В каких случаях при ориентировании лучше пользоваться понятиями лево право

Обновлено: 17.05.2024

Научить учащихся ориентироваться на местности без карты, определяя стороны горизонта наиболее распространенными способами, определить свое местоположение относительно сторон горизонта, определить расстояние на местности различными способами, определять направления на предмет и правильно выйти к намеченному пункту.

Методика проведения занятия:

На первом уроке учебный материал довести до учащихся в виде теоретического изложения. Для второго урока выбрать на местности район, где были как можно больше местных предметов. Заранее подготовить схему маршрута движения по азимутам.

компасы, ручные механические часы, плакаты, диафильм "Туризм", раздаточные материалы, учебники по НВП.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

а) построение, рапорт дежурного, приветствие;

б) осмотр внешнего вида учащихся;

в) выполнение отдельных строевых упражнений.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. СУЩНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МЕСТНОСТИ.

Ориентироваться на местности можно с помощью топографической карты и без нее. Наличие топокарты облегчает ориентирование и позволяет разобраться в обстановке на сравнительно большом участке местности. При отсутствии карты ориентируются с помощью компаса, по небесным светилам и другими простейшими способами.

Топографическое ориентирование проводится в такой последовательности:

определяются направления на стороны горизонта и на этих направлениях замеча
ются хорошо видимые местные предметы (ориентиры). Местные предметы, формы
и детали рельефа, относительно которых определяют свое местоположение, назы
ваются ориентирами.

определяются относительно сторон горизонта направления на несколько местных
предметов, указываются названия этих предметов и определяются расстояния до
них.

Выбранные ориентиры нумеруются справа налево- Каждому ориентиру для удобства запоминания кроме номера дается условное название (ориентир 1- нефтяная вышка, ориентир 2- зеленая роща).

Для указания своего местоположения (точки стояния) относительно известных ориентиров надо назвать их и сообщить, в каком направлении от них находится точка стояния. Например:" Нахожусь на высоте 450 м южнее от нефтяной вышки. Влево 500 м- " зеленая роща", вправо 300 м- овраг".

2. ПРОСТЕЙШИЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОРОН ГОРИЗОНТА.


На рисунке показано взаимное расположение сторон горизонта и промежуточных направлений, заключенных между ними. Взглянув на рисунок , легко понять, что для определения направлений на все стороны горизонта достаточно знать только одно. Промежуточные направления используются для уточнения ориентировки, если направление на предмет не совпадает строго с направлением на одну из сторон горизонта.

Определение сторон горизонта по компасу,

С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду.

Сначала отмечаю, что при ориентировании на местности широко применяется компас Адрианова. Затем рассказываю при помощи компаса его устройство.

Правила обращения. Чтобы убедиться в исправности компаса, надо проверить чувствительность его стрелки. Для этого компас устанавливают неподвижно в горизонтальное положение, к нему подносят какой-либо металлический предмет, а затем убирают. Если после каждого смещения стрелка будет устанавливаться на прежнем отсчете, компас исправен и пригоден к работе.

Для определения сторон горизонта по компасу надо отпустить тормоз стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении компаса подписи на шкале С, Ю, В, 3 будут соответственно обращены на север, юг, восток, и запад.

Определение сторон горизонта по небесным светилам

По положению Солнца. В таблицах приводится время суток, в которое в северном полушарии Земли Солнце находится на востоке, юге, западе в разные периоды года.

апрель, август,
сентябрь, октябрь
май, июнь, июль Январь январь
на востоке в 7.00 в 9.00 не видно не видно
на юге в 13.00 в 14.00 в 13.00 в 13.00
на западе В19.00 в 19.00 не видно не видно


По Солнцу и часам. При наличии механических часов стороны горизонта в безоблачную погоду по Солнцу можно определить в любое время дня.

Для этого необходимо установить часы горизонтально и повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце (см. рисунок); угол между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру "1" разделить пополам. Линия, делящая этот угол пополам и будет указывать направление на юг. Зная направления на юг, легко определить и другие направления.

По Полярной звезде. Ночью при безоблачном небе стороны горизонта можно определить по Полярной звезде, которая всегда находится на севере. Если встать к Полярной звезде лицом, то впереди будет север; отсюда можно найти и другие стороны горизонта. Положение Полярной звезды можно найти по созвездию Большой Медведицы, которая имеет вид ковша и состоит из семи ярких звезд. Если провести мысленно прямую линию через две крайние звезды Большой Медведицы, отложить на ней пять отрезков, равных расстоянию между этими звездами, то в конце пятого отрезка будет находится Полярная звезда.

По Луне. Если из-за облачности Полярной звезды не видно, но в то же время видна Луна, ею можно воспользоваться для определения сторон горизонта. Так, зная местоположение Луны в различных фазах и время, можно приближенно указать направления на стороны горизонта.

По признакам местных предметов.

При отработке этого учебного вопроса учащимся раздаю карточки-задания с рисунками местных предметов. Учащиеся определяют признаков местных предметов, при помощи которых можно определить направления на стороны горизонта. Их убеждаю в том, что этот способ менее надежный, чем изложенные выше. Однако в определенной обстановке он может оказаться полезным, а иногда единственно возможным.

3. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ НА ПРЕДМЕТ.

При ориентировании на местности величина горизонтального угла определяется приближенно на глаз или с помощью подручных средств.


Чаще всего при ориентировании на местности пользуются магнитным азимутом, так как направление магнитного меридиана и величину магнитного азимута можно легко и быстро определить с помощью компаса. При необходимости установить величину угла сначала надо найти начальное направление. Это будет магнитный меридиан.

Магнитным меридианом называется направление (воображаемая линия), указываемое магнитной стрелкой и проходящее через точку стояния.

Магнитным азимутом называется горизонтальный угол, отсчитанный от северного направления магнитного меридиана по ходу часовой стрелки до направления на предмет ( см. рис.). Магнитный азимут (Ам) имеет значение от О 0 до 360 0 .

Как определить магнитных азимутов на предмет?

Для того, чтобы определить магнитный азимут на предмет с помощью компаса надо встать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Удерживая компас в ориентированном положении, установить визирное приспособление так, чтобы визирная линия прорезь- мушка совпала с направлением на местный предмет.

В этом положении отсчет на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного(прямого) азимута(направления) на предмет.

Задания по определению магнитного азимута на предмет.

Для отыскания обратного пути используют обратный азимут, который отличается от прямого на 180 0 . Чтобы определить обратный азимут надо к прямому азимуту прибавить 180 0 "(если он меньше 180 0 ) или вычесть 180 0 (если он больше 180 0 ).

Определить обратные азимуты. Прямой азимут 260 0 ; Прямой азимут 38 0

  • Установить указатель мушки компаса на отсчет по шкале, равный заданному азимуту;
  • Держа компас горизонтально прорезью визирного приспособления к себе, повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки встал против нулевого деления шкалы;
  • Удерживая компас в ориентированном положении, заметить на местности по визирной линии удаленный предмет(ориентир). Это направление на ориентир и будет
    искомым направлением, соответствующим заданному азимуту.

Определить направления по заданному азимуту. Ам= 270 0 ; Ам=93 0 ; Ам=330 0 .

4. ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЯ НА МЕСТНОСТИ.

При выполнении различных задач в разведке, при наблюдении за полем боя, при целеуказании и ориентировании на местности и т.д. возникает необходимость быстро определять расстояния до ориентиров, местных предметов, целей и объектов.

Существуют различные способы и приборы для определения расстояния.

Вот более простые способы измерений.

Глазомер. Основные приемы глазомерного определения- по отрезкам местности, по степени видимости предмета.

По отрезкам местности заключается в способности мысленно представлять на местности привычное расстояние, например 50,100,200 м. При этом надо учитывать, что с увеличением расстояния кажущаяся величина отрезка постоянно сокращается.

По степени видимости. Для определения расстояний по степени видимости и кажущийся величина предметов рекомендуется таблица.

Расстояние с которого

Определение расстояния по угловым размерам.

Если известен размер( высота, ширина или длина), можно определить по формуле тысячной,

Где дальность до предмета равна высоте (ширине, длине) предмета в метрах умноженная на 1000 и делённая на угол, под которым виден предмет в тысячных.

Угловые величины целей измеряются в тысячных с помощью полевого бинокля, а также подручных средств. ( см. рис.)


Формула " тысячная" широко применяются при ориентировании на местности и в огневом деле. С их помощью быстро и просто решаются многие задачи, например:

1. Человек, средний рост которого 1,7 м. виден под углом 0-07. Определить расстояние до человека. Решение Д=В*1000/У = 1.7*1000/7 = 243м

2. Танк противника, высота 2.4м, виден под углом 0-02.

Определить дальность до танка.

Решение. Д=В*1000/У = 2.4*1000/2 = 1200м.

Измерение расстояний шагами. При измерении расстояний шаги считают парами. После каждой сотни пар шагов счет начинается снова. Чтобы не сбиться в подсчете, рекомендуется каждую пройденную сотню пар шагов отмечать на бумаге или каким-либо другим способом. Чтобы измеренное шагами расстояние перевести в метры, надо знать длину шага. Если пройденное расстояние достаточно определить приближенно, то принимают, что расстояние в метрах равно числу пар шагов, увеличенному в полтора раза, так как пара шагов в среднем равна 1,5 м.

Например, человек прошел 450 пар шагов. Пройденное расстояние приближенно равно 450* 1.5= 675м.

Для автоматического отсчета количества пройденных шагов может быть использован специальный прибор- шагомер.

5. ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТАМ.

Сущность движения по азимутам состоит в умении найти и выдержать с помощью компаса нужное или заданное направление движения и точно выйти к намеченному пункту, т.е. надо знать данные для движения- магнитные азимуты с одного ориентира на другой и расстояние между ними. Эти данные подготавливают и оформляют в виде схемы маршрута движения или таблицы.

При выполнении многих боевых задач действия командиров неизбежно связаны с ориентированием на местности. Умение ориентироваться необходимо, например, на марше, в бою, в разведке для выдерживания направления движения, целеуказания, нанесения на карту (схему местности) ориентиров, целей и других объектов, управления подразделением и огнем. Закрепленные опытом знания и навыки в ориентировании помогают более уверенно и успешно выполнять боевые задачи в различных условиях боевой обстановки и на незнакомой местности.

Ориентироваться на местности — это значит определить свое местоположение и направления на стороны горизонта относительно окружающих местных предметов и форм рельефа, найти указанное направление движения и точно выдержать его в пути. При ориентировании в боевой обстановке определяют также местоположение подразделения относительно своих войск и войск противника, расположение ориентиров, направление и глубину действий.

Сущность ориентирования. Ориентирование на местности может быть общее и детальное.

Общее ориентирование заключается в приближенном определении своего местонахождения, направления движения и времени, необходимого для достижения конечного пункта движения. Такое ориентирование чаще всего применяется на марше, когда экипаж машины не имеет карты, а использует лишь заранее составленную схему или список населенных пунктов и других ориентиров по маршруту. Для выдерживания направления движения в таком случае необходимо постоянно следить за временем движения, пройденным расстоянием, определяемым по спидометру машины, и контролировать по схеме (списку) прохождение населенных пунктов и других ориентиров.

Детальное ориентирование заключается в точном определении своего местоположения и направления движения. Оно применяется при ориентировании по карте, аэроснимкам, приборам наземной навигации, при движении по азимуту, нанесении на карту или схему разведанных объектов и целей, при определении достигнутых рубежей и в других случаях.

При ориентировании на местности широко используются простейшие способы ориентирования: по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов, а также, более сложный способ – ориентирование по карте.

2. Ориентирование на местности без карты: определение сторон горизонта по небесным светилам и признакам местных предметов.

Для отыскания направления по сторонам света вначале определяют направление север-юг; после чего, став лицом к северу, определяющий будет иметь направо — восток, налево — запад. Стороны света обыкновенно находят по компасу, а при отсутствии его — по Солнцу, Луне, звездам и по некоторым признакам местных предметов.

2.1 Определение направлений на стороны горизонта по небесным светилам

При отсутствии компаса или в районах магнитных аномалий, где компас может дать ошибочные показания (отсчеты), стороны горизонта можно определить по небесным светилам: днем — по Солнцу, а ночью — по Полярной звезде или Луне.

По Солнцу

В северном полушарии места восхода и захода Солнца по временам года следующее:

  • зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе;
  • летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе;
  • весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.

Солнце примерно находится в 7.00 на востоке, в 13.00 — на юге, в 19.00 — на западе. Положение Солнца в эти часы и укажет соответственно направления на восток, юг и запад.

Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север.

Для более точного определения сторон горизонта по Солнцу используются наручные часы.

По Солнцу и часам

В горизонтальном положении часы устанавливаются так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате часов делится пополам прямой линией, которая указывает направление на юг. До полудня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00 (рис. 1, а), а после полудня — ту дугу, которую она прошла после 13.00 (рис. 1, б).


Рис. 1. Определение сторон горизонта по Солнцу и часам. а – до 13 часов; б – после 13 часов.

По Полярной звезде

Полярная звезда всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд. Затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север (рис. 2).


Рис. 2. Определение сторон горизонта по Полярной звезде

По Луне

Для приблизительного ориентирования (см. таблица 1) нужно знать, что летом в первую четверть Луна в 19 асов находится на юге, в 1час ночи — на западе, в последнюю четверть в 1час ночи — на востоке, в 7часов утра — на юге. При полнолунии ночью стороны горизонта определяются так же, как по Солнцу и часам, причем Луна принимается за Солнце (рис. 3).


Рис. 3. Определение сторон горизонта по луне и часам.

Стороны светаПервая четверть (видна, правая половина диска Луны)Полнолуние (виден весь диск Луны)Последняя четверть (видна левая половина диска Луны)
На востоке19 часов01 час (ночи)
На юге19 часов01 час (ночи)07 часов (утра)
На западе01 час (ночи)07 часов (утра)

2.2 Определение направлений на стороны горизонта по признакам местных предметов

Если нет компаса и не видно небесных светил, то стороны горизонта могут быть определены по некоторым признакам местных предметов.

По таянию снега

Известно, что южная сторона предметов нагревается больше чем северная, соответственно и таяние снега с этой стороны происходит быстрее. Это хорошо видно ранней весной и во время оттепелей зимой на склонах оврагов, лунках у деревьев, снегу, прилипшему к камням.

По тени

В полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север. Не дожидаясь самой короткой тени можно ориентироваться следующим способом. Воткните в землю палку около 1 метра длиной. Отметьте конец тени. Подождите 10-15 минут и повторите процедуру. Проведите линию от первой позиции тени до второй и продлите на шаг дальше второй отметки. Станьте носком левой ноги напротив первой отметки, а правой — в конце линии, которую вы начертили. Сейчас вы стоите лицом на север.

По местным предметам

Известно, что смола больше выступает на южной половине ствола хвойного дерева, муравьи устраивают свои жилища с южной стороны дерева или куста и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный (рис. 4).


Рис. 4. Определение сторон горизонта по признакам местных предметов.

Кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками.

В больших массивах культурного леса определить стороны горизонта можно по просекам, которые, как правило, прорубаются строго по линиям север-юг и восток-запад, а также по надписям номеров кварталов на столбах, установленных на пересечениях просек. На каждом таком столбе в верхней его части и на каждой из четырех граней проставляются цифры — нумерация противолежащих кварталов леса; ребро между двумя гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север (нумерация кварталов лесных массивов в СНГ идет с запада на восток и далее на юг).

По постройкам

К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви, мечети, синагоги.

Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни на запад.

Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый — к северу.

Алтари католических костелов располагаются на западной стороне.

Двери еврейских синагог и мусульманских мечетей обращены примерно на север, их противоположные стороны направлены: мечетей — на Мекку в Аравии, лежащую на меридиане Воронежа, а синагог — на Иерусалим в Палестине, лежащий на меридиане Днепропетровска.

Кумирни, пагоды, буддийские монастыри фасадами обращены на юг.

Выход из юрт обычно делают на юг.

В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жухлый цвет.

В давние времена в морских путешествиях люди стремились устанавливать свое местоположение по звездам, позднее появились компасы. Способность ориентироваться на определенной территории играет большую роль в жизни всякого человека. На данном занятии рассмотрим всевозможные способы ориентирования на местности. Выявим роль компаса, кроме того научимся устанавливать, где мы находимся и определять куда нужно продвигаться, чтобы достичь определенной территории.

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Способы ориентирования по местным признакам

Выйдите на улицу и оглянитесь вокруг. Мы живем в пространстве, в котором на различных расстояниях размещены всевозможные объекты: дома, деревья, кустарники и т.д.

Все, что располагается вокруг нас, представляется нам огромным и бесконечным. Если нашему взгляду не препятствуют дома, горы или лес, то мы видим далеко. К примеру, человек среднего роста, который стоит на ровной местности, может увидеть объекты на расстоянии до 5 км.

Территорию, возможно, обозначить открытой, если нашему взгляду не препятствуют ни постройки, ни лес, ни горы. На открытом участке линия горизонта заметна хорошо. А в лесу данная граница почти не видна, по этой причине такую территорию именуют закрытой.

Вспомним стороны света по рисунку.

Стороны света играют роль при установлении местонахождения, пути движения, то есть при ориентировании.

Внимательный человек, оказавшись на неизведанной местности способен ориентироваться и без компаса. Свое месторасположение он сможет установить с использованием местных признаков.

Поэтому познакомимся со способами ориентирования по местным признакам.

  1. Устанавливать стороны света можно по полуденной тени. Людьми было установлено местонахождение Солнца в полдень. Представим, что небесное светило располагается у нас со спины. Тогда перед нами север, а со спины – юг. Подобный метод ориентирования по местным признакам, то есть по Солнцу, нужно проводить в ясную погоду.

Для ориентирования по небесному светилу допускается использовать прибор, который получил название гномон [1] . Используется с давних времен как солнечные часы.

Его очень просто изготовить, даже если вы находитесь далеко от цивилизации. Для этого можно взять палку и вбить ее в землю, а вокруг провести полуокружность. На рисунке видно как можно определять направление по данному прибору.

  1. Мы с вами живем на территории России, поэтому каждую ночь можем наблюдать самую яркую звезду – Полярную. Она обладает примечательным качеством – при любой ситуации располагается на севере. Вот еще один прием ориентирования на местности, где местным признаком считаются звезды.

При выявлении этой звезды небо должно быть чистым. Установим местоположение созвездия Большой Медведицы, которая походит на ковш. Две крайние звезды соединим в мыслях линией и просчитаем расстояние больше этого в 5 раз. Тогда в конце этой прямой заметим Полярную звезду. Зная, где находится север, возможно, выявить и другие стороны света, ориентируясь на местности без карты и компаса.

  1. Стороны света в ночное время суток возможно установить, наблюдая за Луной. Для ориентирования по Луне на местности необходимо сосредоточить внимание на ее фазы. В каждой своей фазе Луна располагается в определенной стороне света. Познакомимся подробно на следующем рисунке.

Если полная луна появилась на небе в 19.00, значит, она указывает направление на восток, а в 1.00 – на юг. Убывающий месяц в 1.00 ночи указывает направление на восток, а утром в 7.00 – на юг.

  1. В лесу также возможно увидеть достаточное количество местных признаков, по которым можно ориентироваться. Многие из них основаны на неодинаковом количестве тепла, получаемого с разных сторон света. Установим 10 местных признаков ориентирования:
  • Присмотритесь внимательно к деревьям. Одна сторона с меньшим числом ветвей, менее пышная. Чаще всего этот край направлен на север.
  • Ведь не только деревья могут указывать стороны света, по их пням также можно установить это. На пне очень хорошо видны годовые кольца. Внимательно рассмотрев их можно увидеть закономерность: с севера они более узкие. Вот и еще один из способов ориентирования в лесу без компаса.
  • Есть еще один прием выявления сторон света по деревьям. Обращали внимание на цвет коры у берез? Часто бывает, что с одного края она более светлая, а с другого темнее. Так вот светлая сторона располагается на юге.
  • Самым известным природным фактом считается место произрастания мха. Войдя в лес, обратите внимание на то, как он растет. Часто произрастает только с одной стороны объекта, например, дерева. Та сторона, на которой есть мох, указывает направление на север.
  • С детства многие любят наблюдать за жизнью муравейника. А знаете ли вы, что и по этим лесным жителям можно определить стороны света? Это хорошо можно проследить по рисунку.
  • В зимний и весенний период стоит присмотреться к таянию снега. Присмотревшись внимательно, можно заметить, что с разных сторон тает неодинаково. Область, получающая больше света, тает быстрее. Соответственно она считается южной. И наоборот. Познакомимся с данным явлением на рисунке.
  • Попав после дождя в лес, опять же присмотритесь к деревьям. Их кора высыхает неравномерно. Одна часть быстрее, другая более медленно. Кора, долго остающаяся влажной, считается северной, так как получает меньше тепла.
  • Многие леса имеют просеки. Стоит их найти, если вы заблудились. По ним также можно выявить направление, в котором нужно идти.
  • В хвойном лесу также существуют различные признаки, по которым можно ориентироваться. На стволах хвойных деревьев есть смола, которой с одного края бывает больше, чем с другого. Там, где есть ее наплывы, ствол будет направлен на юг.

Учитывайте, что по 1 местному признаку и предмету осуществлять ориентирование нереально. В этих целях необходимо применять ряд местных и природных признаков, только лишь в этом случае, можно провести верное ориентирование и выбрать путь движения.

Значение компаса при ориентировании

Надежнее и удобнее при любых условиях ориентироваться по компасу.

Давайте установим строение этого прибора, и как ориентироваться с помощью компаса. Его основой считается стрелка, обладающая свойством магнита. Размещается она на острие, поэтому может вращаться. Окрашена стрелка неодинаково: красный указывает на юг, а синий на север. Сверху коробочка компаса прикрыта стеклом, под которым есть шкала и на ней обозначены стороны горизонта.

В целях ориентирования на местности по компасу требуется рассмотреть порядок действий:

В этом случае компас станет ориентирован, и тогда можно определить с его помощью стороны горизонта. С этим прибором можно выявлять направление на предметы и объекты. К примеру, установить, где расположен колодец, родник, церковь и так далее.

Посмотрим на циферблат компаса и увидим, что если объект, к которому мы движемся находиться на севере, то градусы азимута будут равны 0. Направление на восток будет составлять азимут 90 0 . Тогда азимут южного объекта будет соответствовать 180 0 , а западного – 270 0 .

Рассмотрим алгоритм определения углов азимута и сторон горизонта по компасу.

Научившись определять азимут по компасу, мы сможем, устанавливать направление без карты и ориентироваться даже на незнакомой местности, например, в лесу.

Представим, что наступила осень, и мы как заядлые грибники идем в лес. Карты у нас нет, а вот компас взяли. Может быть, он даже есть встроенный в гаджет, который сейчас у каждого при себе. Прежде чем войти в лес, необходимо выбрать объект, на который мы будем осуществлять ориентирование по компасу, лучше, если он будет достаточно протяженным. Часто выбираются линейные объекты. К примеру, это будет тропинка, шоссе, речка и т.д. Для определения азимута нам нужно повернуться, вспомнив русские сказки – к лесу задом, к объекту передом. Ориентируем компас и определяем по нему стороны горизонта. Вычисляем угол азимута по циферблату и запоминаем его. На противоположной стороне компаса будет азимут направления для движения в лес.

Все, мы готовы идти за грибами, однако следует периодически проверять, не ушли ли вы далеко от объекта.

Таким образом, мы рассмотрели еще один способ ориентирования на местности, но уже по компасу.

Определение направлений на плане местности и карте

В предыдущих уроках мы познакомились с различными способами изображения поверхности. Так вот карту и план можно также использовать для ориентирования по компасу на местности.

Рассмотрим определение направлений сторон горизонтов по плану и топографической карте.

Вы уже знаете, что стороны горизонта на плане и карте изображены в виде стрелки. Верхняя часть плана указывает на север, а нижняя на юг.

Для определения азимута необходимо сориентировать карту, то есть расположить ее на местности так, чтобы верх был направлен на север. Ориентировать карту можно различными способами.

  1. По линейным объектам – к ним могут относиться шоссе, линии электропередач, речки, дороги и другие. Нужно встать рядом с этим объектом и поворачивать карту или план пока направление не совпадет с таковой на местности. В результате ориентирования определим по плану местности точку нашего нахождения.
  1. По направлению на объект, являющийся ориентиром. Данный способ применяют, если известно, в какой точке мы находимся, и в пределах видимости есть ориентир, нанесенный на карту. Тогда ее размещают так, чтобы изображение на карте совпало с направлением на местности.
  1. По компасу ориентирование карты проводят в лесу, где другим способом это сделать нельзя. С начала необходимо определить направление на стороны горизонта по компасу.

После ориентирования карты можно приступить к определению азимута. Существует несколько способов:

  1. Определять направление и азимут по плану местности можно транспортиром. Рассмотрим алгоритм действий определения градусов азимута, пользуясь транспортиром.
  1. Определение сторон горизонта, направлений на объект и азимута можно также осуществлять с помощью компаса и карты.

Во-первых, никто никогда не знает где и в каких лесных дебрях или пустынях он окажется. Возможно, вы станете геологом, а для ориентирования на местности в поисках горных пород вам точно пригодиться умение определять азимут по компасу. Да и любой путешественник, и турист, совершающий походы, должен уметь определять направление движения по азимуту с использованием компаса.

Азимут в артиллерии Источник

Решение задач по определению азимута

Выяснив, для чего нужен азимут, и как его определять, потренируемся в решении задач.

В первой задаче нам предстоит помочь Маше. Ей нужно добраться до дерева, где ее ждет медведь. У Маши есть компас и план, по которому она должна двигаться. Для определения азимута необходимо сориентировать компас по сторонам света, как показано на рисунке. Мысленно проведем линии до объектов. На данном компасе каждые 10 0 проведены через два штриха. Тогда определяем азимут с помощью компаса и получаем результат.

Теперь Маша может двигаться к известному объекту, переходя от одной точки к другой с учетом азимута. При этом, не забывая смотреть на компас и не отклоняться от заданного направления.

Потренироваться в ориентирование по азимуту с компасом можно даже в квартире. Посвятим этому следующую задачу.

Как при таких условиях определить азимут на предметы интерьера комнаты по компасу? Вспоминаем алгоритм действий. Сначала ориентируем компас по сторонам горизонта с целью выявления азимута. Определяем, как нужно встать, чтобы перед нами был север. Устанавливаем те предметы, которые присутствуют в пределах нашей видимости. Именно на них будем определять азимут с помощью компаса. В данном случае это будет телевизор, балконная дверь и кухонный стол. В уме прочерчиваем линии к этим предметам интерьера. Устанавливаем азимут, при этом учитывая, что одно деление соответствует 5 0 .

Рассмотрим еще один тип заданий, в которых будем определять азимут с помощью компаса и по карте

Как в данном случае найти азимут от нашего местонахождения до школы по компасу? Нам необходимо выявить точку местонахождения и сориентировать на нее компас. Проводим линию от центра компаса до точки местонахождения и до школы. Получаем угол направления на строение. Учитываем через, сколько градусов проведены штрихи на шкале компаса – 5 0 . Тогда получаем азимут соответствующий 50 0 .

По карте, возможно, определять углы не только по компасу, для этого существует специальная линейка, которой вы пользуетесь на математике, транспортир. Посмотрим, как определять азимут, если есть только карта и транспортир.

На карте выявляем место нашего расположения и проводим прямую линию, верх которой будет показывать на север. Находим место, куда нам нужно прийти и соединяем эти две точки. В результате получаем угол. Прикладываем транспортир к прямой линии и определяем градусные меры углов. По данному заданию с помощью транспортира получаем азимут соответствующий 114 0 .

Итак, мы познакомились с различными способами ориентирования на местности, научились работать с компасом и выявлять азимут. Теперь нам не страшно оказаться в неизвестном месте. Всегда можно найти путь домой по азимуту.

Словарь

1. Гномон – это прибор, с помощью которого определяют направление и высоту Солнца над горизонтом.

2. Навигация – раздел науки, изучающий способы определения маршрута судна с помощью различных приборов.

1.jpg

Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении “от себя”.

Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.).

Умение ориентироваться “на себе” – предпосылка, необходимая для перехода к следующей ступени – учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы фиксируем их внимание на характерных деталях.

Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов сзади, внизу колеса, передние и задние.

II этап: Ориентировка “от себя”.

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда показывает флажок?”. Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов.

Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

2.jpg

Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

Вариант 1. Просим ребенка вспомнить, где у него правая рука. Затем предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него.

Вариант 2. Называем игрушки, расположенные в одном ряду и просим ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.

Называем пространственные ориентиры, а ребёнок, называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Вариант 1: убираем какую-нибудь игрушку и просим назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

Вариант 2: меняем местами две игрушки и просим назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

Игры на формирование умений ориентироваться в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).

Вариант 1: Просим найти изображение какого-то предмета и определить:

- что изображено справа от него,

- что нарисовано под ним,

- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.


3.jpg

Вариант 2: просим назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

- в правом верхнем углу,

- вдоль нижней стороны листа,

- в центре листа, и т.п.

4.jpg


Ребенок, слушая инструкции ведущего, передвигает машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

5.jpg

К моменту поступления в школу дети должны:

Читайте также: