней и с какого срока ей нужно выдать листок нетрудоспособности по беременности и родам и в какой день провести ВК?

Листок нетрудоспособности по беременности и родам в случае, если женщина до родов не наблюдалась в женской консультации, поступила в родильный дом без листка нетрудоспособности, выдается медицинской организацией, где произошли роды, в день поступления на 140 календарных дней (на 194 календарных дня - при многоплодной беременности) со срока 30 (при многоплодной – 28) недель беременности, т.е. с даты наступления страхового случая.

Листок нетрудоспособности по беременности и родам при родах, наступивших в период от 22 до 30 недель беременности выдается медицинской организацией, где произошли роды на 156 календарных дней ( п. 49 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н").

В указанных листках нетрудоспособности:

Как оформлять в медицинской организации листки нетрудоспособности беременным женщинам, если срок 30 (при многоплодной беременности 28) недель беременности наступает в период временной нетрудоспособности?

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:

1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы;

2) беременность и роды.

В случае, если женщина на дату наступления 30 (28) недель беременности временно нетрудоспособна, то листки нетрудоспособности по этим двум разным страховым случаям должны быть выданы и оформлены независимо друг от друга: на весь период временной нетрудоспособности и на весь установленный период отпуска по беременности и родам.

Дублирование дней освобождения от работы в листках нетрудоспособности в данном случае значения не имеет. За указанные дни работодатель должен будет выплатить только один вид пособия по выбору женщины: пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам.

В случае если пациент отказывается от направления в учреждение медико-социальной экспертизы, как оформить листок нетрудоспособности?

Какой порядок замены документов, подтверждающих временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей, на листки нетрудоспособности установленного в Российской Федерации образца?

Документы, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей (после легализированного перевода), по решению врачебной комиссии медицинской организации могут быть заменены на листки нетрудоспособности установленного в Российской Федерации образца.

В документе должны быть указаны:

- личные данные пациента,

-период временной нетрудоспособности,

-наименование медицинского учреждения, где лечился пациент.

Документ должен быть удостоверен печатью и подписью медицинского работника, имеющего право выдавать указанный документ.

Пособие по временной нетрудоспособности может быть выплачено гражданину, если он представит листок нетрудоспособности (ЛН) Российского образца.

Для получения ЛН гражданин должен обратиться на врачебную комиссию медицинского учреждения и представить легализованный перевод иностранных документов, подтверждающих временную нетрудоспособность пациента.

  1. 1. Консульская легализация, которую можно сделать:

- (или) в стране, где был выдан документ о болезни. Для этого до возвращения в Россию работник должен заверить документы сначала в МИДе государства пребывания, а затем в Российском консульстве на территории этого государства;

- (или) в России. Сначала иностранные документы нужно заверить в посольстве или консульстве государства, на территории которого он был выдан. А затем в Департаменте консульской службы МИД России.

2. Консульская легализация документов, выданных заграничной клиникой не потребуется, если они выданы:

2.1. в государствах – участниках Гаагской конвенции 1961г.

Удостоверение подлинности подписи лица, а также подлинности печати и штампа, которыми скреплены документы, является проставление АПОСТИЛЯ.

Согласно ст. 3 и 4 Гаагской конвенции проставление Апостиля является обязательным.

Затем необходимо нотариально засвидетельствовать верность перевода иностранного документа, консульской легализации или АПОСТИЛЯ на русский язык у российских нотариуса или консула.

2.2. Государствах СНГ – участниках Конвенции о правовой помощи правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22 января 1993г.

Если ЛН был выдан в одной из стран СНГ, то верность перевода должна быть засвидетельствована нотариусом, затем ЛН может быть заменен врачебной комиссией медицинского учреждения на ЛН Российского образца.

2.3. Государствах, с которыми Россия заключила двусторонние договоры о правовой помощи, предусматривающие отмену консульской легализации. Необходим заверенный перевод документа.

Легализованные указанным способом документы, гражданин представляет на врачебную комиссию медицинского учреждения.

Должен быть оформлен эпикриз на врачебную комиссию, протокол врачебной комиссии, в котором вынесено решение о выдаче ЛН на основании вышеуказанных документов.

Как оформить листок нетрудоспособности в случае если пациент после выдачи или продления листка нетрудоспособности на прием не являлся и при очередном посещении признан лечащим врачом нетрудоспособным?

Решение о продлении листка нетрудоспособности за прошедшее время и включении периода неявки пациента на прием к врачу в листок нетрудоспособности принимается врачебной комиссией ( п. 14 Порядка).

Как оформить листок нетрудоспособности если при освидетельствовании в МСЭ группа инвалидности не установлена?

Если после освидетельствования на МСЭ пациент инвалидом не признан и при осмотре лечащим врачом установлены признаки временной нетрудоспособности, то листок нетрудоспособности может быть продлен по решению врачебной комиссии до восстановления трудоспособности с периодичностью продления листка нетрудоспособности по решению врачебной комиссии не реже чем через 15 дней или до повторного направления на МСЭ (п. 29 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624 н).

Имеет ли право частная клиника выдавать листки нетрудоспособности по причине несчастного случая на производстве?

Как оформить листок нетрудоспособности в случае длительного лечения пациента и изменении вида нетрудоспособности в период лечения?

В первых двух ячейках указывается число полных лет больного члена семьи, за которым осуществляется уход.

Как должен быть оформлен листок нетрудоспособности в случае, если пациент переводится на лечение в другую медицинскую организацию?

В случае длительного лечения медицинская организация выдает новый листок нетрудоспособности (продолжение) и одновременно оформляет предыдущий листок нетрудоспособности для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам.

в строке "Иное" указывается двухзначный код "31" (в случае, если гражданин продолжает болеть и ему выдают новый листок нетрудоспособности), ставится подпись врача и печать медицинской организации в правом нижнем поле листка нетрудоспособности части "Заполняется врачом медицинской организации" (п. 61 Порядка).

Обращаем Ваше особое внимание на то, что при наличии кода "31" в строке "Иное" дата не указывается в соответствии с требованиями Порядка.

Если поликлиника и стационар являются структурными подразделениями одного юридического лица, то в таблице "Освобождение от работы" каждое структурное подразделение проставляет свой период освобождения от работы и на листке нетрудоспособности ставится печать медицинской организации, являющейся юридическим лицом. Если поликлиника и стационар являются разными юридическими лицами, то в соответствии с п. 6 Порядка, а также учитывая, что в листке нетрудоспособности может быть проставлен "ОГРН" только одного медицинского учреждения, то каждое медицинское учреждение выдает пациенту листок нетрудоспособности на период лечения в данном медицинском учреждении.

Возможна ли выдача листка нетрудоспособности по беременности и родам единолично врачом акушером-гинекологом или врачом общей практики без врачебной комиссии?

Как должен быть оформлен листок нетрудоспособности, выданный по уходу за ребенком, если мать отказывается от стационарного лечения и ребенок будет продолжать лечиться в поликлинике?

В случае, если мама отказывается от дальнейшего лечения ребенка в стационаре, ребенок продолжает болеть и нуждается в уходе, поликлиника по месту жительства выдает новый листок нетрудоспособности (продолжение), одновременно оформляет стационарный листок нетрудоспособности.

Если при явке в поликлинику ребенок не нуждается в уходе, то поликлиника в листке нетрудоспособности, выданном стационаром, заполняет строку “Приступить к работе”.

У меня заболели одновременно два ребенка. В поликлинике выписали только один листок нетрудоспособности. Правильно ли это?

Да. Правильно. При заболевании двух детей одновременно выдается один листок нетрудоспособности.

В случае если второй ребенок заболел во время болезни первого больничный листок, выданный на время болезни первого ребенка, продлевается до выздоровления всех детей без зачета дней, совпавших с днями освобождения от работы по уходу за первым ребенком.

При этом в больничном указываются даты начала и окончания заболевания, имена и возраст всех детей.

С 1 декабря 2020 года вступил в силу Приказ Минздрава № 925н от 01 сентября 2020 года. В нём много новаций: новый порядок выдачи и заполнения листков временной нетрудоспособности, особые правила выдачи листков временной нетрудоспособности в условиях карантина, изменения в правилах оформления больничных при совместительстве и уходе за ребёнком. Рассказываем, что изменилось в работе бухгалтера.


Новый порядок выдачи

Прежний порядок выдачи и оформления заменяется Приказом Минздрава № 925н от 01 сентября 2020 года. Теперь правила прописаны и для электронных листков нетрудоспособности.

Чтобы медучреждение выдало больничный в электронном виде, пациенту нужно дать письменное согласие, показать паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность) и СНИЛС. Для бумажного варианта достаточно паспорта. При оформлении электронного больничного по уходу за заболевшими членами семьи понадобятся их СНИЛСы (если есть).

Если у листка нетрудоспособности будет продолжение, его можно получить в бумажном или электронном виде. Неважно, в каком формате был выдан первичный лист.

Принимать электронные больничные могут только те работодатели, которые заключили с региональным отделением соцстраха соглашение об информационном взаимодействии и приобрели усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).

Список тех, кому полагается больничный, стал больше. В него добавили:

  • руководителей, которые числятся единственными участниками (учредителями, собственниками имущества) своей организации;
  • осуждённых, которые отбывают лишение свободы и привлечены к оплачиваемой работе.

Появилась информация о том, кому лист нетрудоспособности оформят только в бумажном виде:

  • безработным, чтобы подтвердить уважительную причину неявки в госучреждения службы занятости;
  • уволенным из-за ликвидации организации женщинам, если у них наступила беременность течение 12 месяцев до того, как они зарегистрировались на бирже труда как безработные.

Особенности выдачи больничных при карантине

В новом Приказе уточнили, как выдавать больничный при угрозе распространения заболеваний, опасных для окружающих.

  1. Тем, кто должен быть временно отстранён от работы или находится на самоизоляции, выдадут листок нетрудоспособности на весь этот период.
  2. Пациенту, который получил медпомощь с применением телемедицины (то есть дистанционно), выдадут электронный больничный (в том числе по беременности и родам). Для оформления не нужно идти в медорганизацию. Врач, который выдаст такой больничный, должен числиться в Федеральном регистре медработников, а медучреждение — в реестре медорганизаций ЕГИСЗ.

Больничный при совместительстве

Работник имеет право получить пособие по каждому месту работы, если на момент выдачи больничного трудится одновременно у разных работодателей и в предыдущие два календарных года работал у них же или ещё и у других.

Так как в электронном больничном не заполняют место работы и не ставят отметку о совместительстве, работнику—совместителю могут выдать один электронный лист нетрудоспособности для всех его работодателей. Номер такого больничного работник сообщает по каждому месту работы любым удобным способом — лично, по телефону или через мессенджеры.

Но чтобы так сделать, у работодателей должен быть налажен с соцстрахом обмен электронными больничными. Если соглашения с фондом нет, тогда работнику нужно оформить бумажные листы нетрудоспособности по каждому месту работы.

Если у внешнего совместителя в два предшествующие заболеванию календарных года были другие работодатели, он получит один больничный — в электронном или бумажном виде. Предоставить его нужно по одному из последних мест работы по выбору.

Больничный при уходе за ребёнком

Больничный лист при уходе за детьми возрастом от 7 до 15 лет теперь не ограничен сроком в 15 дней. Раньше его можно было продлевать только заключением врачебной комиссии. В новых правилах таких ограничений нет. Но пособие можно получить максимум за 15 календарных дней по каждому случаю лечения и не более чем за 45 календарных дней в году. Дело в том, что условия и продолжительность выплат по такому больничному установлены другим документом — законом № 255-ФЗ (пп. 2 п. 5 ст. 6), и они не менялись.

Убрали ограничения для больничного по уходу за ребенком старше 15 лет: до трёх дней при амбулаторном лечении. Теперь листок нетрудоспособности выдадут на срок до 7 дней по каждому случаю заболевания без решения врачебной комиссии.

Что изменилось в больничных по беременности и родам

В новом порядке уточнили продолжительность листка нетрудоспособности при многоплодной беременности, если роды произошли на сроке 22 — 30 недель. В этом случае больничный выдадут на 194 календарных дня.

Женщинам, проживающим или работающим в населённых пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, при родах на 22 — 27 неделях беременности положен больничный на 176 календарных дней. Если беременность многоплодная — на 200 дней.

Уточнили, что больничный выдадут на весь период нетрудоспособности, но не менее, чем на 3 дня:

  • при прерывании беременности сроком до 21 полной недели;
  • при рождении мёртвого плода;
  • при рождении живого плода, не пережившего первые 6 полных суток (168 часов).

Если ребёнок родился при сроке беременности менее 22 недель и пережил первые 6 полных суток, больничный выдадут на 156 календарных дней. При рождении двух и более детей листок нетрудоспособности оформят на 194 дня.

Новое в заполнении листков нетрудоспособности

В раздел про заполнение больничного добавили новые подробности.

Что ещё поменялось в больничных

Если работодатель ошибся при заполнении своего раздела электронного больничного, нужно внести правильные сведения и указать причины исправлений. При повторной отправке тоже ставят подписи главбуха и руководителя.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Социальные пособия, включая выплаты по причине временной нетрудоспособностью гражданина, обеспечиваются за счет ресурсов ФСС (ФЗ № 255. 29.12.2006). Получение компенсации производится при документальном подтверждении имевшего место страхового случая в виде больничного листа, оформление и выдача которого регламентируются приказом министерства здравоохранения РФ № 624 (29.06.2011). Разрешение ситуаций при утере документа о нетрудоспособности также определено законодательно.

Действия при утере больничного работником

Медицинская организация выдает гражданину бюллетень в день его закрытия или в день обращения работника за ним. При этом право на получение причитающегося по нему пособия распространяется на срок до 6 месяцев после выздоровления (ФЗ № 255, 29.12.2006).

При заполнении нового бланка с учетом письма ФСС РФ № 14-03-11/15-16055 (23.12.2011):

Дубликат является подтверждением, равнозначным основному листку нетрудоспособности (утраченному). Оплата за весь период болезни будет произведена по заменяющему документу по общим правилам в полном объеме.

Кстати! До недавнего времени для оформления заменяющего документа требовалось предоставление справки с места занятости, подтверждающей, что выплаты по страховой ситуации не производились. Несмотря на необязательность в настоящее время предъявления указанной справки, в медучреждении могут ее запросить, так как прямого запрета на требование подобного подтверждения нет.

Потеря больничного листа по вине работодателя

При утрате работодателем документа о нетрудоспособности сотрудника специальная комиссия, созданная по приказу руководителя организации, выносит решение по ситуации.

Если причиной потери или порчи акта признаны непредвиденные обстоятельства в виде наводнения, пожара, иных стихийных или производственных бедствий, то для передачи в медицинское учреждение составляется протокол с описанием случившейся ситуации. С указанным документом и собственным паспортом работник обращается к лечащему врачу за дубликатом подтверждения нетрудоспособности.

Если бюллетень потерян на предприятии, работник получает полагающуюся сумму выплаты на основании предоставленного заменяющего бланка (дубликата) в случае, если бюллетень не был учтен бухгалтерией (письмо ФСС № 15-03-11/12-7761, 17.07.2013).

Новый бланк взамен принятого на учет и после этого утерянного работодателем не выдается. По законодательству заменяющий бюллетень выписывается при обнаружении в нем ошибочных записей или при утере его самим работником, но не в ситуации обнаружения проблем с документом у работодателя.

Подтверждающие справки из лечебных учреждений не являются финансовыми документами, поэтому не могут приниматься в качестве подтверждения расходов по социальному страхованию (ФЗ № 165 от 16.07.1999, письмо ФСС № 15-03-11/12-7761).

Получение дубликата больничного листа доступно только самому работнику и только до того момента, когда бухгалтерией предприятия будет проведено оприходование в учете акта о нетрудоспособности. После данной процедуры замена листа не выдается, так как ФСС не примет эти расходы и не проведет их компенсацию.

С учетом правил организации в стране архивного дела первичные документы должны быть сохранены в течение не менее 5-летнего срока после отчетного годового периода (ФЗ № 402, 06.12.2011). При обнаружении в ходе проверки, проводимой ФСС, отсутствия по уважительной причине листов нетрудоспособности расходы по их оплате не учитываются.

Чтобы избежать подозрений в намеренной потере работодателем больничных листов для отказа в выплате пособия, от принимающего бланк сотрудника можно потребовать расписку о получении документа с указанием должности, даты и его собственноручной подписи. При наличии расписки провинившийся сотрудник и работодатель могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 192, ст. 236 ТК РФ).

Кстати! Судебная практика показывает, что возмещение пособий возможно при отсутствии оригинала или дубликата больничного листа. Определением ВС РФ № 305-КГ16-17521 (28.12.2016) была подтверждена невозможность выдачи замены акта при утере работодателем и правомерность начисления выплаты при предъявлении некоторых документов, в числе которых могут быть письма медучреждения (с указанием реквизитов бланка утраченного экземпляра, данных гражданина, информации о заболевании) и копии корешков выданных листов нетрудоспособности.

Утрата документа медицинским учреждением

Потеря бланка больничного по вине сотрудников медицинских учреждений не может стать причиной опровержения факта наступления у гражданина страховой ситуации.

Учреждение обязано выполнить требование, предъявляемое гражданином при обращении с заявлением на выдачу дубликата. Возможно, понадобится предъявление подтверждения с места прохождения комиссии.

В случае, когда медицинский работник испортил бланк, производится повторная выдача акта с соблюдением следующих требований по заполнению (приказ МЗ РФ № 624, 29.06.2011):

  • Допускается использование для написания текста гелевой, перьевой или капиллярной ручки, но не шариковой.
  • Цвет используемых чернил разрешается только черный.
  • Записи выполняются печатными буквами на русском языке, использование латинских букв допускается в наименовании организации-работодателя.
  • Текст при написании не должен выходить за границы специально предусмотренных мест (ячеек).
  • При наличии ошибок лист считается испорченным и подлежит замене (на новый).

К листку нетрудоспособности прикладывается расчет пособия, производимый страхователем на отдельном листе.

Работа с электронным бланком больничного листа

В качестве эксперимента с 2014 года в ряде субъектов РФ стали выдаваться листы нетрудоспособности в электронном формате. Положительно зарекомендовавший себя проект с осени 2015 года распространился на многие регионы страны, а с июля 2017 года электронный документооборот планируется внедрить повсеместно в РФ.

После указанной даты бумажные носители в течение некоторого времени еще будут использоваться параллельно с электронными вариантами.

Цель использования электронного подтверждения нетрудоспособности гражданина прежняя – подтвердить для работодателя состояние здоровья работника для возможности компенсации недополученного заработка. Отличие только в том, что информация записывается не на бумаге, а в электронную базу данных с первого дня обращения пациента в клинику.

После закрытия больничного документа информация по каналам связи передается в отделения ФСС и по месту работы пациента.

Преимущества

К числу положительных сторон нововведения относится то обстоятельство, что отпадает необходимость беспокоиться о сохранности ценной бумаги. Сам работник не будет тратить время на получение бумажного экземпляра, с его стороны исключается вероятность случайной потери или порчи больничного.

Оформленный в медицинском учреждении и хранящийся в электронной базе бюллетень не может потеряться. По нему не возникнут ситуации для выдачи дубликата, так как доступ к электронной версии есть у лечащего врача, отделения ФСС и бухгалтерии работодателя.

Существуют преимущества и для работодателя – нет необходимости обслуживать реальный архив и хранить длительное время бумажные носители информации, отсутствует возможность случайной или специальной потери (порчи) документа.

Законом будут определены четкие сроки, в течение которых предприятие должно оплатить пособие сотруднику. Отслеживание исполнения нормативных требований становится доступно отделениям ФСС. Поэтому после введения новой формы взаимодействия сторон задержек по оплате больничных листов быть не должно.

Кстати! На начальном этапе выдача справок по нетрудоспособности в электронном формате предполагается по согласию гражданина. Оба варианта больничного (бумажный, цифровой) имеют равную юридическую силу и действительны для предъявления в любую организацию.

Дубликат больничного листа — это повторный документ, который выдает медучреждение вместо утерянного бюллетеня. Он обладает такой же юридической силой, как и подлинник, и позволяет работнику получить пособие.

В каких случаях нужен дубликат больничного листа

Листок нетрудоспособности обосновывает отсутствие сотрудника по болезни. Без этой бумаги бухгалтерия не вправе начислять пособие. В некоторых ситуациях возникает вопрос, можно ли получить дубликат больничного листа, — да, законодательство это предусматривает. Правила заполнения и причины для выдачи дублирующих бланков указаны в п. 63 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 1 сентября 2020 г. № 925н. Повторный бюллетень составляют в бумажном или электронном виде, но только если есть серьезные основания:

  • бланк пропал по вине работодателя;
  • его потерял работник;
  • его неправильно оформил медицинский сотрудник;
  • он испорчен;
  • изменены причины болезни по решению врачебной комиссии.

Откорректировать сведения есть возможность только в разделе, который предназначен для работодателя. Если бланк испортил медработник, то делать изменения там он не вправе. В этом случае выход только один — повторный бюллетень.

Порядок получения дубликата больничного листа

Работник вправе прийти в медучреждение за повторным бюллетенем. Необходимо только заявление на имя главного врача медучреждения. Выдает лист доктор, который проводил лечение, а подписывает председатель медицинской комиссии, принявшей решение о выдаче дубликата.

При утере листа работником

Если испортил или утерял его человек, на которого он выписан, то этот сотрудник самостоятельно обращается в медучреждение за копией. Вот процедура, что делать, если потерял больничный лист в 2021 году:

  1. Сначала владелец листка нетрудоспособности берет справку в компании, в которой он трудоустроен, о том, что бюллетень не предоставлен.
  2. Обращается с письменным запросом о его восстановлении.
  3. В медучреждении собирают специальную комиссию для рассмотрения вопроса.
  4. Комиссия устанавливает реквизиты утерянного оригинала.
  5. Данные направляют лечащему врачу, который оформляет новый бланк.

Лечащий врач вправе выдать дубликат только на основании решения комиссии. Иначе он не обладает законной силой.

При утере листа работодателем

В этом случае получить лист сложнее. Все зависит от того, какова причина утери больничного. Сначала на предприятии создают специальную комиссию, которая выясняет причины произошедшего. Есть два вида причин:

  1. по вине сотрудника, отвечающего за хранение листков нетрудоспособности;
  2. по не зависящим от организации причинам (чрезвычайные ситуации, аварии на производстве, стихийные бедствия, пожар и т.д.).

Если случился форс-мажор, то комиссия расследует произошедшее. В рамках проверки специалисты различных ведомств составляют акты или справки:

  • при пожаре — акт от противопожарной службы;
  • при аварии трубопроводов, из-за которых испорчены архивные документы, — акт от коммунальщиков;
  • в случае природных катастроф — справка от МЧС;
  • при краже — справка из полиции.

Когда расследование завершено, комиссия издает акт о чрезвычайной ситуации за подписью руководителя фирмы.

Если форс-мажор подтвердился, то поликлиника не вправе отказать в выдаче повторного листа. В этом случае алгоритм, как получить дубликат больничного листа при утере работодателем, таков:

  1. Работодатель обращается в поликлинику с заявлением.
  2. К нему прилагает акт о ЧС.
  3. В медучреждении на специальной комиссии устанавливают реквизиты утерянного оригинала.
  4. Сведения направляют лечащему врачу, который оформляет новый бланк.
  5. Врач выдает дубликат.

Если бумага исчезла по вине должностного лица, который отвечает за сохранность документа, то оснований для выписки дубликата нет. Медучреждение в этом откажет, поскольку утеря квалифицируется как серьезное нарушение закона. В такой ситуации ФСС не компенсирует затраты работодателю на выплаты работнику. Расходы лягут на плечи того, кто потерял бумагу.

Если бюллетень утерян по вине компании, то руководство не вправе обязать человека самостоятельно восстанавливать больничный в поликлинике. Он вправе это сделать по собственному желанию, но не по принуждению.

При ошибке врача

Доктор обязан строго соблюдать требования к заполнению, подробно указанные в п. 64 Порядка. Если больничный заполнен неверно, он признается недействительным. Среди ошибок, которые допускают врачи, встречаются следующие:

  • название поликлиники написано неправильно или взято в кавычки;
  • специальность доктора написана не полностью, а сокращенно;
  • в личных данных врача используются переносы;
  • сведения внесены не в те пункты;
  • не соблюдены необходимые интервалы между словами и др.

Допускается только одна ошибка — в написании названия компании, в которой трудится пациент. Эти данные обычно работодатель уточняет позже в отдельном разделе.

Ошибочный бланк Фонд соцстраха не принимает. Если бухгалтерия обнаружит несоответствие, то необходимо уточнить в ФСС, насколько это критично. Если его признают негодным, то от лица компании подается запрос в лечебное учреждение с просьбой выдать дубликат больничного листа при исправлении мед. организацией неточностей, допущенных доктором.

Правила оформления дубликата

Вот основные правила заполнения:

  • вписывать данные допустимо как от руки, так и с применением штампов;
  • писать канцелярской ручкой с черными чернилами;
  • шрифт только печатный;
  • все записи заполняются в специальных ячейках, начиная с первой;
  • каждую букву проставляют в отдельной клеточке;
  • недопустимо выходить за пределы ячеек;
  • в оставшихся свободными после заполнения полях поставить прочерки;
  • печать ставится только в том месте, которое для нее предназначено;
  • выступ оттиска за пределы допускается, при условии что не попадает на ячейки информационных граф бланка.

Есть некоторые требования, которые необходимо соблюдать при заполнении дубликата:

  • при указании даты пишут день выдачи повторного бланка, а не первичного документа;
  • период заболевания пишут в одну строку;
  • кроме ФИО и должности доктора указывают фамилии председателя и других членов медицинской комиссии.

Необходимые документы

Первичный лист временной нетрудоспособности не требует заявления. А вот для его вторичной выписки такой запрос понадобится. Обратите внимание, чтобы получить дубликат больничного листа, что должен принести работник:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • заявление в поликлинику на оформление дубликата.

Справка об утере БЛ

Часто в поликлинике требуют справку о выдаче дубликата больничного листа, которая выдается с места занятости работника. Она необходима для подтверждения, что деньги по больничному не выплачивались. Обычно этим занимается бухгалтерия. В бумаге указывают, что больничный не представлен и пособие не назначали.

Сейчас по закону справка с места трудоустройства об отсутствии выплат по утерянному больничному не является обязательной. Но закон и не запрещает запрашивать ее.

Если такая справка понадобится, ориентируйтесь на наш образец:

Образец справки об утере листа трудоспособности

Заявление на выдачу дубликата больничного листа

Унифицированного шаблона заявления нет. Его пишут в свободном стиле. Чем подробнее указать данные, тем быстрее получится восстановить документ. В нем следует отметить:

  • ФИО и должность руководителя поликлиники (главного врача, директора);
  • название медучреждения;
  • сведения о пациенте — ФИО, адрес;
  • срок болезни;
  • дату и номер выдачи оригинала (если сохранились эти сведения);
  • ФИО и специальность доктора, который выписал бюллетень;
  • основание для его повторной выдачи.

Образец заявления о выдаче дубликата листа нетрудоспособности

В настоящее время медицинские организации внедряют электронную форму листков нетрудоспособности. Для страховки после того, как электронный документ составлен, один экземпляр отправляют в ФСС. Это удобно и снижает риск утери. В том случае, если больничный потеряется, вопрос, как выписать дубликат электронного больничного листа, решается не сложно. Его оформляют при помощи специального программного обеспечения. Это станет возможным, если такая программа установлена и в медучреждении, и на предприятии.

Читайте также: