В чем заключается исключительное значение античной политической и правовой мысли

Обновлено: 17.05.2024

Развитию политико-правовой мысли в V в. в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права.

Принципиальным критиком софистов был Сократ (469–399 гг. до н. э.) – одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Сократ был принципиальным сторонником законности. В плане практической политики сократовский идеал означал правление знающих, т. е. обоснование принципа компетентного правления, а в плане теоретическом – попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.

Идеальное государство как правление лучших и благородных – аристократическое государственное устройство.

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).

Социальная и политико-правовая проблематика освещается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса – города-государства как политического общения свободных и равных людей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЗАРОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ИНАУЧНОЙ МЫСЛИ

ЗАРОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ИНАУЧНОЙ МЫСЛИ В эпоху архаики греки перешли от религиозно-мифологического восприятия мира к научному, философскому объяснению организации космоса. Этому способствовало бурное развитие полисного общества. Усиление роли

Классический период, или период расцвета

Классический период, или период расцвета Ранний этап. Значительное техническое, научное и художественное развитие. Возведение крупных церемониальных центров. Изобретение ступенчатого свода, или "ложной арки", у майя. Храмы и резиденции правящего класса с каменными

2. ИСТОКИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

2. ИСТОКИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств.В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов на

14. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА

14. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V–XVI вв.). Политические и правовые учения в Западной Европе рассматриваемой эпохи постоянно

19. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

19. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ Мусульманское право сформировалось в период разложения родоплеменной организации и становления феодального общества в Арабском халифате в VII– Х вв. Возникновение и развитие мусульманского права, его источники,

22. ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ

22. ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ Более трех с половиной столетий, последовавшие за османским завоеванием в начале XVI в. большей части арабского мира, не оставили заметного следа в истории мусульманской политической мысли. Традиционный

40. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В XVII В

40. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В XVII В Английская буржуазная революция XVII в. нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих стран Западной Европы. Каждая из

53. СТАНОВЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

53. СТАНОВЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В социально-политической истории английских поселенческих колоний в Северной Америке выделяются два характерных периода. Первый приходится на начало XVII в. и простирается до середины XVIII в., а второй охватывает период

§ 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси

§ 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси Политическая и правовая мысль Киевской Руси дошла до нас в виде совокупности политических и правовых идей и взглядов, содержащихся в текстах летописей, правовых памятников, произведений древнерусской

§ 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции

§ 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции Политико-правовые доктрины и программы, с которыми выступали представители Просвещения, нашли свое практическое воплощение в ходе Французской революции (1789—1794 гг.). В процессе развития

Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств.

В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов на Востоке и на Западе – у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. – восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения, условно именуемые как политические и правовые, еще не успели выделиться в относительно самостоятельную форму общественного сознания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.

Земные порядки согласно древним мифам – неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещается в мифе тема земной жизни людей, их общественного и государственного устройства, их взаимоотношений между собой и с богами, их прав и обязанностей. Та или иная версия божественного происхождения земной власти и порядка является, таким образом, общеобязательной моделью соответствующего их устроения и одновременно господствующей идеологией.

В мифах ряда народов говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые затем научили людей искусству управления и передали власть земным правителям. Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем. Заслуживает внимания используемое здесь представление о договорном характере власти. Законы еврейского народа, по священному учению евреев, получены Моисеем прямо от бога.

Весьма оригинален древнекитайский миф о божественном происхождении и характере земной власти, согласно которому именно персона верховного правителя Поднебесной (т. е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Шумерские и вавилонские правители и законодатели настойчиво подчеркивали божественный характер своей власти и своих законов, их соответствие неизменным божественным установлениям и справедливости. Эти представления широко отражены в известном древневавилонском политико-правовом памятнике XVIII в. до н. э. – Законах Хаммурапи.

Мифические представления древних персов нашли позже свое развитие и выражение в зороастризме. Основателем этого религиозно-этического течения был Заратустра (VIII в. до н. э.). Государство согласно зороастризму должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда. Монарх – служитель Ор-музда, он должен защищать подданных от зла и, борясь против зла в государстве, насаждать добро.

При всей своей специфике религия тематически и хронологически следует за мифом и является по отношению к первичным мифам о богах последующим, вторичным образованием. Мифический теизм предшествует религиозному теизму и теологии. Проистекающая отсюда преемственность между мифом и религией (преемственность, значимая также в области политико-правовых воззрений и прямо проявляющаяся, например, в виде учений о божественном характере власти и порядка, о божественном праве и т. п.) очевидна.

Теистический подход, воспринятый религией от мифа и основательно в ней переработанный, повсеместно стал заметным и влиятельным направлением политико-правовой мысли, чье воздействие в модифицированных формах продолжается и в наши дни.

Возникнув в условиях деления людей на свободных и рабов, античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных. Свобода – фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот древнегреческой политической теории и практики. Это, конечно, была не всеобщая, а ограниченная свобода: рабы были вне этой свободы. Не были они и субъектами той политики (полисной жизни), которая представляла собой форму жизни только свободных людей, полноправных членов полисного коллектива, граждан полиса.

Заметное место в истории античной мысли занимает учение Гераклита (древняя Греция). Политико-правовые воззрения Гераклита тесно связаны с его общефилософскими положениями. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако большинство людей не понимают всеобщего логоса (всеуправляющего разума), которому необходимо следовать. Исходя из этого Гераклит различает мудрых и неразумных, лучших и худших. Нравственно-политическая оценка людей является у него следствием меры интеллектуального постижения ими логоса.

В эпоху эллинизма ценность нравственного целого, полиса и коллективной полисной (политической) жизни ставится под сомнение, критикуется и отвергается прежнее деление людей на свободных и рабов. Свобода трактуется здесь не как социально-политическое, а как духовное явление, и на этой основе провозглашается великий принцип всеобщей свободы и равенства людей по законам природы и естественному праву.

6. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ПЕРИОДА IX–VI ВВ. ДО Н.Э

Древние мифы уже отчасти в орфической поэзии, а затем все более отчетливо в поэмах Гомера и Ге-сиода теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Согласно их трактовке борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран – Крон – Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между самими богами, но и в их отношениях к людям, во всем порядке, формах и правилах земной общественной жизни.

Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве так называемых семи мудрецов Древней Греции (VII–VI вв. до н. э.). К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон.

Солон произвел отмену частных и государственных долгов – так называемую сисахфию (стряхивание бремени). Упразднив кабалу за прошлые долги, он запретил и на будущее обеспечение ссуды личной кабалой. Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке: беззаконие и междоусобица – наибольшее зло, порядок и закон – самое большое добро для полиса.

Определяющую роль во всем мировоззрении пифагорейцев, носившем во многом мистический характер, играло их учение о числах. Число, по их представлениям, – это начало и сущность мира. Исходя из этого они пытались выявить цифровые (математические) характеристики, присущие нравственным и политико-правовым явлениям. Справедливость согласно пифагорейцам состоит в воздаянии равным за равное. Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию (безвластие).

Автором идеальной модели полиса был Фалей Халкедонский, который утверждал, что всякого рода внутренние беспорядки возникают из-за вопросов, касающихся собственности. Чтобы достигнуть совершенного устройства полисной жизни, необходимо, согласно Фалею, уравнять земельную собственность всех граждан.

Заметное место в истории античной мысли занимает учение Гераклита. Политико-правовые воззрения Гераклита тесно связаны с его общефилософскими положениями. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако большинство людей не понимают всеобщего логоса (всеуправляющего разума), которому необходимо следовать. Исходя из этого Гераклит различает мудрых и неразумных, лучших и худших. Нравственно-политическая оценка людей является у него следствием меры интеллектуального постижения ими логоса.

7. ПЕРИОД РАСЦВЕТА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

Развитию политико-правовой мысли в V в. в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права.

Принципиальным критиком софистов был Сократ (469–399 гг. до н. э.) – одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Сократ был принципиальным сторонником законности. В плане практической политики сократовский идеал означал правление знающих, т. е. обоснование принципа компетентного правления, а в плане теоретическом – попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.

Идеальное государство как правление лучших и благородных – аристократическое государственное устройство.

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).

Социальная и политико-правовая проблематика освещается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса – города-государства как политического общения свободных и равных людей.

8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА ЭЛЛИНИЗМА IV–II ВВ. ДО Н.Э

Кризис древнегреческой государственности отчетливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV в. до н. э. греческие полисы теряют свою независимость и подпадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Политико-правовая мысль этого периода нашла свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. По своим философским воззрениям Эпикур (341–270 гг. до н. э.) был продолжателем атомистического учения Демокрита. Природа согласно учению Эпикура развивается по своим собственным законам, без вмешательства богов.

Великий философ древней Греции, мыслитель и энциклопедист Аристотель является основоположником логики и политической науки.

Он был рожден в Стагире (Фракия), его отцом был придворный врач македонского царя Аминты III. В возрасте 17 лет Аристотель поступает в академию Платона. Там он сначала обучается, а потом преподает. В общей сложности в стенах этого учебного заведения он проводит около 20 лет.

После того как умер Платон Аристотель странствует по разным местам своей страны. В конце 340-х гг. ему поступило приглашение от македонского царя Филиппа с просьбой стать воспитателем его сына, который в будущем стал Александром Македонским. В возрасте 50 лет Аристотель вернулся в Афины и открыл собственную философскую школу – Ликей (Лицей), в котором преподает до конца жизни.

Политико-правовое учение не являлось самостоятельной формой знания. Оно представляло собой составную часть его философии, прежде всего, этики. Аристотель отверг наивный идеализм, который рассматривался его учителем Платоном в учении о мире идей и вещей. Он выделил 4 базовых начала мира:

Понятие политической доктрины Аристотеля

Политическая доктрина Аристотеля — это целостное учение о политике, включая ее содержание и назначение в обществе. Он определял политику в качестве области объединения всех граждан в сообщество в качестве цивилизованной формы общности. Их цель состояла не в благе одного человека, а в народном и государственном благе.

Государство состоит из граждан, являющихся его основными элементами. Граждане это те, кто принимает участие в суде, в управлении. По Аристотелю они несут военную службу и служат богам. По этой причине в число граждан в то время не включали рабов и варваров, не развитых духовно и не способных к политическому общению.

Воззрения Аристотеля отличались от позиции Платона. Первый относил к возникновению государства положение, что оно является продуктом естественного развития. Человек — политическое существо, он формирует для общения соответствующие формы совместной жизни.

Первая форма такого общежития представлена семьей, где существовали отношения 3 типов:

  • господские (власть домовладыки);
  • супружеские (власть мужа над женой);
  • родительские (власть отца над детьми).

По мере того, как растут потребности и совершенствуется обмен несколько семей формируют селение. Несколько селений составляют государство. Можно сказать, что Аристотель перенес отношения патриархальной семьи на государство. Он определял государственную власть как продолжение власти главы. На этой основе была создана патриархальная теория государства.

Особенности политической доктрины

  • количественная (количество правящих: один, меньшинство, большинство);
  • качественная, включая цели правления;
  • имущественная (власть, принадлежащая бедным или богатым).

По первым двум критериям можно выделить 3 правильные формы:

  • монархия (власть царя);
  • аристократия;
  • политик.

Существуют и 3 неправильные формы:

  • тирания;
  • олигархия;
  • демократия.

Третий критерий привел всю совокупность форм правления к двум: олигархия (власть принадлежит богатым) и демократия (власть принадлежит неимущим). Аристотель сформулировал различия этих 2 форм. Он считал, что демократия представляет собой такой строй, при котором большинство свободных и неимущих обладают верховной властью. Олигархия же представлена таким строем, в котором власть находится в руках благородных и богатых людей, которые составляют меньшинство.

Аристотель полагал, что государство представляет собой самую совершенную форму жизни. Оно предназначено для службы общему благу, являясь воплощением справедливости. Тем не менее, философ не все существующие формы рассматривал в качестве способных в равной степени справедливо распределять блага в соответствии с достоинством людей. Возможность для всякого человека благоденствовать и быть счастливым обеспечивается только правильными формами.

Более предпочтительной формой является аристократия. Здесь власть находится в руках немногих лиц, которые обладают личным достоинством. Аристократическая форма предусмотрена при наличии 2 условий только там, где народ ценит личное достоинство, при этом оно присуще благородным.

В отличие от Платона, который описал идеальный строй, возможный лишь в прошлом (золотом веке), Аристотель стал прагматиком. Он основывался на опыте государственного устройства 158 городов (полисов), различая 2 государственные формы: абсолютно наилучшую и реально возможную.

Все граждане страны должны принимать участие в общественных трапезах, средства на которые поступали из земельного общественного фонда. Философ хотел разделить землю в идеальном государстве на общественную и частную. Общественные земли он желал делить на 2 части. Доходы с первой из них должны идти на покрытие издержек, которые связаны с религиозными жертвоприношениями, со второй доход шел на общественные трапезы.

Но Аристотель, который был прагматиком, понимал, что идеальное государство неосуществимо.

Реально возможна форма правления, обеспечивающая политическую стабильность и надлежащее равенство. Она должна обладать умеренностью, преодолевать крайности и недостатки олигархии и демократии. Также для нее должен быть характерен смешанный характер, который способен соединить их добродетели. Данная форма была названа политией (республикой), в состав признаков которой необходимо включить:

  • собственность средних размеров, которая дает возможность гарантировать самодостаточность семей, ослабляя противоречия между бедностью и богатством;
  • преобладание среднего класса, обладающего средним достатком;
  • социальная основа власти в качестве собственников земли (одновременно с этим земледельцы, ремесленники и все торговое сословие были исключены из числа граждан, так как были заняты физическим трудом и не имели возможность развивать в себе добродетель);
  • политическая власть, которая сосредоточена в руках воинов, приобретающих оружие за свой счет. Для них характерны полные гражданские права (свободно рожденные лица, которые не обладали богатством или добродетелью, не могли быть допущены к занятию высших должностей. Аристотель соглашался предусмотреть для них право участвовать в совещаниях и судах, но при условии, что у народа как массы не будет решающих голосов).
  • надлежащее распределение благ, обеспечивающее стабильность в полисе (его достижение происходит при соблюдении принципа политической справедливости).

Принцип справедливости состоит в 2 видах:

С помощью равенства по достоинству обеспечивается абсолютное неравенство. Это характерно для олигархии.

Заметим, что Аристотель не разделил непреодолимой преградой правильные и неправильные формы, развивая концепцию круговорота или перехода одной формы в другую. Так, по его мнению, олигархия при подчинении одному лицу может стать тиранией, а при ослаблении демократией. Полития способна переходить в олигархию, а тирания становится демократией, при этом власть царя вырождается в аристократию (политию).

По аналогии с Сократом и Платоном, Аристотель приравнивал закон и право, так как они призваны олицетворять политическую справедливость, которая необходима для обеспечения надлежащего распределения благ, формирующего стабильность и устойчивость страны.

В состав политической справедливости у Аристотеля было включено 2 вида:

  • распределяющая, где в процессе распределении благ и власти измерителем было человеческое достоинство;
  • уравнивающая, которая определяется не с помощью достоинства человека, а его вкладом в общее благо, а равной мерой оценки к неравным людям. Часто данная всеобщая мера в отношении имущественных споров представлена деньгами.
  • естественное;
  • условное (волеустановленное).

Автор в трактате утверждал, что естественное право везде обладает одинаковым значением и не зависит от признания (непризнания). Условное право изначально могло существовать без значительного различия, но поскольку оно определено, то безразличие прекращается.

Естественное и условное право не тождественны, но включены в состав политики, являясь мерой политической справедливости. Политическая справедливость у Аристотеля проявляется только между свободными и равными гражданами, принадлежащим к одному полису в качестве формы общения.

Аристотель не стал сводить все право к условному, то есть к тому, которое установили люди с помощью закона и всеобщих соглашений. Волеустановленное право представляет собой равную меру, установление которой происходит с целью регулирования отношений людей на основании их взаимного согласия. Данную меру закрепляет закон (писаное право) и обычаи (неписаное право). Аристотель уменьшал правовую силу законов, которые принимало народное собрание. Он считал демократию неправильной формой, увеличивая значение законов, которые были основаны на обычаях, как более справедливых. Тем не менее, любой закон должен вступать в соответствие с требованиями политической справедливости. Лишь правильные формы государства обладают правовым характером, так как они могут обеспечивать возможность достижения всеобщего блага.

Естественное право представляет собой систему общих представлений и требований, максимально полно отражающих природную склонность человека общаться, проживать совместно для достижения счастливой жизни. Для счастья каждого свободного гражданина необходимо наличие своего, надлежащего ему. Для этого важна равная мера за равное. Предписания этого характера нигде не были доказаны специально. Их формирование происходит в соответствии с политической природой человека, а их действию подчинена семья, отношения собственности, борьба с варварами и др. Естественное право, таким образом, представляет собой право человеческого разума.

Развитию политико-правовой мысли в V в. в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права.

Принципиальным критиком софистов был Сократ (469–399 гг. до н. э.) – одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Сократ был принципиальным сторонником законности. В плане практической политики сократовский идеал означал правление знающих, т. е. обоснование принципа компетентного правления, а в плане теоретическом – попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.

Идеальное государство как правление лучших и благородных – аристократическое государственное устройство.

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).

Социальная и политико-правовая проблематика освещается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса – города-государства как политического общения свободных и равных людей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЗАРОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ИНАУЧНОЙ МЫСЛИ

ЗАРОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ИНАУЧНОЙ МЫСЛИ В эпоху архаики греки перешли от религиозно-мифологического восприятия мира к научному, философскому объяснению организации космоса. Этому способствовало бурное развитие полисного общества. Усиление роли

Классический период, или период расцвета

Классический период, или период расцвета Ранний этап. Значительное техническое, научное и художественное развитие. Возведение крупных церемониальных центров. Изобретение ступенчатого свода, или "ложной арки", у майя. Храмы и резиденции правящего класса с каменными

2. ИСТОКИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

2. ИСТОКИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств.В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов на

14. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА

14. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V–XVI вв.). Политические и правовые учения в Западной Европе рассматриваемой эпохи постоянно

19. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

19. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ Мусульманское право сформировалось в период разложения родоплеменной организации и становления феодального общества в Арабском халифате в VII– Х вв. Возникновение и развитие мусульманского права, его источники,

22. ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ

22. ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ Более трех с половиной столетий, последовавшие за османским завоеванием в начале XVI в. большей части арабского мира, не оставили заметного следа в истории мусульманской политической мысли. Традиционный

40. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В XVII В

40. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В XVII В Английская буржуазная революция XVII в. нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих стран Западной Европы. Каждая из

53. СТАНОВЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

53. СТАНОВЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В социально-политической истории английских поселенческих колоний в Северной Америке выделяются два характерных периода. Первый приходится на начало XVII в. и простирается до середины XVIII в., а второй охватывает период

§ 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси

§ 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси Политическая и правовая мысль Киевской Руси дошла до нас в виде совокупности политических и правовых идей и взглядов, содержащихся в текстах летописей, правовых памятников, произведений древнерусской

§ 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции

§ 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции Политико-правовые доктрины и программы, с которыми выступали представители Просвещения, нашли свое практическое воплощение в ходе Французской революции (1789—1794 гг.). В процессе развития

Читайте также: