Право на сохранение индивидуальности к какому праву относится

Обновлено: 09.05.2024

Статья 6. 1. Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. 2. Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 7. 1.Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8. 1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. 2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

Статья 9. 1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

Статья 13. 1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Кого рассматривает в качестве ребенка данная Конвенция? Какие два права обязаны соблюдать государства, подписавшие конвенцию?

С опорой на текст Конвенции укажите любые шесть прав ребенка.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Указаны права, например: 1) право на имя; 2) право на приобретение гражданства; 3) право знать своих родителей; 4) право на родительскую заботу; 5) право ребенка на сохранение своей индивидуальности; 6) право свободно выражать свое мнение; 7) права на личную жизнь, семейную жизнь; 8) право на неприкосновенность жилища и пр. Могут быть приведены иные права.
Указаны шесть прав
Указаны три-пять прав
Указаны одно-два права ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл 2
С3

В каких случаях законодатель предусматривает возможное разлучение ребенка с родителями в его интересах и на основании закона? С опорой на текст, социальный опыт, знание курса, приведите три примера подобных случаев.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены три примера,допустим: Разлучение ребенка с родителями может оказаться необходимым если: - родители жестоко обращаются с ребенком, наносят ему побои, применяют по отношению к нему насилие; - родители отказывают ребенку в заботе, он предоставлен сам себе, безнадзорный, родителям все равно, как он питается, где находится; - родители не заботятся о здоровье ребенка, не следят за тем, чтобы он посещал школу; - родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами, находиться в подобной семье для ребенка опасно. Могут быть приведены и иные верные примеры.
Приведены три примера
Приведены два примера
Приведен один пример
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
С4

В чем заключается право ребенка на свободное выражение своего мнения? Каким образом можно защитить подобное право? Приведите конкретную ситуацию и укажите орган, в который может обратиться ребенок.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Раскрыта суть права, допустим: это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. 2) Приведена конкретная ситуация, например: Ограничение или нарушение права ребенка на свободу мнения может иметь место: - как в семье, когда родители не прислушиваются к мнению детей, запрещая им иметь свое мнение, отличное от мнения родителей; - может быть в школе, когда учитель может требовать от ребенка, ученика выражать не свою точку зрения, а повторять только слова учителя; - может быть в детской общественной организации, если ее руководитель запрещает детям выражать свое мнение, подчиняет их своей воле и требует беспрекословного согласия со своим мнением. 3) Указан орган, куда ребенок может обратиться за защитой: Для защиты своих прав, в крайнем случае, ребенок вправе обратиться в суд. Могут быть приведены и иные верные формулировки ответа
Раскрыта суть права, приведена ситуация, указан орган
Раскрыта суть права, приведена ситуация, орган не указан ИЛИ раскрыта суть права, указан орган, но не приведена ситуация
Раскрыта суть права ИЛИ приведена ситуация ИЛИ указан орган
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Суд бывает правый и неправый. В Российском государстве на протяжении веков сохранялся неправый сословный суд, вплоть до начала XX века волостной суд приговаривал крестьян к телесным наказаниям. Приведите любые три признака современного демократического судопроизводства.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Указаны признаки,например: · независимость и несменяемость судей; · осуществление правосудия судом; · состязательность процесса; · открытое, гласное, публичное рассмотрение дел; · право на презумпцию невиновности. Могут быть указаны и иные правильные признаки.
Указаны три признака
Указаны два признака
Указан один признак ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл 2

Конституционное право является основополагающей отраслью в системе российского права. Приведите три примера действия норм конституционного права.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены примеры, допустим: 1) Проведение выборов в Государственную думу РФ; 2) Организация предвыборной агитации партии в средствах массовой информации; 3) Наделение Главы правительства президентскими полномочиями в случае болезни Президента. Действие норм конституционного права может быть раскрыто на других примерах.
Приведены три примера
Приведены два примера
Приведен один пример
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

В местной газете появились сведения, порочащие деловую репутацию фирмы. Нормы какого права будут основанием для рассмотрения данного дела в суде? Как называется документ, с которым должно выступить руководство фирмы? В каком качестве фигурировать в судебном разбирательстве стороны конфликта?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Даны правильные ответы: 1) Основанием для рассмотрения дела в суде будут нормы гражданского права; 2) Фирма должна обратиться в суд с гражданским иском о защите деловой репутации фирмы от клеветы, опубликованной в газете. 3) Стороны конфликта будут выступать в следующем качестве: - фирма – истец; - редакция газеты, журналист, автор публикации – ответчик. Могут быть приведены иные формулировки.
Даны ответы на три вопроса
Даны ответы на два вопроса
Дан ответ на один вопрос
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Система социальных норм, ее состав. 2) Признаки права: а) общеобязательность действия; б) гарантированность силой государства; в) формальная определенность; г) разработка и принятие компетентным государственным ораном. 3) Сферы действия норм права и морали. 4) Особенности действия норм права: а) во времени; б) в пространстве; в) по кругу лиц. 5) Специфика действия норм права в современную эпоху. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 2

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из представленных ниже высказываний

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.





Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил пославленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания в раскрыт, ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании.
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.
К2 Представление и пояснение собственной позиции выпускника
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ собственная позиция выпускника не представлена.
К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются несколько аспектов проблемы.
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке фактической или теоретической аргументации
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.
Максимальный балл 5

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Очень необычный спор изучила Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ. Гражданка, которая к ним обратилась, была не согласна с решениями местных судов - те отказались раскрыть ей тайну, кто были ее настоящие родители.

Верховный суд напомнил, что в Конвенции ООН о правах ребенка закреплено его право знать своих родителей. Фото: Сергей Куксин/ РГ

Верховный суд напомнил, что в Конвенции ООН о правах ребенка закреплено его право знать своих родителей. Фото: Сергей Куксин/ РГ

История началась с того, что в суд обратилась взрослая женщина, которую в младенчестве удочерила и воспитала другая семья. Став взрослой и выйдя замуж, истица обратилась в ЗАГС с просьбой показать ее настоящее свидетельство о рождении и дать информацию о своих биологических родителях. В ЗАГСе ей предоставить такую информацию отказались, сославшись на "недопустимость раскрытия тайны усыновления".

В суд женщина пришла с иском, в котором оспаривался отказ ЗАГСа. Истица со слов своих приемных родителей знала, что по первому свидетельству о рождении у нее были другие имя, отчество и фамилия. Знала, что в этом свидетельстве есть имя и фамилия ее биологической матери, а сведений об отце не было. Знала, что мать от нее официально отказалась. А когда приемные родители ее удочерили, они дали ей новое имя, фамилию и отчество. И девочке было выписано другое свидетельство о рождении.

В своих заявлениях сначала в ЗАГС, а потом и в суд гражданка указала, что сведения о биологической матери ей необходимы "для раскрытия генетической истории семьи, а также выявления (диагностики) наследственных заболеваний".

Но местный районный суд, а потом и апелляция гражданке в ее просьбе отказали. Местные суды заявили, что запрашиваемые сведения "относятся к информации, доступ к которой ограничен федеральным законом". А на довод, что приемные родители сами рассказали взрослой дочери правду и даже дали письменное согласие, чтобы она узнала о своей биологической матери, суды заявили следующее. По их мнению, "согласие усыновителей на раскрытие тайны усыновления не может являться основанием для предоставления персональных данных биологических родителей". С такими аргументами не согласился Верховный суд. И объяснил почему.

Верховный суд начал с Семейного кодекса, со статьи 139. В этой статье говорится про тайну усыновления и о том, что чиновники, которые регистрируют усыновление, или просто граждане, узнавшие тайну усыновления, обязаны ее хранить. А граждане, разгласившие тайну "против воли усыновителей", отвечают за это по закону. Охрана тайны усыновления предусмотрена еще и Законом "Об актах гражданского состояния". В нем сказано (статья 47), что работники ЗАГСов не имеют права без согласия усыновителей сообщать какие-либо сведения об усыновлении и "выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители не являются родителями ребенка".

Из всего сказанного Верховный суд делает следующий вывод: разглашать тайну усыновления не допускается "против воли усыновителей", и за это привлекают к ответственности.

По правовой позиции Конституционного суда законодатель исходил из того, что раскрытие тайны усыновления может причинить ребенку моральные страдания, отразится на всей его жизни. А возможность рассказать ребенку правду законодатель связал исключительно с волей усыновителей. В нашем случае суд установил, что приемные родители добровольно дали согласие на раскрытие тайны усыновления.

Фото: iStock

Верховный суд также остановился на Конвенции ООН о правах ребенка, в которой закреплено право ребенка знать, насколько это возможно, своих подлинных родителей. Там же сказано, что у ребенка есть право на семейные связи, которые вместе с гражданством и именем - элемент сохранения индивидуальности.

Верховный суд рассказал и о практике Европейского суда по правам человека по делам, связанным с раскрытием информации об усыновлении. В решениях этого суда по разным странам проходила главной мысль, что у человека есть право знать своих предков.

Наша Конституция (статья 24) обязывает органы власти обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, затрагивающие права и свободы гражданина. А Конституционный суд заявил, когда рассматривал аналогичное дело, что ограничения в праве знать своих настоящих предков, которые прописаны в этих двух законах, "не должны приводить к исключению возможности осуществления этого права". В ситуации с усыновлением сведения о происхождении, хотя и имеют конфиденциальный характер, могут оказаться незаменимыми для раскрытия генетической истории семьи, для выявления наследственных заболеваний, предотвращения браков с близкими кровными родственниками и прочее. В нашем случае, подчеркнул Верховный суд, целью истицы было получение сведений о биологической матери, установление возможных заболеваний и генетической истории семьи, выявление биологических связей, получение возможности диагностировать наследственные заболевания. Все решения местных судов пересмотрят.

Гражданские права и свободы граждан — это те возможности, которыми обладает каждый гражданин в сфере личной жизни. Они призваны обеспечить независимость и самостоятельность людей в их частной жизни, защиту от вмешательства в их внутренний мир. Личные права и свободы охватывают широкий круг общечеловеческих ценностей, без соблюдения и охраны которых существование человека как самостоятельной и независимой личности невозможно.

Гражданские права и свободы признаются за человеком государством и закрепляются в Конституциях РФ и РТ и других законах, соответствующих Всеобщей декларации прав человека, международным пактам о правах человека, а также другим международным нормам. Права и свободы принадлежат человеку независимо от его гражданства.

Рассмотрим гражданские права и свободы граждан подробно. Каждый человек имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ, ст. 31 Конституции РТ). Это — самое главное и неотъемлемое право человека, гарантия его достойного существования.

Государство берет на себя защиту людей от незаконных посягательств на их жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Смертная казнь за особо тяжкие преступления против жизни других лиц устанавливается федеральным законом в качестве исключительной меры наказания.

Лишение жизни не рассматривается как нарушение права на жизнь, если оно является результатом защиты от незаконного насилия, следствием необходимой обороны или крайней необходимости, происходит во время войны.

Право на свободу и личную неприкосновенность означает, что человеку обеспечивается защита от противоправных посягательств на жизнь, здоровье, личную свободу (ст. 22 Конституции РФ, ст.33 Конституции РТ). Стремление к свободе — одно из самых сильных человеческих чувств. Со свободой человек связывает осуществление своих планов и желаний. Словом, только свободный человек имеет возможность делать осознанный выбор.

Гражданин свободен и вправе совершать любые действия, не противоречащие закону. При этом он не должен подвергаться какому-либо принуждению или ограничению в правах. Он самостоятельно определяет свои поступки, располагая собой, своим временем. Свобода и личная неприкосновенность могут быть ограничены только компетентными государственными органами и только в установленном законом порядке. Так, например, никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. В случае ареста или содержания под стражей гражданин имеет право на судебное обжалование этих действий.

Каждый человек, привлекаемый к ответственности за правонарушение, считается невиновным, пока его вина не будет установлена согласно закону в рамках надлежащей правовой процедуры. Лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. Без добровольного согласия человека нельзя подвергать его медицинским, научным или иным опытам.

Государство гарантирует право на защиту (ст. 46 Конституции РФ, ст. 46 Конституции РТ). Если человек не может оплатить услуги адвоката, юридическая помощь ему оказывается бесплатно.

Государство обязано охранять достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ, ст. 32 Конституции РТ), ничто не может быть основанием для его умаления. Обратим внимание на категорический, однозначный характер этого утверждения. Ничто, никакие соображения пользы или добра не могут оправдать унижение личности.

Что мы понимаем под достоинством? Достоинство — это признание за человеком особых духовно-нравственных, волевых и интеллектуальных качеств. Охрана достоинства означает право на уважение со стороны окружающих. Люди различаются по своим физическим, интеллектуальным и другим качествам, имущественному и социальному положению. Но закон в равной степени охраняет их достоинство. Внутреннее нравственное достоинство человека, честь человека. Многие люди обостренно относятся к защите своей чести и достоинства. Немецкий поэт и драматург Иоганн Фридрих Шиллер (1759—1805) писал: "Честь дороже денег". В старину существовала пословица: "Чести дворянин не кинет, хоть головушка сгинет", за оскорбление чести и достоинства вызывали на дуэль, нередко погибали.

Вспомните историю гибели А.С. Пушкина. Когда вокруг него стали говорить об измене жены Натали, связывая с именем Дантеса, он вызвал его на дуэль. Недруги Пушкина подогревали эту грязную молву. Поэт решил защитить свою честь и честь жены на дуэли. Он предполагал, что может погибнуть, но предпочел поединок и смерть, чем жизнь в бесчестье. Был ли у Пушкина другой выход? Существуй тогда закон о защите достоинства и чести, он мог бы обратиться в суд.

Но тогда такой процедуры не существовало.

Гражданин вправе по российскому законодательству требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений и возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. В тех же случаях, когда посягательства на честь и достоинство имеют признаки состава преступления, виновное в этом лицо привлекается к уголовной ответственности.

Каждому гражданину обеспечивается неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 55 Конституции РТ). Это — существенный элемент свободы человека. Никто не имеет права войти в жилище и провести обыск или осмотр против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Обыск производится по возбужденному уголовному делу по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора.

Конституция закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Частная жизнь — это сфера семейных, деловых, дружеских отношений людей.

В знаменитой комедии Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука " есть такой эпизод. Герой фильма у подъезда дома садится в такси, в руках у него авоська. Бдительная общественница, увидев это, произносит: "Советские люди в овощной магазин на такси не ездят". Желая его разоблачить, она организует за ним слежку, мобилизует "общественное" мнение. Подозрительность и желание заглянуть в личную жизнь жильца их дома, т.е. увидеть то, что никого касаться не должно, приводит к нарушению права этого гражданина. Он, оказывается, ничего не нарушал, наоборот, помогал правоохранительным органам. Как вы думаете, изменилась ли бы оценка поведения "общественницы", если бы жилец оказался преступником-расхитителем?

Человек имеет право жить так, как ему нравится. В частной жизни человек добивается удовлетворения личных интересов. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Гражданин вправе ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено законом.
Каждый человек имеет право на свободное передвижение внутри страны, выбор местожительства и местопребывания, на свободный въезд и выезд из страны (ст.27 Конституции РФ, ст.39 Конституции РТ). Ограничения этого права могут устанавливаться только законом. Граждане имеют право свободно покидать Россию, Республику Татарстан и в любое время возвращаться, не могут быть выселены из страны.

В недавнем прошлом в нашей стране это право грубо попиралось. Местожительство было связано возможностью прописаться в местном органе внутренних дел, а передвижение было ограничено местами, куда въезд мог осуществляться только по специальному разрешению. За границу могли выехать только единицы после тщательной проверки в "благонадежности". Неугодного человека высылали из страны, чтобы потом не впускать обратно. Так было с писателем А.И. Солженицыным. Лишены были гражданства и также не допускались в страну наш знаменитый музыкант М. Рострапович и его жена — талантливая певица Г. Вишневская.

Гражданам обеспечивается свобода совести и вероисповедания (ст.28 Конституции РФ, ст.37 Конституции РТ). В соответствии со своими убеждениями каждый имеет право свободно выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, иметь, распространять религиозные или атеистические взгляды, действовать в соответствии с ними, заниматься религиозным или атеистическим воспитанием и образованием детей. Государство уважает свободу родителей давать религиозное воспитание ребенку в соответствии с их убеждениями и выбором. Допускается свобода отравления религиозных культов и ритуальных обрядов. Провозглашено и гарантировано право на создание религиозных и иных объединений, на получение религиозного образования.

Преследование верующего за религиозные убеждения — опасное явление. Не менее опасны и религиозный фанатизм, нетерпимость к верующим других религий. Вспомните из курса истории кровавые религиозные войны во Франции, Англии, России.

Запрещается возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями. В соответствии с законодательством гарантируется равноправие граждан независимо от их отношения к религии. Все религиозные объединения равны по закону. Религиозные и атеистические объединения отделены от государства, органы и должностные лица государства не вмешиваются в вопросы их деятельности. Вместе с тем государство охраняет законную деятельность религиозных организаций. Лица, виновные в нарушении законодательства о свободе вероисповедания и совести, несут юридическую ответственность.

Каждый гражданин вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, он свободен в выборе языка общения, воспитания, обучения и творчества, в том числе имеет право пользования родным языком (ст.26 Конституции РФ, ст.34 Конституции РТ). Нельзя принуждать определять и указывать свою национальную принадлежность. Пользование родным языком пока для многих затруднено. Осуществление этого права требует увеличения школ, дошкольных учреждений, в которых дети обучались бы на родном языке.

Каждому гражданину гарантируется свобода мысли и слова, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ст.29 Конституции РФ, ст.42 Конституции РТ). Эти права способствуют духовной и нравственной независимости человека, а следовательно и политическому, идеологическому многообразию. Без этих прав нет настоящего развития общества.

Равным образом обеспечивается свобода получения информации (ст. 29 Конституции РФ, ст. 48 Конституции РТ). Право это гораздо шире, оно означает не просто получать, а еще и свободно искать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода учреждения средств массовой информации (периодических печатных изданий, радио-, теле- и видеопрограмм, кинохроники). Цензура запрещается. Пользование указанным правом сопряжено с определенными ограничениями только с одной целью — охраны государственной тайны, нравственности, прав и свобод других лиц. Злоупотребление свободой массовой информации, использование для совершения преступлений не допускается.

Как видим, закон предусмотрел очень широкий круг личных прав и свобод. Но надо всегда помнить, как указано в ст. 17 Конституции РФ, ст. 27 Конституции РТ, что реализация гражданином своих личных прав и свобод не должна противоречить личным правам и свободам других людей. Осуществление этих прав и свобод также несовместимо с действиями, причиняющими ущерб государственной и общественной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения, защите прав и свобод других лиц.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Цель: Подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка, научить оценивать и ценить себя; дать представление о том, что все люди разные, и нужно принимать их такими, какие они есть.

Активизировать словарь: индивидуальность, право на сохранение своей

-Как вы думаете, через спортивные достижения сможете закрепить право на сохранение своей индивидуальности? (ответы)


«Раньше, когда у людей не было машин, плохо им жилось. Захочет человек банан с дерева сорвать, а мартышка – проворнее человека, заберется на дерево, сорвет гроздь, только её и видели!

Захочется человеку зайчатины деткам на ужин принести, да разве зайца догонишь!

Медведь из малинника выгонит – он сильнее

Рыбку руками не поймаешь – она плавает лучше.

Птицы и того пуще – летать выучились!


С тех пор люди стали тренироваться в хитрости да в смекалке. Они придумывали разные орудия труда и капканы на зверей.

Другие стали тренировать тело. И научились бегать быстрее других, стали сильнее их и выше ростом. Самое главное качество, которое необходимо человеку, чтобы добиться успехов – СИЛА ВОЛИ. Что такое сила воли (ответы)

-Сила воли – это способность осуществлять свои желания и добиваться поставленных целей.

Люди между собой связаны не только родственными, но и национальными и гражданскими узами. Благодаря этому люди испытывают чувство гордости, если их земляки занимают призовые места на соревнованиях, добиваются хороших успехов в учебе, труде, своем любимом занятии…


-У Дж. Родари есть чудесное стихотворение,из которого я прочитаю отрывок:

«Были только у людей

Руки – только руки.

И трудился предок наш,

И не знал он скуки.

Много сделал для людей

Ещё больше надо сделать –


-Скажите, если не трудиться, можно ли приблизиться к своей мечте (ответы). Можно ли стать более совершенным интеллектуально без усилий, без труда? Что позволило человеку созидать свой собственный мир (ответы)

-Да, его разум и его руки. И этот мир называется рукотворным. Он постоянно растет и меняется. Каждый человек может попытаться придумать что-нибудь такое, чего раньше не было в этом мире. У вас, наверное, тоже есть мечта изобрести что-нибудь полезное для людей. Расскажите,пожалуйста:

-Чтобы совершить что-то полезное для себя, своих близких, для друзей и знакомых, какими человеческими качествами ты должен обладать (ответы)

-Как вы думаете, интеллектуально совершенный человек когда чувствует себя счастливым (свободные ответы)

-Я познакомлю вас с легендой.


«Это было давным-давно. Людей тогда не было и в помине…В те стародавние времена Землю населяли странные существа – добрые и могучие. Они назывались андрогинны. И не было им равных на Земле по силе и уму. У них было две головы, четыре руки и четыре ноги. Но самое главное их отличие заключалось в том, что все они жили счастливо.


-В чем заключается счастье людей (ответы)

-Какая сила помогает людям быть счастливыми (ответы)

-Как вы думаете, в чем заключается твое счастье и счастье всех детей на Земле (ответы)

-Какая сила связывает тебя с твоей мамой (ответы)

-Кто из вас не знает вот этого героя? (показ на экране Карлсона) Расскажите, какой он (ответы)


-«Карлсон сказал, … что должен сделать скворечник и повесить его возле своего домика, чтобы там жили маленькие птички. Но то, что у него вышло, совсем не походило на скворечник, ни, впрочем, на что-либо другое. Весьма трудно было сказать, что за штуку он смастерил.

-Это что? – спросил Малыш.

Карлсон склонил голову и поглядел на свое произведение.

-Так, одна вещь, - сказал он. – Отличная маленькая вещица. Угадай, у кого в мире самые золотые руки?

-Вы – единственные в мире. Других таких не было и нет на земле. А какой каждый из вас особенный, мы узнаем из следующего задания. Я буду называть


ачества человека, а вы мне будете говорить, нужно ли такое качество для интеллектуального вашего развития, хорошо?

-Кто такой аккуратный человек (человек, который содержит свои вещи в порядке и относится к ним бережно; если человек содержит в порядке свое тело и одежду, его называют чистоплотным)

-Кто такой самостоятельный человек (тот, который сам справляется с теми поручениями и делами, за которые он берется)Нужно ли тебе это качество?

-Понять, кого называют неряхами, вам поможет отрывок из стихотворения Вл.Маяковского:

«Если сын чернее ночи,

Грязь лежит на рожице, -

Ясно, это плохо очень

Для ребячьей кожицы…

Этот в грязь полез и рад,

Что грязна рубаха.

Про такого говорят:


-Хотите вы быть на такого похожим?

-Ответственный человек – это какой (чем-то похож на самостоятельного) Он всегда старается сделать все тщательно и хорошо, он никогда не забывает своих обещаний, отвечает за свое слово.

-Вы дружелюбные? У вас много друзей? Как вы разрешаете свои споры, всегда ли мирным путем?

-Можно ли вас назвать жизнерадостными? Находите ли вы радости в любой ситуации (ответы)

-А кто такой настойчивый человек? Отступает ли он от поставленных целей или непременно добивается этого, как бы трудно ему не приходилось?

-Называют ли вас вежливым и воспитанным человеком? Знаете ли вы, как вести себя со старшими, как следует обращаться со столовыми приборами за столом?

-А ещё надо быть уверенным в себе, не бояться браться за любые дела и справляться с ними. Смело высказывать свое мнение, прямо смотреть в глаза собеседнику.


-Очень важно определить, в чем ты можешь проявить себя, как талантливый человек и развивать в себе то, что лучше всего получается только у тебя. Что у вас получается лучше всего, можете мне рассказать (ответы)

-Ребята, если вы научитесь быть аккуратными, общительными, умными, красивыми, самостоятельными, ответственными, доброжелательными, жизнерадостными,


оспитанными, ловкими, сильными, уверенными в себе, честными – тогда вы усовершенствуете в себе право на сохранение своей индивидуальности. Запомните эти качества и поверьте, что вы самые-самые хорошие на свете! Помните, каждый из вас имеет право на сохранение своей индивидуальности.




Фотоотчет занятия по математике

Фотоотчет занятия по математике Цель: Закреплять представление детей об образовании чисел 6. 7. 8 – используя инейку, открывать на ерхней полоске и нижней соответствующее.

Читайте также: