В каких органах власти и управления проходит гражданин россии военную службу

Обновлено: 30.06.2024

Военные находятся под защитой государства. Никто не имеет прав вмешиваться в их деятельность, кроме уполномоченных лиц.

Что такое статус военнослужащего?

Статус военнослужащего включает в себя права, свободы, обязанности, ответственность военных, гарантируемые государством РФ и установленные законом.

Статус военного присваивается после начала службы.

  • Защита свободы, чести, достоинства. Военные находятся под опекой государства, имеют социальные гарантии.
  • Свободу слова. Солдаты не должны разглашать государственную и военную тайну, осуждать начальство, критиковать поручения. Так же запрещается принимать участие в забастовках.
  • Свободу передвижения. Солдат может передвигаться в воинской части и в пределах гарнизонов.
  • Право на участие в управлении делами общества, государства. Служливый может быть избранным и избирать власть в органах муниципального, государственного управления.
  • Право на труд. По призыву у служливого начинает идти трудовой стаж по специальности.
  • Право на отдых и свободное время. Службы определяется распорядком, соответствует требованиям общевоинских уставов, однако солдату предоставляется восемь часов сна и два часа личного времени.

Зачем нужен?

Статус защитника Отечесства включает так же ряд обязанностей, а именно подготовка к вооруженной защите РФ, выполнение задач, которые зачастую связаны с риском для жизни. Кроме того служливым предоставляются социальные гарантии, льготы, компенсации.

Для солдат существует единая система социальной правовой защиты. На протяжении всей службы солдаты получают денежные довольства и льготы.

Контрактники имеют право:

  • Заработную плату в соответствии с занимаемой должностью
  • Бесплатный проезд
  • Продовольственное обеспечение
  • Жилищное обеспечение
  • Обязательное государственное личное страхование
  • Выплату подъемного пособия
  • Перевоз до двадцати тонн личного имущества
  • Социальные гарантии
  • Единовременное пособие при увольнении
  • Изготовление зубных протезов
  • Бесплатное лечение и реабилитацию
  • Право на пенсионное обеспечение

Солдат срочной службы является военнослужащим, военный, проходящий сборы – военнообязанным.

Виды статуса

Защитники Родины – лица, выполняющие обязанности во время прохождения службы.

Их деятельность связана с решением вопросов безопасности и обороны государства, поэтому граждане обладают отличным от других правовым и социальным положением.

Правовой

Правовые гарантии лицам, не достигшим 18, обучающимся в образовательных учреждения регулируются ФЗ и НПА.

Правовая защита распространяется на уволенных с военной службы.

Согласно Гаагской конвенции солдаты имеют право на:

  • Явственный видимый отличительный знак.
  • Иметь во главу лицо, ответственное за подчиненных.
  • Открыто носить оружие.
  • Соблюдать в своих действия законы и обычаи военных действий.

Социальный

Защитникам Родины обеспечены социальные гарантии и компенсации. Они распространяются не только на солдата, но и на:

  • Членов семьи (супруга(ов), детей до 23, обучающихся на очной форме обучения, детей старше 18, ставшие инвалидами до совершеннолетия, лица на иждивении).
  • Военнослужащих, захваченных в плен.
  • Военнослужащих, ставших заложниками.
  • Граждан, уволенных со службы в ВС РФ.
  • Ветеран ВОВ.
  • Ветеран боевых действий на территории других государств.
  • Граждан, уволенных в ВС СССР.

За военными сохраняются материальные гарантии. Члены семьи могут проживать вместе с солдатом.

Что предусматривает социальная защита для военных и членов семьи?

  • Реализация компенсаций, прав, гарантий от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • Охрану жизни и здоровья.

Что включает социальный пакет?

  • Ежемесячную доплату за выслугу лет от десяти процентов.
  • Ежемесячную доплату за квалификационную категорию.
  • Надбавку, связанную с выполнением задач, которые угрожают жизни и здоровью.
  • Премию.
  • Материальную помощь равную одному месячному окладу.

У кого может быть статус?

Гражданин приобретает положение военнослужащего с момента начала службы. По окончанию статус утрачивается. Военным выдается документ, который удостоверяет личность и правовой статус. Солдаты имеют право хранить, использовать, носить оружие.

Кто является военнослужащим?

  • Сержанты, старшины, солдаты, матросы.
  • Курсанты военно-образовательных учреждений.
  • Военные, проходящие службу по контракту.
  • Если гражданин призван на сборы, то положение военнослужащего распространяется в соответствии с ФЗ и НПА.

Солдаты проходят службу в Вооруженных силах, частях или кораблях. Военнослужащий, который первый раз призван на службу, должен принести присягу.

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ)

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Статус военнослужащих

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), федеральные государственные органы, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей. (В редакции Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ; от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Статья 2. Граждане, имеющие статус военнослужащих

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"). (В редакции Федеральных законов от 28.06.2002 № 75-ФЗ; от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (В редакции Федеральных законов от 04.12.2006 № 203-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ)

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

военнослужащим и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации. (Абзац введен - Федеральный закон от 27.11.2002 № 155-ФЗ; в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

6. Военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам военной службы, а также ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

7. Правовые и социальные гарантии несовершеннолетним гражданам, обучающимся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной службе, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

8. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих. Органы государственной власти и военное командование обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного права.

В случае безвестного отсутствия военнослужащих за ними сохраняется статус военнослужащих до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.

За указанными военнослужащими сохраняются материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения либо до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими. (В редакции Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 22.06.2007 № 113-ФЗ)

9. Военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 3. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления. (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Статья 4. Правовые основы статуса военнослужащих

1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

ГЛАВА II. ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

Статья 5. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих

1. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - общевоинские уставы).

2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

За уклонение от призыва на военную службу предусмотрены крупные штрафы, принудительные работы и даже лишение свободы на срок до 2 лет. Тем, кто не готов взять в руки оружие, Конституция дает право на альтернативную службу – по сути, это обычная оплачиваемая работа

На работу вместо военной службы

Защита Отечества – долг и обязанность гражданина РФ (ст. 59 Конституции). Он несет военную службу в соответствии с федеральным законом 1 , который предусматривает смешанную систему комплектования Вооруженных Сил РФ – граждане могут пройти службу как по призыву, так и по контракту, т.е. стать профессиональными военнослужащими.

За уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее ст. 328 Уголовного кодекса предусматривает наказание: штраф в размере до 200 тыс. руб. или дохода гражданина за период до 18 месяцев, принудительные работы на срок до 2 лет, арест на срок до 6 месяцев либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Но что делать молодым людям, которые по соображениям совести не готовы брать в руки оружие и носить военную форму? Ответ на этот вопрос кроется в Основном Законе: если убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции).

Что такое альтернативная гражданская служба?

В законе дано такое определение: альтернативная гражданская служба (АГС) – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву 2 . На практике АГС представляет собой обычную оплачиваемую работу, которую граждане выполняют вместо службы в армии.

Срок альтернативной гражданской службы сейчас составляет 1 год и 9 месяцев. Если молодой человек будет направлен для ее прохождения в организацию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, то срок службы составит на 3 месяца меньше.

Кто может пройти альтернативную службу?

Пройти АГС может любой молодой человек, чьи убеждения противоречат несению военной службы, независимо от того, являются они светскими или религиозными.

Еще в 1996 г. Конституционный Суд РФ признал, что именно убеждения и вероисповедание являются основанием для возникновения права гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской 3 .

Дополнительно закон закрепляет право на прохождение АГС за гражданами, которые относятся к коренному малочисленному народу РФ, ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционную хозяйственную деятельность и занимаются традиционными промыслами.

Как реализовать право на АГС?

Очень просто – путем подачи заявления в военный комиссариат о замене военной службы альтернативной гражданской. В заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. То есть нужно изложить, в чем заключается суть убеждений, противоречащих несению военной службы. Проще всего это сделать, ответив на вопрос: какие взгляды не позволяют мне брать в руки оружие? Молодой человек должен быть способен сформулировать этическую основу своих убеждений.

Кроме того, полезно указать в заявлении тех, кто согласен подтвердить достоверность доводов призывника о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Нужно будет сообщить их контактную информацию и попросить вызвать их в день рассмотрения заявления.

Наконец, необходимо приложить к заявлению автобиографию и характеристику с места учебы или работы. Нелишним будет предоставить и иные документы, которые будут подтверждать изложенные доводы. К примеру, если гражданин обосновывает отказ от службы в армии пацифистскими взглядами, он может приложить сочинения на эту тему; если он ведет активную общественную жизнь, которая демонстрирует его пацифизм, – полезными окажутся фотографии или публикации об этом. Перечень дополнительных документов не ограничен – чем больше релевантных данных представит призывник, тем лучше.

В какие сроки подается заявление на прохождение АГС?

Призывник должен подать в военный комиссариат заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской в следующие сроки 5 :

  • до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре-декабре текущего года;
  • до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле-июне следующего года.

То есть заявление нужно подать за 6 месяцев до начала призывной кампании, во время которой гражданин должен быть призван в армию. Например, молодой человек обучается в вузе по программе бакалавриата и имеет право на отсрочку от призыва до 30 июня 2021 г. Подать заявление на прохождение АГС он должен до 30 сентября 2020 г., поскольку он будет подлежать призыву во время весенней призывной кампании, которая пройдет с 1 апреля по 15 июля 2021 г.

Но есть и исключения: если отсрочка от призыва на военную службу будет прекращена преждевременно, то заявление о замене этой службы альтернативной гражданской необходимо подать в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Например, если студент отчислится из вуза, то заявление он должен будет подать не позднее чем через 10 дней после подписания приказа об отчислении.

Молодой человек вправе подать заявление на прохождение АГС, даже если сроки были пропущены. Но в такой ситуации в заявлении он должен указать причины, объясняющие его несвоевременную подачу. Так, в 2006 г. Конституционный Суд указал, что при наличии уважительных причин срок подачи заявления может быть восстановлен призывной комиссией или судом 6 .

Заявление на прохождение АГС с прилагаемыми документами следует лично отнести в военный комиссариат и подать в двух экземплярах. На одном из них в канцелярии должны поставить отметку о принятии – этот экземпляр останется у призывника в качестве подтверждения факта подачи заявления. Возможен иной вариант: военный комиссариат выдаст призывнику документ, подтверждающий регистрацию заявления.

Как рассматривают заявление?

Рассматривать заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую будет призывная комиссия – коллегиальный орган, состоящий из представителей разных органов власти. На заседание комиссии призывника вызывают повесткой.

Молодому человеку нужно будет устно объяснить, в чем заключается суть его убеждений, противоречащих службе в армии. Поэтому стоит заранее подготовить план выступления, чтобы донести до членов комиссии свою мысль. Перед призывником не стоит задача убедить комиссию в правильности своих убеждений – нужно лишь стройно продемонстрировать собственные взгляды и быть готовым ответить на вопросы. Он может пригласить на заседание знакомых или родственников, которые будут готовы подтвердить достоверность его доводов, и попросить их заслушать.

По результатам заседания призывная комиссия вынесет решение о замене военной службы на альтернативную гражданскую. Если молодому человеку отказали в удовлетворении его просьбы, он вправе оспорить это решение в судебном порядке. Пока решение суда не вступит в законную силу, его не смогут призвать в армию.

Военную службу заменили на альтернативную гражданскую. Что дальше?

Остается ждать следующего призыва. За это время военный комиссариат направит информацию в Федеральную службу по труду и занятости, которая подготовит призывнику место для прохождения службы. После призыва молодой человек пройдет медицинское освидетельствование и в случае годности приступит к прохождению АГС. Если же призывник будет признан негодным или ограниченно годным к службе, то его освободят от этой обязанности и выдадут военный билет.

Как проходят альтернативную гражданскую службу?

Во время прохождения АГС молодой человек живет дома, ходит на работу, за которую получает заработную плату в том же размере, что и его коллеги на аналогичной должности, а в свободное время может заниматься своими делами.

Трудовая деятельность альтернативнослужащего регламентируется российским законодательством, в том числе Трудовым кодексом. Как и другие работники, он может получать образование в свободное от работы время и пользоваться правом на отпуск. Если его направляют служить в другой регион, то ему бесплатно предоставляется жилье и оплачивается проезд. Время прохождения АГС засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Отличий от обычной трудовой деятельности не так много: граждане, проходящие АГС, не вправе отказываться от заключения срочного трудового договора, от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них договором, и расторгать его по своей инициативе; занимать руководящие должности; участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций; совмещать АГС с работой в иных организациях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями; покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят АГС, без согласования с представителем работодателя; оставлять рабочее место в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности 7 .

Какое наказание предусмотрено за уклонение от прохождения АГС?

Если молодой человек был освобожден от военной службы и уклоняется от прохождения АГС, он может быть наказан штрафом в размере до 80 тыс. руб. или его дохода за период до 6 месяцев, обязательными работами на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев (ч. 2 ст. 328 УК РФ).

3 Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. № 93-О.

6 Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г. № 447-О.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.



Военная служба — особый вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (лиц без гражданства: Россия, США, Франция) на воинских должностях в вооруженных силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Таким гражданам присваиваются воинские звания или специальные.

Содержание

Формы прохождения военной службы

Военную службу граждане могут проходить как на добровольной основе (служба по контракту), так и по призыву. Служба по контракту является единственной формой комплектования вооруженных сил во многих странах. Она существует и в странах, в которых действует всеобщая воинская обязанность. Профессиональные солдаты лучше чем призывники справляются с обслуживанием и использованием сложной военной техники.

После окончания Холодной войны многие страны отказались от всеобщей воинской обязанности. Угроза крупномасштабной войны значительно уменьшилась, а для локальных военных конфликтов относительно малочисленная профессиональная армия подходит лучше, чем призывная. [1]

Военная служба в мире



Комплектование вооружённых сил осуществляется на добровольной основе. На службу принимаются граждане США, граждане других государств, постоянно проживающие в США, имеющие хотя бы среднее образование.

Минимальный возраст кандидата — 18 лет (17 лет при согласии родителей). Максимальный возраст приёма на службу зависит от вида вооружённых сил и принадлежности к регулярным силам или резервным компонентам (регулярные ВВС, регулярная береговая охрана — 27 лет, регулярная морская пехота, резерв морской пехоты — 28 лет, резерв ВВС, ВВС национальной гвардии, регулярные ВМС — 34 года, резерв сухопутных войск, резерв ВМС, резерв береговой охраны — 39 лет, регулярные сухопутные войска, сухопутные войска национальной гвардии — 42 года).

Срок контракта — от 3 до 6 лет.

Все военнослужащие (как регулярных сил, так и резервных компонентов) начинают службу с прохождения курса начальной боевой подготовки в специальных лагерях (9 недель в СВ, 6 недель в ВВС, 8 недель в ВМС и береговой охране, 12 недель в морской пехоте). После этого военнослужащие регулярных сил проходят специальную подготовку, продолжительность которой зависит от осваиваемой военной специальности и направляются для дальнейшего прохождения службы в войска.

Военнослужащие резервных компонентов после курса начальной боевой подготовки привлекается на занятия один уик-энд в месяц и две недели в году. При необходимости военнослужащие резервных компонентов призываются на действительную службу.

Россия

Советский период

Военная служба — особый вид государственной службы, заключающийся в выполнении советскими гражданами конституционной воинской обязанности в составе ВС СССР (ст. 63 Конституции СССР). Военная служба являлась наиболее активной формой осуществления гражданами своего конституционного долга защищать социалистическое Отечество (ст. 31 и 62, Конституции СССР), являлась почётной обязанностью и возлагалась только на граждан СССР. Иностранцы и лица без гражданства, проживавшие на территории СССР, воинскую обязанность не несли и на военную службу не зачислялись, тогда как на работу (службу) в гражданские советские организации они могли приниматься с соблюдением установленных законами правил.

На военную службу советские граждане привлекались в обязательном порядке путём призывов (очередных, на учебные сборы и по мобилизации) в соответствии с конституционной обязанностью (ст. 63, Конституции СССР), и в соответствии со ст. 7 Закона о всеобщей воинской обязанности (1967 г.) все военнослужащие и военнообязанные принимали военную присягу на верность своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству. Для военной службы характерно наличие института присваиваемых в установленном ст.9 Закона о всеобщей воинской обязанности (1967 г.) порядке персональных воинских званий, в соответствии с которыми военнослужащие и военнообязанные делились на начальников и подчинённых, старших и младших со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

В ВС СССР призывалось около 40 % от призывного контингента, состоящего на воинском учёте (приписанного к военкоматам).

Формы прохождения военной службы были установлены в соответствии с принятым в современных условиях принципом строительства ВС на постоянной кадровой основе (сочетание кадровых ВС с наличием запаса военнообязанных военно-обученных граждан). Поэтому согласно Закону о всеобщей воинской обязанности (ст.5) военная служба делилась на действительную военную службу и службу в запасе, каждая из которых протекала в особых формах.

Действительная военная служба — служба советских граждан в кадрах ВС, в составе соответствующих воинских частей, экипажей военных кораблей, а также учреждений, заведений и других военных организаций. Лица, зачисленные на действительную военную службу, именовались военнослужащими, они вступали с государством в военно-служебные отношения, назначались на такие предусмотренные штатами должности, для которых требовалась определённая военная или специальная подготовка.

В соответствии с организационной структурой ВС, различием в характере и объёме служебной компетенции личного состава государством были приняты и использовались следующие формы действительной военной службы:

  • срочная военная служба солдат и матросов, сержантов и старшин
  • сверхсрочная военная служба сержантов и старшин
  • служба прапорщиков и мичманов
  • служба офицерского состава, в том числе офицеров, которые призывались из запаса на срок 2-3-и года

В качестве дополнительной формы прохождения действительной военной службы использовалась служба женщин, принимаемых в мирное время в ВС СССР на добровольных началах на должности солдат и матросов, сержантов и старшин;

К формам прохождения военной службы примыкала служба (работа) военных строителей.

Служба в запасе — периодическое несение военной службы гражданами, зачисленными в запас ВС. Лица, состоявшие в запасе, именовались военнообязанными запаса.

Формами прохождения военной службы за время состояния в запасе являлись краткосрочные сборы и переподготовка:

  • учебные сборы, имеющие своей целью совершенствование военной и специальной подготовки военнообязанных, поддержание её на уровне современных требований;
  • поверочные сборы, имеющие своей целью определить боевую и мобилизационную готовность органов военного управления (ОВУ);

К формированиям по обеспечению обороны и безопасности относились:

Федеративный период

Статус военнослужащего





Статус военнослужащих — совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством. Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных: • во-первых, военнослужащие обладают гражданством своего государства, и, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам; • во-вторых, военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, что обусловливает наличие специального (особого) правового статуса — общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности.

Права и обязанности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объём и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей. В то же время военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах, выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, выполнение которого выходит за пределы его должностных обязанностей и носит, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Например, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ часовой для исполнения своих специальных еляется вами: приметь ожие в аях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц, которые обязаны беспрекословно их ь; подчиняться лишь строго определенным лицам — начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая других начальников (в том числе своего непосредственного и прямых). Кроме должностных и специальных обязанностей и прав военнослужащие имеют также общие обязанности, присущие всем военнослужащим независимо от занимаемой должности, а также права, связанные с прохождением военной службы. К общеслужебным обязанностям военнослужащих также относятся общеслужебные ограничения в форме обязанностей, запрещающих совершать определенную деятельность. Суть их заключается в ограничении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, что не противоречит Конституции РФ, так как в соответствии со ст. 55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение отдельных конституционных прав военнослужащих обусловлено спецификой особого вида федеральной государственной службы в сфере обороны и безопасности государства, необходимостью обеспечения принципа политического нейтралитета военнослужащих, их четкой работы и предотвращения злоупотребления властью. Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов. Под ними часто понимаются льготы, призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод. Действительно, с одной стороны, они тесно связаны с отдельными субъективными правами военнослужащих, а с другой — образуют самостоятельное субъективное право военнослужащих на льготы, под которыми понимаются определенные преимущества, предоставляемые гражданам в связи с военной службой, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей.

Должности, звания и штат военнослужащих

К формированиям по обеспечению обороны и безопасности относятся:

Граждане, находящиеся на военной службе, являются военнослужащими. Военнослужащим присваиваются воинские звания. Военную службу граждане могут проходить как на добровольной основе, так и по призыву.

Читайте также: