В чем суть права на равный доступ к государственной службе

Обновлено: 28.06.2024

Проблемы реализации права граждан на равный доступ к государственной службе и к участию в управлении делами государства в условиях российских реформ пока не стали объектом пристального внимания юристов-государствоведов [5; C. 8].

Управление делами государства – это непрерывная, постоянная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, которая направлена прежде всего на обеспечение государственных интересов, прав граждан, включая их право на равный доступ к государственной и муниципальной службе. Действуя по поручению от имени государства, населения и реализуя функции управления, эти органы наделяются полномочиями государственной власти и местного самоуправления. Они имеют аппарат служащих, которые реализуют управленческие полномочия вышеназванных органов в качестве ответственных чиновников.

При этом необходимо понимать, что начинать реформирование с целью реализации конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службы можно тогда, когда есть активное поведение самих граждан, которые являются участниками служебных и управленческих отношений. Без данного понимания нельзя конструировать ни теоретически, ни нормативно, ни практически право граждан на равный доступ к государственной службе в управлении делами государства [5; C. 10].

Правовые основы поступления на государственную службу включают в себя три взаимосвязанных элемента: правовые основания, правовые условия и порядок поступления на государственную службу.

Как видно из предыдущей главы, в правовых основах поступления на государственную службу Ставропольского присутствуют все три данных элемента.

Так, в качестве правового основания поступления на любой вид государственной службы следует рассматривать норму права, которая предусматривает возможность замещения гражданином должности государственной службы. Общим правовым основанием является ч. 4 ст. 32 Конституции РФ, в которой указано, что граждане России имеют равныйдоступ к государственной службе [1; C. 136]. При этом правовые основания поступления на отдельные виды государственной службы содержатся в законодательстве по каждому из ее видов. Так, например, правовым основанием поступления на государственную гражданскую службу является ст. 21 Закона о государственной гражданской службе [8].

Следующим элементом правовых основ поступления на государственную службу являются правовые условия. Они представляют собой указанные в законе конкретные обстоятельства, с которыми законодатель связывает возможность или невозможность замещения должностей государственной службы. Речь здесь идет, прежде всего, о возрастных ограничениях.

Похожее требование содержится и в законодательстве о службе в органах внутренних дел, однако на данный вид службы можно поступить и до достижения 18 лет посредством зачисления в образовательную организацию высшего образования МВД России [7]. Стоит отметить, что по некоторым видам службы законодателем предусмотрен возрастной ценз, по достижении которого поступление на нее невозможно – призыв на военную службу, который невозможен при достижении гражданином 27 лет и невозможность поступления на службу в органы внутренних дел по достижении 35 лет [3].

Представляется необходимым отметить, что законодателем установлены на данный момент и иные ограничения по поступлению на государственную службу. Данные ограничения прежде всего связаны:

1) С признанием гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, которое вступило в силу;

2) Осуждением лица за преступление по приговору суда, которое вступило в силу, и наличием судимости, относительно которой законодатель установил разные требования по разным видам службы;

3) Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, которые составляют государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

4) Наличие заболевания, которое препятствует поступлению на государственную службу или ее прохождению, при этом необходимо подтвержденное заключение медицинской организации;

5) Наличие близкого родства или свойства с государственным служащим при определенных обстоятельствах;

6) Выход из гражданства России или же приобретение, наличие гражданства другого государства;

7) А также представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную службу.

Последним рассматриваемым элементом является порядок поступления на государственную службу, который включает в себя процедуру замещения должностей государственной службы. При это вышеназванные должности замещаются, как правило, двумя способами: посредством проведения конкурса или назначения. При этом особый порядок регламентирован в законодательстве о военной службе, в котором предусмотрены призыв и отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту [2].

При этом при реализации конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе необходимо также принимать соответствующие меры не только к поступающим на государственную службу, но и к тем, кто ее уже проходит. Само прохождение государственной службы включает в себя комплекс вопросов, которые связаны с реализацией прав и обязанностей государственными служащими, соблюдением запретов и ограничений, урегулированием конфликта интересов, применением мер поощрения и дисциплинарных взысканий, а также прохождений ими аттестации.

При совершенствовании механизма реализации конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе в отношении лиц, уже проходящих соответственную службу необходимо уделять внимание мерам поощрения и стимулирования деятельности государственных служащих, которые призваны повысить заинтересованность в прохождении соответствующей службы, повысить качество ее прохождения и увеличить авторитет данной службы. Также внимание стоит уделять и повышению профессионального образования государственных служащих. Так, в Ставропольском крае, как уже было сказано в предыдущей главе, принимаются различные меры, среди которых можно выделить проведение государственных закупок на обучение для проходящих государственную службу и принятие различных программ для повышения квалификации служащих.

Так, государственно-служебное законодательство среди поощрительных мер исключительно морального характера называет присвоение почетных званий Российской Федерации, награждение знаками отличия нашей страны, награждение орденами и медалями России, ведомственными медалями, занесение на Доску почту и в Книгу почета, а также назначение нагрудными знаками [2; C. 147].

Список литературы

1. Административное право РФ: Учебник для бакалавров / А.Ю. Соколов. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 с.

2. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной, - 2-е изд. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 704 с.

3. Административное право: Учебник для вузов / Б.В.Россинский, Ю.Н.Старилов, 5-е изд., пересмотр. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 566 с.

4. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс

6. Рядчин А.А. Конституция Российской Федерации как главная основа разрешения и устранения юридических коллизий Актуальные вопросы юридических наук в современных условиях / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №3. - г. Санкт-Петербург, 2016 - С.32 - 36.

7. Сухинин А.В. Государственная кадровая политика применительно к кадрам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2015. - №1. – С. 64-68.

8. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 23.05.2016) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс

Равенство доступа на государственную службу – это основополагающий принцип организации государственной службы в Российской Федерации, подразумевающий предоставление возможности поступления на государственную службу любому гражданину, независимо от таких его характеристик, как раса, пол, имущественное положение, религиозные или иные предпочтения.

Значение равного доступа на государственную службу

Равенство доступа государственной службы по своему содержанию выступает в качестве права граждан на осуществление замещения любой государственной должности без какой-либо дискриминации. При этом равенство доступа не дает права гражданину требовать предоставления ему желанной государственной должности, не налагает на государственные органы обязанности безоговорочного или немедленного предоставления такой должности.

Равенство доступа к несению государственной службы подразумевает наличие равных возможностей для каждого гражданина к поступлению на государственную службу при условии наличия вакансии и квалификационного соответствия. Гражданину не может быть отказано в поступлении на государственную службу по таким причинам как раса, пол, национальность, язык, социальное происхождение, имущественное положение, местожительство, религиозные или иные убеждения, принадлежность к общественным объединениям.

К гражданам, претендующим на замещение должностей государственной службы, федеральным законодательством предъявляется ряд требований. К числу этих требований относятся следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

  • во-первых, возрастной предел, находящийся в границах от 18 до 60 лет;
  • во-вторых, прохождение испытательного срока для должностей, замещаемых по конкурсу или назначению;
  • в-третьих, соответствие квалификационным требованиям к профессиональной подготовке, работе по специальности или стажу гражданской службы, направлению подготовки, наличию знаний и умений, необходимых для выполнения определенных должностных обязанностей.

Основанием для отказа в замещении государственной должности может быть:

  • во-первых, признание недееспособности гражданина;
  • во-вторых, осуждение гражданина к наказанию, предусматривающему запрет на замещение определенных должностей;
  • в-третьих, выявление заболеваний, которые препятствуют исполнению должностных обязанностей;
  • в-четвертых, установление факта близкого родства с государственными служащими, осуществляющими контроль или руководство замещаемой государственной должностью;
  • в-пятых, иные основания, предусмотренные законодательством.

Также в отношении государственных служащих применяется запрет на замещение должностей государственной службы в случае незаконного уклонения от прохождения службы в армии. Такой запрет не носит бессрочного характера.

Характеристика механизмов обеспечения равного доступа на государственную службу

Основным механизмам обеспечения равенства доступа на государственную службу является правовое закрепление этого принципа в законодательстве страны. Законодательное закрепление принципа обеспечивает возможность защиты гражданином своих прав при отказе к замещению должностей государственной службы.

Еще одним механизмом обеспечения равенства доступа к несению государственной службы является закрепление в законодательстве конкурсной системы отбора на ряд должностей государственной службы. Конкурсный отбор предполагает выявление наилучших претендентов на замещение должностей государственной службы исходя из их профессиональных качеств и опыта работы.

Также к механизмам обеспечения равенства доступа на государственную службу относится осуществление постоянного мониторинга подбора кадров, оценки соблюдения законодательства при назначении или конкурсном отборе государственных служащих.

Выявление случаев нарушения законодательства при отборе государственных служащих и осознание неотвратимости наказания должны стать ощутимым и значимым барьером на пути препятствования равному доступа на государственную службу.

Оценка эффективности механизмов обеспечения равного доступа на государственную службу

Следует отметить, что в настоящее время механизмы обеспечения равного доступа на государственную службу не достигли своего совершенства. В системе государственного управления продолжает процветать кумовство, родство, обеспечивающее формирование государственного аппарата не за счет профессиональных качеств, а за счет желание обеспечить работой и доходами своих родных, близких или иных лиц, обещающих выгоду от такого распределения государственных должностей.

Естественно, действия, предпринимаемые государственными властями для обеспечения равенства доступа на государственную службу, постепенно совершенствуются и дают получение определенного результата, однако данный процесс носит длительный характер, не всегда позволяющий получить краткосрочный эффект.

Государственные власти должны уделять значительное внимание соблюдению принципа равенства доступа на государственную службу в связи с тем, что именно его механизмы обеспечивают профессиональное выполнение государственными служащими своих обязанностей, непредвзятость государственных служащих, препятствуют развитию бюрократии и взяточничества.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Комментарий к Ст. 32 Конституции Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Суверенитет народа означает, что:

а) субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;

б) объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверен ной власти народа;

в) суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда на род выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях*(128).

Данное право реализуется в конкретных формах, через отдельные конституционные права:

избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

участвовать в референдуме;

на равный доступ к государственной службе, т.е. право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации;

участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжным или народным заседателем.

Право участвовать в управлении делами государства в соответствии с комментируемой нормой принадлежит только гражданам России. Это право юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений в своей стране, в сферу национальной политики, в связи с чем данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность. Право граждан России на управление делами государства де-юре обеспечивает их включение в сферу политики, являясь юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти.

Данное положение вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение о том, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.

Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты. Фундаментом для реального участия граждан в управлении делами государства и контролем над деятельностью органов власти и общественных организаций служат гарантированные Основным законом страны информационные права личности (в частности, право на информацию), судебная защита нарушенных прав и свобод, право на свободу мысли и слова, право выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, право на создание объединений, право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги.

Право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее, с наличием особых прав (постоянное проживание на территории России непосредственно перед выборам, а также обладание гражданством России). Например, для избрания в депутаты Государственной Думы обязательный возрастной ценз составляет 21 год; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории России не менее 10 лет,

возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя существуют и иные данные для избрания и осуществления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность и т.д.).

Возрастной ценз, при котором возможно участие в референдуме, составляет 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другими ограничениями.

Следует особо отметить, что провозглашенное на конституционном уровне всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность, т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся под стражей.

2. Обычно под непосредственным участием граждан в управлении делами государства понимают участие в выборах и референдумах.

Наиболее значимым выражением воли и интересов тех или иных слоев населения являются выборы — процедура, посредством которой группа людей выдвигает из своей среды кандидата для выполнения каких-либо общественных функций (задач). Это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Путем выборов передается право на реализацию суверенитета в установленных Конституцией РФ пределах.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в нашей стране (как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях), является Закон об основных гарантиях.

Одна из форм конституционного права граждан на участие в управлении делами государства — референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено, передано) — всенародное голосование с целью выявить общественное мнение страны для принятия окончательного решения по важному государственному вопросу. На референдуме решаются, как правило, наиболее важные вопросы жизнедеятельности общества и государства (например, утверждение Конституции). Голосование избирателей иначе называют плебисцитом (от лат. plebiscitum — решение народа). С точки зрения юридической различий нет — это полные синонимы; плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: о государственной принадлежности спорной территории, форме правления, дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д.

В отличие от выборов, голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Принятое решение считается решением народа, и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом.

Местный референдум — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Согласно ст. 12 Закона об основных гарантиях, на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить российскому законодательству, а также законодательству соответствующего субъекта РФ.

Референдум субъекта Российской Федерации — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Недееспособность — это юридическое понятие, означающее утрату лицом способности самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности вследствие глубоких нарушений психики, обусловленных психической болезнью или слабоумием.

Признать гражданина недееспособным может только суд в порядке, предусмотренном законом. Для установления психического состояния лица, о дееспособности которого решается вопрос, суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу.

Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе назначается для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в случаях, когда имеются сомнения в его вменяемости либо способности к моменту рассмотрения дела отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, а также для определения психического состояния свидетеля и потерпевшего, если требуется установить у них наличие способности адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. С помощью судебно-психиатрической экспертизы устанавливают также необходимость применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния. В гражданском процессе судебно-психиатрическая экспертиза назначается для установления психического состояния лица, по поводу которого решается вопрос о его дееспособности, и определения психического состояния и способности истцов и ответчиков понимать значение своих действий или руководить ими при совершении гражданско-правовых сделок.

Порядок назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы регламентирован Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РФ, а также специальной инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы.

Гражданин, совершивший преступление (согласно ст. 14 УК РФ, виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания), должен быть наказан, т.е. осужден и приговорен к определенному, соответствующему степени и характеру совершенного преступления, наказанию, в частности к определенному сроку лишения свободы.

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

1) государственная гражданская служба (подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ);

2) военная служба (вид федеральной государственной службы);

3) правоохранительная служба (вид федеральной государственной службы).

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ*(132).

владеть государственным языком Российской Федерации;

достигнуть возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Иностранные граждане и лица без гражданства, исходя из п. 4 ст. 32 Конституции РФ, не имеют равного с гражданами России доступа к государственной службе.

находиться на муниципальной службе;

замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации;

быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

быть принятым на работу на объекты и в организации (в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ), деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации*(133);

заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом*(134).

5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает право граждан России участвовать в отправлении правосудия. В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Государственная служба есть целесообразная, социально-полезная, общественно необходимая и организационно-оформленная деятельность управленческого персонала, она имеет свой предмет труда. В государственных органах сложились определенные способы подбора управленческих кадров, имеют место кооперация и разделение управленческого труда, распределение управленческих функций и полномочий между должностными лицами, механизм обеспечения государственной и трудовой дисциплины, управления процессом совместного труда, установление необходимых условий для управленческой деятельности, обеспечивающих нормальное функционирование государственных органов. В этом аспекте государственная служба основывается на общих нормах трудового права.

Государственная служба, как институт, призванный на практике реализовать функции государства, в первую очередь должна способствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. Более того, исходя из содержания ст. 18 Конституции Российской Федерации именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

В соответствии с действиями этого принципа государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации, каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону, судебную защиту и др.

Данный принцип основывается на ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации: "Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе". Это положение в целом соответствует требованиям п. "c" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (Резолюция 2200A [XXI] Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 года, вступила в силу 23 марта 1976 года), согласно которым каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе. Основным отличием нормы российского закона от указанного выше положения п. "c" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах является указание в российском законе на обязательность владения для гражданина, претендующего на поступление на государственную службу Российской Федерации, государственным языком Российской Федерации. Данное требование является вполне обоснованным, так как вполне очевидно, что лицо, не владеющее в полной мере государственным языком, не может полноценно выполнять обязанности, связанные с обработкой информации или работой с людьми (а именно такова в основном специфика государственной гражданской службы).

Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к государственной службе.

Государственная служба, несмотря на разделение на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации, является единым целостным механизмом, призванным реализовывать функции государства. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации выражается в установлении единого правового статуса государственного служащего, установлении приоритета федерального законодательства в закреплении правовых основ государственной службы.

Данный принцип обеспечивает возможность получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих. В то же время законодательство закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию. Поэтому государственная служба фактически основывается на соотношении открытости и служебной конфиденциальности.

Читайте также: