В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики

Обновлено: 30.06.2024

Деление принципов социальной педагогики на определенные группы происходит на основе различия факторов, которые оказывают значительное влияние на деятельность и продукт этой деятельности. В рамках социальной педагогики в список таких факторов входят:

  • объектный;
  • субъектный;
  • средовой;
  • технологический.

Объектный фактор и принципы

Объектный фактор представляет собой определенный фактор, который определен лицом или группой лиц, в отношении которого осуществляется социально-педагогическая деятельность.

Данная деятельность носит исключительно адресный характер и является зависимой от личности объекта и параметров группы. Обладающие наибольшей важностью принципы, которые являются обусловленными этим фактором:

  • природосообразность,
  • гуманизм,
  • индивидуальная обусловленность.

Принцип природосообразности определяет человека в качестве природного создания и рассматривает его развитие исходя из законов социальной и естественной природы.

Принцип индивидуального подхода заключается в принятии человека со всеми свойственными ему специфическими особенностями, достоинствами, способностями и, конечно же, недостатками.

Принцип гуманизма означает приоритет социального значения отдельного человека, формирование условий, являющихся необходимым аспектом для развития и воспитания, защиты его прав, способствие в самоопределении и интеграции в общество.

Субъектный фактор и принципы

Субъектный фактор создает своеобразие организации и способствует реализации субъектом социально-педагогической деятельности. Данный фактор является значимым в условиях выбора индивида с целью осуществления определенной социально-педагогической деятельности в зависимости от условий и требований к степени ее эффективности, а также в ходе оценивания процесса и конечного результата приведенной деятельности.

Главные принципы при этом можно записать в виде следующего списка:

  • личностная обусловленность;
  • взаимосвязь эффективности и профессионализма социально-педагогической деятельности.

Принцип личностной обусловленности заключается в том, что личность педагога оказывает решающее влияние на отношение к производимой им деятельности и к нему самому.

Является значимым принцип взаимосвязи профессионализма социального педагога и действенности осуществляемой его силами социально-педагогической деятельности. Профессиональная подготовленность основывается на факте наличия соответствующей компетентности, внутренней нуждой и умением социального педагога осуществлять ее в рамках некоторых условий и к определенному объекту социальной педагогики.

Средовой фактор и принципы

Средовой фактор определяет степень влияния на субъект и объект социально-педагогической деятельности среды, которая их окружает, а также результат данного влияния.

Приведенные факторы влияют на воздействие практики социального педагога, либо усиливая его, либо оказывая обратный эффект. Список из наиболее значимых принципов можно записать следующим образом:

  • культуросообразность;
  • средовая обусловленность;
  • социальная обусловленность.

Принцип культуросообразности заключается в том, что развитие и формирование личности человека происходит в условиях определенной культуры. Человек, согласно приведенному принципу, определяется в качестве продукта времени, которому он принадлежит, и его культуры.

Своеобразным фундаментом принципа социальной обусловленности можно назвать понятие влияния устройства государства, политики и деятельности социальных институтов на образование личности. Принцип средовой обусловленности обуславливает собой зависимость социально-индивидуального развития, а также воспитания человека от среды, в которой происходит его жизнедеятельность.

Технологический фактор и принципы педагогики

Технологический фактор отвечает за закономерности самой социально-педагогической деятельности.

Данным фактором обусловлены принципы социальной педагогики, расположенные в следующем списке:

  • целенаправленность;
  • комплексность;
  • систематичность;
  • опора на позитивные черты личности;
  • сознательность и активность.

Все принципы социальной педагогики существует тесно связаны друг с другом и являются взаимообусловленными. С ростом числа принципов принимается, которые принимаются во внимание в процессе социально-педагогической работы, растет и его возможная эффективность.

Социально-педагогическую деятельность -целенаправленная работа профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Принцип–основа, определяющая явление.

Принципы подразделяются на:

1) Принципы социальной педагогики как науки (имеют общеметодологический характер, к ним относят – научность, объективность, историзм, связь с практикой).

2) Основные принципысоц.педагогики – принципы социальной педагогики как практики.Подразделяются на группы, обусловленные факторами, влияющими на деятельность, ее процесс, результат.

Выделяются 4такихфактора: объектный, субъектный, средовый и технологический.

Объективный фактор (относится к объекту-ребенку):

1. Принцип природосообразности. Отношение к человеку как социально-природному существу, его развитие необходимо строить с учетом его природных возможностей, естественных возможностей человека.

2. Принцип индивидуальной обусловленности. Социально-педагогическая деятельность строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.

3. Принцип гуманизма. Означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество.

Субъективный фактор (относится к субъекту-соц.педагогу):

1. Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Собственно, социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле.

2. Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога.необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника.

Средовой фактор:

1. Принцип культуросообразности. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить.

2. Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики на деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности.

3. Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности.

Технологический фактор – фактор, определяющий закономерности собственно соц-пед. деят-сти. Он требует учета возможностей технологии непосредственной социально-педагогической деятельности.

В них в значительной степени отражаются закономерности самой технологии воспитания: целенаправленность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность и активность и др.

Вопрос 7. Сущность и содержание психологического и социально-психологического механизмов социализации.

Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта и процесс активного воспроизведения индивидом системы социальных связей за счет его активной д-ти. Человек усваивает социальный опыт и преобразовывает его в ценности, установки.

Усвоение социального опыта – характеристика того, как среда воздействует на человека, вторая сторона этого понятия – характеристика того, как человек возедйсвтует на среду с помощью д-ти.

Стадии социализации (в контексте трудовой д-ти):

А. Дотрудовая стадия

1. Ранняя социализация – до школы

2. Стадия обучения

Б. Трудовая стадия – зрелость. Специфика социализации взрослых – изменение только внешнего поведения, оценивание, а не усвоение норм.

В. Послетрудовая стадия.

А.В. Петровский – закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Семья, дошкольные учреждения. – Школа. – ВУЗ. – Коллектив (пр, на работе)

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (социум) (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).

Институциональный механизм социализации (институты). Функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.

Стилизованный механизм социализации (субкультура) действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации (общение) функционирует в про­цессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межлично­стного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д.

Исходя из того, что социальная педагогика как наука связана с целым комплексом других наук, а по своей структуре социально-педагогическая деятельность является универсальным видом деятельности, можно выделить несколько групп принципов социальной педагогики: •

общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие; •

общие принципы общественных (социальных) наук: исто ризм, социальная обусловленность, социальная значимость; •

основные специфические принципы социальной педагогики: целостность, природосообразность, гуманизм, культуросообраз-ность.

Классификация принципов социальной педагогики основана на выделении важнейших факторов, определяющих эффективность социально-педагогической деятельности по регулированию отношений личности и среды.

Принцип целостности отражает связь социального воспитания с другими факторами, определяющими развитие ребенка.

Он дает обоснование процессу гармоничного развития человека как существа биосоциального и экзистенциального. Принцип целостности в социальной педагогике означает достижение единства всех условий, обеспечивающих эффективность социального развития личности: 1.

конструирование социально-педагогического процесса и вос питательных отношений на основе личностно ориентированного подхода к развитию каждого воспитанника; 2.

использование междисциплинарного подхода на основе ин теграции разных областей научного знания;

3) использование потенциала развития ребенка и возможностей конкретного микросоциума в ходе социально-педагогического процесса, своевременная корректировка и трансформация воспитательных средств для достижения конечной цели воспитания.

Реализация принципа целостности способствует упорядочению социально-педагогического процесса.

Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов. Впервые он был сформулирован учеными Древнего Рима, получил научное обоснование в трудах чешского педагога Я.

А. Коменского (середина XVII в.) и швейцарского педагога-исследователя И. Песталоцци (рубеж XVIII—XIX вв.).

Суть принципа природосообразности заключается в обосновании выбора естественного пути развития человека. Объектом лю бых воспитательных отношений и педагогических процессов должен стать человек (ребенок) с его конкретными индивидуальными особенностями развития. Природа ребенка, состояние его здоровья, физиологический, физический, психический и социальный статус становятся главными определяющими при организации педагогических мероприятий.

Этот принцип предполагает, что любой педагогический про цесс, в каких бы условиях он ни проводился, требует соблюдения определенных условий: 3.

не вредить здоровью ребенка, но укреплять и поддерживать его физическое и психическое здоровье, воспитывать стремление к здоровому образу жизни; 4.

активизировать собственную позицию ребенка как равно правного участника педагогического процесса, содействовать самообразованию, самовоспитанию;

учитывать зоны ближайшего и актуального развития, опре деляющие индивидуальные и возрастные возможности конкретного ребенка; 5.

при осуществлении педагогических отношений следовать ло гике: от простого к сложному, от незнания к знанию, от понятного к непонятному.

Принцип природосообразности рассматривается как защита подрастающего человека от возможного разрушительного влияния среды, насильственного давления, диктата.

Принцип гуманизма является инвариантным компонентом отношения человека к другим людям, к обществу на всех исторических этапах развития цивилизации.

Гуманизм — это исторически изменяющаяся система взглядов, признающая самоценность человека как личности, его право на свободное развитие, проявление своих способностей. Гуманистическое мировоззрение отражает социальную действительность «не с точки зрения сущего, а с точки зрения долж-

В связи с этим человек, имеющий проблемы в интеллектуальной, физической, психической сфере, рассматривается как объект особой общественной заботы и помощи, целью которой является обеспечение ему возможно более полной интеграции в общество, а само отношение общества к таким людям становится критерием уровня его развития.

Сущность принципа гуманизма состоит в приоритетах обще человеческих ценностей в личностно ориентированном педагогическом процессе.

"\1) разработки социально-педагогических технологий для осуществления процесса социального воспитания на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку; 6.

полного признания прав ребенка; 7.

создания ситуаций успешности при опоре на положитель ные качества личности воспитанника; 8.

целенаправленного осуществления гуманистического про свещения участников социально-педагогического процесса; 9.

обеспечения комфортности отношений участников соци ально-педагогического процесса с позиций этики и эстетики.

Принцип кулътуросообразности предполагает максимальное использование культуры той среды, в которой происходит педагогический процесс.

Для реализации данного принципа необходимо соблюдение следующих условий: 10.

понимать социально-педагогический процесс как состав ную часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность; 11.

максимально использовать региональную и конфессиональ ную культуру, народные и семейные традиции; 12.

обеспечивать единство национального и интернациональ ного воспитания.

Эти основные принципы социальной педагогики взаимосвяза ны. Их практическая реализация предполагает анализ и синтез конкретных задач, тщательный отбор содержания, методов, средств и форм, соблюдение необходимых условий при осуществлении социально-педагогической деятельности.

1 Теория и методика социальной работы / Под ред. В.И.Жукова. — М, 1994. —

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Принципы социально-педагогической деятельности

Опираясь на определение принципов воспитания классической педагогики и принципов социальной работы, отечественными учеными сформулированы принципы социально-педагогической деятельности в виде системы, в состав которой входят четыре группы принципов: социально-политические, психолого-педагогические, организационные и специфические.

I. группа – социально-политические принципы. Они содержат основные требования, обусловливающие зависимость содержания социально-педагогической деятельности от социальной политики государства в отношении детей и молодежи:

— принцип законности и прав человека состоит в обеспечении государством и соответствующими социальными институтами реализации ратифицированных им положений документов о правах человека;

- принцип государственного подхода к задачам, реализуемым в социально-педагогической деятельности, подчеркивает активную роль государства в постановке приоритетных задач и организации социального воспитания;

— принцип связи содержания и форм социально-педагогической деятельности с конкретными условиями жизнедеятельности личности или социальной группы имеет целью адресную организацию помощи и поддержки клиентам, обусловленную социально-экономическими, социально-политическими и социально-культурными условиями макро- и микросреды объекта социально-педагогической деятельности

II. группа – психолого-педагогические принципы. Эти принципы подчеркивают приоритеты личности в социально-педагогической деятельности:

— принцип направления самореализации детей и молодежи во всех областях их жизнедеятельности обеспечивает осуществление социального воспитания как создание условий для саморазвития личности в трех сферах: образовании, участии личности в деятельности внешкольных учреждений, индивидуальной помощи;

принцип дифференцированного и индивидуального подходов заключается в том, что жизненные проблемы и потребности клиента необходимо отдеференцировать к определенной группе подобных явлений и, основываясь на этом, выбрать технологии социально-педагогической работы с учетом индивидуальных особенностей личности;

принцип целенаправленности основывается на том, что социальный педагог должен целенаправленно достигать профессиональной цели, влияя на сознание, чувство, волю, поступки людей.

- принцип системности. Этот принцип отрицает эпизодичность, фрагментарность, хаотичность при работе по решению индивидуально-групповых и общественных проблем.

III. группа – организационные принципы:

принцип компетентности кадров подчеркивает обязательность профессиональной подготовки специалистов.

— принцип интеграции обеспечивает координацию деятельности государственных, общественных и других организаций по решению социально-педагогических проблем;

— принцип контроля и проверки выполнения обеспечивает реализацию гарантированных государством мер по социальной защите разных групп населения.

IV группа - специфические принципы, определяющие основные требования по предоставлению социальных услуг разным объектам социально-педагогической деятельности:

— принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью. Он имеет целью осуществление социально-педагогической деятельности на основе альтруизма, эмпатии, человечности, принятия личности клиента со всем его позитивом и негативом;

— принцип независимости означает, что объектами социально-педагогической деятельности являются все, кто нуждается в помощи и поддержке, исключая дискриминацию по их идеологическим, религиозным, национальным, возрастным особенностям;

— принцип клиентоцентризма определяет приоритет прав клиента во всех его случаях, кроме тех, в которых это противоречит правам и интересам других людей

принцип опоры на потенциальные возможности человека подчеркивает активную роль клиента в решении собственных проблем. Очевидно, что в таком случае речь идет о лицах, дееспособных с точки зрения их интеллектуальных, психических и физических ресурсов. Главная задача социально-педагогической деятельности – научить личность самостоятельно находить выход из сложных жизненных ситуаций и принимать адекватное решение;

принцип конфиденциальности означает, что в процессе профессиональной деятельности социальный педагог получает разнообразную информацию, вверенную ему клиентом.

— принцип толерантности состоит в том, что социальный педагог работает с разными группами клиентов, в том числе с лицами, которым он по разным объективным и субъективным причинам не симпатизирует. Однако ему необходимо быть корректным и терпеливым к их поведению, особенностям общения, ценностным ориентациям и т.п.;

— принцип максимализации социальных ресурсов исходит из того, что каждое государство выделяет определенное количество средств на реализацию социальной политики. Задача социальных институтов и их работников состоит в том, чтобы оптимально использовать эти ресурсы для эффективного решения социальных проблем.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: