Государственная социальная помощь как организационно правовая форма социального обеспечения диплом

Обновлено: 02.07.2024

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:

  • круг обеспечиваемых;
  • источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;
  • виды обеспечения;
  • условия и размеры обеспечения;
  • органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие организационно-правовые формы социального обеспечения :

  1. государственное (обязательное) социальное страхование;
  2. социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
  3. государственная социальная помощь.

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Согласно теории вероятности страховой риск - это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения.

Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального риска:

  • связь с общественной организацией труда;
  • предполагаемый характер;
  • объективные причины наступления.

Государственное (обязательное) социальное страхование

Основной организационно-правовой формой является государственное (обязательное) социальное страхование. В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.

Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.
Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.

Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета

Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета.

Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.

Социальная помощь

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.

Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам).

Видами социальной помощи являются:

  • социальные пенсии;
  • социальные пособия;
  • субсидии;
  • компенсационные выплаты малообеспеченным пенсионерам;
  • компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, и другие виды компенсационных выплат;
  • единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам;
  • бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви);
  • дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
  • дотации на оплату коммунально-бытовых услуг;
  • помощь престарелым и инвалидам на дому;
  • полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых;
  • содержание детей в детских приютах;
  • оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов.

Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи .

В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.

Социальное обеспечение российских граждан осуществляется в различных организационно-правовых формах, для каждой из которых характерно наличие достаточно большого объема специального законодательства, регулирующего конкретный сегмент сферы социального обеспечения.

В специальной литературе раскрываются только отдельные аспекты организационных форм социального обеспечения в России или определенные проблемы, существующие в данной сфере. Комплексного, всестороннего исследования выбранной темы исследования с учетом последних изменений законодательства в этой сфере до настоящего времени проведено не было.

Целью курсовой работы является анализ законодательства, регламентирующего существующие в России организационные формы социального обеспечения.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть понятие осуществления социального обеспечения;
  2. рассмотреть существующие организационных форм социального обеспечения в России;
  3. дать анализ законодательства, регламентирующего организационные формы социального обеспечения;
  4. составить обобщающие выводы по итогам исследования.

Объектом исследования являются совокупность общественных правоотношений, возникающих в связи с осуществлением полномочий органами государственной власти РФ в сфере осуществления социального обеспечения.

Предметом исследования выступают нормы российского законодательства, регламентирующие существующие в России организационные формы социального обеспечения, а также взгляды ученых по рассматриваемой проблематике.

При написании работы использованы такие методы исследования как метод сравнительного правоведения, метод системного анализа, логический, формально-юридический методы.

Теоретическая база исследования представлена анализом законодательства Российской Федерации, регулирующим организационные формы социального обеспечения, работами ученых по выбранной теме исследования.

Структурно курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.

В действующем законодательстве не дается определения социального обеспечения. В научной среде также до сих пор не выработано единообразное, универсальное понятие осуществления социального обеспечения, несмотря на то, что оно достаточно широко используется как в теории, так и практике органами, наделенными полномочиями в сфере социальной защиты и социального обеспечения. В связи с чем социальное обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в научно обоснованной дефиниции.

В нашей стране существует три основные организационно-правовые формы социального обеспечения, которые в силу положений ст. 39 Конституции РФ гарантируются каждому гражданину.

Первая организационно-правовая форма представляет собой обязательное социальное страхование и предоставляемое застрахованным лицам в его рамках материальное обеспечение. Данная организационно-правовая форма социального обеспечения обязательной в силу закона и осуществляется за счет страховых платежей, вносимые работодателями или самозанятыми лицами. Вторая организационно-правовая форма представляет собой социальное обеспечение граждан, осуществляемое за счет бюджетных ассигнований всех трех уровней (федерального, регионального и местных бюджетов). Третья, смешанная, организационно-правовая форма социального обеспечения представляет собой определенную комбинацию первых двух названных форм социального обеспечения.

Указанные подсистемы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам и размерам выплат, органам управления. Законодательство, регламентирующее каждую из перечисленных организационных форм социального обеспечения, достаточно разнообразно и включает в свою структуру значительный объем федерального законодательства.

Перечисленные федеральные законы являются базовыми и не отражают сами по себе в полной мере всей специфики существующих организационных форм социального обеспечения. Они выполняют роль фундамента, на основе которого уже строятся все три основных формы социального обеспечения, каждая из которых дополняется большим массивом специального законодательства, регламентирующего отдельный, узкий сегмент сферы социального обеспечения.

Готовые работы

Инсайт — (от англ. insight - проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) — сложное интеллектуальное явление, суть которого состоит в неожиданном, отчасти интуитивном понимании стоящей проблемы и нахождении ее решения.

Читайте также: