В чем сущность принципа добровольности равноправия самоуправления законности гласности

Обновлено: 28.06.2024

Тема раскрывает важнейший аспект политической жизни — роль и сущность политических партий. Изучение темы ведётся с опорой на уже рассмотренные понятия: политика, гражданское общество, государство, политический режим. Следует учитывать, что подробное изучение вопроса о партиях предстоит в старших классах.

2. Сформировать у школьников необходимые ориентиры для определения каждым самостоятельной позиции по отношению к существующим политическим партиям.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); самоконтроль и самооценивание; умение слушать и вступать в диалог; готовность к жизненному и личностному самоопределению.

План изучения нового материала

1. Общественно-политические движения.

2. Политические партии.

Варианты организации учебной деятельности

«Статья 9. Общественное движение

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

Желательно разъяснить назначение основных документов партии — программы и устава. Программа определяет принципы деятельности политической партии, её цели и задачи, а также методы реализации целей и задач. Устав в соответствии с целями и задачами партии определяет наименование партии, описание её символов (если они имеются), условия и порядок приёма в члены партии, права и обязанности членов партии, порядок избрания руководящих органов партии и другие положения.

Возможно составление таблицы, закрепляющей содержание двух первых пунктов плана.

Отличия партий от общественно-политических движений

Общественно - политические движения

Взгляды на социальные проблемы

«Основные принципы деятельности политических партий

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

Изложенные в Законе принципы могут быть охарактеризованы самим учителем либо стать для учащихся предметом самостоятельного анализа (если текст статьи размножен и предоставлен учащимся). В любом случае следует раскрыть смысл ряда имеющихся в этой статье политических терминов: в чём сущность принципа добровольности? равноправия? самоуправления? законности? гласности? Как следует понимать общедоступность информации об учредительных и программных документах партий?

Дополнительный материал для учителя

Политические партии свободно распространяют информацию о своей деятельности, пропагандируют свои взгляды, цели и задачи; участвуют в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; участвуют в выборах и референдумах; создают региональные, местные и первичные отделения; организуют и проводят собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия; учреждают средства массовой информации и пользуются на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации; создают объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями; защищают свои права и представляют законные интересы своих членов; устанавливают и поддерживают международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступают в международные союзы и ассоциации.

Завоевавшая власть партия (или несколько партий, объединившихся вокруг одинаковых требований, создавших коалицию) проводит политику, в которой находят отражение интересы поддерживающих эту партию социальных групп. Другие партии предлагают проводить иной политический курс, критикуют политику властей, т. е. находятся в оппозиции.

Подводя итог, целесообразно подчеркнуть, что существенными признаками многопартийности являются, во- первых, конкурентная борьба различных партий за поддержку избирателей и, во-вторых, наличие как партий правящих, так и партий оппозиционных.

Литература для учителя

Касьянов В. В. Обществознание: учеб, пособие для ссу- зов / В. В. Касьянов. — Ростов н/Д, 2002. — Гл. 3. — § 6.

Обществознание: учеб. / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — Гл. 7.

Козырев Г. И. Введение в политологию / Г. И. Козырев. — М., 2004. — Гл. 9.

1. Данная статья устанавливает основные принципы деятельности политических партий. Эти принципы в первую очередь основаны на Конституции Российской Федерации.
2. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности, гласности. Эти принципы закреплены в ст. 30 Конституции Российской Федерации: каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
3. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных комментируемым Законом.
К таким ограничениям относятся:
- запрет на создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности;
- запрещение создания политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности;
- создание структурных подразделений политических партий допускается только по территориальному признаку;
- запрет на создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;
- недопущение деятельности политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях;
- недопущение вмешательства политических партий в учебный процесс образовательных учреждений;
- запрет на создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и их структурных подразделений;
- возможность приостановления деятельности политической партии в связи с введением на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения.
4. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Кроме того, ст. 55 Конституции Российской Федерации устанавливает: перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
5. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной. Все сведения, начиная от сведений о намерениях создать политическую партию и о представлении в федеральный уполномоченный орган соответствующих документов, которые подаются организационным комитетом, подлежат публикации в общероссийских периодических печатных изданиях. Также сведения о создании и ликвидации политических партий публикуются в общероссийских периодических печатных изданиях.
6. Принцип создания политическими партиями равных возможностей для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления для мужчин и женщин, граждан Российской Федерации разных национальностей, являющихся членами политической партии, следует из положений ст. 19 Конституции Российской Федерации, устанавливающих, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 5. Территориальная сфера деятельности политической партии

Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации.

Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий

Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

2. Партия осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и Программой Партии, информация о которых является общедоступной.

Статья 31. Хозяйственная деятельность политической партии

1. Политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, в том числе вопросов оплаты труда, предпринимательской деятельности, получения и использования денежных средств и иного имущества.

3. В целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии, политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:

а) информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности;

б) изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции;

в) продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения не вправе осуществлять виды предпринимательской деятельности, не указанные в пункте 3 настоящей статьи.

Доходы от предпринимательской деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений не могут перераспределяться между членами политической партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных ее уставом.

3. Партия является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчётный счёт в банке, вправе от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком, третьим лицом, а также заявителем и заинтересованным лицом в суде, арбитражном и третейском судах, Партия не отвечает по обязательствам своих членов, а члены Партии не отвечают по обязательствам Партии. Партия не отвечает по обязательствам государства и его органов. Государство не отвечает по обязательствам Партии.

Предложение Сергея Масленкина: А может отменить возможность ведения партией коммерческой деятельности? А то пункт пункт очень плохой есть: "Партия не отвечает по обязательстваи членов партии. член партии не отвечает по обязательствам партии. "Получается - и партия есть, и члены, а ни кто ни за кого не отвечает((
Нужно - "партия отвечает за членов партии. члены партии отвечают за партию". Так будет - почти живой организм))

Пояснение: Отменить коммерческую деятельность партии нельзя, она прямо предусмотрена ст.31 закона и ограничена. Дело самой партии заниматься ею или нет. Пункт по обязательствам основан на нормах Гражданского Кодекса РФ, он идёт в контексте с правами партии как юридического лица и не носит политического характера.

Статья 7. 1. Политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии.

Статья 21. Устав политической партии 2. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие: …а также описание символов (если они имеются);

4. Партия имеет печать со своим наименованием, штампы и бланки, а также может иметь эмблему, флаг и другие символы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Эмблемой Партии является…

Эмблема Партии предназначена для использования в общественно-политической деятельности и может размещаться на различной полиграфической продукции, флагах, транспарантах, значках и других видах наглядной агитации и рекламной продукции.

Эмблема Партии одновременно является эмблемой структурных подразделений Партии, которые также как и Партия, имеют право ее использования, за исключением предпринимательской деятельности и передачи права на её использование третьим лицам.

Пояснение: .Если эмблема есть, не можно, а нужно точное описание - на это прямо указывает закон. Если на съезде не будет принята эмблема, то п.5 надо будет убирать. Предложений по эмблеме, кроме вышеуказанного не поступало. Нужно обсуждение и согласие всех (делегатов и авторов) и точное описание.

Статья 9. Ограничения на создание и деятельность политических партий

Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку.

6. Структуру Партии образуют её структурные подразделения – региональные, местные и первичные отделения, созданные и действующие на территории Российской Федерации только по территориальному признаку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

7. Партия может иметь свой гимн, слова и музыка которого утверждаются Съездом Партии.

Статья 6. Наименование политической партии

1. В наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном…

Статья 21. Устав политической партии 2. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие:

б) наименование политической партии, в том числе сокращенное

Предложение по п.8:

Пояснение: Это сделать можно, но уже в заполненных документах для оргкомитета (протоколы и т.д.) слово партия написано с большой буквы.

Пояснение: Указание на полное м сокращенное наименование партии сделано на основании ст.ст. 6 и 21 закона.

Статья 16. Документы, представляемые для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии

е) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;

Статья 27. Обязанности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений (в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 421-ФЗ)

2. Политическая партия один раз в три года представляет в федеральный уполномоченный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа…

Принцип законности (ст. 15 Конституции РФ) в отличие от верховенства закона означает, что органы государственной власти, в том числе исполнительной, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения равны перед законом и обязаны его соблюдать.

Принцип легитимности тесно связан с принципом демократизма, т.е. оказанием доверия и поддержки народом органам государственной власти и органам местного самоуправления в соответствии со ст. 32, 33, 130, 131 Конституции РФ. Без осуществления этого принципа любые органы государственной власти и местного самоуправления будут функционировать неэффективно, решая преимущественно задачи узкого круга лиц. Наглядный пример неудовлетворительной легитимности (доверия) избирателей к институту советников в г. Москве – выборы 19 декабря 1999 г., когда около 45% бюллетеней по выборам в советники оказались недействительными, так как на них не было никаких отметок ни за конкретного кандидата (кандидатов), ни против всех.

Принцип гласности предполагает не только открытость информации, и прежде всего законодательства, но и доступность и подотчетность органов МСУ и должностных лиц по вопросам, затрагивающим права, свободы и законные интересы граждан. Любые правовые акты органов МСУ, уполномоченных должностных лиц, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения.

Гласность – важный принцип деятельности органов МСУ. Он имеет особое значение для реализации прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе права на МСУ. Органы МСУ обязаны уделять большое внимание реализации данного принципа, который проявляется как право на информацию через свободу печати и слова, собраний, доступ к материалам и документам, отсутствие цензуры в деятельности средств массовой информации, отчеты должностных лиц местного самоуправления перед населением и т.д. Природа местного сообщества как корпоративного территориального образования предполагает определенный уровень доверия, межличностного общения, обмена информацией. Недостаток информированности населения о деятельности органов местного самоуправления создает массу вопросов и ситуаций, затрудняющих функционирование норм муниципального права, искажает демократическую природу отношений в МО.

Осуществление принципа гласности в организации и деятельности МСУ может иметь и ограниченный характер. Ограничения или отказ в доступе к информации могут быть связаны с:

• экономическими (коммерческими) интересами местного самоуправления, отдельных физических и юридических лиц;

• судебным процессом или предварительным следствием, если только на ознакомление и получение указанных документов не будет дано разрешение компетентными органами;

• тайной частной жизни, личных дел человека, историей его болезни и т.п.;

• иной, охраняемой законом тайной.

§ 2. Принцип законности

§ 2. Принцип законности Принцип законности означает, что исключительно федеральный уголовный закон регламентирует ответственность виновного в преступлении лица.Данный принцип слагается из ряда правовых требований. Первое из них — приоритет международного уголовного

Статья 5. Принцип законности

Статья 5. Принцип законности (1) Никто не может быть признан виновным в совершении правонарушения, а также подвергнут наказанию за его совершение иначе как в соответствии с законом о правонарушениях. (2) Применение других положений законодательства в ущерб лицу,

Раздел VIII Гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции

Раздел VIII Гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции Статья 37. Контроль за деятельностью милиции Контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент

36. Принцип законности прокурорского надзора

36. Принцип законности прокурорского надзора Это самый важный принцип организации и осуществления прокурорского надзора, который является необходимым условием соблюдения всех прочих принципов. Суть его состоит в том, что вся деятельность прокуратуры происходит строго

38. Принцип гласности

38. Принцип гласности Гласность является необходимым условием существования современного демократического общества. Для деятельности прокуратуры, выступающей от имени государства, соблюдение принципа гласности имеет крайне важное значение, что закреплено

Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых

22. Принцип гласности в МСУ

22. Принцип гласности в МСУ Органы и должностные лица МСУ обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами другой, полной и

22. Принцип гласности судопроизводства

22. Принцип гласности судопроизводства Принцип гласности судопроизводства закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, где установлено, что разбирательство во всех судах открытое. Открытое разбирательство означает, что при слушании уголовных, гражданских и арбитражных дел

7. Принцип законности

7. Принцип законности Отдельное место среди принципов гражданского процессуального права занимает присущий любой отрасли права общеправовой (межотраслевой) принцип законности.По ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,

Статья 3. Принцип законности

Статья 3. Принцип законности 1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.2. Применение уголовного закона по аналогии не

Статья 3. Принцип законности

Статья 3. Принцип законности Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности части первой статьи 3 см. Определение Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 №270-О.1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия

Раздел IV. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права как часть системы правоохранительной деятельности государства

Раздел IV. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права как часть системы правоохранительной деятельности государства Тема 15. Правоохранительная деятельность как средство обеспечения

СТАТЬЯ 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

СТАТЬЯ 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых

Как совмещается правило о соблюдении врачебной тайны и принцип открытости и гласности судопроизводства?

Как совмещается правило о соблюдении врачебной тайны и принцип открытости и гласности судопроизводства? Открытость и гласность судопроизводства, своевременное, квалифицированное, объективное информирование общества о деятельности судов общей юрисдикции


Оглавление

  • 1. Понятие и предмет конституционного права
  • 2. Источники конституционного права
  • 3. Конституция РФ как источник конституционного права
  • 4. Соотношение конституционного и других отраслей права
  • 5. Принципы конституционного права
  • 6. Субъекты конституционного права
  • 7. Нормы конституционного права
  • 8. Конституционные правоотношения
  • 9. История конституционного права
  • 10. Принцип разделения властей
  • 11. Принцип народовластия
  • 12. Содержание и правовое закрепление российского федерализма
  • 13. Принцип приоритета прав и свобод человека

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Принципы конституционного права

Принципы права — основополагающие, исходные начала права, определяющие его направленность и содержание. Различают общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Поскольку конституционное право является системообразующей основой для всей системы российского права, доминирующее положение в нем занимают общеправовые принципы (демократия, законность, справедливость, гуманизм).

К числу конституционных принципов относятся:

3) разделение властей;

4) государственный суверенитет РФ;

7) верховенство Конституции РФ;

8) равенство граждан перед законом и судом;

9) равноправие граждан.

Народовластие (демократия) означает, что носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). Преамбула Конституции РФ написана от имени народа России.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся в соответствии с законодательством РФ. Народовластие осуществляется как в сфере государственного управления, так и в сфере местного самоуправления. Народовластие обеспечивается совокупностью политических прав.

Никто не может присваивать себе власть в РФ. Захват власти и присвоение властных полномочий преследуются по закону.

Суверенитет РФ означает, что РФ — независимое государство, самостоятельно решающее свои внутренние вопросы. Вмешательство во внутренние дела РФ извне недопустимо. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Регулирование вопросов, касающихся территории, осуществляется законодательством РФ. Споры о принадлежности территории между государствами решаются договорным путем.

Верховенство Конституции РФ означает, что все нормативные акты независимо от статуса издавших их органов должны соответствовать Конституции РФ как Основному Закону. В случае противоречия между нормами Конституции РФ и другого закона действуют нормы Конституции РФ. Вопросы принадлежности территории какому-либо государству решаются договорным путем.

Территория РФ целостна и неприкосновенна.

Принцип равенства граждан перед законом и судом означает, во-первых, наличие общего для всех общегражданского статуса и, во-вторых, отсутствие дискриминации, которая запрещается в какой-либо форме. В РФ запрещена дискриминация по половому, национальному или какому-либо другому признаку. Закон имеет одинаковый смысл для всех, а его нарушение влечет одинаковую для всех ответственность.

Принцип равноправия граждан означает наличие равного количества прав у всех граждан по закону. Этот принцип предполагает не фактическое, а юридическое равенство.

Гласность реализуется путем обязательного опубликования текста закона для всеобщего ознакомления. Все законы, издаваемые в РФ, должны быть опубликованы в определенном порядке и в определенный срок в официальных изданиях.

Читайте также: