В каких случаях военнослужащий по призыву имеет право на досрочное увольнение с военной службы

Обновлено: 25.06.2024

Срок воинской службы военнослужащих по призыву

Срочная воинская служба по призыву имеет строгое ограничение по времени – 1 год. Этот срок установлен рядом нормативных документов, среди которых наиболее значимыми являются:

  • Федеральный закон от 28 марта 1998 года №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
  • Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года №1237);
  • Приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 года №30 "Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами".

Задержка увольнения военнослужащего по призыву

Задержка с увольнением военнослужащего по призыву возможна в некоторых случаях:
• Участие в боевом походе кораблей ВМФ РФ;
• Дисциплинарное взыскание в виде содержания на гауптвахте;
• Осуждение военнослужащего к содержанию в дисциплинарном батальоне.

Матросы (старшины) проходящие службу на кораблях и подводных лодках могут быть уволены со значительной задержкой в тех случаях, когда корабль, на котором они проходят службу находится в дальнем походе и организовать отправку личного состава, у которого окончился срок службы, не представляется возможным.
Это вполне объяснимая причина. Хотя, матросов и старшин у которых заканчивается срок службы стараются не задействовать в дальних морских походах без их согласия.

Гораздо обиднее тем военнослужащим, кто отметил свое пребывание в рядах армии неоднократными нарушениями воинской дисциплины или самовольными отлучками из части.
В общий срок службы не засчитывается время пребывания на гауптвахте и время нахождения в самовольной отлучке (если её длительность не превышает 2 суток) либо в том случае, если за более длительную отлучку из части военнослужащий срочной службы не был привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст337 УК РФ.
Приказ об увольнении таких военнослужащих издается только по истечении времени, которое они в общей сложности находились на гауптвахте или в самовольной отлучке.

Увольнение военнослужащих по призыву, осужденных за совершение воинских преступлений малой и средней тяжести к направлению в дисциплинарный батальон так же не представляется возможным на общих основания до истечения 1 календарного года.
После отбытия наказания в дисциплинарном батальоне им предстоит дослуживать срок своей службы в воинской части до тех пор, пока он не составит 1 год.

Когда увольнение военнослужащего по призыву невозможно

Существуют ситуации, при которых выслужившие установленный срок военнослужащие всё равно не увольняются. К таким категориям относятся:
• Военнослужащие срочной службы на момент издания приказа по части находящиеся на излечении в военных госпиталях по болезни или ранению;
• Военнослужащие-женщины в состоянии беременности, находящиеся в послеродовом отпуске или в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

Досрочное увольнение военнослужащего по призыву

Некоторые категории солдат срочной службы имеют право на увольнение до истечения срока службы. К таковым обстоятельствам относятся:
• Гибель близкого родственника (родного брата/сестры) проходящих службу по призыву;
• Необходимость ухода за близким родственником (отцом, матерью, родными братом или сестрой), являющихся (ставшими) инвалидами I – II группы если они не находятся на полном соцобеспечении и не имеют других лиц, способных осуществлять уход;
• Необходимости исполнять обязанности опекуна по отношению к несовершеннолетним родным братьям/сестрам, лишившимся родителей в период прохождения срочной службы старшим братом;
• Смерти (гибели) матери ребенка военнослужащего;
• В случае, если в период службы ребенок военнослужащего в возрасте до 3-х лет становится (признается) инвалидом;
• Рождения у военнослужащего второго (последующего) ребенка.

Вещевое и денежное довольствие увольняемых военнослужащих по призыву

Все увольняемые военнослужащие имеют право на бесплатное получение форменного обмундирования (повседневного или парадно-выходного) по сезону, в который происходит увольнение.
Каждому из них выдаются следующие документы:

  • Военный билет;
  • Учетно-послужную карту;
  • Карту профессионального психологического отбора;
  • Предписание в военный комиссариат;
  • Воинские перевозочные документы к месту постановки на воинский учет (месту жительства).

На время нахождения в пути от воинской части до места жительства уволенные военнослужащие не обеспечиваются продуктовыми пайками. Им не выдаются вещевые и денежные аттестаты. Взамен этого они получают дорожно-путевые деньги.
Также уволенному военнослужащему выплачивают оклад в соответствии с его воинским званием и должностью и денежное пособие в размере 2-х кратного оклада.
Военнослужащим из числа сирот или оставшихся без попечения родителей денежное пособие выплачивается в пятикратном размере.

Увольнение из рядов Российской Армии – событие всегда ожидаемое и радостное и для солдата, и для его родных. Единственной обязанностью, которая ложится на плечи уволенного военнослужащего является своевременная явка в военкомат и постановка на воинский учет.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Конституционный Суд пояснил, что при рассмотрении таких дел необходимо учитывать весь комплекс конкретных обстоятельств, так как иное противоречило бы ряду конституционных ценностей и нарушало бы баланс публичных и частных интересов


Повод для обращения в КС

В декабре 2018 г. прапорщик Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области Олеся Селина подала рапорт об увольнении с военной службы в связи с необходимостью ухода за ребенком. В качестве причины увольнения женщина указала, что ее бывший супруг теперь проживает в другом населенном пункте, а она не может совмещать службу с воспитанием часто болеющей малолетней дочери.

Аттестационная комиссия сочла такие причины обращения неуважительными и отказала в подаче ходатайства на имя руководства о досрочном увольнении сотрудницы. Впоследствии начальник Пограничного управления также отказал женщине в таком увольнении.

В дальнейшем апелляция поддержала решение первой инстанции. При этом вторая инстанция добавила, что увольнение военнослужащего по такому основанию возможно только в случае, если второй родитель не выполняет своих обязанностей по отношению к ребенку. В рассматриваемом же случае такое обстоятельство констатировать нельзя, поскольку бывший муж женщины не лишен родительских прав и периодически навещает дочь, а мать истца живет по соседству и ухаживает за внучкой.

Впоследствии Верховный Суд отказался рассматривать жалобу заявительницы под предлогом того, что совместное проживание матери с ее болезненным ребенком не может свидетельствовать о необходимости ее увольнения с военной службы по указанному ею правовому основанию, поскольку на нее в полной мере распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством РФ.

Выводы Конституционного Суда

В своей жалобе в Конституционный Суд Олеся Селина указала, что спорное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не предполагает прекращения военно-служебных отношений по предусмотренному им основанию в том случае, если отец ребенка не лишен родительских прав.

После изучения материалов дела КС РФ напомнил, что проходящие военную службу лица обладают некоторыми ограничениями в правах и свободах человека и гражданина (например, в праве на досрочное увольнение по собственному желанию). Такое правовое регулирование обусловлено правовой природой военной службы и ее специфическим назначением.

КС указал, что, предусматривая возможность увольнения с военной службы досрочно для военнослужащих, воспитывающих несовершеннолетних детей без матери (отца), оспариваемая норма вместе с тем не устанавливает критериев, на основании которых выделяется данная категория военнослужащих, и не содержит перечня лиц, к ней относящихся. Исходя их смысла законодательства и разъяснений Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2014 г. № 8, к лицам, воспитывающим ребенка без матери (отца), можно отнести тех, кто самостоятельно воспитывает ребенка, если другой родитель умер, безвестно отсутствует, признан недееспособным (ограниченно дееспособным), лишен родительских прав или ограничен в них, долгое время проходит лечение в медицинской организации, отбывает наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказался взять своего ребенка из оказывающей социальные услуги, медицинской, образовательной или аналогичной организации. В силу отсутствия исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия второго родителя, на практике допускается учет разнообразных факторов, препятствующих родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.

Соответственно, отметил КС, при рассмотрении таких дел суды должны принимать во внимание весь комплекс конкретных обстоятельств (включая оценку состояния здоровья ребенка и зависящую от такой оценки возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие причин, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним). Иное бы противоречило конституционным требованиям защиты семьи, материнства, отцовства и детства, их государственной поддержке и конституционным принципам социального государства, а также нарушало бы баланс публичных и частных интересов. В связи с этим КС РФ счел, что спорная норма соответствует российской Конституции, но распорядился о пересмотре судебного дела заявительницы при отсутствии для этого иных препятствий.

Ст. 51 Закон о воинской обязанности в последней действующей редакции от 1 января 2020 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

  • а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  • б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
  • в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
  • г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;
  • д) в связи с лишением его воинского звания;
  • д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:
    • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
    • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
    • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
    • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
    • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
    • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счёта (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счёта (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;

    1.1. Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьёй 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

    2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

    • а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
    • б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
    • в) в связи с невыполнением им условий контракта;
    • г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
    • д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
    • е) как не выдержавший испытание;
    • е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьёй 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
    • е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;
    • ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
    • з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
    • и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;
    • к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
    • л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

    2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 1, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учётом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчёта два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

    2.2. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.

    3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

    • а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
    • б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи);
    • в) по семейным обстоятельствам:
      • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
      • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
      • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
      • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;
      • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

      3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

      4. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него в период прохождения военной службы по призыву обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1", "в", "г" и "д" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.

      5. Утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.

      6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

      7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

      Досрочное увольнение с контрактной службы. Мой сын прослужил по контракту 1,5 года из трех. Хочет досрочно уволиться с военной службы. Холост, здоровье нормальное. Подскажите какие законные основания существуют для досрочного увольнения с военной службы по контракту. Спасибо.

      Возможно ли досрочное увольнение гражданина с военной службы по призыву?

      Мой муж, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву. В августе-сентябре у нас родится ребёнок. Имеет ли он право на досрочное увольнение с военной службы? К моменту рождения ребенка, срок службы составит 9-10 месяцев.

      Суть вопроса такова: в 51 статье о воинской обязанности есть пункт о досрочном увольнении с военной службы. 2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы: б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений; Так вот, я хотел бы уточнить как это сделать т.е. досрочно уволиться связи с переходом в ту или иную службу указанную в этой статье. Это нужно придти на собеседование, взять от них типа письмо, что они меня берут и идти писать рапорт на увольнение указывая ст.пункт и прикладывая письмо что они меня берут, так же понимаю? И какой срок увольнения положен если написанно что "Досрочное увольнение"

      Интересует досрочное увольнение военнослужащих по призыву.

      По ФЗ №53 "О воинской обязанности и военной службе" по статье 51 "Основания увольнения с военной службы" и пункту 4:

      Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1", "в", "г" и "д" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.

      Интересует увольнение по обстоятельствам из статьи 24 пункта 1 подпункт "г" - имеющим 2 х и более детей.

      Подскажите сроки рассмотрения рапорта военнослужащего. 10 дней или 30, другие варианты?

      Заключение ВВК: Ограниченно годен к военной службе. Военная травма.

      Выслуга: календарная - 19 лет, льготная - 28 лет. Воинское звание - подполковник.

      Написал рапорт на досрочное увольнение с военной службы.

      Офицер, прохожу военную службу по контракту. Контракт заключен до предельного возраста пребывания на военной службе.

      Предельный возраст наступает летом 2009 года. Весной 2009 года признан ВВК ограниченно годным к военной службе.

      Могу ли я уволиться с военной службы по состоянию здоровья, вместо увольнения по возрасту, но не досрочно, а при достижении предельного возраста.

      В августе 2009 года я был досрочно уволен с воинской службы в связи с проводившимися организационно-штатными мероприятиями, не достигнув предельного возраста пребывания на военной службе. На момент увольнения командиром части был произведен расчет продолжительности военной службы в календарном исчислении для выплаты единовременного пособия при увольнении, а расчет общей продолжительности военной службы (с учетом периода выполнения задач в режиме контртеррористической операции на территории Чеченской республики) не производился, о чем командованием части было пояснено, что этот расчет будет произведен в военном комиссариате по месту воинского учета. Мое личное дело было передано в военный комиссариат по месту воинского учета в августе 2009 года, а расчет общей продолжительности военной службы я получил лишь в марте 2012 года. В соответствии с этим расчетом общая продолжительность военной службы составила 19 лет, 4 месяца, то есть до получения права на минимальную пенсию мне не хватило 8 месяцев! При увольнении я был уверен, что общая продолжительность военной службы составит 20 лет и даже более, чего будет достаточно для получения пенсии.

      Читайте также: