В каких нормах права российского законодательства концепция устойчивого развития отражается

Обновлено: 30.06.2024

Как же человек строил свои отношения со своей прародительницей в течение веков, если к середине 60-х годов XX века довел ее до кризисного состояния? Чем обусловливается изменение отношения общества к природе?

Концепция потребительского отношения к природе. Потребительское отношение общества к природе и ее ресурсам было господствующим, если не на словах, то на деле, в государствах как с рыночной экономикой, так и с плановой. Концепция потребительского отношения к природе торжествовала веками, особенно начиная со стадии капиталистического развития общества. Что касается практики взаимодействия советского общества с природой, то оно было фактически потребительским на протяжении всего периода строительства социализма и коммунизма. В основном таким же оно сохраняется в России и сейчас. В практическом плане суть этой концепции заключается в том, что природа воспринимается как кладовая, из которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства и создания богатства общества.

На современном этапе, когда господство человека над природой демонстрируется особенно настойчиво и вызывающе, потребительское отношение к природе в нашей стране было выражено известными словами И.В. Мичурина: "Нам не надо ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача". "На наш век хватит", "после нас хоть потоп" - вот лозунги, под которыми осуществлялось и осуществляется решение многих программ хозяйственного развития. Закономерным результатом потребительского отношения к природе раньше или позже является, как уже отмечалось, ее истощение, ее деградация, что соответствующим образом отразится на человеке и обществе.

На ущербность концепции потребительского отношения к природе обращалось внимание и ранее. Так, Н.Ф. Федоров, русский религиозный мыслитель-утопист (1828 - 1903), писал еще в конце XIX века: "Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация, эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца" .

Федоров Н. Сочинения. М., 1982. С. 301.

Концепция невмешательства в природу. Эта концепция противоположна предыдущей. Она может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте, поскольку в процессе общественного развития человек не может не вмешиваться в природу, не оказывать на нее положительного или отрицательного воздействия. Сторонники этой концепции исходят из того, что все процессы в природе осуществляются на основе объективных законов, "природа знает лучше" и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов без учета законов ее развития оборачиваются серьезными последствиями и для человека, и для природы.

Учение о ноосфере. При характеристике концепций отношения общества к природе в историческом аспекте следует указать на теоретическую концепцию, вытекающую из учения о ноосфере, разработанного русским академиком В.И. Вернадским, французским философом Тейяр де Шарденом и др. В.И. Вернадский уже в первые годы XX века поставил перед собой и наукой вопрос о месте человека в общепланетарном развитии. По утверждению В.И. Вернадского, ум человека превращается в основную геологообразующую силу. И, как следствие, человек должен принять на себя ответственность за будущее развитие природы.

Сторонники этого учения исходят из недопустимости использования силы человеческого разума для уничтожения или подавления живого, как это происходило в прошлом и, к сожалению, происходит в наши дни. Сила человеческого разума должна стать справедливой, доброй по отношению к человеку и окружающей его среде, к планете Земля, к околоземному пространству и космосу в целом. "Под влиянием научной мысли и человеческого труда, - писал В.И. Вернадский, - биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу". Ноосфера - это гармонично преобразованные научной мыслью отношения между людьми, между природой и обществом, органическими и неорганическими, сознательными и бессознательными силами мира. Человек призван к мировому творчеству, и это творчество есть часть самой природы, реальная движущая сила мироздания. Создание ноосферы немыслимо без уяснения этических и правовых сторон верховенства человеческого разума, принимающего на себя миссию определять развитие мира, направлять и регулировать его движение. Разум человека, его научная мысль, по мнению В.И. Вернадского, призваны спасти человечество от гибели.

Учение о ноосфере подчеркивает значение идей естественного права и естественной справедливости, указывающих на нормы, с которыми должен считаться человек, стремясь установить сбалансированные отношения между обществом и природой, обеспечить равновесие и гармонию в их взаимоотношении. Осваивая природу, человек преобразовывает себя в соответствии с законами природы, природными императивами. Благодаря этому он способен сохранять за собой меняющиеся на каждом историческом этапе функции регуляции и контроля над социальными и естественными процессами.

Учение о ноосфере, разработанное еще в первой половине XX века, на практике оказывается нереализованным. Оно несет огромный потенциал, особенно в условиях глобального экологического кризиса. По признанию теоретиков права, учение о ноосфере может служить научной и философской основой юридического мировоззрения в будущем.

Концепции ограничения экономического развития, потребностей и народонаселения. Появление этих концепций в 60 - 70-ые годы явилось реакцией на истощение природных ресурсов, высокие уровни загрязнения окружающей природной среды, одним словом, на деградацию природы. Сторонники этих концепций (американский ученый Дж. Форрестер, члены "Римского клуба", неправительственного научно-исследовательского международного объединения, образованного в 1968 г., и др.) исходят из перспектив экологического "коллапса" и связанной с этим гибелью человеческого общества, основываются на системе расчетов, включающей экстраполяцию современных темпов развития общества. Они считают, что для того чтобы предупредить экологическую катастрофу и жить в гармонии с природой, человечество должно ограничить свои потребности, развитие экономики, которая должна быть ориентирована на удовлетворение этих потребностей и рост численности населения.

Эти концепции были подвергнуты резкой критике во всем мире. Призывы к торможению экономического развития человечества оцениваются как утопичные и реакционные.

Концепция устойчивого развития. Одна из современных, наиболее распространенных и поддерживаемых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы - концепция устойчивого развития. Ее появление, развитие и признание связано с природоохранительной деятельностью ООН. По инициативе Генерального Секретаря ООН в 1984 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд. В задачи Комиссии входила, в частности, выработка предложений долгосрочных стратегий в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 году и на более длительный период; рассмотрение способов и средств, с использованием которых мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее" был представлен Генеральной Ассамблее ООН в 1987 году.

Центральное место в этом документе занимает концепция устойчивого развития. Исходя из того, что основной задачей развития является удовлетворение человеческих потребностей и стремлений, устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Другими словами, устойчивое развитие - это экологически обоснованное экономическое и социальное развитие.

Существенное достоинство концепции устойчивого развития в том, что она учитывает не только экологический, но и временной фактор. Ориентированная на длительную перспективу модель устойчивого развития основана на идее равенства интересов настоящего и будущих поколений. Известно, что достижение современным обществом и государством целей социально-экономической и экологической политики сопровождалось деградацией природы в ущерб будущим поколениям. Закрепленная в нормах права модель устойчивого развития является формой регулирования социальной ответственности современного общества и государства за создание условий для будущих поколений удовлетворять разнообразные потребности - физиологические, экономические, духовные и иные - в процессе взаимодействия с природой.

Концепция устойчивого развития получает закрепление и развитие в российском законодательстве об окружающей среде. Необходимость ее разработки и реализации предусмотрена в двух специальных Указах Президента РФ - от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и от 1 апреля 1996 г. "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".

Данный документ стал основополагающим в практике перехода России к устойчивому развитию. В обозначенном нормативном акте раскрываются задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию, учитываются региональный аспект, критерии принятия решений и показатели устойчивого развития, а также оговариваются этапы перехода России к устойчивому развитию.

Для сбалансированного решения социально-экономических и экологических задач необходимо решать их в определенной последовательности. К первоочередным задачам относятся следующие: стабилизация экологической ситуации при выходе из экономического кризиса; улучшение качества окружающей среды за счет экологически ориентированных методов управления и экологизации экономической деятельности; ведение хозяйственной деятельности только в пределах емкости экосистем, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий и изменение структуры экономики.

Основными направлениями перехода к устойчивому развитию являются:

  • создание правовых основ, включающих совершенствование законодательства и экономические механизмы природопользования и охраны природы;
  • разработка систем стимулирования и ответственности за экологические результаты хозяйственной деятельности; отношение к биосфере не только как к ресурсу, но и как к фундаменту жизни;
  • оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого уровня воздействия на них;
  • формирование эффективных систем воспитания, образования и пропаганды идей устойчивого развития.

Основные условия перехода к устойчивому развитию следующие:

Переход к устойчивому развитию страны должен быть обеспечен, прежде всего, устойчивым развитием регионов. Проблемы, решаемые в регионах, должны соответствовать общим федеральным задачам, но с учетом местных особенностей.

На этапе принятия Концепции создаются лишь рамочные условия, обеспечивающие сбалансированное функционирование триады: природа, население, хозяйство. При принятии решений необходимо выделить приоритеты, учитывать последствия реализации этих решений в социально-экономической и экологической сферах, делать оценку затрат, выгоды и рисков с соблюдением следующих условий: никакая хозяйственная деятельность не должна быть оправдана, если экологические ущербы превышают выгоды; минимизация ущербов следует осуществлять до разумно возможного уровня.

Для управления процессом перехода устойчивого развития должны устанавливаться целевые ориентиры и контроль за их достижением. Целевые ориентиры выражаются в трех основных показателях:

1) качество жизни – показатели: здоровье людей, продолжительность их жизни, состояние окружающей среды, уровень образования, доход и т.д.;

2) экономическое развитие – показатели: удельное потребление энергии и ресурсов; удельное производство отходов и др.;

3) экологическое благополучие – показатели: состояние окружающей среды, уровень потребления природных ресурсов, уровень нарушенности экосистем, соотношение между потребностями в ресурсах и их запасами и др.

Поскольку биосфера, как регулятор условий существования жизни – единая система, то и переход к устойчивому развитию мирового сообщества реален только в условиях эффективного международного сотрудничества. Роль России в решении планетарных экологических проблем определяется наличием обширных нетронутых территорий, являющихся резервом устойчивости биосферы в целом. Поэтому приоритеты России в международном сотрудничестве сводятся, в основном, к следующему:

  • активное участие в международных научных программах;
  • стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;
  • обеспечение экологических интересов страны во внешнеэкономической деятельности;
  • реализация соглашений по направлениям, обозначенным в документах ООН (1992).

Достигнуть устойчивого развития можно лишь после решения масштабных социальных, экономических и экологических задач. Путь это длительный. Поэтому переход должен осуществляться поэтапно.

Начальный этап в России предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем. Тем более важно на этом этапе соблюдать экологические ограничения. Одновременно следует восстанавливать экологически кризисные регионы. На следующем этапе должны осуществляться структурные преобразования в экономике и экологизация всех сфер природопользования, снижение использования природного ресурсного потенциала на душу населения. На последних этапах решаются проблемы гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Россия, как основной владелец ненарушенных экосистем, будет играть одну из ключевых ролей в этих процессах.

В 2000 году на Саммите Тысячелетия была принята Декларация Тысячелетия ООН, по которой страны взяли на себя обязательства сделать право на развитие реальным для каждого человека и освободить человечество от нужды и бедности. В Декларации страны договорились об установлении привязанных к конкретным срокам и поддающихся оценке целей и показателей в области борьбы с нищетой, голодом, болезнями, неграмотностью, ухудшением состояния окружающей среды и дискриминацией в отношении женщин. Были определены Цели развития тысячелетия (ЦРТ) на период до 2015 года. Сегодня оценка прогресса в достижении ЦРТ выполняется по более чем 60 показателям, охватывая 190 стран. Программа развития ООН (ПРООН) в 2005 году для достижения наиболее эффективного вклада в область развития на глобальном уровне адаптировала для России концепцию ЦРТ. В 2005 и 2010 годах были подготовлены доклады ПРООН о прогрессе в достижении ЦРТ в России.

Несмотря на значительные успехи РФ в достижении Целей развития тысячелетия, в частности по таким направлениям, как сокращение бедности, обеспечение доступности образования, снижение детской и материнской смертности, профилактика ВИЧ/СПИДа, а также укрепление роли России как международного донора, остается много нерешенных проблем как в области охраны окружающей среды, так и в социальной сфере.

На основании этого можно утверждать, что Российская Федерация движется в направлении устойчивого развития. Это движение, безусловно, имеет свои особенности и может отличаться от подходов других стран в процессе реализации принципов устойчивого развития.

Счетная палата представила отчет "Анализ системы государственного управления по внедрению повестки устойчивого развития за период 2019 года, истекший период 2020 года".

О том, как Повестка устойчивого развития интегрирована в национальные цели развития и готова ли к ее внедрению система госуправления в России, "РГ" рассказал аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев.

Фото: Мария Попова

Насколько Повестка устойчивого развития ООН интегрирована в цели национального развития РФ? Способствуют ли цели и задачи нацпроектов внедрению ЦУР?

Дмитрий Зайцев: Вначале предлагаю вспомнить, что Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года - это прежде всего декларация принципа межпоколенческого, гуманистического взаимодействия, который возник гораздо раньше, чем цели устойчивого развития. Еще в 1987 году Комиссия ООН по окружающей среде и развитию под руководством председателя Гру Харлем Брундтланда выдвинула идею, что "устойчивое развитие - это развитие, которое обеспечивает нужды современного поколения, не подвергая угрозе жизненные потребности будущих поколений".

Причем эти жизненные потребности касаются как сферы экономики и экологии, так и социального благополучия людей. Но кардинальное отличие Повестки ООН в том, что в ней впервые установлены показатели, на достижение которых нацелены все государства, впервые введена система мониторинга достижения целей через систему добровольных национальных обзоров стран-участниц.

Зеркальная система национальных показателей должна быть разработана и внедрена на национальном уровне. Система целей и показателей ООН приоткрыла завесу над реальным положением дел в разных странах и особенно подсветила провалы в социальной и "зеленой" сферах. Но что более всего игнорируется, так это необходимость принятия кроссфункциональных, системных, многофакторных решений. На государственном уровне это означает принятие взвешенных межведомственных решений с прицелом на долгосрочную перспективу, выходящую за пределы страновых электоральных циклов. Такой подход не каждое государство может себе позволить.

В Повестке устойчивого развития - 17 целей, 169 задач и 231 показатель. При этом Повестка ООН не определяет конкретные подходы или обязательства для стран по достижению заявленных целей устойчивого развития. Каждая страна реализует повестку, учитывая свои возможности, национальные приоритеты, особенности системы государственного управления и стратегического планирования.

Но декларация целей - это необходимая стартовая позиция для страны. В дальнейшем на первое место выходит качество взаимодействия общества, государства и бизнеса.

В прошлом году мы провели анализ готовности российской системы государственного управления к реализации Повестки в области устойчивого развития и в том числе оценили погруженность ЦУР в систему стратегического планирования. С детальной информацией о результатах проведенного анализа можно ознакомиться в отчете Счетной палаты о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ системы государственного управления по внедрению повестки устойчивого развития". Отчет публичный, он размещен в открытом доступе на сайте Счетной палаты.

Фото: Константи Завражин/РГ

На момент проведения мероприятия актуальными были национальные цели, утвержденные Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", и результаты анализа показали, что национальные цели соотносились с восьмью из семнадцати ЦУР. Это были социальные и экономические ЦУР. Четко выраженного экологического аспекта ЦУР в национальных целях не было. При этом мы заметили, что охват ЦУР на уровне национальных проектов уже тогда был значительно шире, чем на уровне национальных целей. Цели и показатели национальных проектов пересекались со всеми 17 ЦУР и включали в том числе экологические аспекты.

Пересечение национальных целей России с ЦУР стало более явным после издания Указа президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". В указе пять национальных целей развития охватывают вопросы развития в социальной, экономической и экологической сферах, что в полной мере соответствует триединому принципу устойчивого развития. Важно отметить, что Указ N 474 установил цели развития России до 2030 года, что совпадает с периодом реализации Повестки ООН.

Но, отвечая на ваш вопрос, - да, Повестка устойчивого развития интегрирована в цели национального развития, а цели и задачи нацпроектов способствуют реализации ЦУР.

Насколько российская система госуправления готова к внедрению ЦУР?

Дмитрий Зайцев: Наш анализ показал, что у федеральных органов исполнительной власти есть полномочия, реализация которых способствует достижению всех 17 ЦУР. Но координация их работы далека от совершенства. Не определены сферы ответственности министерств и ведомств в рамках реализации конкретных ЦУР, и практически по всем ЦУР есть пересечение ведомственных полномочий.

Система межведомственного взаимодействия по достижению целей Повестки ООН не сформирована. На данный момент также не определен куратор темы устойчивого развития на уровне министра или вице-премьера.

Наряду с этим при администрации президента РФ в 2012 году создана Межведомственная рабочая группа по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития, работа которой больше нацелена на мониторинг состояния окружающей среды.

Сегодня из 231 глобального показателя в области устойчивого развития ООН 43 процента включены в план статистических работ

При Аналитическом центре правительства работала группа по подготовке Добровольного национального обзора, представленного в июле 2020 года на Политическом форуме ООН. Но обзор представлен, группа расформирована.

При Минэкономразвития России создан экспертный совет по ЦУР, однако его работа направлена на взаимодействие с бизнесом.

Как вы оцениваете обеспеченность внедрения Повестки устойчивого развития необходимыми ресурсами?

Дмитрий Зайцев: Действующий порядок формирования и расходования средств федерального бюджета не предусматривает обособленного учета расходов на реализацию повестки. Поэтому на данном этапе объем бюджетных средств, направляемых непосредственно на внедрение Повестки устойчивого развития, конкретной оценке не поддается.

Кроме того, следует отметить слабую осведомленность сотрудников министерств и ведомств о Повестке устойчивого развития, отсутствие в них соответствующих подразделений и какого-либо закрепления функционала сотрудников по данному вопросу.

А насколько готова система мониторинга реализации Повестки устойчивого развития?

Дмитрий Зайцев: Вопрос мониторинга реализации ЦУР проработан хорошо.

Мониторинг реализации ЦУР за рубежом ведется по двум направлениям: подготовка добровольных национальных обзоров и текущий мониторинг показателей ЦУР.

Аналитический центр при правительстве РФ провел большую работу и совместно с экспертами подготовил Добровольный национальный обзор России. Счетная палата также участвовала в этой работе: что, на мой взгляд, важно, результаты нашего независимого аудита подготовки к реализации Повестки ООН стали частью обзора. Но планов по подготовке последующих добровольных обзоров пока нет.

Фото: Павел Васильев

Ответственность за организацию мониторинга глобального перечня показателей ЦУР, формирование и мониторинг национального перечня показателей ЦУР возложена на Росстат. Росстат включил в федеральный план статистических работ соответствующий раздел. По каждому показателю определен ответственный за сбор и размещение информации в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС).

На данный момент из 231 глобального показателя ООН 43 процента (99 показателей) включены в план статистических работ. До конца года планируется включить в план еще не менее 10 показателей. С учетом того, что по ряду показателей еще не разработана международная методология расчета, а некоторые показатели просто не актуальны для России, скажу, что это достаточно высокая доля отслеживаемых показателей.

Показателей мониторинга могло бы быть больше, но здесь опять сработал межведомственный барьер: министерства и ведомства не берут на себя ответственность по формированию показателя в инициативном порядке.

Хотел бы также отметить, что доступность информации и участие заинтересованных сторон играют основополагающую роль в обеспечении подотчетности и прозрачности деятельности органов власти по реализации Повестки ООН.

Одна из проблем в реализации Повестки, на которую обращает внимание СП в отчете, это отсутствие механизмов распределения сфер ответственности. Как, на ваш взгляд, необходимо решать проблему?

Дмитрий Зайцев: Как и в любом проекте нужен ответственный плюс четкие временные ограничения.

Как я уже сказал, ни координаторов, ни ответственных не определено. Хотя подвижки есть, принципы устойчивого развития в России перестают быть просто гуманитарной и чисто имиджевой темой и обретают правовое поле.

Так, в ноябре 2020 года за минэкономразвития закреплена координирующая роль по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в т.ч. "зеленого") развития.

ВЭБ РФ стал методологическим центром в сфере устойчивого развития. А созданный в декабре прошлого года в минэкономразвития Экспертный совет по устойчивому развитию будет обсуждать социальные и экологические аспекты ведения бизнеса.

В декабре 2020 года президент назначил Анатолия Чубайса специальным представителем по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития.

В Российской Федерации имеются все необходимые институциональные механизмы для освещения деятельности по внедрению Повестки в условиях их прозрачности и открытости. Необходимо сделать на этом акцент и организовать работу. Мы в рамках своей деятельности стараемся способствовать принятию соответствующих решений.

Какие еще проблемы мешают реализации Повестки устойчивого развития?

Дмитрий Зайцев: До сих пор мы отмечаем слабую осведомленность о ЦУР как в органах государственной власти, так и в обществе в целом.

Информация о мерах, способствующих достижению ЦУР, размещается в открытом доступе фрагментарно.

Все заинтересованные стороны участвуют во внедрении Повестки устойчивого развития, при этом активность бизнес-сообщества (включая компании с государственным участием), институтов гражданского общества и экспертного сообщества носит в основном инициативный характер. Во многом инициатива бизнеса обусловлена внешнеэкономическими факторами. Например, риск введения углеродного налога странами Евросоюза стимулирует бизнес формировать отчетность по устойчивому развитию.

Фото: Reuters

Мы также отмечаем, что информация о реализуемых нашим государством мерах по реализации ЦУР не систематизирована, оценка вклада этих мер в достижение ЦУР на национальном уровне не ведется. Это создает риск формирования искаженных оценок вклада Российской Федерации в достижение ЦУР как у наших граждан, так и у международного сообщества.

Одним из решений по продвижению Повестки ООН может стать создание единой информационной платформы по достижению целей устойчивого развития. Инициатива должна исходить от государства, в том числе чтобы сделать деятельность государственных органов в сфере устойчивого развития открытой, доступной, удобной для граждан и бизнес-сообщества. Со своей стороны, Счетная палата в ходе своих проверочных мероприятий будет обращать особое внимание на риски реализации Повестки ООН до 2030 года.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию была утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 года.

Следуя рекомендациям, изложенным в Документах ООН по окружающей среде и развитию, и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

В первой части “Концепции” отмечается, что богатства природы, ее способности поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались не безграничными, что возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека, что цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды.

Во второй части “Концепции” отмечается, что к началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной, а ее негативное воздействие на окружающую среду, в расчете на единицу производимого продукта, существенно превышало показатели технологически передовых стран, значительная часть основных производственных фондов устарела, а 16 процентов территории страны, где проживает более половины населения, характеризуются как экологически неблагополучные.

В третьей части “Концепции” определены задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.

Переход к устойчивому развитию подразумевает последовательное решение ряда принципиальных задач:

- в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

- добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

- ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:

- создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

- разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;

- оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

- формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

В четвертой части “Концепции” подчеркивается важность регионов в достижении устойчивого развития.

Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности:

- формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально–экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;




- выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

- осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

- развитие сельского хозяйства на основе прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;

- реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.

В пятой части “Концепции” сформулированы критерии принятия решений и определены показатели устойчивого развития.

Механизмы разработки и принятия решений должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты, учитывать последствия реализации этих решений в экономической, социальной и экологической сферах и предусматривать наиболее полную оценку затрат, выгод и рисков с соблюдением следующих правил:

- никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;

- ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть достигнут с учетом экономических и социальных факторов.

Для управления процессом перехода к устойчивому развитию и оценки эффективности используемых средств необходимо использовать показатели, характеризующие качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны обеспечивать безопасное развитие России в экономическом, социальном, экологическом, оборонном и других аспектах.

Основные показатели качества жизни:

- продолжительность жизни человека, ожидаемая при рождении и фактическая;

- состояние здоровья человека;

- уровень знаний и образовательных навыков;

- доход - валовый внутренний продукт на душу населения;

- отклонение состояния окружающей среды от нормативов;

- степень реализации прав человека.

В качестве лимитирующих показателей устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться уровни удельного потребления энергии и других ресурсов, а также количества отходов на душу населения или единицу валового внутреннего продукта.

В состав параметров устойчивого развития необходимо включить характеристики состояния окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий. В этой группе показателей обязательно должны быть показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения.

В шестой части “Концепции” определяется место России в мировом сообществе в период перехода к устойчивому развитию.

Приоритеты России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития сводятся к следующему:

- организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию;

- активное участие в международных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу;

- создание эффективных механизмов обеспечения межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ;

- стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;

- обеспечение экологических интересов нашей страны во внешнеэкономической деятельности.

Усилия России в области охраны окружающей среды должны быть сконцентрированы по следующим основным направлениям:

- защита озонового слоя от истощения;

- предотвращение антропогенного изменения климата;

- охрана лесов и лесовосстановление;

- борьба с опустыниванием;

- развитие и совершенствование системы особо охраняемых территорий;

- обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;

- решение проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем – таких, как сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе.

Седьмая часть “Концепции” определяет постепенность перехода России к устойчивому развитию. В этом переходе выделено три этапа.

Начальный этап связан с созданием необходимых условий, обеспечивающих возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады: природа, население, человек. Главное содержание этого этапа состоит в решении острых экономических и социальных проблем при всестороннем обосновании и строгом соблюдении экологических ограничений на хозяйственную деятельность.

На этом этапе разрабатываются программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начинается их планомерное выполнение. Начинают проводиться комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях, подготавливается организационная основа реализации этих мер.

Второй этап составляют основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, осуществляется экологизация процесса социально-экономического развития.

Третий этап связан с решением проблем гармонизации взаимодействия человека с природой. Этот этап перехода к устойчивому развитию осуществляется в масштабе всего мирового сообщества. Россия будет играть здесь ключевую роль, поскольку на ее долю приходится значительная часть ненарушенных экосистем.

В конечном счете, решив задачи третьего этапа, человечество придет к устойчивому развитию и вплотную подойдет к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы).

2.1.Международные нормы в области концепции устойчивого развития

Международные нормы в области устойчивого развития и их влияние на российское законодательство. Основополагающее значение для информационно-правового обеспечения устойчивого развития, правового регулирования на этой основе природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в России имеют идеи устойчивого развития, выработанные на Конференции ООН по проблемам окружающей среды (Стокгольм, 1972 г.). На ней, в частности, было признано, что:

- как естественная, так и созданная человеком окружающая среда важны для существования общества и обеспечения основных прав человека, включая право на жизнь;

- сохранение и улучшение окружающей среды является принципиально важной обязанностью местных властей и всех национальных правительств, которые должны нести ответственность за осуществление политики и за деятельность в этой области в рамках своей юрисдикции;

- загрязнение и деградация окружающей среды достигли опасных масштабов;

- охрана и улучшение окружающей человека среды должны осуществляться для нынешнего и будущих поколений совместными усилиями государств и народов в соответствии с установленными основными целями мира и международного социально-экономического развития.

Эти положения получили закрепление в Стокгольмской декларации по окружающей человека среде, принятой на Конференции 16 июня 1972 года, с которой связано формирование специальных природоохранительных норм международного права. В ней впервые были предусмотрены специальные принципы международного права, прямо нацеленные на регулирование сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. К их числу относятся прежде всего такие принципы: охраны и улучшения окружающей природной среды на благо нынешнего и будущих поколений; неотъемлемого суверенитета государств над своими природными ресурсами; непричинения ущерба окружающей среде за пределами национальной юрисдикции; международной ответственности за такой ущерб; международного природоохранительного сотрудничества; предотвращения ущерба окружающей среде.

В данной Декларации и на конференции по сути дела были заложены основы концепции устойчивого развития, получившие дальнейшее совершенствование в последующих международных документах. Несмотря на то, что Россия не участвовала в Конференции по политическим мотивам, принятые на ней документы являлись и продолжают оставаться актуальными для развития российского экологического законодательства и права в условиях глобализации и в контексте устойчивого развития.

Принципы, закрепленные в Декларации Рио, составляют содержательную составляющую концепции устойчивого развития. Они направлены на создание нового механизма глобального партнерства, заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы охраны окружающей среды и развитию. Наиболее важными из них являются принципы:

- неотъемлемого суверенитета государств над собственными природными ресурсами при соблюдении принципа непричинения ущерба окружающей среде за пределами национальной юрисдикции (принцип 2);

- удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды как неотъемлемой составляющей права на развитие (принцип 3);

- рассмотрения экологических вопросов при участии всех заинтересованных граждан и обеспечения каждому человеку доступа к информации, касающейся окружающей среды, широкого предоставления такой информации населению (принцип 10);

- международного природоохранного сотрудничества в контексте устойчивого развития, направленного на: искоренение бедности (прицип 5); признание общих обязанностей и ответственности в сфере охраны окружающей среды (принцип 7); наращивание научного потенциала (принцип 9); создание благоприятной и открытой международной экономической системы (принцип 12); противодействие или воспрепятствование перемещению и передаче экологически опасных и вредных деятельности и веществ (принцип 15) и др;

- принятия эффективных законодательных актов в области охраны окружающей среды (принцип 11) и национальных законов, касающихся ответственности за ущерб, причиненный экологически вредной деятельностью (принцип 13).

Эти и другие принципы заложили основу для обеспечения мировым сообществом и отдельными государствами устойчивого развития правовыми и другими средствами. Основу такого развития составляет достижение баланса между экономическими, экологическими и социальными интересами общества. Как справедливо отмечается в эколого-правовой литературе, наряду с социально-экономическими составляющими концепции устойчивого развития значительное место в ней принадлежит экологическому компоненту. По существу, речь идет об интеграции экономического и социального развития, сохранения и восстановления благоприятного состояния окружающей среды. Устойчивое развитие – это экологически обоснованное экономическое и социальное развитие. Для развития экологического законодательства в условиях глобализации имеют значение еще два аспекта концепции устойчивого развития. Во-первых, ориентированная на длительную перспективу модель устойчивого развития основана на идее равенства экологических интересах настоящего и будущих поколений. Во-вторых, закрепленная в нормах права модель устойчивого развития является формой регулирования социальной ответственности современного общества и государства за создание условий для будущих поколений удовлетворять разнообразные потребности – физиологические, экономические, духовные и иные – в процессе взаимодействия с природой.

Эти задачи должны служить ориентирами и для российского государства. Перед Россией, активно участвующей в международном сотрудничестве, возникает необходимость принятия на государственном уровне эффективных мер, в первую очередь правовых, направленных на обеспечение выработанных международным сообществом принципов и положений устойчивого развития.

В этой связи ключевое значение имеет состояние российского законодательства, направленного на обеспечение устойчивого развития России и ее регионов. Анализ такой нормативно-правовой базы свидетельствует о неоднозначности и непоследовательности правового регулирования в этой сфере, наряду с очевидными положительными моментами.

Читайте также: