Какой вид деятельности включает дееспособность пятиклассника

Обновлено: 13.05.2024

Правосубъектность – это способность быть субъектом, то есть участником правоотношений. Она определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности.

Состав правосубъектности

Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность.

Понятие правоспособности

Правоспособность – это способность иметь права и нести обязанности. Правоспособность у граждан наступает с момента рождения, сохраняется за ним всю жизнь и заканчивается моментом смерти.

Понятие дееспособности

Дееспособность – это способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Дееспособность у граждан связана с возрастом и состоянием психического здоровья.

Подвиды дееспособности

Сделкоспособность – это способность осуществлять сделки.

Деликтоспособность – это способность самостоятельно отвечать за свои действия, нести юридическую ответственность за нарушение требований правовых норм.

Виды дееспособности

Абсолютная (полная) дееспособностьнаступает с 18 лет и заключается в возможности иметь права и нести в полном объеме обязанности. Она может наступить и ранее 18 лет:

Эмансипация – это объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным, если он достиг 16 лет и работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью, осуществляется при согласии законных представителей (обоих родителей, усыновителей, попечителей) – органом опеки и попечительства, при отсутствии родителей (усыновителей) либо их несогласии – решением суда;

Диспенсация – это снижение брачного возраста, которое возможно по достижении несовершеннолетним 16 лет. Лицо считается полностью дееспособным с момента вступления в брак.

Относительная дееспособность – это дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет, которая состоит в возможности:

Самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

Быть полноправным субъектом авторского и патентного права;

Совершать мелкие бытовые сделки;

Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

Быть членом кооператива (с 16 лет);

Самостоятельно нести ответственность за причиненный вред.

Все иные сделки осуществляются несовершеннолетними от 14 до 18 лет с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей, попечителей).

Ограниченная дееспособность. Лицо может быть признано ограниченно дееспособным по решению суда, если гражданин вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическим средствами ставит семью в тяжелое материальное положение.

Частичная дееспособность– это дееспособность малолетних детей от 6 до 14 лет, которая состоит в возможности самостоятельно заключать:

Мелкие бытовые сделки;

Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, которые не требуют нотариального оформления или государственной регистрации;

Сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или с его согласия третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения.

Все иные сделки за детей от 6 до 14 лет могут заключать от их имени только законные представители (родители, усыновители, опекуны).

Абсолютная (полная) недееспособность. Абсолютно недееспособные – это дети до 6 лет; признанные по решению суда граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими. Они не могут совершать никакие сделки, от их имени их совершают опекуны или попечители.

Для того, чтобы ограниченно дееспособные и недееспособные могли быть участниками правоотношений над ними устанавливается опека или попечительство. Опека устанавливается над детьми до 14 лет, а от 14 до 18 лет и ограниченно дееспособными, которые употребляют спиртные напитки и наркотические средства, - попечительство.

Сравнение дееспособности и правоспособности

Способность иметь права и нести обязанности

Способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их

Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность).

Обладать дееспособностью – значит иметь способность совершать различные юридические действия (заключать договоры, отвечать за причиненный вред, за неисполнение договорных обязательств и т.п.).

По общему правило дееспособность гражданина возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Что же касается дееспособности несовершеннолетних, то здесь существуют определенные изъятия и исключения.

Так, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей, за исключением:

  1. распоряжения своими заработком, стипендией и иными собственными доходами;
  2. осуществления права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законодательством результата своей интеллектуальной деятельности;
  3. внесения денежных средств в банки или небанковские кредитно-финансовые организации и распоряжения ими в соответствии с законодательством;
  4. совершения мелких бытовых сделок и некоторых иных сделок.

Сделка, совершенная несовершеннолетним без письменного согласия законных представителей, будет являться действительной только в случае ее последующего письменного одобрения.

Имущественную ответственность по сделкам несет сам несовершеннолетний, а субсидиарную ответственность - лицо, давшее письменное согласие на совершение соответствующей сделки.

За несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (малолетних) сделки могут совершать от их имени только законные представители - родители, усыновители или опекуны.

Необходимо отметить, что законодателем предусмотрена ограничительная мера, направленная на упреждение несовершеннолетнего от неразумного распоряжения своими доходами.

Так, в соответствии с п.4 ст.25 Гражданского кодекса Республики Беларусь при наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме.

Достаточными основаниями для лишения несовершеннолетнего права распоряжаться своими доходами являются расходование получаемых несовершеннолетним денежных средств не по назначению, неразумную их трату на приобретение спиртных напитков, наркотических веществ, игорные заведения.

Например, несовершеннолетний П. работает рабочим зеленого строительства, ежемесячно получает заработную плату, которую расходует исключительно на приобретение спиртных напитков. Мальчик неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст.17.3 КоАП, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Таким образом, несовершеннолетний П. в силу своего антиобщественного поведения неразумно и более того в ущерб своему здоровью расходует заработанные денежные средства.

Ограничение дееспособности несовершеннолетнего и лишение права самостоятельно получать и распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами может быть установлено только до достижения им совершеннолетнего возраста.

Выступить с инициативой в качестве заявителя могут органы опеки и попечительства, а также законные представители несовершеннолетнего, в некоторых случаях - комиссии по делам несовершеннолетних районных исполнительных и распорядительных органов.

Ограничение дееспособности несовершеннолетнего возможно только по решению суда.

Следует иметь ввиду, что последствие ограничения или лишения несовершеннолетнего права распоряжаться своими доходами выражается в невозможности самостоятельно расходовать свои личные денежные средства (зарплату, стипендию или иные доходы).

Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет вправе самостоятельно совершать только:

  1. мелкие бытовые сделки;
  2. сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, не требующие нотариального удостоверения или оформления либо государственной регистрации;
  3. сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения.

Имущественную ответственность по сделкам несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекун.

ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития. Педагогика и медицина подходят к ним, исходя из своих задач, и имеют собственные расшифровки. На их основе Министерство Просвещения разработало классификацию и соответствующие ей адаптивные программы обучения, изложив в Федеральном Государственном образовательном стандарте. Рассмотрим все эти варианты для создания общего представления о детях с ОВЗ.

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

ОВЗ по ФГОС

глухие, 4 варианта АООП НОО

слабослышащие, 3 варианта

слепые, 4 варианта

слабовидящие, 3 варианта

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Если с ребенком трудно

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята, сегодня мы поговорим на очень интересную тему. Вы частенько заглядываетесь на взрослых людей. Вам тоже хочется скорее вырасти и совершать поступки взрослых. Будьте осторожны! Слепое подражание взрослым не всегда правомерно для несовершеннолетних подростков. Естественно, вы, как граждане Российской Федерации, обладаете определенными правами, но кроме прав на вас возлагается и ответственность. Вот об этих нюансах правовых и этических норм поведения несовершеннолетних подростков мне и хотелось бы с вами поговорить.

Что такое дееспособность?

Эмансипация — объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным. Указанные действия служат достаточным доказательством того, что несовершеннолетний в состоянии самостоятельно принимать решения по имущественным и иным гражданско-правовым вопросам, т.е. достиг уровня зрелости, обычно наступаемого по достижении совершеннолетия. Эмансипация устанавливается по решению органа опеки и попечительства при наличии согласия обоих родителей, либо суда, если родители или один из них на то не согласны. Цель эмансипации заключается в придании несовершеннолетнему полноценного гражданско-правового статуса.

Закон предусматривает определенные возрастные этапы, с наступлением которых несовершеннолетнему предоставляются более широкие элементы дееспособности. Проявляется это в двух главных областях дееспособности: возможности совершения сделок и самостоятельной имущественной ответственности.

Несовершеннолетние, не достигшие четырнадцатилетнего возраста (малолетние), по общему правилу недееспособны, все сделки от их имени совершают только их родители, усыновители или опекуны. Однако законом предусмотрена возможность совершения малолетними определенных сделок.

От 6 до 14 лет — первый возрастной промежуток, с которым закон связывает определенный этап взросления. В этом возрасте малолетние вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные, на безвозмездное получение выгоды, не требующие но-^ тариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (п. 2 ст. 28 ГК).

Мелкие бытовые сделки — это сделки, которые направлены на удовлетворение обычных, каждодневных, потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительные по сумме. Покупка хлеба, молока, других продуктов питания, которые приобретаются практически постоянно, тетрадей и других предметов, необходимых малолетнему каждый день, совершение некоторых других сделок имеют обычный для любого ребенка потребительский характер. Более сложен второй критерий — незначительность суммы сделки. Является ли та или иная сделка значительной или незначительной по сумме? Здесь вступают в силу этические нормы или правовые нормы, определяемые судом в каждом конкретном случае. Проще говоря, пятиклассник может совершать незначительные сделки — вступать в правовые взаимоотношения, не противоречащие закону.

С достижением 14-летнего возраста несовершеннолетний наделяется правом совершать самостоятельно любые сделки, при условии письменного согласия его законных представителей. Согласие может быть получено как до совершения сделки, так и быть письменным одобрением уже состоявшейся сделки. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно и без согласия законных представителей, помимо сделок, совершаемых малолетними, распоряжаться собственным заработком, стипендией или иными доходами; осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а также по достижении 16 лет быть членами кооперативов (ст. 26 ГК РФ). В данных случаях подросток приобретает частичную дееспособность.

Например, с 14 лет несовершеннолетние имеют право на временные работы. Следовательно, заработанные деньги подросток имеет полное право потратить по собственному желанию. Вместе с тем, возможна ситуация, когда несовершеннолетний неразумно расходует заработанные средства. В этом случае законные представители либо орган опеки и попечительства вправе вмешаться и ходатайствовать перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией.

Давайте рассмотрим некоторые права и ответственность несовершеннолетних или определим правовой статус несовершеннолетних с рождения и до 16 лет.

Правовой статус несовершеннолетних

Права и ответственность

• Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка; ч. 1 ст. 20 Конституции РФ);

• Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка; ст. 58 Конституции РФ);

• Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка);

• Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

• Право на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

• Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного законодательства (ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка; ст. 56, 57 СК РФ);

• Право жить и воспитываться в семье;

• Право на имущественные права (ст. 9,12 Конвенции ООН о правах ребенка; ст. 54, 57, 60 СК РФ);

• Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка);

• Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка);

• Право на отдых и досуг;

• Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка);

• Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка);

• Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка);

• Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка);

• Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка)

• Право на образование;

• Обязанность получить основное общее образование (ст. 43 Конституции РФ);

• Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ)

Читайте также: