Декларация застрахованного лица что это такое

Обновлено: 25.06.2024

Сведения о застрахованных лицах: какие данные и когда придется подавать в ФСС в 2022 году

С января 2021 года во всех без исключения регионах начнет действовать новый порядок выплаты пособий. ФСС будет выплачивать пособия по болезни (кроме первых трех дней) и по беременности и родам напрямую работникам, минуя работодателя. Страхователь должен собирать данные о сотрудниках и направлять в фонд. Сейчас действует временный порядок подачи сведений, а с 2022 года вступит в силу постоянный. Мы разобрались, какую информацию следует предоставить в ФСС, и в какой момент это нужно сделать.

Какие сведения работодатель будет передавать в ФСС

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

Сведения можно условно разделить на две категории: информация для заполнения больничного листа и анкетные данные сотрудников.

Данные для заполнения листка нетрудоспособности

Речь идет об информации, необходимой для заполнения полей больничного листа.

Начиная с января 2022 года передавать сведения для формирования ЭЛН нужно будет по правилам, которые утверждены постановлением правительства РФ от 23.11.21 № 2010. В числе прочего, следует указать: страховой стаж; сумму выплат, облагаемых взносами на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; районный коэффициент (при наличии) и др.

Срок передачи сведений для формирования ЭЛН — не позднее трех рабочих дней с даты поступления информации о закрытом бюллетене (ч. 8 ст. 13 Закона № 255-ФЗ; здесь и далее приводятся ссылки на редакцию закона, которая вступит в силу с 2022 года).

Анкетные данные работников

Сотрудники обязаны сообщать работодателю указанные сведения:

Полученные от работника анкетные сведения нужно передать в ФСС не позднее трех рабочих дней с даты их поступления (ч. 15 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Это относится и к первичному сбору данных и к последующим изменениям.

Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет Сдать бесплатно

Когда провести первичный сбор анкетных данных и передать их в ФСС

Все зависит от того, в каком году человек устроился на работу. Рассмотрим два варианта.

Первый вариант: сотрудник принят на работу в 2021 году или позднее

Аналогичные нормы установлены для тех, кто устроился на работу в 2021 году. Единственная разница — на подачу данных в фонд работодателю отведено пять рабочих дней (п. 2 и 3 Положения, утв. постановлением правительства РФ от 30.12.20 № 2375; далее — Положение № 2375).

Второй вариант: сотрудник принят на работу до 2021 года

В 2020 году и ранее у страхователей не было обязанности направлять в ФСС анкетные данные о работниках, а у сотрудников — сообщать подобные сведения в отдел кадров или бухгалтерию. Поэтому в момент трудоустройства первичный сбор информации (в целях передачи в фонд) не проводился.

В последнее время чиновники из ФСС дают неофициальные комментарии, в которых настаивают на следующем: страхователь должны провести первичный сбор сведений обо всех застрахованных лицах до конца 2021 года. Тогда фонд сможет заполнить свою базу данных и подготовиться к повсеместному переходу на электронные бюллетени.

Однако это не более чем рекомендации. В законодательстве не установлены конкретные сроки для передачи анкетных сведений в ФСС (кроме момента трудоустройства). На наш взгляд, информацию на давно работающих сотрудников допустимо предоставить при наступлении страхового случая: болезни или декретного отпуска. А пока бюллетень не понадобился, данные можно не направлять.

Нужно ли информировать ФСС о том, что работник уволился? Многие специалисты, включая чиновников фонда, дают положительный ответ. Тем не менее, Закон № 255-ФЗ не содержит такого требования. Мы полагаем, что расторжение трудового договора — не повод для подачи сведений в ФСС.

В какой форме подавать сведения в ФСС

В 2021 году действует правило: если среднесписочная численность физлиц, получивших выплаты в предшествующем расчетном периоде, превысила 25 человек, сведения в ФСС направляются в электронном виде. Если среднесписочная численность составила 25 человек и менее — можно сдать на бумаге или в электронном виде (п. 4 и 5 положения № 2375).

Из этой формулировки можно сделать вывод, что работодатель вправе сам выбрать способ подачи данных. ФСС пока не давал разъяснений на этот счет. Возможно, в Закон № 255-ФЗ внесут поправки, и работодателей с большой численностью персонала обяжут обмениваться данными с фондом в электронном виде.

За что ФСС сможет наказать страхователей

Размеры санкций за нарушения, допущенные при передаче в ФСС сведений, необходимых для выплаты декретных и пособий по болезни, приведены в статье 15.2 Закона № 255-ФЗ (см. таблицу). Эти штрафы будут применяться с 2022 года.

Штрафы за нарушения при подаче в ФСС сведений для выплаты пособий

Нарушение

Сумма штрафа

200 руб. за каждый несданный документ

Передача недостоверных сведений и документов (либо их сокрытие), повлекшее излишнюю выплату пособия

20% излишне понесенных фондом расходов, (максимум 5 000 руб., минимум 1 000 руб.)

Нарушение срока подачи сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия

Конюхова Е. В.

1. Кто из работодателей сдает форму СЗВ-ТД?

Представлять сведения о трудовой деятельности в ПФР по форме СЗВ-ТД обязаны все работодатели: организации и индивидуальные предприниматели, независимо от численности работников, в том числе если работник всего один.

2. Каким способом сдавать отчет СЗВ-ТД в ПФР?

Обратите внимание: если усиленная квалифицированная подпись есть в организации только у главного бухгалтера, сейчас критически важно работодателю разрешить возможный управленческий коллапс по перекладыванию ответственности бухгалтерией и кадровиками друг на друга:

  1. На уровне локального нормативного акта и должностной инструкции закрепить обязанность по подписанию этого отчета за главным бухгалтером (что не совсем корректно в рамках управленческого аспекта, когда сам отчет формируется в отделе кадрового учета).
    Или
  2. Организовать доступ и дать полномочия по подписанию отчета руководителю отдела кадрового учета или иному ответственному за кадровое делопроизводство должностному лицу.

Без усиленной квалифицированной подписи и доступа к программе электронного документооборота кадровики физически не могут передать отчет в ПФР в форме электронного документа.

3. Что нужно сделать работодателю, чтобы передать формы СЗВ-ТД в электронном виде в ПФР?

  • регистрационный номер страхователя в ПФР;
  • наименование страхователя (юридического лица);
  • ИНН;
  • КПП страхователя (юридического лица);
  • ФИО (при наличии) страхователя (физического лица);
  • реквизиты оператора, через которого планируется передача сведений.

После того как работодатель отправит заявление на подключение к ЭДО ПФР, у него появится возможность сдавать сведения по форме СЗВ-ТД через оператора связи привычным для него способом.

4. Отчет по форме СЗВ-ТД нужно представлять на всех работников или только на тех, по которым были кадровые мероприятия?

Ситуация: в организации по большинству работников нет кадровых изменений на 1 января 2020 с даты приема. Нужно подавать СЗВ-ТД?

«Сведения о трудовой деятельности (отчет по форме СЗВ-ТД) предоставляют в ПФ РФ работодателем о работающих у него работниках только при наступлении следующих случаев:

5. Нужно сдавать нулевой отчет СВЗ-ТД?

Нет, не нужно сдавать никаких нулевых отчетов.

Обязанность предоставить отчет возникает только, если работник принимался на работу, переводился на другую постоянную работу, увольнялся или подавал работодателю соответствующее заявление.

6. В январе работник подал заявление о ведении бумажной трудовой книжки. Как представлять отчет СЗВ-ТД?

Ситуация: работник трудоустроен к работодателю до 1 января 2020 года, но в январе подал заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки (перевода на другую постоянную работу или увольнения работника в январе не было). Каким образом предоставлять в феврале отчет по форме СЗВ-ТД?

Ответ: работник подал заявление — у работодателя возникает обязанность предоставить сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД (ч. 2.4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ).

Пример

Обратите внимание на ситуацию для 2020-2021 гг.: работник трудоустроен до 1 января 2020 года, допустим, в 2020 году у него не будет постоянного перевода, увольнения и он не подаст заявление о продолжении ведения трудовой книжки либо о представлении сведений о трудовой деятельности. Отчет по форме СЗВ-ТД на такого работника нужно будет предоставить в ПФ РФ не позднее 15 февраля 2021 года.

7. Есть заявления о ведении бумажной трудовой книжки. Когда сдавать СЗВ-ТД?

Вопрос: в основном все работники в нашей организации уже написали заявления в январе, что хотят оставить трудовые книжки в бумажном варианте, возможно ли подать сведения об этих работниках в ПФ не в феврале, а в течение 2020 года?

Ответ: нет, нужно отчитаться в феврале.

Сведения по форме СЗВ-ТД передаются в ПФ РФ не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был прием на работу, постоянный перевод, увольнение или подача заявления о продолжении ведения бумажной трудовой книжки или о предоставлении сведений в электронном виде в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.

Впервые отчет нужно предоставить не позднее 17 февраля (так как 15-е число попадает на выходной день, срок сдачи отчета сдвигается на ближайший следующий за ним рабочий день) только на тех работников, у которых был в январе прием на работу, или постоянный перевод, или увольнение, или подача вышеназванного заявления.

На тех работников, которые уже в январе подавали работодателю заявление о продолжении ведения им бумажной трудовой книжки или о предоставлении сведений о трудовой деятельности в электронном виде в соответствии со ст. 66.1 Трудового кодекса РФ, отчет по форме СЗВ-ТД необходимо предоставить не позднее 17 февраля.

8. Нужно ли предоставлять в отчете сведения о других местах работы сотрудника?

Ситуация: работник трудоустроен в компанию в апреле 1998 года, после этого в трудовой книжке есть записи о пяти переводах внутри этой организации. До поступления на работу в трудовой книжке есть информация о работе у четырех работодателей. При предоставлении сведений на работника, который подавал заявление о продолжении ведения трудовой книжки в январе 2020 года, в отчете по форме СЗВ-ТД нужно предоставлять информацию обо всех кадровых мероприятиях, в том числе о приеме на работу и обо всех пяти переводах у нас, или только о последнем кадровом событии? И нужно ли предоставлять в отчете сведения о других местах работы? Информация в разных источниках отличается.

Таким образом, в отчете нужно заполнить строку о подаче работником заявления о продолжении ведения бумажной трудовой книжки (в ней нужно проставить дату подачи работником заявления) и в табличной части отчета заполнить только одну строку с информацией о последнем кадровом мероприятии на 1 января 2020 года, то есть информацию только о последнем постоянном переводе у данного работодателя. Сведения о трудовой деятельности у других работодателей, соответственно, также не предоставляются.

В конце статьи есть шпаргалка

9. Сдавать СЗВ-ТД при переименовании работодателя?

Вопрос: если в январе 2020 года произошло переименование работодателя, при этом работник не переводился, не увольнялся и не подавал соответствующее заявление. Обязан ли работодатель предоставлять отчет по форме СЗВ-ТД на каждого работника в связи с переименованием работодателя?

Ответ: ответ на этот вопрос содержится в п. 2.4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ:

Предоставляя эти сведения при наступлении вышеназванных случаев, работодатель должен будет предоставить информацию и о его переименовании. Само по себе переименование работодателя, так же как установление (присвоение) работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации, присвоение классного чина государственному гражданскому или муниципальному служащему, не является самостоятельным основанием для передачи сведений в ПФ РФ по форме отчета СЗВ-ТД. Эту информацию будем вносить только, когда будет наступать событие, названное в п. 2.4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ.

10. Нужно ли предоставлять отчет по форме СЗВ-ТД на лиц, работающих по гражданско-правовому договору?

11. Нужно ли предоставлять СЗВ-ТД на работников совместителей, на работников с бумажной трудовой книжкой?

Да, при наступлении случаев приема на работу, постоянного перевода, увольнения, подачи соответствующего заявления по работнику-совместителю отчет также предоставляется. В отчете надо показать кадровые мероприятия только в рамках трудового договора о работе по совместительству. При внутреннем совместительстве не нужно отражать в отчете информацию о работе по основному месту работы.

Закон № 27-ФЗ подачу сведений не ставит в зависимость от наличия у работников основного места работы или совместительства, отсутствия или наличия бумажной трудовой книжки.

Вывод: на работников совместителей и работников, не отказавшихся от бумажной трудовой книжки, отчет по форме СЗВ-ТД работодатели также предоставляют, но только при наступлении случаев, названных в п. 2.4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ.

12. Представлять СЗВ-ТД на иностранцев?

Вопрос: нужно ли предоставлять отчет на иностранных работников — высококвалифицированных специалистов (ВКС) и на работников — граждан Китайской Народной Республики, которые не являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования в РФ?

С 1 апреля 2019 года действуют изменения в статье 6 Закона № 27-ФЗ. Теперь на территории Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер:

  • на каждого гражданина РФ, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации.

13. Как выдавать сведения о трудовой деятельности при увольнении?

Вопрос: с 1 января 2020 года в ст. 84.1 Трудового кодекса РФ появилась обязанность при увольнении выдавать сведения о трудовой деятельности работников. Что это за сведения и нужно ли их выдавать при увольнении работника, которому ведется бумажная трудовая книжка?

Ответ: сведения о трудовой деятельности при увольнении работника выдаются по форме СТД-Р только тем работникам, которые отказались от ведения трудовой книжки. Когда работник выбрал предоставление ему сведений о трудовой деятельности в электронном виде, трудовую книжку ему должен был выдать тот работодатель, у которого он подавал соответствующее заявление. В трудовой должна появиться запись о том, что работник подал заявление о предоставлении ему сведений о трудовой деятельности в электронном виде.

Сведения о трудовой деятельности работодатель обязан выдавать только работнику, на которого не ведется бумажная трудовая книжка (ч. 5 ст. 65 ТК РФ).

Заполнение бланка РСВ

По окончании каждого квартала работодатели подают в налоговый орган расчёт по страховым взносам (КНД 1151111). В 2021 году нужно отчитываться по новой форме, утверждённой приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@, с изменениями, внесёнными приказом 15.10.2020 № ЕД-7-11/751@. Давайте разберёмся, что изменилось и как теперь нужно заполнять этот документ.

Основные новшества в форме РСВ

Обновлённый бланк появился по нескольким причинам. Главная из них – поправки, внесённые в Налоговый кодекс.

Во-первых, в РСВ с 2021 года включаются данные о среднесписочной численности работников. Они отражаются на титульном листе. Это связано с тем, что самостоятельный отчёт с этими сведениями был отменён.

Во-вторых, в 2020 году был изменён ряд тарифов страховых взносов. Для субъектов малого и среднего предпринимательства совокупную ставку снизили в два раза. Для тех же сфер, которые пострадали от коронакризиса больше других, в первом полугодии 2020 действовали нулевые тарифы страховых взносов.

В связи с этим налоговая служба ранее рекомендовала указывать в форме РСВ новые коды тарифов плательщиков: 20 – для МСП; 21 – для тех из них, которые относятся к наиболее пострадавшим отраслям; 22 – для разработчиков электроники / радиоэлектроники.

Кроме того, для отражения в разделе 3 бланка КНД 1151111 были введены новые коды для застрахованных лиц, соответствующие кодам тарифов плательщиков 20-22:

  • МС. Служит для указания части выплаты, превышающей МРОТ, сотруднику малого или среднего предприятия;
  • КВ. Применяется для отражения выплат, с которых страховые взносы исчислялись по нулевой ставке;
  • ЭКБ. Используется для отражения выплат работодателем, относящимся к сфере IT / разработки электроники.

Указанные выше изменения нужно учитывать, заполняя РСВ за 4 квартал 2020 года.

Ещё одно новшество: с 14% до 7,6% были снижены тарифы для расчёта отчислений на страхование работников для организаций сферы высоких технологий и разработки электроники. Для данной категории плательщиков новая форма РСВ содержит отдельный раздел – Приложение 5.1.

Сдача отчётности онлайн

Заполнение РСВ в 2021 году

Итак, РСВ за 4 квартал 2020 года нужно заполнять по новой форме. Она содержит несколько листов, однако в расчёт включаются лишь те, в которых будут показатели. Большинство организаций и ИП должны заполнить такие листы формы: Титульный, Раздел 1 с Приложением 1 (подразделы 1.1 и 1.2) и Приложением 2, Раздел 3. Если подаётся нулевой расчёт по страховым взносам (не было деятельности), то представляется только титульный лист и раздел 1.

В первую очередь заполняется титульный лист. Далее отражать информацию следует в обратной последовательности разделов: начинать с Раздела 3, затем заполнить приложения и в последнюю очередь – Раздел 1.

Титульный лист

Разберём заполнение первого листа новой формы РСВ, которая действует с 2021 года. Здесь нужно указать:

В нижней части слева подтверждается достоверность информации.

Раздел 3

Раздел 3 нужно заполнить в отношении каждого застрахованного лица. В подразделе 3.1 указываются личные данные: ИНН, СНИЛС, фамилия, имя и отчество, дата рождения, код страны гражданства (РФ – 643), пол, код документа (приложение № 6 к Порядку), его серия и номер.

В подразделе 3.2.1 следует указать суммы, выплаченные этому лицу за три последних месяца периода. В графах вписываются такие данные:

  • 130 – код категории застрахованного (Приложение № 7 к Порядку). Здесь появились новые коды МС, КВ и ЭКБ, о которых сказано выше;
  • 140 – выплаченная сумма вознаграждения;
  • 150 – сумма, облагаемая пенсионными взносами;
  • 160 – суммы по договорам гражданско-правового характера (входит в строку 150);
  • 170 – исчисленный размер взносов ОПФ. Считается как база по взносам (графа 150), умноженная на тариф.

Если страхователь является МСП и платит работнику зарплату выше МРОТ (12130 рублей), следует заполнять два подраздела 3.2.1:

Если выплата не превышает МРОТ, то подраздел 3.2.1 заполняется как при расчёте взносов по основному тарифу в единственном числе.

Подраздел 3.2.2 заполняют только те работодатели, кто уплачивает пенсионные отчисления по дополнительному тарифу.

Первый месяц - бесплатно

Приложение 1

Приложение предназначено для расчёта пенсионных отчислений и взносов на ОМС.

В подразделе 1.1 нужно указать число застрахованных лиц, в том числе тех, с выплат которым начисляются взносы. Далее указываются суммы выплат с начала расчётного периода и за каждый из последних трёх месяцев.

Пример

Например, в компании 1 сотрудник (директор) с зарплатой 55000 рублей в месяц, других выплат не было. Общая сумма с начала расчётного периода (2020 года) – 660000 рублей. При этом по основному тарифу 22% облагаются взносами выплаты:

  • вся ЗП за январь-март – 55000 * 3 = 165000 рублей;
  • ЗП в пределах МРОТ за апрель-декабрь – 12130 * 9 = 109170 рублей.

По сниженному тарифу 10% облагаются выплаты за апрель-декабрь свыше МРОТ:

(55000 – 12130) * 9 = 385830 рублей.

Далее в этом подразделе в том же порядке (суммарно с начала года и за 3 последних месяца) отражаются:

  • не подлежащие обложению взносами суммы;
  • суммы, подлежащие вычету;
  • исчисленная база (в том числе превышающая предельную величину);
  • суммы взносов (в том числе отдельно с базы в пределах лимита и свыше его).

В подразделе 1.2 Приложения 1 аналогичным образом производится расчёт медицинских взносов. Разница в размере тарифа, а также в том, что в этом подразделе отсутствуют поля, касающиеся сумм превышения предельной величины базы, так как по медицинским взносам она не установлена.

Приложение 2

В приложении 2 к Разделу 1 производится расчёт взносов по болезни и материнству. Заполняется оно аналогично приложению 1 с небольшим отличием. В графе 002 указывается признак выплат в зависимости от того, какая схема применяется. Это могут быть прямые выплаты или зачётная система.

Кроме того, на второй странице Приложения 2 указываются расходы на выплату страхового обеспечения и суммы, возмещенные из ФСС (при зачётной системе).

Раздел 1

Далее в строках раздела по каждому виду взносов нужно указать:

  • КБК;
  • сумму взносов за отчётный период;
  • суммы взносов по месяцам.

На этом заполнение формы РСВ за 2020 год завершено. Обращаем ваше внимание, что новый раздел 5.1, предназначенный для сферы IT, нужно заполнять начиная с 2021 года при отчёте за 1 квартал. Тем же, кто направляет РСВ в электронном виде, следует помнить, что формат её представления также изменён.

Сроки сдачи расчёта остались прежними – не позже 30 числа месяца, следующего за концом квартала. Подать РСВ за 2020 год нужно до 1 февраля: срок сдвигается, так как 30 января – суббота.

Сдача отчётности онлайн

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Форма РСВ-1 — это расчет по страховым взносам, который должны сдавать в налоговую инспекцию все работодатели. Проверить правильность заполнения можно, используя перечень критических ошибок, составленный ФНС.

А сама форма выглядит так.


Материал по теме Образец заполнения формы РСВ за 4-й квартал 2021 года

Сроки и порядок предоставления

  • I квартал;
  • полугодие;
  • 9 месяцев.

Сроки предоставления отчета в 2020 году следующие:

  • за I квартал 2020 г. — до 03.05.2019;
  • за полугодие 2020 г. — до 30.07.2019;
  • за 9 месяцев 2020 г. — до 30.10.2019;
  • за расчетный период (2020 год) — до 30.01.2019.

Форма сдачи РСВ

Нельзя забывать о том, что несоблюдение порядка предоставления формы РСВ грозит плательщику штрафом в размере 200 рублей по статье 119.1 Налогового кодекса РФ.

Порядок заполнения и особенности

При заполнении форм РСВ по-прежнему нужно следовать определенным правилам. Информацию о них можно найти как в распорядительных, так и в разъяснительных актах Федеральной налоговой службы. Действующий бланк единого расчета по страховым взносам и порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. Код по КНД 1151111. Второй источник: письма и официальные разъяснения. Федеральная налоговая служба России постоянно публикует различные разъяснения о том, как заполнять этот отчет. Например, в Письме ФНС РФ от 12.04.2017 № БС-4-11/6940@ сказано, кто и какой раздел должен обязательно заполнить. Эти данные приведены в таблице:

Что нужно заполнить

Все страхователи (юрлица и ИП, кроме глав крестьянских хозяйств)

  • титульный лист;
  • раздел 1;
  • подразделы 1.1 и 1.2 приложения № 1 к разделу 1;
  • приложение № 2 к разделу 1;
  • раздел 3.
  • имеют право на пониженные или дополнительные тарифы социальных платежей
  • подразделы 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3, 1.4 приложения № 1 к разделу 1;
  • приложение № 2 к разделу 1;
  • приложения № 5–10 к разделу 1;
  • раздел 3.
  • в отчетном периоде были расходы, связанные с выплатой физлицам обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
  • приложение № 3 к разделу 1;
  • приложение № 4 к разделу 1.
  • наняли на работу иностранцев, временно пребывающих в РФ
  • приложение № 9 к разделу 1.

Рассмотрим еще несколько важных разъяснений об особенностях заполнения этой формы подробнее.

Отражение расходов, не облагаемых страховыми взносами

ФНС России в Письме от 08.08.2017 № ГД-4-11/15569@ разъяснила, как плательщик должен отразить в РСВ суммы расходов и выплат в пользу работников, не облагаемых взносами. Такие расходы перечислены в статье 422 НК РФ и их обязательно нужно включать в отчетность в том случае, если они признаются объектом по взносам. А все выплаты, которые не относятся к объектам обложения, указывать в расчете не нужно.

В итоге страхователь должен определить облагаемую базу, как разницу между начисленными в пользу физлиц выплатами, облагаемыми страховыми взносами, и суммами, освобожденными от них. Именно это значение и нужно вписать в отчет, чтобы избежать ошибок. В качестве примера таких выплат можно привести пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, его работодатель должен обязательно указать. Поскольку по нормам статьи 420 НК РФ такая выплата подлежит обязательному социальному страхованию, но по нормам статьи 422 НК РФ освобождена от обложения.

Заполнение РСВ работодателями на ЕНВД или УСН

У организаций или ИП, которые работают по упрощенной системе налогообложения или являются плательщиками единого налога на вмененный доход, также могут быть наемные работники, а значит, они обязаны сдавать расчет на общих основаниях, и их волнует вопрос о том, как правильно заполняется справка РСВ-1. Что это за особенности, которые нужно учесть упрощенцам? Налоговики рассказали об этом в Письме от 28.12.2017 № ГД-4-11/26795@. В нем, в частности, сказано, что организации, которые платят взносы по общему тарифу и одновременно применяют УСН или ЕНВД, должны заполнить приложение 1 к разделу 1 РСВ с указанием одного кода тарифа плательщика из перечисленных ниже:

Проверка составленного РСВ

Плательщик взносов самостоятельно контролирует правильность заполнения бланков и ведет их учет. В Письме от 06.03.2017 № БС-4-11/4047@ налоговики рассказали, как можно самостоятельно проверить заполненную форму РСВ. Для этих целей нужно использовать контрольные соотношения, проверочные таблицы по которым как раз и приведены в документе. Они помогут определить правильность отражения показателей.

Критические ошибки в отчетности

С некоторыми видами ошибок ИФНС отчетность принимает, а некоторые считаются критическими, поэтому если они были допущены, налоговики признают расчет непредоставленным. К таким ошибкам, в случае с РСВ в частности, относятся:

  • несоответствие данных о совокупной сумме страховых взносов на пенсионное страхование данных о сумме исчисленных взносов по каждому застрахованному лицу за отчетный период. Т. е. в РСВ строка 061 по графам 3–5 приложения 1 раздела 1 расчета должна совпадать с данными по строке 240 раздела 3;
  • недостоверные персональные данные застрахованных лиц (СНИЛС, ИНН (при наличии) и Ф.И.О.).

Кроме того, к критическим ошибкам относятся неверно указанные сведения в разделе 3 по строкам:

  • 210 — сумма выплат и иных вознаграждений за каждый из последних трех месяцев отчетного или расчетного периода;
  • 220 — база для исчисления пенсионных взносов в рамках предельной величины за эти же месяцы;
  • 240 — сумма исчисленных пенсионных взносов в рамках предельной величины за эти же месяцы;
  • 250 — итоги по графам 210, 220 и 240;
  • 280 — база для исчисления пенсионных взносов по доптарифу за каждый из последних трех месяцев отчетного или расчетного периода;
  • 290 — сумма исчисленных пенсионных взносов по доптарифу за эти же месяцы;
  • 300 — итоги по графам 280, 290.

Ответственность за несвоевременную сдачу и ошибки

Если организация или ИП несвоевременно направит РСВ в ИФНС, ей грозит штраф по статье 119 НК РФ. Его размер составляет 5 % от суммы страховых взносов, не уплаченных своевременно на основании данных предоставленного расчета. Максимальный штраф составляет 30 % от суммы взносов. Если недоплаты нет, работодателя, который опоздал с отчетностью, все равно оштрафуют на 1000 рублей. Кроме того, если расчет не будет предоставлен в течение 10 дней после установленного срока, в соответствии с новой редакцией статьи 76 НК РФ, налоговики имеют право заблокировать операции по банковскому счету организации-плательщика.

Также ответственность в этом случае будут нести должностные лица организации-страхователя, как правило, директор. По нормам статьи 15.5 КоАП РФ в этом случае предусмотрено вынесение предупреждения или административный штраф в размере от 300 до 500 рублей.

Читайте также: