В чем заключались особенности правового статуса горожан вавилона ниппура сиппара

Обновлено: 25.06.2024

1. Особенности образования классового общества и государства в Месопотамии.

2. Общественный строй Древнего Вавилона. Авилумы, мушкенумы, вардумы. Патриархальное рабство.

3. Государственный строй Вавилона. Форма и функции государства, система государственных органов и должностей.

4. Кодекс Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) – памятник древневосточного права:

а) общая характеристика, источники, система;

б) регулирование имущественных отношений, брак, семья и

в) уголовное право - группы и виды преступлений, система наказаний;

г) судоустройство и судопроизводство.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какой политический режим существовал в Вавилоне при царе Хаммурапи?

2. Какие основные функции выполняло древневавилонское государство?

3. По каким причинам державу царя Хаммурапи нельзя считать типичной древневосточной деспотией?

4. В чем заключались особенности правового статуса жителей города Вавилона, Ниппура и Сиппара?

5. По каким причинам царь Хаммурапи поддерживал существование сельской земельной общины?

6. Какую роль в управлении древневавилонским государством играли рабчанумы?

7. Какие статьи кодекса Хаммурапи могут свидетельствовать о неравноправие авилумов, мушкенумов, вардумов?

8. Что следует понимать под судебным прецедентом, и был ли данный источник характерен для древневавилонского права?

9. Какой вид имущества по кодексу Хаммурапи считался изъятым из оборота, и при соблюдении какого важного условия это имущество могло предаваться по наследству?

10. Какие способы обеспечения исполнения обязательств упоминаются в Кодексе и что они собой представляют?

11. Какие важные функции возлагались на свидетелей, присутствующих при заключении договора?

12. Такой институт семейного права как тархатум свидетельствует об отношении к женщине как к вещи. Что представляет собой данный институт?

13. Приведите примеры статей Кодекса Хаммурапи свидетельствовавшие о неравноправие мужчин и женщин, отцов и детей?

14. В каких случаях в суде могли быть использованы ордалии и что это такое?

15. В чем заключаются достоинства и недостатки казуальной формы изложения правового материала, характерной для Кодекса Хаммурапи?

Словарь:

1. Деспотия - восточный тип неограниченной монархии.

2. Теократия - форма властвования, при которой высшая духовная и высшая светская власть находится в одних руках.

3. Патеси, лугаль - титулы владык Древнего Вавилона.

4. Мардук - верховное божество Вавилона.

5. Илку - изъятое из оборота имущество, принадлежащее воину (дом, поле, сад и т.д.)

6. Тамкар - торговый агент царя.

7. Редум и банрум - категории воинов.

Литература:

1. Авдеев В.И. История Древнего Востока. - М., 1970.

2. Законы Вавилона, Ассирии и Хеттаного царства. Пер. И.А. Дьякопов / Вестник древней истории. № 3 - 4. - М., 1952.

3. История древнего Востока. Ч.1. Месопотамия. - М., 1989.

4. История древнего мира. Ранняя древность / Ред. И.А. Дьякопов. - М., 1989.

5. История Востока. Т.1. Восток и древности / Под ред. В.А. Якобсон. - М., 1997.

6. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенниковой. Ч.1. - М., 1996.

7. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран - любое издание.

Тема 2. Государство и право Древней Индии.

Законы Ману

1. Цивилизации Мохенджо – Даро и Харанны. Завоевание Индии армиями.

2. Общественный строй по закону Ману. Система Варн и каст (джати).

3. Государственный строй империи мауриев. Обязанности царя по законам Ману.

4. Законы Ману - памятник древневосточного права:

а) общая характеристика и система источников;

б) регулирование общественных отношений;

в) брачно - семейные и наследственные отношения;

г) уголовное право;

д) судоустройство и судопроизводство.

Вопросы для самоконтроля:

2. Чем социальная структура индийского общества отличается от древневавилонской социальной структуры?

4. Какие обязанности Закон Ману закрепляет за представителями тех или иных варн?

5. Категории рабов (дасы) по Законам Ману, источники рабства?

7. Как вы полагаете, почему среди прочих обязанностей царя Закон Ману требует от владыки изучения основных ремесел его народа?

8. Какой способ приобретения собственности был привилегией брахманов и почему?

9. Какой важной льготой в сфере договорных отношений обладали брахманы?

10. В чем, на ваш взгляд, заключается главное отличие индусской семьи от вавилонской?

11. Что Закон Ману категорически не рекомендует делать женщине, дабы не впасть в грех?

12. В сфере уголовного права очень заметны сословные различия. Приведите примеры из Законов Ману, свидетельствующие о неравноправии?

14. Какими способами в судах проводились ордалии?

15. Какие клятва приносили в суде представители Варны брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр?

Словарь:

3. Пурохита - государственное должностное лицо, верховный жрец.

4. Парижад - государственный совет при царе.

5. Грамика - староста сельской общины.

6. Ашока и Чандрагупта - наиболее известные представители империи Мауриев.

9. Сати - обычай самосожжения вдов у индусов.

10. Гуру - учитель, почитаемый мудрец из Варны брахманов.

Литература:

1. Артхашастра - любое издание.

2. Бонгард - Левин Т.М., Ильин Т.Ф. Индия в Древности. - М., 1985.

3. Дхармашастра Нарады. - М., 1998.

4. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенниковой. Ч.1. - М., 1996.

5. Крашенников А.А. Индусское право: история и современность. - М., 1982.

6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (всеобщей истории государства и права) – любое издание.

Тема 3. Государство и право Древней Греции.

Афины и Спарта

1. Особенности образования греческих государств. Полисная демократия.

2. Образование государства в Афинах. Реформы царя Тезея: причины, основные мероприятия и результаты.

3. Реформы Солона, Клисфена, Перикла и Эфильта как этапы становления демократической республики в Афинах.

4. Афинское общество в V - IV в вв. до н.э. - граждане, метэки, рабы. Античное (классическое) рабство.

6. Афинское право:

а) общая характеристика и система источников;

б) регулирование имущественных отношений;

в) брачно - семейное и наследственное право;

г) судоустройство и судопроизводство.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каким образом географический фактор препятствовал созданию единого греческого государства?

2. С какой целью царь Тезей разделил территорию Афин на навкрарии?

3. А.С. Пушкин писал, что гений и злодей – несовместимы. Как деятельность реформаторы Солона опровергает данный тезис?

5. Что было главной целью остракизма, введенного реформатором Клисфеном?

6. По каким причинам иностранцы - метэки (не смотря на многообразные ограничения) стремились поселиться в Афинах?

7. Почему афинское общество требовало от граждан непременного вступления в брак и обзаведения потомства?

8. Как афиняне использовали свою налоговую систему для решения социальных задач?

10. Каковы были основные причины раннего закрепления частной собственности на землю в Афинах?

11. Что представляла собой афинская ипотека, и какие выгоды она приносила контрагентам (сторонам, заключившим договор)?

12. Как широкое распространение договора аренды недвижимости связано с особенностью политической системы Афин?

Словарь:

2. Сисахфия - долговая реформа Солона, отмена кабалы.

3. Буле - Совет 500, правительство Афин, созданное в период реформ Клисфена.

4. Хайратония - голосование в народном собрании посредством поднятия рук.

5. Сикофант - профессиональный доносчик.

6. Псефизм - постановления народного собрания, касающиеся конкретного лица.

7. Метэкион - налог на проживающих в Афинах иностранцев.

8. Сисситин - общие трапезы у спартанцев, способствующие единству граждан.

9. Криптич - тайные расправы над илотами, в которых участвовали молодые спартиаты.

10. Ретра - свод законов Спарты, составленный мудрецом Ликургом.

Литература:

1. Аристотель. Афинская полития - любое издание.

2. Бузескул В.П. История афинской демократии - любое издание.

3. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенниковой Ч.1. - М., 1996.

4. Латышев В.В. Греческие древности. Части 1 - 2 – любое издание.

5. Плутарх. Параллельные жизнеописания – любое издание.

6. Суриков И.Е. Законодательство Драконта в Афинах и его исторический контекст / И.Е. Суриков // Древнее право. 2000, № 2 (7).

7. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (всеобщей истории государства и права) – любое издание.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы подразделялись на:

Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить

Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

Свободное население Вавилона делилось на:

Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане- авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные

повинности. Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные

зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.

Другую часть населения составляли жители покоренных городов и областей - мушкену.

Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям:

• первое место занимали придворные служащие - царские телохранители и

• далее следовали "редум", "баирум", "декум", "лубуттум"-- различного

рода военнослужащие;

• в соответствии с государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие;

• высокое положение в обществе занимало чиновничество;

• низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления - все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве.

К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.

В нововалиноском обществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции включались представите ли народных собраний

4.общественный и государственный строй древнего египта

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской

2. Особенность государственного строя Древнего царства заключается в

централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась

в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство -

проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии

обоготворения царя и его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

3. Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная,

служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

4. Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую -фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

Египетское государство в период Раннего царства представляло собой

древний племенной союз. Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники.

Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате ведения многочисленных войн появились пленники-рабы, которых использовали в крупных хозяйствах. В период Древнего царства развитие хозяйства имело высокий уровень.

Социальное и имущественное расслоение населения уже было четко определено.

5. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом.

Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной

деятельности и практического воздействия людей.

Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох,

которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно-правовой области. Наука история государства и права специализируется на изучении институтов государства и права, политического устройства определенных стран мира (в данном случае зарубежных) в процессе их возникновения, становления и развития в конкретной

исторической обстановке, в хронологической последовательности, законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды. При этом выявляются как общеисторические закономерности этих процессов, так и те, которые действуют в рамках определенных исторических эпох конкретных обществ.

8. Государственное устройство Вавилона

По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления - все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве.

К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.

Читайте также: