В каких случаях нужно применять право

Обновлено: 02.07.2024

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого - либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

- в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

- в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

- они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

- они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

- поощрение- выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

- рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Применение норм права - властная деятельность компетентных органов по организации осуществления права путём вынесения (совершения) индивидуальных актов.

Применение права – это государственно - властная деятельность компетентных государственных органов или иных лиц по специальному уполномочию государства, заключающаяся в вынесении индивидуальных конкретных предписаний, направленных на реализацию норм права.

Прежде всего применение права отличается от непосредственной реализации по субъекту – применение всегда осуществляется государственным органом, должностным лицом или иным субъектом по специальному уполномочию государственного органа.

Признаки:

  1. Является государственно-властной деятельностью;

Для государственно-властной деятельности характерно:

    • категоричность велений;
    • односторонний характер;
    • обеспеченность государственным принуждением;
  1. Субъектами правоприменительной деятельности являются компетентные государственные органы, судебные, правоохранительные, органы управления;
  2. С точки зрения содержания применение права представляет собой деятельность, связанную с вынесением индивидуально - конкретных предписаний;
  3. Применение права носит процедурный характер, это процессуальная деятельность, осуществляемая с специально установленных законом формах;

Применение права – это особый вид государственной деятельности, он необходим не всегда. Государство соизмеряет сферы, где необходимо его вмешательство и где граждане самостоятельно осуществляют реализацию своих прав.

Обобщенно можно выделить несколько сфер, где применение права необходимо:

  1. Когда необходимо установить контроль государства за установлением отношений, т.е. те ситуации, в которых субъективные права и юридические обязанности не могут возникнуть без вмешательства компетентного государственного органа, например, право на жилище не может реализоваться без выдачи ордера на данную жилплощадь, получение пенсии не может осуществляться без вынесения органом социальной защиты решения о назначении пенсии конкретному человеку;
  2. Когда существует спор о праве, т.е. когда имеются препятствия к осуществлению субъективного права или отсутствует добровольное исполнение юридической обязанности, например, когда необходимо истребовать вещь из чужого незаконного владения либо когда разведенный супруг добровольно не выплачивает алименты на содержание ребенка;
  3. Когда необходимо применить меры юридической ответственности;

Функции:

  1. Правонаделительная функция, которая проявляется в предоставлении лицам субъективных прав или наложении на них юридических обязанностей;
  2. Правообеспечительная функция, которая проявляется при неисполнении юридических обязанностей, когда необходимо устранить существующие препятствия и возложить меры юридической ответственности;
  3. Функция индивидуального регулирования общественных отношений;

В рамках этой функции определяются объем и содержание субъективных прав и юридических обязанностей, объем и мера юридической ответственности. Эта функция проявляется только там, где есть возможность усмотрения правоприменителя; правоприменитель осуществляет выбор в пределах, установленных нормой права т.е. эта функция носит поднормативный характер, например, выбор конкретного виды и размера наказания из тех, что предусмотрены нормой права.

Стадии правоприменения.

Применение права – властная деятельность компетентных органов по организации осуществления права путём вынесения (совершения) индивидуальных актов.

1. Анализ фактических обстоятельств дела, с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы.

2. Выбор (отыскание) правовой нормы для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения, когда применяется санкция.

3. Уяснение смысла и содержания нормы права.

4. Разъяснение нормы права компетентным государственным органом или иным субъектом.

5. Принятие акта применения права.

1. Анализ фактических обстоятельств начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. После этого приступают к сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению достоверности таких фактов. Они оцениваются с точки зрения истинности или ложности, их наличия или отсутствия.

Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для решения дела, обычно проводится не любыми доступными средствами, а с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке. В результате исследования фактических обстоятельств по делу устанавливается объективная истина.

2. Выбор нормы права - это отыскание такой нормы, которая рассчитана на регулирование данных отношений. При этом проверяются:

· подлинность нормы права и ее действенность (т.е. неотмененность, непротиворечивость нормам, обладающим более высокой юридической силой);

· характер действия нормы;

· пределы действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

На этой стадии осуществляется квалификация, то есть решается вопрос о том, какая норма должна быть положена в основу рассматриваемого дела. Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяют необходимость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют, развивают и корректируют друг друга и лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела. При выборе нормы важно также учитывать общие предписания и нормативные принципы соответствующего правового института, отрасли права.

Если законодатель в пределах общего правила установил особое регулирование для специального круга отношений (например, в рамках общего порядка купли-продажи особые правила установлены для купли-продажи объектов недвижимости), то более конкретная норма, обладающая такой же юридической силой, имеет приоритет при решении соответствующих дел.

В некоторых случаях в процессе выбора нормы обнаруживается, что один и тот же вопрос регулируют две (или более) формально действующие нормы несовпадающего и даже противоречивого содержания (коллизия норм). Способы разрешения коллизий норм сводятся к следующему: а) если коллизирующие нормы исходят от различных органов, то применяется норма, исходящая от вышестоящего органа; б) если такие нормы приняты одним органом, то применяется норма, изданная позднее.

3 и 4. Уяснение смысла и содержания нормы права и разъяснение нормы, права компетентным государственным органом или иным субъектом являются стадиями толкования. В результате данной деятельности устанавливается действительный смысл нормы, содержание государственной воли, выраженной в ней.

5. Последняя стадия - принятие акта применения права или вынесение решения. Именно в принятии на основе нормы права имеющего официальное значение индивидуального акта властного характера (решение суда, приказ руководителя предприятия и т.п.) проявляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения. Вынесение решения представляет собой акт, связывающий нормы права с конкретным случаем, властно распространяющий на него действие нормы, устанавливающей права и обязанности конкретных субъектов права.

1. Норма права применяется компетентными органами тогда, когда предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их государственно-властной деятельности. Для возникновения и реализации этих прав и обязанностей в каждом отдельном случае необходимо издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица. Например, приказ руководителя о приеме на работу.

2. Правоприменительная деятельность компетентных органов необходи­ма в том случае, когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями. Например, гражданин приобрел на законном основании дом, а другие лица создают препятствия для реализации им права владения приобретенным домом.

3. Необходимость в применении норм права возникает тогда, когда юридические обязанности не исполняются добровольно или исполняются ненадлежащим образом.

4. Правоприменительная деятельность всегда необходима, если совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру юридического взыскания правонарушителю

стадии правоприменительной деятельности:

1. Установление фактических обстоятельств дела (вещественные доказательства, документы, показания свидетелей и др.).

Оно начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. После этого приступают к сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению достоверности таких фактов. Они оцениваются с точки зрения истинности или ложности, их наличия или отсутствия. Очевидно, что все указанные этапы взаимосвязаны. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права.

Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права.

Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для решения дела, обычно проводятся с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке.

Правоприменительными органами исследуются не все абсолютно факты, характерные для данного случая, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела.

2. Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам.

На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму - значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела. Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяют необходи­мость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют, развивают и корректируют друг друга и лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела. Далее необходимо установить подлинность (достоверность) её текста с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная форма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании, его последней редакцией со всеми изменениями и дополнениями на день применения нормы права.

Далее правоприменительный орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам.Анализ выбранной правовой нормы включает тщательную проверку её действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

• действует ли норма в тот момент, когда на её основе нужно решить конкретное дело;

• действует ли она на территории, где это дело должно быть разрешено;

• распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

На этой стадии завершается процесс изучения конкретной нормы. В ходе анализа (толкования) устанавливается действительный смысл нормы, содержания государственной воли, выраженной в ней.

3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций.

Это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права имеющего официальное значение индивидуального акта властного характера (решение суда и т.д.) проявляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения.

Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций осуществляется или сразу после вынесения решения (например, соглашение приговора либо решения суда), или позже. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место. Государственные органы, организации и граждане должны знать о всех правовых решениях, прямо касающихся их.

Акт применения права – правовой акт компетентного органа или должностного лица, принятый на основании юридических фактов и нор м права, определяющий пава, обязанности и меру юридической ответственности конкретных лиц.

Сходство АПП и НПА:

-принимаются и обеспечиваются компетентными органами

-имеют властный характер

Отличия:

-АПП применяются на основе нормативного правого акта

-АПП имеют конкретный, персонифицированный характер

-АПП не являются источником права

-АПП выступает как юридический факт

Классификация АПП:

По субъектам:

-акты государственных органов ( приговор, приказ об увольнении и т.д)

- акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления)

По значению:

-вспомогательные (подготавливает основной, напр., о привлечении лица к уголовной ответственности).

По характеру правового воздействия:

Регулятивные (приказ о повышении заработной платы)

Охранительные ( постановление о возбуждении уголовного дела)

По форме

Отдельный документ (приказ, решение, приговор)

Резолюция по материалам дела

3. Понятие, сущность и содержание права.

Право - это система о6щеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Признаки права:
1) волевой характер;

4) связь с государством;

Сущность права – главная внутренняя, относительно устойчивая и качественная основа права, которая отражает его истинную природу и социальное назначение в обществе. Можно выделить следующие подходы к cyщности права:
- классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса
- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии)
Сущность и социальное назначение права определяют его функции, среди которых основными являются:

1. Регулятивная - состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Регулятивная функция права воплощена в Конституции РБ.

2. Охранительная - заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей.

3. Политическая функция - право является регулятором, организующим политическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.

4. Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.

5. Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

В содержании праве следует различать конкретно-историческое содержание права и логическое содержание права. Конкретно-историческое содержание права является бесконечно разнообразным, обслуживает разные общества в их тысячелетнем развитии.

Принципы права- руководящие, основополагающие начала, характери-зующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Принцип демократизма

Принцип равноправия

Принцип законности

Принцип правосудия

Принцип справедливости

Принцип гуманизма

Принцип социальной свободы

Принцип ответственности за вину

Межотраслевые принципы - руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права

Отраслевые принципы права - основные руководящие начала, характеризующие наиболее существенные черты конкретной отрасли права.

Социальная ценность права заключается в регулировании им общественных отношений, установлении правопорядка, отвечающего интересам общества, государства и граждан.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Реализация права – воплощение предписаний юридических норм в жизнь посредством правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных, лиц, общественных объединений, физических лиц).

Применение права, как особая форма реализации и стадии правоприменительного процесса обновлено: 21 января, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Особенности правореализации

Для правореализации характерны следующие особенности:

  • реализация права всегда связана только с правомерным поведением. Последнее может быть выражено в виде активного поведения или пассивного, т.е. воздержания от совершения противоправных действий;
  • писаные нормы посредством реализации права обретают фактическое воплощение;
  • посредством реализации права обеспечивается правопорядок в обществе;
  • субъект, обладающий субъективными правами, в большей степени заинтересован в правореализации;
  • реализация права осуществляется в разных формах, так как на этот процесс влияет ряд факторов – экономические, культурные, политические, психологические, организационные.

Для процесса правореализации немаловажное значение имеют финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии, т.е. те, факторы, обеспечивающие благоприятную стабильную среду, которая способствует нормальному правовому регулированию.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Формы реализации права

В науке выделяют четыре формы реализации права:

  • соблюдение,
  • использование,
  • исполнение,
  • применение.

Соблюдение права

Соблюдение права предполагает воздержание субъекта от совершения противоправных действий.

Эта форма реализации права характеризуется следующими особенностями:

  • пассивностью поведения субъектов;
  • универсальностью;
  • касается преимущественно запретов;
  • осуществляется вне конкретных правоотношений;
  • происходит естественно, нигде не фиксируется.

Исполнение права

Исполнение права проявляется в виде активных действий субъектами возложенных на них обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы. Прохождение срочной службы в армии, уплата налогов, оплата проезда – все эти действия являются примерами исполнения права.

Основными признаками правореализации являются:

  • активные действия субъектов права;
  • распространяется в основном на обязывающие нормы права;
  • отличается властностью предписаний, т.к. за нарушение юридической нормы следуют санкции;
  • правоисполнительные действия в большинстве случаев четко оформлены и зафиксированы.

Использование права

Использование права – форма правореализации, при которой субъекты права по своему желанию осуществляют предоставленные им нормами права возможности (примерами правоиспользования физическими лицами являются вступление в брак, заключение договора купли-продажи; государственными органами и юридическими лицами: выплата пенсии, заработной платы, вручение паспорта и т.д.).

Использованию права присущи следующие черты:

  • добровольность – никто не может принудить субъекта права использовать свое право;
  • при данной форме права реализуются в основном управомочивающие нормы;
  • отсутствие ответственности за неиспользование своих прав для физических лиц. Неисполнение полномочий государственными органами и юридическими лицами влечет за собой юридическую ответственность.

Применение права

Применение права – это специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий. Отметим, что граждане не являются субъектами применения права.

Для правоприменения характерны следующие особенности:

  • исключительно властная деятельность;
  • связано с разрешением конкретных ситуаций, которые требуют профессионализма и подготовки;
  • осуществляется в рамках конкретных правоотношений. Стороны правоотношений могут иметь различное правовое положение;
  • имеет определенную, установленную законом процессуальную форму;
  • состоит из ряда последовательных стадий;
  • связано с вынесением индивидуальных правоприменительных актов;
  • носит подзаконный характер, ввиду осуществления на основе действующего законодательства и в его пределах.

Таким образом, вышеперечисленные признаки правоприменения свидетельствуют о том, что оно в значительной степени отличается от трех остальных форм реализации права – соблюдения, исполнения и использования.

Обстоятельства правоприменения

Правоприменение возможно при наступлении следующих обстоятельств:

  • при совершении правонарушения и необходимости применения санкции к правонарушителю, а также привлечении последнего к ответственности;
  • при недобросовестном исполнении обязательств (например, уплата штрафа, несоблюдение условий договора);
  • при препятствовании в реализации своего права субъекту (например, субъект получил ордер на квартиру, но занять ее не может в силу того, что она самоуправно занята другим субъектом);
  • при возникновении споров о праве, когда стороны не могут самостоятельно прийти к консенсусу (имущественные споры, споры о разделе наследства и пр.);
  • при необходимости государственного контроля за юридически значимыми действиями (регулирование сделок купли-продажи недвижимости, нотариальная регистрация завещаний, оформление доверенности и пр.);
  • при регулировании взаимоотношений в государственных органах (назначение на государственную должность, снятие с государственной должности и др.);
  • при реализации поощрительных норм в отношении конкретных лиц (например, представление к награде, назначение пенсии, получение премии и т.д.);
  • при необходимости законного установления наличия/отсутствия какого-либо факта, события состояния (признание лица умершим, нахождение в родстве, в браке, приобретение или утрата гражданства);
  • при наличии пробелов в законодательстве и необходимости их восполнения.

Данный перечень обстоятельств правоприменения не является исчерпывающим.

Виды правоприменительной деятельности

Выделяют два вида правоприменительной деятельности – оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная деятельность имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу администрацией учреждений, предприятий и др.).

Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям.

Реализация права в форме применения имеет пять основных стадий:

  • установление фактических обстоятельств дела,
  • выбор нормы права и юридическая квалификация дела,
  • проверка и толкование нормы,
  • принятие решения по делу,
  • контрольно-исполнительная стадия.

На стадии установления фактических обстоятельств дела совершаются различные процессуальные мероприятия (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и пр.), устанавливаются мотивы правонарушения, выявляются его причины.

Вторая стадия правоприменительного процесса характеризуется установлением юридической основы дела, т.е. его квалификации. Начало стадии состоит в выборе нормы, которая подлежит применению. На данной стадии производится юридическая оценка все совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения их с определенными нормами права. Эта стадия требует высокого профессионализма и подготовленности лица, реализующего данную стадию правоприменительного процесса.

На стадии проверки и толкования нормы права производится проверка юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, по кругу лиц, производится устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов. В некоторых источниках данная стадия правоприменительного процесса входит в состав второй стадий.

Четвертая стадия является результатом предыдущих трех стадий. На данной стадии правоприменительного процесса абстрактная норма приобретает форму конкретного правоприменительного акта, которым может являться, приговор суда по уголовному, определение суда по гражданскому делу.

На стадии исполнения контролируется достигнутый результат, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, реализуется процесс принятия решения.

Вывод

Правореализация – это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу.

Применение права, как особая форма реализации и стадии правоприменительного процесса обновлено: 21 января, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

1. Норма права применяется компетентными органами тогда, когда предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их государственно-властной деятельности. Для возникновения и реализации этих прав и обязанностей в каждом отдельном случае необходимо издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица. Например, приказ руководителя о приеме на работу.

2. Правоприменительная деятельность компетентных органов необходи­ма в том случае, когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями. Например, гражданин приобрел на законном основании дом, а другие лица создают препятствия для реализации им права владения приобретенным домом.

3. Необходимость в применении норм права возникает тогда, когда юридические обязанности не исполняются добровольно или исполняются ненадлежащим образом.

4. Правоприменительная деятельность всегда необходима, если совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру юридического взыскания правонарушителю

стадии правоприменительной деятельности:

1. Установление фактических обстоятельств дела (вещественные доказательства, документы, показания свидетелей и др.).

Оно начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. После этого приступают к сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению достоверности таких фактов. Они оцениваются с точки зрения истинности или ложности, их наличия или отсутствия. Очевидно, что все указанные этапы взаимосвязаны. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права.

Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права.

Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для решения дела, обычно проводятся с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке.

Правоприменительными органами исследуются не все абсолютно факты, характерные для данного случая, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела.

2. Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам.

На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму - значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела. Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяют необходи­мость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют, развивают и корректируют друг друга и лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела. Далее необходимо установить подлинность (достоверность) её текста с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная форма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании, его последней редакцией со всеми изменениями и дополнениями на день применения нормы права.

Далее правоприменительный орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам.Анализ выбранной правовой нормы включает тщательную проверку её действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

• действует ли норма в тот момент, когда на её основе нужно решить конкретное дело;

• действует ли она на территории, где это дело должно быть разрешено;

• распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

На этой стадии завершается процесс изучения конкретной нормы. В ходе анализа (толкования) устанавливается действительный смысл нормы, содержания государственной воли, выраженной в ней.

3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций.

Это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права имеющего официальное значение индивидуального акта властного характера (решение суда и т.д.) проявляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения.

Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций осуществляется или сразу после вынесения решения (например, соглашение приговора либо решения суда), или позже. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место. Государственные органы, организации и граждане должны знать о всех правовых решениях, прямо касающихся их.

Акт применения права – правовой акт компетентного органа или должностного лица, принятый на основании юридических фактов и нор м права, определяющий пава, обязанности и меру юридической ответственности конкретных лиц.

Сходство АПП и НПА:

-принимаются и обеспечиваются компетентными органами

-имеют властный характер

Отличия:

-АПП применяются на основе нормативного правого акта

-АПП имеют конкретный, персонифицированный характер

-АПП не являются источником права

-АПП выступает как юридический факт

Классификация АПП:

По субъектам:

-акты государственных органов ( приговор, приказ об увольнении и т.д)

- акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления)

По значению:

-вспомогательные (подготавливает основной, напр., о привлечении лица к уголовной ответственности).

По характеру правового воздействия:

Регулятивные (приказ о повышении заработной платы)

Охранительные ( постановление о возбуждении уголовного дела)

По форме

Отдельный документ (приказ, решение, приговор)

Резолюция по материалам дела

3. Понятие, сущность и содержание права.

Право - это система о6щеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Признаки права:
1) волевой характер;

4) связь с государством;

Сущность права – главная внутренняя, относительно устойчивая и качественная основа права, которая отражает его истинную природу и социальное назначение в обществе. Можно выделить следующие подходы к cyщности права:
- классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса
- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии)
Сущность и социальное назначение права определяют его функции, среди которых основными являются:

1. Регулятивная - состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Регулятивная функция права воплощена в Конституции РБ.

2. Охранительная - заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей.

3. Политическая функция - право является регулятором, организующим политическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.

4. Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.

5. Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

В содержании праве следует различать конкретно-историческое содержание права и логическое содержание права. Конкретно-историческое содержание права является бесконечно разнообразным, обслуживает разные общества в их тысячелетнем развитии.

Принципы права- руководящие, основополагающие начала, характери-зующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Принцип демократизма

Принцип равноправия

Принцип законности

Принцип правосудия

Принцип справедливости

Принцип гуманизма

Принцип социальной свободы

Принцип ответственности за вину

Межотраслевые принципы - руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права

Отраслевые принципы права - основные руководящие начала, характеризующие наиболее существенные черты конкретной отрасли права.

Социальная ценность права заключается в регулировании им общественных отношений, установлении правопорядка, отвечающего интересам общества, государства и граждан.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: