В чем суть либертарианства как направления философско правовой мысли

Обновлено: 01.07.2024

История, принципы, политика

Перевод с английского: М. Кислов, А. Куряев

В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.

© © David Boaz, 1997

Грядущая эра либертарианства

Откуда взялся этот внезапный интерес средств массовой информации к либертарианству?

Либертарианство – это убеждение, что каждый человек имеет право жить так, как хочет, если уважает равные права других. Либертарианцы защищают права каждого человека на жизнь, свободу и собственность – права, которыми люди обладают изначально, вне зависимости от существования государства.

С точки зрения либертарианца, все отношения между людьми должны быть добровольными; единственные действия, которые должны быть запрещены законом, – это все то, что подразумевает применение силы против тех, кто сам не применял силу: убийство, насилие, грабеж, похищение людей и мошенничество.

Большинство людей привычно верят в этот моральный кодекс и живут по нему. Либертарианцы считают, что этот кодекс должен применяться последовательно – то есть его нужно применять и по отношению к государству и правительству, а не только к отдельному человеку. Государство должно существовать для защиты прав, для защиты нас от тех, кто может использовать против нас силу. Когда государство применяет силу по отношению к людям, которые не нарушали права других, оно само становится нарушителем прав. Исходя из этого, либертарианцы осуждают такие действия государства, как цензура, призыв на воинскую службу, регулирование цен, конфискация имущества, а также вмешательство в нашу личную жизнь, включая ее экономический аспект.

Столь прямо выраженные либертарианские представления могут показаться чем-то не имеющим отношения к реальности, словно учение для мира ангелов, которого никогда не было и не будет. Не правда ли, в сегодняшнем, крайне сложном и зачастую неуютном мире государству есть где себя показать? Однако вот сюрприз: ответ на вопрос – нет. На самом деле, чем более усложненным делается мир, тем лучше работает либертарианство по сравнению, например, с монархией, диктатурой и даже послевоенным государством всеобщего благосостояния американского разлива. Политическое пробуждение в сегодняшней Америке – первейшее и главное свидетельство того, что либертарианство вовсе не пережиток прошлого. Это философия, нет, больше – практический план для будущего. В американской политике это передовой отряд, не отвлекающий маневр, а атакующий авангард.

Либертарианство – старая философия, но его система взглядов в отношении свободы в рамках закона и экономического прогресса делает его особенно подходящим для динамичного мира – как его ни называй: информационной эпохой, третьей волной или третьей промышленной революцией, – в который мы сейчас входим.

Может возникнуть вопрос: США – в целом свободная и процветающая страна, зачем нужна какая-то новая философия правления? Разве нам плохо живется при нынешней системе? Действительно, общество, в условиях которого мы живем, принесло беспрецедентное процветание большему числу людей, чем когда-либо ранее. Но мы сталкиваемся с проблемами – высокие налоги, плохие школы, расовая напряженность, деградация окружающей среды и т. д., – с которыми наша нынешняя система не справляется. Как я попытаюсь показать, либертарианство предлагает способы решения этих проблем. Для начала я приведу три причины, по которым в канун нового тысячелетия либертарианство является правильным выбором для Америки.

Во-первых, мы даже близко не подошли к тому процветанию, которое могло бы иметь место. Если бы наша экономика росла теми же темпами, что в период с 1945 по 1973 г., наш валовой внутренний продукт был бы на 40 % больше, чем сейчас. Однако один этот факт не дает истинной картины экономического ущерба, который нам наносит избыточное государство. В мире глобальных рынков и ускоряющихся технологических изменений мы не должны расти темпами сорокалетней давности – мы должны расти быстрее. В большей степени полагаясь на рынки и индивидуальное предпринимательство, мы обеспечили бы более высокий уровень благосостояния всем нам, что особенно важно для тех, кто сегодня обездолен.

поколение беби-бумеров – американцы, родившиеся с 1946 по 1964 г. За эти годы в США родилось 78 млн детей, которых делят на старших (1946–1954) и младших (1955–1964) беби-бумеров. Поколение Х – родившиеся в период между 1965 и 1983 гг. Второй беби-бум – около 1980 г. рождаемость в США начала расти, и с 1989 по 1993 г. впервые с 1960-х гг. в стране ежегодно рождалось более 4 млн детей. К 1997 г. численность детей и подростков до 15 лет достигла 57 млн человек, включая 20 млн детей от 4 до 8 лет.

DELETED

Либертарианство - это убеждение в том, что каждый человек имеет право жить так, как хочет, если уважает права других. Либертарианцы защищают права каждого человека на жизнь, свободу и собственность - права, которыми люди обладают изначально, вне зависимости от существования государства.

С точки зрения либертарианства, все отношения между людьми должны быть добровольны; единственные действия, которые должны быть запрещены законом, - это всё то, что подразумевает применение силы против тех, кто сам ни применял силу: убийство, насилие, грабёж, похищение людей и мошенничество.

Большинство людей привычно верят в этот моральный кодекс и живут по нему. Либертарианцы считают, этот кодекс должен применяться последовательно - то есть его нужно применять и по отношению к государству и правительству, а не только к отдельному человеку. Государство должно существовать для защиты прав, для защиты нас от тех, кто может использовать против нас силу. Когда государство применяет силу по отношению к людям, которые не нарушали прав других, оно само становится нарушителем прав. Исходя из этого, либертарианцы осуждают такие действия государства, как цензура, призыв на воинскую службу, регулирование цен, конфискация собственности, а так же вмешательство в нашу личную жизнь, включая её экономический аспект.

Либертарианцы, как следует из названия, считают, что наиболее важной политической ценностью является свобода, а не демократия. [. ] Связь между свободой и демократией существует, но всё-таки эти два понятия не тождественны. [. ] Живя в обществе, где супруга выбирают большинством голосов всех граждан государства, мы жили бы в условиях демократии, но у нас бы не было свободы. [. ] Современная идея свободы делает упор на право людей жить так, как они хотят, свободно говорить и исповедовать свою религию, владеть собственностью, заниматься торговлей, быть защищёнными от произвольного ареста и задержания. [. ] Правительство, основанное на участии тех, кем оно управляет, - важная горантия прав личности, но собственно свобода - это право выбирать любые занятия и по собственной воле следовать этому выбору.

[. ] С учётом выше сказанного переходим на ключевые идеи Либертарианства. [. ] Эти идеи оформлялись в течении столетий. [. ] В произведениях таких мыслителей 17 - 18 веков, как Джон Локк, Давид Юм, Адам Смит, Томас Джефирсон, Томас Пейн, они начали обретать форму современной либертарианской философии.

ИНДИВИДУАЛИЗМ.
Элементарной единицей социального анализа либертарианцы считают отдельного человека, индивида. Только индивиды делают выбор и отвечают за свои действия. Либертарианская мысль подчёркивает достоинство каждой личности, факт, который влечёт за собой как права, так и обязанности индивида. Постепеное признание достоинства людей - женщин, людей разных религий и рас - один из величайших триумфов либертарианцев в Западном мире.

ПРАВА ЛИЧНОСТИ.
Поскольку люди являются носителями морали, они имеют право на защиту их жизни, свободы и собственности. Это права не предоставляются государством или обществом; они присуще природе людей. Истинность тезиса, согласно которому люди обладают гарантией этих права, ясна интуитивно; бремя объяснения должна лежать на тех, кто отбирает эти права.

DELETED

СПОНТАННЫЙ ПОРЯДОК.
И для простого выживания, и для полной самориализации, люди должны поддерживать высокую степень порядка. Можно подумать, должен устанавливаться централизованно и авторитарно, подобно тому, как мы устраиваем порядок в коллекции марок или в футбольной команде. Великое открытие либертарианского социального анализа заключается в том, что порядок в обществе возникает спонтанно, из действий тысяч и миллионов людей, который, которые стремятся к достижению собственных целей, координируют свои действия с действиями других людей. Каждый раз на протяжении человеческой истории люди выбирали большую свободу, но тем не менее они умудрились создать тонко организованное сложное общество. Все самые важные институты человеческого общества - язык, право, деньги и рынки - развились спонтанно, без централизованного руководства. Гражданское общество - единая сложная сеть объединений и связей между людьми.

ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА
Либертарианство - это не вседозволенность и не гедонизм. [. ] Либертарианство предлагает общество свободы в рамках закона, где люди вольны жить своей жизнью до тех пор, пока они уважают равные права других. Верховенство права означает, что люди подчиняются общепринятым и спонтанно возникшим нормам права, а не произвольным приказам и что эти нормы должны защищать свободу людей в их собственных поисках счастья, а не нацеливать их на достижение заданного кем-то результата.

ОГРАНИЧЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
Для обеспечения прав люди учреждают правительство. Однако правительство - опасный инструмент. Либертарианцы испытывают сильную антипатию к концентрации власти. [. ] Таким образом, они хотят разделить и ограничить власть, а это значит главным образом ограничить правительство, как правило посредством писаной конституции, перечисляющей и ограничивающей полномочия, которые люди делегируют правительству. Ограниченное правительство - основное политическое следствие либертарианской идеологии, и либертарианцы обращают всеобщее внимание на исторический факт, что именно рассредоточение власти в Европе - по сравнению с другими частями мира - привело к свободе личности и способствовало экономическому росту.

СВОБОДНЫЕ РЫНКИ
Для выживания и процветания людям необходимо заниматься экономической деятельностью. Право собственности влечёт за собой право обмениваться собственностью по взаимному согласию обеих сторон. Свободные рынки - это экономическая система, состоящая из свободных людей, наличие которых необходимо для создания богатства. Либертарианцы считают, что, если вмешательство государства в процесс свободного выбора будет сведено к минимуму, то люди будут одновременно более свободными, и более богатыми.

Начиная с XVII века либертарианский импульс в значительной мере был ответом на действия монархов и аристократов, живущих за счёт производительного труда других людей. Либертарианцы отстаивают право людей самим распоряжаться плодами своего труда. Либертарианцы развили домарксистский классовый анализ, деливший общество на два основных класса: тех, кто производит богатство, и тех, кто силой отнимает его у других. Томас Пейн писал: " Граждане страны делятся на два класса: тех, кто платит налоги, и тех, кто получает налоги и живёт за их счёт". [. ] Современные либертарианцы защищают право людей самостоятельно распоряжаться заработанным и выступают против касса политиков и бюрократов, отнимающих у людей заработанное ими, чтобы передать тем кто ничего не производит.

Читайте также: