В чем сущность эксперимента который в пьесе отец осуществляет над сыном жизнь есть сон

Обновлено: 04.07.2024

Парадоксально, что Сехисмундо жил как во сне, в невменяемом состоянии до того, как начал думать о том, что жизнь подобна сну. Напротив, мысль о сне пробуждает от сна, заставляет бодрствовать его сознание. Жизнь Сехисмундо начинает всплывать из марева сна по мере того, как он обнаруживает в ней нечто настоящее. Делать это ему крайне непросто: герой с самого детства не знает, кто он такой, кто его родители, почему он находится в неволе. Он просто живет совершенно животный образ жизни в стенах своей темницы. Затем он переживает самое тяжкое потрясения — его поманили властью, богатством, великолепием и красотой и тут же стали уверять, что все это было лишь обманчивым видением. После опьянения страстями, когда Сехисмундо буйствовал во дворце, желая наверстать упущенное, взять все у жизни сполна, без отлагательства и без стеснения, наступает горькое похмелье. Что же спасает его от отчаяния? Догадка о том, что не все было сном, что есть нечто подлинное, непреходящее – любовь.

Таков первый шаг в преображении зверя в человека. Преображение это становится все сильнее по мере того, как идея жизнь есть сон сменяется идеей жизнь есть театр. Сперва две мысли существуют в голове Сехисмундо в неразделенности — все роли, которые играют люди, столь призрачны, что ни за одну из них братьев не стоит.

Мысль о тщете мира выражена очень ярко, однако вскоре окажется, что сама судьба опроверггнет такую точку зрения – достаточно вспомнить судьбу шута Кларина. Во время битвы он, не желая принимать участие в охватившей всю страну войне, прячется за скалой и оказывается единственным убитым в сражении, настигнутый шальной пулей. Этой смертью автор показывает, что невозможно бежать от мира, как невозможно бежать от себя — это в равной степени относится и к шуту, и к королю Басилио, и к Сехисмундо; задача каждого заключается в прямо противоположном — в том, чтобы обрести себя. Когда Сехисмундо раздумывает, взяться ли за роль претендента на престол, стать ли сознательным героем в исторической драме, войска предлагают ему покинуть темницу и начать борьбу за свои права. Велик соблазн ставшего привычным отшельничества, в котором он мог бы спокойно предаваться размышлениям о тщете человеческого существования. Но Сехисмундо уже начал постигать его значение. Напряженная работа сознания не прошла зря — работа, без которой невозможно становление человека. Человеком, утверждает Кальдерон, не рождаются, человеком становятся; человек — не столько творение природы, сколько творение собственного духа. Окончательно же человек обретает свою сущность в сопричастии человеческому сообществу — в Великом Театре Мира. Наступает стремительная кода драмы, в которой Сехисмундо будет мужественно и благородно следовать взятой на себя трудной роли. Он великодушно отпускает Клотальдо и берется рыцарски благородно сражаться за честь Росауры. Победив врагов, Сехисмундо определяет в башню-тюрьму вызволившего его из нее мятежного солдата (!). Сехисмундо часто сравнивают с Гамлетом: оба – герои-мыслители, и действие обоих произведений во многом определяется движением их мысли. Оба принца сталкиваются с враждебной судьбой, с трагическим состоянием мира, оба мучительно не приемлют несправедливость. Но Гамлета больше всего терзает зло, царящее в окружающей действительности, Сехисмундо же приходит к выводу, что самое страшное — зло, живущее в нас самих. Кульминация драмы — его победа над самим собой.

Краткое содержание:

Тем временем Клотальдо приводит к королю Росауру, которая, тронутая участием монарха, рассказывает, что она — женщина и оказалась в Польше в поисках Астольфо, связанного с ней узами любви — именно её портрет носит принц Московии на груди. Клотальдо оказывает молодой женщине всяческую поддержку, и она остается при дворе, в свите инфанты Эстрельи под именем Астреа.

Басилио решает передать свою корону Астольфо, который не оставляет притязаний на руку Эстрельи. Инфанта просит свою новую подругу Астреа раздобыть для нее портрет, который принц Московии носит на груди. Астольфо узнает её, и между ними происходит объяснение, в ходе которого Росаура поначалу отрицает, что она — это она. Все же правдами и неправдами ей удается вырвать у Астольфо свой портрет — она не хочет, чтобы его видела другая женщина. Её обиде и боли нет предела, и она резко упрекает Астольфо в измене.

Узнав о решении Басилио отдать корону Польши принцу Московии, народ поднимает восстание и освобождает Сехизмундо из темницы. Люди не хотят видеть чужестранца, на престоле, а молва о том, где спрятан наследный принц, уже облетела пределы королевства; Сехизмундо возглавляет народный бунт. Войска под его предводительством побеждают сторонников Басилио, и король уже приготовился к смерти, отдав себя на милость Сехизмундо. Но принц переменился: он многое передумал, и пришел к выводу: вне зависимости от того, сон наша жизнь или нет, вести себя нужно достойно и творить добро. Если мы не спим, делать это нужно для того, чтобы в мире царило добро, если же бытие только сон – чтобы иметь друзей, когда он закончится. Сехизмундо сам припадает к стопам Басилио как верный подданный и послушный сын. Сехизмундо делает ещё одно усилие и переступает через свою любовь к Росауре ради чувства, которое женщина питает к Астольфо. Принц Московии пытается сослаться на разницу в их происхождении, но тут в разговор вступает благородный Клотальдо: он говорит, что Росаура — его дочь, он узнал её по шпаге, когда-то подаренной им её матери. Таким образом, Росаура и Астольфо равны по своему положению и между ними больше нет преград, и справедливость торжествует — Астольфо называет Росауру своей женой. Рука Эстрельи достается Сехизмундо. Со всеми Сехизмундо приветлив и справедлив.

жизнь есть сон кальдерон краткое содержание

Основой пьесы послужили конфликты между человеком и природой, личностью и властью, долгом и судьбой. Целью же всего произведения было раскрыть сущность человеческой натуры и бытия. Отсюда и специфический жанр произведения – религиозно-философская драма.

Жизнь есть сон Педро Кальдерон де ла Барка, 1637

Самая известная и значительная пьеса выдающегося поэта и драматурга Золотого века Испании Кальдерона была впервые опубликована в 1635 году. В ней рассказывается о конфликте между судьбой и долгом, человеком и природой, властью и личностью. Данное издание сопровождается вступительной статьей специалиста по литературе и искусству XVIXVII вв. Оксаны Разумовской.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь есть сон предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Разумовская О.В., вступительная статья, 2018

© Издание, оформление. ООО Группа , 2018

«Кальдерон открывает зрителям глаза на всеобщий драматизм существования…

Что касается сравнения с Шекспиром, то оно скорее изящно, чем справедливо. Подобное определение умаляет самобытность фигуры Кальдерона, а Шекспира превращает в объект для сопоставления, застывший эталон, которым он никогда не был. Принадлежа к числу ключевых фигур в литературе своего времени, эти два драматурга принадлежали к разным эпохам: в творчестве Шекспира отразились ведущие тенденции искусства Ренессанса, Кальдерон же в своих произведениях наиболее полно воплотил эстетику и идеологию барокко. Роднят их только степень одаренности, восходящая к гениальности, и масштабность, общечеловеческая значимость созданных ими характеров.

Ровесник своего века, Кальдерон родился в 1600 году в семье небогатого дворянина, служившего в казначействе. В те времена в Испании знатность происхождения еще могла компенсировать ограниченность средств и служила пропуском в мир привилегированных членов общества. Перед сыном аристократа открывались блестящие перспективы — хорошее образование, покровительство монархов, любовь утонченных красавиц, воинская слава, карьера при дворе или духовный сан. Все это было в жизни Кальдерона, но не принесло ему счастья. Пережив своих родных, наставников, возлюбленную, сына, драматург мог лишь повторить слова персонажа своей пьесы:

Как редко, редко лжет судьба,

Когда предсказывает горе,

И как сомнительна для счастья,

Кальдерон в течение многих лет совмещал эти два занятия — сочинительство и военное ремесло — однако ухудшение здоровья в начале 1640-х гг. заставило его сделать окончательный выбор в пользу литературы. К тому моменту он оставался единственным продолжателем традиций Лопе де Веги в испанском театре, наследником традиций золотого века, однако в его творчестве ренессансные тенденции, определявшие характер произведений его наставника, уступают место барочным настроениям и соответствующему стилю.

Вега, но достаточно, чтобы навеки вписать имя Кальдерона в историю мировой литературы и театра.

Зрители-современники Кальдерона, воспитанные в строгом католическом духе, знакомые с детства не только с основными догматами христианского вероучения, но и с риторикой и образностью проповедей, притч и житийной литературы, с легкостью распознавали в истории злосчастного принца религиозный подтекст и моральную дидактику. Сехизмундо был наказан прежде, чем согрешил: еще до появления на свет он был признан виновным (в соответствии с представлением о первородном грехе). Его отец, увлекшийся астрологией и другими неугодными церкви науками, прочитал по расположению звезд и другим предзнаменованиям судьбу своего сына. Все указывало на то, что еще не родившийся младенец принесет своим родным немало горя, а достигнув зрелости и сменив отца на престоле, ввергнет свое отечество в бездну страданий, подчиняясь своей необузданной и порочной природе. Приняв гипотезу (к тому же полученную из столь недостоверного источника) за аксиому, Басилио поставил под сомнение важнейший догмат католического вероучения — представление о свободе воли, — сделав Сехизмундо заложником собственных заблуждений и духовной слепоты.

Появление Розауры в Полонии ускоряет развитие событий, одновременно придавая им непредсказуемость и динамичность. Она помогает Сехизмундо осознать и принять зыбкость границы между грезой и реальностью. Любовь к Розауре не обещает принцу счастья, но помогает встать на путь духовного пробуждения и преодоления обременявших его пороков и страстей — жестокости, властолюбия и похоти.

Знатная дама Росаура, переодетая мужчиной, в сопровождении слуги Кларнета заблудилась в горах, недалеко от замка польского короля. Приближается ночь, вокруг пустынно, но неожиданно спутники различают вдали башню, из которой доносятся стенания плененного Сехизмундо.

жизнь есть сон кальдерон краткое содержание по действиям

Кальдерон, пьесы – краткое содержание – Русская историческая библиотека

Кальдерон, пьесы – краткое содержание

Драматические пьесы Кальдерона делятся на духовные и светские. В духовных он, подобно Лопе де Веге, держится ортодоксальной католической точки зрения, вполне принимает все учения римской церкви, верит всем легендам её; редко проявляется у Кальдерона христианская кротость. У него владычествует такой суровый фанатизм, что его справедливо называют поэтом инквизиции.

Грубость и жестокость понятий Кальдерона объясняется характером общества, в котором он жил и для которого писал. Монах, придворный поэт, сочинявший для церковных праздников пьесы с аллегорическими фигурами, смотревший на аутодафе (сожжения еретиков), не мог быть гуманным.

Подобно картинам Мурильо и Веласкеса религиозные драмы Кальдерона написаны для служения католической церкви. Но они имеют большое художественное достоинство. «В духовных драмах Кальдерона, – говорит Розенкранц, – много разнообразия, и поэт высказывает в них свои задушевные мысли.

Наиболее сильным религиозным энтузиазмом проникнуты те духовные драмы Кальдерона, который написаны для спектаклей на праздник тела Господня, в прославление догмата пресуществления.

Нам кажется странной господствующая в них смесь поэзии, схоластики и теософии, но надо удивляться искусству, с каким Кальдерон умеет соединять между собой эти разнохарактерные элементы.

Его аллегорические фигуры: Вера, Благодать, Грех, Природа, Язычество, Дьявол – утомляют своим однообразием, являясь каждая во множестве драм; но Кальдерон умеет обрисовывать их живыми чертами.

Таинственная шпага

Клотальдо остается один и вспоминает, что давным-давно отдал эту шпагу Вьоланте, обещая, что окажет помощь любому, кто вернет оружие обратно. Тюремщик подозревает, что странный незнакомец (он принял Росауру за мальчика) – его сын. За помощью в решении сложной ситуации он обращается к польскому королю Басилио.

У Басилио нет детей, и на его престол претендуют двое племянников: Эстрелья, дочь старшей сестры, и Астольфо, сын младшей сестры. При этом молодые люди влюблены друг в друга. Эстрелью смущает в предложении Астольфо пожениться лишь то, что он носит на груди портрет незнакомой женщины. Молодые люди приходят к королю и просят его назначить наследника.

кальдерон жизнь есть сон краткое содержание

Сейчас читают

Однажды недалеко от озера слетелись птицы, собрались звери, чтобы устроить суд над одним из зимних месяцев. Решили они на декабрь пожаловаться, вынести ему приговор за то

Рассказ начинается с крестовых битв в 12 столетий. Крестоносцы проиграли в битве и подписали мирный договор с султаном Саладином, который правил Иерусалимом. В Иерусалим прибыли военнопленные

Лорд Энрико Астон захватывает замок Равенсвуд. Он обеспокоен тем, что они упускают наследника Эдгара. Астон говорит о том, что брак его сестры Лючии и лорда Артура Бэклоу укрепили бы их позиции. Лючия категорически против этого союза.

Наследник

На просьбы молодых людей Басилио отвечает, что у него есть законный наследник – Сехизмундо. Но когда мальчик еще не родился, астролог предсказал, что он принесет своей матери смерть, всю жизнь будет сеять вокруг себя хаос и даже осмелится поднять на отца руку. Первое предсказание сбылось сразу же – королева умерла при родах. Поэтому король решил запереть опасного ребенка в башне. Теперь Басилио решил посадить его на престол. Если принц оправдает возложенные надежды, то станет законным наследником.

История Росауры и воцарение Сехизмундо

Сехизмундо во сне перевозят во дворец. Утром он просыпается, и ему говорят, что он владыка. Принц начинает творить бесчинства, уподобляясь дикому зверю. Басилио не выдерживает и велит усыпить его и отнести обратно в темницу.

педро кальдерон жизнь есть сон краткое содержание

Проснувшись, Сехизмундо пребывает в смятении. Клотальдо говорит, что ему просто привиделся странный сон. Да и вообще, так ли отличима жизнь от сновидения?

Развязка

Народ Польши, узнав о решении Басилио посадить на престол Астольфо, восстает и освобождают Сехизмундо. Он возглавляет бунт и побеждает защитников Басилио. Король готовится к смерти, помня о необузданном нраве своего сына. Но Сехизмундо сильно изменился, он склоняется перед отцом как верный его вассал.

Астольфо отказывает жениться на Росауре из-за разницы в происхождении, но Клотальдо признается, что она его дочь. Теперь препятствий к браку нет. Эстрелья же достается в жены Сехизмундо, который теперь справедлив, великодушен и приветлив. Наследник объясняет такие перемены тем, что боится вновь очнуться в темнице.

Анализ пьесы Педро Кальдерона “Жизнь есть сон”

– наследный принц, государства Полония, который растёт в башне-тюрьме без человеческого общества. Единственным человеком, которого он видел, был тюремщик Клотальдо.

В результате Сехизмундо рос в печали, и каждый день думал, почему у него такая судьба. Он думал, почему Бог дал волю речке, рыбе, птице, зверю, а его обделил.

А в ходе своих размышлений и страданий он приходит к тому, что ничего плохого не делал, и может быть виновен лишь в том, что родился.

Так, по воле звёзд и отца, Сехизмундо оказывается заточенным на долгие годы в темницу. Но всё меняется, когда переодетые в мужскую одежду Росаура и её слуга случайно находят башню Сехизмундо.

Они входят вовнутрь и встречают принца, который был очень удивлён, встретив незнакомых людей. Но их голоса привлекают внимание Клотальдо, который зовёт на помощь стражу.

Однако принц яростно защищает путников, угрожая, что если с ними что-то случится, то он закончит жизнь самоубийством.

Но кое-что удивило Клотальдо: шпага, находившаяся у Росаулы (которую все до сих пор считали мужчиной) была отдана самим Клотальдо его любимой Вьоланте.

Он пообещал ей когда-то, что поможет любому кто принесёт ему эту шпагу. Клотальдо начал догадываться, что этот мужчина – его сын.

Тем временем Басилио терзаемый уговорами Астольфо и Эстельи (сына его младшей сёстры и старшей дочери) оставить престол им, он признаётся, что у него есть сын.

Приказав слугам дать Сехизмундо снотворного и перенести его во дворец, он хотел испытать правдивость предсказания. Но очнувшийся новоиспеченный король Сехизмундо был жесток и резок, и даже сбросил с балкона в море слугу, который ему посмел возразить. Басилио, разочаровавшись в сыне, приказал напоить его опять снотворным и отнести назад в тюрьму, сказав, что всё что было – сон.

Сехизмундо проснулся в недоумении и снова разочаровался в своей судьбе. Однако Клотальдо сказал ему слова, которые изменят его жизнь в будущем: добро – и во сне добро.

А король тем временем решает отдать трон Астольфо и Эстельи, но народ не хочет принимать чужаков (Астольфо был принцем далёкой Московии) и устраивает бунт. Они освобождают Сехизмундо

и присоединяются к нему.

Войска принца побеждают защитников Басилио и король сдаётся, готовясь к смерти. Но Сехизмундо прощает его, став пред ним на колени ведь добро – и во сне добро.

В итоге Астольфо женится на Росауре (они были давно связаны узами любви, но не могли жениться из-за низкого происхождения Росауры, Клотальдо признал её как свою дочь и влюблённые стали равны по происхождению). Сехизмундо женился на Эстильи ( хоть и любит Росауру, но идёт на уступки ради её счастья). С тех пор Сехизмундо

был добрым и справедливым королём.

В своей драме Педро Кальдерон хотел показать, что даже если жизнь человека

Основой пьесы послужили конфликты между человеком и природой, личностью и властью, долгом и судьбой. Целью же всего произведения было раскрыть сущность человеческой натуры и бытия. Отсюда и специфический жанр произведения – религиозно-философская драма.

Кальдерон, пьесы – краткое содержание – Русская историческая библиотека

Кальдерон, пьесы – краткое содержание

Драматические пьесы Кальдерона делятся на духовные и светские. В духовных он, подобно Лопе де Веге, держится ортодоксальной католической точки зрения, вполне принимает все учения римской церкви, верит всем легендам её; редко проявляется у Кальдерона христианская кротость. У него владычествует такой суровый фанатизм, что его справедливо называют поэтом инквизиции.

Грубость и жестокость понятий Кальдерона объясняется характером общества, в котором он жил и для которого писал. Монах, придворный поэт, сочинявший для церковных праздников пьесы с аллегорическими фигурами, смотревший на аутодафе (сожжения еретиков), не мог быть гуманным.

Подобно картинам Мурильо и Веласкеса религиозные драмы Кальдерона написаны для служения католической церкви. Но они имеют большое художественное достоинство. «В духовных драмах Кальдерона, – говорит Розенкранц, – много разнообразия, и поэт высказывает в них свои задушевные мысли.

Наиболее сильным религиозным энтузиазмом проникнуты те духовные драмы Кальдерона, который написаны для спектаклей на праздник тела Господня, в прославление догмата пресуществления.

Нам кажется странной господствующая в них смесь поэзии, схоластики и теософии, но надо удивляться искусству, с каким Кальдерон умеет соединять между собой эти разнохарактерные элементы.

Его аллегорические фигуры: Вера, Благодать, Грех, Природа, Язычество, Дьявол – утомляют своим однообразием, являясь каждая во множестве драм; но Кальдерон умеет обрисовывать их живыми чертами.

Знатная дама Росаура, переодетая мужчиной, в сопровождении слуги Кларнета заблудилась в горах, недалеко от замка польского короля. Приближается ночь, вокруг пустынно, но неожиданно спутники различают вдали башню, из которой доносятся стенания плененного Сехизмундо.

Жизнь есть сон

Продолжение после рекламы:

Брифли существует благодаря рекламе:

Продолжение после рекламы:

Басилио решает передать свою корону Астольфо, который не оставляет притязаний на руку Эстрельи. Инфанта просит свою новую подругу Астреа раздобыть для неё портрет, который принц Московии носит на груди. Астольфо узнает её, и между ними происходит объяснение, в ходе которого Росаура поначалу отрицает, что она — это она. Все же правдами и неправдами ей удаётся вырвать у Астольфо свой портрет — она не хочет, чтобы его видела другая женщина. Её обиде и боли нет предела, и она резко упрекает Астольфо в измене.

Узнав о решении Басилио отдать корону Польши принцу Московии, народ поднимает восстание и освобождает Сехизмундо из темницы. Люди не хотят видеть чужестранца на престоле, а молва о том, где спрятан наследный принц, уже облетела пределы королевства; Сехизмундо возглавляет народный бунт. Войска под его предводительством побеждают сторонников Басилио, и король уже приготовился к смерти, отдав себя на милость Сехизмундо. Но принц переменился: он многое передумал, и благородство его натуры взяло верх над жестокостью и грубостью. Сехизмундо сам припадает к стопам Басилио как верный подданный и послушный сын. Сехизмундо делает ещё одно усилие и переступает через свою любовь к Росауре ради чувства, которое женщина питает к Астольфо. Принц Московии пытается сослаться на разницу в их происхождении, но тут в разговор вступает благородный Клотальдо: он говорит, что Росаура — его дочь, он узнал её по шпаге, когда-то подаренной им её матери. Таким образом, Росаура и Астольфо равны по своему положению и между ними больше нет преград, и справедливость торжествует — Астольфо называет Росауру своей женой. Рука Эстрельи достаётся Сехизмундо. Со всеми Сехизмундо приветлив и справедлив, объясняя своё превращение тем, что боится снова проснуться в темнице и хочет пользоваться счастьем, словно сном.

Таинственная шпага

Клотальдо остается один и вспоминает, что давным-давно отдал эту шпагу Вьоланте, обещая, что окажет помощь любому, кто вернет оружие обратно. Тюремщик подозревает, что странный незнакомец (он принял Росауру за мальчика) – его сын. За помощью в решении сложной ситуации он обращается к польскому королю Басилио.

У Басилио нет детей, и на его престол претендуют двое племянников: Эстрелья, дочь старшей сестры, и Астольфо, сын младшей сестры. При этом молодые люди влюблены друг в друга. Эстрелью смущает в предложении Астольфо пожениться лишь то, что он носит на груди портрет незнакомой женщины. Молодые люди приходят к королю и просят его назначить наследника.

Наследник

На просьбы молодых людей Басилио отвечает, что у него есть законный наследник – Сехизмундо. Но когда мальчик еще не родился, астролог предсказал, что он принесет своей матери смерть, всю жизнь будет сеять вокруг себя хаос и даже осмелится поднять на отца руку. Первое предсказание сбылось сразу же – королева умерла при родах. Поэтому король решил запереть опасного ребенка в башне. Теперь Басилио решил посадить его на престол. Если принц оправдает возложенные надежды, то станет законным наследником.

История Росауры и воцарение Сехизмундо

Сехизмундо во сне перевозят во дворец. Утром он просыпается, и ему говорят, что он владыка. Принц начинает творить бесчинства, уподобляясь дикому зверю. Басилио не выдерживает и велит усыпить его и отнести обратно в темницу.

Проснувшись, Сехизмундо пребывает в смятении. Клотальдо говорит, что ему просто привиделся странный сон. Да и вообще, так ли отличима жизнь от сновидения?

Развязка

Народ Польши, узнав о решении Басилио посадить на престол Астольфо, восстает и освобождают Сехизмундо. Он возглавляет бунт и побеждает защитников Басилио. Король готовится к смерти, помня о необузданном нраве своего сына. Но Сехизмундо сильно изменился, он склоняется перед отцом как верный его вассал.

Астольфо отказывает жениться на Росауре из-за разницы в происхождении, но Клотальдо признается, что она его дочь. Теперь препятствий к браку нет. Эстрелья же достается в жены Сехизмундо, который теперь справедлив, великодушен и приветлив. Наследник объясняет такие перемены тем, что боится вновь очнуться в темнице.

Анализ пьесы Педро Кальдерона “Жизнь есть сон”

– наследный принц, государства Полония, который растёт в башне-тюрьме без человеческого общества. Единственным человеком, которого он видел, был тюремщик Клотальдо.

В результате Сехизмундо рос в печали, и каждый день думал, почему у него такая судьба. Он думал, почему Бог дал волю речке, рыбе, птице, зверю, а его обделил.

А в ходе своих размышлений и страданий он приходит к тому, что ничего плохого не делал, и может быть виновен лишь в том, что родился.

Отец принца

– король Басилио, увлекался астрологией. И вот однажды, звёзды предсказали королю, что его сын принесёт смерть матери, будет сеять вокруг смерть и хаос и даже, поднимет руку на отца. И первое предсказание сбылось: мать Сехизмундо погибла после родов. Басилио принимает решение заключить новорожденного принца в темницу, дабы спасти государство и себя от своего сына.

Так, по воле звёзд и отца, Сехизмундо оказывается заточенным на долгие годы в темницу. Но всё меняется, когда переодетые в мужскую одежду Росаура и её слуга случайно находят башню Сехизмундо.

Они входят вовнутрь и встречают принца, который был очень удивлён, встретив незнакомых людей. Но их голоса привлекают внимание Клотальдо, который зовёт на помощь стражу.

Однако принц яростно защищает путников, угрожая, что если с ними что-то случится, то он закончит жизнь самоубийством.

Но кое-что удивило Клотальдо: шпага, находившаяся у Росаулы (которую все до сих пор считали мужчиной) была отдана самим Клотальдо его любимой Вьоланте.

Он пообещал ей когда-то, что поможет любому кто принесёт ему эту шпагу. Клотальдо начал догадываться, что этот мужчина – его сын.

Тем временем Басилио терзаемый уговорами Астольфо и Эстельи (сына его младшей сёстры и старшей дочери) оставить престол им, он признаётся, что у него есть сын.

Приказав слугам дать Сехизмундо снотворного и перенести его во дворец, он хотел испытать правдивость предсказания. Но очнувшийся новоиспеченный король Сехизмундо был жесток и резок, и даже сбросил с балкона в море слугу, который ему посмел возразить. Басилио, разочаровавшись в сыне, приказал напоить его опять снотворным и отнести назад в тюрьму, сказав, что всё что было – сон.

Сехизмундо проснулся в недоумении и снова разочаровался в своей судьбе. Однако Клотальдо сказал ему слова, которые изменят его жизнь в будущем: добро – и во сне добро.

А король тем временем решает отдать трон Астольфо и Эстельи, но народ не хочет принимать чужаков (Астольфо был принцем далёкой Московии) и устраивает бунт. Они освобождают Сехизмундо

и присоединяются к нему.

Войска принца побеждают защитников Басилио и король сдаётся, готовясь к смерти. Но Сехизмундо прощает его, став пред ним на колени ведь добро – и во сне добро.

В итоге Астольфо женится на Росауре (они были давно связаны узами любви, но не могли жениться из-за низкого происхождения Росауры, Клотальдо признал её как свою дочь и влюблённые стали равны по происхождению). Сехизмундо женился на Эстильи ( хоть и любит Росауру, но идёт на уступки ради её счастья). С тех пор Сехизмундо

был добрым и справедливым королём.

В своей драме Педро Кальдерон хотел показать, что даже если жизнь человека

Биографические сведения о Педро Кальдероне известном испанском драматурге и поэте XVII века, характеристика периодов его творчества. Принципы и основные характеристики пьес Кальдерона, тема судьбы в его наиболее известном произведении "Жизнь есть сон".

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.05.2015
Размер файла 19,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА

Студентка: Синицкая Анастасия

Преподаватель: Котариди Ю.Г.

Известность Кальдерона росла: королем Филиппом IV он был посвящен в рыцари ордена Святого Иакова, регулярно получал от него заказы на пьесы для театра, устроенного при дворе во дворце Буэн-Ретиро. Исполняя свои воинские обязанности, Кальдерон участвовал в подавлении Сегадорского восстания или Войны жнецов, членов национального католонского движения, выступавших против испанского абсолютизма. Но в 1642 году он оставил службу из-за проблем со здоровьем, а позднее становится терциарием ордена святого Франциска, принимает монашеские обеты, но остается в миру.

Через несколько лет произошло рукоположение Кальдерона в священники, что многие склонны связывать со смертью его родного брата и появлением на свет незаконнорожденного сына, хотя до нас и не дошли сведения, достаточные для подтверждения таких предположений. После его пьесы становятся аллегорическими, теряя светскую направленность, тяготея к библейским сюжетам. Но даже обращаясь к откровенно религиозным темам, Кальдерон отказывался от ортодоксальных принципов, трактуя поставленные проблемы с долей аскетизма и демократизма, присущим раннему христианству. Несмотря на востребованность и должность королевского капеллана при Филиппе IV и Карле II, последние годы драматурга прошли в заметной бедности.

Умер Кальдерон в воскресенье 25 мая 1681 года, и в этот день во всех главных городах страны разыгрывались сочиненные им ауто.

Возвращаясь конкретно к творчеству Кальдерона, стоит отметить, что его обычно разделяют на два периода. Первый - реалистический, до 1651 года, когда он создает в основном светские пьесы и лишь небольшое количество священных ауто, и второй период, следующий после 1651 года. Почти все это время драматург создавал ауто, отвлекаясь иногда на сочинение зрелищных пьес для дворцовых празднеств.

Кальдерон достаточно противоречиво сочетает мотивы Возрождения и барокко. Следуя традиции испанской литературы эпохи Ренессанса, он вместе с тем выражает разочарование в гуманизме Возрождения, находя в самой природе человека источник зла, жестокости и порока. Он пишет, используя для своих пьес барочную модель, которая была создана еще Лопе де Вега. Суть ее заключается в умелом использовании двух элементов: принципа активно развивающейся интриги и смешения комического с трагическим. Кальдерон доводит до совершенства формулу, выведенную его учителем, превращая очищенную от всего лишнего пьесу в настоящее сценическое действо.

Твой гнев моим грехом оправдан.

Грех величайший - бытие.

Тягчайшее из преступлений -

Родиться в мире. Это так.

Каркас пьесы составляют контраст и динамическое равновесие, колебания между крайностями, нагнетание противоположностей и парадоксов. бинарная оппозиция в системе образов: с каждым из персонажей Сехизмундо образует пару, в которой можно наблюдать отношения двойничества, враждебные или наоборот.

В основу произведения заложены конфликты между человеческим существом и природными силами, властью и личностью и, что наиболее важно, между роком - властью звезд - и свободной волей, то есть каждый из персонажей пьесы так или иначе сталкиваются с выбором, борются с судьбой.

Например, отец Сехизмундо, король Басилио. Он - самодержец, чьей воле обязаны повиноваться все. Несмотря на высокий статус и власть, он все же оказывается бессильным перед судьбой. Всеми силами пытаясь избавить себя от осуществления предсказания, Басилио, сам того не ведая, лишь приближает исполнение пророчества. Он не старается мыслить глубже, чтобы изменить ситуацию в корне, а лишь отгораживается от беды, прибегая к самому очевидному способу решения проблемы: забирает у собственного сына свободу. Кто знает, каким стал бы Сехизмундо без ненависти и обиды в сердце из-за жизни, проведенной в одиночестве за стенами башни.

Таким образом судьба Сехизмундо оказывается предопределенной с самого начала. Принц не может понять причин своей несвободы. Он с завистью говорит о том, что наделено свободой в этом мире буквально все, кроме него:

Какая ж это справедливость,

Какой же требует закон,

Чтоб человек в существованьи

Тех преимуществ был лишен,

В тех предпочтеньях самых главных

Был обделенным навсегда,

В которых взысканы Всевышним

Зверь, птица, рыба и вода?

В сознании же самого Сехизмундо между свободой внешней и внутренний стоит знак равенства, что определяет дальнейшее развитие сюжета пьесы. Изначально принц лишен как внешней, так и внутренней свободы, для него отсутствует всякая возможность проявления собственной воли. После освобождения и обретения свободы внешней ему предстоит осознать, что он не может считать себя полностью освобожденным, из-за отсутствия собственно внутренней свободы, так как над ним все еще нависает рок предопределенной судьбы. Постепенно юноша учится отделять вечное от мимолетного и несущественного, одерживая победу в сватке с судьбой. Это стало возмжным именно благодаря тому, что принц, в отличие от своего отца, повлиял на ситуацию, пропустив ее через себя, а не действовал как бы поверхностно. В конце Сехизмундо обретает долгожданную настоящую свободу - внутреннюю и внешнюю. Далее, вместе с престолом он получает способность влиять на судьбы других людей. Так, например, становится возможной свадьба Астольфо и Росауры.

Нельзя оставить без внимания и Клотальдо, чья воля для принца, заключенного в башне, была буквально божественной, потому что изначально он единственный мог общаться с Сехизмундо и влиять на его жизнь. Но это, конечно же, лишь то, что видел отделенный от социума юноша, потому как Клотальдо был лишь проводником между внешним миром и местом заточения, исполняя приказы и указания короля Басилио, полностью находясь в его власти. Но судьба распоряжается так, что старик встречает свою дочь, которую не видел с самого рождения. Он должен был отнять ее жизнь, но, не в силах совершить чудовищного деяния, воспротивился воле короля:

Хотя, к твоим ногам упавши,

Я должен был бы счастлив быть,

На этот раз мой рок печальный,

О, государь, судьбы веленьем

Нарушил правило привычки

И верноподданность мою.

Рассуждения на тему судьбы мы также встречаем в разговоре Астольфо и Эстрельи. Первый убежден, что неприятности и беды не зависят от воли человека и обстоятельств, происходит то, что должно было произойти:

Как редко, беды возвещая,

Судьба неверною бывает,

Она сомнительна во благе

И необманчива во зле.

Прекрасным был бы астрологом,

Кто постоянно возвещал бы

Одни несчастья; нет сомненья,

Они сбывались бы всегда.

драматург поэт творчество кальдерон

Список литературы

4. Степанов Г.В. Слово о Кальдероне./ / Степанов Г.В. Язык.

5. Литература. Поэтика. М, 1988

Подобные документы

Конфликты между человеком и природой, властью и личностью, роком и свободой воли в пьесе Кальдерона "Жизнь есть сон". Повышенная метафоричность, образный поэтический язык, логически выстроенные диалоги и монологи, в которых раскрывается характер героев.

реферат [23,3 K], добавлен 05.12.2009

Главные подходы к интерпретации пьесы Педро Кальдерона "Жизнь есть сон". Понятие хронотопа, его основные виды. Время Вечности и время личности в пьесе. Действительность, создаваемая в художественном произведении. Пространственные доминанты пьесы.

реферат [34,8 K], добавлен 12.09.2014

"Жизнь есть сон" - пьеса испанского драматурга Педро Кальдерона де ла Барка. "Потерянный рай" - эпическая поэма Джона Мильтона. "Путешествия Гулливера" - программный манифест Свифта. Повесть Дени Дидро "Монахиня". Произведения Г.Э. Лессинга, П. Бомарше.

курс лекций [69,9 K], добавлен 14.03.2010

Биография Кальдерона. Творчество Кальдерона. Его периоды. Проблема жанровой классификации творчества. Драмы Кальдерона. "Саламейский алькальд". "Священные ауто…". Комедии Кальдерона.

реферат [33,3 K], добавлен 27.04.2003

Основні риси епохи Відродження. Типові особливості творів барокко. Життя та творчість Педро Кальдерона де ла Барки. Системний аналіз драми "Життя це сон" як синтезу філософських ідей, міфологічних сюжетів, асимільованих у відповідності до ідеології епохи.

Читайте также: