В чем суть реалистической социологии права

Обновлено: 25.06.2024

Данная научная статья возлагает на себя задачи показать зарождение и развитие социологически-правовых теорий начиная с самых истоков науки социологии права, то есть с конца XIX до начала XX века.

В современной научной литературе история юридической социологии представлена поверхностно. До сих пор не решен вопрос о времени возникновения этой научной дисциплины, отсутствует признанная периодизация ее становления и развития, не установлено научное наследие, т. е. каких именно ученых-правоведов, социологов и представителей других наук следует отнести к ее истории. Можно согласиться с мнением Ж. Карбонье, что социология права не могла предшествовать возникновению социологии как науки, появиться до того, как возникнут основные положения социологии [1, с. 30]. Временем возникновения социологии права считают конец XIX – начало XX в. Ее основоположниками в научном плане являются Э. Дюркгейм, М. Вебер и Е. Эрлих – очень разные и даже конкурирующие в научном плане исследователи, концепции которых позволяют говорить о юридической социологии как о новом направлении научного знания.

К немецкой социологии права также относят Людвига Гумпловича – польско-австрийского юриста и социолога, представителя социального дарвинизма. Предметом социологии он считал социальные группы и взаимодействие между ними в беспощадной борьбе за выживание. Отрицал существование прогресса и трактовал общество как круговорот, в котором каждое общество проходит этапы становления, расцвета и гибели. С этих позиций им рассматривалась проблематика социологии права, в частности, появление государства объяснялось как результат подчинения одних первобытных орд другими.

Социология права, как отмечает Гурвич, не может иметь целью определения сущности права или обработки системы юридических категорий или принципов, ценностей, т. е. замещение теории права [11, c. 647–648]. И это, по нашему мнению, очень правильное замечание.

Вообще французская школа социологии права первой половины XX в. насквозь пронизана идеями институционализма с элементами психологизации. Взять, например, А. Ролен или А. Леви-Брюля, и можно найти в их определениях социологии права акцент на психические адаптации людей, живущих в обществе, взаимоотношения людей между собой, живущих в определенной социальной группе, их влияние на право и т. д. Но всё-таки не во Франции, а именно в США наиболее прижилась социология права, именно здесь она считается практичной и полезной дисциплиной. По мнению специалистов, удельный вес социологических школ и течений в европейской юриспруденции никогда не был настолько весом, как в США. Американская социология права развивалась прежде юристами-практиками (Р. Паунд, О.В. Холмс, Б. Кардозо и др.). Поэтому в социологической теории они искали прежде такие элементы, которые имеют практическое значение для данного общества и для данного времени. Глава американской школы социологии права Роско Паунд преподавал право в Гарвардском университете.

Американский социолог и юрист русского происхождения Питирим Александрович Сорокин, кстати, тоже сторонник институционализма, как и Гурвич, рассматривал право как основу, душу каждой организованной группы. Генезис нормы права автор усматривал в сознании человека, переживаниях индивидумом определенных правовых ситуаций. П. Сорокин, по сути, пытается превратить право в основу общества, его многочисленных коллективных образований (союзов), а само право снижает до уровня правовых установок или психологических переживаний субъектами правовых ситуаций.

Питирим Сорокин, будучи сторонником институциональной социологии с ее отрицанием лидирующей роли норм права, установленных государством, надеялся на способность коллективных организаций не только создавать нормы права, но и обеспечивать их реальное действие [12, c. 28, 29]. Некоторые исследователи считают именно такую позицию наиболее близкой к концептуальной основе социологии права.

В странах Скандинавии существовала своя школа социологии права, в которой ощущалось заметное влияние американских реалистов. Основателем ее был Аксель Хагерстрем. Определенный вклад в развитие идей школы внесли его ученики и последователи Карл Оливекрон, Вильгельм Лунстетд и Альф Росс. Но в отличие от американцев, скандинавы придавали большое значение изучению социального механизма действия права на уровне участников отношений и очень активно проводили исследования мотивации их действий и поступков. Хагерстрем говорил, что императивная, т. е. приказная форма выражения нормы, выполняет функцию подавления противоположных приказу волевых импульсов и побуждает поступать по смыслу данной нормы. Оливекрон видел специфику правовых императивов в связи с применением силы. Государство не является источником права, так как существует отдельно и независимо от него. А право, по Карлу Оливекрону, есть не что иное как набор социальныx фактов. Нормы права не имеют никакой связи с волей государства. Они – независимые императивы, которые время от времени выдают различные конституционные органы. Их единственный эффект заключается в том, что они действуют на мировосприятие судьи, приводят к определенному процессу применения права, предстаюшего перед нами в виде фактов правовой системы. Эффективность права состоит в том, что оно обеспечивает постоянное следование большинства людей необходимым нормам образа действий. Правовые понятия, по А. Россу, должны интерпретироваться только как сгустки социальной реальности, как концептуальные схемы поведения человека в обществе [14, c. 25].

Заслуга скандинавской школы социологии права состоит в том, что эти ученые довели реалистическую концепцию права до логического завершения. Раскрыв бихевиориальный фон правовой действительности, они пытались разработать концепции социального механизма действия права. Ведь по их мнению, социология права имеет своей основной задачей изучение основ нормативного действия права на поведение.

Выводы. Изучение представленных социологических теорий важно не только для исследования зарождения и становления западной социологии права и подтверждения ее самостоятельного статуса как науки, а вообще необходимо для всестороннего рассмотрения права через призму социальных связей, чтобы показать, какую регулирующую роль оно выполняет в обществе, какой это разноплановый и ценный для жизни каждой страны аспект общественной жизни.

Читайте также: