В чем заключается особенность законодательной власти

Обновлено: 02.07.2024

Но­си­те­ля­ми законодательной власти обыч­но яв­ля­ют­ся об­ще­го­су­дар­ст­вен­ные и ре­гио­наль­ные пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны – пар­ла­мен­ты, из­ред­ка – так­же пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, пре­имущественно го­род­ско­го. Во мно­гих стра­нах законодательную власть мо­гут осу­ще­ст­в­лять из­би­ра­те­ли по­сред­ст­вом народного го­ло­со­ва­ния – ре­фе­рен­ду­ма.

Законодательная власть пар­ла­мен­тов мо­жет быть не­ог­ра­ни­чен­ной, от­но­си­тель­но ог­ра­ни­чен­ной и аб­со­лют­но ог­ра­ни­чен­ной. Не­ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть при­над­ле­жит пар­ла­мен­там обыч­но в уни­тар­ных го­су­дар­ст­вах, где законодательная власть осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но центральным пар­ла­мен­том. От­но­си­тель­но ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть при­над­ле­жит пар­ла­мен­там в фе­де­ра­ци­ях и так называемых ре­гио­на­ли­зо­ван­ных го­су­дар­ст­вах (например, в Ита­лии), а так­же в го­су­дар­ст­вах, пе­ре­дав­ших часть сво­их су­ве­рен­ных прав над­на­цио­наль­ным фор­ми­ро­ва­ни­ям (например, Ев­ропейскому сою­зу). Аб­со­лют­но ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть име­ет ме­сто в стра­нах, где кон­сти­ту­ци­ей жё­ст­ко ог­ра­ни­че­на сфе­ра законодательной власти (напрмер, во Фран­ции и ря­де стран, вос­при­няв­ших её кон­сти­ту­ци­он­ную сис­те­му), – от­но­ше­ния, не пе­ре­чис­лен­ные в Ос­нов­ном за­ко­не, счи­та­ют­ся не во­шед­ши­ми в законодательную власть; они вхо­дят в сфе­ру рег­ла­мен­тар­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ляе­мой ис­пол­нительной вет­вью. При этом ус­та­нов­ле­на пре­зумп­ция ком­пе­тен­ции ис­пол­нительной вла­сти.

2) Од­на из вет­вей государственной вла­сти в стра­нах, где дей­ст­ву­ет кон­сти­ту­ци­он­ный прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей, пред­по­ла­гаю­щий не толь­ко раз­де­ле­ние вла­ст­ных пол­но­мо­чий ме­ж­ду раз­ны­ми сис­те­ма­ми государственных ор­га­нов, но и вза­им­ное урав­но­ве­ши­ва­ние пол­но­мо­чий этих сис­тем (прин­цип сдер­жек и про­ти­во­ве­сов). законодательная власть пред­став­ле­на пар­ла­мен­та­ми, ко­то­рые час­то, по умол­ча­нию или вы­ра­жен­но, ха­рак­те­ри­зу­ют­ся кон­сти­ту­ция­ми как един­ст­вен­ные ор­га­ны законодательной власти. Так, статья 94 Кон­сти­ту­ции РФ ус­та­нав­ли­ва­ет, что Фе­де­раль­ное со­б­ра­ние яв­ля­ет­ся пред­ста­ви­тель­ным и за­ко­но­дательным ор­га­ном РФ; раз­дел 1 статьи I Кон­сти­ту­ции США про­воз­гла­ша­ет, что все пре­дос­тав­ляе­мые ею за­ко­но­дательные пол­но­мо­чия вве­ря­ют­ся Кон­грес­су Со­еди­нён­ных Шта­тов (в шта­тах но­си­те­ли законодательной власти оп­ре­де­ля­ют­ся их кон­сти­ту­ция­ми). Обыч­но при­ня­тые пар­ла­мен­том за­ко­ны ну­ж­да­ют­ся в санк­ции гла­вы го­су­дар­ст­ва, ко­то­рый так­же час­то осу­ще­ст­в­ля­ет их про­муль­га­цию и, как пра­ви­ло, обес­пе­чи­ва­ет их официальное опуб­ли­ко­ва­ние. По­это­му в кон­сти­ту­ци­ях не­ко­то­рых го­су­дарств эти функ­ции гла­вы го­су­дар­ст­ва рас­смат­ри­ва­ют­ся как уча­стие в законодательной власти. Например, со­глас­но статье 2 Кон­сти­ту­ции Ис­лан­дии, законодательная власть при­над­ле­жит со­вме­ст­но аль­тин­гу (пар­ла­мен­ту) и Пре­зи­ден­ту рес­пуб­ли­ки; ана­ло­гич­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние со­дер­жит часть 1 статьи 26 Кон­сти­ту­ции Гре­ции. Пар­ла­мен­ты как ор­га­ны законодательной власти, на­ря­ду со сво­ей за­ко­но­дательной функ­ци­ей, осу­ще­ст­в­ля­ют и не­ко­то­рые дру­гие - кон­троль за ис­пол­нительной вла­стью, вер­хов­ное рас­по­ря­же­ние государственной каз­ной, вы­бо­ры и на­зна­че­ния долж­но­ст­ных лиц и тому подобное.

В ря­де стран кон­сти­ту­ция­ми до­пус­ка­ет­ся осу­ще­ст­в­ле­ние законодательной власти так­же ины­ми, чем пар­ла­мент, ор­га­на­ми. Это пре­ж­де все­го де­ле­ги­ро­ван­ное за­ко­но­да­тель­ст­во, осу­ще­ст­в­ляе­мое ис­пол­нительной вла­стью по по­ру­че­нию или с со­гла­сия пар­ла­мен­та. Так, со­глас­но статье 38 Кон­сти­ту­ции Фран­ции, пра­ви­тель­ст­во мо­жет об­ра­тить­ся к пар­ла­мен­ту за раз­ре­ше­ни­ем осу­ще­ст­в­лять в те­че­ние ог­ра­ни­чен­но­го сро­ка ме­ры, обыч­но вхо­дя­щие в об­ласть за­ко­но­да­тель­ст­ва, и, по­лу­чив та­кое раз­ре­ше­ние, при­ни­ма­ет по­сле за­клю­че­ния Государственного со­ве­та ор­до­нан­сы, под­пи­сы­вае­мые пре­зи­ден­том, об­ре­таю­щие си­лу за­ко­на по­сле опуб­ли­ко­ва­ния и ут­вер­ждае­мые впо­след­ст­вии за­ко­ном пар­ла­мен­та.

Ряд кон­сти­ту­ций на­де­ля­ет за­ко­но­дательной вла­стью так­же ор­га­ны пар­ла­мен­тов. В Ита­лии, Ис­па­нии, Бра­зи­лии за­ко­ны мо­гут при­ни­мать­ся пар­ла­мент­ски­ми ко­мис­сия­ми, об­ра­зо­ван­ны­ми на ос­но­ве про­пор­цио­наль­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва пар­тий­ных объ­е­ди­не­ний пар­ла­мен­та­ри­ев. В не­ко­то­рых стра­нах ак­ты с си­лой за­ко­на из­да­ют­ся так­же бо­лее уз­ки­ми кол­ле­гия­ми, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся вер­хов­ны­ми пред­ста­ви­тель­ны­ми ор­га­на­ми из сво­его со­ста­ва и в от­ли­чие от этих ор­га­нов дей­ст­ву­ют по­сто­ян­но. Так, По­сто­ян­ный комитет Все­ки­тай­ско­го со­б­ра­ния народных пред­ста­ви­те­лей из­да­ёт за­ко­ны по ши­ро­ко­му кру­гу во­про­сов и мо­жет вно­сить из­ме­не­ния в за­ко­ны, из­дан­ные Все­ки­тай­ским со­б­ра­ни­ем; Государственный со­вет Ку­бы в пе­рио­ды ме­ж­ду сес­сия­ми Национальной ас­самб­леи народной вла­сти (эти пе­рио­ды весь­ма про­дол­жи­тель­ны) мо­жет из­да­вать дек­ре­ты-за­ко­ны - ак­ты, имею­щие си­лу за­ко­на и ут­вер­ждае­мые впо­след­ст­вии Национальной ас­самб­ле­ей.

В Рос­сии Кон­сти­ту­ци­он­ный суд РФ в ря­де сво­их по­ста­нов­ле­ний при­знал за Пре­зи­ден­том РФ пра­во свои­ми ука­за­ми вос­пол­нять про­бе­лы в дей­ст­вую­щем за­ко­но­да­тель­ст­ве на пе­ри­од до всту­п­ле­ния в си­лу со­от­вет­ст­вую­щих за­ко­нов.


Одним из важнейших признаков демократического государства является разделение властей на три ветви. Наличие законодательной, исполнительной и судебной власти позволяет предотвратить захват полномочий одним человеком или органом власти. Все ветви уравновешивают друг друга, при этом осуществляя функцию взаимоконтроля. Рассмотрим, что такое законодательная власть; как организована деятельность представляющих её органов в нашей стране.

Понятие законодательной власти

Законодательная система государства, в котором провозглашена демократия, основывается на деятельности законодательной власти. В большинстве стран органом, который её осуществляет, является парламент. Его решения обладают высшей юридической силой, так как в основу его деятельности положен принцип верховенства закона.

Узнаем, что делает парламент в рамках своих полномочий.

  • Разрабатывает законодательство.
  • Утверждает состав правительства.
  • Распределяет государственный бюджет.
  • Утверждает международные соглашения.
  • Вносит изменения в систему налогообложения.
  • Принимает решение по поводу объявления войны.

Идея разделения властей была предложена философом XVII века Джоном Локком. Более конкретно её разработал французский учёный Монтескьё во второй половине XVIII века. Теория получила поддержку со стороны многих известных мыслителей того времени. Так, писатель и философ Руссо назвал законодательную власть сердцем государства, а исполнительную — его мозгом.

Жан-Жак Руссо

Рис. 1. Жан-Жак Руссо.

Система законодательной власти Российской Федерации

Законодательная власть в РФ осуществляется Федеральным собранием. В его состав входят две палаты — Совет федерации и Государственная дума. Кратко познакомимся с особенностями каждого органа власти.

Совет федерации

Верхней палатой парламента в России является Совет федерации. В его состав входит по два представителя (сенатора) от каждого субъекта страны. Таким образом в нём представлены интересы всех регионов. Помимо них, президент РФ полномочен назначать не более 30 членов СФ.

Совет федерации занимается решением важных вопросов, касающихся развития государства. В его полномочия входит, например:

  • утверждение указов действующего президента о введении чрезвычайного или военного положения;
  • определение границ между регионами;
  • вынесение решения о прекращении полномочий президента РФ;
  • назначение кандидата на должность генерального прокурора РФ;
  • назначение выборов президента.

Государственная дума

Государственная дума — нижняя палата Парламента РФ. Её структура состоит из 450 депутатов, выбранных в результате тайного голосования.

  • 225 человек из них избираются по одномандатным округам, то есть от каждого округа выдвигается один кандидат.
  • 225 членов избираются по федеральному округу в зависимости от количества голосов, отданных за партии. После подсчёта в процентном соотношении определяется число мест в Госдуме, выделенных для кандидатов от политической партии. Учитываются только те организации, которые смогли пройти через минимальный барьер (5 %).

Депутатом может стать любой гражданин нашего государства при следующих условиях:

  • не менее 21 года;
  • не имеющий гражданства в другой стране;
  • не хранящий деньги или другие ценности на счетах в зарубежных замках.

Состав Государственной думы РФ формируется сроком на 5 лет. В её полномочия входит:

  • утверждение председателя правительства РФ, его заместителей;
  • принятие федеральных законодательных актов;
  • заслушивание отчётов правительства;
  • назначение главы Центрального банка РФ;
  • объявление амнистии.

Что мы узнали?

Разделение властей на три ветви — важный признак демократического государства. В Российской Федерации законодательная власть представлена Федеральным собранием, которое состоит из Совета федерации и Государственной думы. Основной их задачей является принятие действующего законодательства.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 30 апреля 2012.


Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

См. также

  • Государственная власть
  • Теория государства и права

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Законодательная власть" в других словарях:

Законодательная власть — (legislature) Законотворческое собрание избранных депутатов, формально равных между собой. Законодательная власть, возникнув из средневековых институтов, периодически созывавшихся королями для согласования размеров налогообложения, постепенно… … Политология. Словарь.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властейодна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНО ДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы… … Финансовый словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ власть, в системе разделения властей одна из ветвей власти, функцией которой является принятие законов. Законодательная власть принадлежит, как правило, выборным представительным органам государства (например, парламенту) … Современная энциклопедия

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — см. ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Законодательная власть — (англ legislative power) в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве. З.в. осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей, после … Энциклопедия права

Законодательная власть — власть, издающая законы; в Российской Социалистической Федерации законодательная власть принадлежит трудовому народу: 1) в лице его выборных представителей делегатов на Всероссийский Съезд Советов, 2) избираемому из его среды Всероссийскому… … Популярный политический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В… … Юридический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы … Большой Энциклопедический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — согласно теории разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а тж. систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В… … Юридическая энциклопедия

Законодательная власть — это система полномочий по разработке и принятию законов, а также система органов государственной власти, которая эти полномочия реализует.

Далее рассмотрим на примерах характеристики этой власти и органы власти, которые ее осуществляют.

Фото. Заседание Государственной Думы Российской Федерации

Конституции современных государств как правило выделяют законодательную ветвь власти. Соответственно ее осуществляют парламенты. Однако при этом основные законы предполагают делегирование законодательных полномочий в ряде случаев Правительству, либо референдумам и плебисцитам.

Так, например, в 2020 году в России были приняты поправки в Конституцию. Именно поэтому существуют смешанные формы правления: полупрезидентская ( Россия , Франция ), или полупарламентская. Это неким образом, конечно, противоречит концепции разделения властей.

Между тем, в западных демократиях запрещено делегирование законодательных полномочий органам исполнительной власти в части, касающейся прав человека и гражданина.

Как правило, законодательная власть осуществляется выборными представительными органами. А при рассмотрении нового законопроекта обязательно коллегиальное принятие решений по его изданию. Ведь законотворческий процесс должен учесть интересы всех граждан. Именно поэтому в парламенте создают разного рода комиссии для обсуждения той или иной законодательной инициативы.

Также законодательная власть осуществляет и контрольные полномочия. Так парламенты разных государств осуществляют парламентский контроль правительства, финансовый контроль, парламентские слушания, парламентские расследования.

К признакам этой ветви власти относят: выборность (на альтернативной и тайной основе), сменяемость, гласность, коллегиальность принятия решений.

Таким образом, эта власть как никакая другая является лакмусовой бумажкой на присутствие в государстве подлинно демократических начал.

Многие даже говорят, что законодательная власть — это сердце государства, власть исполнительная его мозг.

Фото. Заседание Конгресса США

Органы законодательной власти

В Российской Федерации по Конституции 1993 года (с поправками 2020 года) органы законодательной власти подразделяются на две категории: федеральные и региональные.

На федеральной уровне она осуществляется двухпалатным парламентом — высшим органом законодательной власти в рф является Федеральное собрание . Нижняя его палата — Государственная дума — избирается на 6 лет путем прямых, тайных выборов на альтернативной основе, состоит из 450 депутатов. Верхняя палата — Совет Федерации формируется Президентом — по два представителя от каждого региона.

Законопроект сначала поступает в Госдуму , там проходит 3 чтения. Если он одобрен, то поступает в Совет Федерации и если утверждается им, то далее идет на стол к Президенту. Президент вправе отклонить законопроект и не подписать его — вернуть в Госдуму . Если три раза вернет, последняя имеет право объявить ему вотум недоверия, а он, в свою очередь, может ее распустить и назначить перевыборы.

Полномочия Совета Федерации описаны в статье 102 Конституции РФ:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации ;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации ;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации ;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации , прекратившего исполнение своих полномочий и пр.

Полномочия Госдумы согласно 103 статье Конституции РФ:

Более подробно смотрите полномочия в названных статьях Конституции. А также обязательно поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!

Читайте также: