Кому принадлежит право помилования граждан в рк

Обновлено: 30.06.2024

1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Комментарий к ст. 85 УК РФ

Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание). Раньше таким правом были наделены родственники осужденного, представители общественности, администрация исправительных учреждений. Можно отметить, что в уголовно-исполнительном законодательстве до сих пор существует норма, согласно которой в отношении положительно характеризующихся осужденных администрация исправительного учреждения может возбудить ходатайство о помиловании (ч. 5 ст. 113 УИК РФ).

Помилование является исключительной прерогативой Президента РФ (п. "в" ст. 89 Конституции РФ), оно осуществляется путем издания индивидуального правового акта - указа Президента РФ о помиловании. В СССР правом помилования обладали Президиум Верховного Совета СССР и соответствующие высшие органы государственной власти союзных республик.

Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к правильно осужденному лицу.

С 1992 по 2001 г. действовала Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ, созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. N 17 "О Комиссии по вопросам помилования" . Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" эта Комиссия была упразднена, вместо нее были созданы комиссии в субъектах РФ. Этим же Указом было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. В Положении нормативно урегулированы основания применения помилования, установлен круг лиц, к которым нецелесообразно применение помилования, определен порядок представления и рассмотрения ходатайств о помиловании.

Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 4. Ст. 154.

СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. 2). Ст. 5149.

Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказания, в специальном журнале и направляется в территориальный орган Минюста России. Отказ в направлении ходатайства не допускается. К ходатайству прилагаются: копия приговора; справка о состоянии здоровья; сведения о возмещении ущерба; сведения о рассмотрении предыдущих ходатайств о помиловании; представление администрации учреждения с характеристикой осужденного и другие документы.

Территориальный орган Минюста России, проверив правильность оформления документов, направляет их в Комиссию по вопросам помилования. Комиссия готовит заключение о целесообразности помилования и представляет его высшему должностному лицу субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении ходатайствующего лица.

Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган Минюста России, администрации учреждения.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих значение для применения акта помилования.

В п. 2 Положения предусматривается, что помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: совершивших умышленное преступление в период испытательного срока при условном осуждении; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или в порядке помилования; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно или которым ранее производилась замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Величина срока наказания, по отбытии которого возможно применение помилования, в Положении не определена. Многие юристы считают, что помилование следует применять, как это было ранее, после отбытия осужденным определенной части срока наказания. В п. 5 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1967 г. "О порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета РСФСР ходатайств о помиловании" говорилось, что помилование применяется в отношении осужденных, как правило, по отбытии ими не менее половины назначенного срока наказания.

Помилование осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица (нескольких лиц). При помиловании, в отличие от амнистии, нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления. Также в отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание (включая тех, кому отбывание наказания отсрочено) и отбывшим наказание. Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е. помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.

Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Применяя при помиловании осужденного такой вид смягчения его положения, как замена назначенного наказания более мягким видом наказания, Президент РФ в принятии решения не связан с положениями ст. 80 УК РФ. Актом помилования любому осужденному любое наказание (основное) может быть заменено любым более мягким видом (основным) наказания, но в пределах, установленных в Общей части УК РФ для заменяющих наказаний. Единственное ограничение предусмотрено только для замены смертной казни. В соответствии с ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

В практике встал вопрос: на какое наказание может быть заменена смертная казнь в порядке помилования, если приговор к смертной казни был вынесен на основе норм УК РСФСР, не предусматривавших (до декабря 1992 г.) наказание в виде пожизненного лишения свободы, а осужденный был помилован в соответствии с УК РФ, предусматривающим этот вид наказания? Каким уголовным законом должен руководствоваться Президент РФ, применяя помилование к осужденным к смертной казни, - действующим на момент совершения преступления (или осуждения) или же действующим на момент принятия решения о помиловании?

В Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ обратились осужденные с обжалованием указов Президента РФ о помиловании, в соответствии с которыми смертная казнь им была заменена пожизненным лишением свободы. Они считали, что эти акты помилования нарушают ч. 1 ст. 54 Конституции РФ и противоречат ч. 1 ст. 10 УК РФ, положения которых исключают обратную силу закона, отягчающего ответственность или иным образом ухудшающего положение осужденного.

Конституционный Суд РФ в Определении от 11 января 2002 г. N 60-О указал, что помилование как акт милосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе, предусматривающем ответственность за инкриминируемое ему деяние. Следовательно, осуществляемая в порядке помилования замена смертной казни другим менее тяжким наказанием, предусмотренным действующим законом, не может рассматриваться как ухудшение положения осужденного. Верховный Суд РФ в своем решении от 27 апреля 2007 г. N ГКПИ07-355 исходил из того, что помилование является институтом конституционного, а не уголовного права. Актом помилования наказание не назначается, а заменяется. Причем эта замена производится не в порядке уголовного судопроизводства, требующего соблюдения правил ст. 54 Конституции РФ и ст. 10 УК РФ о недопустимости придания обратной силы закону, усиливающему наказание, а в порядке конституционного права Президента РФ на помилование. Таким образом, в решениях высших судов установлено, что при помиловании Президент РФ должен руководствоваться действующим уголовным законом, а порядок замены смертной казни на иные виды наказания осуществляется на момент принятия акта помилования независимо от времени совершения преступления.

Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 4.

Помилование является безусловным видом досрочного освобождения от отбывания наказания, т.е. не подлежащим отмене. В отличие от амнистии применение помилования не является обязательным (принудительным), поскольку осуществляется по ходатайству осужденного, т.е. зависит от его волеизъявления.

Но есть одно исключение, связанное с осужденными к смертной казни. Для всех наказаний единственным основанием их исполнения являются обвинительный приговор либо изменяющее его определение (постановление) суда, вступившие в законную силу. А вот для исполнения наказания в виде смертной казни необходимы два основания: вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента РФ об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента РФ о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании (ч. 4 ст. 184 УИК РФ). Следовательно, Президент РФ может применить помилование и в отношении осужденного, который отказался обращаться с ходатайством о помиловании, т.е. помилование может быть принудительным. Старая редакция ч. 4 ст. 184 УИК РФ такого не предусматривала. В соответствии с ней основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, заключение Верховного Суда РФ и Генерального прокурора РФ, а также уведомление об отклонении ходатайства о помиловании или акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании.

Лицо, отбывшее наказание и имеющее судимость, направляет ходатайство о помиловании в виде снятия судимости самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства.

Судебная практика по статье 85 УК РФ

Сайфаев Т.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании Указа, ссылаясь на то, что примененный к нему Указ, затрагивающий его права, свободы и обязанности, в нарушение положений части 3 статьи 15, части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее также - Указ N 763) не был официально опубликован для всеобщего сведения и поэтому не подлежал применению. Считает, что Президент Российской Федерации, не являясь органом судебной власти, превысил свои полномочия, назначив ему окончательное наказание в виде пожизненного лишения свободы, поскольку на момент совершения Сайфаевым Т.С. преступления и вынесения приговора закон предусматривал замену смертной казни в порядке помилования на срок 15 лет, а назначение судом наказания в виде пожизненного лишения свободы за те преступления, в совершении которых он признан виновным по приговору суда, законом не было предусмотрено. Указ, содержащий список помилованных лиц, не соответствует требованиям части 1 статьи 85 Уголовного кодекса Российской Федерации, в силу которой помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица.

Сайфаев Т.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании Указа, ссылаясь на то, что, примененный к нему Указ, затрагивающий его права, свободы и обязанности, в нарушение положений части 3 статьи 15, части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 763) не был официально опубликован для всеобщего сведения, в связи с чем не подлежал применению. В судебном заседании Сайфаев Т.С. дополнил основания административного иска, указав на то, что Президент Российской Федерации, не являясь органом судебной власти, превысил свои полномочия, назначив административному истцу окончательное наказание в виде пожизненного лишения свободы, так как на момент совершения им преступления и вынесения приговора закон предусматривал замену смертной казни в порядке помилования на срок 15 лет, а назначение судом наказания в виде пожизненного лишения свободы за те преступления, виновным в совершении которых он признан по приговору суда, законом не было предусмотрено. По мнению административного истца, Указ не соответствует требованиям части 1 статьи 85 Уголовного кодекса Российской Федерации, в силу которой помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица, поскольку содержит список лиц, помилованных этим указом.

Амнистия - это акт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), содержащий предписание об освобождении лиц от тех или иных уголовно-правовых последствий совершения преступления. Помилование - акт Президента Российской Федерации (п. "в" ст. 89 Конституции).

Амнистия распространяется на лиц, совершивших определенные категории преступлений либо осужденных приговором суда к определенным видам и срокам наказаний. Действие акта об амнистии обычно распространяется на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу.

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии, а длящихся преступлений - если деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии.

Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления. В актах об амнистии обычно указывается и круг лиц, на которых ее действие не распространяется.
Амнистия не означает реабилитации лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

Помилование содержит предписание об устранении или смягчении уголовно-правовых последствий совершения преступления в отношении конкретного лица или строго индивидуально-определенной группы лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Таким образом, сфера помилования по кругу лиц значительно уже той, которая характерна для амнистии, ибо помилование применяется только в отношении осужденных.

Помилование может применяться в отношении осужденных, совершивших преступления любой тяжести. Однако, в соответствии с нормами современного международного права акт об амнистии не может распространяться на преступления, в отношении которых не существует срока давности.

В случае отклонения Президентом РФ соответствующего ходатайства повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через один год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для помилования.

Акт Президента РФ о помиловании, либо решение об отказе в помиловании не может быть предметом рассмотрения в Конституционном суде РФ, поскольку такие акты, во-первых, имеют ненормативный характер, т.е. издаются в отношении конкретных лиц; во-вторых, являются формой выражения исключительного конституционного полномочия главы государства.

Помилован может быть любой осужденный за преступление, но до погашения или снятия судимости. Помилование не может распространяться на неуголовные правоотношения, например гражданско-правовые или жилищные. Помилование не может затрагивать вопросы иных мер уголовно- правового характера (например, принудительных мер медицинского характера), поскольку они не являются наказанием.

Помилование является актом милосердия, благодеянием, осуществляемым в том числе без просьбы осужденного и даже против его желания; этим его права не нарушаются и достоинство не умаляется, поскольку помилование, как и приговор, хотя и связано с последствиями преступного поведения виновного лица, не может ставиться в зависимость от его воли.

Прокуратура
Мурманской области

Прокуратура Мурманской области

5 октября 2012, 10:13

Амнистия и помилование в уголовном судопроизводстве

Амнистия - это акт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), содержащий предписание об освобождении лиц от тех или иных уголовно-правовых последствий совершения преступления. Помилование - акт Президента Российской Федерации (п. "в" ст. 89 Конституции).

Амнистия распространяется на лиц, совершивших определенные категории преступлений либо осужденных приговором суда к определенным видам и срокам наказаний. Действие акта об амнистии обычно распространяется на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу.

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии, а длящихся преступлений - если деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии.

Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления. В актах об амнистии обычно указывается и круг лиц, на которых ее действие не распространяется.
Амнистия не означает реабилитации лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

Помилование содержит предписание об устранении или смягчении уголовно-правовых последствий совершения преступления в отношении конкретного лица или строго индивидуально-определенной группы лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Таким образом, сфера помилования по кругу лиц значительно уже той, которая характерна для амнистии, ибо помилование применяется только в отношении осужденных.

Помилование может применяться в отношении осужденных, совершивших преступления любой тяжести. Однако, в соответствии с нормами современного международного права акт об амнистии не может распространяться на преступления, в отношении которых не существует срока давности.

В случае отклонения Президентом РФ соответствующего ходатайства повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через один год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для помилования.

Акт Президента РФ о помиловании, либо решение об отказе в помиловании не может быть предметом рассмотрения в Конституционном суде РФ, поскольку такие акты, во-первых, имеют ненормативный характер, т.е. издаются в отношении конкретных лиц; во-вторых, являются формой выражения исключительного конституционного полномочия главы государства.

Помилован может быть любой осужденный за преступление, но до погашения или снятия судимости. Помилование не может распространяться на неуголовные правоотношения, например гражданско-правовые или жилищные. Помилование не может затрагивать вопросы иных мер уголовно- правового характера (например, принудительных мер медицинского характера), поскольку они не являются наказанием.

Помилование является актом милосердия, благодеянием, осуществляемым в том числе без просьбы осужденного и даже против его желания; этим его права не нарушаются и достоинство не умаляется, поскольку помилование, как и приговор, хотя и связано с последствиями преступного поведения виновного лица, не может ставиться в зависимость от его воли.


Уголовное законодательство закрепляет многочисленные способы улучшения положения осужденных, причем, как показывает практика, их список не исчерпывается УДО, заменой наказания, условным осуждением и т.п. Помимо них, существует еще один институт — помилование. Конституционный суд РФ рассматривает помилование как акт милосердия, в силу самой своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе, предусматривающем ответственность за инкриминированное ему деяние, и установленные приговором суда по конкретному делу (Определение Конституционного Суда РФ от 11.01.2002 N 60-О). Кроме того, помилование является особым видом правоприменительного решения, которое осуществляется вне рамок правосудия. Помилование относится к исключительной прерогативе Президента РФ и не требует для своего осуществления какой-либо судебной процедуры или подтверждения судом (Решение Верховного Суда РФ от 22.09.2020 N АКПИ20-561).

Право на помилование имеют все лица, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость. Помилование возможно в отношении всех видов наказания, в том числе в случае осуждения лица условно (ст.73 УК РФ), либо предоставления отсрочки отбывания наказания (ст.82 УК РФ). В РФ помилование применяется:

а) в отношении лиц, осужденных судами в РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;

б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ или на условиях взаимности;

в) в отношении лиц, освобожденных условно-досрочно, в течение оставшейся неотбытой части наказания;

г) в отношении лиц, условно осужденных, а также лиц, которым суды РФ отсрочили отбывание наказания;

д) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую или непогашенную судимость.

В порядке помилования могут быть приняты следующие решения:

  • об освобождении от дальнейшего отбывания наказания;
  • о сокращении наказания;
  • о замене наказания на более мягкое;
  • о снятии судимости.

Так как помилование является именно актом милосердия, при принятии такого решения учитываются принципы гуманизма и справедливости и возможность лица добиваться улучшения своей участи любыми законными средствами. Однако, помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

г) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием и которые снова совершили преступление;

д) к которым ранее применялись акты об амнистии и (или) акты помилования.

Данное правило не является абсолютным, и даже в отношении таких лиц может быть осуществлено помилование, хотя вероятность этого значительно ниже по сравнению с другими случаями.

При рассмотрении ходатайства о помиловании также принимаются во внимание:

а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

в) срок отбытого (исполненного) наказания;

г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

д) применение ранее в отношении осужденного акта об амнистии, акта помилования или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;

е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст, возможность ресоциализации;

з) обращения о помиловании, поступившие от родственников, адвокатов осужденных, представителей общественных организаций, а также от иных лиц;

и) мнения потерпевших или их родственников относительно возможности помилования;

к) другие существенные для рассмотрения ходатайства о помиловании обстоятельства.

Амнистия и помилование: особенности и различия

В соответствии с российским законодательством лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания или назначенное наказание заменяется более мягким на основании акта амнистии или помилования.

Амнистия и помилование отличаются друг от друга, несмотря на то, что в результате их применения всегда происходит улучшение положения осужденного (вплоть до освобождения из мест лишения свободы).

Критерии, по которым амнистия отличается от помилования

1. Круг лиц, на который распространяется амнистия и помилование

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) помилование осуществляется Президентом России в отношении конкретного лица.

В то же время, как следует из содержания ч. 1 ст. 84 УК РФ, амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении неопределенного круга лиц.

Например, по амнистии, объявленной в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне на основании постановления Государственной Думы от 24.04.2015 года №6576-6 ГД, были освобождены от дальнейшего отбывания наказания лица впервые осужденные к лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, относящиеся к перечисленным в документе категориям. Например, участвовавшие в боевых действиях в Афганистане и других горячих точках, награжденные государственными наградами и т.д.

2. Субъект принятия решения

Как было отмечено выше, акт помилования находится в исключительном ведении Президента России. Для приема обращений осужденных в каждом регионе созданы соответствующие комиссии по помилованию. Кроме того, в эту работу вовлечены органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.

Решение об амнистии принимается только Государственной Думой и не требует наличия каких-либо специальных органов государственной власти наподобие региональных комиссий по помилованию.

3. Правовые последствия применения амнистии и помилования

В решении о помиловании может содержаться распоряжение об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, о сокращении срока назначенного наказания, о замене наказания более мягким видом наказания, о снятии судимости.

При амнистии дополнительно к указанным выше последствиям добавляется также освобождение от уголовной ответственности (касается лиц, еще не осужденных судом) и от дополнительных наказаний.

Таким образом, амнистия предполагает большее количество вариантов смягчения положения граждан, вовлеченных в сферу уголовного правосудия.

4. Процедура

Амнистия обычно объявляется в связи с какими-либо значимыми общественно-политическими событиями в стране и не привязана к волеизъявлению отдельных лиц. Конкретный осужденный не может повлиять на объявление амнистии, как и отказаться от правовых последствий амнистии применительно к нему.

Совершенно другой порядок устанавливается для помилования. В соответствии со ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденному необходимо обратиться к Президенту России с ходатайством о помиловании, которое подается через учреждения уголовно-исполнительной системы.

Тем самым осужденный получает возможность быть помилованным только при условии проявления своей личной воли – прошение о помиловании.

Ходатайство о помиловании должно обязательно сопровождаться предъявлением следующих документов: копия приговора, справка о состоянии здоровья, решения по обжалованиям приговора, анкета на осужденного, справка о применении ранее амнистии или помилования, представление администрации исправительного учреждения (своего рода характеристика) и т.д.

Помимо обязательных документов к прошению можно приложить и другие документы, которые, по мнению осужденного, могут повлиять на итоговое решение.

5. Правообразование

Амнистия 2020 в случае принятия соответствующего решения сама по себе будет являться документом, имеющим силу закона. Амнистия всегда связана с принятием новых правовых норм, которых раньше не было.

При помиловании же не принимается никакой новый закон или подобный документ, не создаются нормы права. Тут только происходит реализация уже существующих правовых норм, которые содержатся в описанных выше нормативно-правовых актах.

Читайте также: