В каких организационно правовых формах существуют спортивные федерации

Обновлено: 08.05.2024

1. Физкультурно-спортивные организации – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых нормах, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

Физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию ФКиС среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и для участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов.

2. Олимпийское движение России. Олимпийский комитет России

Олимпийское движение России является составной частью международного олимпийского движения, целями которого являются пропаганда и внедрение принципов олимпийского движения, содействие развитию физической культуры и спорта, участие в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета (МОК).

Олимпийское движение России возглавляется Олимпийским комитетом России - общероссийским общественным объединением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, Олимпийской хартией МОК и на основе признания МОК, а также в соответствии со своим уставом.

Олимпийский комитет России:

1) пропагандирует в Российской Федерации принципы олимпийского движения, способствует развитию спорта высших достижений и массового спорта;

2) представляет в соответствии с Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета Российскую Федерацию на Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем МОК;

3) утверждает состав олимпийской делегации Р. Ф. и направляет её для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях;

4) обеспечивает спортивную экипировку, проезд, проживание и страхование членов олимпийской делегации Р. Ф. на олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях;

5) участвует в разработке и осуществлении мер, направленных на обеспечение необходимого уровня подготовки российских спортсменов для участия в О. И. и др. международных спортивных мероприятиях;

3. Общероссийские спортивные федерации – общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд.

По одному виду спорта на территории Р. Ф. может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация. Порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийских спортивных федераций определяется Правительством Р, Ф. с учётом мнения Олимпийского комитета России. При этом указанная государственная аккредитация осуществляется на четырёхлетний срок.

Устав общероссийской спортивной федерации (ОСФ):

Устав общероссийской спортивной федерации должен предусматривать:

1) наименование общероссийской спортивной федерации и её организационно-правовую форму;

2) цели и задачи общероссийской спортивной федерации;

3) виды спорта, развитие которых осуществляется общероссийской спортивной федерацией;

4) условия и порядок приобретения и утраты членства в общероссийской спортивной федерации, права и обязанности членов ОСФ;

5) структуру ОСФ, её руководящие и контрольно-ревизионные органы;

6) территорию, в пределах которой ОСФ осуществляет свою деятельность

7) порядок утверждения критериев отбора спортсменов для включения их в состав спортивной сборной команды, формируемой ОСФ;

8) порядок утверждения периодичности проведения ОСФ официальных спортивных мероприятий;

9) источники формирования денежных средств и иного имущества, права ОСФ и её структурных подразделений на управление имуществом ОСФ;

10) порядок уплаты вступительных и членских взносов.

Права и обязанности общероссийской спортивной федерации

Общероссийские спортивные федерации в установленном настоящим Федеральном законе вправе:

1) организовывать и проводить по соответствующему виду спорта чемпионаты, первенства и кубки России, разрабатывать и утверждать положения о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков России;

2) осуществлять аттестацию тренеров и спортивных судей по соответствующим видам спорта и контроль за их деятельностью;

3) разрабатывать с учётом правил, утверждённых международными спортивными федерациями, правил соответствующих видов спорта

4) осуществлять формирование, подготовку спортивных сборных команд Р. Ф. по соответствующим видам спорта для участия в международных спортивных соревнованиях.

4. Местные и региональные спортивные федерации

1. Создание, деятельность и ликвидация местных и региональных спортивных федераций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учётом особенностей, предусмотренных настоящим законом.

3. Местная спортивная федерация создаётся и действует в целях развития определённого вида или видов спорта на территориях муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.

4. Региональная спортивная федерация создаётся и действует в целях развития определённого вида или видов спорта на территории субъекта Российской Федерации.

5. По одному виду спорта на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган исполнительной власти субъекта Р. Ф. обязан аккредитовать только одну региональную спортивную федерацию. Государственная аккредитация осуществляется органом исполнительной власти субъекта Р. Ф., и по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта.

5. Спортивные клубы – являются юридическими лицами, осуществляющими учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность.

Спортивные клубы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Р. Ф., могут создаваться юридическими и физическими лицами. Спортивные клубы осуществляют свою деятельность за счёт собственных средств и иных не запрещённых законодательством Р. Ф. источников.

Жабин Никита Александрович, аспирант кафедры административного права МГЮА имени О.Е. Кутафина.

В статье рассматриваются вопросы развития и проблемы совершенствования нормативной базы, регулирующей порядок создания и государственной аккредитации спортивных федераций в России. Исследуются особенности взаимоотношений органов государственной власти, Олимпийского комитета России и спортивных федераций. Анализируются права и обязанности спортивных федераций.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, аккредитация спортивных федераций, спортивные организации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Legal status of sports federations in Russia

The article dwells with the issues of development and problems of improvement of regulations governing the procedure of establishment and state accreditation for sports federations in Russia. Peculiarities of interrelations among state authorities, Russian Olympic Committee and sports federations are studied; the rights and obligations of sports federations are reviewed.

Key words: sport, physical education, accreditation of sports federations, Ministry for Sport, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation.

В создании новой национальной системы организационно-управленческого обеспечения физкультурно-спортивной деятельности важная роль принадлежит спортивным федерациям по различным видам спорта. Сейчас в Российской Федерации функционируют более ста двадцати общероссийских спортивных федераций и три физкультурно-спортивные организации, которые наделены правами и обязанностями общероссийских спортивных федераций.

В утвержденной Правительством РФ Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года поставлена задача усилить их влияние при решении специализированными органами исполнительной власти вопросов, касающихся выработки и реализации государственной политики в области физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений.

Утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101-р.

Определение правовой природы спортивных федераций дано Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" , являющимся базовым отраслевым законодательным актом, который устанавливает общие принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта.

СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

Согласно статье 2 названного Закона спортивная федерация - это общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд.

Сам факт наличия спортивных федераций в физкультурном движении является показателем того, что спорт и физическая культура имеют весомое значение в жизни общества, которое создает условия для функционирования объединений граждан и организаций в целях реализации конституционных прав на отдых и здоровье.

Мировой опыт государственного управления в области физической культуры и спорта весьма многообразен. Но государство всегда вмешивается в сферу физической культуры и спорта, может оказывать поддержку различным общественным спортивным организациям, совместно с ними развивать виды спорта и решать другие задачи в указанной сфере.

Практически во всех странах существуют государственные органы (министерства, ведомства), задача которых - развитие спорта. Процедура такова, что министерства, ведомства по делам спорта готовят публикуемые правительством юридические документы, согласовывая определенные вопросы спортивной деятельности со спортивными федерациями. Порядок работы общественных и государственных органов в области управления спортом говорит о специальной форме управленческой деятельности в международном спортивном движении (МСД).

В Российской Федерации до принятия в 2007 г. нового Закона о физической культуре и спорте спортивные федерации создавались и функционировали в том числе с участием государства. Государство передавало часть своих управленческих и других функций федерациям и союзам по видам спорта, поэтому федерации должны были работать как государственно-общественные объединения , частично финансироваться государством и нести ответственность перед государством за подготовку и выступления сборных команд на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Однако действующий Закон отказался от такой модели объединения, как "с государственным участием".

См.: ст. 51 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Российское законодательство показывает, что статус спортивных федераций различного уровня отличается от статуса общественных объединений, что предопределяет особые отношения между ними и органами государственной власти. Это объяснимо, поскольку здоровье нации обозначено как одно из направлений Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Задачи, поставленные в указанной Стратегии, недостижимы без соответствующего развития физической культуры и спорта.

Исходя из положений Закона, спортивные федерации имеют трехуровневую структуру: общероссийские, региональные и местные. Названная структура предполагает создание соответствующих спортивных федераций в зависимости от особенностей каждого конкретного территориального образования, в котором планируется их функционирование. Можно сказать, что структура спортивных федераций выстроена по аналогии со структурой национально-культурных автономий . При этом подразумевается, что большинство местных спортивных федераций по определенному виду спорта объединяются в региональную спортивную федерацию, а большинство региональных спортивных федераций, в свою очередь, объединяются в общероссийскую спортивную федерацию. Это дает основание говорить о том, что спортивные федерации занимают важное место в числе субъектов управления спортом .

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". М.: Юстицинформ, 2009.
См.: Рогачев Д.И. О новом Федеральном законе "О физической культуре и спорте в РФ" // Спортивное право: перспективы развития. II Международная научно-практическая конференция, Москва, 2008 г. Часть 1: Материалы конференции. М., 2009. С. 9 - 10.

Статья 13 Федерального закона 2007 г. "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" устанавливает статус местных и региональных спортивных федераций, которые рассматриваются как общественные объединения в организационно-правовой форме, - общественная организация.

Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация местных, региональных и общероссийских спортивных федераций осуществляются в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных Законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

В соответствии с законодательством Российской Федерации местная спортивная федерация создается и действует в целях развития определенного вида спорта на территориях муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, а региональная спортивная федерация создается и действует в целях развития определенного вида спорта на территории субъекта РФ.

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" , закрепляя понятие общероссийской спортивной федерации, устанавливает их особое правовое положение, а также требования к их уставам. Общероссийские спортивные федерации наделяются широким кругом прав и обязанностей, в том числе в области управления видом спорта, что, во-первых, позволяет им эффективно достигать уставные цели, связанные с развитием спорта в масштабах страны, и, во-вторых, будет способствовать демократизации систем управления спортом в целом и сделает ее более открытой . Общероссийская спортивная федерация - это общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд. Членами общероссийских спортивных федераций могут быть как региональные спортивные федерации, так и спортивные клубы при условии, что в высшем руководящем органе общероссийской спортивной федерации не менее двух третей (75%) голосов от общего числа ее членов принадлежит аккредитованным региональным спортивным федерациям. Это очень прогрессивное положение, позволяющее спортивным клубам (как правило, коммерческим, например ЗАО "Спартак") напрямую входить и участвовать в жизни спортивных федераций.

СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
Сердюков А.В. Спортивное право как комплексная отрасль законодательства: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2010. С. 147.

Существуют определенные ограничения на создание и деятельность общероссийских спортивных федераций. Так, запрещены создание и деятельность спортивных федераций по национальным видам спорта, что вытекает из определения "национальные виды спорта", данного в п. 5 ст. 2 Федерального закона о физической культуре и спорте 2007 г. В Федеральном законе закреплено, что эти виды спорта исторически сложились в этнических группах населения, имеют социально-культурную направленность и развиваются в пределах одного субъекта РФ. Очевидно, что по одному виду национального спорта не может быть более одной региональной спортивной федерации.

Как говорилось ранее, законодатель подробно установил права и обязанности общероссийских спортивных федераций. Так, федерации вправе осуществлять аттестацию тренеров и спортивных судей, а также контроль за их деятельностью; организовывать и проводить чемпионаты, первенства и кубки России, разрабатывать и утверждать положения о таких соревнованиях; представлять спортсменов, тренеров и спортивных судей на присвоение международными спортивными организациями званий и квалификаций; разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта и др. Общероссийские спортивные федерации обязаны разрабатывать и представлять в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта программы развития соответствующих видов спорта в порядке, установленном этим органом; противодействовать использованию допинговых средств и (или) методов в спорте, а также проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте и исполнять иные обязанности.

Одним из инструментов влияния государства на сферу физической культуры и спорта является государственный контроль. В Российской Федерации он осуществляется в первую очередь посредством государственной аккредитации спортивных федераций, развивающих тот или иной вид спорта.

Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" 2007 г. предусматривается процедура государственной аккредитации региональных и общероссийских спортивных федераций. Аккредитация региональных спортивных федераций проводится органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта. Порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций утвержден Приказом Минспорттуризма РФ от 20 февраля 2009 г. N 49 . В соответствии с этим Порядком аккредитация включает в себя: объявление о государственной аккредитации; рассмотрение заявления о государственной аккредитации и экспертизу представленных документов; принятие решения о государственной аккредитации или об отказе в такой аккредитации; принятие решения о приостановлении или отзыве государственной аккредитации.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 17.

Следует отметить, что по одному виду спорта на территории субъекта РФ может быть аккредитована только одна региональная спортивная федерация, а в качестве общероссийской спортивной федерации - только одна общественная организация.

Срок государственной аккредитации региональных спортивных федераций не может быть менее одного года и более четырех лет. Региональная спортивная федерация признается аккредитованной в течение всего срока государственной аккредитации, если аккредитация не приостановлена или не отозвана в соответствии с установленным порядком.

Порядок проведения государственной аккредитации общероссийских спортивных федераций утвержден Приказом Минспорттуризма России от 18 августа 2009 г. N 654 и предусматривает те же этапы, что и аккредитация региональных федераций. Однако государственная аккредитация общероссийских спортивных федераций осуществляется Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации , а по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, - с учетом мнения Олимпийского комитета России . Срок государственной аккредитации общероссийских спортивных федераций составляет четыре года.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 46.
См.: Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 408.
Подробнее об Олимпийском комитете России см.: Жабин Н.А. Правовой статус Олимпийского комитета России // Материалы круглого стола, посвященного 80-летию П.П. Попова. М., 2010 С. 197 - 205.

Сведения об общероссийских и региональных спортивных федерациях после их государственной аккредитации подлежат внесению в реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций. Ведение реестра осуществляет Минспорттуризм России. Порядок ведения указанного реестра и предоставления сведений из этого реестра утвержден Приказом Минспорттуризма РФ от 20 февраля 2009 г. N 48 .

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 18.

Подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить следующее. Общественные формирования являются неотъемлемой и важнейшей частью мирового спортивного движения. Участие в нем стран предполагает уважение и признание таких организаций. Конечно, при этом должны учитываться особенности национальной правовой системы. В Российской Федерации общественные формирования могут быть созданы в разных организационно-правовых формах. Законодательством о физической культуре и спорте среди них особо выделяются общественные объединения. Установление особенностей правового положения общественных объединений в сфере физической культуры и спорта должно учитывать требования законодательства об общественных объединениях, что налагает определенные ограничения на законодателя.

Однако законодатель не стоит на месте, и согласно Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" к 2015 г. на территории России планируется увеличить число действующих физкультурно-спортивных организаций до 30 на сто тысяч населения, что, конечно же, требует более тщательного подхода к вопросам организации деятельности и вопросам правового статуса данных организаций.

Постановление Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7 // СЗ РФ. 2005. N 3. Ст. 304.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

1. Физкультурно-спортивные организации – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых нормах, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

Физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию ФКиС среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и для участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов.

2. Олимпийское движение России. Олимпийский комитет России

Олимпийское движение России является составной частью международного олимпийского движения, целями которого являются пропаганда и внедрение принципов олимпийского движения, содействие развитию физической культуры и спорта, участие в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета (МОК).

Олимпийское движение России возглавляется Олимпийским комитетом России - общероссийским общественным объединением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, Олимпийской хартией МОК и на основе признания МОК, а также в соответствии со своим уставом.

Олимпийский комитет России:

1) пропагандирует в Российской Федерации принципы олимпийского движения, способствует развитию спорта высших достижений и массового спорта;

2) представляет в соответствии с Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета Российскую Федерацию на Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем МОК;

3) утверждает состав олимпийской делегации Р. Ф. и направляет её для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях;

4) обеспечивает спортивную экипировку, проезд, проживание и страхование членов олимпийской делегации Р. Ф. на олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях;

5) участвует в разработке и осуществлении мер, направленных на обеспечение необходимого уровня подготовки российских спортсменов для участия в О. И. и др. международных спортивных мероприятиях;

3. Общероссийские спортивные федерации – общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд.

По одному виду спорта на территории Р. Ф. может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация. Порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийских спортивных федераций определяется Правительством Р, Ф. с учётом мнения Олимпийского комитета России. При этом указанная государственная аккредитация осуществляется на четырёхлетний срок.

Устав общероссийской спортивной федерации (ОСФ):

Устав общероссийской спортивной федерации должен предусматривать:

1) наименование общероссийской спортивной федерации и её организационно-правовую форму;

2) цели и задачи общероссийской спортивной федерации;

3) виды спорта, развитие которых осуществляется общероссийской спортивной федерацией;

4) условия и порядок приобретения и утраты членства в общероссийской спортивной федерации, права и обязанности членов ОСФ;

5) структуру ОСФ, её руководящие и контрольно-ревизионные органы;

6) территорию, в пределах которой ОСФ осуществляет свою деятельность

7) порядок утверждения критериев отбора спортсменов для включения их в состав спортивной сборной команды, формируемой ОСФ;

8) порядок утверждения периодичности проведения ОСФ официальных спортивных мероприятий;

9) источники формирования денежных средств и иного имущества, права ОСФ и её структурных подразделений на управление имуществом ОСФ;

10) порядок уплаты вступительных и членских взносов.

Права и обязанности общероссийской спортивной федерации

Общероссийские спортивные федерации в установленном настоящим Федеральном законе вправе:

1) организовывать и проводить по соответствующему виду спорта чемпионаты, первенства и кубки России, разрабатывать и утверждать положения о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков России;

2) осуществлять аттестацию тренеров и спортивных судей по соответствующим видам спорта и контроль за их деятельностью;

3) разрабатывать с учётом правил, утверждённых международными спортивными федерациями, правил соответствующих видов спорта

4) осуществлять формирование, подготовку спортивных сборных команд Р. Ф. по соответствующим видам спорта для участия в международных спортивных соревнованиях.

4. Местные и региональные спортивные федерации

1. Создание, деятельность и ликвидация местных и региональных спортивных федераций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учётом особенностей, предусмотренных настоящим законом.

3. Местная спортивная федерация создаётся и действует в целях развития определённого вида или видов спорта на территориях муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.

4. Региональная спортивная федерация создаётся и действует в целях развития определённого вида или видов спорта на территории субъекта Российской Федерации.

5. По одному виду спорта на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган исполнительной власти субъекта Р. Ф. обязан аккредитовать только одну региональную спортивную федерацию. Государственная аккредитация осуществляется органом исполнительной власти субъекта Р. Ф., и по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта.

5. Спортивные клубы – являются юридическими лицами, осуществляющими учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность.

Спортивные клубы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Р. Ф., могут создаваться юридическими и физическими лицами. Спортивные клубы осуществляют свою деятельность за счёт собственных средств и иных не запрещённых законодательством Р. Ф. источников.

если назвать федерацию так: "Женская федерация пауэрлифтинга" будет ли это противоречить законодательству?

Конституции или какому либо другому документу регулирующему порядок регистрации спортивной ассоциации на некоммерческой основе НКО?

Что касается слова "федерация" его можно заменить на "ассоциация" - это не проблема.

сомнения вызывает слов "Женская"

Будет ли это проявлением феминизма, и противоречит ли это законодательству РФ?

Тут придется его немного дополнить.

Такого нко как федерация просто нет в законе об нко.

Более того — по ст 4. данного закона- в любом нко должно было в названии указана его организационно правовая форма- фонд, учреждение, ассоциация и т.д.

Но по смыслу у вас организационно правовая форма — это ассоциация или союз.

НАПРИМЕР название может быть

ассоциация — женская федерация .

союз — женская федерация.

можно использовать если хотите

и противоречит ли это законодательству РФ?

Виктория

не противоречит — тут минюст отказ не пришлет из за этого- главное цели в уставе написать как можно более понятно

Минюст москвы очень придирчив к уставу — цели, деятельность- вот эти моменты.

Нет, ограничения есть и спортивная федерация не может быть в форме союза или ассоциации.

Горлова Дарья

нет, я говорю о том что правовая форма- может быть союз или ассоциация.

А название этого союза — может быть любым в общем то.

И по смыслу союз подходит — организация с членством для защиты интересов какой то группы людей.

Это не по закону о физкультуре и спорте речь. Спортивная федерация совсем иное.

Почему нельзя нко — ассоциацию иметь с таким названием?

Каким должно быть наименование НКО указано в

Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип.

Единственные ограничения касаются использования слов Россия и производных

4. Использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами).

Добрый день, Виктория!

Да, если речь идет именно о федерации, поскольку спортивные федерации создаются исключительно в форме общественных организации, кроме того в наименовании должна быть указана ее территориальная сфера.

Но по смыслу у вас организационно правовая форма — это ассоциация или союз.

НАПРИМЕР название может быть

ассоциация — женская федерация .

союз — женская федерация.

Нет, ограничения есть и спортивная федерация не может быть в форме союза или ассоциации.

Статья 13. Местные и региональные спортивные федерации

1. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация местных и региональных спортивных федераций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 14. Общероссийские спортивные федерации

1. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация общероссийских спортивных федераций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Ассоциация или союз, это уже профессиональная лига.

Статья 19.2. Профессиональная спортивная лига

1. Профессиональная спортивная лига имеет право проводить официальные всероссийские профессиональные спортивные соревнования с согласия общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта.

Виктория, ответ на Ваш вопрос зависит от целей и видов деятельности НКО, если они соответсвуют определению ниже, то НКО можно создать только в форме общественной организации.

Также имеется судебная практика, подтверждающая обязательность такого разрешения в данном случае:


Федерации, спортивные ассоциации, профессиональные лиги, ДЮСШ, спортивные клубы, добровольные спортивные общества и фитнес-клубы – все это организации, работающие в сфере физкультуры и спорта. В России функционирует множество таких организаций, преследующих конкретные цели, будь то учебно-тренировочная деятельность, физкультурно-оздоровительная работа с населением или организация физкультурно-спортивной работы по воспитанию спортсменов-профессионалов. Пропаганда ЗОЖ, внедрение в массовое сознание идеи важности физического развития, воспитание спортивной культуры становятся все более актуальными в современном обществе. Это связано с тем, что продолжительность и качество жизни населения напрямую зависят от проводимой в стране физкультурно-спортивной политики.

Правовой аспект

В России деятельность физкультурно-спортивных организаций регулируется Федеральным законом № 329-ФЗ.

Федеральным законом № 329-ФЗ

Направленность и специализация таких образований различна, но все они имеют юридическую природу. Согласно статье 10 организационно-правовая форма физкультурно-спортивных организаций и их функционирование идентичны нормам, предусмотренным для коммерческих и некоммерческих организаций. Коммерческие компании работают на прибыль (например, фитнес-клубы). Некоммерческие объединения преследуют другие цели: приобщение населения к ЗОЖ, популяризация отдельных спортивных направлений и тому подобные. Членство физкультурно-спортивных организаций в спортивных объединениях международного уровня дает им соответствующие статусу права и обязанности, но только если последние не идут вразрез законодательству РФ. Эффективная работа таких объединений способствует подъему любительского и профессионального спорта.

  • распространение среди населения физкультуры и спорта;
  • охрана и укрепление здоровья спортсменов и всех лиц, причастных к спортивным и тренировочным мероприятиям;
  • обеспечение необходимых условий для тренировочного процесса;
  • содействие спортсменам и тренерам в достижении высоких результатов в спортивной деятельности.

Государственные физкультурно-спортивные организации

Для обеспечения учебного и тренировочного процессов, создания спортивного резерва и подготовки профессиональных спортсменов в стране создаются специальные учреждения. К ним относятся организации физкультурной и спортивной направленности и учреждения образовательного характера. Учебный и тренировочный процесс предполагает подготовку и проведение мероприятий, включая материальное обеспечение участников в период соревнований (питание, экипировка, медобслуживание). Подготовка проводится на основании типовых учебно-тренировочных программ, разработанных по результатам научно-прикладных исследований в области ФКиС. Также государственные организации осуществляют большинство управленческих функций. Ниже перечислены виды государственных ФСО.

Федеральные органы управления ФКиС

Негосударственные

Ведомственные, общественные и частные организации, работающих в сфере ФКиС, создаются с целью приобщения широких слоев населения к ЗОЖ, а также для создания резерва в спорте и подготовки спортсменов-профессионалов. К таким организациям относятся федерации, ассоциации, спортклубы, фитнес-клубы и тому подобные. Важнейшей общественной физкультурно-спортивной организацией России является ОКР.

Олимпийский комитет

Общероссийское общественное объединение ОКР способствует развитию профессионального и массового спорта, внедряет и поддерживает принципы олимпийского движения в стране, представляет Россию на международных мероприятиях, проводимых под эгидой Международного олимпийского комитета, утверждает состав участников от России и обеспечивает жизнедеятельность членов делегации на время поездки. Финансируется ОКР за счет собственных источников, добровольных пожертвований и средств из федерального бюджета. Также в стране существуют организации, отвечающие за подготовку и представительство паралимпийского, сурдлимпийского движения России и специальной олимпиады. Это Паралимпийский комитет России (спорт для людей с ограниченными возможностями), Сурдлимпийский комитет России (спорт для людей с нарушением слуха) и Специальная олимпиада России (спорт для людей с интеллектуальными нарушениями).

Общероссийские, региональные и местные федерации

В целях пропаганды и развития определенного вида(ов) спорта, проведения спортивных мероприятий и подготовки спортсменов создаются федерации общероссийского уровня. Организации, образованные на территории субъектов РФ, считаются региональными физкультурно-спортивными общественными организациями, а федерации, созданные на территориях городского округа, муниципалитетов или внутригородского муниципального образования Москвы и Санкт-Петербурга, являются местными спортивными федерациями. Обязанности общероссийских, местных и региональных спортивные федераций достаточно обширны. Они предполагают активную деятельность по организации, проведению, контролю, усовершенствованию спортивных направлений, за которые та или иная организация отвечает.

Спортивные соревнования

Спортивные федерации общероссийского уровня имеют право проводить первенства, чемпионаты и кубки России, разрабатывать регламенты соревнований, использовать символику сборных команд, осуществлять контроль над деятельностью судей и тренеров, проводить их аттестацию, осуществлять формирование сборных команд РФ, организовывать и проводить спортивные мероприятия межрегионального, всероссийского и международного уровня. В круг обязанностей общероссийских спортивных федераций входит развитие того или иного спортивного направления в стране, формирование сборных России для участия в международных соревнованиях, внесение предложений по проведению физкультурных и спортивных мероприятий, разработка программ развития определенной спортивной дисциплины, ведение информационной работы, организация детско-юношеских соревнований, противодействие допингу и дискриминации. Спортивные федерации регионального уровня имеют схожие права и обязанности только на уровне субъектов Российской Федерации.

Спортивные клубы

Юридические и физические лица имеют право по месту жительства или работы, а также на базе различных спортивных объединений (школьных, студенческих и т. п.) создавать физкультурно-спортивные клубы, осуществляющие физкультурную, тренировочную, соревновательную и воспитательную деятельность. Их финансирование осуществляется за счет собственных средств и других источников, не запрещенных законом. Основным видом деятельности спортивных клубов является организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с различными группами граждан.

Спортивные клубы бывают разных типов:

  • при общеобразовательных организациях;
  • при образовательных организациях профессионального и высшего образования;
  • при предприятиях, учреждениях, организациях;
  • фитнес-клубы;
  • клубы при учреждениях и организациях по месту жительства;
  • детские, подростковые клубы;
  • клубы при учреждениях и организациях адаптивной физкультуры и спорта.

Большая часть населения сегодня занимается в фитнес-клубах, которые есть во многих населенных пунктах. Данные заведения стали открываться в России после перестройки. Сейчас это популярный вид спортивно-оздоровительных платных услуг, позволяющий не только корректировать фигуру, но и добиваться значительных результатов в укреплении здоровья и поддержании хорошего самочувствия. Фитнес-индустрия предлагает широкий спектр услуг для разных групп населения. Эксперты отмечают, что темпы развития подобных услуг в мире уступают только высоким технологиям. Ключевые особенности фитнеса - это постоянное техническое совершенствование, обновление тренировочных программ и возможность индивидуального подхода к клиентам. Если сравнивать Россию с другими странами, то здесь уровень спортивной активности пока еще низкий. В России изначально фитнес-индустрия работала на премиум-класс, и только с 2005 года появились клубы среднего класса, что, безусловно, увеличило количество приверженцев спорта.

Физкультурно-оздоровительная работа

Развитые страны уже давно установили зависимость продолжительности жизни населения от политики государства в области физкультурно-оздоровительной работы с гражданами. Исследования показывают, что физкультура и спорт повышают сопротивляемость организма к различным болезням и улучшают общее состояние человека. Оздоровительные физкультурно-спортивные организации призваны удовлетворить потребность населения в укреплении и поддержании здоровья, реабилитации и проведении спортивного досуга. К подобным услугам относятся:

  • учебный и тренировочный процесс;
  • проведение занятий по физкультуре и спорту;
  • организация зрелищных мероприятий в сфере спорта;
  • предоставление населению сооружений, отвечающим всем требованиям для занятий спортом;
  • предоставление услуг образовательного и информационно-консультативного характера и пр.

Занятия по физкультуре и спорту включают работу в группах по общей физической подготовке и оздоровительной физкультуре, индивидуальные программы, организацию соревнований и различных видов досуга.

Спортивная деятельность

Организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий, а также спортивно-зрелищных предполагает проведение различных общественных праздников, вечеров, концертов, встреч, показательных выступлений. Учебный и тренировочный процесс направлен на оказание качественных услуг по формированию знаний, умений и навыков двигательных действий в конкретной спортивной дисциплине. Информационно-консультационные и образовательные услуги включают предоставление общей и подробной информации о предоставляемых услугах, тестирования, консультацию специалистов, составление рекомендаций, а также переподготовку и повышение квалификационных навыков в области ФКиС.

Оздоровительные физкультурно-спортивные организации различаются по формам собственности, деятельности, составу услуг. Их объединяет следование потребительским предпочтениям и требования к качеству оказываемых услуг.

Требования к оздоровительным услугам

Спортивные услуги должны формировать идею ЗОЖ у граждан, являться экологичными и безопасными. Должны быть обеспечены комфортность, эстетичность, своевременность, зрелищность, информированность, социальная адресность предоставляемых услуг, а также этичность персонала. Формирование ЗОЖ предполагает распространение знаний о важности занятий, доступность спортивных услуг для населения, использование различных методик и видов мероприятий, направленных на укрепление и оздоровление организма, поддерживающих здоровье граждан, обучение и врачебную консультацию.

Социальная адресность предусматривает соответствие услуг ожиданиям, а главное – возможностям различных групп. Все спортивные услуги должны отвечать требованиям безопасности и не наносить ущерб жизни, здоровью и имуществу потребителей. Для этого должны быть учтены требования пожарной безопасности, норм санитарной гигиены, медицинского обслуживания и предупреждения травматизма. В спортивных сооружениях должны присутствовать необходимые показатели микроклимата, не должен быть превышен допустимый уровень содержания вредных веществ и шума. Существуют определенные требования к прилегающим территориям, к уборке этих территорий и внутренних помещений. Обслуживающий персонал обязан иметь необходимую спортивную и профессиональную квалификацию, обеспечивать безопасность потребителей, знать порядок действий во внештатных ситуациях, иметь навыки преподавательской и организационно-методической деятельности.

Тренерская деятельность

Организация физкультурно-спортивных мероприятий

Подобные мероприятия могут иметь различную направленность: учебно-тренировочную, агитационно-пропагандистскую, соревновательную. Условия их проведения определяется организаторами, которые имеют право:

  • останавливать и прекращать мероприятия;
  • корректировать время;
  • утверждать итоги;
  • содействовать обеспечению общественного порядка на мероприятиях;
  • определять компенсационные выплаты волонтерам, судьям, контролерам-распорядителям, а также нормы предоставления им вещей и снаряжения, нормы питания и условия проживания;
  • устанавливать дополнительные требования для зрителей;
  • использовать наименования мероприятия и его символику;
  • размещать рекламу в месте проведения мероприятия;
  • выбирать производителей экипировки и оборудования;
  • освещать мероприятия;
  • определять виды, порядок применения, исполнения и прекращения спортивных санкций.

Порядок проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий в субъектах РФ, а также международных спортивных мероприятий имеет свои особенности и регламентируется статьей 20 федерального закона № 329-ФЗ.

Организация спортивных мероприятий

Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в обязательном порядке включает разработку положений о соревнованиях, утверждение оргкомитета и плана подготовки к мероприятию. В плане решаются все вопросы, касающиеся проведения мероприятия: место, сценарий открытия и закрытия, назначение судейской коллегии, места проживания и питания участников, рекламные вопросы, обеспечение медицинского обслуживания и множество других организационных вопросов. От четкости, продуманности и грамотности подготовительной части зависит итог проведения мероприятия.

Спорт в массы

Государственная политика по развитию массовой физкультуры и спорта реализуется всеми субъектами Российской Федерации. Главная цель – привлечение население к регулярным занятиям спортом и физкультурой. Организация физкультурно-массовой и спортивной работы проходит по всем направлениям и затрагивает различные группы населения. Используется соревновательная практика, различные смотры-конкурсы, учебно-тренировочные сборы, семинары, конференции, пропаганда ЗОЖ и так далее. Организация массовых физкультурно-спортивных мероприятий в субъектах способствует увеличению приверженцев ЗОЖ, особенно среди подрастающего поколения.

Массовые спортивные мероприятия

Актуальным остается вопрос организационной работы с отдаленными сельскими поселениями, в которых нет даже ДЮСШ. Правильно поставленная работа с населением способствует:

  • укреплению организма;
  • развитию ключевых двигательных качеств;
  • формированию привычки заниматься физкультурой и спортом;
  • воспитанию определенных моральных качеств, которые будут полезны в повседневной жизни.

Формами работы с населением являются занятия в кружках и секциях, туристические походы, спортивные соревнования, праздники физкультуры и спорта и тому подобное. И чем больше подобных мероприятий проводится в субъектах Российской Федерации, тем выше процент населения, приобщающегося к физическому воспитанию и идеям ЗОЖ.

Спортивно-оздоровительные услуги

Здоровая спина

В зависимости от комбинации упражнений и их темпа, занятия фитнесом носят спортивный или оздоровительный характер. В случае с оздоровлением предполагается умеренная аэробная нагрузка и акцент на развитие гибкости и мышечной силы. Осуществление спортивно-оздоровительной деятельности также проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях, при которых открываются клубы по спортивным интересам, секции, школы здоровья и тому подобное. Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия включают различные соревнования, праздники, фестивали, спартакиады. Их проведение включает в себя разработку планов мероприятий, их положений и других организационных моментов.

Заключение

Физкультурно-спортивная организация – это организация, преследующая цель проведения массовой физкультурно-оздоровительной работой и (или) развития спорта высоких достижений. Большое значение сейчас имеет развитие как профессионального, так и массового спорта. В Российской Федерации на данном этапе существует огромное количество физкультурно-спортивных организаций, деятельность которых отвечает определенной миссии: спортивные школы, клубы, физкультурно-оздоровительные центры, фитнес-клубы, государственные комитеты, федерации и так далее. Совершенствование работы данных организаций имеет первостепенное значение для поддержания здоровья населения, для привлечения молодого поколения к занятиям спортом, чтобы те предпочли ЗОЖ алкоголю, курению и другим пагубным привычкам. В странах, где спортивной политике уделяется повышенное внимание, где создаются все условия для приобщения населения к занятиям физкультурой и спортом, продолжительность жизни возрастает, а также решаются злободневные социальные проблемы (наркомания, преступность и тому подобные). Безусловно, популяризация массового спорта в стране – это долгосрочная задача, в решении которой должны принимать участие все члены общества. Специалисты отмечают подъем спортивного движения в России, повышение числа людей, занимающихся физкультурой и спортом. Идеальным показателем к 2020 году, по мнению правительства Российской Федерации, будет привлечение половины населения государства к занятиям спортом, в том числе восьмидесяти процентов детей.

Читайте также: