В чем суть инновационной системы транспортного обеспечения жителей в бразильском городе куритиба

Обновлено: 30.06.2024

На прошлой неделе в Бразилии умер архитектор Жайме Лернер – легендарный мэр города Куритиба и бывший губернатор штата Парана. Его стараниями Куритиба из ничем не примечательного населённого пункта превратилась в "зелёную столицу Бразилии" и один из лучших её городов по качеству жизни.

Именно Лернеру мы обязаны мировой популярностью BRT (который сейчас осваивается, например, в Белгороде), а ещё этот необычный мэр одним из первых убрал автомобили с загруженной центральной улицы.

"Если хотите креативности, уберите нолик из бюджета. Если хотите долговечности – уберите два нолика!" – говорил он.

Пару лет назад "Городские проекты" перевели статью The Guardian о том, как Лернер осуществил урбанистическую революцию в отдельно взятом городе.

Благодаря своему мэру Куритиба стала не только зелёной и благополучной (относительно других бразильских городов), но и известной во всём мире. Думаю, вам будет интересно, а нашим градоначальникам – ещё и полезно почитать:

Нимейер вместе с архитектором Лусиу Костой спроектировал город, похожий на птицу в полёте — хайвеи как крылья, административные здания как голова. Среди политических элит и практически всех архитектурных критиков Бразилиа считался победой над хаосом городов Бразилии.

В полутора тысячах километров к югу, в Куритибе, столице земледельческого штата Парана, градостроители в поте лица пытались повторить модель Бразилиа. Центральные улицы Куритибы должны были быть расширены — для этого предполагалось сносить исторические дома, освобождая место. Для снижения пробок к центральной площади должен был вести путепровод по улице 15-го ноября.

От хаоса к креативности

Когда волна европейских иммигрантов докатилась до южной Бразилии, земли Куритибы привлекли людей. Немцы поселились в 1830-е годы, поляки и итальянцы — в 1870-е, ещё спустя пару десятков лет прибыли украинцы. Все они занимали свои районы города и развивали местное производство, потихоньку начиная обживать центр, строя там церкви, магазины и рестораны.

К 40-м годам 20-го века уже было невозможно сдерживать рост Куритибы. Механизация производства сои привела к тому, что крестьяне начали массово переселяться в город. С 1940 по 1960 год население города увеличилось почти в 3 раза — до 360 тысяч человек. Куритиба быстро становилась типичным бразильским городом. На окраинах росли фавелы, в центре машины стояли в пробках.

Первый проект Лернера принёс ему славу жёсткого дельца. Он предложил сделать на улице 15 ноября из магистрали торгово-пешеходную улицу. По словам Рабиновича, поначалу владельцы магазинов пришли в ярость. Все привыкли, что люди ставят машину перед входом, закупаются, и возвращаются в машину. Но при этом центр вымирал, когда магазины закрывались.

Владельцы магазинов организовали сопротивление новому плану и намеревались добиться его судебного запрета — обычная тактика для торможения реализации городских проектов в Бразилии.

Но, несмотря на это, Лернер и его нетерпеливая и хитроумная (а может и то, и другое одновременно) команда стали готовиться к началу работы в пятницу вечером, чтобы городской суд был закрыт и владельцы магазинов не могли подать жалобу.

С вводом новой схемы автобусных маршрутов начался бурный рост числа пассажиров общественного транспорта — автобусы стали самым дешёвым и быстрым видом транспорта. Но Лернер и команда планировщиков не были впечатлены. В конце 1980-х годов они обратили внимание на то, что потоки пассажиров тормозили автобусы на каждой остановке.

Помимо этих усилий по очистке города, были запущены и другие программы по его озеленению. В 1971 году в Куритибе был всего один парк Passeio Público, теперь во всём городе на каждого человека приходится 50 м² зелёных насаждений — сравните с расположенным неподалёку Буэнос-Айресом: там зелени 2 м² на человека. Лернер и его команда агрессивно подошли к развитию парков и городских садов, а также к защите реки Игуасу от заключения в бетонные стены.

Устойчивое будущее

Среди наблюдателей послужной список Куритибы вызывает подозрения. Неужели это всё правда? Действительно ли Куритиба избежала столько ловушек городского планирования Латинской Америки?

С уходом Лернера Куритиба начала возвращаться к прошлому, что угрожает её статусу единственного компетентно спланированного города. Автомобилепользование растёт, число поездок на велосипедах и автобусах снижается, преступность держится на общенациональном уровне.

Куритиба (Curitiba) – крупный город на юге Бразилии, расположенный в 95 километрах от побережья Атлантического океана и в 400 км от Сан-Паулу, административный центр штата Парана. Население – 1 764 540 человек.

Куритиба считается одним из самых экологичных городов мира, а также одним из лучших мест по качеству жизни в Бразилии. Этому способствовали уникальные решения по городскому планированию и экологии (сегодня это один из самых зелёных городов Бразилии), сохранение исторически сложившейся планировки и архитектурного наследия, а также самая совершенная система уборки мусора.

В городе создан первый экологический университет Бразилии – Открытый Университет окружающей среды, где исследователи изучают влияние роста города и его экономики на экологию и воздействие факторов индустриализации на здоровье жителей.

Кроме того, Куритиба обладает одной из лучших систем городского общественного транспорта не только в стране, но и в мире.

История

Город был основан в 1693 году.

Куритиба была одним из привилегированных мест европейских иммигрантов, которые прибыли в Бразилию в XIX столетии – главным образом, немцев, итальянцев, поляков и украинцев.

С 1971 года город стал живой лабораторией для реализации творческих идей Института исследований и городского планирования Куритибы. Благодаря целенаправленной политике Жайме Лернера (Jaime Lerner), который суммарно провел на посту мэра города 12 лет (1971-75, 1979-84 и 1989-92), Куритиба является сегодня одним из самых лучших мест по качеству жизни в Бразилии.

Транспорт Куритибы

Считается, что Куритиба имеет одну из лучших систем городского общественного транспорта (состоит только из автобусов), которая является самой уникальной, эффективной и современной в мире и называется Метробус.

Станция Метробуса в Куритибе

От обычных систем автобусного транспорта, Метробус отличается несколькими особенностями.

• Маршруты проходят по выделенным полосам (полностью или частично). Часто светофоры переключаются непосредственно из автобуса, что обеспечивает им приоритет в движении. На перекрёстках автобусы имеют преимущества.

• Часто используются нестандартные автобусы, например сочленённые многосекционные.

• На некоторых системах остановки напоминают станции лёгкого метро: имеют билетные и справочные кассы, оборудованы турникетами (что способствует более быстрой посадке пассажиров, так как проверка и покупка билетов осуществляется до посадки в автобус).

Посадка в автобус

Полы станции и автобуса находятся на одной высоте, что очень удобно для инвалидов. Пассажиры выходят из автобуса через один конец станции и совершают посадку через другой.

Каждая скоростная автобусная линия перевозит до 20 000 пассажиров в час. Это аналогично показателям обычного метро, но отличается от последнего тем, что она стоит, по крайней мере, в сто раз дешевле и может быть открыта через полгода, а не через 5-20 лет.

Автобусы Куритибы – наиболее загруженная система автобусных маршрутов в Бразилии, осуществляющая три четверти всех городских и пригородных перевозок – около 2 млн. пассажиров в день, это больше чем в Нью-Йорке.

Автобусы Куритибы

Именно в Куритибе впервые был внедрён совершенно новый вид автобуса – комфортабельный, экономичный и быстрый. Эти специальные длинные автобусы состоят из трёх секций, соединенных друг с другом для прохождения поворотов и имеют до 5 широких дверей. Могут перевозить до 270 пассажиров, используют на 40% меньше топлива и совершают маршрут в 3 раза быстрее, чем традиционные автобусы.

Помимо автобусов и автомобилей, в городе проложено более 160 км хорошо спроектированных велосипедных дорожек, отделенных от проезжей части и объединённых в единую сеть с улицами, и парками. Ежедневно в Куритибе используется более 30 000 велосипедов.

Как добраться до Куритибы

Куритиба расположена в 400 км от Сан-Паулу и в 840 км от Рио-де-Жанейро. Из этих городов сюда можно добраться на самолёте или автобусе (около 6 часов).

Международный аэропорт Афонсу Пена (Aeroporto Internacional Afonso Pena) – главные воздушные ворота Куритибы, находится в 16 км от центра города.

Avianca Brazil – из Кампу-Гранди, Куяба, Порту-Алегри

Azul Brazilian Airlines – из Кампинас, Фос-ду-Игуасу, Салвадор

Gol Airlines – из Белу-Оризонти, Бразилиа, Буэнос-Айрес (Аргентина), Кампинас, Кампу-Гранди, Куяба, Флорианополис, Фос-ду-Игуасу, Манаус, Порту-Алегри, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу

NHT Linhas Aéreas – Порту-Алегри, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу

PLUNA – из Монтевидео (Уругвай)

TAM Airlines – из Белен, Белу-Оризонти, Бразилиа, Кампинас, Форталеза, Фос-ду-Игуасу, Натал, Порту-Алегри, Ресифи, Рио-де-Жанейро, Салвадор, Сан-Паулу

TRIP Linhas Aéreas – из Белу-Оризонти, Кампинас, Кампу-Гранди, Куяба, Флорианополис, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу

Webjet – из Белу-Оризонти, Бразилиа, Форталеза, Фос-ду-Игуасу, Порту-Алегри, Ресифи, Рио-де-Жанейро, Салвадор, Сан-Паулу

Видео Куритибы

Ботанический сад Куритибы

Ботанический сад Куритибы (Jardim Botânico de Curitiba) – является одной из главных достопримечательностей города.

На территории сада располагается оранжерея с редкими разновидностями растений. Её здание – металлическая конструкция в стиле модерн, было построена по подобию хрустального дворца в Лондоне.

Также в саду находится музей, где выставлены уникальные гербарии, а также периодически проходят различные выставки.

Ботанический сад Куритибы открыт с 6 утра до 9 вечера в летнее время, и с 6 утра до 8 вечера в течение остальной части года.

Немецкий лес в Куритибе

Немецкий Лес (Bosque Alemão) или German Woods – небольшой традиционный немецкий парк, расположенный на лесной территории 3.8 га, ранее являвшейся частью старой немецкой фермы. Парк посвящён сказочному миру братьев Гримм, творчеству Иоганна Баха и философии немецких мыслителей.

Зайти в парк можно через площадь поэзии, с аккуратными цветочными клумбами, на которой располагается репродукция фасада типичного немецкого дома начала столетия Каса Мила, украшенный отрывками из произведений Гете и Шиллера.

Дальше тропинки уходят в настоящие лесные чащи, с беседками, мостиками и прудами. В центре леса возле озера расположен домик ведьмы, с детской библиотекой, в которой иногда проходят театрализованные представления (ведьма рассказывает детям поучительные сказки).

Ещё есть кафе, в котором продаётся вкусная немецкая выпечка и Ораторский дом, который раньше был лютеранской церковью, а сейчас служит местом проведения концертов.

Парк Игуасу и Зоопарк Куритибы

Парк Игуасу и Зоопарк Куритибы (Parque do Iguaçu e Zoo de Curitiba) – основан в 1982 году, считается самым большим городским парком в Бразилии и занимает территорию площадью около 830 га в юго-западной части Куритибы.

Парк разделён на несколько семь секторов: спорт – спортивные площадки, в том числе бейсбольный стадион; морской – многочисленные водоёмы с хорошими условиями для занятий греблей и каноэ; рыбалка; естественные леса; общественные сады; заповедник и зоопарк.

В парке есть гриль и закусочные, а также парковка, раздевалки и туалеты.

Зоопарк размещается на площади 53 га, в общей сложности здесь обитает более 1400 животных, среди которых львы, тигры, шимпанзе, бегемоты, жирафы, зебры, верблюды и множество других видов (всего около 80).

Парк Тангуа

Парк Тангуа (Tanguá Park) – был открыт в 1996 году и сегодня является одним из главных парков Куритибы, а также одним из самых необычных примеров рационального использования территорий в городе. Площадь – 23,5 га.

На территории парка расположены два старых частично затопленных карьера, соединённых 45 метровым туннелем, по которому можно проплыть на лодке или пройтись пешком по мостикам.

На вершине карьера располагается огромная многоуровенвая смотровая площадка, с кафе, ухоженными газонами и фонтанами.

Также в парке Тангуа есть небольшой искуственный водопад (в темное время суток он подсвечивается прожекторами).

Другие достопримечательности Куритибы

Многие туристические достопримечательности Куритибы закрыты для посещений в понедельник. Городской туристический экскурсионный автобус также не работает в этот день.


Площадь Тирадентис (Praca Tiradentes)

Площадь Тирадентис (Praça Tiradentes) – главная площадь города, считается, что именно здесь зародилась Куритиба. Над архитектурным ансамблем площади доминирует Кафедральный собор Носса Сеньора да Луз (Catedral Basílica Menor de Nossa Senhora da Luz), построенный в готическом стиле.

Японская площадь (Praca do Japao) или Japan Square

Японская площадь (Praça do Japão) или Japan Square – небольшая площадь, посвящённая памяти первых японских иммигрантов, которые селились в этих местах. На площади разбит живописный сад с 30 деревьями сакуры (привезёнными из Японии), с небольшими искусственными прудами, традиционным японским чайным домом и культурным центром.

Опера-де-Араме (Opera de Arame)

Опера-де-Араме (Opera de Arame) – уникальный действующий оперный театр, одна из главных достопримечательностей и визитных карточек Куритибы.

Здание театра уникально тем, что было построено за 75 дней в 1992 году в заброшенном карьере (ныне территория городского парка Педрейрас), а строительным материалом являлись металлические трубы, стальные конструкции и прозрачные пластины поликарбоната.

Зрительный зал Опера-де-Араме рассчитан на 2100 человек, но после реконструкции 2006 года, вместимость уменьшилась до 1648 человек.

Музей Оскара Нимейера (Museu Oscar Niemeyer)

Музей Оскара Нимейера (Museu Oscar Niemeyer) – визитная карточка Куритибы и одна из главных её достопримечательностей.

Музей Оскара Нимейера состоит их двух зданий, в которых находятся экспозиционные залы, а также проводятся современные аудиовизуальные шоу.

Украинский мемориал (Memorial Ucraniano)

Украинский мемориал (Memorial Ucraniano) – был открыт в 1995 году как дань уважения к иммигрантам из Украины. Он повторяет очертания старинной украинской церкви Святого Михаила, расположенной в городе Маллет в штате Парана. Находится на территории городского парка Тингуи (Tingüi Park).

Арабский мемориал (Memorial Arabe)

Арабский мемориал (Memorial Árabe) – построен как дань уважения к арабским иммигрантам и ближневостоной культуре. Небольшое здание мемориала имеет форму куба, находится в окружении воды и выполнено в мавританском стиле, имеет купол, колонны, арки и витражи.

В здании Арабского мемориала работате специализированная библиотека.

Панорамная башня Куритибы (Torre Panoramica de Curitiba)

Панорамная башня Куритибы (Torre Panorâmica de Curitiba) – телекоммуникационная 109 метровая башня в Куритибе, со смотровой площадкой, расположенной на высоте 95 м, с которой открывается потрясающий вид на город. Открыта для посетителей со вторника по воскресенье с 10 до 19 часов.

Руа 24 орас (Rua 24 Horas) или Улица 24 часа

Руа 24 орас (Rua 24 Horas) или Улица 24 часа – популярное место отдыха и шопинга у туриство и местных жителей. Представляет собой крытую 120 метровую улицу, где футуристическая структура из металла и стекла укрывает 34 магазина, кафе и рестораны, работающие круглосуточно. Работает бесплатный Wi-Fi.



В середине XX века в Куритибе наблюдался значительный прирост населения со 120 тыс. человек в 1942 году до 609 тыс. к 1970 году. И, что характерно для городов Бразилии, большинство этих людей проживало в фавеллах — трущебах, где дома из картона и другого подручного материала. В обществе воцарилась поголовная бедность, безработица, вырос уровень преступности среди несовершеннолетних.



Позднее, в 1971-м, на волне кадровых перестановок Лернер сам возглавил городскую администрацию. В должности мэра он пробыл три срока (хотя и с перерывами) и ещё дважды избирался губернатором штата. Так что за 30 лет пребывания у власти он имел реальную возможность осуществления своих идей, в чём преуспел.


Первой проблемой, с которой предстояло разобраться новому меру стал мусор. Городские мусоровозы не могли даже проехать в районы фавелл, так как там не было улиц. И, как следствие, вырастали кучи мусора, в которых плодились грызуны, и распространялись всевозможные заболевания.


Вскоре десятки тысяч детей вычистили всю округу, они быстро научились распознавать различные типы пластика. А их родители стали использовать полученные автобусные билеты, чтобы добираться до деловой части города, где они работали.

62 самых бедных района города обменяли 11 тыс. тонн мусора почти на миллион автобусных билетов и 1200 тонн еды. Бумажный мусор, отправляемый там в переработку, ежедневно спасает от вырубки 1200 деревьев.


Талоны на автобус и карточки для магазина — не единственный вид местных денег в Куритибе, возникший от такого подхода к уборке мусора. Например, специально для реставрации исторических зданий, создания озелененных зон и строительства муниципального жилья и сокращения расходов городской казны была введена иная система. Назвали ее solcriado (буквально — искусственная поверхность), а вот как она работает.

Как у большинства городов, здесь есть детальный план городских зон, регламентирующий этажность построек. В Куритибе же применяются две нормы: обычная и максимальная. Например, если отель с поэтажной площадью 10 000 м.кв. строится в зоне, где обычной допустимой нормой является 10 этажей, а максимальной — 15, и если владелец отеля хочет построить 15 этажей, то ему придется докупить еще 50 000 м.кв. (5×10 000) на рынке solcriado. Сам город здесь играет только роль посредника, уравновешивающего спрос и предложение на этом рынке. Вырученные средства направляются напрямую на реставрацию близлежащих исторических зданий. Таким образом, владелец отеля платит за реставрацию дома, чтобы получить право надстройки дополнительных этажей в своем отеле — и содержание старого фонда в надлежащем состоянии обеспечивается без всяких финансовых вливаний со стороны города.


Другим источником таких solcriado стали зеленые зоны, в которых деревья находятся под защитой. Несколько обширных общественных парков полностью финансируются таким способом. Владелец крупного участка земли получает право на освоение одной стороны улицы при условии, что другая сторона станет городским парком. Жилье обретает дополнительную ценность, если оно расположено рядом с парком, до которого легко дойти пешком, и у жителей Куритибы появляется еще один парк, куда они могли бы отравиться в выходные, да и городу не нужно влезать в долги или повышать налоги ради этого. Выигрывают все.


Расчищение городского пространства навело порядок и в сознании горожан. Первоначальный протест рабочего населения, лозунги, призывающие перекопать уникальный ландшафт, сменились активной гражданской позицией в защиту модернизации и усовершенствования городской среды. Урбанизация населения — еще один краеугольный камень политики Лернера. В сознание горожан постепенно закладываются новые ценности: достойное образование, стабильный заработок, взаимное уважение. На сегодняшний день Куритиба обладает самой развитой в Бразилии системой социальной поддержки и одной из самых жизнеспособных образовательных и просветительских программ. При этом налоги в Куритибе не выше, чем в целом по стране.


Пользование общественным транспортом поощряется. Это позволяет общественному транспорту быть лучше и удобнее, чем частные автомобили. Например, он движется быстрее благодаря оригинальному способу посадки в автобус: пассажиры, пользуясь своими автобусными билетами, проходят на специально оборудованную автобусную остановку, а когда к остановке подходит автобус, в нем открывается внутренние отсеки и большие группы людей выходят и входят за несколько секунд. Не надо тратить время на сбор билетов или денег.


Также для общественного транспорта были введены специальные экспресс-маршруты, что сделало автобус самым удобным и быстрым средством городского транспорта. Единый тариф позволяет человеку объехать всю транспортную сеть независимо от расстояния. Здесь же предусмотрена интеграция с внутрирайонными транспортными системами. Реальным доказательством выгоды общественного транспорта стало то, что его предпочитает большинство горожан. Каждый четвертый пользователь общественного транспорта владеет автомобилем, но в поездках по городу выбирает не его. Благодаря эффективной системе общественного транспорта в деловой части города удалось создать несколько пешеходных улиц, к которым относится и Главный бульвар. На этих улицах проходят концерты местных музыкантов, театральные представления и фестивали детского творчества.


В городе существует бесплатный Университет окружающей среды, который предлагает краткосрочные курсы строителям, инженерам, владельцам магазинов и водителям такси. Им рассказывают о том, как их повседневная деятельность влияет на окружающую среду.

Куритиба единственный город Бразилии, степень загрязненности которого сейчас ниже, чем в 50-х годах XX века. Здесь ниже уровень преступности и выше уровень образованности по сравнению с другими городами Бразилии, это единственный город страны, который отказывается от субсидий федерального правительства, так как сам решает свои проблемы.

Здешний ботанический сад разбит на месте бывшей городской свалки, он служит рекреационным и исследовательским центром.


В Куритибе на одного жителя приходится 52 м.кв. зеленой площади. По нормам ООН идеальным считается 48 м.кв. площади зеленых насаждений на человека, и такой уровень едва ли достижим (если достижим вообще) в городах, как первого, так и третьего мира. Кроме того, в эти парки легко попасть, пользуясь системой общественного транспорта, так что обычные люди могут пользоваться всеми их преимуществами.


Доказательством правильности развития Куритыбы стало признание её ООН экологически образцовым городом.

Или к чему может привести безфинансовая экономика в масштабах целого города.

В 1971 г архитектор Жайме Лернер стал мэром Куритибы, столицы юго-восточного штата Парана в Бразилии. Городское население, что типично для той местности, плодилось как грибы: в 1942 г. его численность составляла 120 тыс. человек, а когда Жайме стал мэром, перевалила за миллион. К 1997 г. население города достигло 2.3 млн. человек. И, что характерно для тех мест, большинство этих людей проживало в фавеллах — трущобах, где дома из картона и другого “подручного материала”.

В последние годы распространением большей части билетов занимался частный сектор. По 50% билетов корпорации выдавали своим служащим. Параллельно увеличивалась доля фруктов и овощей в обмен на мусор. В праздники в обмен на «мусорные деньги” давали праздничные блюда. Школьная программа по сбору мусора позволила обеспечить тетрадями самых бедных учеников.
Вскоре десятки тысяч детей вычистили всю округу, они быстро научились распознавать различные типы пластика. А их родители стали использовать полученные автобусные билеты, чтобы добираться до деловой части города, где они работали.

Талоны на автобус и карточки для магазина — не единственный вид местных денег в Куритибе, возникший от такого подхода к уборке мусора. Например, специально для реставрации исторических зданий, создания озелененных зон и строительства муниципального жилья и сокращения расходов городской казны была введена иная система. Назвали ее solcriado (буквально — искусственная поверхность), а вот как она работает.

Как у большинства городов, здесь есть детальный план городских зон, регламентирующий этажность построек. В Куритибе же применяются две нормы: обычная и максимальная. Например, если отель с поэтажной площадью 10 000 м.кв. строится в зоне, где обычной допустимой нормой является 10 этажей, а максимальной — 15, и если владелец отеля хочет построить 15 этажей, то ему придется докупить еще 50 000 м.кв. (5х10 000) на рынке solcriado. Сам город здесь играет только роль посредника, уравновешивающего спрос и предложение на этом рынке. Вырученные средства направляются напрямую на реставрацию близлежащих исторических зданий. Таким образом, владелец отеля платит за реставрацию дома, чтобы получить право надстройки дополнительных этажей в своем отеле — и содержание старого фонда в надлежащем состоянии обеспечивается без всяких финансовых вливаний со стороны города.

Другим источником таких solcriado стали зеленые зоны, в которых деревья находятся под защитой. Несколько обширных общественных парков (всего их в городе 16) полностью финансируются таким способом. Владелец крупного участка земли получает право на освоение одной стороны улицы при условии, что другая сторона станет городским парком. Жилье обретает дополнительную ценность, если оно расположено рядом с парком, до которого легко дойти пешком, и у жителей Куритибы появляется еще один парк, куда они могли бы отравиться в выходные, да и городу не нужно влезать в долги или повышать налоги ради этого. Выигрывают все.

Самое интересное, с нашей точки зрения, что сам рынок solcriado превратился в разновидность дополнительной валюты, которая позволяет Куритибе получать те общественные блага, для которых в других городах требуется традиционное финансирование. К тому же, когда вводится в действие новая хорошо продуманная денежная система, появляется нечто большее, чем деньги и экономическая активность. Сегодня средний заработок жителя Куритибы примерно в 3,5 раза превышает минимальный по стране. Однако его реальный совокупный доход самое меньшее еще на 30% выше (т.с. приблизительно в 5 раз выше минимального). И эта разница в 30% появилась исключительно благодаря нетрадиционной «мусорной” форме денег.

Другим показателем служит то, что Куритиба ныне обладает самой развитой в Бразилии системой социальной поддержки и одной из самых жизнеспособных образовательных и просветительских программ. При этом налоги в Куритибе не выше, чем в целом по стране.
Успех Куритибы вызвал внутреннюю иммиграцию в нее, так что население города росло быстрее, чем в штате Парана и в целом по стране. Практика использования обычной национальной валюты в комплексе с хорошо продуманной дополнительной валютой продолжается уже более 25 лет. Этот подход позволил городу третьего мира достичь уровня жизни высокоразвитых стран за время жизни одного поколения.

Стратегия развития Куритибы

Пользование общественным транспортом поощряется. Это позволяет общественному транспорту быть лучше и удобнее, чем частные автомобили. Например, он движется быстрее благодаря оригинальному способу посадки в автобус: пассажиры, пользуясь своими автобусными билетами, проходят на специально оборудованную автобусную остановку, а когда к остановке подходит автобус, в нем открывается внутренние отсеки и большие группы людей выходят и входят за несколько секунд. Не надо тратить время на сбор билетов или денег. Также для общественного транспорта были введены специальные экспресс-маршруты, что сделало автобус самым удобным и быстрым средством городского транспорта. Единый тариф позволяет человеку объехать всю транспортную сеть независимо от расстояния. Здесь же предусмотрена интеграция с внутрирайонными транспортными системами. Реальным доказательством выгоды общественного транспорта стало то, что его предпочитает большинство горожан. Каждый четвертый пользователь общественного транспорта владеет автомобилем, но в поездках по городу выбирает не его. Благодаря эффективной системе общественного транспорта в деловой части города удалось создать несколько пешеходных улиц, к которым относится и Главный бульвар. На этих улицах проходят концерты местных музыкантов, театральные представления и фестивали детского творчества.


• Обычно, если население города превышает миллион жителей, требуется строить метро, чтобы избежать транспортных заторов, а в городах, где ежедневно образуется более 1000 тонн ТБО необходимо строить крупные заводы по сортировке и переработке мусора.
В Куритибе нет ни того, ни другого. Инвестиции на развитие местной системы общественного транспорта составляют только % затрат на строительство метро. Сэкономленные суммы позволяют Куритибе оснастить свой автобусный парк самым современным и экологичным транспортом в мире.

Тут существует бесплатный Университет окружающей среды, который предлагает краткосрочные курсы строителям, инженерам, владельцам магазинов и водителям такси. Им рассказывают о том, как их повседневная деятельность влияет на окружающую среду. Само здание университета удивительный памятник архитектуры, оно сложено главным образом из обработанных телеграфных столбов и построено на территории, которая теперь выглядит как идиллический озерный пейзаж, хотя раньше это место было заброшенной каменоломней

• Куритиба единственный город Бразилии, степень загрязненности которого сейчас ниже, чем в 50-х годах XX века. Здесь ниже уровень преступности и выше уровень образованности по сравнению с другими городами Бразилии, это единственный город страны, который отказывается от субсидий федерального правительства, ибо сам решает свои проблемы

• Здешний ботанический сад разбит на месте бывшей городской свалки, он служит рекреационным и исследовательским центром. Кроме того, существует 16 парков – и каждый посвящен отдельной теме. Как следствие, в Куритибе на одного жителя приходится 52 м.кв. зеленой площади. По нормам ООН идеальным считается 48 м.кв. площади зеленых насаждений на человека, и такой уровень едва ли достижим (если достижим вообще) в городах, как первого, так и третьего мира. Кроме того, в эти парки легко попасть, пользуясь системой общественного транспорта, так что обычные люди могут (да они так и делают) пользоваться всеми их преимуществами

Читайте также: