В доходы бюджета не поступают средства полученные в возмещение вреда если вред был нанесен

Обновлено: 02.07.2024

Перед органами по контролю в финансово-бюджетной сфере возникает вопрос, каким образом классифицировать действия объекта контроля по причинению ущерба Российской Федерации, поскольку в настоящее время термин "ущерб, причиненный Российской Федерации" в бюджетном законодательстве отсутствует. Автором предложены изменения в бюджетное законодательство, касающиеся ущерба, причиненного Российской Федерации, которые позволят внести ясность в терминологию и приведут к единообразному применению норм бюджетного законодательства при квалификации ущерба, причиненного Российской Федерации, органами финансового контроля.

Ранее данный контроль осуществлялся Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, однако в связи с ее упразднением указанная функция была передана Федеральному казначейству (подп. "а" п. 2 Указа Президента РФ от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" и Постановление Правительства РФ от 13.04.2016 N 300 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации") [1, 2].

В соответствии с п. 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (далее - Правила), в случае выявления нарушений бюджетного законодательства в результате проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства или его территориального органа принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля [3].

В ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) даны понятия "предписание" и "представление". Так, "под представлением. понимается документ органа. контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации. а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета. ". Под "предписанием. понимается документ органа. контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации. и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации. " [4].

В этой связи перед органами по контролю в финансово-бюджетной сфере возникает вопрос, каким образом классифицировать действия объекта контроля по причинению ущерба РФ, поскольку в настоящее время термин "ущерб, причиненный РФ" в бюджетном законодательстве отсутствует. На этот факт сделан акцент и в Письме Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) от 14.07.2014 N 02-10-09/34216 [5]. Одновременно с этим в указанном Письме Минфин России излагает позицию о том, что контрольные органы могут самостоятельно квалифицировать наличие ущерба, причиненного Российской Федерации, например, вследствие нецелевого использования средств федерального бюджета или иного использования средств, предоставленных из федерального бюджета.

В связи с изложенным органам Федерального казначейства предлагается самостоятельно определить, что понимать под ущербом, причиненным Российской Федерации. В современном экономическом словаре приведены следующие определения ущерба [6]:

1) ущерб - это убытки, непредвиденные расходы, утрата имущества и денег, недополученная выгода. При этом различают имущественный и моральный ущерб;

2) ущерб - это вред, наносимый деятельностью, действиями одного хозяйствующего субъекта другим субъектам или природе, окружающей среде, людям.

В экономической литературе встречается следующее определение экономического ущерба - это ущерб, измеряемый в стоимостном выражении, который наносится хозяйствующему субъекту, государству в целом, отдельному человеку, а также природе в результате ошибок и недостатков в хозяйственной деятельности, хозяйственных преступлений и тому подобных случаях [6].

В соответствии с вышесказанным можно сделать вывод о том, что денежным выражением ущерба является убыток. Понятие "убыток" дано в ст. 15 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Согласно данной норме "под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). " [7]. По общему правилу должник обязан полностью возместить кредитору причиненный убыток.

Наиболее распространенными способами причинения ущерба РФ являются:

- оплата фактически не выполненных работ;

- осуществление авансовых платежей сверх размера, установленного условиями предоставления межбюджетного трансферта;

- расходование денежных средств при отсутствии подтверждающих документов;

- оплата излишне начисленной заработной платы;

- использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств;

- выплаты неправомерно начисленных государственных академических и социальных стипендий и др.

Логично, что неправомерно расходованные бюджетные денежные средства, указанные в нарушении, в соответствии с бюджетным законодательством, должны возмещаться нарушителем, однако возникает проблема законности классификации их как ущерба, причиненного Российской Федерации. Учитывая вышеуказанные определения ущерба и Письмо Минфина России от 14.07.2014 N 02-10-09/34216, Федеральное казначейство или его территориальный орган могли бы самостоятельно квалифицировать наличие ущерба. Однако в п. 3 ст. 2 ГК РФ указано, что "к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством" [7].

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что понятие "убыток", раскрываемое в ГК РФ, не может быть применимо в бюджетных правоотношениях. А поскольку понятие "ущерб, причиненный РФ" не определено бюджетным законодательством, на основании которого Федеральное казначейство или его территориальный орган при выявлении нарушений бюджетного законодательства имеют право принять решение о направлении предписания объекту контроля, то контролирующий орган, как правило, не выносит предписание с квалификацией выявленных нарушений как ущерба, причиненного РФ, объекту, совершившему такое правонарушение, а выносит в таком случае предписание с требованием об устранении нарушении законодательства.

Если в предписании перечисленные выше нарушения контролирующий орган не квалифицирует как ущерб, причиненный Российской Федерации, то в случае невыполнения законных требований, указанных в предписании о возврате в бюджет неправомерно расходованных денежных средств, контролирующий орган привлекает объект контроля к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В результате органы финансового контроля лишены возможности обратиться в суд с требованием о возмещении причиненного ущерба, что негативно сказывается на возмещении в бюджет неправомерно потраченных денежных средств.

Решением данной проблемы могло бы послужить внесение изменений как в Бюджетный кодекс Российской Федерации, так и в Правила. Для этого законодателям необходимо определиться с понятием "ущерб, причиненный Российской Федерации", которое бы отражало особенности бюджетных правоотношений, а также последовательность действий контролирующего органа (ревизора) при квалификации ущерба, причиненного Российской Федерации, а именно:

1) выявить наличие нарушения, повлекшего негативные последствия, и определить, можно ли квалифицировать данное нарушение как ущерб, причиненный Российской Федерации;

2) установить дату и временной промежуток действий объекта контроля, повлекших причинение ущерба РФ;

3) установить сумму ущерба, причиненного Российской Федерации;

4) определить возможность возмещения объектом контроля ущерба, причиненного РФ.

При этом контролирующий орган (ревизор) должен подтвердить наличие ущерба, причиненного РФ, материалами проверки.

Предлагаемые изменения в бюджетное законодательство, касающиеся ущерба, причиненного Российской Федерации, позволят внести ясность в терминологию и приведут к единообразному применению норм бюджетного законодательства при квалификации ущерба, причиненного РФ, органами финансового контроля.

Список используемой литературы

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Характер и объем ответственности за вред здоровью определяется в соответствии со статьей №1085 ГК РФ. Если человеку причинен ущерб в виде увечья или другого нарушения его физического состояния, то требуется денежное возмещение, которое будет компенсировать:

  • доход или заработок, утраченный в связи со случившимся событием или определенно возможный, если бы оно не произошло;
  • расходы по лечению, диетическому питанию, покупке лекарств или расходных материалов, протезов, на уход и санаторно-курортную реабилитацию;
  • стоимость необходимых при таком повреждении здоровья транспортных спецсредств, таких как инвалидные коляски;
  • цену платного переобучения на другую профессию, если нет возможности продолжать прежнюю деятельность.

Если суд или досудебное разбирательство квалифицирует действие как причинившее вред здоровью, то речь может идти о довольно больших суммах выплат.

В таких случаях и потерпевшему, и виновнику необходима помощь юриста с большим опытом в делах, связанных с социальными выплатами.

Что влияет на сумму возмещения вреда здоровью

При определении размера ущерба, который должен выплатить ответчик, для расчетов не учитывают положенные по закону государственные и частные выплаты, если они не производятся за счет виновника негативного события. В суммах выплат, возмещающих вред здоровью, не учитываются и не снижают размер компенсации:

  • все виды пенсий и пособий, в том числе по инвалидности, назначенных до и после рассматриваемого несчастного случая;
  • доходы и заработки, которые получает потерпевший после события.

Изменение объема и размера выплат виновником, причинившим вред здоровью, возможно только в сторону увеличения, если это предусмотрено договором или законом. Признанный виновным в причинении вреда здоровью при необходимости должен сделать не только возмещение связанных с последствиями его действий расходов потерпевшего, но и обеспечить предоплату.

Возможно такое нанесение ущерба, когда пострадавший после нанесения телесных повреждений временно или пожизненно лишается возможности зарабатывать на свое обеспечение собственным трудом. Или же он вынужден постоянно нести дополнительные расходы в связи с последствиями этого события.

Тогда тот, кто нанес вред здоровью, должен обеспечить потерпевшему содержание, пожизненное или временное. Размер содержания должен быть не меньше тех убытков, которые появились в результате проблем со здоровьем.

Как рассчитывается компенсация вреда здоровью

Есть определенные правила, по которым рассчитывают сумму для компенсации дохода или заработка, утраченного пострадавшим из-за причинения вреда здоровью. Для этого применяют формулу К=З*У(%), где:

  • К — размер компенсации в рублях;
  • З — средняя месячная зарплата до того, как было получено повреждение или увечье;
  • У(%) — степень ущерба в процентах утраты общей или профессиональной работоспособности.

Когда определяют среднемесячный заработок для определения ущерба из-за причинения вреда здоровью, учитывают все облагаемые подоходными налогами суммы оплаты на основе гражданско-правовых и трудовых договоров и на основной работе, и в качестве совместителя.

Также в расчет включают пособия для временно нетрудоспособных, беременных и родивших, авторские гонорары. Могут и включить доходы от предпринимательства, но только на основании сведений из органов ФНС.

Не включают в расчет для определения выплат потерпевшему после причинения вреда его здоровью единовременные доходы, такие как пособие при увольнении, сумма за неиспользованный отпуск. Все данные для расчетов берут до исчисления налогов.

Для определения среднемесячного заработка при расчете содержания пострадавшего, вред здоровью которого был причинен каким-либо действием, берут все подлежащие учету доходы за последние 12 месяцев. Их суммируют и делят на 12.

Если потерпевший отработал меньше года, то плюсуют все заработанные за это время деньги и делят на количество месяцев фактической отработки.

Не полностью занятые работой месяцы можно по желанию пострадавшего заменить полностью отработанными. А если их невозможно заменить, то стоит вообще исключить из подсчета, чтобы сумма выплат за вред не снижалась меньше зарплаты в одном из месяцев.

А что же делать, если у потерпевшего на момент, когда был причинен вред здоровью, вообще не было официальной работы, а значит и доходов? Тогда по желанию пострадавшего для расчетов денежного выражения вреда берут его зарплату до увольнения или используют обычные для этой местности суммы ежемесячных заработков, которые получают специалисты такой квалификации.

Но эти данные для определения выплат за вред, нанесенный физическому состоянию человека, не должны быть меньше, чем установленный законом в целом по РФ прожиточный минимум. О легкой степени этого типа правонарушений читайте здесь.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Советы пострадавшим от загрязнений окружающей среды

Что понадобится для получения компенсации?

Пострадавшему необходимо будет доказать в суде:

  • наличие вреда – к примеру, гибель рыбы в частном пруду, поломка насоса, пищевое отравление человека;
  • противоправность действий причинителя вреда. Например, выброс предприятием вредных веществ превысил предельно допустимые показатели либо был допущен в неположенном месте или время, и это установлено компетентными государственными органами;
  • причинно-следственную связь между вредом и действиями причинителя вреда. Скажем, при пищевом отравлении потребуется медицинское заключение об отравлении конкретным вредным компонентом, при гибели рыбы – заключение эксперта о причинах ее гибели, при выходе из строя техники – заключение технического специалиста/эксперта об установлении конкретной причины поломки техники (например, выход из строя насоса по причине появившихся твердых примесей в грунтовых водах).

Как доказать причинение вреда?

Для установления наличия вреда вам потребуются доказательства его причинения. Эти доказательства являются обязательными даже для обращения в суд, поэтому факт причинения вреда должен быть зафиксирован еще до обращения.

Если речь идет о материальном вреде, технический специалист, например сотрудник сервисного центра, сможет с легкостью установить, что оборудование не работает. Рассмотрим такую ситуацию: из-за деятельности предприятия в подземные воды попали посторонние твердые примеси. В итоге из строя вышли все водяные насосы в скважинах, установленные в населенном пункте. Специалисту будет несложно определить, что насосы вышли из строя, что требуется для восстановления их работы, какова стоимость восстановительных работ.

Если вред причинен здоровью человека, то первым действием должно быть обращение за медицинской помощью к медикам – визит в приемный покой ближайшей больницы. Врачу обязательно надо сообщить о предполагаемом нанесении вреда, чтобы он отразил это в медицинской карте.

Как установить противоправность действий причинителя вреда?

В данном случае не обойтись без вмешательства государственных органов, наделенных полномочиями по контролю за соблюдением санитарных и природоохранных норм. В первую очередь следует обратиться в Роспотребнадзор по вашему региону или подразделение Росприроднадзора в вашем федеральном округе. Также можно обратиться в местную районную администрацию и прокуратуру.

Советую обращаться только в письменном виде, а не через приемную на сайте органа либо иным способом в электронном виде. Гражданин не обязан знать законодательство, поэтому обращение можно писать в свободной письменной форме. Изложите обстоятельства, укажите, какой вред причинен, просите провести проверку, установить нарушителя, привлечь к ответственности причинителя вреда.

По результатам рассмотрения обращения вы получите ответ о том, допустило ли предприятие нарушения. Общий срок рассмотрения обращений, предусмотренный законодательством, составляет 30 дней, но он может быть продлен до 60 дней, если требуется проведение сложных и трудозатратных исследований. Вы имеете право получать информацию о рассмотрении вашего обращения. Так что можете требовать прямой служебный телефон исполнителя, работающего с вашим обращением, и регулярно напоминать ему о своей ситуации. Во всяком случае, так вы дадите понять чиновнику, что отпиской здесь не отделаться.

Как доказать связь между вредом и действиями его причинителя?

Сложнее всего доказать связь действий причинителя вреда с вредом здоровью человека. Чтобы установить причинную связь между плохой экологией и вредом здоровью, понадобится экспертное исследование. До обращения в суд будет достаточно любой справки специализирующегося врача об установлении причин нарушения здоровья. Можно утверждать практически со стопроцентной вероятностью, что ответчик – причинитель вреда будет спорить именно по данному вопросу в суде и станет требовать назначения судебной экспертизы. Так что не стоит тратить средства на досудебную экспертизу.

Стоит отметить, что очень редко медицинские эксперты берутся утверждать, что человек часто болеет (например, у него диагностировано бронхолегочное заболевание) из-за испарений, которые исходят от предприятия или полигона отходов; либо у человека развилось раковое заболевание из-за излучений от высоковольтных линий электропередачи, которые установлены с нарушением нормативных требований. Такие заключения экспертов практически не встречаются. Именно поэтому главным образом в России не развита практика выплат компенсаций вреда от экологических и санитарных нарушений. Но бороться все же стоит. Так, например, шансы на успех весьма высоки, если вред здоровью нанесен конкретным вредным элементом, выброс которого и произошел.

При причинении вреда имуществу причинно-следственная связь устанавливается экспертами в конкретной области. До обращения в суд нет необходимости получать полноценное заключение эксперта о причинах поломки. Достаточно заключения местного сервисного центра, оценщика и т.п.

Что делать дальше? Идти в суд?

После установления и фиксирования всех вышеизложенных обстоятельств переходим к обращению в суд за возмещением причиненного вреда. Я категорически не советую заниматься этим вопросом в одиночку, без помощи профессионального юриста или адвоката, который вам подскажет, в какой суд обращаться, поможет сформулировать требования и поддержит их в суде, будет правильно реагировать на ситуацию. Мое мнение основывается на том, что обычно ответчиком по таким спорам выступают крупные производственные предприятия, юристы которых не один пуд соли съели на согласованиях экологической безопасности и займут принципиальную позицию в любом случае.

Что такое компенсация морального вреда и как добиться ее выплаты?

Если ущерб был нанесен здоровью, помимо возмещения материального вреда, связанного с покупкой лекарств и иными расходами на лечение, пострадавший имеет право на компенсацию морального вреда, который заключается в нравственных переживаниях или страданиях. Данная возможность является самостоятельным способом защиты прав.

Если противоправность действий со стороны причинителя вреда доказана, то главным вопросом для суда станет следующий: в чем конкретно выражались нравственные страдания человека?

В качестве примера рассмотрим такой случай: человеку причинен вред выбросом вредного вещества в воздух рядом с населенным пунктом. Допускаю, что суд может удовлетворить требования о компенсации морального вреда, если:

  • вы представите доказательства, подтверждающие, что вашему здоровью был причинен вред, – например, в день выброса вы пришли на прием к врачу либо вызывали скорую помощь, и было зафиксировано, что у вас слезились глаза, кружилась голова и т.п.;
  • свидетели-очевидцы подтвердят, что вы жаловались на головокружение и у вас текли слезы из глаз;
  • вы представите суду заключение специалиста о том, что от газа, выброс которого произошел, могут слезиться глаза, а при его вдыхании человек испытывает головокружение.

Существуют и более простые примеры. Скажем, местное предприятие выбросило в питьевую воду химические вещества. Человек выпил ее и отравился. В этом случае доказывать придется то, что пострадавший пил эту воду, и здесь помогут свидетельские показания, а также справка врача о пищевом отравлении.

На какую сумму компенсации морального вреда можно рассчитывать?

Сумма компенсации вряд ли будет высокой и, скорее всего, не будет превышать 10 тыс. руб. Это общая проблема российской правовой действительности: в нашем законодательстве отсутствуют четкие критерии определения компенсации морального вреда.

Можно рассчитывать на увеличение компенсации морального вреда, если пострадавший столкнулся с серьезными последствиями для здоровья или испытал серьезные нравственные страдания, которые подтвердят свидетели.

Резюме: последовательность действий человека, желающего получить компенсацию

Первое: обращение к специалистам (медицинским, техническим, в области зоологии и т.п. – в зависимости от объекта причинения вреда) для установления вреда, его степени и причинно-следственной связи.

Второе: обращение в государственные органы с жалобой на действия причинителя вреда.

Читайте также: