В чем заключалась роль парламентов в политической жизни почему люди боролись за расширение права

Обновлено: 30.06.2024

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества, включающая в себя элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни.

Политическая культура позволяет выявить глубинные причины специфики политического поведения различных социальных общностей и личностей при близких условиях их существования.

Политическая культура — это психология нации в отношении политики. Понятия “политическая культура” и “общественное мнение” частично совпадают — и то и другое включает отношение к политике. Но политическая культура направлена на фиксирование основных, общих представлений о политике и правительстве. Общественное же мнение сконцентрировано на отношении к руководите. лям и политическим действиям. Исследование общественного мнения редко выходит за рамки накопления данных, тогда как исследователи политической культуры могут использовать историю и литературу для понимания внутренних процессов отдельной страны. Политическая культура связана с политической идеологией. Идеология определяет цели политики, а политическая культура — способы реализации и достижения этих целей. Неотъемлемой частью политической культуры того или иного народа являются политические символы, а также система ценностей как критерий в первую очередь желательной формы политического действия, желательного типа политической системы. Политическая культура не только позволяет объяснить поведение и политические позиции людей, но и регулирует способы их поведения (например, будет конфликт разрешаться насильственно или мирно — это прямо зависит от политической культуры населения конкретной страны).

Вхождение в политическую культуру — это процесс развития, посредством которого прививаются общепринятые взгляды и ценности и обеспечивается политическая социализация. Это непрерывный и продолжающийся всю жизнь процесс, являющийся частью условий жизни и обучения каждого индивида как члена той культуры, в которой он рожден. И он не обязательно требует целенаправленной деятельности правительственных ведомств. Агентами политической социализации являются семья, школа, группа равных, средства массовой информации.
( Г.Н. Семенов)


21.Частью какого компонента общей культуры является культура политическая? Укажите две функции политической культуры, отмеченные в тексте.
22. В тексте используется понятие “общественное мнение”. Объясните его смысл. По каким линиям автор проводит сравнение политической культуры и общественного мнения? Укажите две линии.

23. Автор отмечает влияние СМИ на формирование политической культуры личности. Используя обществоведческие знания, собственный социальный опыт, назовите три возможных направления такого влияния и конкретизируйте их.
24. Какое различие в роли идеологии и политической культуры приводится в тексте? Используя обществоведческие знания, раскройте два иных любых различия.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Законодательно установленная для выборов парламента или иного органа избирательная система влияет не только на персональный и партийный его состав: все этапы избирательного процесса, начиная от выдвижения кандидатов, в немалой степени также зависят от того, каков метод определения итогов голосования. Не только выборы, но и другие важные аспекты политической жизни страны (региона) находятся под определенным (подчас весьма сильным) воздействием существующей модели избирательной системы: функционирование партий и партийная система в целом; деятельность парламента, ее формы, результаты и эффективность; стабильность правительства и всего механизма исполнительной власти и др. Одни типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и многопартийной борьбы, другие — создавать особо благоприятные условия для становления двухпартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие — для мелких партий и группировок; отдельные ее модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют внутрипартийную борьбу. Хотя детальные правила в данной области закрепляются обычно в текущем законодательстве, основы избирательной системы наряду с принципами избирательного права в качестве основополагающих норм правовой системы страны закрепляются в ее конституции.

Общество по своей структуре неоднородно. В нем существуют различные социальные группы и слои, каждый из которых имеет свои особые политические взгляды и интересы, обладает собственным видением проблем и путей их решения в масштабах всей страны или отдельной его части. Эта палитра взглядов и мнений отражается в различии программ партий и кандидатов, выступающих на выборах под разными, часто взаимоисключающими лозунгами. Следовательно, определяя порядок формирования “народного представительства”, необходимо стремиться, чтобы в нем были представлены все основные политические силы общества. В основу пропорциональной избирательной системы положен принциц пропорционального представительства в законодательном органе различных существующих в обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий. Не должно существовать так называемых “пропавших голосов”: группы и слои избирателей, поддержавшие на выборах партию или кандидата, не получившего большинства в масштабе избирательного округа или всей страны (региона), должны тем не менее располагать своими представителями в законодательном органе, которые будут отражать их потребности и интересы. Не только большинство, но и меньшинство (меньшинства) имеет право быть представленным в парламенте. Каждая партия, выставившая список кандидатов, должна получить в парламенте такую же долю мест, которая соответствует доле голосов, поданных за нее на всеобщих выборах: отсюда другое распространенное название данной системы — система партийных списков.

В “чистом” виде содержание пропорциональной избирательной системы заключается в следующем. Вся страна (или ее территориальная единица, на территории которой будет функционировать соответствующий представительный орган: субъект федерации, город, район и т. д.) превращается в единый многомандатный избирательный округ, от которого будет избран весь состав парламента, местного совета и т. д. Каждая партия составляет список кандидатов, который может быть больше или меньше в зависимости от того, сколько она рассчитывает получить голосов. Избиратель на выборах обладает одним голосом, но этот голос подается не за конкретных кандидатов, а за список партии в целом. Далее, исходя из итогов голосования, партия получает такую же долю (процент) мест в парламенте, какую долю (процент) голосов она получила на выборах. Во многих странах, где действует пропорциональная система, вводится так называемый заградительный пункт (барьер) — выраженное обычно в процентном отношении число голосов, которое необходимо получить партии для получения права участвовать в распределении парламентских мандатов.
(А.О. Четвериков)


21. Укажите четыре аспекта политической жизни страны, на которые оказывает влияние избирательная система. В каком документе закрепляются основы избирательной системы?

22. В тексте используется понятие “избирательная система”. Объясните его смысл. Приведите две упомянутые в тексте черты, характеризующие пропорциональную избирательную систему.

23. Какой этап избирательного процесса упомянут в тексте? Используя обществоведческие знания, назовите любые другие три этапа этого процесса.

24. Политологи спорят об эффективности пропорциональной избирательной системы. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, покажите два преимущества и один недостаток этой системы.


№21 1) четыре аспекта политической жизни страны:
— сами выборы;
— функционирование партий и партийной системы;
— деятельность парламента;
— стабильность правительства;
2) назван документ, в котором закрепляются основы избирательной системы - конституция страны
№22 1) смысл понятия, например: избирательная система характеризует порядок выборов в органы власти и должностных лиц, а также порядок определения результатов голосования;
2) две черты пропорциональной избирательной системы:
— создание единого одномандатного избирательного округа;
— голосование по партийным спискам.
№23 1) этап избирательного процесса: выдвижение кандидатов;
2) другие три этапа, например:
— предвыборная агитация;
— голосование на избирательных участках;
— подведение итогов голосования.
№24 1) два преимущества пропорциональной избирательной системы, например:
— более полный учет различных политических сил в стране;
— при доминировании крупных партий обеспечивается стабильность политической жизни;
2) один недостаток, например: персональный состав политиков, включаемых в партийные списки, за исключением партийных лидеров, неизвестен избирателю.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определенная логика или смысл. В качестве примера политического процесса можно привести всю ту совокупность взаимодейсrrвий, которая связана с выборами. В ходе избирательной кампании происходит действие и взаимодействие политических акторов (избирателей, политических партий и т. д.). В электоральном процессе также воспроизводятся (или создаются) политические институты (институт выборов, избирательная система и др.). Можно обнаружить также и различные смыслы электорального процесса. Так, для стран современной развитой демократии он заключается в реализации принципа народного суверенитета, выборности и сменяемости органов власти в результате выборов, а также в выборе политических курсов, предлагаемых, например, правящими или оппозиционными партиями.

Политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования политического процесса являются политические изменения и политическое развитие.

Политическое изменение — процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой. Политическое развитие — процесс накопления качественных изменений политики, будь это фазы самого политического процесса или состояния институтов или даже политических систем.

Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, акторам, характеру взаимодействия между акторами и т. п. Исходя из разномасштабности политических процессов, можно выделить несколько их разновидностей. Это прежде всего повседневные политические процессы (“мелкие” акторы и единицы измерения), которые связаны, в первую очередь, с непосредственными взаимодействиями индивидуальных, групповых и частично институциональных акторов. В качестве примера можно привести законодательный процесс в каком-либо парламенте.

Другим типом политического процесса является исторический политический процесс (более крупные акторы — в основном социальные группы и социальные институты). Это процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события. Так, политическая революция, может быть представлена как процесс подобного рода. В качестве такого же исторического процесса может рассматриваться возникновение и развитие какой-нибудь политической партии.

Наконец, это эволюционные политические процессы, которые характеризуются участием (“крупных” акторов (институтов, политической системы), а также поддаются измерению с помощью крупномасштабных временных единиц. Такими процессами может быть, например, процесс превращения полиса в имперскую столицу, или модернизация политической системы в результате череды политических реформ, или переход к демократии в результате демонтажа авторитарного правления, проведения учредительных выборов, а затем их закреп.ления в череде регулярных соревновательных выборов.
(Е.Ю. Мелешкина)


21. Чем политическое изменение отличается, по мнению автора, от политического развития? В тексте говорится о разномасштабных политических процессах. Какие виды политических процессов отражают данный подход классификации? Какие акторы участвуют в среднемасштабном политическом процессе?

22. Какой пример к определению политического процесса приводит автор? Назовите три стороны (аспекта) проявления политического процесса, используя пример из текста.

23. Автор называет “мелких” и “крупных” политических акторов. Опираясь на текст, обществоведческие знания и социальные факты, укажите двух политических акторов каждого вида и приведите по два примера участия каждого из них в политическом процессе (сначала укажите актора, а затем приведите два примера).
24. Используя текст, обществоведческие знания и социальные факты, поясните, как в процессе модернизации политической системы в результате череды политических реформ проявляются и взаимодействуют политическое изменение и политическое развитие (приведите три пояснения).


№21 1) политическое изменение — процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой, а политическое развитие — процесс накопления качественных изменений политики;
2) виды процессов:
— повседневные политические процессы;
— исторический политический процесс / процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события;
— эволюционные политические процессы;
3) акторы: социальные группы и социальные институты.
№22 1) ответ на первый вопрос: избирательная кампания/ совокупность взаимодействий, которая связана с выборами / электоральный процесс;
2) три стороны (аспекта):
— действие и взаимодействие политических акторов;
— воспроизведение или создание политических институтов;
— определенная логика или смысл.
№23 1) гражданин:
— гражданин Петров проголосовал на выборах депутатов Государственной Думы;
— гражданин Петров принял участие в митинге против коррупции;
2) политическая партия:
— революцию 1917 г. возглавила партия большевиков;
— четыре партии РФ создали фракции в Государственной Думе.
№24 Правильный ответ должен содержать три пояснения, например:
1) каждая политическая реформа меняет политическую ситуацию в стране, привлекает к участию в политической жизни новых акторов, вследствие чего происходят политические изменения;
2) последовательность политических реформ свидетельствует о накоплении изменений, то есть о политическом развитии;
3) политическое изменение и политическое развитие в процессе реформирования общества через цепочку реформ непосредственно связаны между собой.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин

Парламент – один из старейших политических институтов в мире. Сегодня именно парламенты принимают на себя ответственность за преобразования, необходимые для будущего. Здесь нет никакого парадокса, парламент обеспечивает механизм публичного диалога и демократического представительства интересов, верховенства права и защиты прав граждан.

Именно эти принципы становятся сегодня все более востребованными, в том числе и в международной политике. И именно они объединяют сегодня все больше и больше людей во многих странах, готовых совместно работать, действовать для достижения общих целей развития.

Это уже второй форум, проводимый по инициативе Государственной Думы. Формат оказался востребованным, вызвал большую заинтересованность со стороны зарубежных коллег. За прошедший год число участников на уровне глав парламентов выросло вдвое. И если ранее еще могли возникать вопросы, насколько вообще может быть интересна тема развития парламентаризма, то сегодня ответ более чем очевиден.

Расширение межпарламентского диалога в современном мире необходимо, и в его развитии перед нами стоят совершенно конкретные задачи.

Первая задача – необходимость преодоления кризиса международного права, что возможно только на основе коллективных, а не односторонних решений. И с опорой на такие важнейшие принципы, как равноправный диалог и невмешательство во внутренние дела других государств.

Мы живем в правовом мире. Таким, будем надеяться, он останется и в будущем. Речь идет в первую очередь о наднациональном регулировании вопросов, международном праве.

Однако сегодня одной из наиболее опасных тенденций мировой политики является целенаправленный подрыв и демонтаж институтов международного права. Такие фундаментальные принципы Устава ООН как уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела других государств зачастую оказываются отодвинуты на задний план или вообще не учитываются.

С этими глобальными трансформациями тесно связана вторая задача межпарламентского диалога. Движение мира в сторону многополярности – объективная тенденция, в основе которой собственные национальные интересы стран, право народов самостоятельно определять приоритеты своего развития, возрождение ценностей суверенитета.

Поэтому многополярность требует максимального согласования интересов, а значит – парламентских механизмов обсуждения и принятия решений, поскольку именно они обеспечивают учет и уважение всех мнений.

Присущее каждой стране право на свой путь развития, суверенитет, собственную демократическую модель должно быть защищено и гарантировано. И здесь прямая коммуникация между национальными парламентами разных стран – это действенный инструмент, подкрепленный волей избирающих свои парламенты людей. В соответствии с резолюцией 136-й Ассамблеи МПС парламентам принадлежит особая роль в деле обеспечения невмешательства во внутренние дела суверенных государств.

В этой связи встает вопрос эффективности межпарламентского сотрудничества. Раскрыть его разносторонний потенциал можно только освободившись от ряда накопленных системных проблем и сдерживающих факторов.

Другая, еще более опасная крайность — это политизация межпарламентских институтов, попытки их превращения в арену блоковой конфронтации, дискриминации, а иногда и прямых провокаций радикалов, как в случае с произошедшим недавно вопиющим инцидентом в ходе сессии Межпарламентской ассамблеи православия в Тбилиси.

Искусственный перенос конфронтационных подходов на межпарламентское измерение, по‑видимому, продиктован стремлением через народных избранников вовлечь в конфронтацию сами народы. С этой целью нередко инициируется принятие контрпродуктивных политических заявлений, которые никому не интересны и, более того, не отражают объективный общественный запрос в странах-участницах. В результате получаем пустую, негативную и политизированную повестку, интересную только отдельным политическим силам, работающим на разъединение международного парламентского сообщества.

Недавно в ПАСЕ возобладал здравый смысл. Наконец‑то принята резолюция о гарантиях прав национальных делегаций голосовать, выступать и участвовать в Ассамблее, на чем мы настаивали все последние годы.

Однако, приветствуя это решение, мы, тем не менее, понимаем, что политизированность ПАСЕ далеко не преодолена. Так, навязываемый России мониторинг ПАСЕ также, по сути, является дискриминационным. Его пытаются представить как оговорку, создать иллюзию неполноценности возвращения полномочий российской делегации. Подобного рода мелкие уловки не делают чести их инициаторам и отнюдь не способствуют тому, чтобы ПАСЕ как европейский институт преодолела, наконец, собственный глубокий кризис.

Мы хотим, чтобы национальные парламенты и межпарламентские структуры были более эффективны, лучше слышали людей, отстаивали их интересы, чтобы было больше возможностей эффективно транслировать свои национальные приоритеты на межпарламентской площадке. Для этого как раз и необходимо в межпарламентском диалоге исходить из приоритетов согласования интересов, учета и уважения всех мнений.

Без этого мы не решим третью задачу межпарламентских отношений – обеспечивать представительство интересов граждан наших стран и укреплять взаимное доверие.

Парламентарии избраны для того, чтобы представлять интересы и выражать волю народов, своих избирателей. Очевидно, что люди в разных странах мира вовсе не хотят кризисов, конфликтов, конфронтации. Поэтому важно и на межгосударственном уровне, и на уровне интеграционных объединений не допускать рост конфликтного потенциала, содействовать гармонизации отношений.

Сегодня в мире ощущается явный запрос на поиск объединяющих тем и повесток для продвижения более справедливого и демократичного мироустройства, преодоления бедности и неравенства, эффективного сотрудничества в интересах устойчивого развития и благополучия народов. И парламентская дипломатия востребована в сегодняшнем мире как эффективный канал для продвижения такой партнерской логики.

Большие возможности межпарламентского сотрудничества хорошо видны на примере нашей четвертой задачи – совместного противодействия глобальным угрозам.

Одна из таких угроз – международный терроризм. Одержать верх над этим опаснейшим явлением можно только общими усилиями всех без исключения государств.

В рамках ПА ОДКБ проводится большая работа по гармонизации национального законодательства государств — членов ОДКБ и созданию законодательных условий для формирования единого списка организаций, признанных террористическими. Этот практический пример эффективной работы по гармонизации антитеррористического законодательства в рамках региональной межпарламентской структуры может быть ориентиром и для других международных парламентских институтов.

В более широком контексте борьбы с причинами терроризма и экстремизма парламентарии также обладают широкими возможностями содействовать мирному урегулированию конфликтов, постконфликтному восстановлению и стабилизации, в том числе на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

В этом же ряду – борьба с такими угрозами, как незаконная миграция и наркотрафик. Депутаты на этом направлении работы обладают широкими возможностями, которые должны быть реализованы. В целом, обмен опытом национального регулирования, сближение и гармонизация законодательств там, где это действительно необходимо, являются базисом вклада народных представителей в противодействие всем глобальным угрозам.

Наконец пятая, но, пожалуй, одна из самых актуальных задач межпарламентского диалога – формирование правовой базы будущего при переходе мировой экономики и социального развития в новую цифровую эпоху.

Это направление становится сегодня одним из магистральных в межпарламентском сотрудничестве. Здесь особенно важны обмен передовыми правовыми формулами, лучшими практиками, совместная выработка эффективных законодательных решений и единых подходов.При этом уже состоявшиеся дискуссии на Форуме развития парламентаризма подтверждают общее понимание мировым парламентским сообществом базового ориентира законодателей в цифровую эпоху – в основе ее должен остаться человек и его права.

С другой стороны, важной темой межпарламентского диалога остаются вопросы влияния цифровых технологий на политическую сферу, парламентскую деятельность, законотворческую практику. Все это в перспективе может модернизировать и обогатить демократию новыми инструментами прямого волеизъявления, интерактивного участия граждан в принятии решений, помочь формировать современную, отвечающую интересам людей правовую базу. И, в конечном счете, повысить открытость и укрепить легитимность демократических институтов.

В столь стремительно меняющемся мире законодателям особенно важно действовать на опережение, продвигать инновационное национальное и международное правовое регулирование, предвосхищая перемены. Именно парламентам предстоит в ближайшие годы сделать очень многое, чтобы обеспечить законодательную базу для технологического развития своих стран и одновременно найти устойчивые международно-правовые подходы к гармонизации правового регулирования в сфере цифровых и других прорывных технологий.

Состоялся обстоятельный и содержательный разговор. Прозвучало много новых идей. Благодаря открытости и демократичности, Форум становится эффективной площадкой по укреплению взаимодействия парламентов разных стран.

Но главное – обсуждая вопросы развития парламентаризма, мы хотим подчеркнуть, что все мы разные, но в этом как раз и наше преимущество. Только уважая многообразие традиций, культур, региональной специфики и интересов каждого участника мы сможем обеспечить развитие наших стран.

Читайте также: