В каких случаях может потребоваться помощь спэ при разрешении гражданско правовых споров

Обновлено: 17.05.2024

Одним из источников доказательств в гражданском процессе является заключение эксперта. Решение гражданских дел по существу в ряде случаев невозможно без судебно-психологической экспертизы.

К компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве относятся:

• установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, способности принимать осознанные, транзитивные (с учетом всех необходимых условий) решения;

• выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности;

• установление психологической совместимости супругов, возможности снятия эпизодических конфликтов;

• установление психологической совместимости детей с каждым из родителей, усыновителей, опекунов;

• определение возможности конкретных лиц обеспечить воспитание детей;

• установление способностей свидетелей правильно воспринимать имеющие значение для дела события и давать о них правильные (адекватные) показания.

Участие экспертов-психологов возможно по всем делам, содержанием которых являются межличностные отношения, взаимодействие людей с техникой.

Для определения психического состояния лиц с соматическими заболеваниями может быть назначена комплексная судебная медико-психологическая экспертиза.

Судебно-психологическая экспертиза назначается постановлением судьи, мотивированным определением суда, в которых указываются лицо, подлежащее экспертному обследованию, его процессуальный статус, кратко описываются обстоятельства дела, мотивируется необходимость назначения судебно-психологической экспертизы, указываются намеченные эксперты, место их работы и вопросы, поставленные на их разрешение.

В связи с чрезвычайной многосторонностью, сложностью и динамичностью объекта исследования судебно-психологическая экспертиза должна проводиться коллегиально — в составе двух-трех специалистов. В качестве экспертов привлекаются психологи со специальным образованием, имеющие практический опыт психолого-диагностических исследований.

Изучение около 900 гражданских дел, рассмотренных народными судами Москвы, решения которых были отменены кассационной или надзорной инстанцией, показало, что каждое двенадцатое судебное решение отменялось в силу того, что судом первой инстанции не были выявлены и учтены определенные психологические факторы, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела[80]. А по такой категории дел, как признание недействительными сделок, заключенных в условиях нарушенного волеизъявления, отмене подлежало каждое четвертое решение суда.

В гражданском праве предусмотрен ряд психологических оснований признания судом недействительности сделок: неспособность дееспособного субъекта понимать значение своих действий или руководить ими в момент совершения сделки, заблуждение, обман, насилие, угроза, злонамеренное соглашение представителя одной стороны с другой стороной, стечение тяжелых обстоятельств.

Все указанные психические явления называются в юриспруденции пороком воли, обозначающим неполноценность волевой регуляции правозначимого поведенческого акта.

Деформации волевой регуляции могут быть вызваны как внутренними, так и внешними причинами. Причины деформации волевой регуляции субъекта индивидуальны. В сложной системе звеньев волевой регуляции может быть нарушено лишь одно какое-либо звено (неадекватность мотивации, необоснованность решений, дефектность программирования системы действий, исполнительских механизмов, неправильность итоговой оценки достигнутого результата). Наличие порока воли нельзя установить без выявления конкретного механизма волевой деформации у данного индивида. Все невротические, истерические, астенические типы личности проявляют склонность к сужению сознания, снижению интеллектуального потенциала в психически напряженных ситуациях. Причиной заблуждения могут быть и повышенная внушаемость (суггестивность), и неадекватная антиципация (неадекватное предвосхищение будущей ситуации), разное понимание содержания и объема используемых в межличностной коммуникации понятий, и ошибки восприятия, обусловленные сенсорной недостаточностью.

Установление конкретного порока воли должно быть предметом специального доказывания. Во многих случаях здесь нужна судебно-психологическая экспертиза.

Наличие порока воли устанавливает суд, однако свое решение он должен принимать на основе доказательств, в частности на основе материалов судебно-психологической экспертизы. Поводом для ее назначения служат обоснованные сомнения в возможностях стороны правильно понимать существенные элементы сделки при ее совершении.

Во многих случаях только выявление мотива поведения позволяет правильно квалифицировать противоправное поведение стороны, установить форму вины — умысел или неосторожность.

Вина, мотив, цели правозначимого поступка — предмет юридического исследования и оценки. Однако психологический механизм мотивации поведения может быть всесторонне выявлен лишь при помощи специалиста-психолога. Его заключение особенно необходимо для выяснения вопроса: не находилось ли лицо под влиянием психического насилия при совершении сделки?

Психологическая компетентность нужна при решении дел, связанных с защитой интересов ребенка. Судебный спор по этой категории дел возникает в случаях предположения о нарушении прав ребенка на воспитание, неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей. При этом необходимо достоверное установление личностных качеств родителей, их подлинных взаимоотношений и отношения к ребенку. С 10-летнего возраста ребенка решающее значение придается его желанию, истинность которого также должна быть установлена в экспертном порядке. Конфликтная обстановка в семье порождает у ребенка негативные эмоциональные состояния — чувство подавленности, страха, замкнутости, ситуативной антипатии. Дети могут находиться в состоянии повышенной внушаемости, запуганности. Для выявления их подлинных отношений к каждому из родителей нужна специальная работа психолога.

Судебно-психологическая экспертиза может быть назначена при разрешении дел, связанных с автотранспортными и другими техническими происшествиями.

Заключение судебно-психологической экспертизы излагается письменно в требуемом законом порядке. В нем выделяются три части: вводная, исследовательская и заключительная.

Во вводной части экспертного заключения указываются время и место составления заключения, краткие сведения об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, ученая степень и звание, занимаемая должность), правовое основание проведения судебно-психологической экспертизы (название процессуального документа, должностного лица, назначившего экспертизу, время и место составления процессуального документа). Здесь же указываются время и место экспертизы; лица, присутствовавшие при ее проведении; фамилия, имя, отчество подэкспертного лица, его процессуальный статус и вопросы, поставленные экспертом. Указывается также, все ли необходимые материалы были представлены эксперту. Эксперт не вправе менять формулировки вопросов.

Судебно-психологическая экспертиза может быть проведена лишь при желании лица, направленного на экспертизу. Поэтому во вводной части экспертного заключения указывается позиция подэкспертного лица.

Наиболее полно должна быть представлена исследовательская часть экспертного заключения. Здесь должны быть указаны задачи исследования, все использованные методы, методики, процедуры. (В приложении должны быть представлены протоколы исследований.) Здесь же могут быть приведены соответствующие формулы, графики, схемы, диаграммы, таблицы, итоговые показатели тестовых исследований (например, данные соответствующих профилей по MMPI). В исследовательской части экспертного заключения можно выделить аналитическую и синтетическую части. В синтетической части обсуждаются результаты инструментального исследования.

В заключительной части экспертного заключения даются ответы на поставленные вопросы, которые являются выводами проведенного исследования. Ответы должны быть ясными, четкими, не допускающими двусмысленного толкования. Если точный ответ не представляется возможным, это также указывается в заключении. Если для получения ответа на поставленные вопросы требуются знания из смежных отраслей науки, в заключении дается соответствующее предложение (назначить комплексную медико-психологическую, психолого-психиатрическую, психолого-техническую экспертизу).

В заключении комплексных экспертиз указывается, какие исследования проведены совместно и какие раздельно. Если заключительные ответы даются раздельно, то каждый ответ подписывается соответствующим специалистом. Эксперт-психолог не вправе давать ответы на юридические вопросы (о виновности отдельных лиц, правдивости их поведения, дееспособности и вменяемости отдельных лиц, причинах правонарушений).

Заключение судебно-психологической экспертизы должно предоставлять возможность проверки ее выводов. При недостаточной убедительности для суда материалов экспертизы возможно повторное ее назначение.

13.2. Судебно-психологическая экспертиза: пели и задачи

13.2. Судебно-психологическая экспертиза: пели и задачи Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом — экспертом — на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после

13.3. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний [212]

13.3. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний[212] Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в

13.4. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях

13.4. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях Объектом данного вида СПЭ могут быть лица женского и мужского пола, пострадавшие от сексуального насилия. На практике этот вид экспертизы проводится, как правило, в отношении

13.6. Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий

13.6. Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий Проблемы, которые разрешаются данным видом экспертизы, стояли перед правоохранительной системой в течение последних 30-35

13.7. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей

13.7. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей Данный вид СПЭ проводится в тех случаях, когда: а) вызывают сомнения имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого; б) имеются противоречивые оценки индивидуальных

13.8. Посмертная судебно-психологическая экспертиза

13.8. Посмертная судебно-психологическая экспертиза Необходимость проведения посмертной судебно-психологической экспертизы может возникнуть при расследовании дел различных категорий. Прежде всего она проводится в отношении лиц, совершивших самоубийство, когда

13.10. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой

13.10. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой Основным объектом данного вида СПЭ являются люди, которые в силу своей профессии или иных причин являются операторами различного профиля: водителями автомобилей,

13.12. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе

13.12. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе Последние годы в гражданском судопроизводстве установилась практика проведения судебно-психологических экспертиз для решения вопросов, относящихся к компетенции

13.13. Судебно-психологическая экспертиза по делам о моральном вреде

13.15. Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам о создании финансовых пирамид

13.15. Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам о создании финансовых пирамид В последние годы по инициативе следствия и суда в стране был проведен ряд судебно-психологических экспертиз по материалам уголовных дел о так называемых «финансовых

120. Судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы

120. Судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы Почти по каждому уголовному делу проводится судебно-психологическая или судебно-психиатрическая экспертиза для определения вменяемости обвиняемого. В случае возникновения при производстве судебной

29. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ВОЛОС

29. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ВОЛОС Волосы в качестве вещественных доказательств фигурируют в делах об убийствах, изнасилованиях, нанесении телесных повреждений, кражах, хищениях животных и т.д.В зависимости от характера и особенностей преступления волосы могут

43. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТРУПА

44. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КРОВИ

44. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КРОВИ Следы крови играют важную роль в следственной практике, поскольку они часто являются следами происшествия или совершенного преступления Вопросы, разрешаемые при экспертизе следов крови, определяются как обстоятельствами дела,

49. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

49. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Судебно-психиатрическая экспертиза является основным разделом и приоритетным направлением судебной психиатрии. Исходя из актуальных потребностей правосудия она преследует цель: оценить и дать экспертное заключение психическому

52. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

52. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ При рассмотрении данного раздела необходимо учитывать бурное развитие организма подростка (юноши и девушки) от 12 до 18 лет. Перестройка охватывает в целом все органы и системы и приводит их к психическому и

Первая попытка проведения судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в России была предпринята в 1883 г. Основная задача СПЭ сводится к оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком изучении специальных вопросов психологического содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам или являющихся составными элементами гражданско-правовых споров, а также в исследовании психологического содержания ряда юридических, правовых понятий, содержащихся в законе. Поэтому предметом исследования СПЭ являются психические процессы, состояния, свойства психически здоровых лиц, участвующих в уголовном и гражданском процессах, особенности их психической деятельности, временные (неболезненные) изменения сознания под влиянием различных факторов, экспертная оценка которых имеет значение для установления объективной истины по делу. Иными словами, предметом СПЭ являются индивидуально-своеобразные черты психического отражения участниками процесса различных явлений окружающей действительности, которые имеют значение для правильного разрешения уголовных или гражданских дел.

Общие основания для назначения любой экспертизы, в том числе СПЭ, для осуществления которой требуются специальные познания в уголовном процессе, в частности в области психологии, содержатся в ст. 195 УПК РФ.

В ст. 421 УПК РФ говорится об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, как о факторе, определяющем способность подростка полностью сознавать значение своих действий.

В гражданском процессе также предусмотрены законные основания для проведения судебно-психологической экспертизы с привлечением в качестве экспертов специалистов соответствующих отраслей знания, в том числе и в области психологии.

На практике при расследовании некоторых преступлений возникают следственные ситуации, когда не удается полностью вскрыть механизм совершенного преступления, установить побудительные силы, толкнувшие человека на противоправное поведение, объяснить внешне непонятное поведение виновного при отсутствии сомнений относительно его психической полноценности. В подобных случаях можно предположить, что субъект находился в каком-то необычном психическом состоянии, поскольку действовал не совсем так, как следовало бы ожидать, совершал поступки, явно не соответствовавшие требованиям ситуации и его интересам, необъяснимые с точки зрения здравого смысла.

Выявленные в ходе допроса свидетелей, потерпевших, обвиняемых отдельные признаки упомянутых выше явлений, проявившиеся в поведении этих лиц, могут рассматриваться в качестве повода для назначения СПЭ.




Например, при оценке поведения обвиняемого в убийстве в качестве такого повода могут быть отдельные признаки его необычного поведения (повышенная эмоциональная возбудимость, фрагментарность восприятия обстановки, внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы, речи и т. п.).

В отдельных случаях поводами для назначения экспертизы служат сомнения следователя (суда) относительно способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, давать о них показания, с психологической точки зрения соответствующие действительности.

Одним из наиболее распространенных поводов назначения СПЭ служит существенная неполнота изучения индивидуально-психологических (характерологических) особенностей субъекта, совершившего тяжкое преступление, устойчивых мотивационно-смысловых образований его личности, не разобравшись в которых нельзя до конца понять причины совершенного им преступления, определить меру наказания, соответствующую содеянному.

Помощь СПЭ может потребоваться и при разрешении гражданско-правовых споров. Поводом для ее назначения в этих случаях также могут стать любые фактические данные, имеющие отношение к психологическим аспектам поведения одной из конфликтующих сторон, например данные о сниженных интеллектуальных, познавательных способностях субъекта, который при заключении сделки оказался под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ).

Таким образом, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве поводами для назначения СПЭ могут быть любые фактические данные, имеющие отношение к решению тех или иных (спорных) вопросов, входящих в компетенцию суда, которые требуют психологического объяснения, психологической диагностики различных проявлений психики лиц, проходящих по уголовным делам, участвующих в гражданском судопроизводстве.

Поводы для назначения экспертизы должны указываться в постановлении следователя, в определении суда о проведении судебно-психологической экспертизы по делу.

2. Методологические основы судебно-психологической экспертизы, ее компетенция

Методологическую основу СПЭ составляют общепсихологические научные принципы:

• принцип развития психики человека в единстве его сознания и деятельности;

• принцип системности, предполагающий изучение его психической деятельности как единого целого.

Методика проведения СПЭ в каждом конкретном случае с учетом задач, которые ставятся перед ней правоохранительными органами, предполагает широкий выбор различных методов исследования, к которым, в частности, относятся:

– изучение материалов дела и других документов, имеющих к нему отношение;

– ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики) произошедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического состояния на основе диагностических признаков последнего;

– знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного;

– беседа с ним и другими участниками процесса;

– экспериментальное психодиагностическое обследование испытуемого с применением различных тестовых методик.

Методика СПЭ должна содержать методы, позволяющие получать данные о динамике и содержании общего психического развития испытуемого, т. е. о формировании у него процессов познавательной активности, адаптации к социальным условиям, мотивации деятельности, о наиболее выраженных чертах его характера, особенностях эмоционально-волевой сферы.

В компетенцию СПЭ входит исследование различных проявлений психики, психических процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подсудимых и т. д.), участвующих в уголовном, гражданском судопроизводстве, а также факторов психологического воздействия на их поведение, на принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях, ставших предметом рассмотрения суда.

• установление индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенной тревожности, внушаемости, импульсивности и т. д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремальных условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;

• диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта и т. п.), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения (например, потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональными обязанностями, и т. д.);

• исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к той или иной деятельности;

• выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими;

• установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет немаловажное значение не только для уголовного, но и для гражданского процесса.

При разрешении гражданско-правовых споров в компетенцию СПЭ, как и при расследовании уголовных дел, входит исследование вопросов психологического характера, относящихся к индивидуально-психологическим особенностям личности участников гражданско-правовых споров, уровню их интеллектуального развития, перцептивным, познавательным способностям, эмоционально-волевой сфере, а также изучение психического состояния некоторых участников процесса. Например, в случаях, когда рассматривается вопрос о признании недействительности сделки, совершенной гражданином в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ), либо когда субъект в результате причиненного ему морального вреда, по его словам, испытывал нравственные страдания и нужно доказать, что это было действительно так (ст. 151 ГК РФ).

Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой.

Наиболее распространенными вопросами, выносимыми на разрешение СПЭ, являются следующие.

1. Вопросы относительно психических процессов.

Оценивая перцептивные способности свидетеля (потерпевшего и т. п.), нельзя не учитывать того, что в процессе сохранения субъектом воспринятой информации она часто на подсознательном уровне подвергается определенной переработке. Кроме того, на сохранение информации воздействуют такие психологические факторы, как повышенная внушаемость, склонность субъекта к фантазированию (особенно у детей и подростков), эмоциональная неустойчивость, стремление субъекта заполнить пробелы памяти вымышленными образами и т. д.

2. Вопросы о психических, эмоциональных состояниях:

– находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения противоправных действий (указать, каких) в состоянии аффекта или в каком-либо ином эмоционально напряженном состоянии, какое влияние оно могло оказать на его сознание, поведение, способность руководить своими действиями и контролировать их;

– что послужило причиной возникновения у него аффекта (иного эмоционального состояния).

3. Вопросы относительно индивидуально-психологических (характерологических) особенностей, свойств личности:

– какие индивидуально-психологические (характерологические) особенности присущи личности испытуемого;

– имеются ли у обвиняемого (подсудимого) индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации;

– имеются ли у свидетеля (потерпевшего) психологические особенности (повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и др.), снижающие его способность правильно воспринимать события или предметы (указать, какие) и адекватно воспринятому воспроизводить увиденное (услышанное).

Безусловно, это далеко не исчерпывающий перечень вопросов. В каждом конкретном случае их форма, редакция в пределах научной компетенции СПЭ могут меняться в зависимости от обстоятельств дела, задач, решаемых судом. Важно помнить о том, что, формулируя вопросы перед экспертом-психологом, необходимо видеть психологическое содержание того или иного явления, ставшего предметом судебного разбирательства.

3. Подготовка, назначение, использование судебно-психологической экспертизы следователем (судом)

Качество и результативность СПЭ во многом определяются подготовительной работой, которая включает в себя следующие действия.

1.Сбор материалов, необходимых для проведения экспертизы.

Следователь (суд), предвидя возможность проведения СПЭ, направляет усилия на получение объективной информации о личности обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) и ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения обстоятельств совершенного преступления.

Информация о личности испытуемого. В ходе изучения личности индивида собираются сведения о том, как он рос, развивался, какие имеются неблагоприятные наследственные факторы, каким образом и в чем конкретно проявлялись особенности его нервной системы, психики, какие наблюдались у него заболевания, психические отклонения на разных этапах развития.

Информация о ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения особенностей личности испытуемого.

В ходе расследования выявляются ситуационно обусловленные признаки: субъективно воспринимаемая в качестве реальной угроза жизни, здоровью, благополучию человека; необычность, неопределенность обстановки; неблагоприятное социальное воздействие, вызывающее чувство внутреннего дискомфорта; общественное порицание, противоречащее оценке субъектом своего места и значения в группе, создающее отрицательный эмоционально окрашенный фон восприятия действительности.

2. Выбор эксперта. К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило, допускаются специалисты с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области психологии). Чтобы убедиться в компетентности специалиста, необходимо выяснить, в какой отрасли психологии он работает и соответствует ли круг его профессиональных, научных знаний содержанию вопросов, выносимых на разрешение экспертизы; каков стаж его работы в области психологии и экспертной деятельности, каковы его профессиональные, научные возможности.

Экспертиза должна назначаться и проводиться своевременно, как только у следствия или суда возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, и достаточно полно собраны материалы, необходимые для составления заключения.

В постановлении следователя, определении суда о назначении СПЭ в описательной части излагаются обстоятельства дела, указываются те признаки в поведении лица, его характерологические особенности, которые являются элементами предмета юридической (общей, инженерной и т. п.) психологии, рассматриваются в качестве повода для назначения экспертизы. Аналогичный подход должен быть и к составлению ходатайства защиты о проведении СПЭ по делу.

Взаимодействие и процессуальные отношения между следователем и экспертом-психологом обычно устанавливаются сразу же после ознакомления последнего с постановлением о назначении экспертизы и разъяснения ему его процессуальных прав и обязанностей. Следователь совместно с экспертом уточняет вопросы, определяет место и сроки производства экспертизы.

В распоряжение эксперта направляются обвиняемый (потерпевший, свидетель) и материалы уголовного дела с постановлением о назначении экспертизы.

Экспертное заключение должно содержать психологическую оценку тех или иных явлений, интересующих органы правосудия.

Использованию заключения экспертизы предшествует его оценка следователем, судом, которые знакомятся с ним, обращая внимание на то, насколько оно соответствует полученному заданию. Также оцениваются научный уровень заключения, аргументированность содержащихся в нем выводов, то, в каком объеме экспертами использованы предоставленные материалы, даны ли исчерпывающие ответы на поставленные вопросы; насколько полно описана в заключении проделанная ими работа, какие методы исследования применялись.

В своем заключении эксперты-психологи должны не только указать, какие исследования они провели и какие результаты получили, но и научно обосновать свои выводы.

В уголовном процессе заключение СПЭ используется следователем (судом) в следующих случаях:

– при изучении механизма совершенного преступления. Содержащаяся в заключении информация о личности испытуемого помогает понять динамику, мотивы преступления, увидеть подлинные причины, способствовавшие совершению противоправных действий;

– при доказывании и квалификации содеянного. Заключение СПЭ является одним из доказательств фактических обстоятельств, имеющих значение по делу;

– при необходимости проверить факт невиновного причинения вреда лицом, которое хотя и предвидело наступление вредных последствий, но не могло предотвратить их в результате несоответствия своих психофизиологических качеств нервно-психическим перегрузкам, экстремальным условиям, в которых оно оказалось;

– для установления обстоятельств, смягчающих наказание, например при совершении преступления под влиянием аффекта, иного состояния эмоциональной, психической напряженности, при обнаружении у обвиняемого (подсудимого) признаков отставания в психическом развитии, не исключающих вменяемости;

– в целях применения справедливых мер уголовно-правового характера в отношении виновных в совершении преступлений с учетом их личности;

– в тактических целях: для установления психологического контакта во время допроса, проведения других следственных действий; для изобличения допрашиваемого во лжи, а также для выяснения причин неумышленного искажения фактов свидетелем.

В гражданском судопроизводстве возможности СПЭ пока еще используются недостаточно. Однако и здесь ее заключения могут оказать существенную пользу при разрешении споров о признании сделок недействительными, компенсации морального вреда, праве на воспитание детей и т. п.

Таким образом, СПЭ является важным средством получения доказательств – фактических данных о психологических особенностях, свойствах личности обвиняемого (подсудимого), потерпевшего, гражданского истца, свидетеля. С помощью СПЭ создаются необходимые условия для наиболее полного исследования субъективной стороны преступления, объективной оценки показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подсудимых), выявления обстоятельств, смягчающих наказание виновному, данных, характеризующих его личность, а также для установления психологических причин и условий, способствовавших совершению преступлений.


исследованию психологического содержания ряда юридических, правовых, педагогических и этических понятий, содержащихся в законах.

оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком изучении специальных вопросов психологического содержания

установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования

обоснованная диагностика состояний и непатологических психических изменений, а также аномалий пациента/клиента

личностный опрос, который выявляет психосоматические и неврологические нарушения, а также психопатические типы поведе¬ния испытуемого

для определения психического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела

для исследования психологического содержания ряда юридических, правовых, педагогических и этических понятий, содержащихся в деле

для оказания помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком изучении специальных вопросов психологического содержания

в разовом порядке иным лицам может быть поручено производство судебной экспертизы в соответствии с требованиями настоящего закона.

11. К видам судебной-психолого/педагогической экспертизы, при решении вопроса невменяемости относятся все, кроме:

12. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния, предусмотренного УК РК, находилось в состоянии

17. Невменяемость больных, эпилепсией, устанавливается в случаях совершения общественно-опасных действий в следующих состояниях

18. Пограничная интеллектуальная недостаточность у детей и подростков с психогенным психическим инфантилизмом проявляется в

установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования;

психические расстройства, психическое принуждение, аффект, психотравмирующая ситуация, психические страдания

психические патологии, психическое и физическое принуждение, аффект, психотравмирующая ситуация, психические страдания и бред.

психические расстройства, стресс, психическое принуждение, аффект, галлюцинации, психотравмируюшая ситуация, утрата, психические страдания, эротизм.

22. Система специальных заданий позволяющая измерить уровень развития или состояния определенного психического качества называется:

лицо, осуществляющее судебно-экспертную деятельность на основании лицензии должно иметь лицензию на право осуществления судебно-экспертной деятельности

сотрудник органов судебной экспертизы должен иметь квалификационное свидетельство на право производства судебной экспертизы определенного вида

лицо, осуществляющее судебно-экспертную деятельность на основании лицензии должно иметь квалификационное свидетельство на право производства судебной экспертизы определенного вида

профилактику преступлений, совершенных в условиях сложившейся неформальной группы с асоциальной и криминальной направленностью

29. Судебно- психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей участников преступления назначается в случае:

если явно проявляются психические расстройства, стресс, психическое принуждение, аффект, галлюцинации, психотравмирующая ситуация, утрата, психические страдания, эротизм.

в случаях, когда перед следователем или судом возникает вопрос о личностных особенностях участ¬ника преступления и их влиянии на его поведение в изучаемых ситуациях.

если отсутствуют противоречивые данные о личности участников преступления в материалах уголовного дела

30. Судебно-психиатрическая оценка дееспособности больных шизофренией в связи с совершением тех или иных юридических актов основана на всем перечисленном, кроме

Вопрос №1. Задачей судебно-психологической экс­пертизы является:

А) научно обоснованная диаг­ностика девиаций, патологических психических анома­лий и отклонений индивида.

Б) обоснованная диаг­ностика состояний и непатологических психических изменений, а также анома­лий пациента.

В) * научно обоснованная диаг­ностика непатологических психических анома­лий индивида.

Вопрос №2. Наиболее распространенными в экспертизе являются следующие тесты:

А) применения сходства и контраста, оценка интеллекта

Б) * личностный опрос, который выявляет психосоматические и неврологические наруше­ния, а также психопатические типы поведе­ния испытуемого

В) на целостность восприятия и переключаемость внимания у испытуемого и умение ими пользоваться

Вопрос №3. Психолог в процессе предварительно­го следствия может участвовать в качестве:

А) консультанта, понятого, исполнителя и эксперта

Б) * консультанта по делу, специалиста и эксперта

В) специалиста, консультанта, переговорщика и терапевта

Вопрос №4. Чем, прежде всего, психолог может помочь следователю?

А) способствовать развитию профессиональной де­формации

Б) * помочь следователю выработать оптималь­ный индивидуальный ритм деятельности

В) в применении эффективного способа воздействия на него

Вопрос №5. Основная задача СПЭ сводится к:

А) * оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком изучении специальных вопросов психологического содержания

Б) выяснению способа совершения преступления, его мотивов

В) исследованию психологического содержания ряда юридических, правовых, педагогических и этических понятий, содержащихся в законах.

Вопрос №6. Каковы общие основания для назначения любой экспертизы, в том числе и СПЭ:

А) * для определения психического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела

Б) для оказания помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком изучении специальных вопросов психологического содержания

В) для исследования психологического содержания ряда юридических, правовых, педагогических и этических понятий, содержащихся в деле.

Вопрос №7. Назовите перечень психических явлений, имеющих уголовно-правовое значение.

А) психические расстройства, стресс, психическое принуждение, аффект, галлюцинации, психотравмируюшая ситуация, утрата, психические страдания, эротизм.

Б) психические патологии, психическое и физическое принуждение, аффект, психотравмирующая ситуация, психические страдания и бред.

В) * психические расстройства, психическое принуждение, аффект, психотравмирующая ситуация, психические страдания

Вопрос №8. Помощь СПЭ может потребоваться и при разрешении гражданско-правовых споров. В каких случаях?

А) психического принуждения и внушения

Б) * есть данные, имеющие отношение к психологическим аспектам поведения одной из конфликтующих сторон

В) имела место психотравмирующая ситуация

Вопрос №9. Экспертиза социально-психологиче­ских особенностей направлена на:

А) профилактику преступлений, совершенных в условиях сложившейся неформальной группы с асо­циальной и криминальной направленностью.

Б) * решение проблем, при которых следствием исследуются вопросы о групповых ролях обвиняемых

В) выяснение степени антиобщественной направленности

Вопрос №10. Судебно- психологическая экспертиза индивидуально-психологических особен­ностей участников преступления назначается в случае:

А) если явно проявляются психические расстройства, стресс, психическое принуждение, аффект, галлюцинации, психотравмирующая ситуация, утрата, психические страдания, эротизм.

Б) если отсутствуют противоречивые данные о личности участников преступления в материалах уголовного дела

В) * в слу­чаях, когда перед следователем или судом воз­никает вопрос о личностных особенностях участ­ника преступления и их влиянии на его поведение в изучаемых ситуациях.

Каждая пятая из проводимых в целом по России судебно-психиатрических экспертиз назначается по гражданским делам. Большинство таких экспертиз (свыше 92%) проводится по делам о признании гражданина недееспособным. В 94% случаев эксперты выносят заключение о неспособности гражданина понимать значение своих действий или руководить ими. В некоторых регионах этот показатель достигает 100%.

На дела о признании недействительной сделки по отчуждению имущества приходится 6% экспертиз. Речь идет о случаях, когда сделка совершена гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 Гражданского Кодекса РФ). Чаще всего по ст. 177 Гражданского кодекса (далее — ГК) РФ оспариваются договоры купли-продажи, мены, дарения, ренты, а также завещания. По результатам судебно-психиатрической экспертизы (далее — СПЭ) неспособными к совершению сделки признается в среднем 44% подэкспертных.

Назначение СПЭ в гражданском процессе

Вопросы, ставящиеся перед экспертами

Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

По делам о признании гражданина недееспособным эксперты должны решить вопрос о наличии психического расстройства и о влиянии его на способность подэкспертного понимать значение своих действий или руководить ими. При этом эксперт не вправе делать вывод о дееспособности либо недееспособности гражданина. Это вопрос правового характера, его разрешение относится к компетенции суда.

Перед экспертами должны быть поставлены вопросы о характере и тяжести психического расстройства, о возможных последствиях заболевания гражданина для его социальной жизни, здоровья, имущественных интересов, а также вопрос о том, какого рода действия он не может понимать и контролировать.

При оценке психического состояния подэкспертного должны анализироваться синдромальная структура, динамика, степень глубины психических нарушений и, самое существенное, прогноз психопатологических состояний. Особое значение приобретают данные о степени социальной адаптации больного: трудоспособность, семейное положение, уровень и характер внешних контактов, общественно опасные действия.

Недееспособность обуславливают такие психические расстройства, которые достаточно выражены, значительно снижают критическое отношение к окружающей действительности и собственной личности, искажают оценку реальных событий и своего состояния, нарушают поведение, препятствуют поддержанию адекватного контакта с окружающими и лишают больного возможности принимать осознанные решения.

Целесообразно также ставить перед экспертами вопрос о том, позволяет ли состояние здоровья гражданину предстать перед судом, не создаст ли его присутствие в судебном заседании реальной опасности для его жизни либо здоровья или для жизни, либо здоровья окружающих (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.02.2009 г. № 4-П). При ответе на данный вопрос экспертам надлежит оценивать именно возможность присутствия гражданина в судебном заседании, а не его способность давать объяснения, заявлять ходатайства, представлять доказательства, осуществлять иные процессуальные права.

В случае если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение (ч. 2 ст. 86 ГПК РФ).

Кому суд поручает производство СПЭ

Проведение СПЭ может быть поручено судебно-экспертному учреждению (не обязательно государственному), конкретному эксперту или нескольким. Подэкспертный (его представитель) имеет право ходатайствовать перед судом, назначившим СПЭ, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля. Реализация данного права служит дополнительной гарантией достижения объективности, полноты и всесторонности экспертного заключения, его мотивированности и обоснованности. В случае удовлетворения ходатайства подэкспертного суд в определении о назначении СПЭ указывает наименование судебно-экспертного учреждения, которому поручается производство СПЭ, а также вносит фамилию и другие данные привлекаемого специалиста, об участии которого ходатайствовал подэкспертный и который не является сотрудником данного учреждения. В этом случае руководитель экспертного учреждения поручает производство СПЭ конкретным экспертам из числа работников учреждения и во исполнение в полном объеме определения суда извещает (уведомляет) привлекаемого врача-психиатра или другого специалиста, который, будучи внесенным в определение суда, приобрел статус эксперта в процессуальном значении этого слова, о времени проведения экспертизы. Вопросы о порядке ознакомления этого эксперта с материалами дела, о разъяснении эксперту его прав и о предупреждении его об ответственности за заведомо ложное заключение должны решаться судом.

Сроки производства СПЭ в гражданского процессе

Исследование заключения эксперта

Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать как заключение экспертов, так и другие доказательства по делу: заслушать объяснения заявителя, заинтересованного лица, его представителя и третьих лиц, показания свидетелей, консультации и пояснения специалистов, ознакомиться с письменными и вещественными доказательствами и т. д. (ч. 1 ст. 157 ГПК РФ).

Экспертное заключение оглашается в судебном заседании. Для его разъяснения и дополнения в суд может быть вызван эксперт, давший заключение (ст. 187 ГПК РФ). При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную СПЭ. В случае неправильного истолкования участниками процесса заключения или показаний эксперта он вправе сделать заявление, подлежащее занесению в протокол судебного заседания на основании абзаца четвертого ст. 17 ФЗ № 73.

При неявке эксперта в судебное заседание суд выслушивает мнение лиц, участвующих в деле, о возможности рассмотрения дела в отсутствие эксперта и выносит определение о продолжении судебного разбирательства или о его отложении. В случае если вызванный эксперт не явился в суд по причинам, признанным судом неуважительными, он может быть подвергнут штрафу в размере до 1 тыс. руб. (ст. 168 ГПК РФ).

Однако на практике значительное число заключений СПЭ, проводящихся в государственных судебно-экспертных учреждениях, содержит ошибки, которые в ходе процесса не выявляются и ведут к судебным ошибкам. В заключениях зачастую отсутствует обоснование экспертных выводов, ответы на поставленные перед экспертами вопросы даются при недостаточности представленных на экспертизу материалов; выводы экспертов противоречат материалам дела. Следствием краткости экспертных заключений становится широкое использование психиатрической терминологии (обобщающих оценочных суждений), что не позволяет установить обоснованность выводов. Кроме того, в выводах экспертов используются некорректные формулировки, допускающие возможность принятия различных правовых решений по делу. Заключения содержат противоречия между описанием психического состояния лица и установленным диагнозом; противоречия между глубиной выявленных экспертом психических нарушений и оценкой их влияния на способность лица понимать значение своих действий и руководить ими, а также возможность присутствовать в судебном заседании.

Согласно закону, лица, участвующие в деле, имеют право участвовать в исследовании доказательств, в т. ч. заключения эксперта, и задавать ему вопросы (ч. 1 ст. 35 ГПК РФ). Однако из-за отсутствия специальных знаний в области психиатрии таким лицам не под силу подвергнуть сомнению и тем более опровергнуть выводы экспертов без помощи специалиста.

Правовое регулирование вопросов привлечения к участию в деле специалиста как лица, обладающего специальными знаниями, противоречиво и неполно. Во-первых, из ч. 4 ст. 188 ГПК РФ следует, что специалист может быть привлечен не только по инициативе суда, но и по заявлению лица, участвующего в деле. Вместе с тем в ст. 35 ГПК РФ среди прав лиц, участвующих в деле, указанное право не значится.

Во-вторых, ч. 1 ст. 157 ГПК РФ относит консультации и пояснения специалистов к доказательствам по делу, которые суд обязан исследовать, заслушав их. В то же время глава 6 ГПК РФ, посвященная доказательствам, и в частности ст. 55 ГПК РФ, такой вид доказательств не предусматривает.

В-третьих, при наличии в ГПК РФ нормы о разъяснении судом специалисту его прав не предусмотрена статья о правах специалиста.

В-четвертых, по нормам Уголовно-процессуального кодекса РФ суд не вправе отказать в допросе специалиста, явившегося на слушание по инициативе сторон, но не обязан приобщать к материалам дела его письменные разъяснения. ГПК РФ предусматривает прямо противоположную схему: консультацию специалиста суд приобщает к делу, но заслушивать его по ходатайству сторон не обязан.

Актуальным в этой связи становится разъяснение задачи специалиста в судебном заседании, данное Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении № 13. Его задача состоит в оказании содействия суду и лицам, участвующим в деле, в исследовании доказательств. Если из консультации специалиста, как указано в постановлении № 13, следует, что имеются обстоятельства, требующие дополнительного исследования или оценки, суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства либо ходатайствовать о назначении экспертизы. Из этих разъяснений можно сделать три принципиально важных вывода:

  • консультация и пояснения специалиста могут использоваться при исследовании заключения СПЭ как доказательства по делу;
  • специалист призван оказывать содействие не только суду, но и участвующим в деле лицам, включая граждан, дееспособность которых является предметом экспертного исследования;
  • суждения специалиста, в т. ч. по результатам анализа заключения СПЭ, могут повлечь весьма существенные процессуальные последствия, вплоть до назначения экспертизы (дополнительной, повторной).

Оценка судом заключения эксперта

Заключение эксперта для суда необязательно (ч. 3 ст. 86 ГПК РФ). Как и все другие доказательства, оно не имеет для суда заранее установленной силы. Суд оценивает его по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств (ст. 67 ГПК РФ). Результаты оценки заключения суд обязан отразить в своем решении. В нем приводятся мотивы, почему суд принял или отверг экспертное заключение, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Указанным общим правилам оценки доказательств, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, не соответствуют нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 86 и ч. 2 ст. 187 ГПК РФ, согласно которым в решении суда должно быть мотивировано лишь несогласие суда с заключением эксперта. Такое противоречие дает суду возможность не приводить в решении мотивы согласия с заключением эксперта, что ведет к безответственности в принятии решений.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ в отношении оценки заключения СПЭ применительно к делам о признании гражданина недееспособным выражена в Постановлении от 27.02.2009 г. № 4-П по жалобе П.В. Штукатурова и др. Как указано в Постановлении, заключение эксперта подлежит оценке в совокупности с другими доказательствами, в т. ч. объяснениями самого гражданина, на основе внутреннего убеждения судьи в том, что отсутствуют основания для сомнений в достоверности, подлинности, профессиональном уровне и полноте заключения экспертов о характере и тяжести заболевания, о возможных последствиях болезни гражданина для его социальной жизни, здоровья, имущественных интересов, о том, какого рода действия он не может понимать и контролировать, и т. д.

Читайте также: