В ходе выборов на каждый мандат могут претендовать в установленном порядке сколько кандидатов

Обновлено: 28.06.2024

Следует отметить, что на региональном уровне сохранилась смешанная избирательная система голосования в представительные органы власти. Не менее 50 процентов мандатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации распределяется по пропорциональной системе. На выборах в органы местного самоуправления региональный законодатель вправе самостоятельно выбирать применяемую избирательную систему.

Порядок распределения мандатов в нижней палате парламента России осуществляется по пропорциональной системе единого частного (метод наибольших остатков).

Порядок распределения мандатов можно разделить на три этапа[134].

Общее число голосов, отданных за все партии (2000), делим на 50 мандатов и получаем первое избирательное частное, равное 40.

Второй этап. Число голосов избирателей, полученных каждой политической партией, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая партия в результате первичного распределения мандатов.

Аналогичным образом на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может осуществляться распределение той части мандатов, которая распределяется по пропорциональной системе выборов. Остальные мандаты (распределяемые по мажоритарной системе) передаются кандидатам, победившим в своих избирательных округах.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные гарантии обеспечения мандатами списков кандидатов, преодолевших заградительный барьер или по иным основаниям допущенных к распределению депутатских мандатов.

Допустимо, например, устанавливать следующий механизм распределения мандатов по пропорциональной системе: если при первичном распределении депутатских мандатов остались списки, допущенные к распределению депутатских мандатов, не получившие мандатов, то при вторичном распределении они получают мандаты в первую очередь.

Каков правовой механизм распределения мандатов внутри списка политической партии

Законодатель (как федеральный, так и региональный) может предусмотреть различные варианты распределения депутатских мандатов внутри списка.

Так, в соответствии с обновленным законодательством, регламентирующим выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, предусмотрена следующая схема распределения мандатов внутри списка политической партии, допущенной к распределению депутатских мандатов (преодолевшей заградительный барьер в 7 процентов от числа проголосовавших избирателей[136]).

Аля распределения оставшихся 6 мандатов следует разделить сумму голосов, поданных за региональные группы, на число нераспределенных мандатов. Второе избирательное частное для данного списка равно 400 (2400:6 = 400).

Число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, делится на второе избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа кандидатов. Первая группа – 2 мандата (1100:400 = 2,75), вторая группа – 1 мандат (600:400 = 1,5), третья группа – 1 мандат (550:400 = 1,375), четвертая группа – 0 мандатов (150:400 = 0,375). Таким образом, распределены 4 из 6 оставшихся мандатов (2 не распределены).

Третий этап. Нераспределенные депутатские мандаты, полученные данным федеральным списком кандидатов, передаются по одному тем региональным группам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления числа голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, на второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. При равенстве дробных частей преимущество отдается той региональной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.

Пример. В нашем примере нераспределенным остался один мандат, который передается четвертой группе (см. табл. 2).


Коэффициент дополнительного распределения для каждой региональной группы депутатов равен соответственно: для первой – 0,01 (4:400), для второй – 0,008 6956 (3:345), для третьей – 0,008 333 (1:120). Мандаты получают вторая и третья региональные группы кандидатов как имеющие наименьший коэффициент дополнительного распределения.

Плюсом такой детальной регламентации порядка распределения депутатских мандатов внутри федерального списка при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ является ограничение свободы усмотрения партии в предоставлении мандатов конкретным кандидатам.

Как уже подчеркивалось выше, региональному законодателю предоставлена свобода выбора при регулировании распределения депутатских мандатов.

На выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации порядок распределения депутатских мандатов, полученных списком кандидатов, между кандидатами из списка зависит в первую очередь от того, какой вид списка кандидатов применяется.

Если список кандидатов закрытый, то полученные списком мандаты распределяются между кандидатами в том порядке, в каком они были расположены в списке кандидатов, представленном в избирательную комиссию (за исключением выбывших кандидатов).

При этом из распределения мандатов по пропорциональной системе (независимо от того, какой вид списка применяется) исключаются кандидаты, избранные по мажоритарной системе (по одномандатным или многомандатным округам), а также кандидаты, отказавшиеся от получения мандатов либо не представившие документ об освобождении от должности или от обязанностей, несовместимых с депутатским мандатом.

При применении системы закрытых списков с разбиением на общую часть и территориальные (региональные) группы мандаты, полученные списком кандидатов, в первую очередь передаются кандидатам из общей части списка, затем определяется число голосов, полученное списком на каждой территории. Аля каждой территориальной группы вычисляется процентная доля числа голосов, полученных данным списком на соответствующей территории, после чего территориальным группам передается по одному мандату в порядке убывания соответствующей процентной доли, а если после этого остались нераспределенные мандаты, они в той же последовательности передаются тем группам, в которых остались кандидаты.

При применении системы открытых списков для распределения депутатских мандатов между кандидатами из списка могут применяться различные методы распределения мандатов внутри партийных списков. Простейшая система распределения, реализованная в Магаданской области, предполагает распределение депутатских мандатов между кандидатами из списка, набравшими наибольшее количество голосов по отношению к другим кандидатам из того же списка, а порядок расположения кандидатов в партийном списке учитывается только при равенстве или отсутствии голосов, поданных за кандидатов.

Другие системы распределения предполагают учет в той или иной степени не только волеизъявления избирателей, но и партийных предпочтений. В большинстве субъектов Российской Федерации, установивших систему открытых списков, установлен метод с применением индивидуальных рейтингов кандидатов, этот метод предложен Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и воспроизведен в законах Липецкой и Орловской областей, Коми-Пермяцкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов. Рейтинги кандидатов, в соответствии с которыми они будут получать депутатские мандаты, вычисляются умножением избирательных и партийных рейтингов. Избирательный рейтинг соответствует числу голосов, поданных избирателями за кандидата из списка. Партийный рейтинг устанавливается следующим образом: у последнего кандидата устанавливается на одну единицу меньше, чем число кандидатов в списке, рейтинг каждого предыдущего кандидата на 4 единицы (в Чукотском АО – на одну единицу) выше. Методика позволяет учитывать как предпочтения избирателей, так и предпочтения партии.

Анализ регионального законодательства и первые выборы законодательных (представительных) органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, проведенные по смешанной избирательной системе, позволяют сделать вывод о большом многообразии методик и их вариаций распределения мандатов внутри партийного списка кандидатов. Каждая методика имеет свои плюсы и минусы. Грамотное использование при составлении списка кандидатов особенностей того или иного метода распределения мандатов, установленного соответствующим законом, и продуманная разбивка списка на региональные (территориальные) группы позволят партии получить ощутимые преимущества перед своими оппонентами в ходе предстоящих выборов.

Если кто-либо из избранных кандидатов откажется принять депутатский мандат, что будет с этим мандатом

ИЗ АНАЛИЗА СТАТЕЙ 71-73 Конституции Российской Федерации следует, что данный вопрос (о регулировании отношений, связанных с переходом вакантного депутатского мандата на разных уровнях публичной власти) относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и может регулироваться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в рамках федерального законодательства.

Отказ кандидата от мандата не является основанием для утраты списком права на данный мандат. Мандат подлежит распределению в порядке очередности внутри данного списка.

Необходимо заметить, что в соответствии с поправками, внесенными в федеральное законодательство в 2005 году[142], в случае если депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вошел или перешел во фракцию, иную, чем была образована политической партией, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран депутатом Государственной Думы, его депутатские полномочия прекращаются, а депутатский мандат распределяется внутри федерального списка кандидатов партии в соответствии с описанной выше методикой.

Вакантные депутатские мандаты распределяются между кандидатами из списка кандидатов, набравшими наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам из этого списка. Порядок очередности получения депутатских мандатов определяется в порядке убывания голосов избирателей, набранных кандидатами из списка кандидатов. В случае равенства числа набранных кандидатами голосов избирателей или их отсутствия оставшиеся вакантные депутатские мандаты распределяются между кандидатами из списка кандидатов в соответствии с порядком размещения кандидатов в этом списке, установленным при регистрации из этого списка. Если в областном списке кандидатов не осталось кандидатов, депутатский мандат остается вакантным до следующих основных выборов депутатов областной Думы.

Зачем нужен заградительный барьер

Каков он на выборах в субъектах Российской Федерации

ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРИЗВАН предотвратить фрагментацию партийной системы, раздробленность политических сил в парламенте, а также искусственное дробление политических сил в обществе. В зависимости от региональной специфики варьируется и величина заградительного барьера в различных субъектах Российской Федерации.

В ряде субъектов Российской Федерации величина заградительного пункта определена в 3% (в Республике Северная Осетия – Алания, Иркутской области, Коми-Пермяцком АО), 4% (в Ивановской, Московской, Орловской, Самарской областях). В части регионов заградительный барьер установлен на уровне 5%, более высокий заградительный барьер определен в Республике Башкортостан[144], Республике Татарстан, Волгоградской области, Омской области[145] – 7%, в Пермской области – 7,5%, в Вологодской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе – 8%, в городе Москве, в республиках Дагестан и Калмыкия – 10%.

Правда ли, что заградительный барьер на выборах в Государственную Думу самый высокий в мировой практике

НЕТ, ПОДОБНОЕ МНЕНИЕ ОШИБОЧНО. Практика проведения пропорциональных выборов в парламенты зарубежных стран знает и более высокие заградительные барьеры на выборах по спискам политических партий на уровне 8% (Лихтенштейн) и 10% (Великое национальное собрание Турции). В ряде государств Восточной Европы, где наряду с партиями в выборах участвуют и избирательные блоки, для последних установлен более высокий заградительный барьер, возрастающий по мере увеличения числа блокообразуюших партий до 10% (в Словакии для блоков из четырех партий) и даже 15% (в Венгрии для блока из трех партий). В Греции, где выборы по пропорциональной системе проводятся в два тура, к участию во втором туре за оставшиеся нераспределенными по итогам первого тура мандаты допускаются партии, набравшие в первом туре 17% и более голосов избирателей.

В любом случае нельзя делать выводы о допустимости или чрезмерности величины заградительного барьера, опираясь только на формальное сравнение. Следует учитывать специфику развития политической системы, форму государственного устройства, особенности становления демократического общества и многие другие факторы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3. Ответственность граждан по результатам контроля

3. Ответственность граждан по результатам контроля По результатам осуществления государственного контроля граждане могут понести гражданскую, административную и уголовную ответственность.Наиболее массовой мерой реагирования является привлечение граждан к

Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов

Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов 1. Непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума,

Предвыборная агитация и финансирование выборов

СТАТЬЯ 1526. Решение, принятое по результатам экспертизы заявленного обозначения

СТАТЬЯ 1526. Решение, принятое по результатам экспертизы заявленного обозначения По результатам экспертизы заявленного обозначения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о государственной регистрации наименования

Статья 1526. Решение, принятое по результатам экспертизы заявленного обозначения

Статья 1526. Решение, принятое по результатам экспертизы заявленного обозначения По результатам экспертизы заявленного обозначения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о государственной регистрации наименования

Статья 101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Статья 101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки 1. Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом

СТАТЬЯ 1526. Решение, принятое по результатам экспертизы заявленного обозначения

СТАТЬЯ 1526. Решение, принятое по результатам экспертизы заявленного обозначения По результатам экспертизы заявленного обозначения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о государственной регистрации наименования

Статья 5. 25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов

Статья 5. 25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов Федеральным законом от 21.07.2005 №93-ФЗ в абзац первый части 1 статьи 5.25 внесены изменения, вступающие в силу c 6 августа 2006 года: из указанного абзаца исключены слова «избирательным

Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов

Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов 1. Непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума,

77. Понятие муниципальных выборов и их значение

83. Контроль за проведением муниципальных выборов и референдумов

17. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования

17. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования Организация и порядок проведения выборов объявляются указом главы государства.С предусмотренного в (конституции) законе срока начинается избирательная кампания, которая завершается за 1

16. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования

16. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования Выборы – совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. Выборы – это способ формирования

34. Финансирование выборов в Российской Федерации

34. Финансирование выборов в Российской Федерации В ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ говорится, что расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов в России, несут избирательные комиссии за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫБОРОВ

В каком порядке происходит распределение мандатов между списками политических партий по итогам выборов

Следует отметить, что на региональном уровне сохранилась смешанная избирательная система голосования в представительные органы власти. Не менее 50 процентов мандатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации распределяется по пропорциональной системе. На выборах в органы местного самоуправления региональный законодатель вправе самостоятельно выбирать применяемую избирательную систему.

Порядок распределения мандатов в нижней палате парламента России осуществляется по пропорциональной системе единого частного (метод наибольших остатков).

Порядок распределения мандатов можно разделить на три этапа[134].

Общее число голосов, отданных за все партии (2000), делим на 50 мандатов и получаем первое избирательное частное, равное 40.

Второй этап. Число голосов избирателей, полученных каждой политической партией, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая партия в результате первичного распределения мандатов.

Аналогичным образом на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может осуществляться распределение той части мандатов, которая распределяется по пропорциональной системе выборов. Остальные мандаты (распределяемые по мажоритарной системе) передаются кандидатам, победившим в своих избирательных округах.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные гарантии обеспечения мандатами списков кандидатов, преодолевших заградительный барьер или по иным основаниям допущенных к распределению депутатских мандатов.

Допустимо, например, устанавливать следующий механизм распределения мандатов по пропорциональной системе: если при первичном распределении депутатских мандатов остались списки, допущенные к распределению депутатских мандатов, не получившие мандатов, то при вторичном распределении они получают мандаты в первую очередь.

Каков правовой механизм распределения мандатов внутри списка политической партии

Законодатель (как федеральный, так и региональный) может предусмотреть различные варианты распределения депутатских мандатов внутри списка.

Так, в соответствии с обновленным законодательством, регламентирующим выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, предусмотрена следующая схема распределения мандатов внутри списка политической партии, допущенной к распределению депутатских мандатов (преодолевшей заградительный барьер в 7 процентов от числа проголосовавших избирателей[136]).

Аля распределения оставшихся 6 мандатов следует разделить сумму голосов, поданных за региональные группы, на число нераспределенных мандатов. Второе избирательное частное для данного списка равно 400 (2400:6 = 400).

Число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, делится на второе избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа кандидатов. Первая группа – 2 мандата (1100:400 = 2,75), вторая группа – 1 мандат (600:400 = 1,5), третья группа – 1 мандат (550:400 = 1,375), четвертая группа – 0 мандатов (150:400 = 0,375). Таким образом, распределены 4 из 6 оставшихся мандатов (2 не распределены).

Третий этап. Нераспределенные депутатские мандаты, полученные данным федеральным списком кандидатов, передаются по одному тем региональным группам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления числа голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, на второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. При равенстве дробных частей преимущество отдается той региональной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.

Пример. В нашем примере нераспределенным остался один мандат, который передается четвертой группе (см. табл. 2).

Коэффициент дополнительного распределения для каждой региональной группы депутатов равен соответственно: для первой – 0,01 (4:400), для второй – 0,008 6956 (3:345), для третьей – 0,008 333 (1:120). Мандаты получают вторая и третья региональные группы кандидатов как имеющие наименьший коэффициент дополнительного распределения.

Плюсом такой детальной регламентации порядка распределения депутатских мандатов внутри федерального списка при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ является ограничение свободы усмотрения партии в предоставлении мандатов конкретным кандидатам.

Как уже подчеркивалось выше, региональному законодателю предоставлена свобода выбора при регулировании распределения депутатских мандатов.

На выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации порядок распределения депутатских мандатов, полученных списком кандидатов, между кандидатами из списка зависит в первую очередь от того, какой вид списка кандидатов применяется.

Если список кандидатов закрытый, то полученные списком мандаты распределяются между кандидатами в том порядке, в каком они были расположены в списке кандидатов, представленном в избирательную комиссию (за исключением выбывших кандидатов).

При этом из распределения мандатов по пропорциональной системе (независимо от того, какой вид списка применяется) исключаются кандидаты, избранные по мажоритарной системе (по одномандатным или многомандатным округам), а также кандидаты, отказавшиеся от получения мандатов либо не представившие документ об освобождении от должности или от обязанностей, несовместимых с депутатским мандатом.

При применении системы закрытых списков с разбиением на общую часть и территориальные (региональные) группы мандаты, полученные списком кандидатов, в первую очередь передаются кандидатам из общей части списка, затем определяется число голосов, полученное списком на каждой территории. Аля каждой территориальной группы вычисляется процентная доля числа голосов, полученных данным списком на соответствующей территории, после чего территориальным группам передается по одному мандату в порядке убывания соответствующей процентной доли, а если после этого остались нераспределенные мандаты, они в той же последовательности передаются тем группам, в которых остались кандидаты.

При применении системы открытых списков для распределения депутатских мандатов между кандидатами из списка могут применяться различные методы распределения мандатов внутри партийных списков. Простейшая система распределения, реализованная в Магаданской области, предполагает распределение депутатских мандатов между кандидатами из списка, набравшими наибольшее количество голосов по отношению к другим кандидатам из того же списка, а порядок расположения кандидатов в партийном списке учитывается только при равенстве или отсутствии голосов, поданных за кандидатов.

Другие системы распределения предполагают учет в той или иной степени не только волеизъявления избирателей, но и партийных предпочтений. В большинстве субъектов Российской Федерации, установивших систему открытых списков, установлен метод с применением индивидуальных рейтингов кандидатов, этот метод предложен Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и воспроизведен в законах Липецкой и Орловской областей, Коми-Пермяцкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов. Рейтинги кандидатов, в соответствии с которыми они будут получать депутатские мандаты, вычисляются умножением избирательных и партийных рейтингов. Избирательный рейтинг соответствует числу голосов, поданных избирателями за кандидата из списка. Партийный рейтинг устанавливается следующим образом: у последнего кандидата устанавливается на одну единицу меньше, чем число кандидатов в списке, рейтинг каждого предыдущего кандидата на 4 единицы (в Чукотском АО – на одну единицу) выше. Методика позволяет учитывать как предпочтения избирателей, так и предпочтения партии.

Анализ регионального законодательства и первые выборы законодательных (представительных) органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, проведенные по смешанной избирательной системе, позволяют сделать вывод о большом многообразии методик и их вариаций распределения мандатов внутри партийного списка кандидатов. Каждая методика имеет свои плюсы и минусы. Грамотное использование при составлении списка кандидатов особенностей того или иного метода распределения мандатов, установленного соответствующим законом, и продуманная разбивка списка на региональные (территориальные) группы позволят партии получить ощутимые преимущества перед своими оппонентами в ходе предстоящих выборов.

Если кто-либо из избранных кандидатов откажется принять депутатский мандат, что будет с этим мандатом

ИЗ АНАЛИЗА СТАТЕЙ 71-73 Конституции Российской Федерации следует, что данный вопрос (о регулировании отношений, связанных с переходом вакантного депутатского мандата на разных уровнях публичной власти) относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и может регулироваться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в рамках федерального законодательства.

Отказ кандидата от мандата не является основанием для утраты списком права на данный мандат. Мандат подлежит распределению в порядке очередности внутри данного списка.

Необходимо заметить, что в соответствии с поправками, внесенными в федеральное законодательство в 2005 году[142], в случае если депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вошел или перешел во фракцию, иную, чем была образована политической партией, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран депутатом Государственной Думы, его депутатские полномочия прекращаются, а депутатский мандат распределяется внутри федерального списка кандидатов партии в соответствии с описанной выше методикой.

Вакантные депутатские мандаты распределяются между кандидатами из списка кандидатов, набравшими наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам из этого списка. Порядок очередности получения депутатских мандатов определяется в порядке убывания голосов избирателей, набранных кандидатами из списка кандидатов. В случае равенства числа набранных кандидатами голосов избирателей или их отсутствия оставшиеся вакантные депутатские мандаты распределяются между кандидатами из списка кандидатов в соответствии с порядком размещения кандидатов в этом списке, установленным при регистрации из этого списка. Если в областном списке кандидатов не осталось кандидатов, депутатский мандат остается вакантным до следующих основных выборов депутатов областной Думы.

Зачем нужен заградительный барьерКаков он на выборах в субъектах Российской Федерации

ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРИЗВАН предотвратить фрагментацию партийной системы, раздробленность политических сил в парламенте, а также искусственное дробление политических сил в обществе. В зависимости от региональной специфики варьируется и величина заградительного барьера в различных субъектах Российской Федерации.

В ряде субъектов Российской Федерации величина заградительного пункта определена в 3% (в Республике Северная Осетия – Алания, Иркутской области, Коми-Пермяцком АО), 4% (в Ивановской, Московской, Орловской, Самарской областях). В части регионов заградительный барьер установлен на уровне 5%, более высокий заградительный барьер определен в Республике Башкортостан[144], Республике Татарстан, Волгоградской области, Омской области[145] – 7%, в Пермской области – 7,5%, в Вологодской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе – 8%, в городе Москве, в республиках Дагестан и Калмыкия – 10%.

Правда ли, что заградительный барьер на выборах в Государственную Думу самый высокий в мировой практике

НЕТ, ПОДОБНОЕ МНЕНИЕ ОШИБОЧНО. Практика проведения пропорциональных выборов в парламенты зарубежных стран знает и более высокие заградительные барьеры на выборах по спискам политических партий на уровне 8% (Лихтенштейн) и 10% (Великое национальное собрание Турции). В ряде государств Восточной Европы, где наряду с партиями в выборах участвуют и избирательные блоки, для последних установлен более высокий заградительный барьер, возрастающий по мере увеличения числа блокообразуюших партий до 10% (в Словакии для блоков из четырех партий) и даже 15% (в Венгрии для блока из трех партий). В Греции, где выборы по пропорциональной системе проводятся в два тура, к участию во втором туре за оставшиеся нераспределенными по итогам первого тура мандаты допускаются партии, набравшие в первом туре 17% и более голосов избирателей.

В любом случае нельзя делать выводы о допустимости или чрезмерности величины заградительного барьера, опираясь только на формальное сравнение. Следует учитывать специфику развития политической системы, форму государственного устройства, особенности становления демократического общества и многие другие факторы.




7. По Конституции РФ можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы:

б) с 21 года

8. Избирательная система, при которой в каждом округе большинством голосов избирается один депутат, называется:

а) пропорциональной системой

б) селекционной системой

в) мажоритарной системой

а) пропорциональной системой

б) селекционной системой

в) мажоритарной системой

а) многочисленные и влиятельные партии

б) малочисленные, но щедро финансируемые партии

в) неорганизованные массы избирателей

а) 5 членов партии

б) 25 членов партии

в) 50 членов партии

12. Избирательные комиссии, участвующие в организации выборов в Российской Федерации:

б) окружные

г) субъектов РФ

И) территориальные

13. Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется:

б) всероссийским советом

в) референдумом

14. Нельзя решать путем референдума:

а) вопрос об объявлении войны

б) вопрос о принятии Конституции

в) вопрос о пересмотре действующего закона

15. Гражданам, необходимо участвовать в политической жизни:

а) потому что это улучшает их материальное положение

б) потому что отказ, например, от участия в выборах большого количества граждан в республике может парализовать государственную власть

в) потому что право принимать участие в управлении делами государства имеет хорошо ощутимый оттенок обязанности делать это

16. Самая массовая роль гражданина, принимающего участие в политической жизни страны:

а) кандидата в депутаты

б) кандидата в президенты

в) избирателя

17. Совокупность голосующих граждан называется:

б) электорат

18. Для сложившейся политической культуры граждан:

а) характерно следование рекомендациям политических комментаторов

б) характерна ориентация в период выборов на гороскоп

в) характерно умение делать самостоятельные выводы из полученной политической информации.

19. Являются основными сторонами политической культуры:

а) ношение значков с изображением политических деятелей

б) политические знания

в) понимание значения политики в общественной жизни страны

д) цивилизованное участие в политической деятельности на основе четкого собственного выбора

е)обещание максимальных выгод избирателям в период проведения предвыборной компании

20. Самое мощное средство как повышения политической культуры граждан, так и политического оболванивания их:

а) детективные романы

б) средства массовой информации

в) съезды партий.

1. Субъективное избирательное право — это …
а) подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти;
б) право граждан страны избирать и быть избранными;
в) возможность добровольного участия в выборах;
г) право выдвигать свою кандидатуру на выборах.

2. В каком году право голоса для женщин стало частью международного права?
а) 1948 году,
б) 1952 году;
в) 1979 году;
г) 1919 году.
3. В Канаде, России, Германии и Польше. Британские женщины старше 30 лет были допущены к выборам в …
а) 1918 году,
а) 1948 году,
б) 1952 году;
в) 1979 году;

5. Принцип всеобщего избирательного права означает, что
а) избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми.
б) право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность.
в) избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган
г) избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере.

6. Согласно плюральному вотуму:
а) заранее делят избирателей на группы с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп.
б) каждый избиратель вправе влиять на ход голосования.
в) голосовать могут только взрослые и психически здоровые люди.
г) одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше голосов, чем другие.

7. Принцип свободных выборов означает:
а) что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере.
б) что любой гражданин обязан проголосовать;
в) что принять участие в выборах имеет право любой человек независимо от возраста;
г) что выдвигать свою кандидатуру может любой гражданин достигший 21 года.

8. Неучастие избирателей в выборах называют:
а) пассивным избирательным правом;
б) активным избирательным правом;
в) аутизмом;
г) абсентеизмом.

9. Возрастной ценз … (продолжите предложение)
а) предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время;
б) означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока;
в) означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста;
г) заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера.

10. Моральный ценз … (продолжите предложение)
а) предполагает определенные нравственные требования к избирателю;
б) предполагает принадлежность избирателя к определенной религии;
в) предполагал недопущение к выборам женщин;
г) означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста.

11. Имущественный ценз … (продолжите предложение)
а) предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время;
б) означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока;
в) означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста;
г) заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера.

12. Ценз пола … (продолжите предложение)
а) предполагает определенные нравственные требования к избирателю;
б) предполагает принадлежность избирателя к определенной религии;
в) предполагал недопущение к выборам женщин;
г) означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста.

13. Исторически первой избирательной системой стала:
а) полупропорциональная избирательная система;
б) пропорциональная избирательная система;
в) патриархальная избирательная система;
в) мажоритарная избирательная система.

14. Мажоритарная система квалифицированного большинства — это система, …
а) при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников.
б) которая для избрания требует абсолютного большинства голосов, т. е. более половины общего их числа.
в) при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивших квалифицированное большинство голосов.
г) в которой каждая политическая партия получает в парламенте или ином представитель-ном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей.

15. Мажоритарная система абсолютного большинства — это система, …
а) при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников.
б) которая для избрания требует абсолютного большинства голосов, т. е. более половины общего их числа.
в) при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивших квалифицированное большинство голосов.
г) в которой каждая политическая партия получает в парламенте или ином представитель-ном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей.

16. Избирательная квота — это
а) наибольшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата.
б) наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата.
в) число голосов, необходимое для избрания одного кандидата.
г) наименьшее число кандидатов.

17. Система единственного непередаваемого голоса заключается в том,
а) что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии.
б) что у избирателей меньше голосов, чем следует избрать депутатов от избирательного округа.
в) что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (число голосов у всех избирателей одинаково) и распределяет свои голоса между кандидатами, как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу или одному из кандидатов отдать все голоса.
г) что следует соединить выгоды от различных систем и избежать или существенно смягчить их недостатки.

18. В России человек приобретает активное избирательное права по достижению:
а) 14 лет;
б) 16 лет;
в) 18 лет;
г) 21 года.

19. Президентом РФ может быть избрано лицо, достигшее
а) 18 лет;
б) 21 года;
в) 25 лет;
г) 35 лет.

20. Чтобы быть избранным в депутаты Государственной Думы РФ, необходимо достичь возраста
а) 18 лет;
б) 21 года;
в) 25 лет;
г) 35 лет.

1) История избирательных процедур берет свое начало на территории Древней Руси в:

1) X веке; 2) IXвеке; 3) XIвеке; 4) XX веке

2) Выборный орган местного самоуправления середины XVI века:

1) Изборная палата; 2) губная, земская изба; 3) Земский собор; 4) Боярская дума

3) Как назывались выборные органы местного самоуправления, созданные в 1864 г.?

1) вече; 2) губная, земская изба; 3) магистраты; 4) земства

4) Заполните пробелы. Единственным источником власти в России является_____

5) Что такое прямая демократия?

1) форма правления, при которой решения принимаются непосредственно народом на том или ином собрании; 2) форма правления, при которой решения принимаются от имени народа избранными им представителями органов власти; 3) правление одного человека во имя блага большинства

6) Какой из перечисленных принципов является важнейшим для характеристики демократических выборов:

1) свободного и добровольного участия граждан в выборах; 2) прямого избирательного права; 3) периодических выборов на основании всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании;

4) разделения властей

7) При каком условий человек не имеет права голосовать?

1) двойное гражданство; 2) отсутствие высшего образования; 3) долгое пребывание за границей;

4) нахождение в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда

8) Что такое активное избирательное право?

1) право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, местного самоуправления вплоть до президента страны; 2) право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; 3) право не участвовать в голосовании;

9) С какого возраста гражданин обладает пассивным избирательным правом?

1) 21 год; 2) 18 лет; 3) 25 лет; 4) 35 лет

10) Избиратель наделен следующими правами

1) назначать дату выборов; 2) давать указания членам участковой избирательной комиссии; 3) голосовать;

4) призывать к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации; 5) участвовать в выдвижении кандидата

11) Неучастие граждан в выборах это:

1) абсентеизм; 2) кумулятивный вотум; 3) оптация; 4) трансферт.

12) Что такое мажоритарная избирательная система?

13) В каком возрасте Вы можете стать кандидатом на пост Президента РФ?

1) 30 лет; 2) 35 лет; 3) 40 лет; 4) 21 год

14) Государственная Дума состоит из

1) 350 депутатов; 2) 400 депутатов; 3) 450 депутатов; 4) 166 депутатов.

15) Чтобы выдвинуть кандидата на должность Президента, нужно собрат не менее:

1) 500 тыс. подписей; 2) 1 млн. подписей; 3) 2 млн. подписей; 4) 1,5 тыс.подписей

16) На выборах Государственной Думы РФ используется:

1) пропорциональная система с 5%-м барьером; 2) пропорциональная система с 7%-м барьером;

3) смешанная система; 4) мажоритарная система относительного большинства

17) Какой процент от принявших участие в голосовании должен набрать кандидат в Президенты РФ, чтобы победить на выборах?

1) 30%; 2) 75%; 3) 100 %; 4) 50% + 1 голос

18) Избирательная кампания завершается:

1) регистрацией кандидата на выборную должность; 2) подсчетом голосов и определением результатов выборов; 3) закрытием избирательных участков; 4) официальным выступлением победившего кандидата.

19) Кабины для голосования - это специально оборудованное место .

1) для размещения агитационных материалов; 2) для обеспечения тайного волеизъявления граждан; 3) для подсчета голосов избирателей; 4) для подтасовки результатов голосования

20) Могут ли иностранные граждане быть избирателями в РФ?

1) да, если они достигли 18 лет, не признаны судом недееспособными, постоянно проживающие в РФ; 2) нет; 3) да, если они достигли 18 лет, не признаны судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору, постоянно проживающие на территории муниципального образования, на выборах в органы местного самоуправления

21) Предвыборная агитация должна быть прекращена:

1) в ноль часов по местному времени в день голосования; 2) в ноль часов по местному времени за трое суток до дня голосования; 3) в восемь часов по местному времени в день голосования; 4) в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования

22) Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; 2) выдавать избирателям избирательные бюллетени; 3) принимать участие в подсчете избирательных бюллетеней; 4) вести предвыборную агитацию среди избирателей.

23) Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении:

1) паспорта гражданина Российской Федерации или загранпаспорта; 2) паспорта гражданина Российской Федерации, загранпаспорта или водительского удостоверения; 3) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина; 4) свидетельство о рождении

24) Открепительное удостоверение – это

1) документ, дающий возможность гражданину, в случае невозможности прибыть на избирательный участок в день голосования по месту жительства, проголосовать на любом другом избирательном участке; 2) документ, содержащий волеизъявление избирателя на выборах; 3) документ, которым выражается поддержка избирателем выдвижение кандидатов или списка кандидатов; 4) документ, в котором фиксируется участие избирателя в выборах.

1) в алфавитном порядке; 2) в произвольном порядке; 3) по дате и времени выдвижения кандидатов; 4) по дате и времени регистрации кандидатов.

26) Избиратель получил, заполнил бюллетень для голосования и опустил его в ящик для голосования. После этого он обратился к члену участковой избирательной комиссии о выдаче ему нового бюллетеня в связи с тем, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, а в этом случае существует возможность получить новый бюллетень. Как должен поступить член участковой избирательной комиссии?

1) выдать новый бюллетень; 2) разъяснить, что выдача нового бюллетеня не предусмотрена; 3) разъяснить, что это можно только в случае, если бюллетень не был опущен в ящик для голосования; 4) разъяснить, что это возможно только на основании заявления избирателя и при условии разрешения председателя участковой избирательной комиссии.

Спасибо!

Пусть ваш выбор всегда будет правильным!

  1. ВИКТОРИНА-ТЕСТ ЗНАТОКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

«Всякий раз, осмысливая роль президента в государстве, помните,

Готовимся к турниру по избирательному праву.


1. агитационный период начинается

 со дня создания соответствующего избирательного фонда

 + со дня выдвижения кандидата или федерального списка кандидатов

D. Когда в результате отстранения, отставки или смерти депутата открывается вакансия в парламенте.

Палата депутатов в Мексике состоит из трехсот депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительно большинства, и ста депутатов, избираемых на основании пропорциональной системы, что означает

A. Способ нейтрализации влияния правящей партии;

B. Учет желания различных групп избирателей;

C. Нарушение избирательного процесса;

D. Использование смешанной избирательной системы.

A. Одну из разновидностей избирательных ограничений;

B. Наименьшее количество голосов, необходимых для избрания депутата;

C. Ограничение максимального количества депутатов, выдвигаемых от избирательного округа

D. Наибольшее количество голосов, необходимых для избрания депутата.

голосование на всеобщих выборах проводится обычно

A. До получения всех бюллетеней;

B. В течение двух дней;

C. В соответствии с решением избирательной комиссии;

D. В течение одного дня.

Под избирательным участком понимается

A. Населенный пункт, где происходят выборы;

B. Помещение, где происходит голосование;

C. Организация, выдвигающая своего кандидата;

D. Территориальная единица для проведения выборов.

Из перечисленных пунктов: 1) общенациональные; 2) партийные; 3) государственные; 4) региональные; 5) местные; 6) парламентские, - относятся к характеристикам референдума следующие:

Из перечисленных пунктов: 1) национальный ценз; 2) возрастной ценз; 3) ценз пола; 4) ценз гражданства; 5) ценз оседлости; 6) имущественный ценз; 7) моральный ценз, - характеризуют пассивное избирательное право следующие:

A. 2, 3, 5, 6, 7;

Гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления – это

A. Форма обеспечения прав и свобод граждан;

B. Способ объективизации избирательного процесса;

C. Объективное избирательное право;

D. Субъективное избирательное право.

Упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов, - это

A. Избирательная система в узком смысле;

B. Избирательный процесс;

C. Избирательное право;

D. Избирательная система в широком смысле.

Важнейшим признаком пропорциональной избирательной системы является

B. Наличие избирательных округов;

C. Партийность;

D. Способ формирования избирательного корпуса.

Важнейшей гарантией свободного волеизъявления на выборах является

A. Тайное голосование;

B. Наличие нескольких кандидатов;

C. Наличие бюллетеня для голосования;

D. Способ заполнения бюллетеня.

Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит

A. В объекте волеизъявления избирателей;

B. В правовых основах проведения;

C. В предмете волеизъявления избирателей;

D. В сущности процедуры.

Общепринятым является деление референдумов на

A. Общенациональные и региональные;

B. Конституционные и законодательные;

C. Территориальные и законодательные;

D. Государственные и парламентские.

Панаширование в ходе выборов по пропорциональной избирательной системе – это право избирателей

A. Обеспечить объективность выборов путем посылки наблюдателя на участки;

B. Не явиться для регистрации;

C. Голосовать за кандидатов из различных избирательных списков;

D. Выдвигать кандидатов в депутаты по партийным спискам.

Плебисцит – это опрос населения

A. О политической судьбе территории, на которой оно проживает;

B. О выборе избирательной системы;

C. О структуре парламента;

D. Об экономическом курсе.

Из перечисленных стран: 1) Индия; 2) США, 3) ФРГ; 4) Ирландия; 5) Австралия; 6) Мальта, - пропорциональная система представительства посредством единого передаваемого голоса применяется в

Этапом, завершающим избирательную кампанию, является

A. Формирование органа власти;

B. Опубликование результатов выборов;

C. Подсчет голосов;

D. Голосование.

В ходе выборов на каждый мандат могут претендовать в установленном порядке

A. Не менее трех кандидатов;

B. Любое количество кандидатов;

C. Два и более кандидатов;

D. Не более двух кандидатов.

При непрямых, многостепенных выборах воля избирателей опосредуется

A. Временной, специально создаваемой коллегией;

B. Выборным представителем;

C. Постоянно действующим представительным учреждением;

D. Избирательной комиссией.

Униноминальный избирательный округ – это

Всеобщее избирательное право – это не только возможность всех граждан участвовать в выборах, но и

A. Наличие определенных юридических последствий для избирателей;

B. Гражданский долг каждого;

C. Основной признак демократического государства;

D. Наличие для них определенных ограничений.

Не имеет права избирать и быть избранными в органы государственной власти: 1) иностранные граждане; 2) лица, ранее судимые; 3) лица без гражданства; 4) граждане, признанные судом недееспособными; 5) граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда

Принцип, означающий, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно, - это принцип

A. Осуществления прямых выборов;

B. Всеобщего избирательного права;

C. Непосредственности избирательного права;

D. Свободы избирательного права.

Система выборов, при которой избранным считается кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов по сравнению с другими кандидатами, - это

A. Мажоритарная система относительно большинства;

B. Мажоритарная система;

C. Пропорциональная избирательная система;

D. Мажоритарная система абсолютного большинства.

Принцип избирательного права, предполагающий наличие двух условий: 1) каждый избиратель должен иметь одинаковое число голосов; 2) каждый депутат должен представлять одинаковое число избирателей, - это принцип

A. Всеобщего избирательного права;

B. Непосредственности избирательного права;

C. Равного избирательного права;

D. Альтернативности выборов.

Устанавливаемое Конституцией или избирательными законами условие для получения или осуществления избирательного права – это

A. Образовательный ценз;

B. Избирательный ценз;

C. Служебный ценз;

D. Возрастной ценз.

Органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов, являются

A. Избирательные блоки;

B. Избирательные комитеты;

C. Избирательные комиссии;

D. Избирательные объединения.

Добровольное объединение двух или более общественных объединений для совместного участия в выборах – это

A. Избирательное движение;

B. Избирательный округ;

C. Избирательное объединение;

D. Избирательный блок.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: