В чем заключается правовое регулирование денежного обращения
Обновлено: 28.06.2024
Регулирование денежного обращения (Regulation of Money Circulation) — система мероприятий, осуществляемых центральным банком, банками и другими финансовыми и нефинансовыми учреждениями с целью обеспечения потребностей национальной экономики в деньгах, поддержания устойчивости денежного обращения, стабильности национальной денежной единицы и сбалансирования спроса и предложения денег. Частично регулирование денежного обращения рассматривают как составляющую денежно-кредитной политики, однако этот процесс значительно шире, поскольку включает систему регулирования и управления наличным денежным оборотом, а также платежные системы и механизмы. Поэтому регулирование денежного обращения следует рассматривать как составляющую денежной системы страны.
Регулирование денежного обращения осуществляется на основе использования совокупности методов, инструментов и административных процедур деятельности банков и небанковских учреждений на денежном рынке. Регулирование денежного обращения включает: формирование и управление денежными агрегатами, эмиссию, выпуск и обращение наличности, создание и поддержку платежных систем и платежных инструментов.
В рамках реализации денежно-кредитной политики с целью регулирования денежного обращения центральные банки используют следующие инструменты:
- нормативы обязательных резервов; ;
- операции на валютном рынке; ; ;
- депозитные операции и др.
С точки зрения центрального банка главным инструментом регулирования денежного обращения являются обязательные резервы, объемы которых, прежде всего, способствуют формированию показателя денежной базы (узкие деньги) и денежного агрегата М0. Можно считать, что начисленные суммы обязательных резервов становятся основой для создания центральным банком новых денег. Обязательные резервы зачисляются на корреспондентские счета банков в Национальном банке и используются как чисто монетарный инструмент. Нормативы обязательных резервов устанавливаются в процентах от суммы привлеченных банком депозитов. Они одинаковы для всех банков, но дифференцированы в зависимости от вида депозита, сроков и вида валюты привлеченных средств. Зачисление сумм обязательных резервов на корреспондентские счета банков в Национальном банке осуществляется в национальной валюте, независимо от валюты привлеченного банком депозита.
Вторым по логике и важности для отечественной практики инструментом регулирования денежного обращения являются операции центрального банка на валютном рынке, благодаря преимущественно которым уже много лет фактически происходит денежная эмиссия в Украине. Путем приобретения иностранной валюты на валютном рынке Национальный банк осуществляет эмиссию гривны, а путем проведения валютных интервенций и продажи иностранной валюты изымает избыточные гривны из обращения. И хотя в мировой практике такой инструмент регулирования денежного обращения не является главным, для отечественной банковской системы его значение и в дальнейшем будет оставаться чрезвычайно важным.
Наиболее перспективным инструментом регулирования денежного обращения является проведение центральным банком операций по рефинансированию банков и изъятию избыточной денежной массы из обращения путем депозитов центрального банка. Этот инструмент регулирования денежного обращения в перспективе должен заменить валютный канал эмиссии и стать доминирующим.
Процентная политика как инструмент регулирования денежного обращения, используется в рамках реализации общей стратегии монетарной политики. Ее влияние на объемы и структуру денежной массы в обращении происходит как на основе изменения объемов привлеченных банками депозитов, так и на основе выданных ими кредитов. Однако следует отметить, что изменение процентных ставок влияет на объемы денежной массы в обращении двояко: рост депозитных ставок приводит к удорожанию банковских ресурсов и, соответственно, к повышению ставок по кредитам. В такой ситуации, несмотря на то, что объемы депозитов и денежный агрегат М2 растут, темпы кредитования замедляются, а это, в свою очередь, сдерживает безналичную эмиссию. Поэтому влияние процентной политики как инструмента регулирования денежного обращения на денежный оборот не такое существенное, как иногда отмечают в научной литературе. Функции процентной политики по регулированию денежного обращения ограничиваются системой стимулов и противовесов, которые могут реализовать банковские учреждения в реализации своих функций по регулированию денежного обращения.
Важное значение для регулирования денежного обращения имеют операции центрального банка с ценными бумагами и, прежде всего, с облигациями внутреннего государственного займа, приобретая которые на вторичном рынке и осуществляя их монетизацию, центральный банк выпускает в обращение дополнительную сумму денег. После погашения облигаций происходит изъятие денежной массы из обращения.
На уровне отдельных банков регулирование денежного обращения осуществляется путем проведения собственной кредитной и депозитной политики, организации наличного денежного обращения, кассового обслуживания клиентов и организации системы платежей и расчетов.
Определенное участие в регулировании денежного обращения берут и небанковские финансовые учреждения, каждое из которых выполняет определенные функции в соответствии с задачами их уставной деятельности. Это небанковские финансово-кредитные учреждения (кредитные союзы, лизинговые и факторинговые компании), учреждения, осуществляющие эмиссию электронных денег, небанковские участники платежных систем; негосударственные кассово-расчетные центры, СИТ-компании и тому подобное.
Банковское право: Шпаргалка
1. ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОГО ПРАВА И БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Банковское право – самостоятельная комплексная отрасль права.
Предмет банковского права – банковские правоотношения как вид общественных отношений, которые возникают в процессе функционирования банковской системы, обслуживающей платежно-расчетные отношения, привлечение денежных средств юридических и физических лиц и размещение их от своего имени на определенных условиях.
Банковские правоотношения – это урегулированные нормами банковского права отношения, возникающие в процессе осуществления кредитными организациями банковской деятельности, в которых субъекты связаны между собой взаимными правами и обязанностями.
Признаки банковских правоотношений:
• основание возникновения – нормы гражданского и банковского права, корпоративные акты, договоры;
• специальные субъекты (кредитные организации), осуществляющие правоотношения;
• объект – банковская деятельность, включающая операции и сделки;
• предмет – деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, а также права требования по денежным обязательствам;
• опосредованность кредитно-денежной политики государства.
Метод регулирования банковского права носит комплексный характер и сочетает два подхода:
2) отношения, основанные на равноправии сторон (т.е. договорные отношения). Равноправные отношения возникают и функционируют в случае заключения ЦБ РФ, кредитными организациями и их клиентами гражданско-правовых договоров.
Государственное регулирование банковских отношений – это комплекс методов, способов, мер, действий, нормативно-правовых актов, исходящих от ЦБ РФ и по отдельным аспектам – от компетентных государственных органов, в том числе Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
2. ИСТОЧНИКИ БАНКОВСКОГО ПРАВА
Специфика источников банковского права в следующем:
• многие сферы банковской деятельности урегулированы в большей степени нормативными актами ЦБ РФ, чем законами;
• применяются законы из разных отраслей права;
• банковское законодательство находится в стадии формирования и нуждается в систематизации. Конституция РФ устанавливает:
1) правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться исключительно федеральными законами. Регулирование на уровне субъектов РФ не допускается;
2) денежной единицей является рубль, введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются;
3) независимость ЦБ РФ от других органов государственной власти при выполнении им функции по защите и обеспечению устойчивости рубля.
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет признаки предпринимательской деятельности, виды юридических лиц, в том числе акционерных обществ, объекты гражданских, в том числе банковских правоотношений (например, ценные бумаги), вещные права (например, право собственности), виды обязательств и сделок (в том числе договоров).
3. ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выделяют следующие принципы банковской деятельности, как:
2. Принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. В ст. 8 Конституции в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
3. Принцип единого экономического пространства. Согласно ст. 8 Конституции РФ в России гарантируется свободное перемещение финансовых средств. В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство РФ.
5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.
6. Принцип законности лежит в основе построения правового государства. Принцип законности обязателен как для кредитных организаций, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность. Законность обеспечивает стабильность экономики и особенно ее финансовой системы. Во исполнение данного принципа действуют правила регистрации ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции РФ до официального опубликования и вступления в правовую силу.
7. Принцип инициативности и добросовестности банкира является основой его подхода к делу и к отношениям с партнерами, конкурентами и потребителями, а также этот принцип определяет качество этих отношений.
8. Принцип свободы договора означает, что участники банковских правоотношений свободны в выборе партнера при заключении договора, в определении вида и условий договора, в установлении для регулирования своих взаимоотношений определенных правил.
9. Принцип информационной безопасности означает наличие общего для предпринимателей информационного пространства, включающего установленные правила операций с информационными продуктами, единую информационную систему (сведения о добросовестных и недобросовестных кредиторах и заемщиках, а также сведения о некачественных услугах), наличие коммерческой тайны.
10. Принцип защиты прав и интересов предпринимателя. Кредитная организация может использовать как юрисдикционные, так и неюрисдикционные способы защиты, причем можно обращаться в суд с иском о возмещении убытков к государственным и муниципальным органам, если незаконными действиями этих органов был причинен ущерб.
4. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и ведет книгу государственной регистрации (ст. 12 Закона о банках).
Кредитная организация, не получившая лицензию ЦБ РФ, не имеет права осуществлять банковские операции.
Характеристика кредитной организации:
1) тип – коммерческая организация, т.е. ее цель – получение прибыли;
2) образуется на основе любой формы собственности;
3) организационно-правовая форма – хозяйственное общество (ООО, ЗАО, ОАО);
Читайте также: