В каких отрицательных формах проявляется образованность интеллект осужденных

Обновлено: 02.07.2024

Согласно ст. 141 УИК РФ в целях исправления осуждённых к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осуждённых законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учёбе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня[112].

Воспитательное значение обучения осуждённых заключается в том, что оно направлено на достижение главной цели – их исправление. Как показывает практика, в среде учащихся осуждённых более здоровый морально-психологический климат, они совершают меньше нарушений режима, меньшее число из них повторно совершают преступления. Всё это говорит о том, что обучение осуждённых действительно является одним из основных средств их исправления.

Процесс обучения имеет свою специфику и сложную структуру. Это вооружение учащихся основами научных знаний, умениями и навыками их применения, воздействие на их сознание и поведение. Обучение включает в себя деятельность учителя (преподавание) и деятельность ученика (учение). В процессе деятельности человек познаёт окружающий мир. При изучении основ наук, как на уроке, так и во внеурочное время учащиеся узнают о закономерностях развития природы и общества. При этом они овладевают новыми для них знаниями. Таким образом, учение для них является познавательным процессом. Деятельность учителя в процессе обучения также носит познавательный характер. Передавая знания, учитель постоянно учится сам, повышая свой теоретический и методический уровень.

Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определённые знания, умения, навыки и опыт деятельности и поведения, а также личностные качества. Процесс приобретения знаний в обучении обладает рядом особенностей. Суть их заключается в том, что в процессе обучения учащиеся под руководством учителя познают основы научных знаний, учатся применять их на практике. Цель познания в процессе обучения – овладение основами наук, в которых обобщены явления внешнего мира.

Таким образом, процесс обучения – это специфический вид познавательной деятельности человека, в ходе которой решаются задачи образования, воспитания и общего развития личности.

Принципами обучения в дидактике называют основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса, соблюдение которых обеспечивает его функционирование. Дидактические принципы выражают закономерности процесса обучения, определяются целями воспитания и опираются на передовой опыт педагогической деятельности.

Принцип воспитания и всестороннего развития личности в процессе обучения вытекает из того, что обучение направлено не только на формирование знаний и умений, но и на формирование определённых нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

Принцип научности обучения. Он опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебной дисциплины. Он предписывает, чтобы содержание обучения не противоречило объективным научным фактам, теориям, законам и развивало у учащихся-осуждённых умения и навыки научного поиска.

Принцип связи обучения с практикой. Этот принцип основывается на том, что эффективность формирования личности зависит от включения её в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней; чем совершеннее система трудовой производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профессиональное образование, тем успешнее идёт их адаптация к условиям производства. Одним из значимых каналов реализации принципа связи обучения с жизнью и практикой является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности обучения вытекает из требования, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определённом порядке. Он требует логического построения содержания и процесса обучения. Каждое занятие должно быть логическим продолжением предыдущего и по содержанию изучаемого материала и по характеру, способам выполняемой учащимися учебно-познавательной деятельности.

Принцип доступности. Этот принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей учащихся-осуждённых, чтобы они не испытывали перегрузок, отрицательно сказывающихся на их здоровье и психике. Этот принцип также требует учёта особенностей учащихся. В то же время принцип доступности не означает, что содержание обучения должно быть упрощённым.

Принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу обучение эффективно только тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность и являются субъектами учебной деятельности, а также осознают личностную значимость учения и владеют приёмами учебной работы. Суть принципа заключается в том, чтобы обеспечить оптимально благоприятное соотношение педагогического руководства и сознательного творческого труда учащихся в обучении.

Принцип наглядности обучения. Этот принцип требует привлечения различных наглядных средств в процессе обучения. Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.

В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков. Наглядность обучения обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, моделей, макетов и др.

Принцип прочности результатов обучения. Этот принцип основан на требовании прочного закрепления знаний в памяти учащихся, так, чтобы они стали частью сознания, основой привычек и поведения. Поэтому необходимо сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Это означает, что в процессе обучения учитель должен использовать разнообразные формы организации обучения: урок, практикумы, и различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах.

Принцип положительного эмоционального фона обучения. Существует закономерная связь между отношением учащихся к учению и его успешностью. В связи с этим обучение призвано систематично и последовательно культивировать у учащихся увлечённость наукой, техникой, искусством и т. д. Это важно для успешного учения, усиления его общеобразовательного, воспитательного и развивающего влияния.

Представленная система принципов не является окончательно установленной. Следует отметить, что все принципы обучения взаимосвязаны, ни один из них не универсален и его изолированное применение не даёт необходимых результатов.

Обучение является одним из важнейших путей получения образования. Есть начальное, среднее, высшее образование, а также образование общее, профессиональное (например, музыкальное, военное).

Знания существуют в виде фактов, принципов, законов. Для учащихся они специально отбираются и объединяются в учебные дисциплины. Существуют частные методики, отражающие особенности определённых наук, задачи, содержание и методы обучения учащихся конкретной учебной дисциплине. Каждая методика учитывает данные дидактики, опирается на них.

Активизировать познавательную деятельность учащихся, усилить воспитательный аспект обучения позволяет применение разных методов и приёмов. Методы обучения – это система последовательных целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую к достижению целей обучения (И. Я. Лернер). Методы реализуются в различных формах: в конкретных действиях, приёмах, организационных формах и т. д. При этом методы и приёмы жёстко не привязаны друг к другу. По отношению к методу приёмы носят частный характер, и один и тот же приём может использоваться в разных методах[115]. Метод отличается от педагогического приёма. Приёмы позволяют углубить усвоение отдельных вопросов, тем. Многообразие приёмов составляют методики преподавания.

Проблема классификации методов обучения является одной из острых проблем современной дидактики. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В зависимости от основания групп классификация методов обучения будет различной. Наиболее распространённой в теории и на практике является классификация методов по видам деятельности учителя и учащихся, по источникам получения знаний, умений и навыков учащихся.

В соответствии с этой классификацией основные методы обучения можно объединить в следующие группы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция (источником знания является устное или печатное слово);

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы, эксперимент (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия)[116].

Словесные методы обучения занимают ведущее место в системе методов обучения. Они помогают в краткий срок передать большую по объёму информацию, поставить перед учащимися проблемы и указать пути их решения.

Рассказ – устное повествовательное изложение учебного материала. Существует несколько видов рассказа: описательный, научно-популярный, художественный. Этот метод используется на всех этапах обучения.

Объяснение – истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение выступает как в чистом виде, так и в качестве составной части рассказа, беседы, лекции. При обучении учащихся-осуждённых использование этого метода более необходимо.

Лекция – систематическое, последовательное изложение учителем темы, проблемы, раздела учебного курса или науки. Лекция посвящается крупным и принципиально важным вопросам учебной программы. Она не должна быть перегружена фактическим материалом в ущерб выводам. Использование лекции как метода обучения позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, привлекать их в самостоятельный поиск дополнительной информации для решения проблемных задач, проведения самостоятельных экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью.

В ходе беседы вопросы могут быть заданы одному ученику (индивидуальная беседа) или всем обучающимся (фронтальная беседа).

Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств[117].

Наглядные методы можно условно разделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Такое разделение наглядности является условным.

Метод иллюстрацийсвязан с показом учащимся плакатов, таблиц, карт, картин и др.

Метод демонстраций предполагает демонстрацию опытов, приборов, кинофильмов и др.

Практические методы основаны на практической деятельности учащихся.

Упражнение повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса[118].

Лабораторная работа – изучение учащимися по заданию учителя каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Практическая работа – это один из видов самостоятельной работы учащихся, при выполнении которой учащимся необходимо проявить свои теоретические знания и приобретённые практические навыки. Практическая работа проводится после изучения больших разделов и тем.

Это краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Несмотря на то, что она неоднократно и обоснованно подвергалась критике, в настоящее время эта классификация пользуется наибольшей популярностью.

Методы обучения используются в сочетании друг с другом. Выбор метода определяется образовательной и воспитательной целью, содержанием и своеобразием учебного материала, возрастом учащихся, уровнем подготовки учителя.

В процессе обучения осуждённых большое значение имеют воспитательные возможности отдельных методов. Слово учителя – самый доступный и распространённый инструмент обучения. Яркое, живое слово учителя вызывает в сознании осуждённых раскаяние о совершённом преступлении, стремление стать лучше. Оно активизирует воображение, память, чувства учащихся. Эмоциональность рассказа, беседы, лекции позволяет учащимся увидеть, отношение учителя к преподаваемому им предмету и оказывает на них большое воспитательное воздействие[119].

Важным источником получения знаний являются учебники, книги, справочная литература. Задача учителя – научить учащихся-осуждённых правильно с ними работать. Умение работать с книгой должно развиваться и совершенствоваться во время уроков и во внеурочных мероприятиях.

Согласно правилам внутреннего распорядка, осуждённые ограничены в свободном времени. Поэтому они почти не имеют возможности работать самостоятельно вне уроков. Этот фактор педагог учитывает, изучая с учащимися основной материал на уроке. С целью закрепления полученных теоретических знаний, умений и навыков применяется метод упражнений, проводятся практические и лабораторные работы. Большое воспитательное значение имеет чёткая организация проведения практических и лабораторных работ.

В последние годы уделяется большое внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, внедрению в практику работы общеобразовательных школ активных и интерактивных методов обучения осуждённых, широко используется проблемное обучение, применяется исследовательский метод. Это обеспечивает высокий научный уровень знаний и вместе с тем доступный для понимания и усвоения учащимися.

Можно надеяться на положительный результат учебного процесса только тогда, когда учитель гармонично сочетает различные методы и приёмы обучения, когда он излагает знания, которые ученик должен понять и усвоить, пробуждает желание учащихся самостоятельно постичь их.

С развитием общества, изменением задач и содержания образования меняются и формы организации обучения. Самой старой формой организации обучения является индивидуальная форма. Её суть заключается в том, что учащиеся выполняют задания индивидуально. С XVI в. индивидуальная форма организации обучения уступает место индивидуально-групповой форме. В XVII в. Яном Амосом Коменским теоретически обоснуется и популяризируется классно-урочная система обучения. Классной она называется потому, что учитель проводит учебные занятия с группой учащихся определённого возраста, имеющей постоянный состав и называемой классом. Урочной – потому, что учебный процесс проводится в строго определённые отрезки времени – уроки. После каждого урока устраиваются перемены. Несмотря на то, что эта форма организации обучения претерпела значительную модернизацию, она выдержала проверку временем. Она обладает целым рядом педагогических достоинств: обеспечивает организационную чёткость и упорядоченность педагогического процесса; простое управление им; эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся и др.

Основной формой организации учебной работы в условиях исправительных учреждений является урок, то есть такое занятие, которое проводится с обучаемыми в течение строго определённого времени в классе, центрах трудовой адаптации осуждённых и производственных (трудовых) мастерских[121].

В заключение следует отметить, что учебно-воспитательная деятельность педагогических коллективов образовательных учреждений в местах лишения свободы в целом направлена на формирование у осуждённых потребности к повышению интеллектуального уровня, к самообразованию, что непосредственно влияет на процесс их исправления.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривает дальнейшее развитие благоприятных условий для получения общего и профессионального (среднего и высшего) образования осуждёнными посредством заочного и дистанционного обучения, разработку и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осуждённых, а также образовательных и коррекционных программ работы с различными категориями осуждённых[122]. В связи с этим знание не только преподавателями, но и всеми сотрудниками ИУ методики подготовки и проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий является необходимым условием воспитательной работы.

Изучение особенностей личности преступника началось еще в конце прошлого века. Отметим работы таких ученых, как Ч. Ломброзо, П. Н. Тарковская, М. Н. Гернет и др. Например, еще Ю. Ю. Бехтерев подчеркивал, что изучение личности должно предшествовать пенитенциарному воздействию на нее и проникать во все звенья ИУ, обеспечивая решение следующих задач: а)правильной классификации в пределах одного исправительного учреждения; б) установление соответствующего режима для каждой категории заключенных; в) разумной организации трудовых процессов; г) целесообразной постановки школьной и внешкольной работы; д) правильного учета результатов пенитенциарного воздействия; е) повышение педагогической квалификации работников пенитенциарных учреждений [12]. Все эти положения, являются на наш взгляд, актуальными и сегодня, они требуют дальнейшей разработки и внедрения с учетом современных достижений пенитенциарной психологии. Поэтому изучение личности осужденного необходимо рассматривать как важнейшую предпосылку индивидуализации карательных и воспитательных воздействий, повышения их эффективности.

Помощь в изучении личности осужденного могут оказать специальные психологические методики, особенно те, которые позволяют дать наиболее полную характеристику личности, ориентированную на решение задач исправления.

Примером может служить проведенное в нашей стране в 70-80-х годах массированное обследование осужденных с применением методики MMPI в ее модифицированных и адаптированных вариантах на русском языке: Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) и Стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ).

Результаты исследований [6, 7, 8, 17, 18, 19, 30, 43] показали, что преступники отличаются по ряду параметров от законопослушных граждан. Более того, можно выделить различные психологические типы, которые среди преступников встречаются чаще, чем у законопослушных граждан, а Различные категории преступников имеют достоверные отличия друг от друга по ряду психологических параметров и поэтому требуют индивидуализированного психолого-педагогического подхода.

Сравнение усредненных показателей ММИЛ преступников с нормальными данными (полученными на выборке законопослушных граждан) показало наличие статистически достоверных различий между ними (р

Сочетание высоких значений по 4, 6, 8 шкалам встречается у большинства преступников не случайно, т. к. личностные свойства, отражаемые таким профилем в наибольшей степени потенциально предрасполагают при соответствующих условиях к совершению преступления. Пик на шкале 4 связан с такими свойствами как импульсивность, нарушения прогнозирования последствий своих поступков, неприятие социальных, а тем более правовых норм. Повышение по шкале 6 усиливает все выше описанные тенденции, т. к. они становятся постоянной линией поведения. Пик по шкале 6 при этом отражает ригидность, высокий уровень агрессивности, наличие аффективных установок, которые не позволяют изменить стереотип поведения. Повышение по шкале 8 при имеющемся профиле показывает своеобразие установок и суждений, их отличие от общепринятых. Можно считать установленным, что преступники от законопослушных граждан на статистическом уровне отличает ряд психологических особенностей, влияющих на противоправное поведение.

Рассмотренные выше личностные черты преступников присущи различным категориям не в равной мере. У одних категорий профиль ММИЛ и, соответственно, психологические особенности сходны с суммарным профилем всех преступников, у других, совпадая по общей конфигурации, отличаются по степени выраженности тех или иных показателей (подробно от этом ниже). Особое место среди преступников заняли лица, осужденные в 70-е 80-е годы за хищения государственного имущества. По своим психологическим особенностям они не имели существенных отличий от нормативной группы (рис. 11).




Поскольку профиль расхитителей, как видно из рисунка, носит равномерный линейный характер, то можно сделать вывод о неоднородности психологических свойств обследованных. У этой категории в отличии от других преступников нет психологической специфичности.

Проведенные исследования позволили по-новому подойти к типологии преступников и сделать акцент прежде всего на психологические факторы .Произошел отказ от многих привычных взглядов и представлений. К тому же в эти годы появились научные работы, пытающиеся вскрыть бессознательные детерминанты преступного поведения [10].

Мотив перестали понимать как осознанное побуждение или как то, что человек называет причиной собственного действия. Попытки привлечь для объяснения преступного поведения и построения типологии такие категории, как дефекты морально-нравственной сферы, ненадлежащие социальные установки, антисоциальная направленность и т. д. также не дали убедительных объяснений

причин конкретного поступка на индивидуальном уровне. Это слишком общие категории, которые трудно поддаются индивидуализации.

Повышение эффективности воспитательных воздействий требует их индивидуализации и конкретизации. В связи с этим, типологический подход, основанный на криминологические значимых и доступных для изучения и коррекции признаков является крайне необходимым. Он позволяет выявить >| характерные особенности отдельных групп преступников, показать их специфические черты и предложить дифференцированные и индивидуальные методы исправления.

Типология осужденных служит цели их исправления, т. е. имеет сугубо практическую направленность. Но для того, чтобы дифференцированно и более эффективно исправлять осужденных, нужно, исходя из специфики мест лишения свободы, использовать социально-психологическую типологию. Именно в ней, в первую очередь учитывается криминологически важные черты личности и то как они проявляются в местах лишения свободы. Поэтому типологию осужденных, основанную на социально-психологических признаках, можно рассматривать как средство решения задачи их исправления.

В этой главе мы выделяем несколько категорий преступников и рассматриваем их психологические особенности. Это, прежде всего, корыстные и насильственные преступники, что соответствует наиболее общей классификации преступников, принятой в криминологии, и охватывает все наиболее часто встречающиеся составы преступлений. Сексуальные и неосторожные преступники выделены нами в отдельные категории и рассмотрены в связи с тем, что имеют особые отличительные психологические признаки и являются наиболее сложными, на наш взгляд по своей мотивации.

При психологическом анализе этих категорий преступников мы использовали два вида социально-психологических типологий. В первой из них выделение типов происходит на основе мотивации (это корыстные и сексуальные преступники). Причем, под мотивом мы здесь понимаем то, что лежит в основе выбора действий и поступков личности. В большинстве случаев мотивы преступного поведения не осознаются человеком полностью или частично. Преимуществом типологий, основанных на таком признаке, как мотив, является возможность вскрыть глубинные детерминанты преступного поведения и соответственно разработать методики по их устранению. К недостаткам можно отнести то, что на их основе трудно прогнозировать и корректировать поведение осужденного в местах лишения свободы. Для решения этой задачи являются наиболее перспективными типологии осужденных, где типы выделены на основе акцентуированных свойств характера, темперамента и поведенческих признаков. Такая типология, как показывает практика, позволяет конкретизировать меры воспитательного воздействия применительно к отдельным осужденным, сделать их максимально индивидуализированными.

Практический опыт, накопленный нами в разработке мер исправительного воздействия на различные категории осужденных показал, что в условиях мест лишения свободы наиболее эффективными для корыстных преступников являются методики воздействия, основанные на мотивации совершенных ими

преступлений. Что же касается насильственных преступников, то здесь, как показал, эксперимент по их отдельному содержанию от других категорий осужденных, проведенный в 80-х годах, целесообразно строить индивидуальные методы воздействия, прежде всего, исходя из особенностей характера и темперамента. Социально-психологических типологий, учитывающих одновременно три признака: мотивы, тип характера, темперамента и особенностей поведения в местах лишения свободы - в настоящее время не существует. Это предмет дальнейших научных исследований.

Ст. 9 УИК РФ устанавливает, что и справление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Основными средствами исправления осужденных являются:

    1. установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим),
    2. воспитательная работа,
    3. общественно полезный труд,
    4. получение общего образования,
    5. профессиональное обучение,
    6. общественное воздействие.

    Средства исправления осужденных применяются с учетом

      • вида наказания,
      • характера и степени общественной опасности совершенного преступления,
      • личности осужденных и их поведения.
      Установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим)

      Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 82 УИК РФ).

      Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.

      В психологическом отношении он представляет собой организацию всей жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Организация жизни и деятельности оказывает определенное воспитательное воздействие на человека, формируя у него должный стереотип поведения, необходимые привычки и качества личности.

      С точки зрения психологии, режим - это долговременный регулятор, который лишает человека определенных благ, ограничивает удовлетворение практически всех базисных физиологических и социальных потребностей. Неудовлетворение этих потребностей неизбежно вызывает как физические, так и нравственные страдания. Ограничивая круг потребностей, режим воздействует на эмоции и волю осужденного, вызывает отрицательные психические состояния, способные удерживать его от совершения новых преступлений.

      Режим выполняет три взаимосвязанные функции:

        • карательную;
        • воспитывающую;
        • обеспечивающую.
        Воспитательная работа

        Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы определена в ст. 109 УИК РФ.

        Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

        Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.

        Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.

        В уголовно-исполнительном законе содержатся два принципиально важных положения:

          1. участие осужденных в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, что стимулирует их положительное поведение, результатом которого может быть применение мер поощрения вплоть до условно-досрочного освобождения;
          2. воспитательная работа должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей личности, характера и обстоятельств совершенных преступлений.

          Воспитательная работа организуется администрацией исправительных учреждений на основе детальных планов, учебно-педагогических рекомендаций и иных документов, разрабатываемых в соответствующих структурах уголовно-исполнительной системы, призванных сделать процесс воспитательного воздействия на осужденных комплексным и эффективным. В тех же целях содействие в проведении воспитательных мероприятии могут оказывать общественные объединения (ст. 23 УИК РФ).

          В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные виды (эстетическое, экономическое и экологическое) воспитания осужденных к лишению свободы.

          Воспитательная работа проводится в трех основных формах:

          При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.

          Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными, которая проводится на основе изучения личности осужденного, с учетом обстоятельств совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других индивидуальных особенностей, с учетом научно-методических рекомендаций, вырабатываемых психологией и педагогикой.

          Общественно полезный труд

          Трудовая деятельность осужденных выступает в качестве важного средства воспитания, поддержания порядка и дисциплины в местах лишения свободы. Труд осужденных позволяет в современных условиях нормально функционировать исправительному учреждению, обеспечивать потребности самих осужденных, помогать семьям, накопить необходимые средства для устройства после отбытия наказания.

          В УИК (гл. 14) сформулированы принципы труда осужденных к лишению свободы, к которым относятся:

            • подчинение производственной деятельности исправительных учреждении выполнению их основной задачи - исправлению осужденных;
            • обязательность труда осужденных;
            • сочетание труда и профессионального обучения осужденных.

            Перечисленные принципы закреплены как в законодательстве Российской Федерации, так и в международных актах, определяющих правила обращения с осужденными.

            Каждый осужденный обязан трудиться. Обязательность труда осужденных не распространяется на ряд категорий:

              1. осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также
              2. осужденные, являющиеся инвалидами 1 и II групп,

              привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством о труде.

              Несовершеннолетние осужденные, осужденные беременные женщины и женщины, имеющие детей, также привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством. Администрация исправительного учреждения обязана привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности.

              Можно отметить три особенности труда осужденных в исправительных учреждениях:

                • труд в исправительных учреждениях служит средством достижения специфических целей уголовного наказания, и главным образом, цели исправления осужденных, наряду с целями экономическими, социальными;
                • трудовой процесс протекает в условиях лишения свободы участников трудовой деятельности, то есть в условиях изоляции тружеников от общества и в среде себе подобных;
                • в области трудовой деятельности в условиях лишения свободы имеются определенные ограничения в отличие от трудовой деятельности лиц, находящихся на свободе. Так, осужденные не имеют права выбора рода занятий, не могут использоваться на некоторых работах, и т.д.

                В ряде случаев законодательство прямо запрещает привлекать осужденных к труду по имеющейся у них специальности. Это, прежде всего, в соответствии с приговором суда, когда осужденному назначено дополнительное наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности.

                Кроме того, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждении устанавливают виды работ, на которые запрещается привлекать осужденных:

                  1. к труду в службах, управлениях, отделах по исполнению наказания, в штабах и помещениях, где размещается персонал исправительных учреждений, находится оружие, служебная документация, множительная, радиотелеграфная, телефонная, телефаксная техника;
                  2. к труду, связанному с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых и отравляющих веществ и т. д.

                  Следует отметить, что при всем разнообразном положительном значении труда, сам по себе в отрыве от других средств исправительного воздействия труд малоэффективен и не способен поднять на должную высоту уровень общественного сознания осужденного. Это можно добиться, только сочетая все средства исправительного воздействия на осужденного с учетом особенностей его личности и характера совершенного преступления, а также с учетом его поведения в местах лишения свободы.

                  Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы

                  Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что в соответствии со ст. 9 УИК РФ оно является одним из основных средств исправления осужденных.

                  Правовое регулирование общеобразовательного обучения осужденных исходит из закрепленного ст. 43 Конституции РФ права граждан на образование.

                  В исправительных учреждениях (ст. 112 УИК РФ) организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста тридцати лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения полного среднего общего образования, администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия.

                  Осужденные старше тридцати лет, а также инвалиды 1 и II групп, получают среднее образование по их желанию.

                  По уголовно-исполнительному закону не привлекаются к общему образованию осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы. Такой подход вызван спецификой режима отбывания этого вида лишения свободы, отсутствием необходимых предпосылок для организации общеобразовательного обучения. Вместе с тем осужденным этой категории создаются не противоречащие порядку отбывания наказания условия для самообразования.

                  Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде, что создает им необходимые условия для получения образования в местах лишения свободы.

                  Получение осужденными среднего образования, как важный фактор позитивного развития личности, поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

                  В соответствии со ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии или специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

                  Не являются обязательными профессиональное образование и профессиональная подготовка для осужденных – инвалидов 1 или II групп, а также для осужденных мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет. Однако при наличии желания они могут получить необходимую им профессиональную подготовку.

                  В исправительных учреждениях функционируют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных:

                    1. обучение в профессионально-технических училищах системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы;
                    2. обучение на производстве исправительных учреждений.

                    Обучение в профессионально-технических училищах является основным видом профессионального обучения осужденных к лишению свободы, однако осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, в силу специфики режима содержания получают профессиональную подготовку только непосредственно на производстве.

                    Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

                    Осужденным к лишению свободы, содержащимся в колониях-поселениях, в соответствии со ст. 129 УИК РФ разрешается заочное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах административно-территориального образования по месту нахождения колонии-поселения.


                    МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ

                    Текст работы размещён без изображений и формул.
                    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

                    Применение различных методов педагогического воздействия зависит от особенностей личности человека, мастерства и авторитета воспитателя, сложившейся конкретной педагогической ситуации.

                    В воспитательном процессе в колонии применяются различные методы. Важнейшими из них являются методы убеждения, приучения, принуждения, доверия.Каждый из названных методов имеет свою педагогическую характеристику, то есть, рассчитан на определенный воспитательный эффект. Залогом успеха в педагогической работе является гибкое применение всех методов воспитания в комплексе, в системе. Жизнь показывает, что одним каким-то методом нельзя решить всех педагогических задач.

                    Метод убеждения является основным в воспитании. Ведущая роль убеждения объясняется тем, что с помощью этого метода формируется самое важное - сознание человека.

                    Известны две разновидности этого метода: убеждение, словом и убеждение делом. Убеждение словом чаще всего применяется в воспитательной работе в форме доклада, диспута, лекций, занятий по правовой пропаганде, бесед и т. п. Перечисленным формам исправления личности осужденных присущи такие приемы словесного убеждения, как разъяснение, объяснение, доказательство, опровержение. Их эффективность зависит от содержания фактического материала, подготовленности сотрудника, его знания методики организации и проведения этих приемов. Разъяснениеиспользуется в случае, когда необходимо довести до сознания осужденных нормы и правила поведения, их конкретные действия в той или иной ситуации, режимные требования в колонии. Объяснениеприменяется в том случае, когда нужно добиться осознанного восприятия окружающей действительности, нравственно-правовых требований общества, правильного поведения, отношений, общения и деятельности.

                    Доказательствонеобходимо в процессе установления истины, виновности или невиновности личности в совершении преступления, степени ответственности за то или иное поведение и деятельность осужденных.

                    Опровержение- это эффективное указание на то, что данная позиция, система взглядов личности ложная и не соответствует нравственно-правовым нормам, существующим в обществе.

                    Применяя приемы словесного убеждения необходимо сохранять чувство меры, чтобы они не превращались в уговаривание, назидание, морализование. Убеждение словом должно сочетаться с убеждением делом, то есть с убеждением на примере воспитателей, других людей, на примере личного опыта осужденных. Значение этого вида убеждения очень велико. В его основе лежит психологический механизм подражания, здесь велико значение личного примера воспитателя, его отношения к работе.

                    Требование может быть:

                    - прямым непосредственным (например, не опаздывать на развод);

                    - косвенным непосредственным, когда оно исходит от воспитателя, но выступает в виде совета, просьбы, намека (было бы неплохо организовать в отряде соревнование);

                    - косвенным опосредованным, когда в качестве субъекта, предъявляемого требования выступает коллектив. Под поручениемпонимается задание отдельному осужденному или группе осужденных, исходящее от сотрудника колонии. Поручения должны нести общественную нагрузку, быть посильными, разнообразными. Каждое новое поручение должно быть все сложнее и ответственнее. Выполнение поручений должно тщательно контролироваться.

                    Упражнение - это организация постоянно повторяющихся действий осужденных с целью накопления ими опыта правильного поведения, выработки морально-волевых качеств. Упражнения должны организовываться с учетом индивидуальных особенностей личности. Упражнение должно быть понятным. Важным методом педагогического воздействия является метод принуждения.Совокупность принудительных способов воздействия и властных полномочий, с помощью которых сотрудники колонии и коллектив осужденных побуждают личность к определенным действиям и конкретным положительным поступкам, а также пресекают проявления отрицательных действий, качеств личности и привычек, называется методом педагогического принуждения. Принуждение применяется к тем лицам, которые не внимают доводам разума, нарушают требования режима. Принуждение не преследует цель оскорбления и унижения личности осужденного. Оно призвано обеспечить выполнение требований режима, и создает условия для применения метода убеждения и приучения.

                    Разновидностью метода принуждения является наказание.

                    Наказание требует огромного педагогического такта и мастерства воспитателя. Основными требованиями к наказанию являются следующие.

                    1. Наказание не должно преследовать цель причинения физических страданий. Если оно воспринимается как кара, то закономерной реакцией на нее будет обида, озлобление, месть.

                    2. Наказание должно восприниматься как особая форма общественного требования. При этом наказание будет эффективным, если оно исходит от коллектива. Важная роль здесь принадлежит общественному мнению.

                    3. Применяя ту или иную форму наказания, необходимо учитывать индивидуальные особенности личности осужденного, его отношение к совершенному преступлению.

                    4. Всякое наказание должно быть обоснованным и соответствовать степени вины и тяжести совершенного поступка.

                    Однако в первую очередь следует использовать более мягкие виды наказания, оставляя в резерве строгие. Когда воспитатели увлекаются без надобности максимальными мерами наказания, осужденные перестают реагировать на более мягкие. Наказание обязательно должно сопровождаться осуждением, внушением, порицанием, предупреждением. В противном случае оно теряет воспитательное значение.

                    Одним из методов педагогического воздействия является метод доверия.Он состоит в поручении осужденному какого-либо дела с целью активизации положительных качеств личности. Доверие должно сочетаться с требовательностью, может сопровождаться поощрением.

                    Условия поощрения: заслуженность, соответствие поощрения поступку, соблюдение чувства меры, разнообразие, своевременность и оперативность.

                    Следует отметить, что все методы педагогического воздействия связаны между собой. Их применение зависит от особенностей личности, ситуации и поведения осужденных. Под формой педагогического воздействия понимается разнообразная деятельность воспитателей, коллектива воспитателей, осужденных, а также система их взаимодействия между собой и с окружающими людьми. Формы педагогического воздействия разнообразны и многочисленны. Их выбор и систематизация определяются, прежде всего, целями воспитания, традициями, в них преломляются его принципы и методы, они обусловлены особенностями объекта и субъекта воспитания, а также условиями, в которых протекает педагогический процесс. Классификация форм педагогического воздействия определяется выбором основания для нее. Наиболее распространенной является общая классификация по объекту воздействия: отдельная личность - индивидуальные формы; группа - групповые формы; коллектив - коллективные формы; масса людей (большие группы) - массовые формы. При этом надо учитывать, что субъектом воздействия может быть не только воспитатель, но и коллектив сотрудников колонии, коллектив осужденных и различные группы.

                    Литература

                    1.Артамонов В. В. Использование некоторых приемов психологопедагогического воздействия на осужденных// Личность преступника и исполнение уголовного наказания. - М: ВНИИ МВД СССР, 1991.

                    3. Стурова М. П. О социально-педагогическом назначении уголовного наказания как методе воздействия на личность осужденного М., 2007. //

                    Читайте также: