В чем специфика законодательной политики в древнем китае

Обновлено: 30.06.2024

Источники права.
Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае появились в государстве Шань, а в Х в. до н.э. в Чжоу якобы существовал Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тысячи статей.
Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом "Обозрения законов", относящийся к 536 году до н.э.
Лишь на рубеже V—IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов "Книга законов царства Вэй", составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки. В ханьском Китае в III — II вв. до н.э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. "Книга законов царства Вэй" была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах.

Правовая доктрина конфуцианства и легизма и ее влияние на развития древнекитайского права.
Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния двух противоборствующих философских учении, как правовая система Древнего Китая, в истории которой этико-политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими факторами самого поступательного развития права, его идейных основ, принципов и институтов, а также механизмов правоприменения, традиционного правопонимания китайцев.
Общей чертой этих двух древнекитайских школ была их политическая направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на "рациональных", "справедливых" началах, но понимаемых каждой школой по-разному. Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся в результате компромиссом.
Требование строгого соблюдения "ли", находящего выражение в скрупулезно разработанном ритуале, определяло особое, принципиально отличное от легистов, отношение конфуцианцев к законодательной форме как к некоему мерилу, образцу правильного поведения, не требующему во всех случаях ни строгого соблюдения, ни обязательной судебной защиты.
На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V—III в. до н.э.), усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В этот период и было создано законченное легистское учение об управлении народом и государством наиболее ярким представителем легизма Шан Яном, отстаивающим абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определяет всю жизнь подданных.
Легисты проповедовали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний, исходили из обязательности превентивных мер и коллективной ответственности, обеспечивающих "хорошее управление", отказывались признавать наличие какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления. Жестоко карать, по их мнению, следовало даже за малейшее нарушение приказов государя. Проповедуя своеобразное "равенство" перед законом, неотвратимость наказаний за совершенные преступления, легисты стремились лишить знать, чиновничество различных княжеств наследственных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти. Не случайно крайнее ужесточение наказаний, требование их неотвратимости было прямо связано с развитием понятия преступления против государства.
Обострение противоборства двух идеологий, давшего новый импульс становлению традиционных черт и институтов древнекитайского права, относится ко второй половине III в. до н.э., когда легизм в его крайней форме становится официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221—207 гг. до н.э.), а легисты приходят к власти, претворяя в жизнь свои правовые воззрения путем безуспешных попыток насильственно вытравить из массового сознания конфуцианские догматы с помощью преследования их поборников и носителей, уничтожения конфуцианских книг и пр. Согласно легенде, Циньский император Шихуанди в 213 году до н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги, предав казни 400 ученых-конфуцианцев.
С утверждением династии Хань на последнем этапе формирования древнекитайского права (III в. до н.э. — III в. н.э.) — этапе формальной победы конфуцианства — происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение — ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится осмысление с позиций тогдашних знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества. Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм "ли", официально признанного ритуала.
Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения. Из этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали. Мораль задавала стереотип поведения, право с помощью наказаний запрещало от него уклоняться. Нормы господствующей конфуцианской морали должны были отныне насаждаться силой, строгой карой закона ("фа"), что и нашло выражение в формулах ортодоксального конфуцианства: "там, где недостает "ли", следует применять "фа", или то, что наказуемо по "фа", не может быть дозволено по "ли", то, что позволено по "ли", не может быть наказуемо по "фа".
Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому, что нормы "ли" приобрели большую обязательность и формализм, а в право были перенесены целые пассажи из канонизированных к этому времени конфуцианских произведений "Чжоу ли", "И ли", "Ли цзы", в которых еще в начале второй половины 1 тысячелетия до н.э. были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали.

В истории правовой системы Древнего Китая определяющими факторами стали этико-политические догмы конфуцианства и политико-правовые концепции ле- гизма, повлиявшие на поступательное развитие права, его идейные основы, принципы и институты, механизм правоприменения и традиционное правопонимание китайцев

В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа.

На первом этапе в шанско-иньском и раннечжоуском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли) Они определяли отношение членов китайского общества к правителю — вану — и регулировали внутрисемейные отношения . Эти нормы строились на почитании родителей, старших, преклонении перед знатностью и преданности вану

Правовые нормы в это время еще не вычленялись из общей массы религиозноэтических норм, с которыми они составляли единое целое . Вместе с тем все большее значение по мере укрепления власти ванов приобретали распоряжения и приказы правителя, его приближенных и высших чиновников, исполнение обеспечивалось принуждением

до н . э . великий философ Конфуций создал свое учение . Авторитет этого философа стал непререкаемым и пережил в китайском обществе века

Основная философская идея конфуцианства — гармония. Она считалась главным условием всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей . Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция являлся не закон, а соблюдение традиций и моральных норм (ли) . Именно они закрепляли некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении меры во всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам

Требование строгого соблюдения ли, находящего выражение в скрупулезно разработанном ритуале, определяло особое, принципиально отличное от предлагаемого легистами отношение к законодательной форме Конфуцианцы считали правовую норму неким мерилом, образцом правильного поведения, не требующим во всех случаях ни строгого соблюдения, ни обязательной судебной защиты

На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V-III вв .

до н . э . ), усилилась роль права со стабильным комплексом наказаний. В этот период было создано законченное легистское учение об управлении народом и государством.

Наиболее яркий представитель легизма — Шан Ян, отстаивавший абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определял всю жизнь подданных. Легисты проповедовали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний; исходили из обязательности превентивных мер; считали, что только коллективная ответственность обеспечит хорошее управление; отказывались признавать наличие какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления

Жестоко карать, по мнению легистов, следовало даже за малейшее нарушение приказов государя. Проповедуя своеобразное равенство перед законом и неотвратимость наказаний за совершенные преступления, легисты стремились лишить знать и чиновничество различных княжеств наследственных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти Не случайно крайнее ужесточение наказаний, требование их неотвратимости было прямо связано с развитием понятия преступления против государства

Во второй половине III в до н э произошло обострение противоборства двух идеологий, что дало новый импульс становлению традиционных черт и институтов древнекитайского права

Легизм в его крайней форме стал официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221 -207 гг. до н . э . ) . Легисты пришли к власти и начали претворять в жизнь свои правовые воззрения . Делали они это путем многих безуспешных попыток насильственно вытравить из массового сознания конфуцианские догмы с помощью преследования их поборников и носителей, уничтожения книг и пр. Согласно легенде, циньский император Шихуанди в 213 г . до н . э . приказал сжечь все конфуцианские книги, предав казни 400 ученых-конфуцианцев .

С утверждением династии Хань на последнем, третьем этапе формирования древнекитайского права (III в .

до н. э . — III в . н . э . ) — этапе формальной победы конфуцианства — произошло слияние легизма и конфуцианства в новое учение, получившее название ортодоксального ханьского конфуцианства. Главным назначением его стало осмысление позиций знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества

Нормы господствующей конфуцианской морали должны были отныне насаждаться силой и строгой карой закона (фа), что нашло выражение в формулах ортодоксального конфуцианства

♦ Там, где недостает ли, следует применять фа.

♦ То, что наказуемо по фа, не может быть дозволено по ли .

♦ То, что позволено по ли, не может быть наказуемо по фа

Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае появились в государстве Шань в Х в . до н . э . В Чжоу существовал Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тыс статей

2) отрезание носа;

3) отрубание одной или обеих ног;

5) смертная казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием

Лишь на рубеже V-IV вв .

Появление писаных законов не могло изменить порядок, свойственный праву Древнего Китая, согласно которому непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлений Конфуцием и его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений

Читайте также: