В каких из указанных случаев для исключения возможности ослепления водителей фары дальнего света

Обновлено: 28.06.2024

Согласно пункту 19.1 ПДД, в темноте и при плохой видимости должен быть обязательно включен дальний или ближний свет, вне зависимости от освещенности трассы.

Отметим, что проезд в тоннеле приравнивается к движению в темное время суток, поэтому включать там фары нужно всегда.

К слову, на основании пункта 1.2 ПДД, темным временем суток признается период, начинающийся вечерними сумерками и оканчивающийся утренними. Однако четкий временной интервал нигде не прописан. На практике это означает следующее: час, когда наступило темное время суток, определяет инспектор в каждом конкретном случае.

Итак, вечером, ночью или в тоннеле вы обязательно включаете ближний либо дальний свет фар. Но выбор конкретного режима ограничивается другой нормой — пунктом 19.2 ПДД.

И по поводу освещенности дороги. Дело в том, что здесь однозначные критерии отсутствуют. И если по краям установлены фонари, которые еле светят и никак не повышают видимость, то, очевидно, трасса все равно считается освещенной и за переключение на дальний свет вам грозит штраф.

А можно ли включать фары дальнего света днем?

Правилами дорожного движения не запрещается использовать дальние фары днем. А всё, что не запрещено, — разрешено.

Таким образом, вы имеете полное право включать фары дальнего света, что называется, в светлое время суток.

Кстати, один нюанс. Выше мы говорили о требовании переключаться с дальнего света на ближний при движении по освещенной дороге. Но подпадает ли солнечный свет под категорию осветительных приборов?

И здесь нет четкого ответа. А это значит, что подобный аспект также является прерогативной инспектора, который тормозит вас на дороге.

Можно ли включать во время тумана?

Туман — это недостаточная (плохая) видимость. Поэтому здесь ровно те же правила, что и для темного времени суток.

Таким образом, вы можете пользоваться дальним светом в условиях тумана, сильного дождя и снега, а также при возникновении любых других катаклизмов, когда видимость падает до 300 метров и ниже (в данном случае особенности рельефа не в счет — речь исключительно о вре́менном ухудшении дорожной обстановки).

Однако, повторимся, вы не имеете права ослеплять других водителей — если риск этого существует, обязательно переключитесь на ближний свет.

Нет. Более того, такие действия прямо предусматриваются Правилами дорожного движения.

Также, согласно пункту 19.11 ПДД, вы можете попеременно переключаться между ближним и дальним светом перед обгоном, оповещая о маневре впереди идущую машину.

Совместное использование дальнего света и противотуманных фар: так можно?

Несмотря на столь длинный вопрос ответ предельно краток: да.

И поскольку разрешено всё, что не запрещено, то вы имеете полное право включать одновременно противотуманные огни и фары дальнего света.

Какие штрафы за нарушение правил эксплуатации дальних фар?

Ну, тут законодатель откровенно разгулялся. Такое чувство, что он пел душой, вводя штрафы.

Штраф № 1: неправильное пользование фарами. Да, вас могут банально привлечь за несоблюдение требований эксплуатации внешними световыми приборами.

Подобные действия чреваты финансовым наказанием 500 рублей в соответствии со статьей 12.20 Административного кодекса.

Штраф № 2: одна из дальних ламп перегорела. К примеру, вы двигаетесь с включенными фарами дальнего света. За вами наблюдает сотрудник ГИБДД, который замечает перегоревшую лампочку (то есть одна фара выдает дальний свет; другая — ближний).

В такой ситуации инспектор может вынести предупреждение, но чаще всего составит протокол за управление машиной с неработающим надлежащим образом световым прибором. Перегоревшая лампочка нарушает пункт 3.3 Перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию автомобиля.

Эвакуация авто на штрафстоянку в данном случае не грозит, но вот штраф 500 рублей, согласно части 1 статьи 12.5 Административного кодекса, вполне реален. Однако не всегда подобное финансовое наказание является законным.

Дело в том, что ПДД содержат пункт 2.3.1, согласно которому водитель, обнаруживший в пути неисправность, обязан ее ликвидировать, а если сделать это нельзя, он имеет право ехать на стоянку или в мастерскую. Другими словами, в нашем примере вы можете просто сообщить инспектору, что лампочка перегорела уже в пути, и вы направляетесь к месту ремонта, чтобы ее заменить.

Кстати, иногда спрашивают, что грозит, если не включил дальние фары, когда это нужно. Наш ответ: ничего. В Правилах дорожного движения нет ни одного пункта, требующего при движении включать фары дальнего света. Вы имеете право его включать. Именно право, но никак не обязанность. Соответственно, какому-либо штрафу в случае неиспользования дальних фар вы не подлежите.

Штраф № 3: установка дополнительных фар. А вот этого делать нельзя на основании пункта 3.1 Перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию авто. Указанная норма не разрешает управлять транспортным средством, у которого световые приборы по своему количеству не соответствуют заводским нормативам. Поэтому если документация предусматривает две фары, значит должно быть не больше двух, иначе это нарушение.

К слову, раздел 3 Приложения № 8 Технического регламента Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии ТС № 877 от 9 декабря 2011 года, разрешает установку дополнительных световых приборов. Однако если говорить о легковых авто, то делать это допускается только на единичных транспортных средствах. Другими словами, лишь в том случае, когда машина выпущена в единственном экземпляре.

Хорошая новость заключается в том, что нарушение Техрегламента не является основанием для штрафа, поскольку Административный кодекс, которым штрафы и предусматриваются, предполагает ответственность за нарушение ПДД.

Однако в подобной ситуации от наказания не уйти: нарушитель будет привлечен опять же по части 1 статьи 12.5 Административного кодекса за управление автомобилем при наличии нарушений в работе световых приборов, предусмотренных пунктом 3.3 Перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию. И штраф будет всё тот же — 500 рублей.

Ответственность может быть и серьезней. Установка дополнительных фар и подключение их к автомобильной электросети являются фактически изменением конструкции машины. И в случае признания их таковыми регистрационный учет транспортного средства будет аннулирован сотрудниками ГИБДД в принудительном порядке.

Лишают ли прав за дальние фары?

Такой риск есть. Но лишь при несоответствии рабочего режима и цвета огней требованиям Основных положений по допуску авто к эксплуатации, утвержденных правительственным Постановлением № 1090 от 23 октября 1993 года.

Что касается цвета, то конкретные пояснения содержатся в пункте 3.6 Перечня неисправностей. Так, огни могут быть белыми, либо желтыми, либо оранжевыми. И никакими другими.

А вот четких требований к режиму работы в Перечне неисправностей нет. По этой причине нередки ситуации, когда судья полагает, что режим зависит от типа применяемых ламп, то есть бывает галогеновым, ксеноновым или светодиодным. Но такой вывод неверен.

На помощь снова приходит Техрегламент, в частности, раздел 3, где указано, что внешние световые приборы могут работать в двух режимах: постоянном и проблесковом. Что касается фар дальнего света, то их рабочий режим — постоянный.

Есть ли шанс на отмену штрафа за дальний свет?

Безусловно. Поэтому если вы считаете штраф незаконным, обязательно обжалуйте его.

Однако некоторое время назад Верховный суд сделал заключение о том, что один лишь протокол и зоркий глаз инспектора не могут являться основанием для наказания водителя. Требуются и другие доказательства, включая свидетельские показания, а также фото- и видеоматериалы. В их отсутствие попытка привлечь водителя к ответственности является незаконной.

По сути, решение Верхового суда ломает застарелую и унылую практику гарантированных репрессий водителей и вносит в подобные разбирательства бо́льшую беспристрастность и объективность.

Поэтому обязательно оспаривайте штрафы, особенно в случае привлечения к ответственности на основании одного лишь протокола инспектора и в отсутствие свидетелей, фото- и видеоматериалов. В подобных ситуациях у вас имеются все шансы на отмену штрафа.

Отсутствие водительской культуры или неприятная случайность?

Дальний свет фар придуман, чтобы освещать загородные дороги и трассы. По правилам, его нужно выключать, если навстречу едет другой автомобиль. Это по правилам. А в реальной жизни некоторые водители не выключают дальний свет даже в черте города, ослепляя других участников движения и создавая аварийные ситуации.

Разновидности фар

Несколько фактов о дальнем свете фар

  • Ослепленный дальним светом водитель обычно ‎мигает фарами, чтобы другой водитель переключился на ближний свет.
  • ПДД говорят, что ослепленный водитель должен включить аварийку, снизить скорость и остановиться.
  • Около 15% ДТП происходит в темное время суток во время встречного разъезда.
  • У 95% водителей глаза привыкают к скачку освещения за 2-4 секунды. Но у 5 % водителей глаза приходят в себя после вспышки дальнего света до 20 секунд!

Как водители слепят друг друга дальним светом?

Ослепление дальними фарами при встречном разъезде

Ослепление при встречном разъезде

Ослепление фарами при повороте

Ослепление на повороте

Ослепление фарами через зеркало заднего вида

Ослепление через зеркало заднего вида

Почему водители ослепляют дальним светом

Не все водители умышленно слепят других. Тогда в чем причина?

Ослепил в левом повороте

Человеческий фактор

Ксеноновые лампы

Нет, мы не будем сейчас защищать или осуждать любителей ксенона. Вопрос в другом. Грамотно установленные ксеноновые лампы не слепят встречных водителей. Но ‎не все водители и автомеханики корректно устанавливают такие лампы.

Какие ксеноновые лампы слепят водителей:

  • лампы, кустарно установленные в рефлекторную фару;
  • некачественные лампы;
  • лампы качественные, но неправильно установленные в патроне;
  • любые лампы, цветовая температура которых выше 4300 К. До 4300 К — свет максимально приближенный к дневному и глаза не режет;
  • нет системы очистки фар (специальных омывателей) и автокорректора (регулирует наклон ламп в зависимости от положение автомобиля на дороге) — при ксеноновых лампах они обязаны быть;
  • качественные лампы, которые не отрегулировали после установки.

Ксеноновые лампы в фарах будут безопасными, если установить их правильно

Ксеноновые лампы для фар безопасны, если установлены правильно

Неправильная регулировка фар

В любом случае фары должны быть отрегулированы. Чисто теоретически регулировать фары нужно при каждом техосмотре. Многие водители, приезжая на СТО, озадачены вопросами глобального ремонта, им не до регулировки фар. А некоторые владельцы автомобилей и не знают, что это нужно делать.

ВАЖНО! Правильно отрегулированные фары ближнего света освещают путь до 70 метров!

Разновидности фар

Типы фар и расстояние, которое они освещают

Праворульные автомобили

Что делать, если вас ослепили: 5 лайфхаков

От ослепления фарами защитят антибликовые очки

Антибликовые очки для водителей

Нужно ли наказывать водителя, который ослепил вас?

Действительно, очень неприятно, когда вас ослепляют. Особенно, если это произошло из-за того, что встречному водителю собственный комфорт важнее, чем безопасность других участников движения. Как быть?

Не стоит на дороге отвечать на хамство хамством

Не отвечайте на хамство хамством

Некоторые пострадавшие от автохамства водители платят обидчику той же монетой — ослепляют в ответ. Но нужно ли так поступать?

Во-первых, мы призываем не опускаться до уровня такого водителя.

Во-вторых, во время вендетты вы можете ослепить не только автохама, но и других участников движения. Кроме того, ослепленный автохам может неадекватно повести себя и спровоцировать аварию.

Вывод. Культурный водитель:

  • правильно использует ксеноновые лампы, регулирует фары при техосмотре;
  • не забывает переключаться с дальнего света в черте города;
  • в целях безопасности использует наши лайфхаки;
  • уважает других участников движения и пользуется дальним светом только при необходимости, не мешая другим.

Давайте оставаться взаимовежливыми, и вместе с Master Service будем формировать автокультуру на дорогах нашей страны.


Правила пользования световыми приборами – довольно простой и короткий раздел ПДД. Однако на дорогах регулярно можно встретить нарушающих правила водителей: кто-то пренебрегает включением ближнего света, кто-то неуместно включает противотуманные фонари, а некоторые водители считают неправомерными сигналы дальним светом. Давайте вспомним азы и уточним некоторые непопулярные нюансы применения световых приборов, а заодно выясним, можно ли получить штраф за несоблюдение правил.

Ближний свет днем может использоваться как замена ДХО: пункт 19.5 указывает, что в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни. Пункт 19.1 ПДД устанавливает, что ближний свет фар должен быть включен на движущемся транспортном средстве в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях. Кроме того, пункт 19.3 допускает включение ближнего света при остановке и стоянке в условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням.

При этом прямого запрета на применение в каких-либо условиях ближнего света в ПДД нет.

Использование дальнего света – одно из самых простых и сложных действий одновременно. С одной стороны, условия диктуют не только правила, но и логика, а с другой, здесь много сценариев и ограничений. Так, дальний свет может применяться в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях, но с ограничениями, которые мы перечислим ниже. А кроме того, дальний свет можно кратковременно включать в качестве светового сигнала для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним. О таком официальном сигнале знают не все водители, и мы рассказывали о нем в подробном материале об условных сигналах на дороге.

При этом пункт 19.2 ПДД обязывает водителей выключить дальний свет в следующих условиях:

  • в населенных пунктах, если дорога освещена;
  • при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
  • в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

Кроме того, исходя из правил, использование дальнего света не предусмотрено в светлое время суток в условиях хорошей видимости.

И еще: обратите внимание, что неофициальный сигнал дальним светом для предупреждения о чем-либо, кроме обгона, правилами не разрешен – то есть запрещен. Проще говоря, моргать дальним светом для чего-либо, кроме предупреждения об обгоне, запрещено. Это стоит особенно учитывать в зоне видимости инспекторов ДПС – в такой ситуации они вправе наказать водителя за нарушение.

Многие считают, что противотуманные фары можно включать только при плохой видимости, а во всех иных условиях это запрещено. Однако на практике это не так. Все сценарии их применения указаны в пункте 19.4 ПДД, и их три. Во-первых, противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости совместно с ближним или дальним светом фар. Во-вторых, их можно включать в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар. А в-третьих, противотуманные фары можно использовать вместо дневных ходовых огней и ближнего света фар в светлое время суток.

Стоит понимать, что противотуманные фары и задние противотуманные фонари включаются и используются по отдельности, и описанные выше сценарии для противотуманных фар не касаются фонарей. Согласно пунктам 19.3 и 19.7 ПДД задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости – как при движении, так и при остановке и стоянке.

Их яркость выше, чем у габаритных огней, поэтому их нельзя применять в качестве габаритных огней, а также подключать к стоп-сигналам – последний запрет также содержится в пункте 19.7. И, разумеется, их нельзя использовать в любых других условиях, кроме условий недостаточной видимости.

Отдельный пункт 19.3 ПДД регламентирует применение габаритных огней. Они должны быть включены при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости. Кроме того, пункт 19.1 указывает, что габаритные огни должны быть включены на буксируемых механических транспортных средствах вдобавок к аварийной сигнализации в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях.

Этот пункт, скорее, формальный: фарой-прожектором и фарой-искателем обычные автомобили штатно не оснащаются. Однако если таковые у вас установлены, то применять их можно с соблюдением пункта 19.6 ПДД. Согласно ему, фарой-прожектором и фарой-искателем обычным водителям разрешено пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. Во всех остальных условиях их использование запрещено.

Нарушение правил пользования внешними световыми приборами наказывается по статье 12.20 КоАП. Согласно ей, нарушение правил пользования внешними световыми приборами влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Учитывая, что никакой дифференциации наказания в зависимости от нарушения нет, нужно просто помнить, что именно нельзя делать. Давайте перечислим список запретов.

Итак, штраф можно получить за следующие нарушения:

  • движение ночью или в условиях недостаточной видимости с включенными дневными ходовыми огнями;
  • движение ночью или в условиях недостаточной видимости без включенного ближнего или дальнего света фар;
  • буксировка ночью или в условиях недостаточной видимости транспортного средства без включенных габаритных огней;
  • движение днем без включенных ходовых огней и ближнего света фар;
  • движение с включенным дальним светом при встречном разъезде;
  • подача кратковременного светового сигнала дальним светом, за исключением предупреждения об обгоне;
  • остановка и стоянка ночью на неосвещенных участках дорог или в условиях недостаточной видимости без включенных габаритных огней;
  • включение задних противотуманных фонарей в условиях достаточной видимости;
  • использование фары-прожектора или фары-искателя в населенном пункте или вне населенного пункта при наличии встречных транспортных средств.

Для закрепления знаний давайте перечислим, какие световые приборы можно применять в конкретных условиях.

Днем: ДХО, ближний свет или противотуманные фары.

Ночью: ближний свет, а на неосвещенных дорогах и вне ситуаций встречного разъезда – дальний свет и противотуманные фары.

В тоннелях: ближний свет, а вне ситуаций встречного разъезда – дальний свет и противотуманные фары; на буксируемых автомобилях – габаритные огни.

В условиях недостаточной видимости: ближний или дальний свет, противотуманные фары и противотуманные фонари.

Когда включать ближний и дальний свет, противотуманки и дневные ходовые огни


В современном автомобиле установлены целых 8 разных световых приборов (есть ещё подсветка заднего номерного знака, но в данном случае она нам не интересна). И эти 7 световых приборов: фар, фонарей, противотуманок и прочего нам необходимо использовать по-разному в зависимости аж от 8 условий. Давайте перечислим световые приборы и условия их использования на 2020 год!

Итак, в автомобиле есть так называемые внешние световые приборы. К ним относятся:

1. Фары: ближний свет;
2. Фары: дальний свет;
3. Задние фонари;
4. Противотуманные фары (ПТФ);
5. Задние противотуманные фонари;
6. Габаритные огни;
7. Дневные ходовые огни (ДХО).

А среди условий включения тех или иных световых приборов в ПДД существуют следующие:

1. Светлое время суток;
2. Тёмное время суток: освещённая дорога;
3. Тёмное время суток: неосвещённая дорога;
4. Условия недостаточной видимости;
5. Стоящее/движущееся авто;
6. Прицеп/буксируемое авто;
7. Населённый/не населённый пункт.

Испугались? На самом деле не всё так страшно. Давайте узнаем, когда и в каких случаях нужно включать фары, противотуманные фары, дальний или ближний свет фар и габариты. Данные актуальны на 25 Декабря 2020 года. Для удобства рассмотрим правила пользования светом автомобиля в зависимости от времени суток и других условий, и ответим на некоторые насущные вопросы. А в конце статьи приведём таблицу как простой способ запомнить, когда какие световые приборы необходимо включать на машине.

Фары днём

Какой свет использовать днём?

Днём, а именно, в светлое время суток нам можно пользоваться дневными ходовыми огнями (19.5 ПДД). Но вместо ДХО (не только если они не установлены в автомобиле, но и по желанию водителя) можно использовать ближний свет фар или противотуманные фары (19.4 + 19.5 ПДД).

  • Дневные ходовые огни;
  • Ближний свет фар;
  • Противотуманные фары (но не совместно с ближним светом или ДХО).
  • Дальний свет фар;
  • Задние противотуманные фонари.;

Тёмное время суток в ПДД определено как "промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек" (1.2 ПДД). Таким образом, в тёмное время суток входит полностью ночь, вечер от конца сумерек и утро до начала рассвета.

  • Ближний или дальний свет фар в движении (см. ниже в каких условиях нельзя использовать дальний свет);
  • Габаритные огни при остановке или стоянке на дороге, а также на прицепах и буксируемых автомобилях;
  • Противотуманные фары - только на неосвещённых участках дорог и только совместно с ближним или дальним светом фар.
  • дальний свет фар:
    • в населённых пунктах, если дорога освещена,
    • если встречный транспорт ближе 150 метров до Вас или даже если дальше и при этом моргает Вам фарами,
    • в любых других случаях, когда есть возможность ослепить водителей (именно водителей, а не пешеходов) встречных и попутных машин;

    Условия недостаточной видимости также определены в Правилах, поэтому никакой неясности тут нет. Эти условия включают в себя видимость водителя менее 300 метров при тумане, в сумерках, в дождь, снегопад и тому подобное. В общем, если видимость дороги составляет приблизительно менее 300 метров, единственного случая, когда на данный момент ночь, то это и есть условия недостаточной видимости.

    • Ближний или дальний свет фар в движении (см. выше в описании освещения в тёмное время суток, в каких условиях нельзя использовать дальний свет);
    • Габаритные огни при остановке и стоянке - ближний свет фар, противотуманные фары или задние противотуманные фонари совместно с габаритными огнями могут быть также включены в условиях недостаточной видимости (в отличие от тёмного времени суток).
    • Противотуманные фары - только совместно с ближним или дальним светом фар (и на дорогах любой освещённости, в отличие от тёмного времени суток).
    • Задние противотуманные фонари (это единственное условие, в котором можно ими пользоваться).
    • Противотуманными фарами без ближнего или дальнего света фар;
    • Дневными ходовыми огнями.

    ПДД регламентируют обязательность включения фар в тоннелях (пункт 19.1). Правило здесь простое: условия использования тех или иных световых приборов такие же, как в тёмное время суток.

    • При попадании в ДТП вместе со знаком аварийно остановки (2.5 ПДД + 7.1 ПДД);
    • При возникновении ситуации, когда Ваш автомобиль представляет опасность;
    • При и вынужденной остановке в том месте, где остановка запрещена (совместно со знаком аварийной остановки);
    • При буксировке на буксируемом автомобиле;
    • Если Вас ослепил встречный транспорт.
    • Для предупреждения других участников дорожного движения о начале обгона;
    • Если Вас ослепляет встречное транспортное средство.

    И, напоследок, официальная выдержка из актуального ПДД 2020 года главы 19 о внешних световых приборах.

    19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

    • на всех механических транспортных средствах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);
    • на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах - габаритные огни.
    • в населённых пунктах, если дорога освещена;
    • при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
    • в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

    19.3. При остановке и стоянке в тёмное время суток на неосвещённых участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

    • в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
    • в тёмное время суток на неосвещённых участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
    • вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

    19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населённых пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населённых пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.

    19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.

    Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!

    Читайте также: